Перейти к содержанию
Урянхаец

Шарукань

Рекомендуемые сообщения

О Шарукане Великом начнем разговор! Какая память осталось у потомков его

противников и потомков?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

вначале нужно понять его имя - Шарукан

Шару - саhархай (як.) = желтый (рус.)

Кан - хан

половцев за желтый (половый) цвет волос называли половцами, следовательно, весь народ был рыже-русым

после преследования монголов половцы ушли в Венгрию (истреблены "новыми" венграми) и на Кавказ (современные кумыки считаются их потомками)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Шарукань (от имени половецкого хана Шарукана) — город XI — начала XIII веков, предположительно на Северском Донце, в районе городов Чугуев и Змиёв. Возник на базе поселения аланов, имел смешанное население и был зимним убежищем половцев. Город состоял из сравнительно небольшого числа каменных строений и намного большего числа юрт кочевников. В 1111 Шарукань был взят войсками Владимира Всеволодовича Мономаха и др. русских князей.

В XIII Чингисхан послал на разведку "западных земель" сильный кавалерийский корпус под командованием Джебе и Субедея, которые разрушили половецкий город в 1223 г. Половцы бежали на Запад, надейсь найти союзников в лице Руси. После Битвы на Калке некоторое время население города сохранялось, но повторный приход монголов во главе с Батыем заставил половцев уйти навсегда. Их племена осели в низовьях Дуная.

В XII — начале XIII веков Шарукань запустел.

Шарукань упоминается в Повести Временных Лет: 6619(1111)г. ....И въста Володимеръ и Святополкъ, и цЂловастася, и поидоста на ПоловцЂ, Святополкъ съ сыномъ, Ярославъ и Володимеръ съ сынми, и Давыдъ со сыномъ.....И оболочишася во бронЂ, и полки изрядиша, и поидоша ко граду Шаруканю; и князь Володимеръ пристави попы своя .... ПоЂхаша ко граду, вечеру сущю, и в недЂлю выидоша из города, и поклонишася княземъ Рускымъ, и вынесоша рыбы и вино; и перележаша нощь ту. И завътра, въ среду, поидоша къ Сугрову,....

Некоторые историки полагают что Шарукань/Шарук-ахан/Харук-ахан/Харукань это этимологический источник названия реки Харьков, давшей название городу Харькову. Официально история Харькова начинается в XVII веке.

--------------------------------------------------------------------------------

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кан - хан

Глубоко сомневаюсь. Русские отлично занали, что такое титул "Хан". И если бы "Шарукань" значило бы "чего-то там "хан"", то так бы и писали, Хан "Шару".

Другой вопрос - "Харьков". Тут, скорей всего, Вы правы.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У кыпчакских народов есть эпос о Чора, Шора батыре. Предполагается, что он создан

в период героической обороны Казани от русских освободителей в честь батыра Чоры

Нарыкова. Но этот эпос имеется даже у алтайцев и бурят. Это имя знают и далекие

якуты. Они его считают своим предком. Шури-хан воевавший с русскими дед Эллэя.

Не память ли это о мифологическом образе Шарукана по евразийском пространстве?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вот еще нашел ((ссылка)):

ШАРУКАН (ШАРОКАНЬ) — половецкий хан, возможно, сын хана Осеня, о смерти которого ПВЛ сообщает под 1082, дед Кончака. Под 1068 Новг. перв. лет. упоминает о пленении Ш. князем Святославом Ярославичем (С. 190), в ПВЛ по Лаврентьевскому списку имя хана не названо (см. с. 115). В 1107 ханы Боняк и Ш. потерпели поражение от рус. князей: у р. Хорола был убит брат Боняка, а Ш. «одва утече» (ПВЛ. С. 185). Возможно, терпел поражения Ш. и от Владимира Мономаха, который пишет в своем «Поучении», что отпустил из плена «Шаруканя 2 брата» (ПВЛ. С. 162). В Галицко-Волынскую летопись включен рассказ, возможно, заимствованный из половецкого эпоса, о том, как Мономах победил двух сыновей Ш. — Сырчана и Отрока; последнего он прогнал за «Железные ворота» (крепости Дарьяльского ущелья) в Грузию, где царь Давид, приняв половцев, женился на дочери Отрока Шарукановича, о чем сохранилось известие в груз. хрониках («Картлис-Цховреба»). Отрок (Атрак), вернувшись после смерти Мономаха (1125) в половецкие степи, стал отцом Кончака. В Ипат. лет. под 1111 и под 1116, упоминается «град Шарукань», который берут рус. князья — сначала Владимир Мономах, а затем Ярополк Владимирович и Всеволод Давыдович. Точное местонахождение половецких городков, названных по имени ханов — Шарукан и Сугров, неизвестно. Предполагается, что они находились где-то на среднем Донце, в р-не которого кочевал Ш. со своим родом и где стоял родовой улус, носивший его имя. Несмотря на отмеченные рус. летописями поражения, донецкие половцы, объединенные Ш., держали в течение 40 лет Русь под угрозой постоянных вторжений (1068—1107).

В С. Ш. упоминается один раз: «Се бо готскія красныя дѣвы въспѣша на брезѣ синему морю... поютъ время Бусово, лелѣютъ месть Шароканю» (С. 25—26). Для О. Ф. Миллера фрагмент с именем Ш. был малопонятным, «темным местом». Д. С. Лихачев в комм. к С. пояснил, что здесь, очевидно, имеется в виду поражение Ш. и Боняка в битве 1107. Мысль о мести за Ш. лелеял сам Кончак, говоривший хану Гзаку: «Поидем на Киевскую сторону, где суть избита братья наша и великий князь наш Боняк» (Ипат. лет. С. 646). Месть за Боняка это и есть месть за Ш., так как оба потерпели поражение в одной битве. А. Н. Робинсон предполагал, что речь может идти о мести за пленение Ш. в 1068: если прадед Игоря, Святослав Ярославич,

219

взял в плен Ш., деда Кончака, то плен Игоря был как бы местью за бесчестье деда. Сыновья и внуки продолжали политику отцов и дедов; внуки, согласно феод. воззрениям Киевской Руси, характеризовались по дедам; существовало представление о родовой чести и славе и о родовой мести. Ш. — родоначальник половецких эпич. героев фигурирует в С. наряду с Олегом Святославичем.

Беглое упоминание Ш. в С. говорит о том, что читатели (или слушатели) хорошо знали как родословие половецких ханов, так и подробности борьбы рус. князей с половцами во втор. пол. XI — первых десятилетиях XII в.

Б. А. Рыбаков считает, что в былинном Кудреване-Турканине отразилось имя летописного Ш., а сам летописный рассказ о пленении Ш. воспроизводится былиной.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

На мой взгляд нет разницы между Шаруканом или Сары-ханом-Шары-ханом. Диалектные соответствия кан/хан можно найти даже в кыргызском языке, где-то произносится "кан", где-то "хан". Чередование Ш/С является нормальным для кыпчакскимх языков – "баш" (голова) кырг. – "бас" (голова) казахск.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Глубоко сомневаюсь. Русские отлично занали, что такое титул "Хан". И если бы "Шарукань" значило бы "чего-то там "хан"", то так бы и писали, Хан "Шару".

Другой вопрос - "Харьков". Тут, скорей всего, Вы правы.

А почему, уважаемый, не вписывается в вашу идею название Астрахань? По идее должно быть Хан Астра?

Чуть не по теме - мои извинения.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Глубоко сомневаюсь. Русские отлично занали, что такое титул "Хан". И если бы "Шарукань" значило бы "чего-то там "хан"", то так бы и писали, Хан "Шару".

Другой вопрос - "Харьков". Тут, скорей всего, Вы правы.

А почему, уважаемый, не вписывается в вашу идею название Астрахань? По идее должно быть Хан Астра?

Чуть не по теме - мои извинения.

Я имел ввиду именования самого Шаруканя, как человека. Если речь идет об именовании одноименного города, то здесь все естественно - Тмутаракань, Астрахань, Шарукань и т.д. Вполне в русле традиции.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А почему, уважаемый, не вписывается в вашу идею название Астрахань? По идее должно быть Хан Астра?

Чуть не по теме - мои извинения.

Я имел ввиду именования самого Шаруканя, как человека. Если речь идет об именовании одноименного города, то здесь все естественно - Тмутаракань, Астрахань, Шарукань и т.д. Вполне в русле традиции.

Если как это говорилось выше Шару - Сары (желтый) то Шарукань - Сарыхан, так же естественно как и ЧингизХан, или Касым хан , Аблай Хан или любой другой хан здесь имели ввиду ни хан чего то, а имя его было Сары (то есть светлый - блондин).

С уважением

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У каракалпаков есть легенда связанная с именем Шорахан. Шорахан старое название города Турткуль, но об этом мало известно, так как при переименовании Турткуля (Шорахана) в новое название Петро-Александровск в 1873 году, город назывался уже Турткуль без приставки Шорахан. С первых дней советской власти Петро-Александровск переименован в старое название Турткуль и стал столицей Каракалпакской Автономной области. В 30-х годах 20 века, в связи с частичным разрушением города при наводнений, столица перенесена в Нукус, а сам город Турткуль также перенесен подальше от реки и нынче является одним из крупных городов РКК. В Турткульском районе множество названий с именем Шорахан, есть канал, улицы, учебные заведения, частные хозяйства и т.д.

Вопрос о том, насколько Шорахан созвучно с Шаруканом не исследован.

Когда дед говорил о Турткуле Шорахане, я думал, что это имя одного человека, существовавшего в недавнем прошлом и город Турткуль назван в его честь. Но если Шарукань, Шуракань, Сарыхан и т.д. в средневековье был известен, может быть есть связь и с Турткулем Шораханом?!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У каракалпаков есть легенда связанная с именем Шорахан. Шорахан старое название города Турткуль, но об этом мало известно, так как при переименовании Турткуля (Шорахана) в новое название Петро-Александровск в 1873 году, город назывался уже Турткуль без приставки Шорахан. С первых дней советской власти Петро-Александровск переименован в старое название Турткуль и стал столицей Каракалпакской Автономной области. В 30-х годах 20 века, в связи с частичным разрушением города при наводнений, столица перенесена в Нукус, а сам город Турткуль также перенесен подальше от реки и нынче является одним из крупных городов РКК. В Турткульском районе множество названий с именем Шорахан, есть канал, улицы, учебные заведения, частные хозяйства и т.д.

Вопрос о том, насколько Шорахан созвучно с Шаруканом не исследован.

Когда дед говорил о Турткуле Шорахане, я думал, что это имя одного человека, существовавшего в недавнем прошлом и город Турткуль назван в его честь. Но если Шарукань, Шуракань, Сарыхан и т.д. в средневековье был известен, может быть есть связь и с Турткулем Шораханом?!

может Шорахан есть производная от шерхан?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У каракалпаков есть легенда связанная с именем Шорахан. Шорахан старое название города Турткуль, но об этом мало известно, так как при переименовании Турткуля (Шорахана) в новое название Петро-Александровск в 1873 году, город назывался уже Турткуль без приставки Шорахан. С первых дней советской власти Петро-Александровск переименован в старое название Турткуль и стал столицей Каракалпакской Автономной области. В 30-х годах 20 века, в связи с частичным разрушением города при наводнений, столица перенесена в Нукус, а сам город Турткуль также перенесен подальше от реки и нынче является одним из крупных городов РКК. В Турткульском районе множество названий с именем Шорахан, есть канал, улицы, учебные заведения, частные хозяйства и т.д.

Вопрос о том, насколько Шорахан созвучно с Шаруканом не исследован.

Когда дед говорил о Турткуле Шорахане, я думал, что это имя одного человека, существовавшего в недавнем прошлом и город Турткуль назван в его честь. Но если Шарукань, Шуракань, Сарыхан и т.д. в средневековье был известен, может быть есть связь и с Турткулем Шораханом?!

 

Камал , Половецкий -КыпШакский Хан  был или КараКалпаком или Кыркгызом ,  Кыркгызом больше.......  но точняк не КазАком  ...!!!

открою секрет тебе  ... потому что   Хава...Хава... Ауа...Ауа... ообо...ооба... ... а КазАктар не вписываются в эту систему со своим непонятным для вас словом Ия ... :lol: 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Интересно вы излагаете уважаемый Нуреке , если до прихода Монголов половецкая степь а именно в  Детш кыпшак находились в основном представители младшего жуза именуемые себя сегодня , в том числе рода тоскобичи и т д . учитывая Шарукань . Тут как говорится можно поспорить кто же на самом  деле были более тюрковитые ,монголы или половцы . Учитывая что поговорка давних лет до сих пор имеет актуальность  Андамай соилеген ауырмай оледи .

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Интересно вы излагаете уважаемый Нуреке , если до прихода Монголов половецкая степь а именно в  Детш кыпшак находились в основном представители младшего жуза именуемые себя сегодня , в том числе рода тоскобичи и т д . учитывая Шарукань . Тут как говорится можно поспорить кто же на самом  деле были более тюрковитые ,монголы или половцы . Учитывая что поговорка давних лет до сих пор имеет актуальность  Андамай соилеген ауырмай оледи .

При чём тут младший жуз ? 

Учитывая что поговорка давних лет до сих пор имеет актуальность.  Коп соз  - бок соз .

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я читал выводы Плетневой о Половцах. Родоплеменная структура Печенегов была идентична к нынешней структуре тюркских народов, в частности каракалпаков. Вот и думаю, ведь тюрки продвигались с Востока на Запад, смешиваясь и вливаясь в друг-друга. Я лишь высказал, что у каракалпаков есть такая легенда Шорахан. А связаны эти имена между собой или нет, тема отдельного исследования.

 

Печенеги находились на той, так называемой таборной стадии кочевания, которая характеризуется достаточно развитыми общественными отношениями — военной демократией (Плетнева, 1982, с. 13-18). Во главе восьми фем, которые, очевидно, можно считать объединениями типа орд, стояли ханы — архонты, как называет их Константин Багрянородный, или, согласно русской летописи, князья. Орды делились на 40 частей, т. е. в каждую орду входило пять родов. Эта структура печенежского общества была прослежена этнографами и у некоторых ныне существующих народов, в частности у каракалпаков. Роды возглавлялись архонтами более низкого разряда — меньшими князьями. Роль племенных и родовых князей сводилась в условиях военной демократии к роли военачальников.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Я читал выводы Плетневой о Половцах. Родоплеменная структура Печенегов была идентична к нынешней структуре тюркских народов, в частности каракалпаков. Вот и думаю, ведь тюрки продвигались с Востока на Запад, смешиваясь и вливаясь в друг-друга. Я лишь высказал, что у каракалпаков есть такая легенда Шорахан. А связаны эти имена между собой или нет, тема отдельного исследования.

 

Печенеги находились на той, так называемой таборной стадии кочевания, которая характеризуется достаточно развитыми общественными отношениями — военной демократией (Плетнева, 1982, с. 13-18). Во главе восьми фем, которые, очевидно, можно считать объединениями типа орд, стояли ханы — архонты, как называет их Константин Багрянородный, или, согласно русской летописи, князья. Орды делились на 40 частей, т. е. в каждую орду входило пять родов. Эта структура печенежского общества была прослежена этнографами и у некоторых ныне существующих народов, в частности у каракалпаков. Роды возглавлялись архонтами более низкого разряда — меньшими князьями. Роль племенных и родовых князей сводилась в условиях военной демократии к роли военачальников.

 

 

 

во во , я о том же ...   ... походу эти сорок 40 кырк гузов -наверное от слова русского узы  ... типа Плетнева намекает о родстве КараКалпаков с Кыркгузами  ...  только вот непонятно ?  Каракалпаки от Кыркгузов произошли или наоборот ...?

это  тема отдельного исследования.... :lol: 

МанАс -эпический гЕрой  Кыркгызов ....

славяне тоже сейчас думают , что Рюрик был настоящим славянином ....

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Если искать нити, кто от кого произошел, тогда есть выводы Гумилева о Желтых и Черных тюргешей, то есть, о предках кыргызов и каракалпаков. Получается, что оба существовали параллельно. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Если искать нити, кто от кого произошел, тогда есть выводы Гумилева о Желтых и Черных тюргешей, то есть, о предках кыргызов и каракалпаков. Получается, что оба существовали параллельно. 

 

 

   ключевое слово  "ооба  существовали паралельно "  ... то есть пока вы воевали с друг с другом и с арабами ... оконцовке  заарабились хором  или вы всегда так 

говорили ооба -ауа ..?   

 

Пользуясь междоусобицами тюргешей, арабам удалось завершить завоевание Согда, подавить сопротивление СамаркандаТашкента и Отрара и к 738 г. установить твёрдую границу с тюргешами. Возобновили наступление и китайцы, которые в 748 году разрушили город Суяб. Две армии, арабская и китайская, встретились в 751 году у реки Талас[3][4]. .......

В 756 году война между кара- и сары-тюргешами возобновилась и окончательно обескровила каганат. В 756 году власть в Семиречье перешла к другому тюркскому племени —карлукам. В 756 году умер последний тюргешский каган, каганат прекратил существование[1][2].

 

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%8E%D1%80%D0%B3%D0%B5%D1%88%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BA%D0%B0%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D1%82

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Мне знакомо некоторые высказывания (сторонников Нуреке), что каракалпаки есть потомки арабов, к тому же в лексическом запасе каракалпаков много арабо-персизма. Это всего лишь выдумки, хотя не исключено, что некоторая часть каракалпакского населения состоит из арабских пленников (рабов) окаракалпаченных в дальнейшем. Самих арабов прогнали, тому свидетельствует существование Кердерского ханства в 6-8 и 9-11 веках, находившегося под арабским игом с середины 8 до начала 9 веков. Если бы северные районы Древнего Хорезма состояли из арабов-завоевателей, то в 9-11 веках там существовал бы Арабский Эмират или какие-то субъекты Арабской империи. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ув. Камал, не могли бы (если знаете) дать информацию про китайских каракалпаков (в Синцзяне). Дело в том что на территории Республики Алтай в Кош-Агаче проживают Каракалпаки, но в малом количестве. Считаются Казахами, но сами говорять, что они караколпаки и пришли из Котана и смешались с Казахами из рода Ергенекти (Найманами). 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ув. Камал, не могли бы (если знаете) дать информацию про китайских каракалпаков (в Синцзяне). Дело в том что на территории Республики Алтай в Кош-Агаче проживают Каракалпаки, но в малом количестве. Считаются Казахами, но сами говорять, что они караколпаки и пришли из Котана и смешались с Казахами из рода Ергенекти (Найманами). 

 

Каракалпаки в прошлом сильно разбросанный народ (после 1723 года, фактического распада Каракалпакского государства, многие племена так и не воссоединились друг с другом), только наиболее сосредоточенное большинство, к 1917 году проживавшее в Амударьинско-Аральском оазисе смогло сплотиться в отдельный народ и в период национально-территориального размежевания, в лице своих выдающихся лидеров-революционеров (в частности, Аллаяра Досназарова), провозгласило Каракалпакскую Автономию. Мало кто, что осталось за пределами этой Автономии сохранили свое каракалпакское самосознание, слившись с близкородственными народами. Поэтому дать какую-то конкретную информацию трудно.

Из исторического письма каракалпакского бия Кучук Ходжа, написанного им китайскому императору в 1758 году следует, что каракалпаки в прошлом вели с Китаем торгово-дружеские отношения и не исключено, что некоторые купцы и дипломаты со своим окружением могли остаться на китайской стороне. Также, принимая во внимание, что после 1755 года, казахские племена найманов в предводительстве Кабанбая батыра были в тесном контакте с Китаем, можно полагать, что те каракалпаки примкнули казахам, наиболее близкому по менталитету народу. Это хорошо, что они до сих пор помнят свое каракалпакское происхождение и таких немало, хотя по национальности давно не каракалпаки и вообще, принадлежность какой-то конкретной национальности появилась у Среднеазиатских тюркских народов только в 20-м веке.

Чтоб дать конкретную информацию, надо изучить всех по отдельности, так как, кроме китайских есть и афганские, и российские (среди башкиро-татар) и другие, неговоря об узбекских и казахских каракалпаках.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Спасибо за пояснения. Можно поподробнее про Аллаяра Досназарова. я например про него ничего не знаю, и вообще хотелось узнать про караколпаков побольше. я имею виду не про то, что они казахи ил нет  каждый народ определяет свое будущее, настоящее, и навязывать определенные рамки  в виде народа или нации  решаеть не нам. Не позваляйте никому !!!!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Спасибо за пояснения. Можно поподробнее про Аллаяра Досназарова. я например про него ничего не знаю, и вообще хотелось узнать про караколпаков побольше. я имею виду не про то, что они казахи ил нет  каждый народ определяет свое будущее, настоящее, и навязывать определенные рамки  в виде народа или нации  решаеть не нам. Не позваляйте никому !!!!

 

Каракалпаки осознали себя отдельным народом еще в 1601 году. Те, кто желают навязать нам что-то свое, значит не знают не только о нас, но и свою историю. В теме "Каракалпаки" есть мои сообщения, сообщения Полата. Мы оба на этом форуме находимся одновременно, почти полтора года и собираем всю информацию о каракалпаках здесь. Информации взяты из источников, которые есть в сети. Любитель, не интересующийся каракалпаками, не найдет их и столкнется с информацией искаженного характера. Так что, добро пожаловать в тему "Каракалпаки".

 

По поводу А.Досназарова могу сказать, что он был дальновидным и целеустремленным сыном своего народа. Многие его планы о светлом будущем каракалпаков остались не реализованными. 

Вкратце о нем есть здесь: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%BE%D1%81%D0%BD%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B2,_%D0%90%D0%BB%D0%BB%D0%B0%D1%8F%D1%80_%D0%9A%D0%BE%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...