Перейти к содержанию
Гость sanj

Этимология политико-правовых терминов

Рекомендуемые сообщения

Ар_

Полагают, что ШАДАПЫТ является производной от ШАД, так что ШАДАПЫТ рассматривают как двух-основное слово.

Собственно версий немного, и большинство из них иранские:

1. От индо-иранского ШАДА = "сто" и древне-иранского ПАТИ = "начальник":

Ashraf

Есть ещё вариант:

ШТАБ=ШАД+АБ-СТАВКА ШАДА

А там и утеряно А.

ШТАБ=ША+ТАБ=ЦЕНТР СИЛЫ, СОПРОТИВЛЕНИЯ

Согласно Афзалетдину Аскеру и Мамедали Гыпчагу ШАД не является военным званием, а является ТИТУЛОМ.

Ар_

А есть ли ещё тюркские версии этимологии титула ШАД, кроме моей наверху?

Ну, разве что должность военноначальника: начальник штаба :angry:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Тюрки сами по себе в то время были военным народом.

Шады конечно это не алпы и не алпагу. Последние могли получить своё звание только мечом и кровью.

Поэтому пусть Вас не смущает противоречие между воинским званием и титулом.

Всё таки ШАД это в первую очередь Кровь, Знатный РОД, Военная Аристократия. Это больше представительское лицо.

В случае воинского таланта мог быть и военоначальником.

Я так думаю...

Извините за банальность, но главное это МАНЁВРЫ...

Маг

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А что означает слово "улус".

Шерстова в книге "Тюрки и русские в Южной Сибири" говорит, что улус - это не конкретная территория, а проживающие там люди.

А есть ли размеры (число) населения, определеющие улус?

Или он определялся по родовому признаку?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

все верно Ар_ !

тат.О"ЛЕШ-Y 'раздавать, распределять' от которого

тат.О"ЛЕШ 'часть, доля' - общ.тюрк. YЛYШ

др.тюрк YЛYK, YЛYГ (от которого тат.О"ЛКА" 'область' - общ.О"ЛКА", YЛКА" 'область, край, владение, страна, общество'),

чув. ВАЛЕ (очевидно что это близко к БУЛ-ю "разделение", да и чаг.,башк.БYЛКА",БYЛКА"Й 'БYЛА"К , область' )

где БYЛА"К 2 "земельные или охотничьи угодья;адм.единица в ЗО и Казанском ханстве" - мар.,удм.бо"ляк, по"ляк 'союз', др.тат.byла"к 'военная ...', кроме того еще значения в к-б. "группа" , др.тюрк,монг.,бурят. "отряд, рота" (кстати ПОЛК и БYЛА"К одно и тоже по звукам)

тат.О"ЛКА"Н "старший, взрослый" ... якут.улаххан "великий", др.тюрк.YЛYFКАНЬ "великий, знаменитый, почтенный отец, патриарх", тат-мишар.диал. др.тюрк КАНЬ, чув.ХОНЬ, ХУНЬ "родоначальник, старейший"

--

похоже не только поляк... но и русское поле это тоже деление, надел бу"лу", да и пол, половина и т.д. тоже деление ?

Слово: пол

Ближайшая этимология: II, род. п. -а, напр. же/нский п., также "половина", др.-русск. полъ, ст.-слав. полъ (Остром., Супр.), болг. пол, сербохорв. по? "пол-, половина", словен. ро?l "сторона, половина", чеш. pu%l, слвц. роl, польск. po/l, в.-луж. роl/, н.-луж. рo/l/.

Дальнейшая этимология: Вероятно, родствеуно алб. раlе' "сторона, партия, раздел, отделение" из *роlna:; см. Иокль, Stud. 67. Относительно знач. ср. Брандт (РФВ 23, 302), который пытается связать с пол I. Ср. пола/, по/лоть.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Улус административной единицей стал только после вхождения в состав Московского царства. До этого он обозначал обьединения родов, имевших определенную территорию и Единого господина. Улус от УЛУУ УУС – великий РОД. Так как к приходу русских на Лене уже была феодальная раздробленность, то могли быть несколько улусов или князей у одного племени. Поэтому источники пишут о нескольких улусах кангаласцев или дюпсинцев, напавших вместе.

Потом русская администрация образовало несколько административных единиц на территории Средней Лены. Кангаласский улус образовался от сакаитов Тоорила, не пожелавших служить Чингисхану и бежавших от него в неопределенном направлении. Из них и выдвинулся ТЫГЫН – это понятие равнозначное термину СЕГУН! Он покорил всю Якутию, но к приходу русских от этого мощного образования уже отлетели все крылья. Имел множество реальных и легендарных сыновей. Чаллаайы (Челай), Бодьоко (Бозеко), Олкорой (Откурай) – знаменитые и известные не только по фольклорным, но и по архивным источникам деятели. Таас Уллунах или Муос Уол (роговой парень) – полный аналог древнегреческого героя Ахиллеса, которого можно убить только попав в единственное незащищенное место, это ПОДМЫШКА или ПЯТКА ГЕРОЯ!

Мегинский улуус. От слова Мэнэ – вечный, старинные жители Сибири (сянь-бэй), подлетные рыболовы, это отражено и в преданиях про Быйан Тонулу. Вроде ничем не знамениты, но выделяются численностью своих ясачных налогоплательщиков.

Борогонский улуус. В их территории проживал БЭРТ ХАРА – лучший «черный уол» - караульщик или кара (воин) Тыгына. Он обычно носился с огромной ЛЕСИНОй вырванной с корнями, подобно сэру Ланселоту и древнерусскому герою, воевавшему против злых кочевников в саге о Князе Володимире – Красном Солнышке. Образовался сравнительно позднее, от потомков УЛУУ ХОРО бежавшего на БЫКЕ по Алдану, Амге (от амма – в монг. матка), Татте (возглас оо Татай!) к озеру УЛУУ МЮРЮ.

Батурусский улуус. Состоял из множества подразделений. Этот улус составляли батулинцы – каптуги, жексогонцы (воинство шамана Кэрэкээнэ); бологуры, хатылинцы (хатыгынцы?), чакыры, сыланцы и естественно боро-бютюнцы с «волчьей удачей». Ныне это три чистых якутских улуса – Чурапчинский, Амгинский, Таттинский. Множество удалых людей – боотуров, что и отражено в самом названии УЛУСА. Из хатылынцев Батас Мондукээн – ловивший все стрелы воинов Тыгына – грозного царя кангаласцев на лопату. Боруку Омоллоон – бологурец, употреблявший за один присесть полбыка знаменитый ОБЖОРА и не менее знаменитый преступник, попавший в царские летописи, как человек истребивший целый казачий отряд в одиночку, впав в боевой ТРАНС!

Намский улуус. Потомки Омогоя бежавшего от грозного царя, боясь от наказания, знаменитый на родине (в Монголии?) в прошлом конокрад, похититель. Предок ЛАМЫНХА СИЛИК! Обосновались по долине ЭРКЭЭНИ! От них Мымак – провозглашенный национальным героем якутов в XXII веке!

Баягантайский улуус. Обычно говоря о приходе прародителей хатылынцев, борогонцев, таттинцев-батулинцев подчеркивается, что до них тут проживали БАЯГАНТАЙЦЫ. Судя по фольклору сохраняли древние боевые и хозяйственные навыки древних монголов, а также говор. Освоили Верхоянский и Колымский еще до прихода казаков именно выходцы из этого УЛУУСА.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У монголов это слово, уверен не заимствование, потому как предки монголов были древние тюрки, причём родовитые.

Все значения, которые здесь расматривались по мне это надсимволы семантически связанные друг с другом, которые можно объединить одним смыслом объедение людей.

Касательно истока УЛУС- это чисто древнетюркский этноним.

Маг

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вот не знал про титул эльтебер. По якутски тэбэр тоже значает пинать.

Я думал что Эльтебер это просто имя. Неужели титул эльтебер происходит

от слова пинать народ. Как то слишком примитивно. Обчыно титул имеет какое-

то возвышенное значение, а тут пинать. Слишком просто, не кажется вам.

Может быть это и звучит примитивно, но я все таки поддерживаю эту версию. К тому же "эль" или "ел" не обязательно только народ, но и территория на которой он (народ) кочует, к тому же не надо забывать что они были кочевниками и может есть какие то аналогии с конем (жеребцом), который бьет копытом землю, или что либо в этом роде

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вот не знал про титул эльтебер. По якутски тэбэр тоже значает пинать.

Я думал что Эльтебер это просто имя. Неужели титул эльтебер происходит

от слова пинать народ. Как то слишком примитивно. Обчыно титул имеет какое-

то возвышенное значение, а тут пинать. Слишком просто, не кажется вам.

Я тоже думаю что "пинать народ" по этическим соображениям немного грубовато. Скорее всего "тебер" более означает "понукать, принуждать к движению, действию" т.е. "погонщик" и тогда элтебер- погонщик народа. :kg1:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Предлагаю обсудить политико-правовую терминалогию в целом, Ваше мнение по непосредственной этимологии терминов, а также общие исторические и семиотические соображения.

В частности, хотелось бы внести ясность в следующие вопросы:

1. Насколько достоверен переход шаньюй->тархан, как он объясняется.

2. Допустимо ли связывать термины "гуз" и "огуз" в значении "политическая организация (племя, государство)", соответственно проводить генетические параллели между "кор/кара" и "гуз/огуз" в указанной семантике.

3. Что говорит современная лингвистика по поводу этимологии терминов "каган" и "хан" :-)

4. Какие термины применяются для обозначения правового понятия "мировой порядок" в отличии от "власти-порядка". Для юриспруденции указанное различие важно.

Потому как этимологический анализ указывает на тесную связь феноменов «власть (управление)» и «право». К примеру, в древнетюркском (и современных тюркских): tцrд – закон, правило, порядок, обычай; бог (torna – бог-журавль, башк., tura – бог, господь, чувашск.); правитель, владыка, начальник (tцra, tьra), почетное место, престол (tцr, tьr), истинное, правдивое, прямое (tura), подходящее (tura). В русском: право – право, правитель, власть (управление, править), истинное (правда), подходяще-верное (правильно, правое), норма (правило). В английском: right – право, правое; rule – «норма», править.

В тоже время, в башкирском присутствует термин "рат", которое, следует считать, употреблялось преимущественно в значении как раз "мировой порядок".

5. Соответственно, в каких значениях применяются и как этимологизируются термины "канун", "йола" и т.д.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

И еще, если кто может это сделать, привести тюркскую титулатуру в написании китайскими иероглифами. Очень хочется сравнить написание титулов тюрков и сюнну

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Все давно обсуждалось подробно. Ищите в постах Игоря и Стаса (в военном деле).

Задайте в поиск Шаньюй, тархан, тегин и т.п.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Спасибо, поищу (уже ищу) :-).

Тем не менее необходимость в топике, а в будущем, возможно и в отдельном разделе у меня не вызывает сомнений, потому как существует множество сугубо юридических вопросов.

Вот к примеру, помимо вышеобозначенных: институты карымта и барымта.

По сведениям Ч. Валиханова у казахов карымта - это ответ на барымту (формула "барымтага карымта").

У башкир же карымта - это только кровная месть, не связанная с барымтой.

Было бы интересно узнать указанное соотношение у кыргызов, узбеков и т.д.

---------

В топике сюнну-хунны-гунны нашел объяснения Игоря:

шаньюй<-тархан, вернее шаньюй (кит)=тархан(тюркск) нашел.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

http://www.kyrgyz.ru/forum/index.php?showtopic=82&st=0

Посты Стаса о эльтебере, тархане, тегине, инале и проч.,

-----------------------------

http://www.kyrgyz.ru/forum/index.php?showtopic=1821

Дискуссия о хане и кагане с неясным исходом.

------------------------------

http://www.kyrgyz.ru/forum/index.php?showtopic=1827

О шаде, опять таки с неясным исходом :-)

Приводится Старостин со значениме "подавлять".

----------------------------------

http://www.kyrgyz.ru/forum/index.php?showtopic=396

Вот здесь поднята тема ностратических связей КУР в связи с этимологией курултая.

Исходя из данных соображений я и спрашиваю правомерность перехода ко/ур->о/гуз

Nostratic etymology :

Nostratic: *KurV

Meaning: to fasten

Altaic: *kuri

Uralic: kure-

Kartvelian: ? *kor- 'house, building'

Dravidian: *kurV (DED 121) [Tamil kurampu 'bank, dam, etc.'?]

Indo-European: *kw|er

И да, подскажите, что означает в словарях нижеприводимые сокращения:

References: МССНЯ 365, ОСНЯ 1, 359-360; ND 1142 *K.urV 'to plait/wattle/tie together' (+Sem.?)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вопрос:

Что означает по арабски слово "сайид" и когда появилось само слово или выражение что-ли...

Соответсвтвует ли монгольское "сайн, сайид" с арабским "сайид"?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

саин справедливый прозвище бату-хана

саид, сеид - это титул потомокв пророка Мухаммеда

сеид-хан носили титул, те у кого была и кровь пророка и кровь чингиза(например аштарханиды )

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"сайн" - на монгольскм хороший, благородный и т.д.

"сайд" - во множественом числе и в уважательном поклонении.

В современном монгольском слово "сайд" = "министр".

Гадаад хэргийн сайд = Министр внешних сношении.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Значит арабский "сэйид" и монгольский "сайид, сайн" только созвучные и тем более очень по смыслу приближенные слова.

Может г-н Маг найдет основу шумеро-азербайджанскую, точно найдет потому что у него всегда готово :D .

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

О! Нашел подтверждение у Ахметьянова:

искал ИЛ для http://www.kyrgyz.ru/forum/index.php?showtopic=1779, и нашел ...

(тат.)ИЛТИБА"Р (илтабар тугел!)

"премьер министр у булгар и др.тюрок" - смотри ТИП :tw1:

ILTA"BA"R см. ELTA"BA"R (ДТС209)

ELTA"BA"R - титул военноначальника (ДТС171)

кстати слово ТВАРЬ похоже из тюркского (а не от слова творить, как у Фасмера - А-мешает...)

TEBRA"R -живое существо, тварь (ДТС546) от слова TEBRA" - двигаться, шевелиться (там-же)

и в современном татарском тоже ТИБРЭ-ЛЕРГЭ - колыхаться, колебаться, раскачиваться

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

ELTA"BA"R - титул военноначальника (ДТС171)

общтюрк. ал/ел "большой; великий", а тебер - персидское заимствование в среднеазиатских болгарских языках ІІ-ІІІ в. и отсюда - в остальных тюркских языках.

Извлечение из: Иван Добрев, Златното съкровище на българските ханове от Атила до Симеон. София 2005 - http://bolgnames.com/text/Treasure.html

...М. Каланкатуаци [1984] е употребена и собствено болгарската форма на общтюрк. ältäbär във вида на титл. илитуер - “великий князь гуннов Алп-Илитуер”, която на друго място се схваща и употребява и като мъжко лично име - “великий князь гуннов Илитуер”, с фонетически безспорно доста отдалечен вариант Ирлитбер, за което име пък някои изследователи приемат, че засега е много трудно да бъде определено етнически [120,127-128,131-133,213-214, срв. Зифельдт-Симумяги 1988, 84].

Всъщност трябва да се каже, че точно такова мъжко лично име надали е съществувало в миналото на тюркските езици и народи, защото “Името” очевидно е резултат от много погрешна и неко-ректна сегментация на хаз. мли Хатирлитбер, съставено от генм *Хатир, носен от един от най-знатните хазарски родове на Кавказ и образуван, с известна доза вероятност, на основата на арабското по произход тюрк. qadır (P. Golden), което просто няма как да се появи на Кавказ преди завладяването му от арабите стотина години след това, а на видоизменения в неясно кой език, етнм хазар, към който е прибавена контрахираната хазарска титл. *литбер, отговаряща на квболг. илитуер, и двете заедно краен резултат от поотделното и самостоятелно развитие в условията на тези два български езика на общотюркската титл. ältäbär.

Специално точно този вид на болгарската форма се получава благодарение на действуващата не в хазарските, а именно и един-ствено в прабългарските, болгарските езици и диалекти етимоло-гична фонетична промяна b>v, характерна, както вече беше посоче-но по-горе, не само за южнодунавския диалект на прабългарския език, но така също и за по-късния волжскоболгарски език, където записаната от Ибн Фадлан (922) титла има вида йылтывар يلطوار, балтавар بلطوار, докато същата фонетична промяна очевидно не се проявява в българския хазарски език и затова там формата на Титлата е със зв. b, която особеност се наблюдава и в цитираното пак по-горе хаз. мли Парсбит, втората съставка на което е от титл. *абит, отговарящо на болг. *авит, на основата на което се получава в действителност и мли Авитохол на първия от Именника на българските ханове прабългарски хан, тъждествен на хунския вожд Атила [вж. и срв. Артамонов 1962, 145-161,184,244-246; Залеская 1989, 39-53; Фахрутдинов 2003, 2-3,8; Golden 1980, 197-198,253; ДТС, 171].

В действителност и очевидно точно тази фонетична особеност на кавказоболгарския и волжскоболгарския език не разбира и не взема предвид проф. A.,Róna-Tas [1982], когато обявява титл. yiltewer за хазарска, а титл. ilteber за тюркска, която обаче не е задължително да бъде от тюркски произход [166-167] и по този начин в края на краищата изобщо не става ясно как така една и съща фонетична особеност характеризира все пак два отделни и сравнително различни, макар и родствени на българска основа езика.

При това положение вече и малко по-горе споменатият Шат може и трябва да се идентифицира единствено и само с хан Кубрат, който тогава все още е принц, а не с неясно точно кой тюркутски вожд, както без всякаква аргументация допуска Р. Golden [1980, 51], като при това изобщо не е в състояние да осмисли и анализира последното във връзка и контрапункт със засвидетелствуваната от Ибн Руста, но чак за много късния вече ІХ и дори и за началото на Х в., хазарска титл. īšā, за която той предполага, че е “най-вероятно преиначена от *īšad” [98,162-163].

Между впрочем тъкмо в аспекта на така поставените и решени тук проблеми около въпросните прабългарски имена, думи и титли, направо се очертава като много странно директно-категоричното постулиране от страна пак на P. Golden [1980] на техния хазарски произход и принадлежност, в резултат на което и етнолингвистичната картина на Кавказ се оказва грубо деформирана, неточна и невярна – на Кавказ има само хазари, тюркути и “севернокавказски хуни”, при което за самия него, според собственото му признание, остават напълно неясни причините, поради което титл. īšā бива заменена посредством титл. πέχ [99,206]; събитията се отнасят към края на VІІ в., Алп-илитуер се оказва васал не на тюркутите, а на хазарите, без при това да е възможно да се определи дали той е хазарин или не и независимо че самата титла според него може да бъде видяна като огурска, свидетелство за което е характерната за чувашкия език фонетична промяна b>v, като за особено груба грешка трябва да се приеме извеждането на втората съставка на Титлата – täbär, от тюрк. täр-, защото в действителност, както ще докажем друг път и на друго място, тя безспорно води началото си от стир. dapir, а и отъждествяването на първата съставка с лекс. еl от “тюркското име” Alp el etmiš, без изобщо да се допуска или държи сметка за много лесно установимия и неопровержим научен факт, че това в действителност са две напълно различно-отделни думи [147-150,160].

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

Эльтебер. В памятниках енисейской письменности отсутствует рассматриваемый термин. Надо полагать, что правитель кыргызов в VIII–XIII вв. имел другой титул. Эльтебер является самым ранним из известных званий, принадлежавших кыргызам. Старейшина кыргызов, прибывший в Пекин в 648 г. носил звание, передававшееся в китайском источнике как сы-ли-фа-ши-бо-цюй-а-чжань. По авторитетному утверждению В.В. Бартольда, в сы-ли-фа воспроизводится тюркское эльтебер. В литературе имеются и другие толкования . Эльтебер кыргызов, по мнению Г.П. Супруненко, имел также титул ышбара .

Эльтеберами были вассалы древних тюрков – правители, выполнявшие "обязанности губернаторов" у таких народов как карлуки, азы и уйгуры. Рассматривая титулатуру Тюркского эля, Г. Дёрфер привел такое суждение: "Эльтеберы не принадлежали к правящему дому, но происходили из древних родов некогда самостоятельных коалиционных правителей. Им как будто бы предоставлялась определенная автономия" . Сходного мнения придерживался М.И. Артамонов . Действительно, в VII в. предводителем савиров был Алп Эльтебер. В середине VIII в. ябгу уйгуров, впоследствии объявивший себя каганом, носил также титул эльтебер. В начале Х в. эльтебером был правитель булгар – Алмуш-сын Шилки, которого также именовали "царем славян" или "эмиром булгар". Указанные народы относились к категории "эльтеберлиг будун" (народов, имеющих эльтеберов). Созданные ими государства входили в военные союзы, возглавляемые правителями из "каганлыг будун" (народов, имеющих каганов) .

Таким образом, данный термин применялся кыргызами к своему правителю, отражая его вассальную зависимость от сюзерена, которым во второй половине VII вв. был владыка сейяньто. Рассматриваемый соционим вышел у кыргызов из употребления в связи с приобретением ими суверенитета.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Хотелось бы узнать происхождение имени-титула Чингиз-хан.

А также семантику древнетюркских титулов: бек, тархан, хан.

Титул хуннских владык шаньюй с чем можно связать?

Чинныс с хакасского переводится как "победа". Может быть Чингиз от этого слова? По крайней мере встречал хакасов, которые именно так и понимают имя Чингиз-хана.

из Рашид-ад-дина Значение чин - :

Значение чинсильный и крепкий, а чингиз – множественное от него число, [по смыслу] одинаковое с [наименованием] гур-хан, которое было прозванием великих государей Кара-Хитая, иначе говоря – государь сильный и великий.

Рашид-ад-дин дал чисто монгольское толкование этого названия, наверное ему объяснили монголы которые работали с ним при написании книги.

чинг(а) - твердый, крепкий, сильный на монгольском.

Во множественном числе: чингас, чингис

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Чингис - шаньюй одинаково Доржи БанЗаров.

Расмстед чингиз-тенгиз Море-океан...

Чыныс Хаан - якутское божество Судьбы и Кары.

Чин - по якутски твердый.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

**************************

Алтайская этимология :

Запись номер: 1298

Праформа: *mi_a\ga

Значение: glory, praise

Тюркская праформа: *bAgatur

Монгольская праформа: *magta-

Тунгусская праформа: *m[ia]g-

Корейская праформа: *ma:r

Японская праформа: *ma\w@\-s-

Комментарии: Kor. *ma:r < *maga-r.

--------------------------------------------------------------------------------

Тюркская этимология :

Запись номер: 1662

Праформа: *bAgatur

Значение: hero

Древнетюркский: bag|atur (Orkh., n. pr.)

Среднетюркский: (Xwar.) bahatur, CCum. bag|atur

Туркменский: ba:tyr

Киргизский: ba:tyr

Алтайский: ba:tyr

Якутский: ba:tyr

Комментарии: EDT 313, VEWT 55. Cf. the name of the Xiongnu shanyu, MC ma^w-ton (*mag|u-tur). This Turkic word was borrowed into numerous surrounding languages (Iranian, Mongolian etc., see the literature in ЭСТЯ). Modern forms like batyr, batur are back-borrowings from Mong.; forms of the type baxatir - back-borrowings from Persian.

B)

Ха-ха-ха..Старостиновские дела..

Составное Слово багатур пришло в алтайские язики из составное ИЕ (индо-иранское или тохарское) "баг-/wakо-" "воитель", "-turai/-atara" - "смелий"

келтское /староирландское/ bāgaid – двубой, бунтовник, bāga – борба, ирландски bagaid, кимвърски, бретонски bagad, латински bacca – войскови отряд, ирландски buaigh – победа, старовисоконемски bagan – борба, латвийски buozties – разсърден, персийски bayegan, партянски bakan, хинди-урду bachānā – пазач, защитник, кушанобактрийски bogono – войн, маратхи bagata - меч.

От тохаро-иранските примери, можем да изведем съответно бако/баго/багаин, борец, войн. Що се отнася до титлата багатур, тя е производна на багаин. От тох. wak – борба, wako – борец и тох. /а/ atar – герой, произлиза wak.atar – борец, войн-герой. Интересното е че такова словосъчетание /войни-герои/ се среща в текст на тох./б/ цитиран от Д.Адамс, където е използвана формата в тох./б/ - etru. Преходът wakatar в багатар, багатур е напълно логичен. Бейли например смята че тохарското atar е заемка от ирански atara, или санскритски turai – силен, герой. Д.Адамс го свързва със собствено развитие на тохарските езици. Но в български имаме ясна иранската първооснова, предвид началното „б”, вместо тохарското „в”.

В кховарски bahder – храбрец. В баски borthari, bortxatiar – смел, храбър. В ирландски bagartha – заплашващ.

http://www.protobulgarians.com/PODSTRANITS...ABULG-TITLI.htm

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...