Перейти к содержанию
Гость Abbath

Улус Шибана. Южное Зауралье в 13-16 веках.

Рекомендуемые сообщения

Рене Груссе "Империя Степей" сс.489-490

ШEЙБАНИДЫ СИБИРИ

"В пятнадцатом веке, в Искере (Сибири) на среднем Иртыше, к юго-востоку от современного Тобольска, в Западной Сибири, возникло Тюрко-монгольское ханство, чьи ханы были "выпуска Тайбуга-беки", а не Чингизидского происхождения. Но Чингизиды дома Шeйбана, которые кочевали к югу от Уральских гор и около истоков Тобола, скоро заняли все земли к востоку от той реки. Это было в области Туры, притока Тобола, где Абу'л Хаир, глава дома Шeйбанидов, был провозглашен ханом в 1428 г. Приблизительно 1480 г. другой Шeйбанид - принц младшей ветви Ыбак (умер в 1498 г.) - захватил у ханов Сибири "город" Тюмень, около слияния Туры и Тобола. (Это был тот самый Ыбак который в 1481 г. неожиданно напал и убил Ахмеда - хана Золотой Орды). Кучум, внук Ыбака (приблизительно 1556-1598 гг.), был в состоянии войны с Ядигером - ханом Сибири. Ядигер обратился в 1556 г. к царю Московии, Ивану Грозному, но между 1568 и 1569 гг. он был побежден и убит Кучумом, который остался хозяином Сибирского ханства. Чтобы консолидировать свою власть, Кучум соглашался признать сюзеренитет царя, но укрепившись в своем ханстве, он стал спорить с Россией по поводу протектората над Остяками и напал на торговые посты, основанные Русским Строгановым. В то же самое время он рьяно стремился распространять Исламскую веру в Сибири.

Иван Грозный послал казачьего лидера Ермака против Сибири в 1579 г. Тем временем, Кучум доверил свои силы (Тюрко-монголов, и Вотяков и Вогулов, аборигенов) своему племяннику Махметкулу (Мухаммад-кули), который основал "укрепленный лагерь в устье Тобола, под Чуваш горой, защищать подходы к Сибири". Но в 1581 г. Русские, "благодаря их аркебузам", захватили эту позиция и овладели Сибирью, вынудив Кучума бежать.

Однако, старый Кучум продолжил свою борьбу, и в 1584 г. он неожиданно напал на Ермака на одном из Иртышских островов. Лидер казаков утонул при отступлении, его товарищи были убиты, и Кучум повторно занял Сибирь.

Русским пришлось заново завоевывать это ханство метр за метром, и по мере своего продвижения они основывали военные колонии в Тюмени (1586 г.), Тобольске (1587 г.), и Томске. Кучум, побежденный в финальном сражении на Оби 20 августа 1598 г., получил убежище у Ногайцев, где он был убит (1600 г.). Его сопротивление пролило последний луч славы на историю Чингизидов на Севере."

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Раннюю историю Тюменского ханства Груссе полностью переврал

среди иностранных специалистов можно только отметить А. Франк и Д. Мартин

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Интересные факты о Шибанидах в Башкирии содержит книга А.-З. Валиди Тогана "История башкир". Вот, что он пишет "Во времена монголов страна башкир, также как Ибир-Сибир - часть Западной Сибири по течению реки Кама, называемой Чулман, принадлежала наследникам Шибана, одного из потомков Джучи. Эту страну называли Тура, а самих - туринскими ханами. Они правили этой страной до тех пор, пока ее не захватили русские. Однако и золотоордынские ханы, зимние месяцы проводившие в Сарае и Сарайжыке, в летние месяцы находились преимущественно в Уральских горах. Египтянин Ибн Фадлаллах аль-Умари (умер в 1348 году)писал о них, что они зимние месяцы жили в Сарае, а в летние месяцы, как туринские (то есть Тура) ханы, - в Арктаге или Ураке (Урек). По мнению Утемиш хажи, Тура означает Западную Сибирь и Башкурдистан... Эти туринские ханы, хотя и построили в Западной Сибири города, однако их настоящий центра находился в Башкурдистане, вблизи Уфы, особенными важными были местности с названиями "Ханская Орда" или "Мавзолей Тура хана", находящиеся вблизи станции Чишмы и деревни Тирме, а также гора "Тура тауы" рядом со Стерлитамаком, "Хан тубеси" (Ханская гора) рядом с Хажи Мечетью. В этой связи заслуживает внимание утвержение Ибн Фадлаллаха аль-Умари, что "Сибирские города подчинены Башкирии" По свидетельству того же автора, области Сибири и Чулмана очень холодные и там шесть месяце лежит снег. В этот период их горы, дома, города покрыты снегом.

Сыновьям Шибана, управлявшим башкирскими племенами, подчинялись не только Западная Сибирь и долина Чулмана, но и булгары и алатырцы. После Джучи Бука, сына Шибана, этими областями по праву наследования правили Бадакул сын Джучи, Минг Темир (или Малик Темир) сын Бадакула. В шежере этих ханов все они представлены как потомки Шибана, управлявшие его наследием. После Минг Темира в истории Золотой Орды начинается междуцарствие, поэтому владения каждого царевича начинают приобретать вид самостоятельного ханства. Узбекские ханы Хивы и Мавераннахра также являются потомками Минг Темира. Потомки султана Арабшаха, сына Булата и внуку Минг Темира, впоследствии правят Хивой. У Минг Темира был также сын по имени Ибрагим огул. Сын Ибрагима Абулхаир-хан и его потомки правили Мавераннахром.

Сын Минг Темира Илбек и сын Илбека Канбай были ханами на башкирской земле, а сын Илбека по имени Алибай был ханом у булгар и в Казани. Известно, что Канбай был современником Тохтамыш-хана и во время правления Башкурдистаном своей главной ставкой сделал долину реки Кугади. От него сохранились некоторые чеканные монеты. Сын Канбая Махмудек Ходжа так же, как и Али, сын Бекконды и внук того же Минг Темира, а также сын Али Хажи Мухамет-хан были ханами башкирских и туринских земель. Сын вышеупомянутого Хажи Мухамет-хана Махмудек-хан был признан как влиятельный и сильный хан всех башкирских и туринских земель. Один из сыновей этого хана Ибак-хан(Ибрагим, умер в 1499 г.), не удовлетворенный Туринским ханством, вмешивался в общие золотоордынские дела. Его брат Мамык в одно время вмешивался в казанские дела. После Ибак его сын Муртаза-хан правил в первой половине XVI в. Его сын Кучум-хан в 1563-1598 годы был ханом Западной Сибири и Башкурдистана. Однако в его время в той части Башкурдистана, которая расположена западнее Урала, преобладало влияние ногайских мурз.

В 1577 году русский казак Ермак захватил в Сибири города Кучума. После него его сыновья Али-хан, Ишим султан вели борьбу против усиления русского владычества в средней и восточной части страны башкир. Один из сыновей Ишим султана Абылай султан (умер в 1635 г.) и его брат Абуга султан (известно, что в 1659 г. был еще жив) ради сохранения своей власти вели неприкращающуюся борьбу против русских захватчиков.

Как и другие ханы Золотой Орды, туринские Шибаниды также приняли ислам. После этого и у них монгольское государственное устройство, как и у иранских ильханидов и чагатайцев Мавераннахра, приняло исламизированную форму. Братья "хана", управлявшие отдельными вилаятами его владений, получали титул султана. Таким образом, вместо названия "оглан", применяемого прежде, установилось название "султан". О знаменитом узбекском хане Абулхаире, который был лишь всего туринским ханом, еще в 1430 году говорилось, что "шибанскому принцу Ядыгару отдал султанат Кияна" В данном случае султанство означает "быть вали", вассалитет."

А.-З. Валиди Тоган также проследил родословную потомков Кучум-хана, деятельность которых проходила в Башкурдистане: "Согласно записям Утемиш хаджи, хивинца Бабажан Мангыта, каракалпакскому и башкирскому шежере Муниса и Агехи, а также архивам русских по Сибири, каракалпакским и ногайским архивам, родословная потомков Кучум-хана, сыгравших заметную роль в освободительном движении башкир, следующая: Кучум-хан умер 4 августа 1598 года. Из его сыновей известны Али-хан, Ишим султан и Чувак султан. Али-хан умер в 1616 году, его сыновья Арслан султан, Хансувар, Жансувар были взяты в плен русскими и отправлены в Москву. Позже по просьбе крымского хана они были отправлены в Крым. От Хансувара родился известный Ахмет-Гирей султан, он принимал участие в спорах Крыма, Хивы, башкир и каракалпаков.

Второй сын Кучум-хана Ишим султан стал общим ханом, его сын - Абылай султан (Абулхаир, в ногайских преданиях - Аблайыр), его старший сын - Абуга султан, младший сын - известный Кучук султан (другое имя - Каип султан) ездил в Крым и Стамбул, в Дагестане в битве за крепость Терек был ранен и попал в плен к русским, в Астрахани был осужден, тайно доставлен в Казань и там казнен. Другой сын Кучук султана - каракалпакский хан Бушай султан, его сын Ырыс-Мехмет султан был ханом в Бурзяне, Тунгауре и Тамьяне (башкирские волости). Третий сын Кучум-хана - Чувак султан и его сын Давлет-Гирей-хан также снискали известность. С 1661 г. до его смерти Абылай султан и его сыновья Абуга и Кучук султаны этого Давлет-Гирея признавали ханом. Сын Давлет-Гирея "Ишим-Чувек султан" в Ургенче был каракалпакским ханом, его сын Хасан султан оставался у калмыцких ханов, а его сын Байбулат султан ездил в Крым и Стамбул и одновременно был султаном башкир, восставших против России. Чтобы не попасть в руки русских, ездил тайно под различными именами. Одно из этих имен - Карасакал. Его брат Ишим султан и сыновья Ишим султана Шайбак и Убейд (Убейдуллах) султаны был султанами каракалпаков. Байбулат султан был известен своей ученостью и красотой. Убейд султан был султаном племени карат (или карай). В то время, когда Байбулат (Бейбулат) воевал против русских в Башкурдистане, Шайбак хан был ханом у каракалпаков. Во всех отношениях был помощником Байбулата. Его мать Айше хатун была молочной матерью и воспитательнице Байбулата".

(Ахметзаки Валиди Тоган. История башкир, Уфа, 2010, с.37-39,61,62.)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Начиная с третьей четверти XIV века, как и в других частях Джучиева улуса, в стране Тура и башкир фактически управление было в руках Тюменских беев, подданных ханов. Они совместно с родовыми беями башкир и монгольскими родами, пришедшими с настоящими ханами, составляли тумены. Во времена вышеупомянутого Канбая авторитетным был род Дюрмена. В период правления его сына Махмудек Ходжа-хана стали известными туменские беи Конграта и Салжавата. Об этом хане Утемиш хажи пишет: "Он был сильным и надежным ханом. Воюя во главе (с родами) Туринского вилаята против туменов Конграта и Салжавута, победил их и объединил вокруг себя всю страну".

Точно так же и Кучум-хан воевал с Ядыгар Мирзой, сыном бея Салжавутского тумена Тайбуги. Однако самыми могущественными были тумены мангытского рода. Из мангытов отец Нуреддин-бека (Нурадын) Мангыт Эдиге-бек, после поражения в большой войне против потомков Тохтамыш-хана у реки Илек, вместе с "главой дивана Катаем Али-беем" пришел в Башкурдистан, жил там же и умер."Глава дивана", как будет объяснено и далее, соответствует понятию великий везирь. Самый главный бей дивана Нуреддин происходил из катайского рода. Это племя и в Тамьян-Катайском кантоне современного Башкурдистана и в Аргаяшском кантоне представляет собой важный род. Нуреддин-бей среди башкир снискал известность под именем Мурадым, и о нем рассказывают исторические стихи, а среди народа бытуют легенды, сохраняющие память о нем до сих пор. Утемиш хаджи сказал о хаджи Мухаммет-хане, сыне Али, потомки упомянутых Шибанских ханов, что он объединил народы башкурт, алатыр, мокша и города на стороне булгар"

Внук упомянутого Нуреддин-бея Муса мура и его сыновья Шыхмамай, Исмаил и сыновья Исмаила Урус и Тин-Ахмет, сын Тин-Ахмета Иштирек мурза стали известными как ногайские мурзы, господствовавшие в Башкурдистане и во всем бассейне реки Яик.

Сын Муса-бея Мамай мурза в стихотворной форме следующим образом объяснил то, что его отец летние месяцы проводил в середине Башкурдистана, вокруг горы Иремен (то есть Иремель), вблизи Ак-Идели и в Караурмане, находящимся у истоков Яика, а в зимние месяцы жил в устье Яика (на берегу Хазарского моря), в местах под названием Уйшук и Бештамак:

"Гора Иремен у истоков Иделя - земля, которой правил мой отец Муса; черный лес у истоков Яика - место, где кочевал летом мой отец Муса; Красный Уйшук, Бештамак - земля, на которой зимовал мой отец Муса". Упомянутый выше Иремен или Иремель, является самой высокой точкой Уральских гор и находится рядом с истоками Ак-Идели (по-русски Белая). А кочевья Караурман находятся у истоков реки Яик.

До начала XVII века из ногайских мурз снискали известность сыновья упомянутого Мусы мурзы Сайдак мурза (до 1540 года), Шыхмамай (1540-1548), Юсуф мурза )1548-1555) и Исмаил мурза (1555-1563), позже сын Исмаила Тин-Ахмет мурза (1563-1580), позже сын этого Тин-Ахмета Ормамбет мурза(1580-1601) . Эти мурзы обладали таким большим влиянием, что туринские, казанские, астраханские, казахские и Шибан узбекские ханы считали за честь жениться на их дочерях и гордились этим. Хан туринский и в то же время страны башкир Кучум-хан был горд тем, что стал зятем Тин-Ахмета. Во времена Ормамбет-бея Юго-Восточная и Южная часть Башкурдистана были под управлением Урус мурзы, сына Исмаил мурзы. Его ставка находилась между реками Уй и Тобол, и он поддерживал Кучум-хана в борьбе против русских.

Во времена Урус мурзы в среднем Башкурдистане родом табын управлял Бурнак мурза, Уфой - Аккилимбет мурза, родами минг, живущими по реке Дим (Дема), - Каракилимбет мурза. Среди этих мурз возникли разногласия и значительная часть этих ногайцев из-за внутренних противоречий, а также из-за разразившегося голода рассеялись и переселились на Северный Кавказ, к реке Кубань. После их ухода землями, подчинившемися Каракилимбету, управлял султан по имени Букей, а землями, подчинившимися Аккилимбету, - мурза (князь) по имени Газанфер. Все эти события, отраженные в башкирских шежере, полностью потверждаются сведениями, содержащимися в русских источниках. Становится ясно, из вышеупомянутых мурз Аккилимбет является сыном Тин-Ахмета, Каракилембет - сыном Ормамбет мурзы. Они известны и по русским, и по крымским источникам. А Букей султан, видимо, является султаном из потомков Шибана, то есть туринских Шибанов. В этот период улус ногайцев пережил две великие беды и в результате улус Улу Ногай рассеялся и они переселились в сторону Кубани и Крыма. Одна из случившейся беды - великий голод и мор 1558 года в Поволжье. В результате Исмаил мурза принял подданство русского царя. А другая - голод и внутренние раздоры (разногласия между мурзами) 1600 года. Из-за того что в это же время умер последний великий бей Улу Ногая Ормамбет, трагедия, постигшая улусы ногайцев, еще больше углубилась. Этот период, когда, по преданиям, "разделились на части миллион ногайцев, а Ормамбет-бек скончался", то есть, когда переселились миллион ногайцев и Ормамбет-бей умер, считается у ногайцев и башкир как начало некой истории".

(Ахметзаки Валиди Тоган. История башкир, Уфа, 2010, с.40-43.)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Научно-популярный фильм о событиях середины XVII в.(первое башкирское восстание), но также затрагивается XVI в. и объясняется одна из причин переселения ойратских калмыков.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

http://www.safarabdulloh.kz/img/books/iran-name/Iran-Name%202012%20(21).pdf

Если у интересно там есть моя статья о Восточном Дешти-Кипчаке в 20-ые годы 15 века.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

asan-kaygy

Ознакомился с вашей статьей "К вопросу о буркутах в Западной Сибири в 15 веке"

Не совсем понял следующий пассаж: "Однако Парунин А.В. игнорирует близость данных о том, что оба (Кибек Ходжа и Ходжа Тайбугид)погибли в Хорезме или в Средней Азии"

Вывод весьма преждевременный. В источниках нигде не сказано, что Кибек-Ходжа умер в Средней Азии. Его дальнейшее отсутствие в войске Абу-л-Хайра могло быть вызвано десятком причин. Про преклонный возвраст тоже неясно: учитывая политическую и военную нестабильность в регионе, вряд ли военные эмиры Абу-л-Хайра жили долго

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

давайте уж определимся

доказательств нет никаких, а потому такая гипотеза пока что не имеет право на существование

опять же по поводу тождества Тайбугидов сибирских летописей и представителей клана буркут. Вы здесь упустили важную источниковедческую деталь. Есиповская летопись была составлена в 1626 году, из преданий сибирских татар, а значит, представленная там генеалогия уже носит искусственный характер, особенно после исследований Д.Н. Маслюженко о сознательной фальсификации генеалогии в пользу приближения к Чингизидам. Т.о. использовать ее для каких-либо сопоставлений представляется натянутым

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

давайте уж определимся

доказательств нет никаких, а потому такая гипотеза пока что не имеет право на существование

Доказательства есть, причем многие считают что данная гипотеза на данный момент наиболее обоснована.

1626 год это не 19 век, искажений там будет гораздо меньше.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

где доказательства?

дело не в дате, а в том, что сибирские татары сознательно использовали генеалогию как инструмент легитимизации своей власти

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

То есть вы считаете что сибирские татары нарочно выдумали генеалогию Тайбугидов, чтобы их удревнить на территории Сибири?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

почему бы и нет? мотив с Он-сом-ханом, Чингием и Тайбугой явно заимствован, также как и искусственно конструированы претензии Тайбугидов на Чимги-Туру, исходное владение Шибанидов, собственно я об этом уже писал: http://siberian-khanate.narod2.ru/publications/new4/

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кому нужны были претензии Тайбугидов в 1620-х годах. Никаких дивидендов подлог не нес.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

никто и не говорит про XVII век, просто основные легенды были записаны в первой половине XVII века, Тайбугиды же претендовали на политические дивиденды еще в конце XVI века, про разгрома Кучума. Естественно, им было нужно соответствующее идеологическое оформление своих претензий; вряд ли они особо знали, что идеология Московского царства уже отошла от стереотипов отношений с ЗО

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я про 17 век не писал писал о 1620-х, тогда подлог не нес никаких дивидендов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

в XVII веке это уже не подлог, а оформившаяся легенда

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

по Бустанову, в первой половине XVI века, и здесь я склонен согласиться

причина очевидна - легитимизация своей династии среди соседствующих ханств с чингизидскими династиями

собственно, мурзы Ногайской Орды также стремились к легитимизации путем налаживания дипломатических контактов с Москвой, а до этого в сочинениях встречается вымышленная генеалогия Эдиге, ведущая к первым четырем халифам

в-общем, примеров достаточно много

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В любой генеалогии есть реальная часть генеалогии. Думаю до Тайбуги там все правильно а то что он сын хана это уже фантастика, как и у Едиге, думаю он реально потомок Баба туклеса, но не потомок абу бекра.

К тому же известие о смерти Ходжи в Средней азии это все таки никаких дивидендов тоже не дает.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

схожесть имен вряд ли дает основание для сопоставления

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

география проживания буркутов и тайбугидов, схожесть Мар и Умар, а также упоминание Тайбуги как буркута?

П.С. В общем лучше не на форуме а в рамках статей и на конференциях.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну на конференции мне не удается съездить, так что пока в формате форума.

Опять же, схожесть имен еще ни о чем не говорит, степень родства буркутов нам неизвестна, а имя Тайбуга весьма распространено, делать вывод о клановой принадлежности только по имени некорректно, особенно учитывая насколько велика разница между сибирскими летописями и восточными источниками. Впрочем, все это уже я обговаривал в статье, посвященной клану буркут, повторяться не вижу смысла

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

При желании кучу недостатков можно дайти и шероховатостей, но на данный момент отождествление тайбугидов и буркутов наиболее предпочтительно.

П.С. Видимо только ввод новых источников в оборот поможет добавить новые факты.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...