Jump to content



Sign in to follow this  
Урянхаец

Караимы

Recommended Posts

Караимы оказ-ся потомки найманов и половцев? Уж не от корпуса Субудая не остались ли в здешних краях? О хазарских предках умалчивают.

Кажется еще один осколок Их Монгол улс, к тому же интересное самоназвание – караи. Тут и до Гереев недалеко? Интересны их названия годов – Улу йыв – Год Дракона и Сылькы йыв – Год Лошади. Еще одни близкие родственники.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Guest demon

А вот и нет. Караимы потомки евреев мужчин и женщин-неевреек. По еврейским законам они считались неевреями, а евразийские народы их тоже не считали за своих(у них считалось родство по отцовской линии) Поэтому те чтят тору но не принадлежат евреям.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Обе версии неправильны. Кара-им-ы это секта в иудаизме, которая отказалась признавать Талмуд. Самая большая община проживала долгое время в Египте. Всё это не искючает, что часть хазар в Крыму примкнула к этой секте.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Кара-им-ы это секта в иудаизме, которая отказалась признавать Талмуд. Самая большая община проживала долгое время в Египте. Всё это не искючает, что часть хазар в Крыму примкнула к этой секте.

Я тоже слышала такую версию. Вообще "карай"- с иврита(или с идиша) - чтец(от иного толкования торы). Множ. число от карай- караим(чтецы).

Share this post


Link to post
Share on other sites
Обе версии неправильны. Кара-им-ы это секта в иудаизме, которая отказалась признавать Талмуд. Самая большая община проживала долгое время в Египте. Всё это не искючает, что часть хазар в Крыму примкнула к этой секте.

Тут вся проблема в том, что путается религия и народность.

Все таки не надо путать юдаистскую секту "караимы" (караитов) с тюркской народностью караимы, которые принадлежали к этой секте (их еще в 10-12 веках обратили в караитскую веру миссионеры караиты).

Сейчас сами верующие люди из народности караимов считают, что их вера - караизм - не является сектой юдаизма, а что это отдельная религия.

Однако представители юдаизма (особенно в Израиле) считают караимов сектой юдаизма - часть караитов-израильтян (евреев) с этим соглашаются.

Поэтому надо ясно отделять верующих караитов-евреев от тюркского народа караимов, часть которых исповедует караитизм.

********************************************************************************

*********

Источник - О Литве - NewsLitva

http://www.newslitva.lt/index.php?cid=36

Литовские караимы

Караимы - отделившаяся в XIII веке от ортодоксального иудаизма община, не признающая Талмуд, - являются самым экзотическим этносом Литвы.

Караимский язык относится к кыпчакской группе тюркских языков. Различаются северный (тракайский), южный (галичский) и крымский диалекты караимского языка.

Князь Витовт перевез 383 караимские семьи из крымского похода, сформировав из них личную охрану, - их потомки до сих пор живут в Тракае.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Источник - Meeting.lt Тракай

http://www.meeting.lt/Lithuania/trakai.php

Караимы исповедуют религию, имеющую то же самое название. Слово "караимы" произошло от слова "кара" - читать, декламировать (святое писание).

Привезённые в конце 14 в. в Тракай, караимы пустили здесь глубокие корни.

Считается, караимов и татар сюда привёз Великий князь Витаутас после похода на крымский полуостров.

В Тракае стоит "кенесса" - молельня караимов.

Караимская кенесса в г. Тракай (Литва)

800px-Trakai_Kenesa.JPG

Есть воскресная школа.

Тракайские караимы сохранили свой язык, свою письменность. В настоящее время в Тракае живёт около 60 караимов.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

http://www.akmenineuzeiga.lt/ru/trakai.php?info=apie

В начале XV века Жильбер де Ланнои в описании своего путешествия упоминает, что Тракай - большой, открытый многонациональный город. И в наши дни в Тракай наряду с литовцами проживают русские, евреи, татары и караимы, которых, как рассказывают, привёз в Тракай Витаутас Великий с берегов Чёрного моря.

На самом деле, караимы жили в Тракай уже с XIII века.

Даже и сегодня Вы легко узнаете на улицах Тракай деревянные дома караимов - по трём выходящим на улицу окнам. Сохранится в Тракай и молельный дом караимов - кинеса, построенный в XVIII веке.

В 1938 году в Тракай был открыт единственный в мире музей караимов.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Источник - Trakai info http://trakai.info/info_ru/

Старый город Тракай (169 га) - один из пяти охраняемых государством старых городов страны, отличающийся уникальным географическим положением и деревянной архитектурой. План города - особенный: летом - линейный, зимой - радиальный. На пересечении летней и зимней дорог, проходивших по озерам, стоял Полуостровной замок.

Жители - католики и православные – селились в основном к югу от замка. В Тракай было 5 православных церквей. За городским оборонительным валом стояла церковь Рождества Пресвятой Богородицы и монастырь, в котором в 1384 году крестился Витаутас.

На самом высоком холме в XVII веке расположился монастырь бернардинцев, славившийся культурно-просветительской деятельностью. Южная часть города в XX веке была застроена блочными стандартными жилыми домами и сильно изменилась. Сохранившийся в северной части города квартал деревянных домов является одним из ценнейших элементов градостроительства в Тракай.

Очевидно, жилые зоны формировались в зависимости от национальностей и вероисповедания жителей. Когда-то в Тракай была и синагога, и татарская мечеть.

Сохранилась лишь караимская кенесса (XVIII в.). Здесь, в северной части полуострова, поселились не христиане - татары, караимы.

Когда после похода Витаутаса в Крым они переселились сюда, оживилась торговля с Золотой Ордой. У русских, немцев, евреев в Тракай были свои лавки.

С 1423 года в Гданьск экспортировались ткани, горностаевые меха, серебряные пояса, мускатный орех, перец и другие товары. Напротив Полуостровного замка обосновалась базарная площадь. Когда Витаутас, поощряя развитие родных Тракай, в 1409 году предоставил городу права самоуправления (Магдебургские права), на площади была построена ратуша. Ее здание не сохранилось. Место Ратушной площади помечено придорожным резным изображением Св. Янa Непомуки, покровителя города, патрона рыбаков и городов на воде (XVIII в.).

Недалеко на холме стоит когда-то являвшийся частью оборонительной системы города Тракай основанный Витаутасом приходской костел Посещения Пресвятой Богородицей с массивными каменными стенами (1409 г.). В костеле находится чудотворная икона Тракайской Божьей Матери. С 1603 года здесь празднуют храмовой праздник отпущения грехов (Св. Марии), он укреплял дух людей, вселял в инвалидов и больных надежду. Паломники стекались и под влиянием рассказа о том, что необыкновенная икона была подарена Витаутасу Великому (в 1390 г.) Византийским императором Эммануилом II Палеологом. Во время сказочно пышных торжеств, устроенных 4 сентября 1718 года и продолжавшихся 8 дней, Дева Мария на этой иконе была увенчана прислан ной Папой Римским золотой короной как покровительница Литвы.

Улица Караиму в Тракай

Улица Караиму является продолжением улицы Витауто в северной части города, соединяющей христианский и Малый города.

На этой улице как этнографическая ценность под охраной находится сохранившийся квартал деревянных одноэтажных домов. Дома выходят торцом на улицу с тримя окнами: одно - Богу, второе - Витаутасу, а третье – себе.

Караимы называли Витаутаса Праведным.

Свыше 400 семей караимов переселились сюда из Крыма после похода Витаутаса против Золотой Орды в конце XIV в.

Это были потомки в раннем Средневековье вселявшего в русских ужас племени кочевников, отделившегося от Хазарского каганата.

В Тракай им была доверена личная охрана князя и мостов, ведущих к Островному замку. На их гербе изображено оригинальное, больше никем не используемое оружие - двузубое копье.

Караимской общине была предоставлена привилегия иметь отдельное от города самоуправление (1441 г.), они были освобождены от уплаты налогов.

Кроме того, караимы занимались огородничеством. Они использовали медные предметы домашнего обихода и посуду. Их национальное блюдо - кибины, которых можно отведать в тракайских кафе. Иногда они сами шутят, что вряд ли какой- либо другой народ мог бы целиком собраться на свадьбу своего соплеменника; ведь в Тракай проживает около 70 караимов.

В своем молитвенном доме - кенессе - во время литургии они пользовались ивритом. Религии караимов присущи элементы ислама и иудаизма, они следуют ветхозаветному Пятикнижию.

Их язык относится к группе тюркских языков.

Значительный вклад в сохранение своей культуры внесли родоначальник светской караимской литературы Симон Кобецкий (1855-1933 гг.), ученый-ориенталист Серая Шапшал (1873-1961 гг.), в 1928 году избранный пожизненным духовным и светским наставником (гаханом) литовских и польских караимов.

По его инициативе и инициативе священника Симона Фирковича в 1938 г. в Тракай был учрежден караимский историко- этнографический музей.

Известные посланники сегодняшней Литвы, прославившиеся своей дипломатической деятельностью в России и Турции - это караимы Ромуалдас Козыровичюс и Галина Кобяцкайте.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Источник - http://www.vilniushotels.lt/site/kultura_ru

Караимы в Вильнюсе

КЕНЕССА (ул. Liubarto 6, Вильнюс)

iP53RQ116.jpg

В 1922-1923 гг. в Вильнюсе был построен и освящен караимский молитвенный дом в мавританском стиле. В советские времена он был закрыт и превращен в склад. Сейчас кинесса снова действует.

Караимы составляют небольшую религиозную и национальную общину. Великий литовский князь Витаутас пригласил их в Литву из Крыма. “Караим” означает “читаю” (Библию).

********************************************************************************

*********

http://turkolog.narod.ru

> Библиотека > ЕВРЕИ - ХАЗАРЫ - КАРАИМЫ

КАРАИМЫ

Караимы (караиты) в переводе с древнееврейского «чтящие», «почитающие» — первоначально секта в иудаизме, созданная во второй половине VIII века н.э. Ананом Ганаси бен-Давидом в Багдаде. Постепенно караимизм находит распространение в еврейской среде. Особенностью его приверженцев является отрицание Талмуда при почитании Ветхого Завета. С XIV века письменные источники фиксируют караимов в Крыму.

Видимо, тогда же в результате политики князей Великого Княжества Литовского по привлечению торгово-ремесленного населения они появляются на территориях современных Литвы, Западной Украины, Польши, где живут и в настоящее время.

В период Крымского ханства караимские общины имелись на Чуфут-кале, Мангупе, в Гезлеве (Евпатория), Солхате (Старый Крым), Кафе (Феодосия).

Со временем религиозная общность приобретает черты этнической.

Крымские караимы относятся к группе восточноевропейских караимов. Их разговорным языком является диалект крымскотатарского, языком религии древнееврейский.

После присоединения Крыма к России (с ее официальным антисеййтизмом) караимы постоянно стремятся подчеркнуть свое отличие от евреев, прося и получая от властей различные льготы и привилегии.

В XIX веке известным караимским собирателем древностей А. С. Фирковичем выдвинута гипотеза о появлении в VI веке до н.э. в Крыму вместе с войсками персидского царя Камбуза израильтян вавилонского пленения, которые, перенимая от местного тюркского населения обычаи и язык, смешались с хазарами, образовав этнос караимов. При этом подчеркивалось, что эти израильтяне попали в Крым до Рождества Христова и не причастны к распятию Христа.

В советское время, учитывая доминанту этнического фактора над религиозным, в среде крымских караимов возобладала «хазарская теория» их происхождения, по которой они представлялись потомками хазар, принявших караимскую форму иудаизма.

Эти гипотезы и теории неоднократно подвергались критике рядом серьезных исследователей. В годы второй мировой войны караимы в Крыму в отличие от евреев и крымчаков не подвергались уничтожению фашистами.

Не были они, за исключением нескольких десятков, высланы из Крыма в сороковые.

Современные караимы, включая выходцев из Крыма, проживают также в Израиле (около 20 тыс. человек), Стамбуле, Париже, небольшие общины имеются в США, Канаде, Австралии. В большинстве своем они считают себя частью еврейского народа, отличаясь исключительно особенностями религии.

Рекомендованная литература:

• Челеби Эвлия. Книга путешествий Эвлии Челеби. Походы с татарами и путешествия по Крыму (1641 — 1667 гг.). Симферополь, 1996 г.

http://turkolog.narod.ru/kult/kult-crt-evlia.htm

• Герцен А.Г., Могаричев Ю.М. Крепость драгоценностей: Кырк-ор. Чуфут-кале. Симферополь, 1993 г.

http://turkolog.narod.ru/kult/kult-crm-krepost.htm

• Белый О. Б. Из истории караимской общины Крыма в конце XVIII — начале ХХ века. (По материалам фонда Тиврическога и Одесского караимского духовного правления в ЦГАРК). — Крымский музей, Симферополь, 1995, №1

• Бахчисарайский историко-культурный заповедник. Путеводитель. Симферополь, 1995 г.

Издания по данной теме, представленные на сайте:

1. Альбом "Крымские караимы"

http://turkolog.narod.ru/kult/kult-crm-albom.htm

2. Караимская народная энциклопедия. Том IV. Происхождение крымских караев (караимов)

http://turkolog.narod.ru/kult/kult-crm-encik4.htm

3. Крымские караимы

http://turkolog.narod.ru/kult/kult-crm-polkanov.htm

4. Очерки по истории крымских караимов-тюрков

http://turkolog.narod.ru/kult/kult-crk-los.htm

5. Караимская народная энциклопедия. Том II. Вера и религия

http://turkolog.narod.ru/kult/kult-crm-encik2.htm

6. Учение Анана

http://turkolog.narod.ru/kult/kult-crm-uchenieanana.htm

7. Анан-бен-Давид - последователь Сократа

http://turkolog.narod.ru/kult/kult-crm-anan.htm

********************************************************************************

*********

********************************************************************************

*********

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%...%B8%D0%BC%D1%8B

Караимы

Караи́мы (караимск. крымский диалект: ед. къарай, мн. къарайлар; тракайский диалект: ед. karaj, мн. karajlar, ивр. - קָרָאִים "караим", букв. читающие) — немногочисленная народность, живущая в Крыму и западных областях Украины, в районе Тракай (Литва), а также в Польше.

Караимский язык относится к кыпчакской группе тюркских языков. Различаются северный (тракайский), южный (галичский) и крымский диалекты караимского языка.

X-XIII

Нынешние караимы считаются потомками тюркских племён, входивших в Хазарский каганат и исповедовавших иудаизм. После разгрома их государства в X веке Киевской Русью они остались в Крыму (однако их не следует путать с крымчаками, иной этнической тюркоязычной группой евреев).

С другой стороны, в XIII веке в Крым переселилось значительное число евреев-караимов (членов иудаистской секты, первоначально возникшей в Багдаде ещё в начале VIII века), главным образом из Византийской империи, куда они, в свою очередь, прибыли из Испании. Можно предположить, что потомки тюркоязычных хазар, восприняв от новых соседей их специфическую систему религиозных воззрений и ритуалов, взяли себе и их имя.

XIV

В конце XIV века часть караимов была поселена в Литве и западных областях Украины в качестве пленных Великого княжества Литовского.

Великий князь литовский Витовт, разбив крымских татар в 1392, угнал многочисленных пленников, среди которых было несколько караимских семей.

Пленники были поселены в Троках (Тракай), в районе Вильнюса, в Луцке, в Галиче и подо Львовом. Оттуда позднее караимы расселились по другим городам Литвы, Волыни и Подолии.

Имея иудейское вероисповедание, караимы, согласно историческим источникам, сблизились с местными еврейскими общинами и во многом разделили их судьбу. Положение, однако, изменилось с включением Крыма (1783) и Литвы (1793) в состав Российской империи. Караимы получили налоговые послабления, и им разрешили, в отличие от евреев, приобретать земельную собственность, что позволило некоторым из караимов, оставшихся в Крыму, стать крупными землевладельцами и промышленниками.

Караимы Галича также добились фактического равноправия с христианами после раздела Польши и перехода Галиции под власть Австрии (1772). Это положило начало процессу отчуждения между караимской и еврейской общинами, которое сохраняется до сих пор.

Караимское кладбище в Варшаве, основанное в 1890 году

800px-Warsaw_Karaim_cemetery.jpg

После Октябрьской революции 1917 определённая часть крымских караимов вместе с врангелевскими войсками эмигрировала из России в Польшу, Францию, Германию и Турцию (Стамбул).

Приход Гитлера к власти в Германии и введение антиеврейского законодательства побудили германскую караимскую общину обратиться с просьбой о непризнании их евреями в министерство внутренних дел Третьего рейха, которое в 1939 г. поддержало их просьбу, отметив, что караимы не принадлежат к еврейской религиозной общине.

Караимы в России

В России по переписи 2002 года насчитывалось 366 чел. караимов. Караимами был известный историк и дипломат Иосиф Ромуальдович Григулевич, композитор Самуил Моисеевич Майкапар и др.

********************************************************************************

*********

Источник - http://www.hrono.ru/etnosy/karaimy.html (сайт "Хронос")

КАРАИМЫ.

Численность в Российской Федерации 680 чел. (1989), преим. в Москве и Петербурге.

Живут также в городах Крыма (Украина, 1404 чел.), Литвы (289 чел.).

Общая числ. в странах бывшего СССР 2602 чел. (1989). Небольшын группы караимов в Польше и Франции; наиб. число (ок. 20 тыс.) сосредоточилось к сер. 1980-х гг. в Израиле.

В странах бывшего Союза считаются самостоятельным этносом, происхождение к-рого трактуется учёными по-разному. Говорят на караимском яз., диалекты: крымский, тракайский (сев.), галичский (юж.).

Религия караимов - караимизм, основанный на Ветхом Завете,

Этноним К. (иврит, букв. "читающие") восходит к возникшей в нач. 8 в. в Багдаде евр. секте, доктрина к-рой основана на признании единств, источником веры Библии и отрицании раввинистическо-талмудич. традиции.

В 13 в. в Крыму поселилось значительное число караимов, гл. обр. из Византийской империи. В столице крымских ханов Солхате (совр. Старый Крым) община каараимов существовала в 14 в. С происхождением общины караимов в г. Чуфут-Кале (к-рый К. именовали "Еврейская скала") связано много легенд (в 19 в. нас. Чуфут-Кале состояло в осн. из К.).

Согласно караим, преданиям, литовский князь Витовт, разбив крымских татар в 1392, угнал пленников, среди к-рых было несколько караим, семей. Они были поселены в Троках (Тракай, ок. Вильнюса), в Луцке, Галиче, ок. Львова (Красный Остров), позднее стали расселяться по др. городам Литвы, Волыни, Подолии.

Во время евр. погрома 1648 на Украине б.ч. караимов разделили участь евреев-раввинистов, и (до кон. 18 в.) адм. власти разл. стран, как правило, не проводили различий между общинами караимов и еврейскими общинами. В 1495 караимов изгоняли из Литвы.

С включением Крыма (1783) и Вильны (1795) в состав Рос. империи положение караимов изменилось. В 1795 Екатерина II освободила караимов (число к-рых достигло в России 2400 чел.) от уплаты двойной подати, к-рой облагались евреи России, и разрешила приобретать зем. собственность.

В 1827 караимы Крыма (как и татары крымские), а в 1828 - караимы Литвы и Волыни были освобождены от воин. повинности.

Стремясь улучшить свое правовое положение, лидеры караимов добились в 1835 изменения офиц. назв. общины: вместо евреи-караимы получили назв. "русские караимы ветхозаветного вероисповедания" (позднее - просто караимы).

В отличие от евреев Крыма, в осн. мелких торговцев и ремесленников, караимы были земледельцами, владевшими табачными и фруктовыми плантациями и соляными копями.

В 1837 в Таврич. губ. караимы получили права религ. самоуправления (подобно Крым. мусульм. духовенству), Резиденцией гахама (хахама, главы караим, духовенства) была Евпатория, здесь находилась караим, типография. В 1863 К. были полностью уравнены в правах с жит. России.

После 1917 часть Крымских караимов эмигрировала из России в Польшу, Францию, Германию, Турцию.

Число Крым. и польско-литов. К. уменьшилось в рез-те ассимиляции. В 1926 в СССР проживало 9 тыс., за его пределами - 5 тыс.; в 1932 - в СССР (преим. в Крыму) ок. 10 тыс. и 2 тыс. - в осн. в Польше и Литве, а также в Турции (Стамбул), Египте (Каир), Ираке.

Во время 2-й мировой войны караимы, как правило, не подвергались преследованиям со стороны герм. оккупац. властей, т. к, мин-во внутр. дел Германии (5 янв. 1939) вынесло решение, что караимы не принадлежат к еврейской общине и их "расовая психология" не является еврейской.

Среди воевавших в рядах сов. армии караимов в годы Вел. Отеч. войны был ген. армии, Герой Сов. Союза В. Колпакчи (1899-1961).

После войны процесс ассимиляции караимов в России продолжался. Если в 1897 общая числ. караимов в России составляла 12,9 тыс. чел., то в 1959 - 5,7 тыс., в 1970 - 4,6 тыс., в 1979 - 3,3 тыс. (16% из них указали караим. яз. в качестве родного). В 1989 - 10,3% К. указали родным караим. яз. (в пределах бывшего Союза -19,3% К.).

Народы России. Энциклопедия. Москва, Большая Россйиская Энциклопедия 1994

********************************************************************************

*********

Статьи о караимах

http://turkolog.narod.ru/info/N4.htm

********************************************************************************

*********

Караимы и средневековые секты в юдаизме

(Электронная еврейская энциклопедия - Ассоциация по исследованию еврейских общин)

http://www.eleven.co.il/categ/1405

********************************************************************************

*********

Источник - Энциклопедия Кругосвет

http://www.krugosvet.ru/articles/52/1005267/1005267a1.htm

КАРАИМЫ, еврейская секта, основанная в 8 в. в Персии Ананом бен Давидом. Его последователи сначала именовались ананитами; название «караимы» происходит от еврейского слова «кара» («читать»), связанного со Священным Писанием («Микра»), и вошло в употребление в 9 в.

Главная особенность секты состоит в строгом, буквальном соблюдении ее приверженцами библейских предписаний и в полном неприятии талмудической и раввинистической традиции.

Караимская практика гораздо строже раввинистической, например, в части библейских установлений, касающихся субботы и законов о ритуальной чистоте левитов.

Из среды караимов вышли видные ученые и писатели, например Авраам Фиркович (1786–1874).

Караимы распространились от Вавилонии и Палестины до Египта, Сирии и Константинополя, их общины возникли в Крыму, Литве, Испании и Польше. Начиная с 10 в. их численность пошла на убыль; в 1932 насчитывалось около 12 тыс. караимов. В России они не подпадали под ограничения, которые устанавливало царское правительство на евреев в 19 и 20 вв.

********************************************************************************

*********

Международный институт крымских караимов (на англ. яз.)

http://karaim-institute.narod.ru/index.htm

********************************************************************************

*********

Share this post


Link to post
Share on other sites

А где я отрицал то что это субэтническая еврейская группа? Также, как например, иранские евреи, имеющие свою особую литургию.

Нет смысла спорить, всё давно известно. Хазары-иудеи были приверженцами талмудической или раввинистической (основной) линии иудаизма. Караимы не могли быть их потомками.

Во-вторых, до 19 века даже крымские караимы не скрывали своё еврейское происхождение.

В-третьих даже израильские верховные раввины признали их евреями, а они, кто не знает, с этим очень строги и могли сделать такое заключение только после тщательной проверки.

Turkic speaking Karaites (in the Crimean Tatar language, Qaraylar) have lived in Crimea for centuries. Their origin is a matter of great controversy. Some regard them as descendants of Karaite Jews who settled in Crimea and adopted a form of the Kypchak tongue (see Karaim language). Others view them as descendants of Khazar (unlikely) or Kipchak (more likely) converts to Karaite Judaism. Today Crimean Karaites deny their Israelite origins and consider themselves to be descendants of the Khazars.[1] Virtually all scholars of Khazar history, however, agree that the Judaism of the Khazars was Rabbinical in nature.[ 2] Modern Karaims seek to distance themselves from being identified as Jews, emphasizing what they view as their Turkic heritage and claiming that they are Turkic practitioners of a "Mosaic religion" separate and distinct from Judaism. On the other hand, many scholars state that the phenomenon of claiming a distinct identity apart from the Jewish people appears to be no older than the nineteenth century, when it appeared under the influence of such leaders as Avraham Firkovich and Sima Babovich.[3]

Whatever their origin, from the time of the Golden Horde onward, they were present in many towns and villages throughout Crimea and around the Black Sea. During the period of the Crimean Khanate some of the major communities could be found in the towns of Зufut Qale, Sudak, Kefe and Bakhchisaray.

Many Karaims were farmers. Members of the community served in the military forces of the Crimean Khanate and of Lithuania.

At the time of this writing (March 2005), genetic testing is being conducted to ascertain their ethnic origin.

И пожалуйста, жду научные факты о мессионерской деятельности караимов.

А это средневековое караимское кладбище в Крыму

chufut8.JPG

Share this post


Link to post
Share on other sites

А вот и причина этого

Nineteenth-century leaders of the Karaims, such as Sima Babovich and Avraham Firkovich, were driving forces behind a concerted effort to de-Judaize the Karaite community in eyes of the Russian legal system. Firkovich in particular was adamant in his attempts to connect the Karaims with the Khazars, and has been accused of forging documents and inscriptions to back up his claims.

Ultimately, the Tsarist government officially recognized the Karaims as being of Turkic, not Jewish, origin, a political ruling that has little basis in historical fact. Because the Karaims were judged to be innocent of the death of Jesus, they were exempt from many of the harsh restrictions placed on other Jews. They were, in essence, placed on equal legal footing with Crimean Tatars. The related Krymchak community, which was of similar ethnolinguistic background but which practiced rabbinical Judaism, continued to suffer under Tsarist anti-Jewish laws.

Since the incorporation of Crimea into the Russian Empire the main center of the Qarays is the city of Eupatoria.

см. там же.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.)

Караимы (библейцы) — еврейская секта, признающая одну часть законов нынешних евреев-раввинистов, а вместо другой их части создавшая свои собственные или же восстановившая староталмудические, древнесаддукейские и др. еврейских сект. История возникновения караимства, считавшаяся долгое время весьма темной и сбивчивой, стала в последнее время мало-помалу разъясняться благодаря открытию новых источников, преимущественно в рукописях Имп. Публичной библиотеки [Излагаемый здесь исторический очерк караимства, преимущественно возникновения его, составляет результат исследований автора на основании найденных им недавно древнекараимских письменных памятников, частью изданных им в "Записках Восточного отделения Имп. русского археологического общества" и в заграничных изданиях.]. Средневековые раввинистские историки и богословы считают Караимы прямыми последователями древних саддукеев, с чем старейшие караимские писатели согласны, хотя и не без оговорок. Относительно новейшие караимские авторы энергично протестуют против этого мнения, выставляя на вид то обстоятельство, что древние саддукеи не признавали бессмертия души и не верили в воскресение мертвых, между тем как Караимы не отличаются в этом отношении от раввинистов. Эти же караимские авторы утверждали, что Караимы всегда сохраняли иудейство в первоначальной чистоте, но до Анана они скрывали свое учение, боясь преследований, со времени же Анана началось публичное исповедование караимства. Для подтверждения этой легенды было составлено генеалогическое древо главных представителей караимства, вверх до царя Давида; сами же Караимы в молитвах за предков и учителей восходят только до Анана. По новейшим данным оказывается, что Анан, основатель караимства, находился под влиянием саддукеизма и др. еврейских сектантов, но, главным образом, все-таки был в зависимости от раввинистов. Образованию секты Караимы способствовало тогдашнее состояние умов на Востоке вообще и среди восточных евреев в особенности. В период времени от VII до X в. от Рождества Христова, во время возникновения и распространения ислама, аравитяне произвели громадный переворот в политической жизни и в умственном и религиозном быту народов Передней Азии, и этот переворот не остался без влияния и на восточных евреев, сосредоточенных тогда в Вавилонии и Персии. Следуя общему брожению умов, еврейство также образовывало тогда различные новые секты и преобразовывало остатки старых расколов. Анан (см. Евреи) удачно воспользовался и искусно сплотил этими обстоятельствами различные элементы в один крупный раскол, в состав которого, кроме значительной доли раввинского иудаизма, вошли материалы из древнего саддукейства и из учений новых тогда сект исавитов и юдганитов. Еще недавно полагали, что после разрушения второго иерусалимского храма саддукеи совсем исчезли с лица земли, не оставив по себе никаких следов в литературе; но теперь стало известно, что еще в X в. караимские писатели пользовались книгой (или книгами), приписываемой основателю саддукейской секты Цадоку и отличавшейся полемическим характером против фарисеев (позднейших раввинистов). Весьма вероятно, что во время сектантского движения среди вавилонских и персидских евреев остатки этой древней секты, сохранившиеся в тайне, ожили на некоторое время и начали обнаруживать признаки литературной деятельности, составив от имени Цадока полемическое сочинение против раввинского иудейства. Во всяком случае, эти остатки саддукейского раскола были вскоре поглощены караимством и окончательно исчезли с лица земли. От саддукеев первоначальное караимство, кроме общего принципа буквального понимания разных мест в Пятикнижии, заимствовало еще много законоположений, противоречащих раввинизму, как, например, непринятие календарных вычислений для определения дней праздников, празднования Пятидесятницы непременно в воскресенье, строгие правила относительно резания скота и соблюдения левитской чистоты. Впрочем, некоторые из заимствованных у саддукеев законоположений Караимы впоследствии оставили и примкнули к религиозной практике раввинистов.

Из двух других сект, сильно повлиявших на караимство, исуниты (или исавиты) возникли лет за 60-70 до Анана. Основателем их был Абу-Иса из Испагани в Персии, современник халифа Абдул-Малика (685-705 от Рождества Христова). По примеру тогдашних мусульманских раскольников, защищавших свои религиозные убеждения оружием, Абу-Иса вел вместе с религиозной пропагандой и политическую агитацию. Выдавая себя за пророка и мессию-восстановителя независимости еврейского народа, он во главе 10000 армии поднял знамя восстания, но был побежден правительственным войском и погиб в сражении. Члены его секты верили, что их глава не убит, а остался жив в скрытом месте и должен когда-нибудь появиться вновь. Исуниты, считавшие сначала своих членов многими тысячами, после основания караимства быстро стали уменьшаться, так что в начале Х в. оставалось их только 20 человек в Дамаске. Из религиозной системы Абу-Исы мы знаем только незначительную часть, в которую вошли некоторые саддукейские законоположения. Засвидетельствовано также, что он признавал Иисуса Христа истинным пророком для христиан и Мухаммеда — для мусульман и посему считал необходимым, чтоб и те, и другие оставались верными своей религии, подобно тому, как евреи должны хранить свою. На все время, пока евреи находятся в изгнании и храм их разрушен, он считал употребление мяса и вина безусловно запрещенным. Эти пункты с небольшими видоизменениями включены в первоначальное караимство. Что Анан признавал законность христианства для сирийцев и ислама для арабов — это несомненно, равно как и то, что он дозволял употреблять в пищу только мясо птиц (за исключением кур и петухов) и оленей. Секта юдганитов обязана своим происхождением Юдгану, ученику Абу-Исы, жившему лет 30-40 до Анана. Юдган шел по стопам своего учителя, также объявил себя пророком и мессией, и члены его секты также верили во вторичное его пришествие. И этот раскол после Анана быстро пошел на убыль; в начале X в. последние его члены доживали остаток дней своих в Испагани. Вероучению Юдгана свойственно было усердие к установлению новых постов и частых молитв, что опять-таки было принято Ананом. Другое утверждение Юдгана, что праздники установлены только для памяти и ныне не обязательны, было принято частью Караимы из Бассоры. К заимствованиям от названных сект Анан прибавил еще много раввинистских традиций, не имеющих никакой опоры в Библии, но считавшихся им за достоверные, а во многих других талмудических преданиях он кое-что изменял или принимал мнения раввинов, упомянутые в талмуде, но не получившие значения закона. Основатель караимства принял также всецело раввинистскую догматику, веру в бессмертие души, в воскресение мертвых, в пришествие мессии и т. п. Кроме того, Ананом прибавлено много законоположений, введенных им самим, помощью собственного толкования св. Писания. Из всех этих разнообразных элементов Анан составил свою книгу законов (сефер-мицвот), носившую также арабское заглавие Фадалика (сумма, итог) и написанную на талмудическом еврейско-арамейском наречии. Из этой книги сохранился до нас один только небольшой фрагмент, но имеется значительное количество буквально-точных цитат из нее в сочинениях старинных караимских авторов. Характеристической чертой законоучения Анана и караимства вообще служит, как верно заметил Цунц, искусственная оппозиция раввинизму, к этому следует еще прибавить невозможность ограничиваться одними законами библейскими и совершенно игнорировать талмудическое законодательство. Стремясь обособиться и отделиться от раввинистского иудейства, караимы все-таки не могли выйти из круга его законоположений и часто сохраняли раввинистский закон или обряд, только кое-что изменив в нем. Все недостатки Книги законов Анана искупались для его приверженцев ореолом мученичества ее автора, пламенной и увлекательной его пропагандой и скромным его замечанием в самой книге: "наследуйте хорошо Тору и не полагайтесь на меня". Эклектический характер основного законоучения караимства служил ему в пользу, так как он немало содействовал успеху его среди членов вышеупомянутых еврейских сект, узнавших в новом учении много своего и легко примкнувших к нему. Есть сведения, что Анан верил в переселение душ (метемпсихоз) и будто даже составил сочинение об этом предмете.

По смерти Анана главенство над сектой, с титулом наси (князь, глава), осталось у его потомков, которые ничем выдающимся не отличались. Только ок. 820-830 от Рождества Христова судья Вениамин Нагавенди успел выдвинуться из числа заурядных караимских авторов и сделаться настоящим главой секты, так что им обыкновенно обозначается вторая стадия караимства. При нем круг умственных занятий Караимы немного расширился. Главное сочинение Вениамина — его Книга законов — написано по-еврейски, слогом Мишны, так как вообще он усердно, хотя без успеха, ратовал за исключительное употребление еврейского языка как языка литературного. В своем сочинении Вениамин часто не согласуется с мнениями Анана. Вениамин — первый известный караимский писатель, занимавшийся толкованием тех частей Библии, которые не относятся до законов и обрядов, причем он останавливался на таких книгах, которые удобны к аллегорическому объяснению. Для объяснения антропоморфических выражений о Боге в Библии Вениамин полагал, что Бог создал особенного ангела, чтобы тот сотворил вселенную, и поныне этот ангел совершает все в мире без участия первоначального Создателя; к нему же, по мнению Вениамина, относятся все антропоморфические и антропопатические места в Библии. Это мнение заимствовано у Филона Александрийского и у древних ессеев. Младший современник Вениамина, Дангил Кумиси, родом из Персии (ок. 850 г.), также составил Книгу законов на еврейском языке, из которой сохранились только цитаты у позднейших авторов. Он был сначала восторженным поклонником Анана и называл его главой разумных людей, но впоследствии совершенно разочаровался в нем и назвал его главой глупцов. Он рационалистически объяснял библейские слова "ангел" и "ангелы" в смысле явлений природы, посредством которых Бог совершает все свои дела, как, напр., огонь, ветер, облако и т. п. За это мнение, в сущности саддукейское, позднейшие караимские писатели сильно порицают его. Во второй половине IX и в начале X вв. Караимы весьма успешно распространяли свою деятельность и значительно увеличивали число адептов их учения. В тогдашнее время религиозного брожения, когда среди персидских евреев появился даже вольнодумец, открыто отвергавший библейские сказания (Хиви аль-Бальхи, около 870 г.), свобода толкования св. Писания и религиозных законов имела много заманчивого. Новая секта отличалась притом большой энергией: ее миссионеры разъезжали по местностям, где ожидали благоприятных результатов от своей пропаганды, и всячески старались вербовать новых адептов. Раввинизм, руководители которого находились тогда в еврейских вавилонских академиях, оставался совершенно беззащитным: в центр еврейской духовной власти греко-арабская наука еще не проникла, и вавилонские раввины знали только свое традиционное богословие; о научном обобщении, о всестороннем обследовании всего содержания иудаизма и систематическом его изложении у них не могло быть и речи. За весь период VIII-IX в. только три гаона говорят о Караимы, двое из них только вскользь и мимоходом, в ответах на вопросы частных лиц; третий же, Гая-бен-Давид, живший до своего гаоната в тогдашнем центре караимства, Багдаде, написал не дошедшее до нас возражение Анану, где, по-видимому, доказывалось, что все новшества последнего уже указаны в самом талмуде. Взаимное положение раввинизма и караимства совершенно изменилось, когда на арену литературной деятельности в первой половине X в. выступил энергичный ученый Саадия Файюми из Египта (см. Евреи). Он написал на арабском языке "Возражение Анану", а затем последовал целый ряд других полемических сочинений против караимов, равно как и опровержение вольнодумцев из евреев, писавших против достоверности св. Писания. Они заметно остановили успех пропаганды Караимы, и в продолжение многих столетий каждый более или менее значительный писатель из среды последних считал долгом возражать Саадии. Но и Караимы начали около этого времени заниматься светскими науками и выдвинули нескольких крупных писателей (в Х в. — Иосиф бен-Ноах, Яков Киккисани, Салмон бен-Иерухам, Сагль бен-Мацлиах, в XI в. — Иосиф Гароэ, его ученик Иешуа и др.). Многие из них были озабочены утверждением номоканонических принципов, относительно которых между ними господствует, однако, большое разногласие. Так, напр., Иосиф бен-Ноах признает два канона: Библию и согласие всего Израиля, т. е. традицию, сохранившуюся не только у раввинистов, но и у Караимы (позднее она называлась наследственным бременем — себель га-иеруша); Киркисани и Сагль прибавляют еще два канона — применение аналогии и умозрение; Леви бен-Иефет признает только три канона, отвергая употребление умозрения. Точно такие же споры происходили тогда у мухаммеданских богословов, между суннитами, шиитами и другими сектами, и караимские прения по этому поводу являются отголоском мусульманских. Второй из вышеназванных принципов — согласная традиция — причинял и продолжает причинять немало хлопот Караимы, так как он является в явном противоречии с их девизом — признанием Библии единственным источником законодательства. Некоторые караимские писатели старались примирить это противоречие утверждением, что раввинистские традиции, признаваемые их сектой, на самом деле заключаются в Библии, только в скрытом виде, так что по слабости нашего ума мы ныне не в состоянии их открывать. И это утверждение, однако, заимствовано от раввинистов, имеющих принцип асмахты, т. е. обоснование устных законов на библейских словах и выражениях. Караимские ученые, преимущественно в XI в., следуют арабским ученым школам в определении понятий, названии предметов и т. п. Усвоенная Караимы XI в. система арабских мутазилитов (см.) осталась для них последним словом науки, так как последний караимский писатель по религиозной философии, Арон Никомедио (полов. XIV в.), крепко держится системы Иосифа Гароэ и не может усвоить себе, как это сделал Маймонид уже в XII в., арабского аристотелизма. Таким же образом еще долго после открытия трехбуквенности корней еврейского языка Хаюджем и после образцовых трудов по грамматике Ибн-Джанаха, Ибн-Баруна и др. Караимы продолжали держаться обветшалых грамматических и лексикографических правил и форм. Ригористическое и аскетическое направление Караимы не дозволяло им сначала следовать примеру арабов и раввинистов и заниматься светской поэзией. Только в XIII в. появился караимский подражатель Ибн-Гебиролю, Иегуде Галеви и др. — Моисей Дара. Вообще, после XI в. восточное караимство начинает быстро клониться к упадку, и с тех пор оно не произвело ни одного значительного писателя. Иефет бен-Сагир (XII в.), Израиль Магреби (XIII в.), Самуил Магреби (XIV в.) и некоторые другие только повторяют старую полемику или составляют компендии по законоведению, имеющие чисто местный характер, для египетских Караимы И после переселения Маймонида в Египет (1165-1204), где он, следуя примеру гаона Гаи бен-Шериры, действовал в примирительном духе и своим авторитетом произвел сильное впечатление на Караимы, последние не только не распространились и не увеличивались на счет раввинистов, но, наоборот, все теряли своих членов. Многие из них перешли в мусульманство или возвратились к раввинизму, особенно в Палестине и Египте, где при правнуке Маймонида (1313) целая караимская община приняла раввинизм. С тех пор восточное караимство уступает руководительство византийскому. Первая литературная деятельность византийских Караимы была сосредоточена на переводах сочинений своих единоверцев с арабского на еврейский язык. Toвия бен-Моисей, прозванный Гаовед, отправился (во второй полов. XI в.) из Константинополя на Восток (по всей вероятности — в Иерусалим) и учился, по-видимому, у вышеназванного Иeшуи. По возвращении на родину Товия, вероятно, в свою очередь имел учеников из Караимы и при их помощи перевел целый ряд караимских произведений с арабского, преимущественно Иосифа Гароэ и Иешуи. Несмотря на то, что переводы этой школы страдают тяжеловесностью слога и безвкусным выбором слов и выражений, да притом еще весьма часто арабские слова и целые фразы оставались без перевода, они имели большое значение для европейских Караимы, которым совсем недоступны были арабские произведения их единоверцев. Благодаря переводам Товии и его помощников могли появиться главные деятели караимской литературы в Византии: Иегуда Гадаси (1149), Яков бен-Рувим (XII в.), Арон бен Иосиф (в конце XIII в.), Арон бен-Элиа Никомедио (в полов. XIV в.), Элиа Башячи и его зять Калеб Эфендополо (во второй полов. XV в.) и Моисей Башячи (в первой полов. XVI в.). Первый из них составил объемистое сочинение на еврейском языке (на котором писали все Караимы византийские) под заглавием Эшкол Гакофер, написанное рифмованной прозой и в форме комментария на десять заповедей. Желая дать нечто вроде энциклопедии, Гадаси включил в свою книгу не только свод караимских законов с постоянными нападками на раввинистов, но также и догматику, религиозную философию, грамматику еврейского языка и т. д., пользуясь сочинениями всех корифеев караимской письменности, а равно и сведениями (частью сказочными) по естественным наукам из византийских источников. Немаловажное значение имеют сохраненные в этом сочинении цитаты из не дошедших до нас книг. Арон бен-Иосиф имеет значение в караимской литературе как экзегет св. Писания в сочинении под заглавием Мибхар (1294). Он же установил порядок молитв и литургические формы, в которых до него господствовали хаос и произвол. Несмотря на полемический тон Арона, он, однако, советует Караимы держаться тех раввинистских традиций, которые не противоречат явно тексту Библии. — Второй Арон написал религиозно-философскую догматику под заглавием Эц Xauм. Его свод караимских законов под заглавием Гаг Эден был мало распространен, чему способствовали позднейшие своды обоих Башячи, Элии и Моисея, преимущественно свод первого из них, под заглавием Адерет Элиагу, служащий последней законодательной инстанцией для Караимы Известное значение у Караимы имеют также Иегуда Гиббор (литургический поэт, 1503 г.), врач Авраам бен-Иегуда (экзегет, 1520 г.) и Иегуда Поки (законовед, ок. 1580). В XV-XVI в. византийские Караимы жили с раввинистами в мире и нередко учились у последних Библии, раввинской письменности и светским наукам. Точно так же и тамошние раввины относились к Караимы благосклонно.

Караимы в Poccиu. В Южной России, преимущественно в Черноморье, единичные Караимы жили, вероятно, еще до монгольского нашествия. Во всяком случае, Караимы вместе с восточными раввинистами (так наз. крымчаками) явились в Крым вскоре после завоевания монголами (в 30-х гг. XIII в.), если не одновременно с последними. Пока Караимы имели своими соседями неподвижных вост. раввинистов, у них господствовал полный умственный застой. Единственные несомненные документы этой эпохи — приписки на полях свитков Пятикнижия, относящиеся к XIV в. В конце этого века литовский великий князь Витовт перевел в Литву вместе с крымскими татарами часть крымских Караимы, назначив им для поселения часть гор. Трок Виленской губ. Позже Караимы поселились также в других литовских городах, равно как и в Галиче. В Литве, в соседстве с европейскими раввинистами, у Караимы мало-помалу развился вкус к занятиям литературой, что привело их к сближению с константинопольскими их единоверцами, а в конце XV в. мы находим караимских выходцев из Литвы учениками Элии Башячи. Прежде всего выдвинулись трокские Караимы, из числа которых известны Исаак Троки, написавший в 1593 г. полемическое сочинение против христианства под заглавием Хиззук Эмуна (это сочинение очень хвалил Вольтер); Зарах бен Натан, занимавшийся математикой и физикой; Соломон Троки, написавший в ответ проф. Пуффендорфу очерк караимских законов под заглавием Апирион и полемическое сочинение против христианства и раввинизма (ок. 1700). За трокскими Караимы последовали галицкие, волынские и весьма немного крымских Караимы Более известны: Мордехай Кукизов, написавший ответы на вопросы шведского короля Карла XII и лейденского проф. Тригланда; Сима-Исаак Луцкий, который переселился, в Крым и написал несколько сочинений, между прочим библиографию караимской письменности (в 50-х гг. прошлого столетия); Исаак бен - Соломон, гахам в Чуфут-Кале, составивший караимскую догматику и сочинение о календарных вычислениях (в начале нашего столетия); Иосиф-Соломон Луцкий, гахам в Евпатории, комментировавший сомнения обоих Аронов (в первой половине нашего века); Давид Кукизов, писавший литургические песни; Мордехай Султанский из Луцка, гахам в Чуфут-Кале, писавший о разных предметах (в 40-х и 50-х гг. текущего столетия); Соломон Бейм, гахам в Одессе, написал "Память о Чуфут-Кале" (1862). Всех этих последних затмил своей деятельностью Аврам Фиркович (см. ниже).

От Витовта трокские Караимы получили 24 июня 1388 г. грамоту, тождественную с грамотой, данной им же через несколько дней брестским и вообще литовским раввинистам. В означенной грамоте [Напеч. в известном собрании С.А. Бершадского под № 1.II (грамота брест, евреям там же, № 1.III).] Караимы названы просто трокскими евреями (Żydzi z Trok; в латинских грамотах XV в. также judaei Trocenses), и она была подтверждена королем Сигизмундом I в 1507 г. Вообще, во все время существования великого княжества Литовского и Королевства Польского Караимы подвергались той же участи, что и раввинисты. Так, в апреле 1495 г. они были изгнаны из Литвы вел. кн. Александром и были приняты в Польше братом Александра, королем Яном-Альбрехтом. В 1503 г. все литовские евреи, а с ними и Караимы, были возвращены тем же Александром, ставшим между тем и польским королем, причем как тем, так и другим были возвращены конфискованные при изгнании имущества. Во время восстания Богдана Хмельницкого Караимы пострадали вместе с раввинистами. Сведения, сообщенные А. Фирковичем о Караимы-фаворитах польских королей и литовских вел. князей, пока еще не подтверждены подлинными документами. В продолжение XVI-XVIII в. литовско-польские Караимы были обязаны вносить все государственные повинности раввинистским представителям, которые от себя уже представляли всю сумму польским властям. Равным образом ни крымские татары, ни турки никогда не различали в законодательном отношении раввинистов и Караимы Впервые последние выделены из евреев Екатериной II, в 1795 г., когда она по представлению графа Зубова освободила крымских Караимы от платежа двойного оклада податей, которым были обложены евреи вообще. Большое влияние на положение Караимы имел переселившийся в Крым луцкий Караимы Авраам Фиркович. Сначала он напечатал (1834-1838) несколько полемических произведений в прозе и стихах, направленных против раввинистов. Затем он выступил на поприще практического возвеличения прошлого и настоящего Караимы, в ущерб другим евреям. В это самое время (1839) было основано в Одессе общество истории и древностей, занявшееся, между прочим, исследованием Караимы Вследствие этого таврический губернатор Муромцев послал запросы по части истории и древности Караимы к евпаторийскому гахаму Симе Бобовичу, а тот, по совещании с другими Караимы, поручил составление ответов Фирковичу, которому была исходатайствована командировка для собрания древностей и документов Караимы После двухгодичного странствования по Крыму и Кавказу Фиркович представил целое собрание рукописей, документов и надгробных надписей, между которыми было много действительно ценных для истории и литературы, но все древнейшие памятники относились к азиатским и египетским евреям, раввинистам и Караимы, а к крымским Караимы — лишь сравнительно позднейшие документы. Некоторые документы и надгробные надписи Фиркович составил сам, а во многих подлинных документах и надгробиях сделал поправки в датах и именах. Результаты получились самые неожиданные. Вот некоторые из них: а) Караимы суть древнейшие обитатели Крымского полуострова, который они получили от персидских царей Кира и Камбиза за помощь, оказанную ими персам в войне со скифами. б) Крымские Караимы тождественны с хазарами, и Владимир Святой отправил к ним посольство для исследования их веры. в) Хазарский (по новой теории — караимский) царь командировал в X веке некоего Авраама Керченского для собрания древних рукописей, и миссия эта имела весьма удачный исход. г) Крымские Караимы употребляли в своих документах летосчисление, никому до сих пор не известное и единственное верное, и т. д. Так как Одесское общество истории и древностей не имело в своей среде ученых гебраистов, то оно обратилось к директору еврейского училища В. Штерну, человеку хотя и образованному, но не способному решать трудные археологические вопросы, поднятые Фирковичем. Один только ученый критик С. Л. Рапопорт, которому стали известны некоторые из крымских и кавказских находок, указал на их подложность, но на это не было обращено внимание. В конце 50-х гг. тот же Фиркович был уполномочен Караимы ходатайствовать пред правительством о предоставлении им равноправности с коренными русскими, причем самым сильным доводом его было утверждение, что Караимы, поселившиеся с древних времен в Крыму, не жили в Палестине во время распятия Иисуса Христа. В записке "О происхождении Караимы", напечатанной в 1859 г., Фиркович от имени всех русских Караимы совершенно отрекается от названия евреев. Благодаря усилиям Фирковича Караимы получили в 1863 г. полноправность, а в 1881 г. она была подтверждена циркуляром бывшего министра внутренних дел графа Игнатьева (см. Евреи).

Статистика Караимы Статистических данных о Караимы немного. В XII в. путешественник Вениамин Тудельский (см.) насчитывал в Константинополе 500 Караимы, в Дамаске 200, в Аскалоне 40. Караимский путешественник Самуил бен-Давид застал в Египте в 1641 г. 20 домов, принадлежавших Караимы В 1785 г. караимский путешественник Вениамин бен-Элга слышал в Палестине, что из 160 караимских семейств, живших в Египте, большая часть погибла от эпидемии. По свидетельству Симы-Исаака Луцкого, в 50-х гг. прошлого века в Крыму жило 500 караимских семейств, составлявших 4 общины: в Чуфут-Кале, Евпатории, Феодосии и Мангупе. В 1871 г. в записке, представленной Фирковичем австрийскому императору от имени галицких. Караимы, в России насчитывается 5000 Караимы, а в Константинополе, Египтеми Галиции — около 1000. В настоящее время считается в России около 10000 Караимы, и если в вышеназванных местностях число их также удвоилось, то всего число их составляет около 12000 душ.

Литература: Jost, "Gesch. des Juden thums u. s. Secten" (т. II, 1858); Pipsker, "Zur Gesch. des Kar äismus" (1860); Steinschneider, "Judische Literatur" ("Ersch u. Gruber's Encycloped.", т. 27); его же, "Catalogus codd. hebr. bibl. Lugd." (1858); его же, "Hebr äische Bibliographie". (1858-82); Fürst, "Geschichte d. Karä erthums" (1862-1869; полна ошибок и несообразностей); Neubauer, "Aus der Petersburger Bibliothek" (1866); Geiger, "Judische Zeitschrift" (1862-1874); его же, "Das Judenthum und seine Geschichte" (ч. II, 1865); Harkavy, "Altj üdische Denkmä ler aus der Krim" (1876); его же, "Сказание Авраама Керченского о посольстве св. Владимира к хазарам" (1871); его же, "К вопросу о крымских древностях, найденных Фирковичем" (1877); его же, "Примечания к русскому переводу V тома соч. Греца "Geschichte der Juden" (1883); его же, "Известия Киркисани об еврейских актах" (1894); Frankl, "Kar ä ische Studien" (1882); его же, "Karalten" (в "Ersch u. Gruber's Encyklop.", т. 33). Документы о Караимы собраны С. А. Бершадским в книге "Документы и регесты к истории евреев в Литве" (1882), откуда они перепечатаны (но не все) З. Фирковичем (с прибавлением татарских грамот, законов о Караимы и вступительной статьей), под заглавием: "Собрание старых грамот и узаконений Российской империи касательно Караимы" (1891).

А. Г.

Управление духовных дел Караимы В 1837 г., вследствие ходатайства крымских Караимы "о устроении состояния их духовенства и о даровании ему некоторых из тех прав, которыми пользуется тамошнее магометанское духовенство" издано было положение о Таврическом караимском духовном правлении, которое в 1850 г. распространено было и на Караимы зап. губ., а впоследствии вошло в законоположение о Караимы 1863 г. (приложение к ст. 1097, т. XI, ч. I, Св. Зак. по продолж. 1893 г.). В духовном отношении все караимские общества распадаются на два округа. Высшее духовное лицо округа — гахам, один гахам живет в Евпатории, другой — в Троках. К округу первого принадлежат Караимы Таврической губ., Одессы и Киева, к округу второго — Караимы сев.-зап. губ. Для выбора гахама уполномоченные караимских обществ того или другого округа съезжаются в Евпаторию или Троки, где под наблюдением местного городского начальства производится баллотировка. О двух кандидатах, получивших наибольшее число голосов, местный губернатор доносит министру внутренних дел, который об утверждении одного из них представляет сенату. При каждой синагоге состоят два газзана, старший и младший, и шамаш, которые избираются обществами, испытываются в знании закона гахамом и по представлению его утверждаются в должностях местным губернатором. О правах состояния духовных лиц Караимы — см. Духовенство (см.). Духовные лица Караимы не иначе могут быть лишены своего звания за поступки, противные духовным их обязанностям, как по расследовании их вины и по распоряжению власти, от которой зависит их утверждение; но обществам Караимы по истечении 3 лет предоставляется приговором избирателей ходатайствовать об удалении духовного лица; то же право принадлежит и местному губернскому начальству. Гахам производит суд над подчиненными ему духовными лицами по делам, относящимся к обязанностям их звания; он же ежегодно снабжает газзанов метрическими книгами, представляет департаменту духовных дел иностранных исповеданий и местному губернатору ежегодные общие ведомости, составленные по возвращенным ему от газзанов метрическим книгам, рассматривает дела о заключении и расторжении браков, но лишь в отношении духовном. Впрочем, при расторжении браков гахам по просьбе обеих сторон может постановить определение о возвращении приданого и о воспрещении разведенному мужу впредь до исполнения этой обязанности вступать в новый брак; но каждая сторона вправе не подчиниться этому решению, и тогда дело о возвращении приданого переходит на рассмотрение судебных установлений. Решения гахама по другим делам могут быть обжалованы перед губернским начальством, которое в затруднительных случаях вносит дело на рассмотрение министра внутренних дел. Газзаны той синагоги, которая находится в местопребывании гахама, образуют при нем совет под именем караимского духовного правления; мнение последнего для гахама не обязательно, но члены правления могут в трехдневный срок опротестовать решение гахама пред местным губернатором. Дела поступают на рассмотрение духовного правления по усмотрению гахама, но дела о возвращении приданого обязательно рассматриваются в правлении. Газзаны исполняют духовные требы, а старший ведет и метрические книги. Обязанность шамашей — обучение детей и управление хозяйственными делами синагоги. Евпаторийский гахам получает содержание от обществ своего округа по акту 25 сентября 1835 г.; на содержание караимского духовного правления в Троках определено 160 дес. из казенных земель (60 гахаму, двум газзанам по 40, шамашу — 20). Для подготовления газзанов и караимских вероучителей в Евпатории, в ведомстве министерства народного просвещения и под ближайшим наблюдением гахама, открыто в 1894 г. Александровское караимское духовное училище; оно состоит из пяти классов, из которых последние два имеют курс двухгодичный; первые четыре класса — общеобразовательные, пятый — специальный (догматическое богословие, этика, библейская экзегетика). Инспектор и преподаватели училища пользуются правами государственной службы, наравне с служащими в гимназиях.

Share this post


Link to post
Share on other sites
А генетически караимы семиты?

Алексеев В.П.

ОЧЕРК ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТЮРКСКИХ НАРОДОВ ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ

В СВЕТЕ ДАННЫХ КРАНИОЛОГИИ

// Археология и этнография Татарии. Вып. 1. Вопросы этногенеза тюркоязычных народов Среднего Поволжья. Казань, 1971, с. 232-255.

http://www.cidct.org.ua/ru/publications/Krim.kar/4.html

......................

ВЫВОДЫ

1. Караимы являются представителями собственно средиземноморского типа южной ветви европеоидной расы без какого-либо переднеазиатского или арменоидного влияния. Их антропологический тип сложился на основе антропологических особенностей хазарского населения (серия из большого кургана Саркела-Белой Вежи). Переселившись в Крым после падения Хазарского царства, предки караимов включили в свой состав местные этнические группы, населявшие средневековые крымские города...

2. В формировании антропологических особенностей всех тюркских народов Восточной Европы огромную роль сыграли исторические события, связанные, с проникновением кочевников в южнорусские степи на рубеже I и II тысячелетий н.э. Таким образом, окончательное сложение антропологического типа восточноевропейских тюркских народов — процесс поздний, и падает он на первые века нашего тысячелетия.

3. Из предыдущего тезиса вытекает, что из всех факторов расообразования решающая роль в данном случае принадлежит смешению. В полном соответствии с этим основной формой расообразования в рамках тюркских народов Восточной Европы была типологическая изменчивость.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Тут вся проблема в том, что путается религия и народность.

А тут попробуйте не перепутать. Караимы говорят в основном на тюркском языке, но они такие же тюрки как ашкеназские евреи германский народ, а сефордские евреи говорящие на ладино романский народ, общих генов наверное особо много с носителями этих языков других национальностей нет, язык похож на языки других соседних народов, похож да не идентичен, много заимсттвований из иврита.

Ну так что, назовем ашкеназских евреев германцами с славянской примесью, так как в идише есть немало заимствований из славянских языков, добавим к этому некоторую близость к тюркским народам которая присутствует по некоторым генетическим исследованиям и получим германский народ с славянской примесью тюркского происхождения иудейского вероисповедания. Сложно однако.

Не менее интересно в Югославии у сербов и мусульман боснийцев вроде один язык, генов общих наверное то же предостаточно, однако это не помешало двум этим народам резать друг друга вплоть до англосакского вмешательства. Так это один народ или два? Язык один, а народа два? А так бывает, не знаю, иногда может и бывает.

Только язык это хоть и важно, да это не все. Часто бывает что люди носители одного языка не могут найти общий язык и их идиологии далеки друг от друга происходит раскол в народе который через несколько сот лет может привести и к разнице в языках, а через тысячу другую лет и к некоторой генетической разнице, разные социальные слои, разная идиология, разная религия, тут еще конечно вопрос на сколько это все носителям этого народа важно. Если сохранение национального единства важнее то народ останется одним, если идиология важнее то произойдет раскол.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Язык один, а народа два? А так бывает, не знаю, иногда может и бывает.

немецкий - немцы, австрийцы, ельзасцы

французский - французы, валлоны

румынский - молдаване, румыны

сербохорватский - сербы, хорваты, черногорцы, боснийцы

карачаево-балкарский - карачаевцы, балкарцы

Главное самосознание!

Share this post


Link to post
Share on other sites
Караимы оказ-ся потомки найманов и половцев? Уж не от корпуса Субудая не остались ли в здешних краях? О хазарских предках умалчивают.

Кажется еще один осколок Их Монгол улс, к тому же интересное самоназвание – караи. Тут и до Гереев недалеко? Интересны их названия годов – Улу йыв – Год Дракона и Сылькы йыв – Год Лошади. Еще одни близкие родственники.

Это то что современный караимы говорят, а на самом деле, да кто ж их знает? А откуда такое серьезное отношение к еврейской библии? У степняков Средней Азии такого не было. Не, не тюркскоек это дело шабат соблюдать и еврейскими буквами писать. Да, вышел у караимов конфликт с раввинистическими евреями вот и вопят, вы нам ни кто и звать вас ни как, а мы родственники самому Чингисхану- вот. Да и письмо у них не еврейское однако и фамилии ну прямо тюркские.

Прямых генетических данных караимов у меня нет, я не думаю что у многих есть, так как караимов сегодня довольно трудно найти, сколько из них сделали себе генетические анализы? Я не уверен что есть с десяток анализов, но их происхождение от хазар да и вообще от тюркских народов мне кажется очень сомнительным. Предположение о том что многие хазары влились в ашкеназское еврейство несколько безоснавательны. в лучшем случае 15% ашкеназов имеют может быть тюркские корни, это по генетике, а куда делись остальные хазары? А остальным иудаизм был не столь важен, если не сказать вообще до фени, может только из уважения к кагану кто то из них перенял некоторые обычаи и исполнял их некоторое время. Иудаизм отрицает насильственное обращение в свою религию, наверное поэтому он и был выбран хазарской верхушкой, поэтому весь иудаизм хазар строился на уважении своей верховной власти, в момент когда этой власти не стало и иудаизма даже того поверхностного не стало. А у кого он сохранился? В основном у тех у кого он был и до хазар, и я так догадываюсь что и тогда основное еврейское население в Хазарии концентрировалось в городах, либо причерноморских, либо в Итиле, еврей кочевник на лошади несущийся по степи это круто и больше похоже на анекдот. У евреев до гиюра хазар было 700 лет забыть о своих ратных подвигах в окрестностях Иерусалима да и тогда главная проблема еврейских повстанцев был недостаток лошадей.

Вот вам и караимы жывущие в Крыму, в близи старых еврейских общин, да язык переняли тюркский, да вот пишут на нем еврейскими буквами, по крайней мере писали, сейчас кто знает в знак протеста может и на кирилицу перешли. И имена у них сплошь еврейские, фамилии чаще всего не тюркские. Так что я сильно сомневаюсь что тут есть о чем говорить и подозреваю что если сделать им генетические анализы то может они будут более чистыми семитами нежели ашкеназы, у которых очень заметно семитское влияние в крови, но европейские гаплогруппы в сумме будут больше.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Интересно, караимско-крымский язык ближе караимскому или крымскотатарскому?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Koestler was a secular Jew. In an interview published in the London Jewish Chronicle in 1950 he argued that Jews should either migrate to Israel or assimilate completely into their local cultures.[66][67][68]

In The Thirteenth Tribe (1976), he advanced the controversial thesis that Ashkenazi Jews are not descended from the Israelites of antiquity, but from the Khazars, a Turkic people in the Caucasus who converted to Judaism in the 8th century and were later forced westward into present-day Russia, Ukraine and Poland.

http://en.wikipedia.org/wiki/Arthur_Koestler#Judaism

http://en.wikipedia.org/wiki/The_Thirteenth_Tribe

Share this post


Link to post
Share on other sites

Повесть временных лет

В год 6494 (986г.). …пришли хазарские евреи и сказали: "Слышали мы, что приходили болгары и христиане, уча тебя каждый своей вере. Христиане же веруют в того, кого мы распяли, а мы веруем в единого Бога Авраамова, Исаакова и Иаковля". И спросил Владимир: "Что у вас за закон?". Они же ответили: "Обрезаться, не есть свинины и заячины, соблюдать субботу". Он же спросил: "А где земля ваша?". Они же сказали: "В Иерусалиме". А он спросил: "Точно ли она там?". И ответили: "Разгневался Бог на отцов наших и рассеял нас по различным странам за грехи наши, а землю нашу отдал христианам". Сказал на это Владимир: "Как же вы иных учите, а сами отвергнуты Богом и рассеяны? Если бы Бог любил вас и закон ваш, то не были бы вы рассеяны по чужим землям. Или и нам того же хотите?".

------------------------

Т.е. пришли «хазарские евреи» и сказали НЕТ у нас земли. В 986г Иерусалим принадлежал мусульманам и это чистая вставка летописца. Одно маленькое но: летописец в XI веке четко знал кто такие хазары и кто такие еврейские проповедники.

________________

Ибн-Фадлан «Записка» о путешествии на Волгу (Продолжение по Йакуту)(922г)

…И обычай (правило) царя хазар(тот), что у него двадцать пять жен, (причем) каждая жена из их числа это – дочь кого-либо из царей, соперничающих с ним, которую он берет (себе) волей или неволей. И у него девушек наложниц для его постели шестьдесят, и только такие, которые отличаются красотой. И каждая из свободных (жен) и наложниц (находится) в отдельном дворце…

-------------------------------------

Т.е. законные жены хазарского царя – дочери подвластных правителей(царей): булгар, алан, армян, славян…; мусульманки, христианки, язычницы…

Так как у евреев в Xв не было царства, то еврейка могла быть только наложницей со всеми вытекающими наследственными и имущественными правами потомства – никакими.

-------------------------------------

Для сравнения:

Третья книга царств

"возлюбил Соломон Господа, ходя по уставу Давида, отца своего" (3,3), однако впоследствии он полюбил "многих чужестранных женщин". Хотя династические браки между царскими домами как средство заключения мирного договора были повсеместно приняты на Ближнем Востоке, "умножать жен" царям запрещал закон (Втор. 17,17). Более того, существовал запрет на браки с представителями тех народов, земли которых завоевал Израиль (Исх. 34,16; Втор. 7,1-3; Нав. 23,12.13).

… не сумел до конца воспользоваться данной ему мудростью. Если Давид считал себя теократическим, богоизбранным вождем и, несмотря на свои падения, жил верой в Ягве, то Соломон превратился в типичного светского монарха, уверенного в своих наследственных правах. Подражая соседним царям, он стремился поднять свой престиж роскошью двора и огромным гаремом, что ложилось непосильным бременем на плечи народа.

...Библия отмечает религиозное отступничество Соломона. Торгуя с язычниками, заключая с ними союзы и беря в свой гарем иноплеменниц, Соломон вынужден был строить для них храмы. Рядом с Домом Божиим появились в Иерусалиме святилища финикийской Астарты, моавитского Кемоша, аммонитского Молоха. В угоду союзникам и торговым партнерам, а также женам-язычницам Соломон к концу своей жизни сам стал принимать участие в идолослужении.

-----------------------------------

Евреи считают царя Соломона вероотступником - язычником. С их точки зрения царь хазар тоже язычник.

Обратите внимание: Соломон для жен строил отдельные храмы, а жены жили вместе в одном серале. Царь хазар каждой жене построил свой юрт. Это пример типично тюркского варианта многоженства.

_____________________________________

АБУ СА'ИД ГАРДИЗИ УКРАШЕНИЕ ИЗВЕСТИЙ (1050-1053).

…По правую сторону от страны сериров находится область Хайзан 89, жители этой области придерживаются трех вер 90: по пятницам они идут к мусульманам в соборную мечеть, совершают пятничный намаз и возвращаются; по субботам они [молятся с евреями, по воскресеньям] 91 идут в церковь к христианам и совершают богослужение по их обряду. Если кто-нибудь спросит их, почему они так поступают, они отвечают: «Эти три общины несогласны между собой; каждая утверждает, что истина на ее стороне; мы соглашаемся со всеми тремя; может быть, мы таким образом найдем истину». В 10 фарсахах [от их города есть город] Хамрин 92, где находится дерево, не приносящее никаких плодов; каждую среду жители того города приходят, приносят всяких плодов, вешают их на то дерево, потом поклоняются ему и совершают там жертвоприношения.

(89 Так у Ибн Русте, <изд. де Гуе, 147>; в рукописи Гардизи - Джендан.

90 Ибн Русте <(изд. де Гуе, 147)> рассказывает то же самое об их царе.

92 Такое чтение предлагает де Гуе (Ибн Русте, 148), и правописание нашей рукописи довольно близко подходит к нему.)

____________________________________

Страна Хамзин (у Ибн Русте — Хай-зан) Джендан, т. е. Джидан (Гуннов), а у Ибн Хордадбеха и Ибн ал-Факиха она же называется царством Сувар по имени гуннов-савир.

Это был первый хазарский город, который встретился Джарраху и Масламе в их походах к северу от Дербента.

Сведения Ибн Русте относятся к IX веку.

1.С точки зрения христиан последователи такой религии – иудеи.

2.С точки зрения мусульман - ?

3.С точки зрения евреев – ?

4.Услугами какого судьи мог воспользоваться последователь такой религии в хазарской столице Итиле? - (это по-поводу легенды о выборе веры - народу предоставили право выбора)

5.Не известно сколько раз в день молились: 2, 3 или 5; на какой храм давалась десятина; какие исполнялись обряды; какие предпочитались праздники…

6.Нерабочие дни недели – пятница, суббота, воскресение, а у избранных - среда. Такое себе могли позволить свободные, богатые люди.

7.Среда – день жертвоприношений язычников-хазар. (см. Мовсес Каланкатуаци «ИСТОРИЯ СТРАНЫ АЛУАНК» КНИГА ВТОРАЯ (Институт древних рукописей им. Маштоца – Матенадаран, Ереван, 1984 г.) (VII в))

8.Религия накладывает отпечаток на название дней недели. Сравните названея дней недели чуваш(христиане), крымских татар(мусульмане), крымчаков (иудеи-талмуд), карайлар (крымские караимы)

Название дней недели у карайлар:

- йухбашкун (понедельник) – первый после святого дня

- ортакун (вторник) – буквально: средний день, а возможно: день для гаданий (перед ристалищем??)

- къанкун (ханкун) (среда) – кровавый день, ханский день (день жертвоприношений) – (день выбора правителя-хана)

- кичэйнэкун (четверг) - буквально: малый день трезвости

- айнэкун (пятница) - буквально: день трезвости

- шаббаткун (суббота) – день отдыха

- йухкун (воскресение) - буквально: святой день

9.Можно считать, что день недели – среда – есть маркер принадлежности народа к хазарской конфедерации.

10.Примите на веру: карайлар - это потомки хазарских царей и цариц. Я могу это сказать про карайлар. А можешь ли ты сказать это про свой народ? ;0)

Share this post


Link to post
Share on other sites

АБУ СА'ИД ГАРДИЗИ УКРАШЕНИЕ ИЗВЕСТИЙ (1050-1053).

По правую сторону от страны сериров находится область Хайзан 89, жители этой области придерживаются трех вер 90: по пятницам они идут к мусульманам в соборную мечеть, совершают пятничный намаз и возвращаются; по субботам они [молятся с евреями, по воскресеньям] 91 идут в церковь к христианам и совершают богослужение по их обряду. Если кто-нибудь спросит их, почему они так поступают, они отвечают: «Эти три общины несогласны между собой; каждая утверждает, что истина на ее стороне; мы соглашаемся со всеми тремя; может быть, мы таким образом найдем истину». В 10 фарсахах [от их города есть город] Хамрин 92, где находится дерево, не приносящее никаких плодов; каждую среду жители того города приходят, приносят всяких плодов, вешают их на то дерево, потом поклоняются ему и совершают там жертвоприношения.

(сбой)

Share this post


Link to post
Share on other sites

жители этой области придерживаются трех вер 90: по пятницам они идут к мусульманам в соборную мечеть, совершают пятничный намаз и возвращаются; по субботам они [молятся с евреями, по воскресеньям] 91 идут в церковь к христианам и совершают богослужение по их обряду. Если кто-нибудь спросит их, почему они так поступают, они отвечают: «Эти три общины несогласны между собой; каждая утверждает, что истина на ее стороне; мы соглашаемся со всеми тремя; может быть, мы таким образом найдем истину».

Может, им просто три выходных дня хотелось иметь? ;)

Share this post


Link to post
Share on other sites

=>Может, им просто три выходных дня хотелось иметь?<=

Напомню ~1000 лет назад процветало рабство. Ислам запрещает превращать в рабов мусумальн, иудеям запрещено превращать в рабов иудеев, христанам - христан. Следовательно, такая форма религии - вынужденная мера: ни одна падла не имеет право поработить по религиозным причинам.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now
Sign in to follow this  

×
×
  • Create New...