Перейти к содержанию
Гость kanishka

зтимология слова сарт .

Рекомендуемые сообщения

Уважаемые !

Вот маня интересует этимология сарт . Хотя я читал много версий , но ни одна из них не кажется убедительной .

И , вообще , кого именно называли сартами в древности ?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

И , вообще , кого именно называли сартами в древности ?

Согласно Бартольду так называли оседлых средне(центрально)азиатов (персов) . А позже он писал, что тоже относится и к таджикам.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Но какие персы в ср.азии?

И почему тогда узбеков называли ( и даже сейчас называют ) сартами ?

Г. Потанин в своих путешествиях по Русскому Алтаю, Северо-Западной Монголии и по Урянхайскому краю записал множество легенд, в том числе и об Сартакпае (в Туве и в Северо-Западной Монголии его имя похоже на алтайское). Этот герой славился прокладыванием каналов и строительством мостов. Считается, что имя героя происходит от сартов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Алтай писал(а):

Г. Потанин в своих путешествиях по Русскому Алтаю, Северо-Западной Монголии и по Урянхайскому краю записал множество легенд, в том числе и об Сартакпае (в Туве и в Северо-Западной Монголии его имя похоже на алтайское). Этот герой славился прокладыванием каналов и строительством мостов. Считается, что имя героя происходит от сартов.

А ничего конкретного , обоснованного нет ?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А ничего конкретного , обоснованного нет ?

А что он мог такое обосновать? В те времена в Российской империи история сартов была никому не нужна. Слава Богу, Потанин находил деньги на свои экспедиции и записывал интересные легенды. Как знал, что через 50 лет после его экспедиций всех сказителей прищучат.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У ойратов есть много легенд и сказаний о Сартактай баатуре. Некоторые связывают эту легенду даже с Александром Македонским.

Мне кажется Сартактай и Сартак, сын Бату хана, звучит одиноково.

Легенда:

Давным давно жил один человек по имени Сартактай имеющий огромное сильное тело. Когда этот человек лег отдохнуть то его голова лежала на Шижигтэйн хавцал (название местности), а нога упирались на Ямаатын уул (тоже название местности). В один день когда он отдохнул пальцы его ног стали чешаться, и он направил одного всадника чтобы посмотрел что там происходит. А он всадник обнаружил что семеро волков едят и дергают пальцы ног Сартактая значит. С этого происходит бранное слово “Долоон чононд идvvлмэр - Долан чонд идvлмр“ (Перевод: чтоб ели (кого-то) семеро волков).

И каналы для орошения поле также по легенду называются каналами Сартактая.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Vasmer's dictionary

---------------------------------------------

Word: сарт

Near etymology: -- стар. название тюрк. населения городов Средней Азии. Через уйг., чагат., казах., алт. sart "сарт, купец" (Радлов 4, 335) из др.-инд. sa:rthava:ha- "предводитель каравана", sa:rtha- "караван"; см. Самойлович, ЖСт., 19, 3, 269; Банг--Габайн, Sitzber. Preuss. Аkаd., 1931, стр. 497; Радлов, Этногр. Обозр. 86, 282 и сл.

Pages: 3,564

--------------------------------------------------------------------------------

Word: Сартак

Near etymology: -- былинный враг Руси, зять Калина-царя (Киреевский I, 72). Из тюрк. Sarta:k -- имя сына Батыя, которому была вверена защита западных границ государства Батыя; см. Бартольд, Еnс. d. Islam I, 709 и сл.; Фасмер, ZfslPh 1, 167.

Pages: 3,564

Этнический атлас Узбекистана

Археология узбекской идентичности

(Ташкент, 2002. С. 268 - 302).

Наиболее обстоятельно и аргументированно точку зрения в пользу обоснованности использования термина "сарт" высказал В. В. Бартольд. Приведем с некоторыми сокращениями его статью "Сарт", опубликованную в Энциклопедии Ислама[25].

Сарт, первоначально древнетюркское слово, означавшее "купец"; в этом значении оно употребляется в Кутадгу билик и у Махмуда Кашгарского. В изданном Радловым уйгурском переводе (с китайского) Саддхарла пундарики санскритское слово sarthavaha, или sarthalaha, "купец, водитель каравана" переведено сартпау; это слово объясняется как "старший купец" (са-тыкчы улугы). Отсюда Радлов заключает, что тюрк, сарт заимствовано из индийского. Когда иранцы Средней Азии захватили в свои руки торговлю с кочевыми народами, слово сарт стало употребляться тюрками и монголами как название народа, в том же значении, что и таджик. Рашид аддин рассказывает, что, когда правитель (принявших ислам) карлуков Арслан-хан подчинился монголам, он был назван ими "сартактай", т. е. таджик. Здесь имя народа выступает в форме сартак; окончание тай присоединялось монголами к названию для обозначения мужского представителя соответствующего народа. Как показывает этот пример, сартактай были для монголов людьми не столько определенной национальности и языка (карлуки были, как известно, тюркским народом), сколько принадлежащими к определенному культурному типу — персидско-мусульманскому. Сартактай, по-видимому, пришел к монголам не только как торговец, но и вообще как носитель культуры, в особенности как специалист по ирригации; только этим могут быть объяснены монгольские легенды о богатыре Сартактае и построенных им чудесных каналах, мостах и плотинах.

Рядом со словом сартактай употреблялось в том же значении, очевидно, образованное от того же корня, слово сартаул, в изданном Мелпоранским арабско-монгольском словаре (Ибн Муханны) сартаул объясняется как ал-муслимун. С другой стороны, в Туркестане в период монгольского владычества "сарты" противопоставлялись "тюркам" — очевидно, только по языковому признаку.

А. Самойлович обращает внимание на другое место у Бабура, где, по-видимому, проводится различие между сартами и таджиками; здесь говорится, что население города Кабула и нескольких селений состоит из "сартов", в то время как в других селениях и вилайетах живут другие народы, в том числе "таджики". Особенно часто язык сартов противопоставляется языку тюрков (Мир Али-Широм Неваи, ср., напр., цитату из его Маджалис ан-нафи'ис и особенно целиком его сочинение Мухакамат ал-луга-тайн, где персидский язык, как фарс-тили или сарт-тили, сопоставляется с тюркским).

АРХЕОЛОГИЯ УЗБЕКСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ. А.Ильхамов. Часть 1. Исходные этноисторические предпосылки формирования современных узбеков

«Этнографическое обозрение», А.Ильхамов, 27.03.2006

© ЭО, 2005, № 1

Алишер Ильхамов - кандидат философских наук, ассоциированный научный сотрудник при Школе восточных и африканских исследований Университета Лондона (в 2001 - 2004 гг. - исполнительный директор Института "Открытое Общество - Узбекистан").

http://www.ferghana.ru/club/detail.php?id=77

...

Сарты. Категория сартов представляла собой крупнейший наряду с даштикипчакскими узбеками компонент, вошедший в состав современной узбекской нации. Однако относительно их идентичности и этногенеза среди исследователей Центральной Азии до сих пор имеются принципиальные расхождения. Всех исследователей, писавших о сартах, можно условно разделить на три группы в соответствии с отстаиваемыми ими позициями.

Первая группа, к которой можно отнести Г. Вамбери, В. Радлова, В. Бартольда, Ю. Брегеля, Н. Остроумова и ряд других востоковедов, признает как само существование сартов, так и наличие у них особой этнической идентичности. При этом делаются ссылки на памятник уйгурской письменности "Кутадгу Билик" Махмуда Кашгарского и другие древние источники - Бабура, Алишера Навои, Абу-л Гази и т.д., а также на свидетельства, хотя и немногочисленные, использования частью местного населения термина "сарты" в качестве самоназвания. Наиболее обстоятельную и аргументированную точку зрения в пользу обоснованности использования термина "сарт" высказал В. Бартольд в своей одноименной статье для "Энциклопедии ислама"23 . Вкратце позиция Бартольда заключается в следующем: понятие "сарт" имеет довольно древнюю историю; первоначально оно абсолютно не носило этнического оттенка, а обозначало определенную социальную категорию (купцов); со временем значение термина претерпело значительные изменения, отражая сложный процесс историко-культурной эволюции народов региона; в последующем оно стало все более приобретать этнический оттенок и ставиться в один ряд с такими этническими и протоэтническими категориями, как "узбек", "туркмен", "таджик"; выделялся даже особый "сартский" язык.

Ко второй группе исследователей, касавшихся темы сартов, можно отнести российских востоковедов, которые, не отрицая обоснованности применения этнонима "сарт", тем не менее подчеркивали этническую неопределенность этого термина и на рубеже XIX-XX вв. были склонны объединять их с узбеками. К этой группе относятся В. Наливкин, И. Магидович и др. Первый, например, указывает на социокультурную рознь между кочевыми и осевшими узбеками как на первопричину появления в обиходе слова "сарт". Он считает, что это слово применялось сначала по отношению к осевшим узбекам, а затем "распространилось на все вообще оседлое туземное население, т.е. одинаково на оседлых узбеков, так равно и на таджиков". "Нередко случается и теперь слышать в разговоре, - пишет он, - что такой-то киргиз сделался сартом..."24 . Вместе с тем этот исследователь термин "узбек" понимает довольно расширительно, включая в него наряду с действительно узбекскими племенами также казахов и кыргызов, т.е. отождествляя его с понятием "тюрок". В этой связи он пишет следующее: "В расовом или племенном отношении оседлое население Ферганы, носящее общее название сартов, состоит из узбеков (или тюрков) и таджиков. Сарты-узбеки, говорящие на тюркском языке, суть прежние кочевники узбекских родов кыргыз, быгыш, кипчак, каракалпак, курама, минг, юз, кырк и др., осевшие здесь в разное время и принявшие земледельческий культ местных аборигенов - таджиков..."25 .

Что касается И. Магидовича, то он стремился убедить читателя в том, что к началу XX столетия различия между узбеками и сартами, в силу перехода первых к оседлому образу жизни, оказались настолько зыбкими и неопределенными, что настала пора регистрировать тех и других как одну народность. Еще по данным 1920 г. он признавал наличие и сартов, и узбеков в качестве отдельных общностей, правда, при этом писал, что сарты почти слились с узбеками26 . Но в сведениях комиссии по национально-территориальному районированию категория сартов исчезает. Что-то (возможно, заказ партии большевиков или стремление технически упростить учет населения) заставляло его манипулировать статистическими данными, выдавая наблюдавшуюся тенденцию к сближению узбекских племен и сартов за уже завершившийся процесс их слияния. О предвзятости его позиции свидетельствует ссылка на отчет о деятельности Совета народных комиссаров и Экономического совета Туркреспублики на 1 октября 1922 г., в которой говорится: после разработки данных переписи 1920 г. о национальном составе населения юго-восточной части Туркестана стало ясно, что "отличать сартов от узбеков и подсчитывать, сколько зарегистрировано тех и других, - значило бы фиксировать такое деление, которого в действительности не существует...", что "жизнь стирает ту грань, которая была раньше (если была) между этими двумя "народностями" и полное слияние их окажется вопросом не очень отдаленного будущего..." и что, наконец, "название "сарт" совершенно исчезнет, поглощенное понятием "узбек"...". После этого И. Магидович заключает: "Вопрос этот, "уже взвешенный судьбою", был разрешен историей через два года, когда была образована Узбекская республика. Но уже во время переписи 1923 г. в туркестанских городах термин "сарт" встречался очень редко, и местные жители прибегали к нему только, по-видимому, применяясь к пониманию русских регистраторов"27 . О причинах такой установки на объединение узбеков и сартов под знаком одного этнонима "узбеки" мы остановимся позже.

Наконец, третья группа лиц, участвовавших в дискуссии о сартах, состояла в основном из джадидов и близких к ним представителей местной интеллигенции - это Махмудходжа Бехбуди, III. Лапин и др. Они категорически отрицали обоснованность применения термина "сарт" в отношении населения Средней Азии. Впервые возражение против использования этого термина прозвучало из уст Ш. Лапина28 , казаха по происхождению, работавшего в Самарканде переводчиком при областном военном губернаторе. По этому вопросу в 1894 г. между Лапиным и Бартольдом состоялась полемика, выразившаяся в серии статей, где оба автора отстаивали противоположные точки зрения относительно правомерности использования и значения термина "сарт". Позиция III. Лапина на страницах "Оренбургского листка" (N 6), а также в публичной лекции (позднее она была опубликована в "Туркестанских ведомостях", N 36, 38, 39) заключалась в следующем: 1) слово "сарт" есть название всего туземного оседлого населения Средней Азии, без различия происхождения; 2) нет особого народа "сарты", как нет особого "сартовского языка"; 3) те оседлые туземцы, к которым главным образом русские востоковеды применяют наименование "сарт", есть народ, образовавшийся от узбекско-таджикского смешения, не присвоивший себе особого названия; 4) в таком случае следовало бы употреблять не слово "сарт", а "чала-узбек" (полу-узбек) или "чала-таджик" (полу-таджик); 5) язык, на котором говорит эта смесь, являющийся разновидностью тюркского языка с большим содержанием заимствованных иранизмов, правильнее всего называть ново-узбекским; 6) название "сарт" могло быть впервые дано кочевниками (казахами и кыргызами) и скорее всего происходит от оскорбительного выражения "сары-ит" (желтая собака).

Эта позиция была подвергнута критике В. Бартольдом в его статьях "О преподавании туземных наречий"29 (газета "Окраина", N 19) и "Вместо ответа господину Лапину"30 ("Туркестанские ведомости", N 48). Он настаивал на том, что сарты представляют собой отдельную народность, этническую группу, которую неправомерно утать ни с узбеками, ни с таджиками, хотя значение названия "сарт" менялось исторически: в XI в. турки называют сартами купцов, затем монголы в XII в. - вообще всех иранцев, в XIII в. - оседлых земледельцев, а также карлуков и хорезмийцев, а в начале XV в. - таджиков; далее тюрки в конце XV в. - вообще всех персов; узбеки в XVI в. - покоренные оседлые народы Мавераннахра без различия происхождения; узбеки и туркмены Хорезма в XVII в. - часть тюркского, преимущественно городского, населения, а также тюркские кочевые и полукочевые племена - тюркоязычное оседлое население, утерявшее свою родо-племенную принадлежность31 .

К позиции Ш. Лапина близки туркестанские джадиды, в частности Махмудходжа Бехбуди, который в 1915 г. в издаваемом им журнале "Ойна" опубликовал две статьи - "Слово сарт неизвестно"32 и "Слово "сарт" не стало определенным"33 . Бехбуди, как и Лапин, резко возражает против использования оскорбительного, по его мнению, термина "сарт", считая, что его привнесли северные народы - казахи, татары и русские34 . Главный аргумент Бехбуди состоит в том, что в Туркестане имеются только турки (узбеки, казахи и др.), таджики и арабы, среди узбеков - 92 племени, среди которых нет племени сартов. Правда, он признает, что в "Шейбанинаме" Мухаммада Солиха, в трудах Бабура, Навои и Абу-л Гази-хана сарты упоминаются как отдельная народность наряду с другими народами региона.

Вместо термина "сарт" Бехбуди предлагает использовать слова "туркестанец" или "мусульмане Туркестана"35 , чем выдает подлинные мотивы своих возражений против употребления слова "сарт". В конце XIX - начале XX в. в среде интеллигенции Туркестана зарождается национальное самосознание, в значительной степени окрашенное в цвета пантюркизма и панисламизма и находившееся под влиянием движения младотюрков в Оттоманской Турции. Тюркизм, по замыслу его идеологов и последователей в Средней Азии, служил как способом достижения единства народов Туркестана, так и средством пробуждения национального самосознания через апелляцию к "золотому веку" тюркских народов, каковым, по их представлениям, были XI-XVI вв. Поскольку тюркизм воспринимался джадидами как шанс обновления общества, то они старались всячески поощрять проявления тюркской идентичности и отвергали слово "сарт", индифферентное по своему этноисторическому значению.

Таким образом, неприятие термина "сарт" джадидами имело отчетливую идеологическую подоплеку, выдававшую желание построить новую национальную идентичность при помощи культурно-исторических символов, наиболее подходящих для мобилизации населения Туркестана под знаменами национальной автономии.

Дискуссия о существовании сартов не утихла и после указанной полемики между джадидами и русскими востоковедами. Точку зрения первых уже после Второй мировой войны продолжал отстаивать находившийся в изгнании в Германии Боймирза Хаит. Он отрицал существование народа "сарт" и особого "сартовского языка" и, соответственно, выступал против использования термина "сарт" как этнонима, поскольку, якобы, этот термин был намеренно введен русскими, чтобы "постепенно расстроить таким способом национальное самосознание Туркестана"36 . На этот раз в полемику с представителем туркестанизма вступил один из учеников В. Бартольда - Ю. Брегель. В качестве аргумента в пользу обоснованности использования термина "сарт" он прибегнул к цитированию исторического труда Абу-л Гази-хана "Древо Тюрков" (Шаджараи-Турк). В этом произведении дается характеристика Хорезма конца XVII в., где наряду с узбеками и туркменами как особая этническая группа фигурируют сарты37 .

Споры и расхождения между указанными тремя точками зрения на проблемы существования и идентичности сартов имели не только теоретическое, но и практическое значение. С одной стороны, они являлись отражением реальности, преломленным через призму широкого спектра социальных и мировоззренческих установок, от принципов научного пуризма (сущее) до политико-идеологических расчетов (должное). С другой стороны, имел место и обратный процесс: сами эти взгляды активно формировали то, что являлось объектом изучения - национальную идентичность узбеков, сартов и других народов региона.

Так, в формировании новых национальных республик в составе СССР и, соответственно, определении того, кого следует считать титульными нациями, в качестве исходного материала для принятия решений служили конкурирующие друг с другом представления тех же российских востоковедов, джадидов, а также советских политических функционеров об идентичности и этногенезе узбеков, сартов и других народов региона.

Под влиянием этих представлений, а также исходя из интересов укрепления советской власти в Туркестане, разрабатывалась и осуществлялась на практике национальная политика в регионе. В итоге было принято решение о национальном размежевании и создании национально-государственных образований по этноцентристскому принципу: какая-либо из национальностей становилась осевой, вокруг нее группировались национальные меньшинства со значительной квотой для представительства русского населения. Парадоксально то, что размежевание фактически предполагало слияние - объединение различных народностей и племен под единым собирательным именем, чтобы обеспечить численное превосходство титульной (осевой) нации. Для оправдания такой политики архитекторы новых национально-государственных образований ссылались на естественно-исторические процессы сближения узбеков и сартов, основанные на полном переходе даштикипчакских узбеков к оседлому образу жизни и стирании таким образом граней между теми и другими.

Если процесс сближения между сартами и узбеками и имел место, то он вряд ли мог происходить такими темпами, при которых к 1924 г. не осталось ни одного сарта. По этому поводу американский антрополог Дж. Шоберлайн-Энгел также выразил свое удивление: "Около 1,7 млн. сартов Средней Азии не могли попросту исчезнуть за один день..."38 . Прежде всего можно предположить, что не только сарты могли в массовом порядке называться узбеками, но и часть узбеков, не знакомая из-за неграмотности с аргументами джадидов, могла пожелать стать сартами. Однако национальное размежевание показало только односторонний переход сартов в ряды узбеков и ни одного случая обратного перехода.

Если взглянуть на статистические данные, то они говорят о несколько ином направлении этнических процессов, нежели то, как их представлял И. Магидович. В этой связи проследим динамику численности узбеков и сартов на протяжении досоветского периода на примере трех областей дореволюционного Туркестана (см. табл.).

Динамика численности узбеков, сартов и таджиков, 1897 - 1914 гг.*

Узбеки Сарты Таджики

1897 1914 1897 1914 1897 1914

Ферганская обл., всего 153780 30000 788989 1320000 114081 115000

Динамика 1897-1914, % -80 +67 +1

Самаркандская обл., всего 507587 566400 18973 28800 230384 259200

Динамика 1897-1914, % +12 +59 +13

Сырдарьинская обл., всего 64235 37000 144275 426000 5557** 0

Динамика 1897-1914, % -42 +195 -100

-----

* Источники: Первая всеобщая перепись населения Российской империи, 1897 г. Т. 83. Самаркандская область. СПб., 1905; Т. 86.

Сырдарьинская область. СПб., 1905; Т. 89. Ферганская область. СПб., 1904; Лавров М. В. Туркестан. География и история края. М., 1914.

** Вместе с туркменами.

Из приведенной выше таблицы видно, что темпы роста численности сартов, зафиксированные в период между 1897 и 1914 г., на несколько порядков превышают соответствующие темпы для узбеков и таджиков, так что, по крайней мере, по данным статистики, наблюдался переход из категории узбеков в категорию сартов. Это особо заметно по Ферганской области, где численность узбеков в указанный период сократилась на 80%, в то время как численность сартов возросла на 67%. Если бы мнение об оскорбительности слова "сарт" соответствовало действительности, то такой рост численности сартов вряд ли был возможен.

На самом деле, мнение об оскорбительности этого слова разделяли не все представители местной интеллигенции. Так, в упомянутой выше статье "Слово "сарт" не стало определенным" Бехбуди полемизирует с неким Мулло Абдуллабеком, автором статьи "Слово сарт известно" в газете "Садойи Фаргона" (N 30). Последний пишет: "...мы должны радоваться и гордиться, если кто-то будет называть нас сартами. Сарт означает культурного опрятного "уламо" (ученого)..."39 .

Мнение об оскорбительности этого термина было распространено с легкой руки Ш. Лапина, который выступал как бы в роли эксперта относительно того, как воспринимают сартов среди казахов. Приведем мнение казахского просветителя Шакарима Кудайберды-улы (племянника Абая), который в 1911 г. писал о сартах: "Так называют казахи оседлые тюркские племена, населяющие восточный и западный Туркестан и говорящие на тюркском языке, а также отюреченных таджиков..."40. В сочинении этого автора нет и намека на народную этимологию слова, распространенную, якобы, среди казахов. Так что оскорбительный смысл слова "сарт" можно отнести разве что к частным, а не к массовым проявлениям взаимоотношений сартов и кочевых народов. На основании только этой особенности взаимоотношений между оседлыми и кочевыми народами, конечно, неправомерно было делать вывод об изжитости этнонима, сформированного несколько столетий назад. Ссылка на оскорбительность слова "сарт" не может рассматриваться в качестве действительной причины отказа в регистрации этого этнонима. Причина лежит гораздо глубже. На самом деле причин несколько. Назовем только две из них.

По мнению ряда авторов, "сарты" - категория не только и не столько этническая, сколько социальная. В одних случаях к сартам относят бывших чагатайских и даштикипчакских узбеков, перешедших к оседлому образу жизни и утерявших свою родоплеменную принадлежность, в других - отюреченных таджиков. В любом случае, в понятии "сарт" сочетаются этнические и классовые характеристики. Сарты - это, как правило, городские жители, занятые ремеслом, торговлей, а также в нижних и средних эшелонах администрации и в образовательных учреждениях. Среди них относительно высока доля служителей культа, блюстителей закона. В сельской местности они заняты исключительно земледелием. По складу характера, поведенческим установкам, ценностным ориентациям, предприимчивости и даже по внешности они были схожи более с таджиками, чем с представителями узбекских племен, в основном занятых сельскохозяйственным трудом и скотоводством. В силу этой социально-экономической разницы между сартами и узбеками большевики были склонны сочувствовать скорее последним. Если сарты представляли собой питательную среду для "буржуазных националистов" и панисламистов, то сельские узбеки (если при этом вывести за рамки рассмотрения узбекскую родовую аристократию) больше подходили под категорию угнетенной бедноты, являвшейся, тем самым, естественным союзником Советов. Такой предвзятый взгляд на сартов и узбеков подтверждается описанием С. Асфендиарова от 1924 г.: "В центре кишлака - базар, где сосредоточиваются почтенные представители торгового капитала, посредствующего звена, соединяющего отсталый феодальный кишлак с промышленной метрополией. У них и лучшие усадьбы с тенистыми садами, прохладными хаузами. У них же лавки, чайханы, караван-сараи. В большинстве случаев, они выходцы из города.

Имеется их целая градация, начиная с крупного бая, нередко зимой проживающего в городе, а летом выезжающего в кишлак, "на дачу". Они даже в национальном отношении отличаются от окружающего населения. Это так называемые "сарты" - термин, существовавший в истории в противовес кишлачному узбеку. На них исключительно опиралось царское правительство, создавая опору колониального режима. Они становились всеобъемлющими посредниками, они же проникали в низшую администрацию (аксакалы и мингбаши), они же являлись комиссионерами хлопковых фирм и крупных скупщиков хлопка..."41 .

Вторая причина предпочтения этнонима "узбек" названию "сарт" кроется, вероятно, в следующем. Сарты менее подходили для статуса новой "социалистической нации", поскольку, несмотря на свой относительно высокий культурный уровень, в гораздо меньшей степени, чем узбекские племена, обладали тем, что можно было бы назвать символическим капиталом42 . Ассоциируясь с таджикским населением, сарты вполне справедливо воспринимались как принадлежащие к числу покоренных тюркскими племенами народов. По свидетельству Абу-л Гази, в Хорезме в конце XVII в. сарты составляли слой райат (подданные), а узбеки - сипах (военное сословие), т. е. вторые стояли на ступень выше, по сравнению с первыми, в социально-политической иерархии43 . В багаже узбеков было больше национально-исторических символов их былой славы и величия, воплощенных, к примеру, в дастане Мухаммада Солиха "Шейбанинаме". Сарты, напротив, не могли соотнести себя в прошлом ни с Шейбанидами, ни с Тимуридами. Таким образом, они оказывались без национальных святынь, без предметов национальной гордости и как бы вне истории вообще. Как мы видим, наличие символического капитала у даштикипчакских узбеков и чагатайских тюрок создавало более благоприятные условия для формирования именно узбекской идентичности.

Примечания

1 Данная статья представляет собой переработанный вариант одноименной работы, вошедшей в сборник "Этнический атлас Узбекистана" (Ташкент, 2002. С. 268 - 302). Электронная версия сборника доступна в Интернете: Uzsci.net. В публикуемой статье отражена личная точка зрения автора.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

САРТ это этноним. Бартольд был не прав (!!!).

САРТЫ это потомки САР(Ы).

САР это древнейший тюркский огузский этноним.

Сам Заратустра был из АЗЯР, САР.

Происхождение этнонима САР никак не связан с Орхон-Енисеем и Центральной Азией.

Древнее его только АЗЕР(ЕШЕР) из которого он и вышел. Это его материнская база.

Маг

:az1:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ashraf Писал(а):

САРТ это этноним. Бартольд был не прав (!!!).

САРТЫ это потомки САР(Ы).

САР это древнейший тюркский огузский этноним.

Сам Заратустра был из АЗЯР, САР.

Происхождение этнонима САР никак не связан с Орхон-Енисеем и Центральной Азией.

Древнее его только АЗЕР(ЕШЕР) из которого он и вышел. Это его материнская база.

Уважаемый , бросьте вы свои пантюркистское мировоззрение . <_< Ваша теория не может быть принята . Если же хотите ее обосновать , просьба давать ссылки либо приводить доказательства . А то это не серьезно ( как меня убедил в теме "Знамена Тамерлана " любезный Rust :D ) .

А теперь насчет темы . Спасибо многоуважаемому Ар_ за набор информации . После чтения статей пришли на голову некоторые мысли . Кажется , не исключено раннее существование слова сарт как этноним ( как-то сразу вспомнилось Яксарт - Сирдарья ) . Но все же вернее будет принять иную точку зрения .

Кашгари объясняет слово " сарт " как " купец " . Не знаю в точности , но думаю , это слово можно объяснить не именно санскритом , но , например , среднеазиатскими иранскими языками , близкими санскриту ( напр . хорезм . арна - канал , санскрит . арнос - канал или вода ) . Издревле восточноиранские народы были связаны с кочевниками посредством купечества . Если же на востюиранскихз слово "купец " имеет форму , близкую " сарт " у ( точно не могу сказать ) , то не удивительно , что всех их постепенно стали называть сартами . Тем более , оказывается , у монголов и ойратов есть предания о Сартактае . Известно , что в ранние ср. века сюда проникли согдийцы .

Тюрки завоевали восточноиранские народности в VII веку . С тех пор начинается процесс слияния восточноиранских и тюркских племен , в результате которого формируются узбекский и таджикский народы . Причем не перестает поток тюркоязычных племен . Как считается , уже в IX веке формируются узбеки и таджики как отдельная национальность . Причем сохранился памятник тюркского языка - " Тафсир " ( перевод Корана с комментариями ) . Язык "Тафсира" менее архаичный языка " Кутадгу билиг " , но Бартольд по ряду доказательств датирует его X веком , т.е. ранее " Кутадгу билиг " . Если принять эту датировку , то можно предположить наличие оседлого тюркоязычного населения , существенно отличающегося от Восточнотуркестанских племен по языку и внешности . Согласно Навои и Бабуру оседлые тюрки по прежнему называли ираноязычных , т.е. таджиков сартами в то время , как кочевые тюрки включали в состав сартов также тюркоязычное оседлое население .

Действительно , сейчас мы видим в составе узбекского народа 2 различных типа ( кроме промежуточных ) :

1) Монголоидные по рассовому типу и близкие по обычаям и бытовой жизни , а также поверьями и фольклором казахам , киргизам и более северным тюркоязычным народам . Диалект их также имеет много злементов архаического тюркского языка . Они считают себя в основном пришедшими сюда во времена Шейбанихана и имеют названия своих родов ( идентичных с родами казахов и каракалпаков и т.п. ) .

2) Европеоидные по внешности , совершенно схожие с таджиками по быту , поверьям , культуре , фольклору и т.д. Диалект имеет очень много паралеллей с таджикским языком по фонетическим , лексическим и даже грамматическим сторонам . Представление о своем выходе из какого-либо тюркского рода не имеют . По видимому , они - то и сарты - дети первых тюрков Среднеазиатского двуречья и только после они тоже стали называться узбеками . Причем в Фергане узбеки полностью вошли в состав сартов в качестве слагаемого ( как свидетельствуют вышеприведенные данные статистики ) .

Это моя точка зрения .

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Уважаемый , бросьте вы свои пантюркистское мировоззрение . <_< Ваша теория не может быть принята . Если же хотите ее обосновать , просьба давать ссылки либо приводить доказательства . А то это не серьезно ( как меня убедил в теме "Знамена Тамерлана " любезный Rust :D ) .

А теперь насчет темы . Спасибо многоуважаемому Ар_ за набор информации . После чтения статей пришли на голову некоторые мысли . Кажется , не исключено раннее существование слова сарт как этноним ( как-то сразу вспомнилось Яксарт - Сирдарья ) . Но все же вернее будет принять иную точку зрения .

Kanishka,

Прежде чем меня упрекать в пантюркистком мировозрении Вы хотя бы про Ширван Хагани прочитали, про сарангов, про шарванов, и т.д.

Зачем я Вам должен давать ссылки и доказательства?

Ищите сами- я Вам дал только маркер.

Не можете что-то сами найти, не говорите о "теории" и "практике".

Маг

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

Ашраф, Канишка задал вполне допустимый вопрос. И у меня тоже к Вам вопрос - каким образом сарты стали потомками народа сары, тем более огузского.

Канишка - рад, что любезно убедил Вас в теме про знамена Тамерлана. То, что современные узбеки (как все другие, особенно среднеазиаты) являются смешанным, многокомпонентным этносом - это вне сомнений.

У меня есть такой вопрос - каким образом делятся узбеки Афганистана, там есть и карлуки и катаганы. Кем они являются, какова там ситуация с потомками сартов - ведь если в СССР сарты были записаны узбеками, как же интересно было у соседей?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я бы хотел привести отрывок из башкирских шежере, которые хочу подчеркнуть интересны в сугубо историко-психологическом (как элемент исторического самосознания времени составителей шежере) плане.

Ну так вот:

"Мард, сын Эфляха, является предком кыргызов , и все они - башкирских родов.

Эфлях, сын Тыгланыша, пришел из Турции и занятые земли назвал по-своему - Туркестан. Предки туркестанцев произошли от Тыгланыша и были башкирского рода, но по имени четвертого сына Бекатуна Сарта, их далекого предка, их называют сартами. Эфлях, сын Тыгланыша, утонул в Сырдарье, и говорят, что тамошние дервиши до сих пор якобы поклоняются тому месту, где утонуло его тело (вопрос - зафиксирован ли культ Тыгланыша? А.). Но Аллах лучше знает!

Вот так, как я и обещал в начале, я довел свой род до наших братьев кыргызов и сартов. И хвала Аллаху поэтому!.."

Общая линия Тыгланыш->Эфлях (предок кыргыз)->Мурад (предок туркмен)->Туркмен->Кинджа->Иштяк->Сарт (предок сартов)/ либо ,Бекатун->Сарт

Отрывок собственно из Таджиддина, который надо полагать как говорится обладал политически грамотным мышлением :-)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ашраф, Канишка задал вполне допустимый вопрос. И у меня тоже к Вам вопрос - каким образом сарты стали потомками народа сары, тем более огузского.

Канишка - рад, что любезно убедил Вас в теме про знамена Тамерлана. То, что современные узбеки (как все другие, особенно среднеазиаты) являются смешанным, многокомпонентным этносом - это вне сомнений.

У меня есть такой вопрос - каким образом делятся узбеки Афганистана, там есть и карлуки и катаганы. Кем они являются, какова там ситуация с потомками сартов - ведь если в СССР сарты были записаны узбеками, как же интересно было у соседей?

Рустамбек,

Сарт как этноним известен уже в названии рода у алтайцев и телеутов.

Монгольские и алтайские легенды это не случайность.

Рустамбек,

Я понимаю Ваш интерес к этому этнониму. Вы ведь сами, насколько я понял тоже из САРЫ.

Я выразился текуще не совсем точно насчёт потомков, но то что сарты связаны с сары с точки зрения этнонимии у меня нет никакого сомнения.

Там есть секреты, которые я не хотел бы раскрывать на форуме.

Если Вас устраивает могу опубликовать на Вашем сайте статью про этноним САР, тогда вопрос с секретами отпадёт сам собой.

Маг

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

Ашраф,

я задал простой вопрос про связь термина САРТ с термином САРЫ, только и всего. Каким образом Вы определяете эту связь и причем здесь алтайцы и телеуты. Насколько помню у них такого рода нет. Есть вроде род сарт-калмак у томских татар-эуштинцев.

У кыргызов существует большой род САРТ, ведущий свое происхождение от одноименного сына легендарного Адыгене. Во многих генеалогиях происхождение например тех же кыргызских сарт-кыпчаков возводится к тому, что у легендарного предка Кыпчака была жена сартянка и это ее потомки. Т.е. связывается с многочисленным земледельческим тюркизированным населением Средней Азии, культурная основа которых практически ничем не отличается от соседей – таджиков, иранцев. Таким образом подтверждаются приведенные выше этимологии и объяснения академика В.В. Бартольда и т.д.

Перевод термина САРТ как уничижительное "сары ит" является позднейшей народной оскорбительной этимологией и ничего общего со значением слова САРТ не имеет.

Поэтому вынужден вновь спросить - причем здесь термин САРЫ?

Я кстати происхожу из рода кожомшукур кыргызского племени кыпчак.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
Я бы хотел привести отрывок из башкирских шежере, которые хочу подчеркнуть интересны в сугубо историко-психологическом (как элемент исторического самосознания времени составителей шежере) плане.

Ну так вот:

"Мард, сын Эфляха, является предком кыргызов , и все они - башкирских родов.

Эфлях, сын Тыгланыша, пришел из Турции и занятые земли назвал по-своему - Туркестан. Предки туркестанцев произошли от Тыгланыша и были башкирского рода, но по имени четвертого сына Бекатуна Сарта, их далекого предка, их называют сартами. Эфлях, сын Тыгланыша, утонул в Сырдарье, и говорят, что тамошние дервиши до сих пор якобы поклоняются тому месту, где утонуло его тело (вопрос - зафиксирован ли культ Тыгланыша? А.). Но Аллах лучше знает!

Вот так, как я и обещал в начале, я довел свой род до наших братьев кыргызов и сартов. И хвала Аллаху поэтому!.."

Общая линия Тыгланыш->Эфлях (предок кыргыз)->Мурад (предок туркмен)->Туркмен->Кинджа->Иштяк->Сарт (предок сартов)/ либо ,Бекатун->Сарт

Отрывок собственно из Таджиддина, который надо полагать как говорится обладал политически грамотным мышлением :-)

Уважаемый Арсен,

отрывок который Вы привели очень интересен для кыргызоведов. Насколько я помню, легенду о происхождении неких башкир-кыргызов приводил С.М.Абрамзон со ссылкой на Р.Г.Кузеева. Эта легенда похоже кыргызоведам неизвестна.

О связях кыргызов с башкирами писали многие ученые. Особенно отмечается факт связей кыргызов с народом "иштек", отмеченный в эпосе "Манас". Там по тексту упоминается народ иштек из которого происходят многие кыргызские батыры, сподвижники легендарного Манаса. Позднее постараюсь просмотреть эти материалы, напишу об этом подробнее.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ашраф,

я задал простой вопрос про связь термина САРТ с термином САРЫ, только и всего. Каким образом Вы определяете эту связь и причем здесь алтайцы и телеуты. Насколько помню у них такого рода нет. Есть вроде род сарт-калмак у томских татар-эуштинцев.

У кыргызов существует большой род САРТ, ведущий свое происхождение от одноименного сына легендарного Адыгене. Во многих генеалогиях происхождение например тех же кыргызских сарт-кыпчаков возводится к тому, что у легендарного предка Кыпчака была жена сартянка и это ее потомки. Т.е. связывается с многочисленным земледельческим тюркизированным населением Средней Азии, культурная основа которых практически ничем не отличается от соседей – таджиков, иранцев. Таким образом подтверждаются приведенные выше этимологии и объяснения академика В.В. Бартольда и т.д.

Перевод термина САРТ как уничижительное "сары ит" является позднейшей народной оскорбительной этимологией и ничего общего со значением слова САРТ не имеет.

Поэтому вынужден вновь спросить - причем здесь термин САРЫ?

Я кстати происхожу из рода кожомшукур кыргызского племени кыпчак.

Рустамбек,

Книги нет под рукой-покажу источник про род алтайцев и телеутов.

Касательно этнонимов их можно объяснять на современных языках.

Но это всегда искажение смысла.

Спросите любого татарина, что означает этноним ТАТАР и он будет его этимологизировать с точки зрения современного татарского языка, их предки этимологизировали по-другому, а их древнейшие предки также совсем отлично. Фонетика этнонима меняется с течением времени и подстраивается под новую семантику.

Любой древний этноним это генеалогия. Это кажется, что САРЫ можно перевести только как ЖЁЛТЫЙ, а этноним ТАТАР как ТАТА=ДАДА+АР.

На самом деле всё намного сложнее. И в этнониме ТАТАР сидит очень важная история, которую сами татары увы не знают.

И САРЫ и САРТ объединяются по базовому этнониму САР, ШАР.

У этого этнонима своё древнейшее происхождение и он является очень и очень древним.

Маг

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Уважаемый Rust!

Если Вы позволите, я начну новый топик "кыргызо-башкирские связи", потому что связи между нашими народами, имхо глубже чем считается и есть что обсудить.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Рустамбек,

Книги нет под рукой-покажу источник про род алтайцев и телеутов.

Касательно этнонимов их можно объяснять на современных языках.

Но это всегда искажение смысла.

Спросите любого татарина, что означает этноним ТАТАР и он будет его этимологизировать с точки зрения современного татарского языка, их предки этимологизировали по-другому, а их древнейшие предки также совсем отлично. Фонетика этнонима меняется с течением времени и подстраивается под новую семантику.

Любой древний этноним это генеалогия. Это кажется, что САРЫ можно перевести только как ЖЁЛТЫЙ, а этноним ТАТАР как ТАТА=ДАДА+АР.

На самом деле всё намного сложнее. И в этнониме ТАТАР сидит очень важная история, которую сами татары увы не знают.

И САРЫ и САРТ объединяются по базовому этнониму САР, ШАР.

У этого этнонима своё древнейшее происхождение и он является очень и очень древним.

Маг

Вообще то слова САРЫ и САРТ связывать, это значит быть просто не граммотным, уже приводили такие аналогии как МУХА превращается в СЛОНА.

У Кыргызов встречается эта приставка САРЫ во многих родах, при этом они связаны не с САРТами, а с Енисеем, перекочевали с Ала-Тоо до Алтая и Енисея.

Например имеються рода кыргызов - САРЫБАГЫШ, САРУ, которые с САРТАМИ не имеют ничего даже близского

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вообще то слова САРЫ и САРТ связывать, это значит быть просто не граммотным, уже приводили такие аналогии как МУХА превращается в СЛОНА.

У Кыргызов встречается эта приставка САРЫ во многих родах, при этом они связаны не с САРТами, а с Енисеем, перекочевали с Ала-Тоо до Алтая и Енисея.

Например имеються рода кыргызов - САРЫБАГЫШ, САРУ, которые с САРТАМИ не имеют ничего даже близского

Спасибо за урок грамотности Alexx. :D

С чего Вы взяли, что Ваши САРЫГАБЫШ и САРУ не имеют ничего общего с САРТАМИ?

Маг

:az1:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ашраф,

я задал простой вопрос про связь термина САРТ с термином САРЫ, только и всего. Каким образом Вы определяете эту связь и причем здесь алтайцы и телеуты. Насколько помню у них такого рода нет. Есть вроде род сарт-калмак у томских татар-эуштинцев.

У кыргызов существует большой род САРТ, ведущий свое происхождение от одноименного сына легендарного Адыгене. Во многих генеалогиях происхождение например тех же кыргызских сарт-кыпчаков возводится к тому, что у легендарного предка Кыпчака была жена сартянка и это ее потомки. Т.е. связывается с многочисленным земледельческим тюркизированным населением Средней Азии, культурная основа которых практически ничем не отличается от соседей – таджиков, иранцев. Таким образом подтверждаются приведенные выше этимологии и объяснения академика В.В. Бартольда и т.д.

Перевод термина САРТ как уничижительное "сары ит" является позднейшей народной оскорбительной этимологией и ничего общего со значением слова САРТ не имеет.

Поэтому вынужден вновь спросить - причем здесь термин САРЫ?

Я кстати происхожу из рода кожомшукур кыргызского племени кыпчак.

Информацию про род САРТ у алтайцев и телеутов я нашёл в книге известного азербайджанского этнолога Гияседдина Гейбуллаева "К этногенезу азербайджанцев".

То что САРТ это этноним косвенно показывает характерное написание этнонима эфталитов абдал, аптал(вспомните сарыогузов) или этноним тертер, известный ещё с Кавказской Албании и зафиксированное у Бягрянородного кипчакское племя тетробичи в русской фонетеке. Мы говорим через мягкую а. Мягкая "а" либо переходит в твёрдую "а", либо показыается как правило через звук "е" в индоевропейских языках.

Тертер-Тэртэр-Тяртяр-Тартар(ия).

В Азербайджане до сих пор, начиная с Кавказской Албании до сегодняшних дней одну из рек называют Тертер(мягкая а). Есть и административный район с таким названием.

Сравните фрагмент ТАРТ(АР) и САРТ.

Явное родство(!!!).

Объяснять этнонимы вне генеалогии это непозволительная романтика, типа по Абаеву дондары-рекодержцы. Если этноним древний его нужно объяснять на древнейшем языке, ибо если бы тертеры были бы сейчас живы, то наврядли и они смогли бы объяснить свой этноним.

Маг

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

Действительно, посмотрел раздел "алтайцы" на этом сайте и нашел в списках алтайских родов, записанных Радловым, род САРТ. Тем не менее, связей термина САРТ с термином АБДАЛ или ТЕРТЕР не вижу. У Багранородного/Порфирогенета, если не ошибаюсь, дается список печенежских племен, кипчаки "тертобичи" от основы ТЁРТ+ОБА, т.е. "четыре рода" стали известны византийцам намного позднее.

Ну а дефиниции про древний, только Вам понятный язык, мне кажуться, мягко сказать, вульгарными и не имеющие ничего общего с настоящей наукой лингвистикой, боаго здесь на форуме встречаются настоящие специалисты по языкам, в том числе и тюркскому.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Действительно, посмотрел раздел "алтайцы" на этом сайте и нашел в списках алтайских родов, записанных Радловым, род САРТ. Тем не менее, связей термина САРТ с термином АБДАЛ или ТЕРТЕР не вижу. У Багранородного/Порфирогенета, если не ошибаюсь, дается список печенежских племен, кипчаки "тертобичи" от основы ТЁРТ+ОБА, т.е. "четыре рода" стали известны византийцам намного позднее.

Ну а дефиниции про древний, только Вам понятный язык, мне кажуться, мягко сказать, вульгарными и не имеющие ничего общего с настоящей наукой лингвистикой, боаго здесь на форуме встречаются настоящие специалисты по языкам, в том числе и тюркскому.

Тюркское ДЁРД, ТЁРТ а персидский ЧАРДАК четырёхсводный нет?

А ведь есть топоним в азербайджане ЧАРДАХЛЫ с этнонимом внутри.

Замените в тюркских словах ТЁРТ и ДЁРД Т,Д на Ч и Вы увидите ЧЕРТУ, перечёркивание прямой линии перпендикулярной ею и крест с четырьмя углами. ЧЕТЫРЕ отсюда.

Т и С, как З,Ч,Ш,Д имеют между собой прямое соответствие.

Типичное влияние индо-иранских языков на тюркские с переходом Т в С.

Рустамбек,

Меня совершенно не волнует, что есть "вульгарное", а что нет.

В том числе личные мнения "настоящих" специалистов.

Для меня Ваш форум всего лишь инструмент, чтобы довести свою мысль и свои знания для тех, кому они потребуются. Я могу и ошибаться, как и "настоящие" специалисты, но я не сдаю контрольные работы на Вашем форуме и дневник свой не выставляю, когда мне ставят "оценки" "настоящие специалисты".

Маг

:D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

Ашраф,

вопросов нет, никто не может Вам запретить использовать этот форум как инструмент для доведения своих знаний для тех, кому они потребуются. Если кому интересна преемственность этнонимов от ОХАСЕНЯ или ПАРАВОЗА, как говорится, "флаг им в руки".

Но есть одно "но", если уж утверждаете, что термин САРЫ произошел от термина САРТ или наоборот, тогда уж, будьте любезны, постарайтесь объяснить этот переход или связь. Иначе это будет считаться флудом со всеми вытекающими...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...