Перейти к содержанию
Гость Эльтебер

Каракорум

Рекомендуемые сообщения

 

Теперь возвращаюсь к своему вопросу, озвученному анонсом выше. 

Почему два новоявленных археологических памятника современной Монголии, "Хар-Бухын-Балгас" и "Хар-Хорин",удалены друг от друга аж на 17 километров!

Хотя Рашид ад-Дин и Джувейни емнип утверждали, что это практически один город, который впоследствии заново отстроил Угедей.

У кого какие мысли будут на этот счет?

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
17 минут назад, АксКерБорж сказал:

 

Теперь возвращаюсь к своему вопросу, озвученному анонсом выше. 

Почему два новоявленных археологических памятника современной Монголии, "Хар-Бухын-Балгас" и "Хар-Хорин",удалены друг от друга аж на 17 километров!

Хотя Рашид ад-Дин и Джувейни емнип утверждали, что это практически один город, который впоследствии заново отстроил Угедей.

У кого какие мысли будут на этот счет?

 

Приведите данные, что РАД и Джувейни утверждали, что это практически один город.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

10 часов назад, АксКерБорж сказал:

1) Ата-Мелик Джувейни "Тарих'иДжехангуша'и":

"... Начало их поколения и возвышения имело место на берегах реки Оркон, которая берет начало на горе что они зовут Кара-Корум; город построенный ханом в настоящее время также назван в честь сей горы. Тридцать рек стекает с нее, у каждой реки жил отдельный народ".

Река Оркон - место возвышения монголов - и гора Кара-Корум - с которой берет начало р.Оркон. И город назван в честь этой горы. 

Река - в единственном числе, здесь никак не подходит Он-уркун. Это из Вашей же цитаты. Вы противоречите самому себе.

10 часов назад, АксКерБорж сказал:

Вопрос о чтении оригинального названия реки и ее отождествлении нами уже рассмотрен, если кратко, то тогуз-огузская / татарская река вовсе не современный Орхон, а созвучное тюркское название десятиречья - Он уркун (десять рек). 

Если у РАДа и Джувейни река Орхон, то у АКБ Он-Уркун. Класс! Поправлять таких авторов - супер! 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

10 часов назад, АксКерБорж сказал:

2) Ибн Мухаммад аль-Идриси "Нузхат алт-муштак фи-хтирак алт-афак":

"... В стране Тугузгуз есть город по имени Х.з.х.ракат. Короткий день лежит между этим городом и городом кагана, короля той страны. Там много удобств и мастерских. Много железа приносят туда, и из этого города к другим зависимым владениям страны Тюрок.

Вы уже дали ответ, а потом задаете вопрос. Вы что, проверяете читаем ли ваши посты? 

4 часа назад, АксКерБорж сказал:

Теперь возвращаюсь к своему вопросу, озвученному анонсом выше. 

Почему два новоявленных археологических памятника современной Монголии, "Хар-Бухын-Балгас" и "Хар-Хорин",удалены друг от друга аж на 17 километров!

По Вашим выкладкам дневной путь - 30-40 км. 

17км - и есть короткий (неполный день).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

18 часов назад, АксКерБорж сказал:

А вот якобы руины мегаполиса (Кара-Корума) мирового значения (вдалеке все тот же монастырь).

Явно не тот объект даже по масштабам. 

2.jpg

image.jpg

В цвете:

048db4182bad.jpg

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

15 часов назад, Rust сказал:

Приведите данные, что РАД и Джувейни утверждали, что это практически один город.

 

Ок. Поищу упоминание о том, что Угедей построил не новый город Кара-Корум, а отстроил прежний Орду-Балык. Например, как Акмола стала Астаной. :)

Если найду конечно. 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

18 часов назад, АксКерБорж сказал:

А вот якобы руины мегаполиса (Кара-Корума) мирового значения (вдалеке все тот же монастырь).

Явно не тот объект даже по масштабам. 

 

Если честно и говорить прямо, то масштабы поселения тянут максимум на одну улочку небольшой современной деревни.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
21 минуту назад, АксКерБорж сказал:

 

Если честно и говорить прямо, то масштабы поселения тянут максимум на одну улочку небольшой современной деревни.

 

На Чингиле нет даже развалин сарая, не то что городов. Посмотрите развалины любого древнего города, сохраняется немногое.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Особо не злитесь на меня и не критикуйте, я всего лишь излагаю свою версию и ход своих мыслей. Надеюсь это не запрещено?

И так.

Принимая во внимание всю совокупность приведенных мной выше фактов, противоречий и нестыковок академической версии становится предельно очевидно, что она не идеальная. Лично для меня этот вопрос давно закрытый - Орда-Балыка и Кара-Корума в Монголии никогда не было, по моим материалам они или даже он (2 в 1) были на западной стороне Алтая, где точно пока неизвестно.

 

Меня больше волнует другой вопрос - как могло так случиться, что вопреки грубейшим нестыковкам и противоречиям Кара-Корум все же был локализован российскими учеными в Монголии???

 

У меня на этот вопрос пока имеется 1 предположение:

 

Ключевую средневековую татарскую реку (Монголистана, Уйгуристана) переводчики настойчиво отождествляли с монгольской рекой Орхон (см: мой разбор гидронима), поэтому все экспедиции искали Орда-Балык и Кара-Корум только в долине Орхон-гола (точно также, как до сих пор все экспедиции ошибочно, но очень настойчиво ищут могилу Чингизхана непременно на Хэнтэе и ни шагу дальше :)).

Об этом, например, ярко свидетельствуют слова Ядринцева Н.Я., первым объявившим якобы о нахождении развалин Кара-Корума:

"... Мы нашли единственные развалины в верховьях Орхона, к которым не стыдно приурочить и город Каракорум".

Как говорится, всё ясно без комментариев...

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
1 час назад, АксКерБорж сказал:

 

Особо не злитесь на меня и не критикуйте, я всего лишь излагаю свою версию и ход своих мыслей. Надеюсь это не запрещено?

И так.

Принимая во внимание всю совокупность приведенных мной выше фактов, противоречий и нестыковок академической версии становится предельно очевидно, что она не идеальная. Лично для меня этот вопрос давно закрытый - Орда-Балыка и Кара-Корума в Монголии никогда не было, по моим материалам они или даже он (2 в 1) были на западной стороне Алтая, где точно пока неизвестно.

 

Меня больше волнует другой вопрос - как могло так случиться, что вопреки грубейшим нестыковкам и противоречиям Кара-Корум все же был локализован российскими учеными в Монголии???

 

У меня на этот вопрос пока имеется 1 предположение:

 

Ключевую средневековую татарскую реку (Монголистана, Уйгуристана) переводчики настойчиво отождествляли с монгольской рекой Орхон (см: мой разбор гидронима), поэтому все экспедиции искали Орда-Балык и Кара-Корум только в долине Орхон-гола (точно также, как до сих пор все экспедиции ошибочно, но очень настойчиво ищут могилу Чингизхана непременно на Хэнтэе и ни шагу дальше :)).

Об этом, например, ярко свидетельствуют слова Ядринцева Н.Я., первым объявившим якобы о нахождении развалин Кара-Корума:

"... Мы нашли единственные развалины в верховьях Орхона, к которым не стыдно приурочить и город Каракорум".

Как говорится, всё ясно без комментариев...

 

 

Это ни о чем не говорит.Научные данные говорят о том, что в центре Монголии Угэдеем была построена столица империи - город Каракорум. Были и другие Каракорумы, один, например, на Эмиле. Столица империи располагалась в Монголии. Основу империи составляли монголы, которые говорили на монгольском языке. Это хорошо видно по данным империи Юань, где они составляли главную страту. Писались специальные словари монголо-китайские, были созданы языковые комиссии. Хубилай принял буддизм, это и предопределило то, что современные монголы являются буддистами. Это 100% данные. И различные предположения, основанные на выдергивании цитат, не могут быть опровергнуты. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

И не было никакого УйгуриСТАНа или МонголиСТАНА на территории Монголии. Термин СТАН - персизм, самоназвания у этих государств были свои, родные.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

2 часа назад, Rust сказал:

Хубилай принял буддизм, это и предопределило то, что современные монголы являются буддистами. Это 100% данные. И различные предположения, основанные на выдергивании цитат, не могут быть опровергнуты. 

 

Буддизм мы вроде не обсуждали. Но раз вы затронули это, то могу повторно изложить свое мнение, с которым вы уже знакомы (обсуждали не раз).

Я считаю, что китайский буддизм в империи Юань и тибетский буддизм желтошапочников среди халха и ойратов это совершенно разные учения, разные источники принятия и разные эпохи.

Единственное у них общее - это слово "буддизм". :)

Только не хочется оффтопить и повторно возвращаться к старому обсуждению.

 

2 часа назад, Rust сказал:

Основу империи составляли монголы, которые говорили на монгольском языке. 

 

Это тоже мы не обсуждали. Но и здесь у меня есть свое, сложившееся на основе анализа источников мнение - основу империи составляла совокупность татарских племен, длительное время находившихся под сильным культурным влиянием монголоязычных киданей, позднее по хорошо известным причинам получивших общее название монгол. Письменным их языком был монгольский язык (киданьский?). А каким был их разговорный язык, родной, вопрос до сих пор остается быть спорным.

 

2 часа назад, Rust сказал:

Научные данные говорят о том, что в центре Монголии Угэдеем была построена столица империи - город Каракорум. 

Столица империи располагалась в Монголии.

 

Монголий известно две, средневековая (Тартария, Моголистан, Уйгуристан) и современная Монголия (Халха). Их разделяет Алтай.

Судя по свидетельствам очевидцев и современников, Кара-Корум находился на западной стороне Алтая.

Даже карта есть, на которой Кара-Корум отмечен западнее Алтая.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

7 часов назад, АксКерБорж сказал:

 

Особо не злитесь на меня и не критикуйте, я всего лишь излагаю свою версию и ход своих мыслей. Надеюсь это не запрещено?

И так.

Принимая во внимание всю совокупность приведенных мной выше фактов, противоречий и нестыковок академической версии становится предельно очевидно, что она не идеальная. Лично для меня этот вопрос давно закрытый - Орда-Балыка и Кара-Корума в Монголии никогда не было, по моим материалам они или даже он (2 в 1) были на западной стороне Алтая, где точно пока неизвестно.

 

Меня больше волнует другой вопрос - как могло так случиться, что вопреки грубейшим нестыковкам и противоречиям Кара-Корум все же был локализован российскими учеными в Монголии???

 

У меня на этот вопрос пока имеется 1 предположение:

 

Ключевую средневековую татарскую реку (Монголистана, Уйгуристана) переводчики настойчиво отождествляли с монгольской рекой Орхон (см: мой разбор гидронима), поэтому все экспедиции искали Орда-Балык и Кара-Корум только в долине Орхон-гола (точно также, как до сих пор все экспедиции ошибочно, но очень настойчиво ищут могилу Чингизхана непременно на Хэнтэе и ни шагу дальше :)).

Об этом, например, ярко свидетельствуют слова Ядринцева Н.Я., первым объявившим якобы о нахождении развалин Кара-Корума:

"... Мы нашли единственные развалины в верховьях Орхона, к которым не стыдно приурочить и город Каракорум".

Как говорится, всё ясно без комментариев...

 

 

А в Джунгарской котловине какую реку подозреваете в причастности к столицам?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

18 часов назад, АксКерБорж сказал:

 

Если честно и говорить прямо, то масштабы поселения тянут максимум на одну улочку небольшой современной деревни.

 

Все находки на местах библейских городов выглядят, примерно, так же. Прочитайте книгу Эриха Церена "Библейские холмы". 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

 

21 час назад, АксКерБорж сказал:

Это тоже мы не обсуждали. Но и здесь у меня есть свое, сложившееся на основе анализа источников мнение - основу империи составляла совокупность татарских племен, длительное время находившихся под сильным культурным влиянием монголоязычных киданей, позднее по хорошо известным причинам получивших общее название монгол. Письменным их языком был монгольский язык (киданьский?). А каким был их разговорный язык, родной, вопрос до сих пор остается быть спорным.

В курсе вообще, что киданьский и монгольский язык разные?  

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

9 часов назад, Карай сказал:

Все находки на местах библейских городов выглядят, примерно, так же. Прочитайте книгу Эриха Церена "Библейские холмы". 

 

Тема не про библейские города, тема про татарский Кара-Корум и косвенно про тогуз-огузский Орда-Балык или Огуз-Орда.

 

2 часа назад, Rust сказал:

В курсе вообще, что киданьский и монгольский язык разные?  

 

В курсе конечно. Киданьский язык и есть разновидность монгольского языка.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

06.04.2020 в 11:03, АксКерБорж сказал:

У меня на этот вопрос пока имеется 1 предположение:

Ключевую средневековую татарскую реку (Монголистана, Уйгуристана) переводчики настойчиво отождествляли с монгольской рекой Орхон (см: мой разбор гидронима), поэтому все экспедиции искали Орда-Балык и Кара-Корум только в долине Орхон-гола (точно также, как до сих пор все экспедиции ошибочно, но очень настойчиво ищут могилу Чингизхана непременно на Хэнтэе и ни шагу дальше :)).

Об этом, например, ярко свидетельствуют слова Ядринцева Н.Я., первым объявившим якобы о нахождении развалин Кара-Корума:

"... Мы нашли единственные развалины в верховьях Орхона, к которым не стыдно приурочить и город Каракорум".

Как говорится, всё ясно без комментариев...

 

Другие слова Ядринцева Н.Я., первым объявившим якобы о нахождении развалин Кара-Корума:

"... Это место, в котором все дышит для того, чтобы образовать государство на Хангае".

Тоже, как говорится, всё ясно без комментариев...

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, АксКерБорж сказал:

 

В курсе конечно. Киданьский язык и есть разновидность монгольского языка.

 

Л.Л.Викторова о том, что основу письменного монгольского языка 13 века составлял именно киданский язык:

 

Л.Л. ВИКТОРОВА. Монголы Происхождение народа и истоки культуры.

...........................................................

" Венгерский исследователь Л. Лиrети, основываясь на известных монгольских текстах, транскрибированных китайскими иероглифами, стремится выяснить сам принцип системы передачи алтайских глосс китайской иероглифической письменностью. Широкий историко-филологический подход и учет исторических фактов позволили Л. Лигети прийти к выводу, что монгольские языки и диалекты уже в раннем средневековье были очень разнообразны. Язык киданей он считает одним из сяньбийских диалектов, который лег в основу монгольского литературного языка [Ligeti, 1955, 1958, 1959, 1961, 1962, 1963, 1969, 1971].

Автор настоящей работы разделяет концепцию Л. Лигети, но полагает, что в основу литературного языка и письменности монголов в XIII в. лег язык семиреченских киданей (каракитаев), которые впервые широко применили к монгольскому языку уйгурскую графику. Затем через найманов (вассалов каракитаев) эта письменность, уже приспособленная к монгольскому языку, была заимствована в XIII в. монголами [Викторова 1962; Ligeti, 1964}."

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

33 минуты назад, Zake сказал:

Л.Л.Викторова о том, что основу письменного монгольского языка 13 века составлял именно киданский язык:

 

Постепенно, шаг за шагом, наша с вами позиция, наш взгляд на тех татар/монголов (страну, географию, культуру, людей, самого Чингизхана, язык и пр.), ув. Zake, идет к логичному объяснению. И это не может не радовать.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

24 минуты назад, АксКерБорж сказал:

 

Постепенно, шаг за шагом, наша с вами позиция, наш взгляд на тех татар/монголов (страну, географию, культуру, людей, самого Чингизхана, язык и пр.), ув. Zake, идет к логичному объяснению. И это не может не радовать.

 

Ув АКБ. Если по теме локализации.

Проблема в том, что пока не предложена альтернатива Орхону, Селенге (Слнке), Керолену и т.д.

Вокруг этих рек многое  и крутится. 

А для этого нужно глубоко погрузится  в карты этого обширного региона . А там уже многое и очень давно переименовано на китайские названия.

Вообще нужно более шире рассматривать  этот вопрос, не зацикливаясь только на зап. стороне Алтая или только на жаркентском регионе (как ув Коралас).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

15 minutes ago, Zake said:

Ув АКБ. Если по теме локализации.

Проблема в том, что пока не предложена альтернатива Орхону, Селенге (Слнке), Керолену и т.д.

Вокруг этих рек многое  и крутится. 

А для этого нужно глубоко погрузится  в карты этого обширного региона . А там уже многое и очень давно переименовано на китайские названия.

Вообще нужно более шире рамсмотреть  этот вопрос, не зацикливаясь только на зап. стороне Алтая или только на жаркентском регионе (как ув Коралас).

:blink:

Индивидуумы так сильно убеждены на свои фольклоры и твердо идут к цели какие-то выдуманные, или просто прикалываются из-за безделья?

Интересно всё таки... :rolleyes:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
3 часа назад, АксКерБорж сказал:

В курсе конечно. Киданьский язык и есть разновидность монгольского языка.

Нет, киданьский это парамонгольский, т.е. другая, параллельная монгольским ветка. Это не одно и то же.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
1 час назад, Zake сказал:

Л.Л.Викторова о том, что основу письменного монгольского языка 13 века составлял именно киданский язык:

 

Л.Л. ВИКТОРОВА. Монголы Происхождение народа и истоки культуры.

...........................................................

" Венгерский исследователь Л. Лиrети, основываясь на известных монгольских текстах, транскрибированных китайскими иероглифами, стремится выяснить сам принцип системы передачи алтайских глосс китайской иероглифической письменностью. Широкий историко-филологический подход и учет исторических фактов позволили Л. Лигети прийти к выводу, что монгольские языки и диалекты уже в раннем средневековье были очень разнообразны. Язык киданей он считает одним из сяньбийских диалектов, который лег в основу монгольского литературного языка [Ligeti, 1955, 1958, 1959, 1961, 1962, 1963, 1969, 1971].

Автор настоящей работы разделяет концепцию Л. Лигети, но полагает, что в основу литературного языка и письменности монголов в XIII в. лег язык семиреченских киданей (каракитаев), которые впервые широко применили к монгольскому языку уйгурскую графику. Затем через найманов (вассалов каракитаев) эта письменность, уже приспособленная к монгольскому языку, была заимствована в XIII в. монголами [Викторова 1962; Ligeti, 1964}."

Зэйк, так почему ты не принимаешь сведений Викторовой по монгольскому языку?  Пусть даже в основу литературного языка монголов лег язык семиреченских киданей, что вообразить сложно, значит язык монголов 13 века был все таки монгольским, а не тюркским. Более того, значит и литературный язык найманов также был монгольским. Опять вижу избирательное цитирование. Вот, что пишет Викторова:

Цитата

Зоной формирования протомонгольского этнолингвистического ареала в неолитическое время были районы Восточной Монголии и примыкавших к ней территорий с востока и юга. В алтайской семье языков географически она была расположена между прототюркской и прототунгусской.

В неолите и энеолите к северу от Хуанхэ была контактная зона между протокитайской и протомонгольской этнолингвистическими общностями. Будучи различными в этническом и языковом отношениях по хозяйственно-культурному типу, они мала отличались друг от друга в силу сходства экологических условий. Так же трудно разграничить на севере и востоке протомонгольские племена от предков тунгусов и палеоазиатов, а на юго-западе и западе — от прототюрок.

Эпоха бронзы и раннего железа была важным культурно-историческим этапом в развитии протомонгольских племён. II-I тысячелетия до н.э. характеризуются не только переходом от каменных орудий к металлическим, но и выделением у протомонгольских племён трёх хозяйственно-культурных типов: 1) увеличение аридности ограничило возможности развития земледелия на большей части территории, занятой протомон-

(179/180)

гольскими племенами, и оно продолжало развиваться среди племён, живших в южной и юго-восточной частях; 2) в лесной зоне преобладающим типом хозяйства осталась охота на мясного и пушного зверя в сочетании с рыболовством по берегам рек; 3) у степных племён ведущим стало кочевое скотоводство.

С переходом к кочевому скотоводству связано сложение этнокультурного стереотипа, характерного для монгольских племён. Различие способов ведения хозяйства, естественно, приводило к развитию натурального обмена, а использование верховой лошади как средства передвижения сделало возможным преодоление больших пространств. У предков монгольских народов, как и у всех народов, связанных со степным скотоводческим хозяйством, вырабатывается лёгкое каркасное, с мягким войлочным покрытием жилище, начинает преобладать молочная и мясная пища и т.д., а лексика монгольских языков отражает целый пласт новых понятий, связанных с кочевым скотоводством: названия домашних животных, осмысление понятия родины через понятие «пастбищная территория», названия для предметов конского убора, средств передвижения и транспорта, металлов и др.

Новый этап в этнической истории древнемонгольских племён связан с борьбой между дунхусцами, которых можно считать прямыми этническими предками позднейших монгольских народов, и хунну, их западными соседями. В III в. до н.э. хунну объединили под своей властью бо́льшую часть Центральной Азии. Дунхусцы частично подчинились им, а частично переселились к горам Ухуань и Сяньби. Следствием этого для этнической истории древнемонгольских племён были первое крупное переселение из пределов прежней этнической территории и включение части дунхусцев в хуннское объединение, распространение элементов культуры хуннов среди предков монгольских племён и заимствование культурных и социальных терминов. Начиная с хуннского периода ускоряется процесс социальной и имущественной дифференциации древнемонгольских племён. Происходит выделение более сильных в военном и экономическом отношении племён, которые объединяют вокруг себя более слабых соседей и дают начало формированию новых государственных и этнолингвистических центров внутри самой древнемонгольской общности. Можно полагать, что в этот период оформились локальные различия в культуре, характерной впоследствии для киданей, монголов и других народов этого круга.

Хуннский период оставил заметные следы в языке, истории и культуре монгольских племён, но не затронул основ развития племён древнемонгольского ареала. Объединившись во II в. н.э. сяньбийские племена подчинили себе северных хуннов, вынудив их не только войти в состав нового государственного образования сяньбийцев, но и принять сяньбийское этническое имя.

(180/181)

С этого периода начинается новый этап формирования сяньбийских раннеклассовых государств, а также новая волна расселения сяньбийцев за пределы этнической территории.

В III в. сяньбийские племена южной группы начинают играть заметную роль в пограничных районах Северного Китая, создавая там более или менее долговечные государства.

Однако население пограничной полосы, прилегавшей к Великой китайской стене по южным границам Гоби, не было однородным. Здесь кроме собственно сяньбийцев обитали потомки некогда разгромленных и подчинившихся Китаю южных хуннов, а также выходцы из Китая, тангуты и согдийцы. Доминирующее положение сяньбийцев в этих государствах было несомненным.

После падения сяньбийских династий в V-VI вв. на севере Китая роль главного центра, вокруг которого объединяются древнемонгольские племена, постепенно переходит к киданям. Их язык, судя по сохранившимся в китайской транскрипции глоссам, несомненно, принадлежал к южносяньбийской группе языков, о чем говорит отмеченное ещё П. Пельо сходство этого языка с языком туюйхуней и принадлежность его к «чакающим» (южным) монгольским диалектам. Антропологический тип киданей, судя по сохранившимся на фресках изображениям, это те же центральноазиатские монголоиды, что и современное население Монголии. В их хозяйственно-культурном типе сочетались древние традиции пашенного земледелия, разведение огородных и технических культур с кочевым скотоводством. Одежда киданей и основа её кроя были идентичны одежде монголов XIII в. и современной монгольской.

В IX в. кидани образовали государство, в котором сначала объединили родственные племена (на юго-западе — татаби, на севере — шивэй). В X в. они завоевали на западе земли, ранее бывшие этнической территорией тюркских народов, а на востоке — бохайского государства, образованного местными мохэскими племенами и выходцами из Северной Кореи. Кидани создали свою письменность и литературу, от которой сохранились только непрочитанные эпиграфические памятники. Включение в империю киданей близкородственных им шивэйцев (отуз-татар орхонских памятников), среди которых в прихэнтейских районах по Онону и Керулену жили предки халха-монголов, способствовало укреплению связей южных и северных племён и создавало предпосылки для выработки единого монгольского литературного языка.

Доминирующему положению монгольских племён способствовало то, что после уничтожения кыргызами Уйгурского ханства (840 г.) и переселения уйгуров в Восточный Туркестан численность тюркского населения в Центральной Азии сильно сократилась. С перемещением основных центров их этнического развития в Среднюю Азию потомки древних тюрок в Монголии

(181/182)

очутились на периферии, в стороне от магистральной линии развития тюркских народов. К тому же к концу XII в. они были сильно ослаблены междоусобной борьбой.

Кидани, разместив города-гарнизоны, не нарушили, как и их предшественники, этнической структуры местного (тюркского и согдийского) населения и довольствовались данническими отношениями. Киданьские гарнизоны создавали на западе, вплоть до Семиречья,— форпосты монгольского языкового и этнического мира. В начале XII в. кидани были побеждены в борьбе с чжурчжэнями, завоевавшими империю Ляо. Вторая волна киданей мигрировала в Семиречье, где создался ещё один крупный языковой и этнический, монгольский в своей основе центр.

К концу XII в. н.э. существовали и поддерживали между собой связи значительные массы монгольских племён, расселившихся вдоль Великой китайской стены до районов Куку-Нора. Сюда же в качестве вассалов сначала тибетского, а затем тангутского государства входили и туюйхуни (а-ша). В государстве чжурчжэней (с 1125 г.) кидани также продолжали играть значительную роль, занимая государственные посты и служа в войсках. Об их значении говорит сохранение киданьского языка и письменности в чжурчжэньской империи Цзинь как второго государственного языка, употреблявшегося в делопроизводстве.

Наконец, к концу XII в. окрепло, оставшись фактически независимым от Цзинь, государство северной (онон-керуленской) группы монгольских племён население которого поддерживало интенсивные связи со своими южными и восточными соплеменниками: эти связи были многообразны и носили как политический, так и близкородственный характер, выражением чего служило заключение браков между представителями племён.

В начале XIII в. объединение всех монгольских и немонгольских племён в империи Чингисхана привело к очень важным последствиям. Впервые была разрушена система племенной обособленности тюркских и монгольских племён, и естественно складывавшаяся веками структура общества в процессе завоевания была заменена военно-феодальными единицами. Завоёванное население было роздано вместе с другой добычей военачальникам и членам императорской фамилии, получившим земельные владения в разных частях империи. Численное преобладание монголоязычных групп на территории основных земель империи и их политическое господство ускорило процесс ассимиляции и распространение монгольского этнокультурного стереотипа у иноплеменного населения, вынужденного вступать в смешанные браки с победителями. Объединение всех говорящих на монгольских языках народов в рамках единого государства создало благоприятные условия для формирования и развития единой монгольской народности и его языка и создания общегосударственной письменности [Гонгор, 1970, 1973; Ишжамц, 1965; История МНР, 1967].

 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

26 минут назад, Rust сказал:

Зэйк, так почему ты не принимаешь сведений Викторовой по монгольскому языку?  Пусть даже в основу литературного языка монголов лег язык семиреченских киданей, что вообразить сложно, значит язык монголов 13 века был все таки монгольским, а не тюркским. Более того, значит и литературный язык найманов также был монгольским. Опять вижу избирательное цитирование. Вот, что пишет Викторова:

 

Ув Админ. Это никак не отменяет того, что исследователи все таки считали киданский за основу средн. монгольского письменного языка (Лигетти).  Или каракитайский язык как Викторова. 

И то, что письменным языком тех же тюрков найманов был киданский тоже абсолютно нормально.  

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...