Jump to content



Шах-Бахт

Алтан-ханы в XV - начале XVI вв.

Recommended Posts

В источниках "шейбанидского круга" о матери Мухаммеда Шейбани-хана говорится, что она была из рода Алтан-хана.

"Алтан-ханами" монголы традиционно именовали чжурчженьских императоров династии Цзинь, которая была упразднена в 1234 г. Потом в Халхе появились Алтан-ханы, выделившиеся из аймака Дзасагту-хана, но это произошло не ранее 1567 г.

Кого могли называть "Алтан-ханами" в начале XVI в.?

Кроме того, казахский хан Касим являлся двоюродным братом Шейбани-хана по матери, а следовательно, и его мать была из того же рода...

Link to comment
Share on other sites

В источниках "шейбанидского круга" о матери Мухаммеда Шейбани-хана говорится, что она была из рода Алтан-хана.

"Алтан-ханами" монголы традиционно именовали чжурчженьских императоров династии Цзинь, которая была упразднена в 1234 г. Потом в Халхе появились Алтан-ханы, выделившиеся из аймака Дзасагту-хана, но это произошло не ранее 1567 г.

Кого могли называть "Алтан-ханами" в начале XVI в.?

Кроме того, казахский хан Касим являлся двоюродным братом Шейбани-хана по матери, а следовательно, и его мать была из того же рода...

Алтан ханы были в Монголии из Дзасакту ханского аймака и в южной Монголии туматский Алтан хан (тумедийн Алтан хан). И они приняли или распространили этот титул когда стали очень мощными.

Думаю-что это прозвище или титул который означает богатство и силу оного, и принято у монголов из влияния китайской культуры. (т.е. киданы и чурьчжены очень глубоко приняли китайскую культуру, а у китайцев золото и желтый цвет связан с мощью, богатством и силою)

Link to comment
Share on other sites

Алтан ханы были в Монголии из Дзасакту ханского аймака и в южной Монголии туматский Алтан хан (тумедийн Алтан хан). И они приняли или распространили этот титул когда стали очень мощными.

Думаю-что это прозвище или титул который означает богатство и силу оного, и принято у монголов из влияния китайской культуры. (т.е. киданы и чурьчжены очень глубоко приняли китайскую культуру, а у китайцев золото и желтый цвет связан с мощью, богатством и силою)

Спасибо, только тумэтский Алтан-хан правил в 1548-1582 гг., хотогойтские Алтан-ханы, как я уже сказал выше, впервые упоминаются под 1567 г. Это - середина XVI в. и позднее.

А меня интересует, кто мог носить такой титул в XV в. Возможно, это вообще были и не монгольские правители?

Link to comment
Share on other sites

Спасибо, только тумэтский Алтан-хан правил в 1548-1582 гг., хотогойтские Алтан-ханы, как я уже сказал выше, впервые упоминаются под 1567 г. Это - середина XVI в. и позднее.

А меня интересует, кто мог носить такой титул в XV в. Возможно, это вообще были и не монгольские правители?

Не понял...

Однозначно "Алтан хан" - это титул. А конкретно хотогойтские алтан ханы имели собственные имена.

Link to comment
Share on other sites

Уважаемый Шахбахт,

Хафиз-и Таныш пишет, будто Аккозы-бегим происходила от Алтан-хана, который был могущественным до усиления Чингис-хана. Здесь вроде бы хронологическая привязка к чжурчжэням. Тем более что у этого хрониста Алтан-хан - это несомненно цзиньский император (государь "Хитая", с которым воюет Чингис). (http://www.vostlit.info/Texts/rus9/Buchari1/vved2.phtml) А уж верна ли эта генеалогия исторически... :blink:За царское присхождение Аккозы говорит молчание о ее племенной принадлежности (это было обязательным; от бабушки Шейбани так вообще не осталось имени, только племенное обозначение "буркут"). Против - "княжеский" титул бегим; но в то время царицами-ханым были только Чингисидки.

Link to comment
Share on other sites

Уважаемый Шахбахт,

Хафиз-и Таныш пишет, будто Аккозы-бегим происходила от Алтан-хана, который был могущественным до усиления Чингис-хана. Здесь вроде бы хронологическая привязка к чжурчжэням. Тем более что у этого хрониста Алтан-хан - это несомненно цзиньский император (государь "Хитая", с которым воюет Чингис). (http://www.vostlit.info/Texts/rus9/Buchari1/vved2.phtml) А уж верна ли эта генеалогия исторически... :blink:За царское присхождение Аккозы говорит молчание о ее племенной принадлежности (это было обязательным; от бабушки Шейбани так вообще не осталось имени, только племенное обозначение "буркут"). Против - "княжеский" титул бегим; но в то время царицами-ханым были только Чингисидки.

Уважаемый Тетон,

Большое спасибо! Как-то умудрился эту фразу в "Абдаллах-наме" пропустить, а она, и в самом деле, все объясняет. Получается, что Аккозы-бегим - из манчжуров, что ли? Насколько я понимаю, именно они считались потомками чжурчженей Цзинь и даже династию свою поначалу так назвали. Неужели между узбеками и манчжурами в XV в. были такие тесные связи, что они даже браки заключали? Оч-ч-чень интересно!

Link to comment
Share on other sites

Получается, что Аккозы-бегим - из манчжуров, что ли? Неужели между узбеками и манчжурами в XV в. были такие тесные связи, что они даже браки заключали? Оч-ч-чень интересно!

В самом деле, какой-то детектив :rolleyes: Мне не попадалось ни малейшего намека на связи "кочевых узбеков" с Дальним Востоком. И это притом что жен для своих царевичей ханы тщательно подбирали. Кстати, отсутствие племенной номинации может говорить не только о том, что Аккозы была из высшей аристократии, но и об ее иностранном происхождении (т.е. не принадлежала к кипчакским племенам).

А чжурчжэни, насколько я знаю, в 15 веке смирно сидели у Амура, вздрагивали от каждого шороха с китайской стороны, и "род Алтан-хана" (Ваньянь) у них угас.

Более вероятным мне кажется существование в Дешт-и Кипчаке какой-то тюркизированной группы чжурчжэней - осколка войн и миграций 13 в. Тем более что у царевны тюркские имя и титул.

Link to comment
Share on other sites

В самом деле, какой-то детектив :rolleyes: Мне не попадалось ни малейшего намека на связи "кочевых узбеков" с Дальним Востоком. И это притом что жен для своих царевичей ханы тщательно подбирали. Кстати, отсутствие племенной номинации может говорить не только о том, что Аккозы была из высшей аристократии, но и об ее иностранном происхождении (т.е. не принадлежала к кипчакским племенам).

А чжурчжэни, насколько я знаю, в 15 веке смирно сидели у Амура, вздрагивали от каждого шороха с китайской стороны, и "род Алтан-хана" (Ваньянь) у них угас.

Более вероятным мне кажется существование в Дешт-и Кипчаке какой-то тюркизированной группы чжурчжэней - осколка войн и миграций 13 в. Тем более что у царевны тюркские имя и титул.

Хм-м... Возможно, из потомков тех самых, что с Батыем в Западный поход ходили? :tw1:

Link to comment
Share on other sites

Сегодня я обсудил эту ситуацию с китаистом Г.В.Мелиховым, который когда-то изучал ранних маньчжуров. Он сказал, что после гибели империи Цзинь ее "царский род" тихо тлел в Маньчжурии в виде мелкого и слабого племени ваньянь - одного из многих таких же, мелких и слабых. В 17 в. все такие племена слились в маньчжурский этнос. Мелихов считает невероятным, чтобы в 15 веке они устараивали какие-то династические комбинации с узбеками. Теоретически он допускает, что Шейбани с принцессой-ваньянихой мог свести минский двор - такая интрига была характерна для китайской дипломатии того времени. Но это только догадка (скорее даже фантазия).

Link to comment
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now


×
×
  • Create New...