Перейти к содержанию
Гость Rasul

Чингизхан

Рекомендуемые сообщения

Henry H. Howorth "History of the Mongols" Part I "The Mongols Proper and the Kalmuks", London, Longman, Green and Co, 1876

p.35

...The Kurulas were a section of the Turkish tribe of the Kunkurats, thus the connection with the Turks is still kept up in the legend...

Перевод:

с.35

...Курулас были частью тюркского племени Коныратов, т.о. связь с тюрками все еще поддерживается в этой легенде...

p.37

...Raschid says she belonged to the tribe of the Kurulas (i.e. she was a Turk)...

Перевод

с.37

...Рашид говорит что она принадлежала к племени Курулас (т.е. она была тюрком)...

p.38

...Thus the most important section of the Darlegins, namely, the Kunkurats, who formed confederacy of six tribes, were, I am convinced, not Mongols at all, but Turks, a view for whose justification I must refer to to the notes at the end of this volume, where I have also tried to show that their country was not, as D'Ohsson argues, on the borders of Manchuria, but on the western part of Shamo desert south of the river Onghin. Some of the Nirun tribes I also think were probably Turks, namely, the Durbans, the Barins, and the Sukanuts, who lived in the sentral part of the desert, the name of one tribe still remaining attached to the district of Barin or Parin there. There is good reason for believing the Bayauts, another Darlegin tribe, to have been also Turks. They lived on the western feeders of the Selinga...

Перевод:

с.38

...T.о. наиболее важная часть дарлегинов, а именно, Коныраты, которые образовали федерацию из шести племен, были, как я убежден, не монголами вовсе, а тюрками - взгляд, для подтверждения которого я должен сослаться на заметки в конце этого тома, где я также пытался показать, что их земли находились, не в Маньчжурии, как аргументировал д"Оссон, а в западной части пустыни Шамо - к югу от реки Онгин. Некоторые из племен Нирунов, я так же считаю были, вероятно, тюрками, а именно, дюрбаны, барыны, и соканы, которые жили в центральной части пустыни - имя одного из племен все еще сохранилось там прикрепленным к округу Барын или Парын.

Имеется достаточные основания верить что Баяуты - еще одно племя дарлегинов - также были тюрками. Они жили на западных притоках Селенги...

p.43

...Kian and Noguz or Nokus were the two sections of the Mongols who sought refuge at Irgene kun; and it is curious that one of the four main divisions of the Turkish Uzbegs is called Kiat Kunghrat or Kiat Kunkurat. This is another proof that the Mongol royal race was descended from that of the Turks...

Перевод

с.43

...Киан и Ногуз (или Нокус) были две части "Монголов" которые искали убежища в Иргене кун; и это любопытно что одно из основных частей тюркских узбеков называется кият кунграт или кият кункурат. Это еще одно доказательство того, что "монгольский" ханский (королевский) род произошел от рода тюрков...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Henry H. Howorth "History of the Mongols" Part I "The Mongols Proper and the Kalmuks", London, Longman, Green and Co, 1876

p.35

...The Kurulas were a section of the Turkish tribe of the Kunkurats, thus the connection with the Turks is still kept up in the legend...

Перевод:

с.35

...Курулас были частью тюркского племени Коныратов, т.о. связь с тюрками все еще поддерживается в этой легенде...

p.37

...Raschid says she belonged to the tribe of the Kurulas (i.e. she was a Turk)...

Перевод

с.37

...Рашид говорит что она принадлежала к племени Курулас (т.е. она была тюрком)...

p.38

...Thus the most important section of the Darlegins, namely, the Kunkurats, who formed confederacy of six tribes, were, I am convinced, not Mongols at all, but Turks, a view for whose justification I must refer to to the notes at the end of this volume, where I have also tried to show that their country was not, as D'Ohsson argues, on the borders of Manchuria, but on the western part of Shamo desert south of the river Onghin. Some of the Nirun tribes I also think were probably Turks, namely, the Durbans, the Barins, and the Sukanuts, who lived in the sentral part of the desert, the name of one tribe still remaining attached to the district of Barin or Parin there. There is good reason for believing the Bayauts, another Darlegin tribe, to have been also Turks. They lived on the western feeders of the Selinga...

Перевод:

с.38

...T.о. наиболее важная часть дарлегинов, а именно, Коныраты, которые образовали федерацию из шести племен, были, как я убежден, не монголами вовсе, а тюрками - взгляд, для подтверждения которого я должен сослаться на заметки в конце этого тома, где я также пытался показать, что их земли находились, не в Маньчжурии, как аргументировал д"Оссон, а в западной части пустыни Шамо - к югу от реки Онгин. Некоторые из племен Нирунов, я так же считаю были, вероятно, тюрками, а именно, дюрбаны, барыны, и соканы, которые жили в центральной части пустыни - имя одного из племен все еще сохранилось там прикрепленным к округу Барын или Парын.

Имеется достаточные основания верить что Баяуты - еще одно племя дарлегинов - также были тюрками. Они жили на западных притоках Селенги...

p.43

...Kian and Noguz or Nokus were the two sections of the Mongols who sought refuge at Irgene kun; and it is curious that one of the four main divisions of the Turkish Uzbegs is called Kiat Kunghrat or Kiat Kunkurat. This is another proof that the Mongol royal race was descended from that of the Turks...

Перевод

с.43

...Киан и Ногуз (или Нокус) были две части "Монголов" которые искали убежища в Иргене кун; и это любопытно что одно из основных частей тюркских узбеков называется кият кунграт или кият кункурат. Это еще одно доказательство того, что "монгольский" ханский (королевский) род произошел от рода тюрков...

А где же все-таки доказательства? Вижу только мнения, а доказательств нет. С таким же успехом можно любой учебник истории процитировать.

По поводу "дюрбанов", я так понимаю, что имеется в виду дербеты- ойратское племя, но ведь самол слово переводится как четыре с монгольского, так как это племя было образовано из 4х родов, и говорили они на монгольском диалекте, это были самые первые ойраты (калмыки), я и по отцу и по матери из этого племени (дербет).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Чингисов камень. Надпись на монгольском

Чингисов камень является древнейшим письменным памятником монголов. Ученые полагают, что он был воздвигнут примерно в 1224 или 1225 году. Надпись на этом камне рассказывает о том, как во время пира по поводу победы Чингис-хана над сартулами Есунке отличился в стрельбе из лука, пустив стрелу на расстояние в 335 саженей. Так как первооткрыватели памятника легко читали первые два слова на камне "Чингис хан", то камень получил название Чингисова. Данный памятник был обнаружен русским исследователем Сибири Г.И.Спасским в 1832 году в Нерчинском округе в Забайкалье и доставлен им в Санкт-Петербург. Сейчас Чингисов камень находится в коллекции государственного Эрмитажа.

Надпись на камне может быть транслитерирована следующим образом:

Cinggis qan-i sartaGul irgen daquliju baGuju xamuG monGol ulus un arad i Buqa Sociqai xurigsan tur Esunke QonGodorun Gurban jaGud Gucin tabun alda tur ontudlu Ga" Переводу и прочтению отдельных слов этой надписи были посвящены работы таких ученых как Р.-Н.Ванчиков, И.Я.Шмидт, о. Иакинф (Бичурин), Д.Банзаров, И.Клюкин, Г.Габеленц, Е.Радлов, С.Мураяма, Ц.Дамдинсурэн, Б.Ринчен, Х.Пэрлээ, Л.Амбис, Л.Лигети, И. Рахевильц и других.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Почему-то халха-монгольские ламы и переводчики могли различить только имя Чингиз хана на этом камне:

....The lamas and interpreters of Transbaikalia could easily read the name of Genghis Khan on the stone...

http://www.hermitagemuseum.org/html_En/12/...hm12_3_1_5.html

Kамням надо вообще очень осторожно доверять - а то будет как с тмуртараканским камнем который, как выяснилось, оказался подделкой, изготовленной по приказу Екатерины из политических ссображений.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы
Почему-то халха-монгольские ламы и переводчики могли различить только имя Чингиз хана на этом камне:

....The lamas and interpreters of Transbaikalia could easily read the name of Genghis Khan on the stone...

http://www.hermitagemuseum.org/html_En/12/...hm12_3_1_5.html

Kамням надо вообще очень осторожно доверять - а то будет как с тмуртараканским камнем который, как выяснилось, оказался подделкой, изготовленной по приказу Екатерины из политических ссображений.

Акскл оттиска от печати Гуюк хана, которая написана на монгольском языке по-твоему тоже подделка? Или гэрэгэ выданная от Абдуллы хана на монгольском языке, которую нашли в Приволжье.

Или письма Аргун и Газан ханов, которые хранятся в французском архиве.

как это бесстыдные монголы успели то?

ты доверяешь французам и ватиканцам в отличии от русских и монголов?

Еще [рассказ]

К его величеству пришел один араб из тех, что отрицают святую мусульманскую веру, и преклонил колена: «Я видел во сне Чингиз-хана, и он сказал: „Скажи моему сыну, чтобы он убил побольше мусульман, так как они очень дурные люди"». Подумав одно мгновенье, каан спросил: «Он сам тебе сказал или через келимчи?». Тот ответил: «Своими устами». Каан спросил: «Ты знаешь монгольский язык?». Тот ответил: «Нет». [Тогда каан] сказал: «Ты без сомненья лжешь, так как я [51] достоверно знаю, что мой отец никакого другого языка, кроме монгольского, не знал», – и велел убить его.

http://www.vostlit.info/Texts/rus16/Rasida...frametext2.html

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Почему-то халха-монгольские ламы и переводчики могли различить только имя Чингиз хана на этом камне:

....The lamas and interpreters of Transbaikalia could easily read the name of Genghis Khan on the stone...

http://www.hermitagemuseum.org/html_En/12/...hm12_3_1_5.html

Kамням надо вообще очень осторожно доверять - а то будет как с тмуртараканским камнем который, как выяснилось, оказался подделкой, изготовленной по приказу Екатерины из политических ссображений.

Интересно как это ламы смогли прочитать только имя Чингиз-хаана, когд я сам смог понять побольше.

....The lamas and interpreters of Transbaikalia could easily read the name of Genghis Khan on the stone...

Где в этом предложении слово "ТОЛЬКО"? Данную фразу следует перевести следующим образом: ламы и переводчики Байкальского региона легко смогли прочитать имя Чингиз-хана на камне.

Акскл, некрасиво получается, добовив от себя слово "только" в перевод, сразу меняется значение.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Там же ясно сказано, что они поняли имя Чингиз хана, а про все остальное - ни слова.

Некрасиво постоянно фальсифицировать историю, передергивая слова могол (мугал) и монгол, приписывать к халха-монголам 100%-ных тюрков -

найманов, кереев, джалаиров, коныратов, онгутов, а также хунну, сянби, аваров и др.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Там же ясно сказано, что они поняли имя Чингиз хана, а про все остальное - ни слова.

Некрасиво постоянно фальсифицировать историю, передергивая слова могол (мугал) и монгол, приписывать к халха-монголам 100%-ных тюрков -

найманов, кереев, джалаиров, коныратов, онгутов, а также хунну, сянби, аваров и др.

Если написано, что "легко поняли имя Чингисхана", то это не значит, что они поняли только это. Я еще раз говорю я понял надпись на камне, не все конечно, но часть точно, по крайней мере числительные монгольские.

Мугал- это персидский вариант слова монгол, Карамзин называл их моголами, калмыки монhл, а сами монголы- монгол, от этого разные народы, что ли? Сокровенное сказание монголов написано на монгольском (не тюркском) языке.

У тюрков не было нойнов, тайшей и нукеров- эти титулы только монгольских народов, также были и в военном устройстве Чингиз-хана.

Прямые потомки кереитского Ван-хана- калмыки, монголоязычный народ. Калмыцкого Аюку-хана даже называли кереитским ханом.

Уж кто и фальсифицирует историю, так это приверженцы альтистории.

Данная ситуация напоминает мне историю про Ленина, который наполовину был калмыком ,а на половину евреем, так казахи хором утверждали, что тот был казахом.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Может хватит уже пустословием заниматься? Здесь серьезный форум.

Если что-то утверждаете - так приводите точные цитаты с точными ссылками (только не "монгольских ученых").

Брокгауз Ефрон

Великий могол, великие моголы - титул, данный европейцами государям знаменитой тюркской династии, основанной султаном Бабуром и около 3 столетий властвовавшей в Индии. Сами бабуриды этого титула не употребляли, потому что ничего общего с монголами не имели. Бабур называл себя турком, гордился этим происхождением и по-монгольски не знал, записки же свои писал на тюркском (джагатайском) языке. Европейцы впервые узнали о бабуридах от персиян, которые джагатайских тюрков, обитавших за Аму-Дарьей, называли могул, т.е. монголами, а западные ученые, не разобрав дела, сочинили империю Великих моголов. Настоящий же титул бабуридов был падишах, заимствованный у персиян и принятый Бабуром в 1506 г., вместо прежнего 'султан'.

Н. В.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Может хватит уже пустословием заниматься? Здесь серьезный форум.

Если что-то утверждаете - так приводите точные цитаты с точными ссылками (только не "монгольских ученых").

Брокгауз Ефрон

Великий могол, великие моголы - титул, данный европейцами государям знаменитой тюркской династии, основанной султаном Бабуром и около 3 столетий властвовавшей в Индии. Сами бабуриды этого титула не употребляли, потому что ничего общего с монголами не имели. Бабур называл себя турком, гордился этим происхождением и по-монгольски не знал, записки же свои писал на тюркском (джагатайском) языке. Европейцы впервые узнали о бабуридах от персиян, которые джагатайских тюрков, обитавших за Аму-Дарьей, называли могул, т.е. монголами, а западные ученые, не разобрав дела, сочинили империю Великих моголов. Настоящий же титул бабуридов был падишах, заимствованный у персиян и принятый Бабуром в 1506 г., вместо прежнего 'султан'.

Н. В.

Причем здесь Великие Моголы? Их империя никак не касалась Монгольской, к чему лишние слова, как раз-таки Вы и занимаетесь пустословием, ни к чему привязали Великих Моголов.

Есть на Кавказе такой народ под названием ногайцы, которых почти истребили калмыки. Название их народа идет от титула Золотоордынского хана Едиге (если моя память не спит с другим), он принял монгольский титул Нохой, что значит пес по-монгольски. Флаг ногайцев представляет собой изображение желтого пса на бирюзовом фоне. Слово "нохой"- монгольское слово, не тюркское, это еще раз говорит о монголоязычности " монголов"-чингизидов. Бату-хан (крепкий царь) или Сайн-хан (добрый царь)- все монгольские титулы, не казахские.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Есть на Кавказе такой народ под названием ногайцы, которых почти истребили калмыки. Название их народа идет от титула Золотоордынского хана Едиге (если моя память не спит с другим), он принял монгольский титул Нохой, что значит пес по-монгольски.

Вообще то

1. Едыге не Ногай.

2. Едыге не был ханом.

3. Вопрос о том, что название Ногайцы пошло от Ногая (его улус) довольно спорный. Вот у него отца звали Татар, это же не значит, что все татары были его улусом и потомками.

4. Ногай не титул а имя реального джучида.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Есть на Кавказе такой народ под названием ногайцы, которых почти истребили калмыки.

Ногайцы не столько были истреблены калмыками, как распались на несколько частей.

Часть вошла в состав башкир, татар, западных казахов, крымских татар, даже среди турок.

Часть вообще образовала этнос Каракалпаков. И только некоторые сохранили старое название.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А слово "калмык" - тюркского происхождения.

Так же как и болгар, мадъяр, авар, черкес, Китай, и?

О Чингиз хане и его т.н. "монголах" (информация из не русских и не монгольских источников):

http://www.rupoint.co.uk/showthread.php?t=15084

http://forum.eurasica.ru/topic23.html

http://kubhost.com/~kubkz/viewtopic2.php?t...tatus=&asc=

http://bb.ct.kz/index.php?showtopic=10532

http://www.zonakz.net/phorum/viewtopic.php?t=370

Казахские рода - карта расселения:

http://www.brif.kz/maps/pdf_version/Kz_Tribe.pdf

Карта этнических групп Монголии

http://www.chriskaplonski.com/images/ethnicmap_med.jpg

Genghis Khan wasn't a Khalkha-Mongol (in English)

http://www.chinahistoryforum.com/index.php?showtopic=11740

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Причем здесь Великие Моголы? Их империя никак не касалась Монгольской, к чему лишние слова, как раз-таки Вы и занимаетесь пустословием, ни к чему привязали Великих Моголов.

Даже я понял ,что хотел сказать Аксакал :

Имена и языковую принадлежность назначали европейцы , далекие от места действия ,и запросто путавшиеся даже в случае с огромной империей Бабура . Что говорить о кереях и найманах ?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Киргизы, монголы, тувинцы, казахи и прочие - это современные этносы, не имеющие никакого отношения к Чингисхану.

Ничего себе кыргызы современный этнос?! :blink:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Привет Всем,

недвано в одном туристическом интернет сайте Тувы я прочитал о том, что Чингиз Хан родился в Туве а его мать была Тувинкой. Подробной информации об этом нигде не могу найти, на сайте только одно предложение (It is said that Tuva was the birth place of Ghenghis Khan and that Ghenghis Khan's mother was a Tuvan). Другой информации кто сказал, когда сказал, почему и откуда такая информация к сожалению нет.

Если кто знает более подробную информацию об этом поделитесь пожалуйста.

Заранее благодарю.

Здравствуйте user33!

Я думаю, что нигде в других источников вы и не найдете более подробную информацию об этом.

Поскольку это не правда. Это всего лишь пиар ход, дабы привлечь побольше туристов в наши края.

Конечно Чингиз-Хан никак не может быть тувинцем :) Мы как народ появились только в 17-18 веке.

Но и говорить, о том что туристическая фирма, обманывает своих клиентов тоже не буду.

Все мы знаем, что территория современной Тывы входила в состав владений Хана.

Состав его войска были в основном из предков тувинского народа.

Поэтому спешу успокоить, представителей братского монгольского народа, мы- тувинцы не приписываем себе Великого Хана, но и не отделяем его от себя. Лично для меня, личность Субудая ближе :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ногайцы не столько были истреблены калмыками, как распались на несколько частей.

Часть вошла в состав башкир, татар, западных казахов, крымских татар, даже среди турок.

Часть вообще образовала этнос Каракалпаков. И только некоторые сохранили старое название.

Ну если на то пошло, то и в калмыцкий этнос они тоже вошли, у нас есть их род асмуд. А с каракалпаками немного по-другому было, они еще раньше существовали.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А слово "калмык" - тюркского происхождения.

Так же как и болгар, мадъяр, авар, черкес, Китай, и?

Никто и не спорит, что слово калмак "тюркского" происхождения, ученые 19 в. нас даже причисляли к тюркам, но проблема в том, что они не знали толком калмыцкого языка, а в калмыцком языке много тюркизмов, вот и произошла путаница.

Рашид-ад Дин писал, что ойраты, хоть и говорят на монгольском, но сами ведут свой род от Огуз-хана, в чем он ошибался.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 80-х годах 20 вв. во время Афганской войны призошел случай, когда советская рота подверглась обстрелу со стороны афганских боевиков, а там служил калмык. Всех его боевых товарищей положило, а он то ли от испуга, то ли от яроскти начал материться и петь на калмыцком. Ответный огонь прекратился. Через некоторое время прибежал мальчик и на чисто калмыцком позвал этого мужчину-калмыка. Тот оказался в глухом афганском селении, где жили люди, которые говорили с ним на одном языке. Калмык был в шоке, на вопрос откуда там взялись калмыки ему ответили, что они хазарейцы и остались в том месте со времен Чингиз-хана, их язык практически как наш, только много архаизмов и афганских заимствований. В конечном итоге его отпустили и тот, приехав домой, рассказал эту историю, про то, как встретил монголоязычных хазарейцев.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну если на то пошло, то и в калмыцкий этнос они тоже вошли, у нас есть их род асмуд. А с каракалпаками немного по-другому было, они еще раньше существовали.

Согласен у калмыков тоже есть потомки ногаев, но вот с каракалпаками, Вы о старой песни Черные клобуки=каракалпаки?

ИМХО: Версия о том, что тезки на самом деле один народ, очень много в истории, но на 95% - это всего лишь тезки.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Согласен у калмыков тоже есть потомки ногаев, но вот с каракалпаками, Вы о старой песни Черные клобуки=каракалпаки?

ИМХО: Версия о том, что тезки на самом деле один народ, очень много в истории, но на 95% - это всего лишь тезки.

А что не так что ли? Я про черные клобуки. Сами каракалпаки тоже по-моему придерживаются этой точки зрения. По поводу тезек согласен, примеров куча.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 80-х годах 20 вв. во время Афганской войны призошел случай, когда советская рота подверглась обстрелу со стороны афганских боевиков, а там служил калмык. Всех его боевых товарищей положило, а он то ли от испуга, то ли от яроскти начал материться и петь на калмыцком. Ответный огонь прекратился. Через некоторое время прибежал мальчик и на чисто калмыцком позвал этого мужчину-калмыка. Тот оказался в глухом афганском селении, где жили люди, которые говорили с ним на одном языке. Калмык был в шоке, на вопрос откуда там взялись калмыки ему ответили, что они хазарейцы и остались в том месте со времен Чингиз-хана, их язык практически как наш, только много архаизмов и афганских заимствований. В конечном итоге его отпустили и тот, приехав домой, рассказал эту историю, про то, как встретил монголоязычных хазарейцев.

Везде пишут что хазарейцы ираноязычные, но с собственным диалектом?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Везде пишут что хазарейцы ираноязычные, но с собственным диалектом?

У них такие же проблемы с родным языком как и у нас с русификацией. Но еще остались монголоязыцные хазарейцы, которые не иранизировались.

/20.1.2003

Анатолий ДЖАВИНОВ

- Ты знаешь, я давно думаю об этом, почему наш и без того малочисленный народ так разбросан по всему свету, - говорил в одной из наших бесед доктор филологии Борис Оконов, - и до сих пор не найду ответа. Кроме того, что есть терские, уральские (оренбургские) и донские (бузавы), мы еще знаем о киргизских и китайских калмыках. Я уже не говорю о тех, кого гражданская и Отечественная войны разбросали по всей Европе и Америке.

- Да, но еще лет 25 назад профессор Д.А. Павлов мне говорил о хазарейцах, которые имеют монгольские корни и живут в Афганистане, - сказал я, - к сожалению, о них практически ничего неизвестно.

- Хазарейцы? - вопросительно произнес участвовавший в нашей, беседе Тавун Шалхаков, - мой брат с ними в Афганистане встречался.

- Как встречался, кем он был, когда встречался? - не выдержав, я выпалил сразу несколько вопросов.

- Во время войны, где-то в году 87-м, мой брат служил в ВДВ (воздушно-десантные войска) был офицером разведроты. О нем писал Наран Илишкин.

- Хорошо, об этом я узнаю. Но ты мне расскажи, как он встречался с хазарейцами?

- Те, кто воевал, кто видел кровь и грязь войны, мало говорят об этом. Лишь когда встречаются "полчки", изредка вставят: "А помнишь?", - и дальше долгое напряженное молчание. Так вот что рассказывал мне мой брат: "Во время одного из рейдов, в разведгруппе было двое или трое молодых еще необстрелянных солдат, мы попали в засаду. По прицельной и расчетливой стрельбе стало ясно, что противник опытный, и без потерь прорвать кольцо не удастся. Ранен молодой пулеметчик, другой схватился за ногу - тоже ранен. И тогда я, до сих пор и не понял, почему так сделал, в прыжке, перекатившись за другое укрытие, сбросив с себя каску и бронежилет, схватил пулемет, вскочил и закричал на родном: "Эзян зальгсн элмрмюд, намаг авхар бяянт? Авцхатн!" - и дал длинную очередь из РПК (ручной пулемет Калашникова). Вдруг стало тихо. Лишь по осторожному хрусту гальки стало понятно, что противник уходит. Но почему они всех нас не пер######ли? Ведь у них была отличная позиция. Это стало известно позже. А тогда, вызвав вертолет и отправив раненых, мы двинулись дальше. У нас было задание - разведать тропы через перевал.

Гвардии старший лейтенант ВДВ Геннадий Шалхаков в течение двух лет регулярно писал из Афганистана известному журналисту Нарану Илишкину. Вот строки из этих писем.

Сентябрь 1986 г. "Встретил сержанта-земляка из Ики-Бурульского района. Трудно им, юнцам. Я их понимаю. Там, дома, в Союзе, спокойно. А здесь? Сильнейшие физические и моральные перегрузки. Горы. Засады. Стрельба... Но держатся ребята молодцами"...

Декабрь 1986 г. "... Служба идет нормально. Ребята хорошие. Часто ходим в горы. Там снег... Бывает иногда трудно... Помогаем афганским частям, берем пленных, оружие... Ах, как нужна ребятам физическая закалка... Мы это дома недооцениваем".

Июнь 1987 года. "Ровно неделя, как прибыл в родную роту (был в отпуске)... Вечером уже ушел в горы. Снова ощутил знакомую тяжесть своего автомата. К сожалению, как и на всякой войне, бывают жертвы. У меня в этот выход погиб солдат... Тяжело, обидно и горько. Жалко парня. До невозможности жалко... Отпуск вспоминаю как о чем-то далеком".

Декабрь 1987 года. "... Вернулись с гор. Там холодно. Задачу выполнили... На днях Новый год. Но я в это время буду в горах... Привязан чем-то к Афгану. Хочу, чтобы афганцы жили в мире... "

Краткие, лаконичные, но емкие строки. Сразу видно, что писал военный. Ничего лишнего. Позже я спрашивал у Нарана Улановича, рассказывал ли он что-нибудь о встрече с хазарейцами. В ответ было краткое - нет.

- Выйдя к склону очередной высотки, разведчики присели отдохнуть. По привычке заняли круговую оборону. Курить нельзя. Можно лишь сделать глоток воды.

Вдруг из-за валуна выскочил маленький смуглый мальчишка и крикнул: "Шурави, менд, ямаран бяянчи", - засмеялся и тут же убежал. Мне на мгновение показалось, что я в Кетченерах или в Яшкуле, - вспоминал Геннадий Шалхаков, - я был готов к любому бою, но от такого... растерялся и вслед мальчишке крикнул: "Кембчи, хамаhас ирвчи?" - но его и след простыл. В то время я уже немного говорил на пушту и дари (афганские диалекты персидского), и мои товарищи подумали, что я говорю на их языке, но я был буквально в шоке, - откуда здесь калмыцкий мальчишка? " Пока думал, он прибежал снова и, подойдя ко мне, сказал: "Чамаг мана аксакалмуд кюляжяня, йовий!" Я встал и пошел за мальчишкой, ничего не понимая.

Недалеко был их кишлак. На дастархане сидели старики. Головные уборы из хорошего каракуля, но верх почему-то из желтого шелка. Приветливо, мешая калмыцкий, монгольский и дари, поздоровались, меня угостили зеленым чаем, разговорились. Я спросил: "Откуда здесь калмыки? " Они ответили: "Мы не калмыки, мы - хазарейцы. А сюда пришли еще во времена великого и непобедимого Чингис-хана, мы - их потомки, поэтому сохранили язык, обычаи и традиции. "

Язык их сохранился на уровне 13-14 веков, поэтому некоторые слова я не понимал, но догадывался по смыслу. Лишь слушая древнюю речь понял, почему мы в недавнем бою остались живы. И на миг, представив неукротимые монгольские тумены, подумал, вот с какими воинами не страшно было бы идти в бой.

В подтверждение сказанным словам Геннадия Шалхакова, я нашел в газете "Совершенно секретно" № 1 от 2002 года о современных хазарейцах такие строки: "В провинции Каписа мне довелось наблюдать учения так называемого хазарейского батальона. Вглядываюсь в бесстрастные лица солдат. Их раскосые глаза пусты. А им, быть может, завтра снова в бой. Оттого безразличие к возможной смерти выглядит неестественным и пугающим. Дикие и жестокие, среди других национальностей, населяющих страну, они всегда считались низшей кастой... И готовы воевать против талибов и умирать во имя призрачной идеи создания своего государства - Хазараджат".

Так что это за народ - хазарейцы? Советский и Новый энциклопедический словари этому народу посвятили лишь по 2-3 строки, в которых говорится, цитирую: "Хазарейцы (самоназв. - хазара), народ в Афганистане (1,7 млн. чел.1995) и Иране (220 тыс. чел.). Язык иранской группы. Верующие - мусульмане-шииты". Скромно и фактически ничего не сказано.

Известный монголовед БЛ. Владимирцов, в своей книге "Чингисхан", изданной в 1922 году, пишет, что после убийства его послов "Потрясатель Вселенной" начал войну против Хорезмшаха Ала-ад-дин-Мухаммеда, которому принадлежали Туркестан, Афганистан и Персия. Кстати, нужно отметить, что именно Чингис-хан ввел обычаи - всегда беречь и охранять послов, который неукоснительно соблюдается и по сей день во всем мире. С 1219 по 1222 год, разгромив противника, Чингисхан вернулся в родной нутуг, оставив гарнизоны на завоеванной территории.

В годы войны ЦК Народно-демократической партии Афганистана для высшего руководства советской армии подготовила брошюру "Особенности национальных, родо-племенных отношений в афганской обществе и его армии".

Солидный раздел посвящен хазарейцам. Здесь говорится: "Хазарейцы, третья по численности этническая группа, представляет собой потомков монгольских завоевателей, поселившихся на территории Афганистана в XIII веке. Они проживают в основном в центральной части страны - Хазариджате (район включает провинции Гур, Узурган, Бамиан), а также в ряде крупных городов - Кабуле, Кандагаре, Мазари-Шарифе и Балхе. Общая численность - около 1,5 млн. человек. Говорят на особом диалекте таджикского языка (хазарачи). Наиболее крупные племена хазарейцев такие, как джунгури, проживают на обширной территории западных районов - Хазариджате (Центральный Афганистан), в южной части страны (Узурган), на севере (племя данкундов), северо-востоке (данвали, як-ауланги, шейх-али) и на востоке (бехсуд).

Хазарейцы долго сохраняли независимость. Только в 1892 году афганскому эмиру Абдурахману удалось покорить Хаза

Хазариджат с помощью пуштунских кочевых племен

Здесь нужно обратить внимание на провинцию Бамиан, где находились древнейшие статуи Будды, высотой 35 и 53 метра, которые были взорваны в прошлом году талибами.

Еще наше внимание могут привлечь такие названия племен, как джунгури, что, очевидно, означает "зюнгары" и "бехсуд". Среда дербетов Калмыкии есть такой аран, который называется "бексюд". Вполне возможно, что с одними из представителей вышеназванных племен Геннадий Шалхаков встречался в Афганистане.

Ученый В. Кисляков в журнале "Советская этнография" в №4 от 1973 г. опубликовал статью "Хазарейцы, аймаки, моголы" (к вопросу об их происхождении и расселении), - где говорится: "Проблема этногенеза хазарейцев издавна привлекала внимание исследователей. Интерес к этому народу объясняется, прежде всего, его наиболее ярко выраженной монголоидностью, среди всех народов, говорящих на иранских языках...

Важно подчеркнуть, что само название хазарейцев связано с числительным "хазар", что на персидском языке означает "тысяча". А в эпоху монгольской экспансии этот термин означал отряд воинов в 1000 человек. Вообще же большинство народных преданий связывает происхождение хазарейцев с Чингис-ханом и его преемниками... Уже В. Бартольд называл хазарейцев "иранизированными монголами". Г. Шурманн считает, что после истребления Тимуром войск чагайтайского царевича Никудера, хазарейцы продвинулись на восток, современный Хазарджат, и там осели. Они приняли культуру местных иранских насельников, с которыми смешались. По мнению Л. Темирханова, хазарейцы - народ, сформировавшийся в результате синтеза монгольских и таджикских элементов.

Еще нужно отметить, что недалеко от города Герат расположен город Сари-Пули, который хазарейцы называют Сарпуль, точно также как мы называем Ставрополь.

Анатолий ДЖАВИНОВ

Источник: Правда.Ру

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А что не так что ли? Я про черные клобуки. Сами каракалпаки тоже по-моему придерживаются этой точки зрения. По поводу тезек согласен, примеров куча.

Достоверно известно, что каракалпаки зафиксированы в письменных источниках со второй половины 16 века. До этого они были в составе Ногайской Орды.

Отвечая на тезис о тождестве каракалпаков и черных клобуков можно просто задаться вопросом где же были черные клобуки с 12 по 16 века? И почему у каракалпаков весь народ состоит из кунгратов, киятов и т.д., не автохтонов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость
Эта тема закрыта для публикации ответов.


×
×
  • Создать...