Jump to content



Guest Улюска

Чудь белоглазая

Recommended Posts

Guest Улюска

Карлик появилось от кар-земля, грязь, глина. Лик-лицо, внешность. Чудь белоглазая работали в шахтах, жили в пещерах. Ониь были, как шахтеры, покрыты черной пылью и только глаза выделялись белками. Эти шахтеры были небольшого роста и худые, ведь такь легче пролезать по узким проходам. Они топили пещеры и землянки по-черному, с дымом и копотью. Опять же- сажей покрытое лицо и только глаза белеют. Чадь белоглазая, наверное, было первое название, а так же карлики, в зависимости какой народ их так называл.

А потом слово карлик осталось только обозначением их малого размера.

В других источниках говорится, что они были высокими, великими. Но слово высокий пошло так же от слова кара, вершина, гора, верхний, высший. Высокий здесь не значит рост, а их местоположение географическое.

Верхние, высшие, наверное потому, что они жили выше порогов горных рек.

Куда они исчезли? А никуда. Куда исчезают шахтеры после смены? Они моются, и перестают быть чадью белоглазой и идут к себе домой. Когда курные избы исчезли, то и чади этой уменьшилось даже больше.

Когда условия жизниь и работы улучшились и шахтеры стали мыться сразу после работы, вместо того чтобы ходить кругом в своем черном виде, вот и вышло, что чудь белоглазая исчезла, в землю ушла.

Link to comment
Share on other sites

Здравствуйте! Кто-нибудь знает, кто такая эта чудь? Мне удалось найти несколько версий:

1. Это коренное население Финляндии, Карелии и Архангельской области: финские племена, которые позже мигрировали на крайний север в Лапландию. То есть, соамы.

2. В то же время, есть соамская сказка, где чудью называются пришлые племена (соамская девушка выходит замуж за чудь). То есть это могут быть угры или русы

3. В сказке Бажова "Дорогое имячко" чудь живут на Урале до прихода русских уже в 17-18 веке. У них нет никаких товарно-денежных отношений (возможно, ремарка). После уходят на север.

4. Местонахождение Чудского озера указывает на то, что чудь - это эсты. Но кто такие эсты? Финны, угры или балты?

5. По мнению Льва Гумилева - чудь волоковская - угры, чудь белоглазая - финны.

6. Ну и наконец, легенда: чудь белоглазая, испугавшись пришлых людей ушла в лес и сама заживо закопалась. Подобная мифологема прослеживается и в сказке Бажова.

По одной версии - чудь белоглаза из-за низкого уровня пигментации. По другой - чудь наоборот черноволосые и смуглые.

И вот вопрос: было ли на самом деле такое племя, или это собирательное название для коренных племен севера России? А может это собирательное название для всех "чуждых" народов, прижившееся только на севере?

Откуда тогда легенда о том, что какой-то народ "закопался" в лесу? Если такое и было, то должны были остаться хотя бы кости.

В общем, вопрос сложный...

Link to comment
Share on other sites

Здравствуйте! Кто-нибудь знает, кто такая эта чудь? Мне удалось найти несколько версий:

1. Это коренное население Финляндии, Карелии и Архангельской области: финские племена, которые позже мигрировали на крайний север в Лапландию. То есть, соамы.

2. В то же время, есть соамская сказка, где чудью называются пришлые племена (соамская девушка выходит замуж за чудь). То есть это могут быть угры или русы

3. В сказке Бажова "Дорогое имячко" чудь живут на Урале до прихода русских уже в 17-18 веке. У них нет никаких товарно-денежных отношений (возможно, ремарка). После уходят на север.

4. Местонахождение Чудского озера указывает на то, что чудь - это эсты. Но кто такие эсты? Финны, угры или балты?

5. По мнению Льва Гумилева - чудь волоковская - угры, чудь белоглазая - финны.

6. Ну и наконец, легенда: чудь белоглазая, испугавшись пришлых людей ушла в лес и сама заживо закопалась. Подобная мифологема прослеживается и в сказке Бажова.

По одной версии - чудь белоглаза из-за низкого уровня пигментации. По другой - чудь наоборот черноволосые и смуглые.

И вот вопрос: было ли на самом деле такое племя, или это собирательное название для коренных племен севера России? А может это собирательное название для всех "чуждых" народов, прижившееся только на севере?

Откуда тогда легенда о том, что какой-то народ "закопался" в лесу? Если такое и было, то должны были остаться хотя бы кости.

В общем, вопрос сложный...

Думаю, что "чудью" русские называли чужих.

Когда Демидов переселил старообрядцев на Алтай, то каменщики "чудью" называли тех, кто оставил археологические памятники в виде курганов.

Link to comment
Share on other sites

Но ведь чуждых татар не называли чудью? Это слово имеет прямое отношение к мирным народам севера.

Думаю, в описаниях чуждых народов можно найти намек на какую-то более древнюю цивилизацию. Вы как считаете, можно верить легендам? Есть ли в них смысл для историков?

Link to comment
Share on other sites

Но ведь чуждых татар не называли чудью? Это слово имеет прямое отношение к мирным народам севера.

Думаю, в описаниях чуждых народов можно найти намек на какую-то более древнюю цивилизацию. Вы как считаете, можно верить легендам? Есть ли в них смысл для историков?

Про доверие легендам здесь: http://www.kyrgyz.ru/forum/index.php?showtopic=2881

Да, я не верю в мифы - восприятие в мифе отличается от реалий на 99,9%. Если я сейчас приведу описание одной очень хорошо изученной битвы (Европа, XVIII век, в центре внимания историков, т.к. была решающей в одной из крупнейших войн века) так, как она сохранилась в народной памяти - Вы ее опознаете? Только я имена, названия и этнонимы уберу - чтобы Вы помучились.

Рассказ записан через 200 лет после события у тех людей, предки которых принимали активное участие в войне:

"И встали они у Х-города (город не указываю), и стояли три дня. Не хотят на бой идти наши - враги выставили такого поединщика, что на коне своем сидел как Индрик-зверь, весь в железе, да и конь под ним был зверь лютый. Но делать нечего - не пойти сражаться - посмешищем стать. Наш ... (указание на имя полководца) призвал всех генералов да офицеров и сказал: "Что хотите - делайте, а поединщика найти до конца дня!". Тут среди наших был один ... (звание) по имени ... (не указываю). Он и вызвался. Наш ... (полководец) и удивился - мол, какой враг, и какой ты! А тот: "Да ничего, уж как-нибудь!". Взял пику, сел на коня, а был у него лучший в нашем войске конь - маленький, но быстрый, и выехал на поединок. Враг даже от хохота зашелся, мол, сыскали поединщика! А наш ... (поединщик), пока тот смеялся, на своем коне его кругом три раза объехал да и увидел, что на затылке у него железная дощечка сдвинулась. Туда он пикой и сунул. Рухнул враг на землю и побежали от этого супостаты. Наш ... (полководец) вызвал ... (поединщика) и наградил: "Если бы не ты - не одолеть бы нам врага!"

Что за битва?

Ну, а насчет помощи - Вы не можете на месте узнать, какие раскопки велись на территории объектов? И как их изучали?

Ну, и кто в результате какую войну выиграл? Это так, в порядке ознакомления - а то, как мне кажется, тут концы с концами не сходятся.

Link to comment
Share on other sites

Ну хорошо, события в битве изложены неверно, приукрашенно. Но само воспоминание народа о битве осталось?

Так и с чудью: может она конечно и не ушла никуда и не закопалась, но что была, то была, и можно признать это фактом.

Link to comment
Share on other sites

Легенды о чуди - карликовом народце древних времен - коми услышали от русских: так русские называли древние финно-угорские племена, которые исчезли еще в Средние века, во времена древнерусской колонизации Севера.

В преданиях коми этот низкорослый и темнокожий народец, для которого трава кажется лесом, приобретает иногда и звериные черты - он покрыт шерстью, у чудов - поросячьи ноги. Чуды жили в сказочном мире изобилия, когда небо было так низко над землей, что чуды могли достать его рукой, но они все делают неправильно - на пашне роют ямы, скот кормят в избе, сено косят долотом, хлеб жнут шилом, обмолоченное зерно хранят в чулках, толокно толкут в проруби. Женщина-чудинка оскорбляет Ена (верховного бога у коми), потому что пачкает нечистотами низкое небо или задевает его коромыслом. Тогда Ен поднимает небо, на земле вырастают высокие деревья, и на смену чудам приходят белые высокие люди: чуды уходят от них в свои ямы под землю, потому что пугаются земледельческих орудий - серпа и т.д.

Рассказывают, что однажды двенадцать чудов нашли серп и потащили его к реке, чтобы утопить. Вывезли серп на лодке на середину реки, привязали к нему камень и бросили в воду. Но кривой серп зацепился за борт и перевернул лодку. Так все чуды и утонули. По другому преданию, нашедшие серп чуды попытались поднять его, но орудие вырвалось и перерезало глотки незадачливым карликам. Тогда из их утроб выскочили ящерицы и прочие гады и разбежались кто куда: попавшие в лес стали лесными духами, в воду - водяными, а в селах появились чуды-гуменники, чуды-банники и прочая нечисть.

Рассказывают также, что "чудя" жили как звери в лесах, "питались зверьем и одевались зверьем". Но тут явился "Степан-угодник" (Стефан Пермский) и стал всех крестить, а с угодником пришли царские слуги требовать оброк. Тогда "чудя" бежала в леса и скрылась в вырытых там ямах со всем своим богатством.

О богаствах чуди рассказывают легенды: к чуди с неба упали серебрянные кони и золотые сани, которые служили этому народу, пока он не ушел. Коней же и сани чудь спрятала, и никто не может найти этого клада, хотя и показывают урочище, где он якобы зарыт.

Есть поверье что чуды превратились в злых духов, которые прячутся в темных местах местах, заброшенных жилищах, банях, даже под водой. Они невидимы, оставляют после себя следы птичьих лап или детских ног, вредят людям и могут подменять их детей своими. В одном предании рассказывается, как мать однажды цедила брагу, а к ней подошла незнакомая девушка и сказала: "Мама, дай мне на вечер сито". Хозяйка удивилась, что девушка именует ее матерью - ведь ее собственная дочь уж семнадцать лет как лежала в люльке и не росла. Тут девица и показала матери, что в люльке у нее не дочь, а чурка, и расколола ее топором. Оказалось, что мать, не окрестив дочь, понесла ее в баню, да забыла веник, и, выругавшись, отправилась за ним. Тут чудь и подменила ребенка чуркой. Девочка росла у чуди, научилась превращаться в зверей и птиц, быть невидимой. Но чудь хотела выдать девушку замуж за одного из своих, и несчастная попросила о помощи мать: когда она услышит звон свадебных бубенцов и увидит, как со стороны бани приближается снежный вихрь, пусть кинет в него крест - его чудь боится больше всего. Так мать и сделала: из снежного вихря вылетела курица, которая и превратилась в ее дочь. Правда, девушка была не жилец на этом свете и скоро умерла.

Рассказывают, как одного гармониста незнакомцы пригласили на ночь на праздник: сани с людьми и конями въехали прямо в реку, в подводное село, где все веселились и плясали под гармонь. Но гармонист заметил, что плясуны после каждого круга мажут себе чем-то лицо. Тогда и он подкрался к сосуду с какой-то жидкостью и помазал себе один глаз. Тут гармонист обнаружил, что вокруг него - не веселящиеся люди, а кривляющиеся мохнатые, ушастые и хвостатые существа - чуды. Под утро они сами впряглись в сани и отвезли гармониста домой. Но с тех пор гармонист стал одним глазом видеть чудов, которые невидимыми проказили в мире людей. Однажды гармонист не выдержал и схватил чуда-воришку: тот удивился, что человек может видеть чудов, а наивный гармонист показал ему глаз, которым мог разглядеть нечисть. Тогда бес ткнул ему пальцем в глаз, и человек потерял способность видеть нечистую силу.

Считалось, что чудь вместе с другой нечистой силой выходит с того света в период солнцеворота - на Святки, когда устраивали обряд "топтания чуди" - объезжали дворы на конях.

По другим преданиям, чуть - это, напротив, древние богатыри, к которым относятся Пера и Кудым-Ош. Они также уходят под землю или превращаются в камни, или оказываются заточенными в Уральских горах после того, как русские миссионеры распространяют новую христианскую веру. От чуди остались древние городища (кары), чудские великаны могли перебрасываться топорами или палицами с городища на городище; иногда им приписывают и происхождение озер, основание деревень и т.п. Чуды были язычниками и не пускали к себе Стефана Пермского, перегораживая реки камнями. Победа миссионера заставила чудь саму порушить столбы, на которых покоились крыши их полуземлянок, и похоронить себя в земле. От чуди остались запрятанные в землю клады, добыть которые могут лишь колдуны, умеющие снять заклятие с сокровищ.

В. Петрухин, "Мифы финно-угров", Астрель АСТ Транзиткнига, М. 2005

Link to comment
Share on other sites

Вот наша версия:

В старину на Урале родилась легенда о «чуди белоглазой» — безымянном народе, жившем в древности по берегам уральских рек и озер, При вспашке земли крестьяне нередко находили «чудские» вещи: орудия труда, оружие, украшения, черепки посуды. Так, в конце прошлого века на пашнеу реки Каменки были найдены железный и серебряный кинжалы, а в 1903 году крестьянин П. Фёдоров нашел в этих местах бронзовый нож с медной ручкой. Дальше здесь

Link to comment
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now


×
×
  • Create New...