Перейти к содержанию
Гость Rasul

Тюркcкая Мифология

Рекомендуемые сообщения

Umai (Ymai, Mai) - boginya materinstva u tyurkskih narodov. Po pridaniyu, Umai Ene imeyet 60 kos napominayushiye luchi sontsa. Ona zabotitsya o novorojdennyh detyah i pomogayet suprujeskim param v zachatii rebenka. Schitayetsya chto Umai i mongolskaya boginya-koroleva ognya Ot otojestvlyayut drug druga.

Культ "Умай Эне", связанный с рождением ребенка у ойрот-алтайских племен очень разнообразен. У северных племен Алтая он носит более древние черты. Старшая родственница роженицы должна находиться все время возле нее и сказывать благопожелания. Для того, чтобы сохранить жизнь матери и ребенка от злых духов, она же изготовляет тряпичные куклы - эмегендер. Эти куклы якобы имеют оберегающую и очистительную силу, а также облегчают роды. Они устанавливаются у изголовья роженицы. У ойрот-телеутов и шорцев история возникновения кукол "эмегендер" весьма примечательна, и связана с легендой об ойротском Шуну-хане: "… Когда жене Кантайчы пришло время родить сына - будущего богатыря Шуну-хана, - она попросила прислать ей куклы, которыми играла в детстве. Присланные отцом куклы оказались живыми. Она развлекалась ими, и это облегчало ее природовые муки. В конце концов с помощью этих кукол она безболезненно произвела на свет сына - богатыря Шуну-хана…". Вот почему теперь все женщины, собираясь родить первенца, берут из родительского дома "эмегендер" в память оживших кукол матери Шуну-хана.

Почетная миссия провозглашения алкыша по случаю рождения ребенка предоставляется крестной матери - "кин эне". Она же нарекает именем новорожденного. Крестная мать у ойрот-алтайцев, также как и у многих народов, высокочтимое лицо. Она также почитаема, как родная мать. На нее ложится часть забот по воспитанию ребенка. При появлении новорожденного за крестной матерью остается право благословения.

Дитя, будь быстрее зайца, Будь упитаней барана,

Имеющий силу не бьет тебя, Имеющий язык пусть не ругает,

Гора Ак-Сuри пусть будет тебе отцом, Бурлящая река - матерью.

http://www.altai-republic.com/culture/tales_rus2.htm

Jar-Sub (Jer-Suu, Jer-Sug) - olitsotvoreniye simbioza zemli i vody u drevnyh tyurkov i sovremennyh altaitsev. Jar-Sub takje oboznachayet vselennuyu i rodinu.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

Есть данные о сохранении у ряда тюркоязычных народов культа богини Умай, известной из текстов енисейской и орхонской письменностей, а также представлений об умай как о душе младенца. В енисейских рунических текстах упоминаются названия "душ" человека, которые сохранились у современных хакасов: кут, умай и юзут. Кут и умай считались жизненными началами, находившимся в человеке.

При зачатии божества вкладывают в человека "душу-зародыш" – кут – особую жизненную энергию, счастье, благодать. Удачливого человека отличал особый кут. Такого называли кутлуг – "имеющий счастье", "счастливый". К именам знатных людей добавляли это обозначение. Это отголосок древней идеи об избранничестве правителя, с самого рождения наделенного особыми качествами. Его кут якобы обладает более высоким уровнем священных характеристик, чем кут простолюдина.

У кумандинцев умай появляется с момента зачатия ребенка в материнской утробе, охраняет человека в детстве и сопровождает его всю жизнь. У хакасов и шорцев словом ымай называли душу ребенка после рождения до того времени, когда ребенок не начнет свободно ходить и разговаривать (приблизительно, до трех лет). Позже его душа будет именоваться хут .

Культ богини Умай занимал особое место в комплексе религиозных верований хакасского народа. Ымай в обрядовой лексике диалектной группы хакасов (сагайцев) заменяет собой слово "мать" .

Надо отметить, что культ Умай играл значительную роль в древнем и современном фольклоре тюрко-монгольских народов. В традиционном мировоззрении она защищала детей и рожениц. К ней обращались с мольбой о здоровье и благополучии своего рода. Происхождение от нее и сравнение с ней должно было возвеличивать достоинство земных владык. Тюрки утверждали, что их матери "подобны Умай". В летописи Лубсан Данзана "Алтан Тобчи" приводится эпизод славословия Шихи Хутуга своему повелителю Чингисхану: "Ты — сын золотого чрева (т.е. алтан умай"), спаситель всего сущего" .

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы
umai- po mongol'ski utroba chto li. to est' to mesto gde nahoditsia rebionok do rojdenia.
Утроба - это вроде по-русски кишечник, а здесь чрево, матка, женские органы рождения. По-монгольски так ведь?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кут –хутуг это благоволение тэнгри или дух тэнгри эцэга (отца–неба ) спускавшиеся для новорожденного.

Умай – символически связан с землей. Прямой смысл самого слова умай есть утроба (чрево) матери. Так как внутри утробы рождается жизнь она священна и обычно отождествляется с благородной землею–матерью.

Монголы говорят о счастливых и удачливых людях что он человек с «хутугом тэнгри» (тэнгэрийн хутагтай хун).

Schitayetsya chto Umai i mongolskaya boginya-koroleva ognya Ot otojestvlyayut drug druga.

«От хан, От ээзи» по тюркски и «Галын хаан, Галын эзэн» по монгольски означает покровитель–король огня.

**********

PS:

утроба f. womb; ( о животе) belly;

чрево n.; obsolete. belly; womb ( матери)

Какое из этих двух слов более правильнее по–русски относительно матери?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

По верованиям средневековых монголов, знамя Чингисхана после его смерти восприняло душу повелителя (сю, сюр), став "гением-хранителем... его рода и подвластного ему монгольского народа" . Исследователи отмечают возможную близость корней: сюр-сюл-сюн и семантическую связь слов: сю, сюнезин, сулдэ и др. с тюркским сюр, употреблявшимся для обозначения одной из "душ" человека . В кыргызском языке существуют фонетически близкие понятия: сур ("дух", "душа") и сюр ("грозность", "величие", "важность") . По сути, здесь сюр — это сур великого человека. Весьма близкой семантикой обладает сюр у якутов: «Сюр — олицетворение энергии и силы воли, вообще психики в человеке. Про сильного волей и духом человека, к которому опасно подступиться, говорят "сюрдээх киhи", т.е. человек с "сюр"... Сюр — такой же дар богов, как и "кут"» . Монголы также выделяли сакральную охранительную силу "суу", присущую всем, и "каган-суу" (синоним — "еке-суу" или "великий суу"), обладателем которой был правитель . В инициальной формуле монгольских каганов "суу" употреблен в словосочетании "суу джяли", которое переводят как "покровительство пламени", "величество и могущество", "великое счастье", "счастье-величье" и т.п. Следует отметить, что термины "кут" и "джялин джяли" относят к очень ранним монгольским заимствованием из тюркских языков . Южносибирские тюрки имеют в качестве обозначения одной из душ человека термин "джюла" ("чула"), который в письменных источниках XI в. (Махмуд Кашгарский и др.) был зафиксирован со значением "пламя", "факел". Л.П. Потапов, ссылаясь на мнение хакасского этнографа С.Д. Майнагашева, предполагает появление этого термина под влиянием профессиональной шаманской лексики ("языка шаманов") . Имя "мужа высокого чина" — Йола (т.е. "светильник", "факел") — мы находим в одной из енисейских эпитафий .

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

В китайской и монгольской политических традициях Небо лишь умножает сакральную "силу" правителя, реагируя на присутствие в нем особых качеств. Тенгри древних тюрков "передавал" их каганам такую "силу" непосредственным образом: "Так как Небо даровало (им) силу, то войско моего отца-кагана было подобно волку, а враги его были подобно овцам". Элемент куч ("сила") часто встречаются в именах знатных людей раннесредневекового государства кыргызов. Им обозначали не только физическую мощь и политический вес, как часть имени предводителя он несет и сакральную нагрузку. В надписи Тоньюкуку, где говорится о самом злейшем враге древних тюрков — "кыргызском сильном кагане", конструируется бинарная оппозиция: тюркский каганат по воле Неба, находящийся в смятении, — пользующийся благоволением Неба, правитель кыргызов. Благодаря полученной сакральной "силе", правитель "гармонизирует мир людей" , как говорится в эпитафиях: "народ не находился в возбуждении (мятущимся не ходил)".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"джюла" ("чула") – это не пламя или факел. Как по–русски правильно назвать, трудняюсь.

Стараюсь объяснить так: обычно "чула – зула" зажигают впереди онгона, бурхана, идола для почитания их или вечером чтобы освещать дом юрту и является вроде масляной "светильник". Масло заливают в специальную чашку и сделают в нем из шерсти или хлопка сердцевину.

Глагол "чула–", "зула–" наверно выражает способ подготовления сердцевину масляного "светильника" из шерсти или хлопка.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Баhылай Дь

Уважаемый Стас, вы упомянули про "кут" и "сур" (произносится скорее

как "сюр"). Эти термины один к одному подходят якутским понятием

о душе и духе просто удивительно. Бог по якутски "тангара", душа

это "кут" , "сюр" это тоже что-то вроде духа или внутренней какой-то

силы.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Профисторик Средневековой истории рано или поздно сталкивается с мифологическими наслоениями при оценке той или иной исторической личности

Как отделить одно от другого, какова обратная связь проверки действительных исторических событий и мифологии?

Например, в образе Чингисхана что есть мифологическое и где реальные

события, которые можно проверить в каких-то документах?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"джюла" ("чула") – это не пламя или факел. Как по–русски правильно назвать, трудняюсь.

Стараюсь объяснить так: обычно "чула – зула" зажигают впереди онгона, бурхана, идола для почитания их или вечером чтобы освещать дом юрту и является вроде масляной "светильник". Масло заливают в специальную чашку и сделают в нем из шерсти или хлопка сердцевину.

Глагол "чула–", "зула–" наверно выражает способ подготовления сердцевину масляного "светильника" из шерсти или хлопка.

Nostratic etymology :

Nostratic: *nVlV

Meaning: fire, flame

Altaic: *no/le

Dravidian: PGn *naCn.- (992) (?) [or *mu:l.- 959]

--------------------------------------------------------------------------------

Altaic etymology :

Proto-Altaic: *no/le

Meaning: to burn, flame

Russian meaning: гореть, пламя

Turkic: *jula

Mongolian: *no"l-

Tungus-Manchu: *nul-

Korean: *nuri-

Japanese: *n@/r@/-si/

Comments: PKE 132, Poppe 38, АПиПЯЯ 72. Turkic *-u- is not quite regular here (but on the basis of the attested forms a reconstruction *jola is also not excluded). The Korean form may belong here only if the meaning "burnt smell" (not "rank" or "foul smell") is original.

--------------------------------------------------------------------------------

Turkic etymology :

Proto-Turkic: *jula

Meaning: light, torch

Russian meaning: свет, факел

Old Turkic: jula (OUygh.)

Karakhanid: jula (MK, KB, IM)

Khakassian: c^ula ®

Oyrat: jula ®

Tuva: c^ula 'lamp '(Tuva, if not < Mo)

Balkar: z^|ula 'дренажный фитиль'

Kumyk: jula 'gun barrel; wick'

Comments: VEWT 210, EDT 919. Turk. > Mong. z^|ula (KW 479, Щербак 1997, 125), whence Evk. z^|ula (Doerfer MT 125).

--------------------------------------------------------------------------------

Mongolian etymology :

Proto-Mongolian: *no"l-

Meaning: flame

Russian meaning: пламя

Written Mongolian: no"le (L 593), no"lu"g|e, nu"le

Khalkha: no"l

Kalmuck: nu"l@

Dagur: nule: 'spark' (MD 200)

Monguor: noli: (SM 283)

Comments: KW 282. Cf. also Kalm. no":l@g (KW 280) 'bonfire' < *no"g|e-leg, perhaps < *no"le-leg.

--------------------------------------------------------------------------------

Tungus etymology :

Proto-Tungus-Manchu: *nul-

Meaning: to kindle

Russian meaning: зажигать

Evenki: nul-

Even: nu.lu.-

Negidal: nu.l-

Ulcha: n/ulc^uku 'poker'

Nanai: n/ulku- 'to stir coals'

Comments: ТМС 1, 609. Initial n/- in Ul. and Nan. is not quite clear.

--------------------------------------------------------------------------------

Korean etymology :

Proto-Korean: *nu\ri/-

Meaning: to have a burnt, rank smell

Russian meaning: пахнуть горелым

Modern Korean: nuri-, nori-

Middle Korean: nu\ri/-

Comments: Liu 162, KED 342, 357 ('to be rank, foul-smelling').

--------------------------------------------------------------------------------

Japanese etymology :

Proto-Japanese: *n@/r@/-si/

Meaning: bonfire, flame

Russian meaning: костер, пламя

Middle Japanese: norosi

Tokyo: no\roshi

Kyoto: no/ro/shi/

Kagoshima: noro/shi

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вот читаю статью Шнирельмана о связи археологи и политики в Этнограф обозрении 1 номера 2013 г.

В любой стране мира, в любой республике можно найти следующие универсальные утверждения фолькс историков

Так что дело не в Фоменко, Кривошапко и других товарищах, не было бы их, появились бы другие

1 Автохтонизм нации. Все хотят увидеть своих предков в палеолитических культурах

2 Находка древних письменных знаков, прочитываемых современным языком

Вот показали сюжет о письменах на якутских балаганах, стоящих до современности

Но таких историй увы, полно в других странах и весях.

3 Борьба с фальсификацией истории в советское время. Все прежние труды Малова, Козина и прочих

обьявляются по линии НКВД... чтобы умалить достижения избранной нации

4 Политика и археология. Все археолог культуры на данной территории должны принадлежать

предкам народа, ныне живущего здесь

Например Тюрин утверждает, курумчинская культура и плиточники - это русские старожилы Иркутской губернии :ph34r:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вот читаю статью Шнирельмана о связи археологи и политики в Этнограф обозрении 1 номера 2013 г.

В любой стране мира, в любой республике можно найти следующие универсальные утверждения фолькс историков

Так что дело не в Фоменко, Кривошапко и других товарищах, не было бы их, появились бы другие

1 Автохтонизм нации. Все хотят увидеть своих предков в палеолитических культурах

2 Находка древних письменных знаков, прочитываемых современным языком

Вот показали сюжет о письменах на якутских балаганах, стоящих до современности

Но таких историй увы, полно в других странах и весях.

3 Борьба с фальсификацией истории в советское время. Все прежние труды Малова, Козина и прочих

обьявляются по линии НКВД... чтобы умалить достижения избранной нации

4 Политика и археология. Все археолог культуры на данной территории должны принадлежать

предкам народа, ныне живущего здесь

Например Тюрин утверждает, курумчинская культура и плиточники - это русские старожилы Иркутской губернии :ph34r:

А по-моему статьи Шнирельмана сами по себе фолькисторичны. :) Он такие перлы выдаёт, что хоть стой, хоть падай. Например в одном месте он заявил, что Н.А. Дьячков-Тарасов развивал концепции созданные У.Дж. Алиевым. Дьячков-Тарасов - кубанский краевед, а У.Дж. Алиев советский политический деятель 20-х годов, который использовал работы Тарасова в своих компилятивных публикациях.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Приветствую! Я - начинающий писатель, в 2011 году начал писать повесть-фэнтези о путешествии и приключениях молодого уйгура ("протоуйгура"), который нанимается стражником в охрану караванов на Шёлковом Пути в период династии Хань. События - около 120 г. до н.э.

 

В основу произведения положены четыре легенды древнего Туркестана, услышанные от друга детства, казаха. Одна из легенд - среди кочевых и полукочевых Родов западного Гоби от Начала Времён жила "Вечная девушка" Маат (Ma:at, Mahat), живое воплощение Дочери Умай, или как говорили древние китайцы - "Дочь Великой Небесной Инь". Есть странная аналогия с древнеегипетской Богиней Маат, женой Бога Тота.

 

Она поддерживала только "истинных" кочевников, то есть тех, которые жили в мире с соседями и следовали порядку старого  родового уклада и правилам древних. Её настоящее Имя знал только старейший в Роду. Шаманы и старейшины слушались Её безоговорочно. К ней нельзя было обратиться с вопросами и просьбами напрямую - она приходила сама или "являлась во снах" с предупреждениями о необычном или сложным советом. Жила в недоступных местах под охраной отряда избранных воинов, Её нельзя было найти даже случайно. Считалась главным "защитным оберегом" и подтверждением "истинным" кочевникам, что они живут правильно - старым родовым укладом по 350 человек в каждом стойбище.

 

Один раз в 60 лет, когда ей самой исполнялось 49 лет, подбирала среди "истинных" подходящую семилетнюю девочку себе на замену, похоже аналогия с ламами-тулку в Тибете. Так обозначалась якобы смена цикла для поколений, т.е. пары "отец-сын" (30лет+30лет). Ещё семь лет их видели вдвоём, потом следующие семь лет - новая "Вечная" приходила или "являлась" с большой "старшей тенью". А ещё семь лет новая окончательно "вбирала в себя" предшествующую, так как Она была видима "светящейся вдвойне".

 

К старейшинам хунну якобы приходила с напоминаем о необходимости распустить орду на новые родовые стойбища "истинного" уклада, но  Её, "Посланницу", не послушались. Ориентировочно - 400 г. до н.э. Якобы ушла в Саяны.

 

Знаком ли кто с этой легендой? Известны ещё какие-либо тонкости? Спасибо!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У академических историков по отнешению мифов и преданий существует политика двойных стандартов,когда мифы потверждают их теорию они охотно приводят их в качестве агументов,а когда противеречат то их довод что это типа сказки.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Значение имени Кутан я привела и останусь при своём. Хотя значение имени – это конечно дело вкуса, а о вкусах, как говорится, не спорят. Если кому-то хочется называть государственного мужа – задницей, то это его личное дело. Я же не виновата, что Охотнику на слонов не нравится слово со значением «Великан». Словарь санскрита его не устраивает. На кого ссылаться прикажете? На немца Фасмера, который каждое малопонятное ему русское слово, ничтоже сумняшеся, в тюркизмы записывал?

Не могу наступить на горло Истине и не стану называть хана Кутана неподобающим образом, поэтому по ходу повествования везде заменила Котен-хан на Кутан-хан. Всё остальное оставила без изменения – «За что купила, за то и продаю».

Все претензии к составителям энциклопедии и авторам сборника Хакасский исторический фольклор. Бутанаеву В.Я. и Бутанаевой И.И. (Абакан, 2001).

 

Вариант №1:

Итак, Кутан-хан – последний правитель Кыргызского государства. Его ставка располагалась в долине реки Абакан (в других вариантах – в долине реки Енисей по ключу Котен-Булук). Кыргызы вели самостоятельную политическую жизнь, т.к. все окружающие народы с трепетом преклонялись перед силой великого Кутан-хана. До преклонного возраста Кутан-хан властвовал один, без супруги, ибо из-за его гигантского роста не находилось подходящей женщины. Однажды одна дородная женщина ему приглянулась. Он обратил внимание на её мочу во время её туалета, которая била громадной струёй, превращаясь в белую пену (ах кобiк) величиной с зайца.

«Вот сильная женщина, достойная меня», – воскликнул Кутан-хан и женился на ней. Выбранная спутница оказалась из племени «модар», стойбище которого находилось на правой стороне реки Енисей. Она имела своего ребёнка, которого звали Ах-Кöбек – т.е. Белая Пена.

Через некоторое время у Кутан-хана родился сын, которого нарекли Ах-Кöк-Мирген. Он вырос таким же могучим как и его отец, но не обладал дальновидностью родителя. Тогда же во главе модаров находился завистливый правитель по имени Кöрмегес, желавший подчинить своей воле население левобережного Енисея. Он ревниво следил за событиями в Кыргызской земле. Однажды Кормегес с модарскими воинами приехал в гости к Кутан-хану. Кыргызский глава обрадовался родственникам жены и устроил большое веселье. Модары задумали погубить Ах-Кöк-Миргена, а вместо него поставить над кыргызами Ах-Кöбека. Сын Кутан-хана по своей простоте изрядно выпил и уснул. Спящего Ах-Кöк-Миргена модары привязали за хвост коня и волоком протащили в степь в сторону реки Енисей, где покончили с ним. После убийства Ах-Кöк-Миргена Кормегес с отрядом модаров напал на ставку Кутан-хана в устье реки Табат. В решительной схватке Кыргызский хан разгромил модаров. Кормегес в поединке с Кутан-ханом получил смертельное ранение и умер по дороге в Модарскую землю. Вскоре постаревший правитель не выдержал жестоких ударов судьбы и скончался. Его останки были погребены в одном из больших курганов, возведённых около устья реки Табат. Осиротевший кыргызский народ оказался в смятении и не смог противостоять монгольскому хану, который захватил долину Среднего Енисея.

 

Вариант №2 (Северная Хакасия):

Ставка Кутан-хана располагалась по реке Белый Июс у подножия горы Оспа-таг (Ашпа). У него не было ни жены, ни детей. Во время охоты Кутан-хан увидел богатырскую деву из страны Сеет, которая мочилась удивительным образом. Он решил жениться на ней. В дальнейшем у Кутан-хана от женщины из страны Сеет родились два мальчика – Хангыс и Мангыс. Они уродились такими же богатырями, как и отец, но глупыми и несмышлёными. Они не смогли продолжить дело отца.

Кутан-хан был последним главой Кыргызского государства, после смерти, которого кыргызы были угнаны монголами из долины Среднего Енисея.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Сходила, называется девушка пописать, заодно замуж вышла...

С позиции логики этот миф – полный бред. И чего это солидному, уважаемому мужику вздумалось за девками подглядывать? Чем дальше, тем абсурднее. Родственники жены в гости приехали, да между прочим, родственника же и убили. А куда глава государства смотрел? Перед ним вроде как трепетать должны были. Только очень наивный человек может воспринимать всё это всерьёз. Не представляю себе, что тут может быть ценного для кыргызоведения. Меня в этом мифе заинтересовала только сравнительная конкретика, учитывая которую можно судить о людях гигантского роста.

 

Наличие множества вариантов говорит о глубочайшей древности сюжета. Поэтому я категорически не согласна с исследователями, привязавшими события, описанные в мифе к 13-му веку. Ну, не было в 13-м веке людей гигантского роста! Не было и не могло быть. Великаны в то время уже не существовали. Речь идёт именно о гиганте, а не просто высоком человеке. Любой современный человек, пусть даже очень высокий, способен зачать ребёнка естественным путём. Николай Валуев женат на очень миниатюрной женщине, но это не помешало ему стать счастливым отцом семейства.

 

В мифе же, мы видим ситуацию с полной физической несовместимостью. Кутан долго и безрезультатно искал для себя подходящую женщину, яйцеклетка, которой была бы сопоставима с размерами сперматозоида. Миф повествует о закате эпохи гигантов.

Струя – это не моча, а железа. Конечно сегодня слово струя в значении железа употребляется только когда речь идёт о железе животного (например, «бобровая струя»).

Вещество жёлтого цвета, продукт женских половых органов, струя, но не моча. Тогда о чём это? Если по смыслу, то речь идёт о временной железе внутренней секреции, источнике эстрогена и прогестерона, известной как – жёлтое тело. В результате обратного развития жёлтого тела, образуется рубцово-перерождённая ткань яичника, называемая беловатым или белым телом. По виду белое тело яичника напоминает слипшиеся пузыри пены. Вот откуда в мифе «белая пена» взялась.

Отсюда следует, что не струя мочи сбивается в белую пену размером с зайца, а придаток матки дамы гигантского роста, сопоставим с размерами зайца. Лично для меня это единственная ценная информация в мифе о хане Кутане. В буддистских сочинениях нет сравнительной конкретики, хотя сам способ зачатия, к которому прибегали великие государи прошлого, описан. Если мы имеем представления о размерах яичника современной женщины среднего роста, то это значит, что можем судить и о росте дамы-богатырши.

В мифе описана смена эпох и сопутствующая ей деградация высшей формы жизни. Вымирание одних видов и появление других, всегда сопровождается кардинальными изменениями среды обитания живых существ.

Гигантские живые существа на Земле были, но очень уж давно. Конечно, нет смысла забуриваться так глубоко. Но, поскольку я убеждена, что «подобное накладывается на подобное», то следовательно и понимание ситуации изложенной в мифе, нужно искать в аналогиях взятых в обозримом историческом прошлом. На мой взгляд, это могут быть события между 3-им и 1-ым веками до н.э., но никак не в 13-ом веке н.э. это уж точно.

Устоявшие стереотипы сильно мешают в работе. Если хотите разобраться, то начинать надо буквально с чистого листа. Я в таких случаях беру контурные карты. Обычные школьные карты со светло-голубыми контурами на белом поле. На всякий случай попробуйте, собственно говоря, Вы ничего не теряете. Для начала очертите разным цветом на карте предполагаемые ареалы обитания «левобережных» и «правобережных». Правда, сомнения вызывает страна Сеет, что за страна не понятно. По звучанию похоже на сойот, но это вроде как Саян, Тыва?

Далее нужно собрать и записать исходные данные по каждому ареалу: 1. Высота над уровнем моря; 2. Состав почв; 3. Возраст леса; 4. Наличие артефактов 3-1 вв. до н.э. и пр.

Я остановилась на интервале 3-1 веков до н.э., потому что в этом временном отрезке происходит очередное повышение уровня мирового океана. Проблема в том, что такое поднятие уровня не может быть вызвано обычным таянием ледников, огромные массы воды оказались в мировом океане слишком быстро, но ведь для этого они должны были где-то копиться. Даже если не было обрушения Арктического ледникового щита с потопом и цунами, то всё равно воды было слишком много. Именно в этом временном отрезке люди в западной части континента восстанавливали старые, либо строили новые гидротехнические сооружения для защиты от разливов воды (Киммерийский вал например). Но если до Европы поток доходил относительно медленно, уже растратив силу, и с ним можно было как-то бороться, устанавливая барьеры, то в Сибири была иная ситуация. Пропускная способность старых каналов уже не справлялась с увеличившимися объёмами воды, и людям приходилось отступать под натиском стихии.

А вот, кто уходил и куда уходил, кто кого любил, а кто кого убил – это уже требует вдумчивого анализа. Скоропалительных выводов делать не следует.

 

Рустам, надеюсь, для Вас, в отличие от меня, информация, почерпнутая из мифа, окажется полезной. Желаю успехов в исследованиях.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А про какие каналы идет речь? И какую воду они должны были пропускать , но не справились?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

Все имена и названия в хакасской легенде о Кутан-хане - являются типично тюркскими словами. Зачем лезть в санскрит, если значение слова очевидно с родного языка?

 

Котен - задняя часть туши.

Котен-булук - это родник Котена или Котен-булак.

Ак-кёбёк - Белая пена.

Мадор - это ассимилированный хакасами самодийский народ моторов.

Ах-Кёк-Мирген - это бело-синий-охотник.

Кормегес - невидящий или невидимый.

 

Ну а про якобы великанов, которые в 2-3 веке до н.э. жили в Хакассии — это уже клиника. Сколько там уже раскопано памятников сложно посчитать и поверьте мне, великанами там и не пахнет.

 

Ну а про претензии к Бутанаеву, рассмешу Виктора Яковлевича сентенциями про железы внутренней секреции, обрушение Арктического ледникового щита и цунами (!) и потопы в Минусинской котловине. Думаю юмор он оценит.   

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вопрос заключался в значении имени Кутан. Я доказывала, что Хан Кутан в переводе с русского на русский означает Царь Великан. Со мной начали спорить, обвинять в отсутствии доказательств и т.д. Охотник на слонов стал требовать ссылки на миф енисейских кыргызов о великане, который я упомянула среди прочего. Ведь задача была только доказать связь имени Кутан с гигантским ростом. Конкретный вопрос – конкретный ответ.

В чём проблема? Кто хочет, тот пусть останется при своей «заднице», я же останусь верна Царю Великану.

Есть очень хорошая русская поговорка: «Голова не жо…а».

Этим всё сказано и более к народной мудрости мне добавить не чего.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

То, что Гросвальда тут никто читать не будет я и не сомневалась ;) .

Мне не интересна история кыргызов и кыргызоведение. Я решила свои задачи, остальное меня не волнует.

Для меня единственное безупречное доказательство – это цифры.

Гиганты древнего мира – не совсем моя тема, хотя есть огромное количество упоминаний о них от Ветхого завета до мифов североамериканских индейцев. С материальными доказательствами туговато. Все находки скелетов людей гигантского роста объявляются мистификациями. Без разбирательств. Хотя ни для кого не секрет, что в разные эпохи рост человека сильно отличался. Про волны акселерации слышали все, механизм этих волн серьёзно не изучал никто.

В мифе о Кутане, для меня ценна только сравнительная конкретика. В других мифах невозможно понять, какой именно рост был у гигантов в пересчёте на метры. Ветхозаветное сравнение: «Мы были для них как саранча» в принципе не говорит ни о чём. Больший относительно собственного роста объект оценивать сложно. А вот отдельно взятую малую часть этого объекта – вполне. Малый орган в мифе сопоставляется с размерами зайца, а это уже серьёзная зацепка. Как это ни странно, но мои расчёты показали, что время старика Кутана совпало с известным геологическим событием в результате, которого одни млекопитающие исчезли с лица Земли, а на их место пришли другие, но уже в меньшем размерном классе. И миф повествует как раз о закате эпохи гигантов. Может ли это быть простым совпадением?

Расчёты я проводила пять лет назад по формуле снятой с буддистского артефакта. Подсказку для поиска неизвестных, я нашла в исследованиях астронома Алексея Викторовича Архипова. После того как я взяла соотношения периодов обращения планет и их спутников, формула обрела конкретный смысл, понять который помог другой учёный. В то время я общалась с кандидатом геолого-минералогических наук, ректором одного центрального ВУЗа, автором идеи сверки исторических и мифологических сюжетов с фактами, зафиксированными в геологии. Он и натолкнул меня на мысль, сравнить полученные цифры со стратиграфической шкалой. По датам ключевых событий, я имела полное совпадение. Если не считать, что свои результаты я округляла до двух знаков после запятой, а стратиграфическая шкала имела допущения +/– 0,2.

Формулу, позволяющую рассчитать этапы деградации высшей формы жизни под воздействием космофизических факторов, я условно назвала бамианской (по месту нахождения). Математический анализ позволяет заполнять пробелы в несоизмеримых по меркам истории временных отрезках, а так же увидеть цикличность в развитии человеческой цивилизации Земли.

История повторяется. Связь этих повторов с положением планеты Земля в космическом пространстве, впервые выявил гениальный русский учёный, биофизик Симон Эльевич Шноль, к которому я отношусь с глубочайшим почтением. То, о чём пространно и туманно на протяжении тысячелетий пишут буддистские духовные лица, Симон Эльевич выразил одним единственным термином – палиндром. Просто и понятно. Симон Эльевич – гений. Ну, а то, что получила я в результате своих расчётов, всего лишь ещё одно подтверждение истинности его выводов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Если есть люди «в теме», то я готова к диалогу. Нет, так и не надо. Я отдаю себе отчёт, в том, что подобная информация ещё очень долго не будет востребована. Если она и нужна, то только программистам-генетикам, но никак не кыргызоведам. К сожалению мораторий на использование человеческого материала отменят не скоро.

Если это случится в мою бытность, обязательно начну с кыргызов ;) .

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

Ого, девушка, полегче на поворотах. В какой теме? Про великанов, которые жили в Минусе на рубеже эр? Тогда Вам в ближайшую психиатричку - там найдете собеседников. И славянина Александра Великого, вместе с ним и Царя Кутана.

 

С кыргызов не стоит начинать. Поверьте мне, многие пробовали, только боком вышло.

 

В дальнейшем все посты, связанные с "якобы не востребованной и гениальной информацией про великанов" будет затираться.

 

И Вам советую сюда больше ни ногой. Не Ваш уровень. Ваш, повторюсь, в ближайшей психушке. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...