Jump to content



Guest sanj

Улус Джучи (Золотая орда)

Recommended Posts

  • Модераторы

Я не знаю.

1. Что такое "основной компонент"?

2. Почему его составили тюрки?

3. Что таое "орда"?

Link to post
Share on other sites
"Страх должен бежать далеко впереди армии" - эту стратегическую доктрину еще Чингис-хан в Ясу записал. А Тамерлан сей документ досконально изучил. Дополнил и углубил.

Золотая Орда во главе с зазнавшимся Тохтамышем Тимуру была как шило в заднице. Вот он от нее и избавился. В 91 году Тамерлан разделался с основной промышленно-сырьевой базой - Волжской Булгарией. Прямых указаний я не встречал, но крупнейшие булгарские города того времени зачахли, столица перешла из Булгара в Казань. В 95-ом были помножены "на нуль" кочевья причерноморья, Северного Кавказа, столичные города Сарай-Бату и Сарай-Берке, Елец опять-же, были упразднены торговые пути по северу Каспия. :(

После этих ударов Золотая Орда уже не оправилась.

Тимур был человеком своего времени и он делал так как было выгодно его государству, однако если вспомнить то Тохтамыш неоднократно получал помощь от Тимура, и по-моему он помого ему стать ханом Золотой Орды. А по поводу Баязида Ильдерим, после войны султанами страны стали его сыновья. Ведь так? Как все это объяснить? Врагов оставил султанами?

Link to post
Share on other sites

Мое мнение Тимур воевал с наиболее сильнейшими соседями, что бы те в его отсутствие не сделали того что он сделал с ними. Было бы странно идти в Европу скажем не задев Золотую орду или сельджуков. да и что он там потерял, европейцы сами рвались на ближний восток и в Индию. Среднеазиатский Наполеон ))) или Наполеон европейский Тимур :D тот вобщем тоже с европейцами воевал, к династии никакой непринадлежал, оба выдающиеся полководцы. вобщем много наверное параллелей можно провести.

Link to post
Share on other sites

Брокгауз Ефрон

Золотая орда — Чингисхан перед смертью разделил свою обширную империю между своими сыновьями, причем на долю старшего сына, Джучи, отведены были самые отдаленные от Монголии земли. У монголов отцовский юрт наследовал младший сын, поэтому коренные монг. земли достались Тулую. Джучиев улус обнимал огромное пространство, еще не совсем завоеванное: Кипчацкую степь от верховьев Сыр-дарьи, Хорезм (Хива), часть Кавказа, Крым и Россию. Джучи умер раньше этого раздела, что несколько отсрочило вторичное нашествие монголов на Россию; удел же достался многочисленному потомству Джучиеву, во главе которого стал Батый. На курултае (сейме) в Монголии в 1229 г. решено было послать 30-тысячную армию для завоевания стран к северу от Каспийского и Черного морей; но она почему-то не была отправлена, и только на курултае 1235 г. осуществилось это намерение. Начальство над армией было поручено Батыю, к которому приставлен ноян Субугедай, участвовавший в первом нашествии монголов на Россию. К 1240 г. Россия была покорена, а также Кавказ до Дербента; тогда Батый направился в Польшу, оттуда в Силезию, в Моравию, затем в Венгрию; всюду нанося поражения, а один его отряд проник в Трансильванию и опустошил эту страну. Повернул назад Батый только потому, что получил известие о смерти хана Угедэя. Смерть монг. хана всегда останавливала военные действия монголов, где бы они ни были, так как князья должны были спешить на курултай, для избрания нового хана. Позже Батый не делал попыток воевать на запад, а занялся устройством своей орды. По первоначальному плану Батыю предполагалось дать 30000 войска; нет основания думать, что это число было потом изменено в ту или другую сторону. В это же войско входили и 4000 монголов с семьями, данных Чингисханом в каждый улус, в виде рассадника монг. элемента, главную же часть войска Батыя составляли татары — около 25000 душ, с семьями. Таким образом, господство у нас Чингизидов можно назвать игом монгольским, так как династия была монгольского происхождения, но можно назвать и татарским игом, потому что подавляющую массу завоевателей составляли татары; можно назвать и игом монголо-татарским.

Батый со своею ордою поселился в волжских степях, т. е. стал господствовать над Россией издали, в подробности управления не вмешиваясь, а довольствуясь данью. Так обыкновенно поступали кочевники, порабощая оседлых. Это давало побежденным возможность, с течением времени, свергнуть иго победителей. Страна на первое время удерживалась в повиновении при помощи татарских разъездов, которые встречались европейским путешественникам, проезжавшим в Монголию через Россию. Батый выстроил на Волге столицу Сарай, при помощи мусульманских архитекторов. Брат Батыя, Орда-Ичен, получил в удел Киргизскую степь и имел свою резиденцию в г. Саганаке. Этот удел в наших летописях называется Синей ордою, а у мусульманских писателей — Белой. Орда-Ичен от себя дал младшему брату Шейбани, за храбрость, обнаруженную во время похода на Русь, особый удел: от верховьев Яика (Урала) до низовьев Сыр-дарьи. Впоследствии Синяя орда подалась на север и дала начало сибирским ханам, из которых происходил известный Кучум. Большая орда на Волге получила название З. орды. Таким образом, явились 3 линии Джучидов. Для сбора дани посылались особые чиновники, называвшиеся баскаками, а когда требовался чрезвычайный сбор, наезжали специальные послы. Впоследствии русские князья добились права собирать дань и лично или через своих послов представлять ее ханам. От сбора освобождалось духовенство, на что выдавались ярлыки, называвшиеся тарханными (льготными). В числе влиятельных лиц в орде были темники (военачальники; тьма = 10000); они нередко играли там первую роль и возводили и низводили ханов по своему произволу. Батый умер в 1255 г.; ему наследовал сын Сартак, но умер он на пути из Монголии в свою орду. Монгольский хан Монкэ назначил преемником Сартака его сына Улагчи, а так как он был молод, то учреждено регентство, возложенное на старшую жену Батыя, Боракчину. Улагчи умер через несколько месяцев, и тогда ханское достоинство досталось Берге (Беркай). Хан этот принял ислам, но не принуждал подданных следовать его примеру; при нем в Сарае, в 1261 г., открыта была русская епархия. До тех пор татары были шаманистами и отличались полным религиозным индифферентизмом. К принятию татарами ислама почва была давно подготовлена. В болгарском царстве на Волге исповедовался ислам; половцы, слившиеся с татарами, тоже в значительной степени были мусульмане; чиновники в канцеляриях, набиравшиеся из Хорезма, все принадлежали к мусульманам. При Беркае произведена на Руси перепись для более строгого обложения покоренных данью. По смерти Беркая влиятельным лицом в орде явился темник Ногай, внук Джучия, владевший степями в южн. России; по его имени подданные его стали называться ногаями. Ногай поддерживал то того, то другого претендента на ханский престол. В орде началась смута, что в наших летописях передавалось словом "замятня". Порядок водворился при хане Узбеке (1313-1342), царствование которого было самое блестящее. Он был женат на дочери византийского имп. Андроника младшего, вступил в родственный союз с египетским султаном, а сестру свою Кончаку выдал за Юрия Даниловича, дозволив ей принять христианство. Одна площадь в Каире получила название от этого хана — Узбекийэ. Время его ханствования отличалось строгой расправой. Четыре князя тверские сложили свои головы в орде. Русские князья, отправляясь в орду, писали духовные завещания и отеческие наставления детям, на случай своей там погибели. После Узбека вступил на ханство сын его Джанибек, которого наши летописи называют "добрым". Жена хана, Тайдула, исцеленная от слепоты митроп. Алексеем, была постоянной заступницей за русских. Джанибек был удавлен своим сыном Бердибеком, в 1357 г.; при этом пали и другие родственники хана. Сам Бердибек царствовал только 2 года, а затем в орде начались смуты, ханы быстро сменяли один другого, так что наши летописцы не успевали схватывать имена их, и некоторые из ханов известны нам только по монетам. Виновником этих смут был всесильный темник Мамай, слава которого померкла на Куликовом поле, в 1380 г. Разбитый Дмитрием Донским, Мамай бежал в Кафу и был там убит, а власть в орде перешла к Тохтамышу, который, при поддержке Тамерлана, соединил под своей властью орды Синюю и Золотая орда В 1382 г. он разгромил Россию. В последовавшей затем борьбе с Тамерланом Тохтамыш был побежден, после чего Тамерлан разорил Астрахань, сжег Сарай, двинулся в Рязанскую землю, но от Москвы повернул назад, не причинив ей никакого вреда. Россия вошла в состав империи Тамерлана, который сам назначал ханов в орду; но ханы эти не имели своей партии в Сарае и не могли там долго держаться, тем более, что Тохтамыш и его сыновья начали производить смуту в орде. В это время там усилился темник Едигей, который убил Тохтамыша, в 1407 г. Орда постепенно клонилась к упадку. Подданство русских князей обращалось в номинальное и выражалось подарками, время от времени посылавшимися ханам. Поднять упавшее значение орды задумал хан Ахмед, сын Кичи-Ахмеда, называемый в наших летописях Ахматом. Впервые он упоминается у нас под 1460 г., когда он подступил к Переяславлю-Рязанскому, но должен был отступить с позором. Это не помешало ему заявлять самые дерзкие требования относительно дани. В 1480 г. Ахмед, заключив союз с польским королем Казимиром, двинул свою орду в Россию, думая напомнить ей времена Батыя. Но польский король не мог помочь хану, так как союзник Москвы, перекопский хан Менгли-Гирей, вторгся в Литовскую Подолию; Ахмеду пришлось действовать одному. Русское войско и татарская рать расположились друг против друга на противоположных берегах р. Угры, не решаясь на переправу. Когда река начала замерзать, Иоанн III решился отступить. В свою очередь и татарское войско стало отступать, так как Ахмед получил известие, что нa беззащитный Сарай сделали нападение звенигородский воевода Василий Ноздреватый и крымский царевич Нур-Девлет. Ахмед бежал к Азову и там был убит сибирским ханом Ибаком (Ибрагим). Золотая орда орда пала. Сыновья Ахмеда удержались в Астрахани, образовав Астраханское царство, но они влачили уже жалкое существование. Это царство было завоевано Иоанном Грозным в 1554 г. Еще до падения Золотая орда орды образовалось Казанское царство, существовавшее до 1552 г. Гораздо дольше продержался другой отпрыск Золотая орда орды — ханство Крымское, где во времена Тохтамыша утвердилась династия Гиреев (см.). Это ханство пало в 1783 г.

Н. Веселовский.

Link to post
Share on other sites
Россия вошла в состав империи Тамерлана

это что за "Россия" еще тогда? только мне так кажется, что некоторые российские источники, которые типа как образец интеллектуального уровня несут такую псевдо-научную чушь в массы?

Link to post
Share on other sites

Не имеется ли у кого либо ссылки на факсимильное издание в Сети трёх книг по ординским ярлыкам.

Воспроизведена книга Березина, 1850 года.И ещё две.

Заранее благодарю.

Link to post
Share on other sites
Не имеется ли у кого либо ссылки на факсимильное издание в Сети трёх книг по ординским ярлыкам.

Воспроизведена книга Березина, 1850 года.И ещё две.

Заранее благодарю.

Вот это, по-видимому: http://books.google.com/books/pdf/Khansk__...gZYs4kHlsipV1NQ

Link to post
Share on other sites

Charles Halperin 'Russia and the Golden Horde' (стр.92, 2-й абзац сверху):

Языком московской бюрократии был некий мета-тюркский язык - сверхбуквальная калька тюрко-татарских формул и форм - который часто просто лингвистически бессмыслен без рекурсии к татарскому оригиналу. По-видимому, московские бюрократические бумаги следовали м-льскому формату. Весь этот бюрократический язык стилизован, конечно, и нет никаких вопросов в том что он был неуклюж и неясен - этот московский бюрократический жаргон. Хотя свидетельства синтаксических, морфологических и лексических особенностей выводимых из татарской модели остаются более предположительными нежели уже установленными, тем не менее эта связь заслуживает того, чтобы ее продолжать исследовать в будущем. Так как канцелярский язык Золотой Орды был Тюркским, написанным уйгурской письменностью, то было бы плодотворным исследовать распространенность уйгурской письменности среди русских писцов. Может еще оказаться, что и другие особенности московской бюрократии тоже имеют м-льское происхождение.

Link to post
Share on other sites
А у других славян тоже свои названия для монет - гроши, злотые, ефимки.

Так что "деньге" от "тенге" и "алтын" тоже татарское слово, алты - шесть (Алтын - 6 денег).

в чешском языке слово дань значит налог, в переводе с польского денежки означает тоже что и в русском. Дань от слова даный, поданый, то есть то что дают. Монголия сама платит дань России в виде гос.долга, но почему-то не считается что она под русским игом, хотя признаков этого в разы выше, чем когда-то наоборот. Например советские войска постоянно находились в Монголии, а ордынские гарнизоны были на Руси только во время войны. Остатки белогвардейцев под командованием Унгерна фон Штернберга оккупировали Монголию в 1922 году и установили в ней диктатуру.

Слово гамак пришло во все языки света из речи карибских индейцев, но это не значит ,что они были самые культурные. Слово алкоголь вошло во все языки света из арабского- языка, коим написан Коран, но это не значит что мусульмане фанаты алкоголя.

Дань Орде платила Речь Посполитая, но почему-то не считается что в Польше было татаро-монголо-казачье иго. Англия и США платили дань Турции чтоб откупиться от набегов её пиратов. Но почему-то не принято считать что над Англией было тюркское иго.

Link to post
Share on other sites
Guest Yerlaan

Это было ни так давно, если давность времени приложить к развитию цивилизации в её духовном аспекте. В конце лета 1162 года н.э. родился человек, изменивший социально-политический и экономический уклад ≈4/5 части Евразийского континента. Умер он в 1227 году н.э. Почти вся жизнь его сопровождалась военными событиями. Последние дни своей жизни настигли его в походе на Тангут. Раньше говорили про таких людей: «Родился в седле и умер в седле». Много всякого и разного можно говорить и писать о нём в зависимости от того, с какой позиции подходить. Но есть очень хорошая поговорка – победителей не судят. Поэтому я постараюсь не судить его так, как это повелось позже в странах, лоббировавших свои и чужие имперские амбиции.

Если посмотреть на монету, то можно заметить, что у неё две стороны. И так в принципе у любой исторической личности (не обязательно исторической) есть разные стороны. Это объективно и неотъемлемо от человека в такой степени, в какой существует симметрия, соединяющая его из двух половин: правой и левой. Односторонний взгляд и оценка чего-либо - это субъективный и строго говоря, не научный подход. Ангелы и черти в духовной литературе, как две противоположности, только лишь символизируют светлые и тёмные проявления единого божественного начала в человеческой душе. В реальной жизни присутствует всё. Если бы первопредка человечества Адама окружали только ангелы, то, возможно, нас бы с вами не было как представителей одного из видов животного мира. Согласитесь, что мы должны быть немного благодарны тому черту, который искушением заставил совершить первородный грех и тем самым заложить один из главных наших инстинктов - инстинкт размножения. Никогда не надо подходить к истории и к историческим персонажам с позиции нравственнных и гуманитарных норм современного времени.

Если цивилизованными дипломатическими средствами не решались возникшие проблемы между странами они решались (и до сих пор решаются) военными средствами. А на войне важна победа. Войны не ведутся беспрерывно. Когда-то наступает мир. Покой. Расцвет культуры, внешнеторговые и дипломатические связи. Когда создаются империи, всегда (почти буквально) течёт кровь. Рождение младенца тоже сопровождается кровоотделением. На войне цель оправдывают методы и средства. А такие понятия как жестокость, коварность и тому подобные обычно на войне не всплывают. По определению война сама по себе жестокое и антигуманное социальное проявление человеческого общества. В прочитанной мною доступной литературе в период своего отрочества Чингисхан всегда изображается как жестокий и дикий предводитель таких же жестоких и диких кочевников. Художественная литература в режимных государствах является одним из инструментов политики и пропаганды. Меня больше поймут некоторые читающие это творчество, если я предположу, что, возможно, когда-нибудь кто-то будет писать о жестокостях наших дедов во времена второй мировой войны 20 столетия н.э. по отношению к фашисткой коалиции, и у кого-нибудь из потомков победителей вдруг возникнет чувство ответственности и тому подобное. Вы понимаете меня? Был в истории ещё один полководец, которого можно поставить в один ряд с Чингисханом, это – Александр Великий (Македонский). Если одного репутация такая “светлая”, то почему другого “тёмная”? Может быть, оттого, что один шёл с Запада, а другой с Востока? В математике это можно объяснить разнозначностью направлений векторов. Если, по некоторрым научным данным, в наше время на планете живут несколько миллионов прямых потомков Великого хана, то значит их предок были очень ответственным человеком. Ещё раз повторюсь, победителей не судят. Если и происходит суд, то обычно над побеждёнными. Возможно, кто-то возразит, что нельзя сравнивать агрессора и защищающегося. Однако все войны, которые вёл этот «дикий» кочевник велись в рамках законов и дипломатических норм того времени, что, наверное, будет открытием для некоторых «цивилизованных» современных исследователей, и чаще всего агрессором зачинщиком был не он, а наоборот – заносчивые, чванливые и очень алчные правители тех стран, которые он покорил.

Если народ вёл кочевой образ жизни, это не значит, что он был диким и недоразвитым. Свободным - да. Гармоничным с природой. Экологически чистым и ментально немного похожим на тех представителей братьев меньших, которые ещё остались в своих естественных местах обитания или природных заповедниках. Сравните обитателей зоопарка и их родичей в естественных условиях. Кого бы вы предпочли увидеть гепарда в саванне или гепарда в клетке? Охота, туризм, постоянная перемена места проживания и сейчас являются не всем доступной привилегией. Чтобы сопоставить образ жизни тех кочевников в современное время надо представить себе народ, постоянно, два раза в год, перемещающегося на вертолётах на расстояния до одной тысячи километров с севера на юг и обратно. При этом, перемещая всё своё хозяйство, а также ядерный пульт дистанционного управления стратегическими ракетами и навигационными космическими спутниками. Разве можно назвать такое общество людей диким? Я думаю можно, если только это вырвется из уст спящей женщины в её эротических снах и фантазиях. Некоторые писатели далеко не во сне и надо сказать через очень большой промежуток времени мерзопакостно стонут и разбрызгивают возмущённую слюну в “своих” произведениях в адрес этого великого полководца. В современное время есть даже оттенок удивления и явного неуважения к нему и ко всему этносу в целом. Черня и принижая кого-то, возможно, есть желание возвыситься и обелиться, и может быть заработать. Это их путь, и можно спокойно игнорировать их творчество. Ядерный потенциал, относящийся к категории “сдерживания”, двух больших держав в 20 столетии СССР и США тоже вёл (ведёт) “кочевой образ” базирование и дислокации на подводных лодках. Белить и хвалить его также не стоит. Это традиционно плохое дело, близкое к сглазу. Достаточно объективного отображения хода исторических событий. Есть поговорка: “Не стоит покрывать золотом серебро, лестью не добьёшься искупления”. Моё решение написать художественное произведение про хана великих монголов XIII века, продиктовано не только моей этнической принадлежностью к нему, оно больше продиктовано исторической объективностью и сглаживанию негативного отношения к истории кочевых (в прошлом) народов.

В современный период исторического развития интерес к исторической личности Великого хана подогревается некоторыми “исследователями” тем, что ведутся поиски захоронения хана. Осквернение могилы Великого эмира Тамерлана 21-22 июня 1941 года, наверное, не послужило уроком, хотя местное духовенство (как независимый институт от бога) предупреждало о возможных последствиях этого акта вандализма. Хотелось бы верить, что это было лишь хронологическим совпадением, так же как и то, что перелом в Великой Отечественной (Сталинградская битва) наступил сразу после возвращения мощей эмира в гробницу. Осквернение могилы Великого хана, возможно, не станут началом большой войны, но это станет большим плевком для всех тех, кто считает, что никто не имеет права осквернять места своего личного захоронения, и особенно места захоронения известных исторических личностей. Это общественные места. И память предков жива и будет жить, пока существует человеческая “цивилизация”. Не кто не согласился бы на то, что бы после его смерти, кто-либо стал беспокоить его прах. Так же думал и Великий хан. Кроме той эстафетной службы похорон, которая осталась жива и здорова, он оставил службу слежения за заповедными местами. Человек, который по жизни был очень скромным в быту, и после смерти остался таким же. Расходы на поиски тайного золота (кроме нравственных и моральных издержек) никогда в материальном плане не покроют издержек после находки.

Да, возможно можно продолжать называть общество кочевников «нецивилизованным», и ставить в пример «цивилизованные» осёдлые общества. Но объективные исторические факты свидетельствуют о другом. Думаю, что для многих один мегастроительный факт будет открытием. Начало Великой китайской стене положил один из сыновей Великого хана Угедей, который наследовал империю после смерти отца. Этот факт можно найти из Сокровенного сказания, хотя в начальном варианте стена представляла собой насыпной вал для ограничения перемещений диких животных во время загонной охоты на них. Окончательный с кладкой и транспортабельный вид эта стена приобрела уже при династии Мин, как впрочем, и само переписанное Сокровенное сказание, как последний из сохранившихся неполных первоисточников, оригинал представлял собой большую книгу из выделанных особым способом кож молодых бычков, в то время этот материал был долговечней и прочней бумаги. Императорский дворец в Китае, или запретный город, был заложен внуком Великого хана Хубилай ханом. При нём была зафиксирована самая большая в истории человечества в территориальном отношении империя. Однако следует добавить, что в географическом отношении самая большая была Великая Британская империя. Мемориальный комплекс в Индии Тадж-Махал был построен Джахан-шахом и явился примером для возведения королевских дворцов в Европе.

В современное время создать такую империю (в территориальном отношении) не имеет смысла и фактически не возможно. Борьба современных «империй» идёт за идеологическое влияние, электорат и коммерческий частный интерес для и от каждого жителя планеты.

По своему внешнему виду Великий хан не принадлежал к типично азиатскому фенотипу. Глаза его были синие, раскосые, волосы рыжие, кожа светлая, загорелая. Рост высокий, широкий в плечах. Повседневная одежда простая как у всех, только позолоченный ремень и сапоги из белой замши.

Для многих писателей может быть он и является чужым по национальности и расе, но он стал чужим для многих, кто обязан ему своим положением, а порой, и происхождением. А если бы не было его… Европа не так быстро получила бы порох, бумагу, компас, мороженое, макароны, колокола, скрипку, сапоги, валенки, самогон, кирпичи, бритву, чернила, чай, сахар, пряности, шахматы, лыжи … и так далее. Не было бы Российской империи. Китай не был бы единой Поднебесной империей. Индия не была единой. В современной истории XX века (н.э.), по-видимому, не было бы блока стран социалистического лагеря. Для того времени организация империи была ноу-хау. Появилась постоянная почтовая служба с развитой сетью курьеров и пунктов обеспечения и жизнедеятельности гонцов. Появились водные колодцы и места отдыха и ночлега на трансконтинентальных караванных маршрутах. Появились законы и государственная служба, которая на протяжении определённого времени обеспечили нерушимость и стабильность и мир почти во всём Старом Свете. Некоторые страны постимперии достигли такого расцвета, что европейские королевские дворы, мечтая попасть на мировые рынки и проложить туда дорогу морским путём, способствовали открытию новых земель и Нового Света. Первые европейские мореплаватели, достигшие земель Поднебесной империи в 17 веке, были охарактеризованы местными жителями как “обезьяны”, в свою очередь как мореплаватели Поднебесной начала 15 века минского императора Жу Ди были восприняты в Индийском океане как “инопланетяне”, так как корабли размеров той китайской флотилии возникли в Европе только в 19 веке. Военно-государственная организация империи послужила примером для подражания для последующих мировых империй. Флаги, штандарты, геральдика, символика, боевой сигнальный инструментарий, правительственный церемониал, многие дипломатические нормы и отношения и т.д. стали общепринятыми и понятными во всём старом Свете. Во время инаугурации императора, в первый день вывешивался белый флаг как символ западной части империи, во второй день красный, как символ восточной части империи, в третий день вывешивался синий флаг, как символ центральной единодержавной императорской власти. Теперь в современное время если вы посмотрите на государственные флаги России и Америки, то вы обратите внимание на треколор в цвете флагов.

Отец Чингисхана, Есугей-батыр по возвращении домой от сватов коныратов, попал на той к татарам, которые приняли его как гостя, но после опознания его одним татарином, как кровного врага, тайно отравили во время потчевания. Это отравление в своё время потом вылилось в беспощадное гонение татар. Из татар впоследствии были созданы два тумена и выставлены в авангард непобедимой конницы монголов. Две сестры из знатного татарского рода были одними из любимых жён великого хана. Татар и Могол (Монгол) в родословье тюрков в древние времена были родными братьями близнецами. Их общий отец Алаш или Аланши станет именем, объединяющим идею создания Алаш-Орды как независимого автономного округа в начале XX века на территории Казахстана.

Мать Великого хана была в своё время отбита у меркитов. Она стала матерью пятерых детей: четырёх мальчиков и дочери. После того как скончался Есугей-батыр, глава рода кыйат, от его стойбища откочевала большая часть людей со своим хозяйством во главе с тайшыитами, которые ранее были подвластны кыйатам. Фактически улус, собранный отцом Чингисхана, развалился. Аул Есугей-батыра, перешедший старшей жене, или вернее жалкие его остатки, так и остался посреди степи, покинутый людьми, которые обеспечивали жизнедеятельность и безопасность в те лихие времена. Случилось так, что мать с детьми попали в незавидное положение, терпели нужду, порой голод. В это время закалился характер будущего великого хана. Лук, чеснок, всевозможные ягоды и корни трав служили пищей. Возможно благодаря значительному присутствию растительности в пище отразилось на анатомическом росте будущего хана. Рыба, пойманная в реке, также служила источником пищи. Охота на разнообразных грызунов в степи пополняла скудный запас пищи. В борьбе за выживание и за охотничьи трофеи братья часто ссорились, и однажды в пылу досады и конфликта был убит один из кровных братьев Бектур, который был рождён от тайшыитки. Бектур был убит после того, как забрал охотничий трофей. Чем продиктовано такое поведение Бектура? Голодом? Или общей политикой тайшиитов? И то и другое, я думаю, соответствует истине. Узнав о жестоком братоубийстве в стане байбище, тайшыиты устроили облаву на Темырши. Юноша вынужден был две недели без пищи и крова скрываться в лесу, а затем почти целый день пролежать в холодной речной воде с колодкой на шее. Удивляясь стойкости и не по годам мужеству отрока, один из тайшыитов помог Темырши скрыться и бежать от преследования.

Вся жизнь его была преследование: сначала его преследовали, потом он кого-то преследовал. Эта формула жизни не оставила его и после смерти. До сих пор многие уже с позиции односторонней критики стараются преследовать его, как историческую личность…

Почему империя была названа Монгольской, а не Тюркской? Тюрк в генеалогическом древе находится выше и, следовательно, под этим именем объединил бы больше людей и племён. В то время шла непримиримая вражда между потомками Могола и Татара. Для большинства родов и племен, кочевых в прошлом народов Евразии и осёдлых народов Индостана Могол также являлся общим предком. Время жизни Могола 4 тысячелетие до н.э. В шестом колене по восходящей линии от Могола стоит Тюрк, в двенадцатом колене пророк Ной (Нух). В пятом колене по низходящей линии от Могола и Татара между их потомками при Ельхане возникла непримиримая война. Поражение потерпели потомки Могола и Ельхан. Сыновья Ельхана Киян и Негыз (Нукуз) вынуждены были бежать и скрываться в друднопроходимой горной местности почти полтысячелетия. Прародительницей рода Дарлекин и Нурын монголов является ханша госпожа Алан. Будучи вдовой она испытала на себе непорочное зачатие от небесного света и родила несколько детей. Род Нурын ведёт начало от этих детей. После Кабыл-хана его потомки получили название Кыйат. А потомки отца Великого хана получили название борджигины (бØріотшықтен), так как они отличались светлыми глазами. В современные века большую неразбериху в понимании истории внесло то, что появились разные языковые группы тюркская и монгольская. В лепту этого непонимания добавился ещё и расовый термин – монголоид, который я оставлю без комментариев, потому что в современное время этот термин принял внешний расовый оттенок схожий с термином “косоглазый”. Монгольский язык в его современном понимании возник после покорения маньчжурами центральной части бывшей Великой Монгольской империи и Китая и установления новой минской династии. Если бы манжуры покорили территории Золотой орды, то золотоординцы бы то же сейчас были носителями современного монгольского языка. Есть ещё один значительный фактор, кроме языкового, разделивший единый, когда-то тотемный народ - это религия. Во времена Чингисхана все племена были носителями тенгрианской религии. Корни этой религии уходят в индуизм и буддизм. Ярлык языческой или шаманской религии тенгрианство (таныр) получило позже. Этимология слова таныр означает небо в его космическом масштабе и в его бесконечном временном интервале. Визуально это понятие больше отражается при восходе солнца, когда звёздное ночное небо сменяется дневным. После раздела империи на отдельные улусы с течением времени западная часть кочевников попала под влияние ислама, а восточная под влияние буддизма. Буддизм как религия не была чужда для монголов с момента его зарождения, т.к. генеалогия самого Чингисхана восходит к царям древней Индии и Тибета к самому Сидхархтхи Гаутаме – Будде. На территории современного Казахстана можно встретить остатки буддисткой культуры в наскальных изображениях. Надо отметить, что на флаге Кок-Орды был изображён тотемный символ или тамга (танба) королевского рода Будды. То, что Чингисхан и его предки принадлежали к золотому роду Будды, я думаю, сыграло не маловажную роль в удержании и примиримости населения огромной по территории империи с 1206 по 1368 года в пределах почти всей Азии.

Прошедшая история целых народов порой хранится в соседних странах. Так древние греки узнали о своей древней истории, побывав в Египте. Трудно сохранить историю, не имея традиций устного народного творчества, передававшегося из поколения в поколение. Постоянные войны и постоянная смена власти не способствует объективному отражению истории и хронологии. Восстановление же её часто сопровождается домыслами, фантазией и идеологией каждого отдельно взятого автора. (Это произведение также не отличается табличной истиной.) История на любом временном отрезке чаще отражает политическую действительность своего времени. Например, спартанцы или македонцы не были греками в эпоху своего могущества. Сейчас же все они рассматриваются как этносы единого греческого народа. Многие знаменитые учённые и философы, известные сейчас как древнегреческие, жили в странах ближнего Востока, малой Азии, Африки, Европы, Египта и островах Средиземного моря. И подобных примеров в истории очень много.

Победа “русских” над “татаро-монголами” в Куликовской битве 14 века? При этом почти ещё столетие русские княжества входили в состав Золотой Орды и независимость русских княжеств, как, впрочем, и остальных удельных ханств, была получена после распада Орды в 15 веке. Участие татаро-монголов было как с одной, так и с другой стороны. Поражение в этой битве потерпел удельный хан Мамай вместе с генуэзцами, который был противником хану Золотой Орды Токтамысу. Воевать против “татаро-монголов” в то время, это всё равно, что воевать против самих себя, ассимилировавшихся с аборигенными народами, и делать харакири. Сейчас это попахивает не только межнациональной, но и расовой враждой. Возможно, кого-то это устраивает, и так задумано специально исходя из многовекового опыта вавилонской истории. Было бы правильнее – Победа войск во главе удельного московского князя Дмитрия Донского над удельным крымским ханом Мамаем в союзе с генуэзцами в Куликовской битве.

Что бы понять, где в вышесказанном заложена “ирония”, я приведу другую фразу – Победа поляков над фашистко-коммунистической коалицией во 2 мировой войне 20 века? Здесь, дословно - победа была, вклад поляков был, фашизм пал, а коммунизм перестал быть идеологическим абсолютизмом только через полвека, вот только со всей коалицией полякам в одиночку пришлось бы воевать до того момента, когда погасло бы Солнце. Вроде всё соответствует истине, если всё воспринимать в таком сжатом по времени, скомканном и пережёванном виде с добавлением некоторого пропагандизма. Однако, 20 век - это современная история и в настоящем времени живут ещё не мало людей, свидетелей и активных участников современной истории. И это фраза в современное время очень далека от истины. Однако такая фраза, возможно, будет иметь место в предполагаемом фантастическом будущем на одной из планет Польской колонии в созвездии имени “Станислава Лемма”, если не будут категорично возражать политики из соседнего созвездия “Коммунистический Китай”, особенно тогда, когда поляки будут настаивать на празднование “Краха коммунизма” во всей галактике.

А освещать свою историю периода 13-16 веков одним словосочетанием “татаро-монгольское иго” и в только негативном аспекте, это всё равно, что осветить современную историю одним словосочетанием “славяно-русское иго” в том же негативном аспекте, ничего не прибавляя, не упомянув о научно-технической и промышленной революции, космических полётах, кибернетике, генетике, нанотехнологии и т.д.

Правители до-монгольской Руси сами когда-то завоевали славянские племена и ассимилировались с ними. Самоназвание пришлых завоевателей было Варяги (Отсюда произошло русское слово “враги”). Во времена распада Монгольской империи в период “смуты” Золотой Ордой правил Орыс-хан (Урус-хан). Если у тебя несколько жен, и они принадлежат к разным этносам (китаянка, персиянка, славянка, шведка и т.д.) то и дети от них тоже будут разными, а их внуки, не имея общей родовой генеалогии, вообще будут смотреть друг на друга как на чужих. Родословная большинства известных и знаменитых русских дворянских фамилий уходит корнями к ордынцам (монголам). Согласно исследованию Н.А.Баскакова к ордынцам относятся следующие русские дворянские фамилии: Ермоловы, Куракины, Голицыны, Бабичевы, Булгаковы, Басмановы, Дашковы, Сабуровы, Мансуровы, Тарбеевы, Годуновы, Глинские, Колокольцевы, Талызины, Ушаковы, Черкасские, Юшковы, Суворовы, Нахимовы, Апраксины, Алябьевы, Голенищевы, Кутузовы, Бибиковы, Поливановы, Кочубеи, Козаковы, Копыловы, Аксаковы, Мусины-Пушкины (Из этой дворянской фамилии вышел гениальный русский поэт А.С. Пушкин.), Огарковы, Барановы, Карауловы, Огаревы, Ахматовы, Бакаевы, Гоголь, Бердяевы, Тургеневы, Карамзины, Алмазовы, Аракчеевы, Арсеньевы, Урусовы, Тухачевские, Кожевниковы, Быковы, Иевлевы, Кобяковы, Шубины, Танеевы, Шуклины, Тимирязевы, Чаадаевы, Таракановы, Третьяковы, Мамонтовы, Морозовы, Ждановы, Репины, Суриковы, Врубель, Гиреи, Бахметьевы, Мустафины, Чанышевы, Максудовы, Батурины, Бекетовы, Бильбасовы, Бичурины, Боборыкины, Бунины, Бурцевы, Бутурлины, Бухарины, Вельяминовы, Горчаковы, Державины, Епанчины, Кочубей, Кропоткины, Курбатовы, Милюковы, Мичурины, Рахманиновы, Салтыковы, Татищевы, Шаховской, Шереметьевы, Шишковы, Юсуповы, Чириковы … (и далее около 300 фамилий). Чириковы вышли из очень знатного рода, от Берке-хана сына Джочи-хана и внука Чингисхана. Династия русских царей Романовых ведёт своё происхождение от младшей ветви русских бояр. Легче перечислить тех русских дворян кто вышел не из ордынцев. Но в какой-то исторический момент этого родства стали стесняться и чураться, а то и просто отрицать, уничтожать и преследовать свою генеалогию и верных сынов Адамова семя. Возможно, этот момент связан с усилением дипломатических связей с Западом, с Европой. Как в своё время правящая элита перешла на русский язык, так она чуть было не перешла в своё время на французский язык. Но «идеолого-марионеточная» эйфория незаметно прошла. Хотя надо сказать, что «расовая» эйфория не исчезла даже после разгрома гитлеровского фашизм, возможна, она заложена у некоторых сынов Евы на генном уровне.

К противотатарской идеологии направлены и раскручены русские “былины о трёх богатырях”. Если подходить к ним объективно, то время действия этих богатырей совпадает с оккупацией Киевской Руси варягами-норманнами. Слова “быль”, “богатырь”, “Киев”, “Илья”, “Муром” тюркского корня, оставшиеся ещё от империи Великих Ханов (Гуннов). Этнотип этих богатырей тюркский. В Киево-Печерской лавре сохранились останки Ильи Муромца. Антропология и крипто наука не пропаганда, от неё не отмахнёшься и не подправишь в нужное кому-то русло. Герб России это эмблема одного из гуннских ханств, только орёл был с одной головой. Почему идеология приняла такую марионеточную поляризованность? Очень много слов в русском языке осталось от нормандского владычества. К примеру, такие слова как: “славян”, “грабить”, “нормальный” и т.д. этимологические корни которых с нормандского соответствовали таким современным русским словам как: “раб” (slave), “хватать” (grab), “северный” (north) и т.д.

Как близко по созвучности два слова “идеология” и “идиотология”, когда чуть приоткроешь этимологию слова “норма”, корни которой лежат лишь в территориальном, внешнем аспекте и никакого отношения к душевному внутреннему миру человека не имеет. Попытка залезть в духовный мир восточного человека, имея лишь категории и инструменты материального западного мира, это попытки динозавра понять что такое “священная книга” или “Интернет”. Понять же, что хотели сказать ученые гуру в мантрах и книгах на санскрите, не возможно не зная языка оригинала, не вникаясь в культуру и традиции, не думая их категориями. Многим гораздо интереснее узнать, как они строили свои храмы, в условиях горной местности и отсутствия современных технологий в эпоху предшествующую от строительства египетских пирамид. Многие проникнутся гордостью за свой этнос, когда узнают, что Аттила (Етиль) хан Западной империи Великих Ханов (Великих Гуннов), был похоронен в центре на дне большой континентальной реки. Как и где удалось отвести русло самой реки и захоронить вождя гуннов Аттилу является исторической загадкой? К исторической загадке можно отнести синхронность и коммуникационную связь армии монголов при покорении так называемого сейчас Южного Китая. Как обеспечивалась связь центра с армией совершившей 4 летний марш-бросок в условиях самых высоких на земле гор и зашедшей неприятелю в тыл и одновременно произведшей атаку с севера и юга при отсутствии современных средств связи?

Когда человек узнаёт что-то новое, почти всегда происходит ломка представлений. И новые понятия с возрастом усваиваются очень трудно. Пример этому может быть следующий. Если задать вопрос - Сколько дней в году? Большинство ответят 365. Однако более точный ответ 365 и одна четверть (но это тоже не самый точный ответ). Через каждые 4 года настаёт год високосный в котором 366 дней. Количество людей, которые вообще никак не ответят на этот вопрос и которые ответят правильно приблизительно одинаковое. За новые воззрения на устройство мироздания такие учённые как Галилео, Бруно, Коперник преследовались, их “священная инквизиция” нарекла еретиками, богохульниками и антихристами. Согласитесь, вы перестаёте верить своим глазам (а заодно и себе), когда вы каждый день видите восход и заход солнца над горизонтом и оказывается, что не солнце вертится, а наоборот земля вертится вокруг солнца. И когда в какой-нибудь священной книге написано обратное, и если ещё с этим связан какой-нибудь религиозный ритуал легче сжечь астронома, чем переписать (дописать) священную книгу. Не хотелось бы повторить трагическую судьбу астрономов средневековья, но добавлю от себя, что не “инквизиция” и не астрономы не были правы до конца. Или, точнее, они все были правы с различной долью действительности (или выражаясь языком физики с различной степенью достоверности). Если взять только два астрономических объекта Солнце и Землю, то они будут оба вращаться вокруг общего центра масс. Иисус Христос так же поплатился жизнью за “идеи” отличавшиеся от канонов идеологии и веры того времени локализованной в той географической местности. Моисей несколько раз подвергался покушению на свою жизнь со стороны своих “спутников” в долгой и сложной дороге поиска “земли обетованной”.

История – это гуманитарная наука. И в отличие от элементарной математики (как точной науки) подвержена некоторому изменению направления взгляда (искривлению вектора), а то и вообще пересмотру (“закруглению”, “замыканию” в её экстремисткой подаче). Но есть исторические моменты, которые не подвержены временным и пространственным изменениям. (Как 2+2=4) И такие исторические факты желательно воспринимать и подавать объективно. Этого же автор желает и самому себе (и другим) и пытается быть везде объективным (Возможно это не на 100% получается). Иначе, просто, можно срубить сук (исторический), на котором сидишь.

Очень модно сейчас среди некоторых современных казахов причислять себя к защитникам исторического Отрара, а себя считать жертвами “отрарской катастрофы”. Эта крепость после героического сопротивления монгольским войскам была полностью разрушена и жители полностью перебиты. А подробности взятия этой крепости в летописях сохранились по причине уважения монголами героизма вообще и героизма врагов в частности. Получается, что “современные защитники” павшей крепости – это своего рода “воскресшие мертвецы” из пародий на голливудские триллеры. И эта идеология имеет не частный характер, а массовый импорт, стоящий в одном ряду с марксизмом. Отрарская крепость находилась в восточной части персидского государства Хорезм. Глава крепости, позарившись на товар, привезенный купцами из Монголии, на следующий день по приезду каравана приказал умертвить без суда и следствия, обвинив в недоброжелательности гостей, несколько сот торговцев и конфисковать товар. Этот импульсивный варварский поступок сыграл позже роковую роль для всего мусульманского мира. Не знаю, модно ли сейчас итальянцам считать себя жертвами спартанцев, когда те разрушили греческие Афины, по причине того, что англичанам больше нравится Парфенон в отличие от Стоун-Эйджа? Думаю, нет, потому что невежественных и запудренных в идеологическом отношении среди них, наверное, нет.

Редакция книги Ильяса Есенберлина “Кочевники” вышедшая при жизни автора немного отличается от новой редакции этой книги. В частности в новую редакцию внесён один сюжет, когда один молодой человек (указывается его родовая принадлежность) несёт в руках сердце своей матери своей избраннице, при этом мать беседует с сыном и продолжает заботиться о нём. Многие ногайские сказки вошли в сокровищницу русских народных сказок. Вносить же в “историческое” произведение такие “дополнения” некорректно. Разжигается межродовая (междуклановая) неприязнь. Кроме того, компрометируется “индивидуальное” творчество заслуженного писателя Ильяса Есенберлина.

Сейчас, когда прошло восемь веков со времён описываемых событий, много поменялось в мировой политике и мировой истории. Любая империя как живой организм переживает все стадии развития. Автор ещё хорошо помнит великую (хотя бы в военном отношении) империю СССР. Сейчас она называется СНГ. Как она будет называться потом не важно. Важно, чтобы ни у кого из потомков не было стыдно за предков. То, что потомки живи и живут, они обязаны им, что бы там не писали и не говорили разные “хитро-мудрые” идеологи. Понимаете, не было ни средств, ни возможностей выучить какой-нибудь иностранный язык, получить высшее образование и одеваться по последней парижской моде, когда надо было просто выживать, работать и воевать и отстоять родное Отечество.

yerlaan@gmail.com

Link to post
Share on other sites

Могу привести хронологию и географию периода "замятни" (от Бирдибека до Тохтамыша), которая получается по монетам. Сразу отмечу - данные используются только проверенные - то, что видел своими глазами, и то, что опубликовано с хорошими иллюстрациями. Даты буду писать по Хиджре - так, как они написаны на монетах. Указываю также монетные дворы, на которых выпускались монеты того или иного правителя (не обязательно, что каждый двор работал в течение всего срока правления)

Бирдибек: 757-760 - Новый Сарай, Гюлистан, Азак, Хорезм, в 757 также на несколький дворах в Закавказье

Кульпа: 760, 761 - Новый Сарай, Гюлистан, Азак, Хорезм

Наврузбек: 761 - Новый Сарай, Гюлистан, Азак, Хорезм

Хызр: 761, 762 - Новый Сарай, Гюлистан, Азак, Хорезм

Тимур-Ходжа: 762 - Новый Сарай

Орду-Малик: 762 - Новый Сарай, Азак

С этого момента в разных регионах одновременно правят разные ханы.

Кильдибек: 762, 763 - Новый Сарай, Азак, Мохши

Абдаллах (ставленник Мамая): 764 - Новый Сарай (о монетах Мамаевой Орды напишу отдельно)

Хайр-Пулад: 764 - Новый Сарай

Мюрид: 763-765 - Гюлистан, Сарайчук

Пулад-Ходжа: 766 - Новый Гюлистан (возможно, это тот же Гюлистан или поселение в его округе)

Азиз-Шейх: 766-768 - Новый Сарай, Гюлистан

Тимур-Пулад (не Чингизид): 768 - Гюлистан

Улджай Тимур: 768-769 - Новый Сарай, Гюлистан

Кроме того, в 766 и 767 годах в регионе Маджара выпускались монеты оригинального оформления с именем Джанибека. Неясно, был ли это некий Джанибек II или это анонимный выпуск от имени покойного Джанибека. В Мохши выпускались монеты Тагай-бека без даты, по русским летописям он захватил этот регион в середине 60-х.

Тулунбек-ханым (по-видимому, жена или вдова какого-то Джучида, сама не была потомком Чингисхана): 773 - Новый Сарай

Алп-Ходжа: 775 - Сарайчук

Черкесбек (не Чингизид): 776 - Хаджи-Тархан

Каганбек: 777 - Новый Сарай

Арабшах: 779, 782 - Новый Сарай

Мухаммад Туляк (ставленник Мамая): 782 - Хаджи Тархан

В Мамаевой Орде происходило следующее:

Абдаллах: 764-770 - Азак, Урду, Янгишехр (в Молдавии), а также в 764 в Новом Сарае (см. выше)

Мухаммад: 770-778 - Урду, а также в Маджаре в 774 году

В 782 году выпускались монеты с именем Мухаммада Туляка в Хаджи Тархане (см. выше) и с именем Туляка без обозначения двора. Пока неясно, был ли это тот же Мухаммад или отдельная персона - третий ставленник Мамая.

В Хорезме, начиная с 765 года по 780 год, выпускаются монеты без упоминания ханов улуса Джучи. В 781 году - монеты от имени Тимура и Суюргатмыша

В Ак-Орде, на монетном дворе Сыгнак:

768, 769 - Мубарек-Ходжа

770, 772-776 - Урус (существует монета 779 года с именем Уруса и двором Сарай, но неясно пока, выпущена ли она в Поволжье, или это двор с тем же названием в самой Ак-Орде)

781 - Тохтамыш

В 782 году в Новом Сарае, Хаджи Тархане, Сарайчуке, Азаке, Крыму и Хорезме начинают выпускаться монеты от имени Тохтамыша.

Link to post
Share on other sites
  • Модераторы
Могу привести хронологию и географию периода "замятни" (от Бирдибека до Тохтамыша), которая получается по монетам. Сразу отмечу - данные используются только проверенные - то, что видел своими глазами, и то, что опубликовано с хорошими иллюстрациями. Даты буду писать по Хиджре - так, как они написаны на монетах. Указываю также монетные дворы, на которых выпускались монеты того или иного правителя (не обязательно, что каждый двор работал в течение всего срока правления)

Бирдибек: 757-760 - Новый Сарай, Гюлистан, Азак, Хорезм

Кульпа: 760, 761 - Новый Сарай, Гюлистан, Азак, Хорезм

Наврузбек: 761 - Новый Сарай, Гюлистан, Азак, Хорезм

Хызр: 761, 762 - Новый Сарай, Гюлистан, Азак, Хорезм

Тимур-Ходжа: 762 - Новый Сарай

Орду-Малик: 762 - Новый Сарай, Азак

С этого момента в разных регионах одновременно правят разные ханы.

Кильдибек: 762, 763 - Новый Сарай, Азак, Мохши

Абдаллах (ставленник Мамая): 764 - Новый Сарай (о монетах Мамаевой Орды напишу отдельно)

Хайр-Пулад: 764 - Новый Сарай

Мюрид: 763-765 - Гюлистан, Сарайчук

Пулад-Ходжа: 766 - Новый Гюлистан (возможно, это тот же Гюлистан или поселение в его округе)

Азиз-Шейх: 766-768 - Новый Сарай, Гюлистан

Тимур-Пулад (не Чингизид): 768 - Гюлистан

Улджай Тимур: 768-769 - Новый Сарай, Гюлистан

Кроме того, в 766 и 767 годах в регионе Маджара выпускались монеты оригинального оформления с именем Джанибека. Неясно, был ли это некий Джанибек II или это анонимный выпуск от имени покойного Джанибека. В Мохши выпускались монеты Тагай-бека без даты, по русским летописям он захватил этот регион в середине 60-х.

Тулунбек-ханым (по-видимому, жена или вдова какого-то Джучида, сама не была потомком Чингисхана): 773 - Новый Сарай

Алп-Ходжа: 775 - Сарайчук

Черкесбек (не Чингизид): 776 - Хаджи-Тархан

Каганбек: 777 - Новый Сарай

Арабшах: 779, 782 - Новый Сарай

Мухаммад Туляк (ставленник Мамая): 782 - Хаджи Тархан

В Мамаевой Орде происходило следующее:

Абдаллах: 764-770 - Азак, Урду, Янгишехр (в Молдавии), а также в 764 в Новом Сарае (см. выше)

Мухаммад: 770-778 - Урду, а также в Маджаре в 774 году

В 782 году выпускались монеты с именем Мухаммада Туляка в Хаджи Тархане (см. выше) и с именем Туляка без обозначения двора. Пока неясно, был ли это тот же Мухаммад или отдельная персона - третий ставленник Мамая.

В Хорезме, начиная с 765 года по 780 год, выпускаются монеты без упоминания ханов улуса Джучи. В 781 году - монеты от имени Тимура и Суюргатмыша

В Ак-Орде, на монетном дворе Сыгнак:

769 - Мубарек-Ходжа

770, 772-776 - Урус (существует монета 779 года с именем Уруса и двором Сарай, но неясно пока, выпущена ли она в Поволжье, или это двор с тем же названием в самой Ак-Орде)

781 - Тохтамыш

В 782 году в Новом Сарае, Хаджи Тархане, Сарайчуке, Азаке, Крыму и Хорезме начинают выпускаться монеты от имени Тохтамыша.

Рад что тут появился нумизмат.

Ц меня вопрос: Мубарек-ходжа это трактовка же Гаева об отождествлении Мурад-ходжи и Мубарак-ходжи. Или тут появились новые аргументы в пользу этой гипотезы.

Где-то читал, что у Хызыра монеты есть и в год смерти Бердибека (точно не помню источник). Согласно Чингиз-наме тот правил два раза, непосредственно после Бердибека и потом второй раз. Когда первые датированные монеты Хызыра були выпущены.

Link to post
Share on other sites
Мубарек-ходжа это трактовка же Гаева об отождествлении Мурад-ходжи и Мубарак-ходжи. Или тут появились новые аргументы в пользу этой гипотезы.

Аргумент простой - монеты Сыгнака с именем Мубарак-Ходжи и однозначно читаемыми датами 768 и 769:

http://www.zeno.ru/showgallery.php?cat=1695.

Так что не знаю насчет Мурад-Ходжи, но Мубарак-то точно в это время правил.

Кстати, про 768 год я забыл написать в первом посте - сейчас дополню.

На второй вопрос отвечу позже и подробно.

Link to post
Share on other sites
  • Модераторы
Аргумент простой - монеты Сыгнака с именем Мубарак-Ходжи и однозначно читаемыми датами 768 и 769:

http://www.zeno.ru/showgallery.php?cat=1695.

Так что не знаю насчет Мурад-Ходжи, но Мубарак-то точно в это время правил.

Кстати, про 768 год я забыл написать в первом посте - сейчас дополню.

На второй вопрос отвечу позже и подробно.

Спасибо. Жду ответа на второй вопрос.

Link to post
Share on other sites
Литовские правители в конце концов приняли не православие, а католичество, по очень простой причине - только так они могли остановить всеобщие европейские, Папой Римским провозглашаемые, крестовые походы на Литву, которые продолжались 200 лет почти каждый год

Примерно с середины 13 века, уже практически все силы католической Европы повернули в сторону языческой Литвы.

Вы попутали Литву с гуситской Чехией, альбигойским югом Франции. Немало рыцарей добровольцами уходили на подмогу христианам в захваченые магометанами Испанию и Балканы. Также как русские дружины отбивали у африканских пиратов острова в Средиземном море в 11 веке.

Link to post
Share on other sites

Там же вам предупреждение дали за нарушения.

Чего я буду читать нарушителя общественного порядка :blink:

Link to post
Share on other sites
Также как русские дружины отбивали у африканских пиратов острова в Средиземном море в 11 веке.

То, что они по дороге в Миклагард проплывали через Киев и там выпивали с родственниками, врядь ли делает их русскими. Вообще говоря, это были разношерстые банды отморозков со всей сев. и вост. Европы, которые нанимались у византийцев убивать за деньги. Кого угодно, лишь бы платили. А словосочетание "арабские пираты" Вы, очевидно, услышали по византийскому телевидению.

Link to post
Share on other sites
Guest Арсен
Мухаммад Туляк (ставленник Мамая): 782 - Хаджи Тархан

В Мамаевой Орде происходило следующее:

Абдаллах: 764-770 - Азак, Урду, Янгишехр (в Молдавии), а также в 764 в Новом Сарае (см. выше)

Мухаммад: 770-778 - Урду, а также в Маджаре в 774 году

В 782 году выпускались монеты с именем Мухаммада Туляка в Хаджи Тархане (см. выше) и с именем Туляка без обозначения двора. Пока неясно, был ли это тот же Мухаммад или отдельная персона - третий ставленник Мамая.

В Хорезме, начиная с 765 года по 780 год, выпускаются монеты без упоминания ханов улуса Джучи. В 781 году - монеты от имени Тимура и Суюргатмыша

В Ак-Орде, на монетном дворе Сыгнак:

768, 769 - Мубарек-Ходжа

770, 772-776 - Урус (существует монета 779 года с именем Уруса и двором Сарай, но неясно пока, выпущена ли она в Поволжье, или это двор с тем же названием в самой Ак-Орде)

781 - Тохтамыш

В 782 году в Новом Сарае, Хаджи Тархане, Сарайчуке, Азаке, Крыму и Хорезме начинают выпускаться монеты от имени Тохтамыша.

1. Хотя разница заключается лишь в количестве точек (одна или две), читают обычно это имя как Булак (по Григорьеву Бюлек) - несмотря на то, что в русских летописях он действительно фигурирует как Туляк, однако там могла иметь место обычная ошибка при чтении точек при передаче с тюркского языка на русский, как нередко получалось в средневековых восточных рукописях).
Абдаллах: 764-770 - Азак, Урду, Янгишехр (в Молдавии), а также в 764 в Новом Сарае (см. выше)
2. Существует несколько версий локализации Янгишехра, но ту которая локализует его в Молдавии не помню - можно было бы дать ссылку? :)
Мухаммад Туляк (ставленник Мамая): 782 - Хаджи Тархан

Мухаммад: 770-778 - Урду, а также в Маджаре в 774 году

В 782 году выпускались монеты с именем Мухаммада Туляка в Хаджи Тархане (см. выше) и с именем Туляка без обозначения двора. Пока неясно, был ли это тот же Мухаммад или отдельная персона - третий ставленник Мамая.

3. Собственно Булак это тюркское имя хана, Мухаммад это его исламское имя. Например Узбека звали также Гияс-эд-Дин Мухаммедом, Джанибека Джелял-эд-Дин Махмудом, Бирдибека Мухаммедом, Тохтамыша Махмудом. Неясно собственно почему в литературе их называют только тюркским именем, в то время как Булака именуют Мухаммед-Булак, так как будто имя двойное! На самом деле имена Мухаммед и Махмуд - наиболее популярные мусульманские имена золотоордынских ханов. Такие имена носил каждый второй хан. Даже Хызр имя которого вполне арабское оказывается носил ещё и исламское имя Махмуд, а Хызр выходит было его тюркским именем!!!!!! :blink:
Пулад-Ходжа: 766 - Новый Гюлистан (возможно, это тот же Гюлистан или поселение в его округе)
4. Собственно Гюлистан был один и располагался на так называемом Царевском городище, где долгое время локализовали несуществующий Новый Сарай. На самом деле слово джадид (новый) было типичным эпитетом золотоордынских городов, так же как махруса (богохранимый).

Что касается Черкес-бека, то насколько я помню Хвандамир в своём произведении называет его сыном Джанибека - на какие источники он опирался-увы не знаю. :(

Link to post
Share on other sites
Где-то читал, что у Хызыра монеты есть и в год смерти Бердибека (точно не помню источник). Согласно Чингиз-наме тот правил два раза, непосредственно после Бердибека и потом второй раз. Когда первые датированные монеты Хызыра були выпущены.

Это так, но не так просто. На самом деле, помимо того, что я написал в первом посте, существуют следующие выпуски:

Бирдибек, Гюлистан - 761 и 762

Навруз, Азак - 760

Хызр, Азак - 760, Гюлистан - 763

Причём, в Новом Сарае и в Хорезме ничего подобного не было. Получается, Навруз и Хызр уже в 760 году правили в Азаке, а Бирдибек и Хызр чеканили в Гюлистане посмертно. Либо это анахронизм - такие примеры есть не только в джучидской нумизматике. По-видимому, в 761 г. в Азаке использовались старые штемпеля с датой 760 для оборотной стороны, а в Гюлистане - старые штемпеля лицевой стороны с именем Бирдибека (в 761 и 762) и Хызра (в 763). Не исключено, что это чекан вне монетного двора с использованием государственных или поддельных штемпелей.

В общем, это как раз тот случай, когда данные нумизматики не дают исчерпывающей информации по хронологии правления, и необходимо привлекать письменные источники. При всём уважении к Утемиш-хаджи, он допускает ошибки в хронологии - скажем, после Берке у него правит Туда-Менгу, а затем Менгу-Тимур, причем описание правления последнего явно соответствует истории Тула-Буги. В этом вопросе, как мне кажется, русские летописи дают более корректную информацию, так как в них события в Орде сопоставлены по датировке с событиями на Руси, и хронология достаточно точна. Жаль, что в 70- годы князья в Сарай не ездили :huh: Есть статья Гончарова, в которой правления Кульпы, Навруза и Хызра датируются на основании Рогожского летописца и летописи Авраамки:

http://www.hordecoins.folgat.net/rpubl_Goncharov_1.htm

В статье Ак-Ордой называется западный улус - это обычный историографический косяк, не обращайте внимание.

Link to post
Share on other sites
1. Хотя разница заключается лишь в количестве точек (одна или две), читают обычно это имя как Булак (по Григорьеву Бюлек) - несмотря на то, что в русских летописях он действительно фигурирует как Туляк, однако там могла иметь место обычная ошибка при чтении точек при передаче с тюркского языка на русский, как нередко получалось в средневековых восточных рукописях).

У русских летописей есть одно выгодное отличие от многих арабских хроник, а также от всех нумизматических и исторических сочинений - их авторы имена ханов не только читали, но и слышали, а на слух диакритические точки не влияют ;) Чтение "Булак" было предложено нумизматом Френом ещё в 1830-х году, если не ошибаюсь, и никак особенно не аргументировано - это просто его версия прочтения имени на монете. Григорьев внес в это вопрос путаницу - он отдельно рассматривает имена Булак и Тюляк (он считает его оскорбительным прозвищем от русских), что вообще ни из чего не следует.

2. Существует несколько версий локализации Янгишехра, но ту которая локализует его в Молдавии не помню - можно было бы дать ссылку? :)

Янина С.А. "Новый Город - монетный двор Золотой Орды и его местоположение" // Труды ГИМ, 1977 г., вып. №49.

Эта версия лучше всего аргументирована, так как есть данные о находках монет - в Молдавии и монет Янги-Шехра много, и разнообразие типов наибольшее. Из альтернативных версий я помню следующие:

- Янгикент в низовье Сырдарьи (Френ, 1830-е годы) - просто догадка, явно не проходит, туда Мамай и носа не казал...

- Кучугуры в Запорожской области (Егоров) - комплекс находок с Кучугурского городища не опубликован (коллекция лежит без движения в Запорожском музее), так что тут трудно обсуждать предметно. Но по моим сведениям на Юге Украины находок заметно меньше, чем в Молдавии. На Кучугурах, скорее, была сама Орда мамаевских ханов, есть такая версия.

- Провато, гавань между Судаком и Феодосией (Григорьев А.П.) - не аргументировано находками, доводы у автора, по-моему, чисто умозрительные. Эту версию я недавно комментировал в рассылке RU-ISLAMIC, вот моё сообщение:

http://mail.charm.ru/Lists/ru-islamic/Message/11065.html

- Янги-Шехр = Новый Сарай (Сидоренко). Аргумент такой - в 764 году в Новом Сарае выпускаются монеты от имени мамаевского хана Абдаллаха и до 767 года ничего не чеканилось; автор предполагает, что там с 765 по 770 выпускались монеты Янгишехра. Но с 767 по 769 в Новом Сарае сидели Азиз-шейх и Улджай-Тимур, кроме того, в Поволжье монеты Янгишехра находят ещё реже, чем на Украине, так что эта версия на совести Сидоренко.

3. Собственно Булак это тюркское имя хана, Мухаммад это его исламское имя. Например Узбека звали также Гияс-эд-Дин Мухаммедом, Джанибека Джелял-эд-Дин Махмудом, Бирдибека Мухаммедом, Тохтамыша Махмудом. Неясно собственно почему в литературе их называют только тюркским именем, в то время как Булака именуют Мухаммед-Булак, так как будто имя двойное! На самом деле имена Мухаммед и Махмуд - наиболее популярные мусульманские имена золотоордынских ханов. Такие имена носил каждый второй хан. Даже Хызр имя которого вполне арабское оказывается носил ещё и исламское имя Махмуд, а Хызр выходит было его тюркским именем!!!!!! :blink:

Про мусульманские и тюркские имена, а также лакабы я согласен, но тут ситуация сложнее. С 771 по 778 на монетах стоит имя "Гийас ад-Дунйа ва-д-Дин Мухаммад", а в 782 либо "Гийас ад-Дин Мухаммад Туляк" (в Хаджи Тархане), либо просто "Туляк" (на монетах без обозначения двора, с Символом Веры на обороте). Это бы ещё ладно, но в русских летописях сначал упоминается Мамант-солтан, а ближе к 1380 году - Теляк. Так что я бы пока не торопился с выводами, нет тут полной ясности. Вот ссылки на монеты:

Мухаммад, 771-778

Хаджи-Тархан, 782

782, с Символом Веры

4. Собственно Гюлистан был один и располагался на так называемом Царевском городище, где долгое время локализовали несуществующий Новый Сарай. На самом деле слово джадид (новый) было типичным эпитетом золотоордынских городов, так же как махруса (богохранимый).

Здесь тоже не надо торопится с выводами. То, что Гюлистан был на Царевском, а Новый Сарай - на Селитренном - это наверняка так. С этим сейчас спорит, насколько я знаю, только Игорь Волков. Но есть другой момент - на Селитренном находят очень мало Сарайских монет 13 века, которые, конечно, редки по сравнению с 14 веком, но в других местах встречаются, всё-таки, чаще. Слои 13 века на Селитренном также не обнаружены. То есть, либо слои 13 века ещё не открыты, либо Сарай в 13 - начале 14 века был всё-таки не на Селитренном. Так что и с эпитетом "аль-Джадида" не так уж однозначно всё.

Что касается Черкес-бека, то насколько я помню Хвандамир в своём произведении называет его сыном Джанибека - на какие источники он опирался-увы не знаю. :(

Я не читал Хвандемира - посмотрю обязательно. Черкеса тот же Григорьев отождествляет с Салчеем из русских летописей, который в 70-е сидел в "Хозьторкане", где в 776 году и выпускалась медь с именем Черкес-Бека. Я думаю, имеет право на существование. А про Салчея у Кадыр Али-бека Джелаира есть упоминание, что он сын кыйатского бека (возможно, Мамая или его родственника) и дочери Бирдибека.

Кстати, если у кого-то есть в электронном варианте "Дафтар-и Чингиз намэ" Кадыр Али-бека Джалаира и "Родословие тюрок" Абу-ль-Гази - буду крайне признателен, если поделитесь. Абу-ль-Гази, если не ошибаюсь, переиздавали в 1996 году, пока не нашел в продаже, к сожалению.

Link to post
Share on other sites
  • Модераторы
Аргумент простой - монеты Сыгнака с именем Мубарак-Ходжи и однозначно читаемыми датами 768 и 769:

http://www.zeno.ru/showgallery.php?cat=1695.

Так что не знаю насчет Мурад-Ходжи, но Мубарак-то точно в это время правил.

Кстати, про 768 год я забыл написать в первом посте - сейчас дополню.

На второй вопрос отвечу позже и подробно.

Вообще с бородатых времен считалось (основываясь на Натанзи), что Мубарак жил во времена Узбека(монеты 1427-1429 годов, по хиджре не помню, наверное 728-729). пересмотр датировки началя у Гаева, он предположил, что среднюю цифру надо по другому считать и таким образом отождествил Мурад-ходжу племянника Кара-Ногая и Мубарака.

Хотел знать почему раньше считалось(с точки зрения нумизмата), что Мубарак правил в 1427-1429. Это была подгонка Нумизматики под Натанзи или нет. И с какой доелй уверенности можно прочитать дату как 768, 769 (сколько процентов уверенности), если раньше среднюю цифру считали как 2 (728,729)

Link to post
Share on other sites
  • Модераторы
Это так, но не так просто. На самом деле, помимо того, что я написал в первом посте, существуют следующие выпуски:

Бирдибек, Гюлистан - 761 и 762

Навруз, Азак - 760

Хызр, Азак - 760, Гюлистан - 763

Причём, в Новом Сарае и в Хорезме ничего подобного не было. Получается, Навруз и Хызр уже в 760 году правили в Азаке, а Бирдибек и Хызр чеканили в Гюлистане посмертно. Либо это анахронизм - такие примеры есть не только в джучидской нумизматике. По-видимому, в 761 г. в Азаке использовались старые штемпеля с датой 760 для оборотной стороны, а в Гюлистане - старые штемпеля лицевой стороны с именем Бирдибека (в 761 и 762) и Хызра (в 763). Не исключено, что это чекан вне монетного двора с использованием государственных или поддельных штемпелей.

В общем, это как раз тот случай, когда данные нумизматики не дают исчерпывающей информации по хронологии правления, и необходимо привлекать письменные источники. При всём уважении к Утемиш-хаджи, он допускает ошибки в хронологии - скажем, после Берке у него правит Туда-Менгу, а затем Менгу-Тимур, причем описание правления последнего явно соответствует истории Тула-Буги. В этом вопросе, как мне кажется, русские летописи дают более корректную информацию, так как в них события в Орде сопоставлены по датировке с событиями на Руси, и хронология достаточно точна. Жаль, что в 70- годы князья в Сарай не ездили :huh: Есть статья Гончарова, в которой правления Кульпы, Навруза и Хызра датируются на основании Рогожского летописца и летописи Авраамки:

http://www.hordecoins.folgat.net/rpubl_Goncharov_1.htm

В статье Ак-Ордой называется западный улус - это обычный историографический косяк, не обращайте внимание.

Читал Гончарова еще до этого.

Противоречий много, как говорил один человек: история - это оптимизация противоречивых фактов. Если по русским летописям был такой порядок после Бердибека: Кульпа, Навруз и Хызр, то по Шами м др. было так: Кельдибек, Науруз, Хызр, по чингиз-наме Хызыр, Кельдибек, Базарчи, Хызыр.

Также мне очень интересно, почему ни в одном восточном источнике не назван хан Кулпа, и Шами и Натанзи и Чингиз-наме (там после Хызыра) преемником Бердибека называют Кельдибека. У нас в Казахстане в новом выпуске СМИЗО составители прямо указывают, правда без аргументации о тождестве этих двух персон. Я считаю, что такое вполне могло быть, хотя теже 50% что и не могло этого быть.

Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now




×
×
  • Create New...