Jump to content



Урянхаец

Тюрки в Индии

Recommended Posts

Крови чингиз-хана в нем не было, но по ДНК(мужская Y-хромосома), возможно он родня Чингиз-хану. http://www.kyrgyz.ru/forum/index.php?showtopic=3113

Насчет моголов. Моя точка зрения, что моголы и монголы отличались, хотя бы по языку.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Guest kanishka
Крови чингиз-хана в нем не было, но по ДНК(мужская Y-хромосома), возможно он родня Чингиз-хану. http://www.kyrgyz.ru/forum/index.php?showtopic=3113

Насчет моголов. Моя точка зрения, что моголы и монголы отличались, хотя бы по языку.

Ну, насчёт ДНК - это естественно. Значит, прав был старый грек: " Легенда - эта ложь, скрывающая правду " :rolleyes: .

А насчёт моголов не понял. Не можете ли ответить пообширнее. Т.е. какие эти моголы, какого века и т.д.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Моголы, это те кто поддержал избрание Тоглук-Тимура, и среди которых правили его потомки. с 14 века до конца 17 века.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Guest kanishka
Моголы, это те кто поддержал избрание Тоглук-Тимура, и среди которых правили его потомки. с 14 века до конца 17 века.

Т.е. монголы джэтэ (то бишь джэтинские монголы). Так они отюречелись уже давно. И, как я говорил выше, границаЮ проведённая вами между монголами и моголами - условная. Среднековые авторы и тех, и других называли моголами. А историки, жившие до Бирманской войны 1300-года, в основном использовали этноним "татар".

Share this post


Link to post
Share on other sites
Т.е. монголы джэтэ (то бишь джэтинские монголы).

Они самые.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Добавлю еще к термину моголы, что в северных райoнах Азербайджана, по южную сторону Кавказских гор, азербайджанские тюрки соседствующие с лезгинским, аварским и т.п. населением называют себя мугалами. В других райoнах, насколько мне известно, самоназвания мугал нет. Кстати, там takzhe иногда можно встретить особый разрез глаз, свойственный монголоидному типу.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Guest bektemir

Если бы монголы имели какое-то отношение к империи Великих Моголов, то это нашло бы какое-то отражение в генотипе индийцев. Как известно основной гаплотип современных монголов С3. Но последние данные говорят о преобладании именно так называемого арийского R1a ( то бишь кыргызского) гаплотипа именно среди высшей касты индийского общества,чего не скажешь о С3(С3 кстати нет и в русском генотипе). Что и подверждает гипотезу о том , что империя Великих Моголов была основана Бабуром с их монолдорами- обобщенным названием кыргызов того времени, по названию господствующего кыргызского племени монолдор, никакого отношения к монголам( в современном понимании) не имеющей. Монолдор-это русская транскрипция. Истинное звучание что-то между монолдор и моголдор.В русском языке нет такого звука. Монолдор имеет значение множественного числа. Поэтому империя называется империей Великих Моголов, а не великого Могола, например, Бабура или там еще кого-нибудь. "Благодаря" ( в кавычках ) этому названию или путанице связанной с эти именем кыргызы на несколько столетий выпали из истории. Но генетика скоро я, надеюсь, все расставит по своим местам.

Share this post


Link to post
Share on other sites

ИНтересно что саха в эпосе тоже своих предков обозначают под именем МОНОЛ (буква н, звук между н и г).

Источники 13 века тоже называют МОАЛЫ, МОГОЛЫ, МУГАЛы сородичей Чингисхана.

МУНХаалы т.е. монголы другое совсем звучание названия :ph34r:

монголджины - вот от кого происходят халхасцы. Были ли они моалами 13 века?

Share this post


Link to post
Share on other sites
Guest bektemir
Уважаемый Канишка, мне кажеться, что вы путаете монголов и моголов.

2. Бабура мать как выше указано была чингизидских кровей. А племя барлас, было из потомков Бодончара, как и сам чингиз-хан.

У Бабура мать скорее была из рода саруу. Косвенно об этом можно судить по кыргызскому переводу его "Бабур-наме", где он неодобрительно отзывается о своих тайаке( дядей по материнской линии) из саруу, что дескать они, как и все монолдор, много пьют и путаются с женщинами и вовсе не почитают веру. :kg1:

Share this post


Link to post
Share on other sites

В современном Кыргызстане часто встречается мужское имя МОНОЛДОР и фамилия МОНОЛДОРОВ.

Share this post


Link to post
Share on other sites
У Бабура мать скорее была из рода саруу. Косвенно об этом можно судить по кыргызскому переводу его "Бабур-наме", где он неодобрительно отзывается о своих тайаке( дядей по материнской линии) из саруу, что дескать они, как и все монолдор, много пьют и путаются с женщинами и вовсе не почитают веру. :kg1:

Матерью Бабура был вторая дочь могольского хана Юнуса — Кутлуг Нигор-ханум. Мать самого Юнус-хана была дочерью шейха Туркестанских кыпчаков Нуриддин-бека.

(Захириддин Мухаммад Бобур. Бобурнома. - Тошкент: Юлдузча, 1989. - Б.12)

Насколько я понял ко временам Бабура моголы джэтэ и чагатайские караунасы стали сильно отличаться друг от друга, последние осели, а джэтэ кочевали. Как то раз юный Бабур одел подаренный родственниками матери могольский костюм, так родственники его даже не узнали в нем. Т.е. костюм моголов и оседлых тюрков (чагатаев караунасов) сильно различался.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Енхд уже и великих моголов - чистых тюрков (тимуридов, кстати) пытается притянуть к халха-монголам!

Тимур отюреченный монгол из племени барлас ("грубый, раб"), халх -означает "щит, защищать" Халх-монголы делятся 249 родов. А монголы делятся на 40 и 4 тумэнов, из них 4 тумэна , это ойраты.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Может и перепутал, но, думаю, разница между этими этнонимами существует лишь в современной научной литературе. Барласы, хотя и родственны роду, но отделились от него до Чингизхана. И можно ли считать, что у Тимура, мол, "чингизидская кровь"?

Бодончар (старомонгольская транскрипция) родоначальник рода Хиад-Боржигинов, Тимур никогда не был чингизидом, А вот его потомки могли носить звание хана, ибо Тимур женившись на принцессе из рода Цагадая приобрел такое право.

Share this post


Link to post
Share on other sites
9 - счастливое число у тюрок. Тимур делал подарки своим внукам на свадьбы по 9 предметов (см. Клавихо и Зафар-наме).

А Чингиз хан никакого отношения к халха-монголам не имеет (так же как и Великие Моголы). Для доказательства этого достаточно одного-единственного факта: все географические названия в Сокровенном Сказании - тюркские. И они сохранились таковыми только те, которые оказались на территории Казахстана.

Энциклопедия Брокгауз и Ефрон четко пишет о том, что Великие Моголы никакого отношения к халха-монголам не имеют. Они разговаривали на чагатайском диалекте тюркского языка (см. оригинал Бабур наме). Мой дед спокойно читал литературу на чагатайском.

Число 9 очень почитается всеми монголами, это священное число всех монголов. Хотелось спросить, вы что-то имеете против халхасцев? Пишите правильно на всех монгольских диалектах пишется Чингис хаган, неужели хотите сказать , что Южные монголы имеют непосредвенное отношение к Чингис хагану. Они потомки Хасара, Бэлгудэя и полководцев Чингис хагана Мухлай , Зэлмэ. Территорию нынешней Монголии унаследовал младший сын Чингис хагана Тулуй-отчигин (отчигин со старомонг. младший) Родоночальником 7 халхасских княжеств был Джалайр хунтйж Гэрсэнз(16 век), но это совсем другая история.....

Share this post


Link to post
Share on other sites
9 - счастливое число у тюрок. Тимур делал подарки своим внукам на свадьбы по 9 предметов (см. Клавихо и Зафар-наме).

А Чингиз хан никакого отношения к халха-монголам не имеет (так же как и Великие Моголы). Для доказательства этого достаточно одного-единственного факта: все географические названия в Сокровенном Сказании - тюркские. И они сохранились таковыми только те, которые оказались на территории Казахстана.

Энциклопедия Брокгауз и Ефрон четко пишет о том, что Великие Моголы никакого отношения к халха-монголам не имеют. Они разговаривали на чагатайском диалекте тюркского языка (см. оригинал Бабур наме). Мой дед спокойно читал литературу на чагатайском.

Наверное забыли, что на территории Монголии Раньше были Тюркский, Уйгурский, Кыргызские каганаты? :)) Вот и потому много тюркских слов ... Читайте, думайте и анализируйте :))

Share this post


Link to post
Share on other sites
А самоназвание могул или могол откуда взялось?

Числительное "9" в формате "99" у кыргызов употребляется в значении "придурок, недоумок".

числа 9, 99, 999 считаются у нас священными, следовательно мы придурки? Вот уж неожидал <_<

Share this post


Link to post
Share on other sites
Бабур и кыргызы (историческое эссе). Часть 2-я

09:56 17.02.2007

Бабур и кыргызы

(историческое эссе)

Продолжение.

Начало в № 5 (235) "ОР"

"Был почти полдень, когда со стороны Гава показались Ахмат Кушчу и 4 всадника, державших путь в сторону Аксы…", - так начинается эпизод, очень сильно запомнившийся Бабуру, который однажды скрывался в горах Аксы недалеко от ущелья Кен-Кол. Я не могу в точности сказать, идет ли речь о кыргызском Кен-Коле, о каком Карноне речь ведет будущий император (может, это аксыйский Кербен?). Но ясно, что и Ахмат Кушчу, и Кадырберди, и Камбарали, выручившие отчаявшегося в кыргызских горах Бабура и указавших ему верную дорогу в Андижан, были местными кыргызами.

Интересно сведение о любителе игры на комузе Сайид Юсуф Улакчы (Бабур говорит "копуз"). Вот что пишет о нем Великий Могол в своих мемуарах: "Его дед, по-видимому, из монгол и пользовался расположением самого Улугбек Мырза… Он весьма неплохо играл на копузе. Когда я впервые вступил в Кабул, он был со мной. Улакчы всячески заслуживал патронажа, и я ему присудил высокий ранг. В первый же год, когда моя армия вступила в Индостан, я оставил за ним Кабул, где он позднее ушел в мир иной" (прим.: Здесь и далее перевод с английского сделан автором статьи - О.И.). Здесь я хочу пояснить читателям, не сведущим в родо-племенном делении кыргызов, что слова "тагай", "кыпчак", "ичкилик", "кушчу", "сару", "чакрак", "дуулат", "аргын", особенно "канглы", представители которых составляли близкое окружение Бабура, обозначают название крупных кыргызских племен, существующих и ныне. В "Бабурнаме" автор довольно часто упоминает о людях своего окружения, называя их во множественном числе "ичкилер" или "ичкиликтер", если цитировать из чагатайского подлинника "Бабурнаме".

Читая мемуары Бабура, складывается впечатление, что основатель династии Моголов, несмотря на свою жестокость в бою, был человеком весьма утонченным, любящим поэзию, ценящим музыку и очень широко мыслящим. Даже в своих военачальниках он выделяет талант играть на каком-нибудь музыкальном инструменте или писать стихи. Особенно он ценил тех, кто играл на комузе. Иначе он бы не попросил своей резолюцией (на углу важного финансового документа о состоянии казны в Дели и Агре), присланного императору визиром Ахмат Афшар, прислать музыканта, играющего на комузе.

Комментируя выдержки из книги Бабура, мне бы хотелось особо остановиться на этнониме "моголы" или "монголы". Этот этноним на всех языках употребляется, как правило, во множественном числе. Кыргызы также говорят "монолдор". Но все дело в том, что в мемуарах речь идет о давно отуреченных монголах, вписавшихся в местный родо-племенной ландшафт. Переводчик "Бабурнаме" на английский язык и один из крупнейших знатоков истории династии Бабура, тюрколог Уилер М. Трэкстон совершенно резонно замечает, что во времена автора "Бабурнаме" в Трансоксиане (это южные регионы современного Узбекистана и Кыргызстана), да и на других некогда завоеванных Чингисханом территориях, не было ни одного монгола, кто бы мог говорить на своем родном языке. "Во времена Бабура монголы давно говорили на тюркском, и навряд ли хоть кто-нибудь вообще мог связать пару слов на своем родном; все этнические монголы не отличали себя от тех тюркских племен, с которыми жили бок о бок", - утверждает У. М. Трэкстон.

Лучшим тому примером был сам Бабур. Он говорил и писал свои мемуары и стихи на чагатайском наречии тюркской семьи языков, хотя по крови автор "Бабурнаме", безусловно, тюрко-монгол, тимурид. И никак не этнический узбек, ни, тем более, кыргыз. В связи с этим хочу особо отметить, что в родо-племенной структуре современного этноса кыргызов по сей день существует мощный и весьма разветвленный род "монолдор", и это является фактом нашей жизни. Разумеется, основываясь на нем, Бабура можно было бы объявить кыргызом, но это будет некорректно в научном смысле, ибо монгольские вкрапления имеют место и среди узбеков, и кыргызов, и казахов.

Теперь о Могулистане. Где находился этот самый Могулистан? По утверждению того же Трэкстона, Могулистан, как таковой, сформировался после 1340 года, когда каганат Чагатаидов разделился на две части: Трансоксиана под управлением Касан хана (1343-1346 гг.), и Могулистан, охвативший Таласский и Чуйский регионы, бассейн озера Иссык-Куль, регионы рек Или, Лоб-Нора и ныне китайской местности Манас. Ханом данной обширной территории являлся представитель знаменитого Дуулатского клана Туклук-Темир (1347-1363 гг.).

Отсюда ясно, что

>этнические монголы эпохи Бабура уже не были "чистыми" монголами времен Чингисхана, а представляли этнические группы, с которыми они жили вместе. Это касается и кыргызских "монолдор", отдельные представители которых вместе с другими кыргызами состояли на службе у Бабура, приняли непосредственное участие в его знаменитых завоевательных походах и полностью абсорбировались там, где оставались жить.

Вместе с тем, этот факт еще раз подтверждает старую истину о том, что мы, кыргызы, как народ складывались из разных племенных, даже этнических структур, и на глубокий синтез единой нации ушли многие столетия. И мы были правы тысячу раз, когда, празднуя 1000-летие "Манаса", наш эпос преподнесли миру как живое воплощение национальной идеи. О нашем единении, о защите родной земли, о национальной государственности. Мы вправе гордиться тем, что эту мысль удалось вписать в ООНовскую резолюцию о нашем эпосе.

Опознавательный знак "кыргызскости"

Автор данных строк никогда не считал себя фанатиком калпака как вида головного убора в современную эпоху, но нужно с благодарностью признать, что мы в состоянии зафиксировать участие кыргызов в походах и Тамерлана и Захруддина Мухаммед Бабура именно из-за калпака и его носителей, изображенных придворными художниками-миниатюристами тех далеких времен. А как иначе мы могли идентифицировать кыргызов, сражавшихся в передних краях войск Тамерлана в его походе в Малую Азию? Взгляните на картину-иллюстрацию из книги Шарафуддина али-Язди "Зафарнаме" ("Книга триумфов"), датированную 1467–68 годами. Эта миниатюра ныне хранится в библиотеке Джона Гаррета в университете Джона Хопкинса, США. Она называется "Взятие рыцарской крепости Святого Иоанна в городе Смирне" (см. рисунок на с. 13 сверху. Видно, что храбрые носители калпака, то бишь кыргызы, первыми проникли в крепость, и самый храбрый из них уже готов водрузить знамя на самой макушке хорошо укрепленного форта.

Самая интересная миниатюра та, где кыргызы, придворные Султана-Хусаин-мырза, правителя Герата и афганского Кундуза, изображены в компании великого Алишера Навои, перед которым преклонялся Бабур, считая его "несравненным поэтом", пишущим на чагатайском наречии тюркского языка (см. схему внизу). На картине Султан-Хусаин-мырза изображен сидящим на троне, Алишер Навои стоит, а среди окружавших хана сановников стоят два кыргыза.

Персидские миниатюристы очень легко идентифицировали кыргызов не только по их калпакам, но отмечали их отвагу, особенно их охотничью удаль (из книги Амир Хосров Дехлеви "Восьмой рай", где именно наши предки охотятся на львов).

Таким образом, наш калпак, спустя 500–600 лет, помогает нам, современным кыргызам, узнать о местах пребывания наших дальних предков. Например, Гумаюн, старший сын и наследник императорского трона Бабура, очень любил носить калпак, разукрашенный драгоценными камнями и замысловатой вышивкой. Как видно из картины "Бабур и Гумаюн с визирами" (1650 г.), на голове Гумаюна изумительной красоты калпак, искусно обмотанный цветной чалмой, и пером птицы, венчающим этот суперэксклюзивный императорский головной убор (см. на стр. 13 справа вверху). Поэтому это стало модно в высших кругах, и калпак "а ля Гумаюн" носили не только мужчины, но и женщины (см. иллюстр. на стр. 13 справа внизу). А теперь, головной убор визира, стоящего на стороне Гумаюна. Это расшитый и обмотанный красивой чалмой калпак, но без перьев - ведь он не падишах, а лишь визир! Но стиль калпака такой же, как и на голове Гумаюна.

Бабур и его сподвижники хорошо знали и кумыс. В мемуарах описывается ритуал времен Чингисхана, когда в честь победы над врагом к ханскому штандарту привязывается хвост яка, и при поднятии штандарт окропляется кумысом. А в Индии, став уже императором, Бабур повелевает поставить войлочный шатер, напоминающий юрту, прямо во дворе своей императорской ставки в Фатекпур-Сикри (недалеко от Агры) по случаю окончания месяца Рамадан. "Вот так я и провел все празднества в шатре",- говорит император. Об этом и о многом другом, о чем невозможно поведать в небольшой статье, говорится в книге "Бабурнаме".

Алайский минарет в центре Дели

Когда я впервые увидел знаменитый архитектурный комплекс Кутуб Минар в историческом центре Дели, не мог не отметить явное стилевое сходство тамошнего минарета с нашей Бураной и Узгенской башней. Но каково было мое удивление, когда у давно разрушенных, но сохранивших свой мощный фундамент и главные очертания сооружений прочитал надпись "Алайский минарет" и "Алайская дарбаза" на английском и на хинди (см. иллюстр. вверху слева). Там сказано, что эти сооружения были начаты примерно в середине XIV века по инициативе некоего имама Замина, "родом из Туркестана", но по разным причинам не были завершены. Памятники архитектуры Могольского периода Индии охраняются государством.

Понятно, что мой законный интерес к этим памятникам вернул меня в Делийские библиотеки и подтолкнул к беседам с индийскими историками. Больше всего запомнилась встреча с известным профессором университета имени Дж. Неру Рамом Рахулом. Профессор Рахул оказался большим знатоком истории Центральной Азии, куда он относил Тибет, Монголию и Афганистан. Я задал ему вопрос: "Профессор, скажите, откуда название "Алайский минарет" и "Алайская дарбаза" у этих сооружений в центре Дели? Нет ли на хинди слова Алай?" Ответ был таков: "Название связано с вашими знаменитыми горами Алай. Бабур и его сопровождающие либо жили там, либо были полностью очарованы красотой и величием Алайских хребтов". Он сообщил также, что все Великие Моголы попытались воспроизвести архитектурно-культурные, даже кулинарные реалии Ферганы и Самарканда в Индии, поэтому не нужно удивляться очевидным параллелям и стилевым перепевам. И в том мне приходилось часто убеждаться повсюду в Индии, особенно в северо-западной части этой громадной страны.

Таким образом, Бабур и его сподвижники несли в себе не только образы-силуэты Самарканда, но и контуры Алая, куда они часто наведывались, а также рекрутировали кыргызов для участия в своих завоевательных походах.

Улица Манаса у отеля "Моурия-Шератон"

Если каждый рядовой гражданин должен быть патриотом своей страны, то Посол, представляющий эту страну, обязан быть патриотом в квадрате. Став первым Послом Кыргызстана в Индии, я попытался сделать все, что мог, для популяризации своей страны, особенно ее культуры. Это было издание книг, брошюр, журналов, бизнес-путеводителей, организация выставок, Дней культуры КР в Индии и наоборот, а также государственных визитов и др.

Хочу отметить, что присвоение имени Манаса одной из красивых улиц в самом центре Нью-Дели для нас, кыргызских дипломатов, было делом чести. По сути, это была наша борьба с местной бюрократией, которая весьма тяжеловесна. С другой стороны, индийские власти вполне резонно опасались нажима других - более крупных стран, которые также могли потребовать переименовать улицы Дели в честь своих героев, писателей, ученых и т. д.

Дело кончилось тем, что одна из уютных и красивых улиц в дипломатическом анклаве столицы Индии (улица начинается от посольства Италии, проходит мимо посольства Катара и ряда других дипломатических представительств и упирается в фешенебельный отель "Моурия-Шератон") все-таки стала улицей Манаса с установлением там прекрасного обелиска из черного мрамора. К тому времени мы уже успели издать наш великий эпос на хинди под патронажем Президента Индии.

Почему я об этом пишу, говоря об участии наших далеких предков в завоевательных походах Бабура и его наследников? Да потому, что они, где бы ни находились, никогда не забывали о своих корнях, о земле, откуда они родом. И, самое главное, они, проявляя изрядную адаптивность и гибкость, несли в себе неугасимый огонь кыргызского духа. Еще раз взгляните на репродукции картин эпохи Тамерлана и Бабура и вы поймете, что эти люди никак не могли только сидеть дома и прятаться в горах. Нет, по всему видно, что они рождались для Больших дел, и Гордость и Свобода были в их крови…

http://www.press-uz.info/ru/print.scm?topi...contentId=48850

События, о которых говорится в первом абзаце происходили на территории современной Наманганской области в Чустском районе. Все населенные пункты сохранили свои названия, несмотря на то, что прошло ровно 500 лет. Бабур после неудачной попытки овладеть городом Ахси(кент) вынужден был скрываться от Танбала-утарчи. Он преодолел притоки реки Гавасай и поднялся на несколько километров (шери) вверх по течению. Река течет в узком скалистом каньоне. Захириддин Мухаммад оказался в окрестностях села Гава. (Этимология: или из Авесты, или "гаварр" - "каменистый".) Затем оказался на окраине села Карнон (этимология также - "каменистый"). Здесь чуть не погиб от руки преследователей, но ему приснился вещий сон, в котором шейх Убайдулло Ахрор (вернее его внук) предсказал будущему падишаху трон. Через несколько минут на помощь прискакали верные нукеры, избавившие Бабура от верной смерти. Спустя два дня он с нукерами переправился через Сырдарью (река Ходжента) на Андижанскую сторону. Прошло 8 месяцев - через нынешний анклав Сох Бабур навсегда оставил родину.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Моголы говорили на фарси.В Могольской империи официальных было только 2 языка,государственный-фарси,и религиозный-арабский.Самих моголов в армии Бабура было очень не много,основную часть составляли афганцы.Впоследствии у пахтанов были династии правившие в Бенгалии и многих других областях,также было сильное влияние балочей и персов.Ислам в Индию занесли арабы.Мухаммад аль Касим.Арабы первые завоевали Синд и Пенджаб и включили их в состав Халифата.Юго-восточная граница Арабского Халифата(8-й - 9-й века) полностью соответствовала нынешней границе между Индией и Пакистаном от океана до Пенджаба включительно.

В языке урду персидских слов намного больше чем тюркских и арабских,что ещё раз доказывает государственность фарси в Индии.А многие якобы тюркские и индусские слова,как например "биби" и "баба",на самом деле являются арабскими,которые перешли в иранские,тюркские и индусские языки.Значение слов менялось.

Даже сейчас,есть такой народ "моголы":

http://etnolog.ru/people.php?id=MOGO

Если есть тут кто из афганцев,кто знает,это остатки тех самых моголов,или другой народ?

Share this post


Link to post
Share on other sites
МОГОЛЫ, народ на севере Афганистана. Численность около 20 тыс. человек. Близки к афганцам и белуджам, монголоидные черты в их облике сглажены. Моголы — мусульмане-сунниты. Говорят на архаичном диалекте монгольского языка, испытавшем сильное влияние иранских языков; большинство пользуется языком фарси.

Моголы — потомки монгольских завоевателей Афганистана XIII века, смешавшихся с местным населением и в значительной степени воспринявших его язык и культуру.

Моголы горных районов сохраняют кочевой образ жизни; моголы, живущие на равнинах, переняли технику обработки земли и ирригации у своих соседей-таджиков. В хозяйстве, материальной и духовной культуре (особенно в фольклоре) прослеживается архаичная монгольская специфика.

Очевидно,что хазарейцы и чараймаки теже самые моголы,только более персизированные.Моголы в Индии также говорили на архаичном диалекте монгольского и в основном пользовались фарси.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Вся классическая поэзия периода бабуридов в Индии написана на чагатайском диалекте тюркского языка.Многотомный сборник переведен на многие языки мира с энциклопедии и многотомника 18 века(составитель был сын Эльдара Тарковского поэт Валаи Дагестани,живший в Дели).

Share this post


Link to post
Share on other sites
Поэтому знаменитый путешественник Афанасий Никитин, зная кипчакский язык - язык татар на службе у русских князей, свободно жил сначала в Иране, соблюдая мусульманские обычаи, затем перебрался в Индию, где он называл себя Ходжа Йусуф Хорасани. У него не было особой необходимости изучать местные языки, так как во второй половине XV века, когда Афанасий Никитин был в Иране и Индии, там всюду понимали тюркский язык.

Родной язык Афанасия Никитина болгарский:

Иван Добрев, Българите за руския народ, държава и култура. София, 2011

http://bolgnames.com/Images/East.Bolgars.pdf

Точно тук изключително важното и същественото, а лингвистически даже и повече от куриозно-любопитното е това, че тези българо-руси или русо-българи, макар и доста време след разгрома на Волжска България, все още не само знаят и ползват родния си болгарски език, но се и молят на Тангра. Така например широкоизвестният руски търговец пътешественик и писател Афанасий Никитин от средата на ХV в. наред с родния си болгарски език със сигурност владее и ползва руския, татарския, арабския, персийския, а може би и други езици. Когато обаче се налага да запише нещо по-интимно-деликатно или пък да се помоли в критични ситуации по време на своето пътешествие, той неволно-подсъзнателно прибягва до своя роден език, като при това единствено и само пак на него отправя и молитвите си към бога на дедите си Таньгры:

Индеяне же вола зовут отцем, а корову материю. А каломъ их пекут хлебы и еству варят собе, а попелом темъ мажутся по лицу, и по челу, и по всему телу знамя. В неделю же да в понеделник едят однова днем. В Ындея же какъпа чектуръ а учюсьдерь: секишь илирсень ики жител; акичаны ила атарсын алты жетел берь; булара достуръ. А куль коравашь учюзь чяр фуна хубъ, бем фуна хубе сиа; капъкара амьчюкь кичи хошь.

В Ындейской земли гости ся ставят по подворьем, а ести варят на гости господарыни, и постелю стелют на гости господарыни, и спят с гостми. Сикиш илиресен ду шитель бересин, сикиш илимесь екъ житель берсен, достур аврат чектур, а сикиш муфут; а любят белых людей.

От Первати же приехал есми в Бедерь, за пятнатцать денъ до бесерменьскаго улубагря. А Великаго дни и въскресения Христова не видаю, а по приметам гадаю Великъ день бывает християньскы первие бесерменьскаго баграма за девять дни или за десять дни. А со мною нет ничего, никоей книги; а книги есмя взяли с собою с Руси, ино коли мя пограбили, инии ихъ взяли, а яз забыл виры кристьяньские всее. Праздники крестьянскые, ни Велика дни, ни Рожества Христова не ведаю, ни среды, ни пятница не знаю; а промежу есми вер таньгрыдан истремень ол сакласын: "Олло худо, олло акь, олло ты, олло акъберъ, олло рагымъ, олло керимъ, олло рагым елъло, олло карим елло, таньгресень, худосеньсень. Богъ един, тъй царь славы, творець небу и земли".

Милостию божиею преидох же три моря. Дигерь худо доно, олло перводигерь дано. Аминь! Смилна рахмам рагим. Олло акьбирь, акши худо, илелло акшь ходо. Иса рух оало, ааликъ солом [Хожден, 3-13, подчертано – И.Д., вж. и срв. Бартольд 1998, 128; Гаджиев 2010, 1-5].

Откъси на волжскобългарски език от ХV в пътеписа на Афанасий Никитин:

В Ындея же какъпа чектуръ а учюсьдерь: секишь илирсень ики жител; акичаны ила атарсын алты жетел берь; булара достуръ.

А в Индия проститутките са много и са евтини – ако правиш секс, даваш 2 житела, а ако правиш и на двете места – 6, те допускат това.

А куль коравашь учюзь чяр фуна хубъ, бем фуна хубе сиа; капъкара амьчюкь кичи хошь.

А робините са евтини и една хубавица е 4 фуна, а черна красавица е за 5 фуна. Шундите им са съвсем черни, а дупетата им са приятни.

Сикиш илиресен ду шитель бересин, сикиш илимесь екъ житель берсен, достур аврат чектур, а сикиш муфут; а любят белых людей.

Ако правиш секс, даваш 2 житела, а ако не правиш секс, даваш 1 жител, благосклонните жени са много и сексът е на почит, а и те обичат белите хора.

...а промежу есми вер таньгрыдан истремень ол сакласын...

а ако имаме пропуск, нека Тангра да ни пази, от Него ще искам аз...

А иду я на Русь, кетъмышьтыр имень, уручь тутътым.

А щом се върна в Русия, ще трябва да постя, защото съм загубил вярата си.

А Русь еръ тангрыд сакласын; олло сакла, худо сакла!

А руската земя боговете да я пазят, Аллах да я пази, Хюда да я пази!

Бу даниада муну кибить ерь ектуръ; нечикь Урус ери бегляри акой тугиль;

На този Свят няма земя като тази, но защо ли господарите на руската земя не са такива?

Урусь ерь абоданъ болсынъ; растъ кам даретъ. Олло, худо, богъ, данъиры.

Нека да процъфтява руската земя и с много щастие да я надарят Аллах, Хюдо, Господ-Бог и Тангра.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Очевидно,что хазарейцы и чараймаки теже самые моголы,только более персизированные.Моголы в Индии также говорили на архаичном диалекте монгольского и в основном пользовались фарси.

дорогой мой, моголы Индии никакого монгольского не знали, говорили они на персидском, прото-узбекском языке...

Share this post


Link to post
Share on other sites

3. Сомневаюсь, что Бабур был монголом или считал себя таковым. Как мне известно из "Тарихи арбаъ улус" и других источников, тимуриды и их подданые с монгольской кровью считали себя тюрками и не только. Для них монголо-татары и сам Чингизхан - тюрки. Монголов и татар они считают двумя родами тюрков, происходящих от Монголхана и Татархана - сыновей Тюрка, который в свою очередь приходится сыном Иафету и внуком Ною. После разделения Чагатайского улуса на Маверауннахрский и Дуглатский эмираты в 1354-году восточная территория улуса - Восточный Туркестан и Семиречье, т. е. Дуглатский эмират стала называться Монголией, а народ – то ли монголы, то ли монголы джэтэ, а Маверауннахрский эмират – Чагатайским улусом, отюреченные монголы – каранавсами (т.е. метисами), хотя и те, и другие говорили на чагатайском языке. Про иноязычных монголов на подобии современных халхасов они не говорят. Бабур в мемуарах говорит про монголов как об одном из родов наподобии аргынов, кавчинов и других, но сейчас искать и предоставить цитату из «Бабурнамэ» не могу. Мать Бабура – Кутлуг Нигарханым была монголкой, дочерью монгольского хана, т.е. тюркоязычного хана Монголии на Семиречье Юнусхана.

Дуглаты - оставшееся в Средней Азии колено болгарского рода Дуло Дунайской Болгарии, основана Аспарухом в 681 г.

Share this post


Link to post
Share on other sites

До династии Великих моголов-бабуридов Индией несколько веков правили династии ТЮРКОВ-ХИЛДЖЕЙ(ХАЛДЖИТОВ),ТУГЛУКИДОВ и СЕЙИДОВ.

Share this post


Link to post
Share on other sites

ХИЛДЖИ,как и мамлюки Египта ,вышли победителями в войне с империей Чингис-хана.Были разгромлены 100 и 200-тысячные армии монголов,вторгшиеся в империю ХИЛДЖЕЙ в Индии.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now

×
×
  • Create New...