Jump to content



Guest sanj

Улус Джучи (Золотая орда)

Recommended Posts

Золотая Орда и зарождение казачестваГордеев Андрей Андреевич

ЗОЛОТАЯ ОРДА — УЛУС МОНГОЛЬСКОЙ ИМПЕРИИ

ЗОЛОТАЯ ОРДА — УЛУС МОНГОЛЬСКОЙ ИМПЕРИИ

Золотая Орда была частью или Улусом Империи монгол, занимавшей 5/6 территории Евразии. Основание этой Империи было положено племенами, кочевавшими к северу от границ Китая и известными по китайским источникам под названием монголо–татар. Монголо–татарские племена составляли часть населения, кочевавшего на степных пространствах равнинной полосы, начинавшейся у Охотского моря, тянувшейся через всю Азию, продолжением которой были Черноморские степи восточной Европы, и оканчивавшиеся у р. Днестра. Эта обширная степная полоса представляла прекрасные пастбища для скота, и по ней с незапамятных времен передвигались орды кочевников–скотоводов со стадами скота.

По сведениям китайских хроникеров, в течение столетий границы Китая подвергались нападениям монголо–татар, живших, главным образом, по течению р. Орхон. Быт кочевников — это прошлое всего человечества, пережиток прошлого, когда человек находился на ступени первобытного состояния, тесно связанного с природой. Средствами существования кочевников были скотоводство, охота, рыбная ловля и естественные богатства природы. Кочевники не могли производить сложные хозяйственные изделия, не занимались земледелием, а добывали недостающие предметы у оседлых народов, или путем обмена на продукты скотоводства или путем грабежа. Производство скотоводов ограничивалось обработкой шерстяных и кожаных изделий.

В половине XII ст. монголо–татары были объединены под властью вождя Есугай–Богатура. После его смерти подвластные ему орды распались и превратились в отдельные племена, потеряв свою воинственность. Семья Богатура была оставлена даже ближайшими родственными племенами. Старшим сыном в семье остался тринадцатилетний Тимучин, который должен был заботиться о существовании вдовы матери и семейства. Кроме того, он должен был принимать меры против своих родственников, видевших в нем будущего претендента на власть среди монгольских племен. Он подвергался со стороны их угрозам, и был даже захвачен одним из более ярых его противников в плен. Тимучин чудом спасся, и возмужав, стал вести борьбу против своих племенных врагов.

В ходе тяжелой борьбы Тимучин объединил под своей властью более родственные племена, после чего начал борьбу за объединение всех монголо–татарских племен, а затем и всех кочевых народов восточной Азии.

Объединив монголо–татарские и другие кочевые племена, Тимучин выступил с ними на завоевание Китая и оседлых народов Средней Азии. Он покорил Северный Китай и двинулся в Среднюю Азию против обширного мусульманского государства — Хорезма, и против весьма значительного полуоседлого, полукочевого государства — Кара–Китаев. Земли покоренных народов составили обширную Империю, занявшую территории от Охотского моря на востоке, до Уральских гор на западе, включая Северный Китай, Среднюю Азию и часть Персии. На собрании своих соратников Тимучин был провозглашен Чингиз–Ханом или ставленником Неба.

В основу государственного устройства были положены законы, написанные по указанию Чингиз–Хана под названием Джасак или Яса. Вся власть в завоеванных странах принадлежала исключительно его роду и их приемникам. Во главе Империи стоял Верховный Хан: Империя делилась на Улусы, во главе которых ставились улусные Ханы. Управление было построено на аристократическом отборе и строгой иерархии. Страна делилась на темы, тысячи, сотни, десятки, и во главе каждого подразделения стояли соответствующие начальники. В мирное время подразделения эти составляли административные единицы, с началом войны превращались в войсковые части, и начальники их становились военачальниками. С началом войны вся страна превращалась в военный лагерь; все годное физически мужское население обязано было нести военную службу.

Основной ячейкой монгольского государства была «Кибитка», состоявшая из отдельной семьи. Десять Кибиток выставляли трёх воинов. Все имущество и добываемые продукты были общим достоянием. Земли для пастбищ скота определялись для отдельных Улусов границами, указываемыми Ханами. Главным родом войск монгол была конница, делившаяся на тяжелую и легкую. По представлению монгол, бой мог вестись только конницей. Чингиз–Хан говорил: «Тот, кто упадет с лошади, каким образом он будет сражаться? Если он встанет, то как пойдет на конного и может быть победителем?».

Ядром монгольской армии была ханская гвардия или дружина «Нукеров». Нукеры выбирались из семей монгольской знати: сыновей нойонов, темников, тысячников, сотников, а также из людей свободного состояния, из которых выбирались наиболее сильные, крепкие и способные. Нукеры составляли десятитысячный корпус.

Вооружение монгол составляли лук, покрывавшийся особым лаком, предохранявший дерево от сырости и высыхания. У каждого всадника было несколько луков и колчанов со стрелами. Необходимы были копья с железными крючьями на концах, для стягивания противника с коня, кривые сабли и легкие длинные пики. У каждого воина был аркан, которым он владел с большим искусством как на охоте, так и на войне.

Защитными средствами были кожаные с железными пластинками каски, а у начальников и кольчуги.

Легкая конница составлялась из покоренных народов и в боях выполняла роль передовых войск, первая начиная сражения. Она не имела защитных средств.

Осадные средства монголами были заимствованы у китайцев и персов и применялись набранными среди них специалистами.

Для народов, подвергавшихся нашествию монгол, они были страшной разрушительной силой, «бичом человечества». В завоеванных странах устанавливали свою власть, и вся страна ставилась под жестокий контроль победителей. Уцелевшее от уничтожения население облагалось данью — десятой частью всего имущества, и на пополнение армии забиралась: десятая часть молодого населения; такое же количество забиралось и женщин. Отбирались мастера всех специальностей и ставились на работы при Ставках Ханов.

В ходе внешних завоеваний шел быстрый рост монгольской армии. Армия монгол состояла из войсковых соединений всех покоренных народов. Монголы среди покоренных народов составляли ничтожное меньшинство, но им принадлежало все высшее военное и административное управление и контроль. Во главе покоренных стран ставились ханы, а для административного контроля и управления — баскаки, а сложная сеть чиновников собирала всевозможные виды податей и налогов. Высшее командование частей, формировавшихся из покоренных народов, принадлежало нойонам и тысячникам–монголам.

По сведениям, оставленным историком Чингиз–Хана, Абульхази, Чингиз–Хан в начале завоеваний имел 40000 воинов, умирая, оставил сыновьям 120000 монгол и татарских войск. Войска эти служили основными силами в дальнейших завоеваниях образовавшейся обширной Империи, разделенной на несколько Улусов.

По культуре монголы стояли несравненно ниже всех покоренных народов. Они не имели письменности и прочно сложившихся религиозных представлений и пользовались письменностью одного из покоренных ими народа племени Уйгуров. Религиозные представления их ограничивались гаданиями и примитивными ритуальными плясками шаманов, почему среди монгольской знати существовало немало лиц, исповедовавших культы других народов, чем и объяснялась их терпимость к религиям покоряемых народов.

Покорив Восточную Сибирь, Северный Китай и Среднюю Азию, Чингиз–Хан не ограничился этими завоеваниями. По обычаю монгол, несмотря на неограниченную власть Верховного Хана, все вопросы, касавшиеся общей политики, решались на собраниях всего ханского рода и монгольской знати, собиравшихся на «Курултай», впервые собранный Чингиз–Ханом, где составлялись планы завоеваний. Предполагалось, что Китай, Персия, Египет, и народы Восточной Европы, живущие к западу от Урала, будут завоеваны.

При жизни Чингиз–Хана из Средней Азии с целью разведки Кавказа и Восточной Европы был послан в 20 000 конный отряд под начальством лучших полководцев Субутая и Джеби. Предварительной задачей этого отряда было преследование Шаха Хорезма, который с 70000 отрядом более преданных воинов скрылся в Мезедержане. Шах с войсками был загнан на один из островов Каспийского моря, где и умер.

Субутай с отрядом прошел по южным владениям Хорезма, произвел повсюду разрушение и вышел в пределы Кавказа. Он был встречен войсками грузинских рыцарей, которые в количестве 30000, заняли выгодную позицию. Не имея возможности произвести охват грузинских войск, монголы применили свойственную им тактику. Они бросились бежать, чем и вызвали грузин покинуть свои позиции и перейти к преследованию. Выйдя из занимаемой прочной позиции, грузины были атакованы монголами и потерпели полное поражение. Разбив грузинский отряд, монголы уклонились к востоку, и, двигаясь побережьем Каспийского моря, вышли в половецкие степи. Здесь они встретили сопротивление половцев, лезгин, черкес, алан, русов Приазовья и бродников. Монголы применили свойственную им тактику — ослабления противника, действуя на его племенную рознь. Половцев они убеждали, что они пришли воевать не против них, а чуждых им по крови народов. Русским говорили, что пришли воевать против «конюхов» половцев. Тактика эта имела успех, и монголы вошли в пределы Таврии, где и зимовали в пределах русских владений, в которых, по всей вероятности, нашли союзников. Весной отряд монгол вышел в донские степи и напал на половцев. При отряде монгол уже находилась некоторая часть русов с их вождем Пласкиней. Половцы под напором монгол бросились бежать на запад, и их хан, Котян, на дочери которого был женат галицкий князь Мстислав Удалой, стал просить русских князей помочь ему против появившегося общего врага, монгол. Русские князья в 1223 году, только что окончившие походы в земли Владимира–Суздаля и Новгорода с целью усмирения княжеских междоусобиц, собрались в Киеве для совещания.

По просьбе Котяна, русские князья решили выступить против монгол. Это была первая встреча русских войск с монголами.

В это время Чингиз–Хан с главными силами оставался в пределах Самарканда и продолжал дальнейшее завоевание Хорезма.

После смерти Шаха Мухаммеда, войну против монгол продолжал его сын. Он нанес поражение отряду монгол. Против него выступил Чингиз–Хан, загнал его в Индию, и решил напасть на владения Кара–Китая. Он двинулся против оскорбившего его владыки Кара–Китаев, который на просьбу Чингиз–Хана о помощи против Шаха Хорезма ответил: «Если ты силен, то помощь моя тебе не нужна, если же слаб, то не выступай». Земли Кара–Китая были покорены, но в 1227 году Чингиз–Хан умер, по сведениям, был умертвлен женщиной, подосланной к нему с этой целью.

Империя была разделена на Улусы между его сыновьями. Преемником его был назначен его третий сын — Угедей, получивший во владение Монголию с восточной частью Сибири, с землями нейманов и киргизов. Северную часть Китая, земли уйгуров и Кара–Китая, а также Маньчжурию — получил младший сын — Тулу. Земли бывшего Хорезма получил второй сын — Джагатай. Западная часть Сибири, населенная кипчаками и казахами, была предназначена Чингиз-Ханом старшему сыну, который был оговорен завистливыми братьями и убит по приказу отца. Эти владения достались следующему сыну — Батыю.

В 1237 году начались дальнейшие завоевания монгол и Батый двинулся на завоевания русских земель.

Share this post


Link to post
Share on other sites
24.01.2020 в 18:27, mechenosec сказал:

Ерунда,тюрков- монголофилов ( включая и татар) не бывает в природе

бывает. такие: топят за монголов-монголоидов, ищут капли монгольской крови в океане иной, лишь бы за что нибудь зацепиться: созвучие, старкластер, монгольское веко, монголизм и т.д. при этом принижается немонгольский компонент. комплексы :)

Share this post


Link to post
Share on other sites
25.01.2020 в 01:07, Kamal сказал:

История и современность - разные вещи. Я не перестану уважать и казахов, и русских, и монголов, и бухарцев, и хивинцев, и туркменов...., кто когда-либо причинил вред моему народу. Это наверное должно быть ясно всем адекватным юзерам данного форума. 

вот это правильно: нужно разделять народ и его правителей, народ и уродов, которые есть в каждой семье. то, что у РИ были свои геополитические, экономические и иные взгляды на ЦА, под которыми и были все взаимоотношения с каракалпаками, казахи и др., не касается простого русского мужика, жившего где то в губернии. он такой же заложник "империи и его амбиции". страдал не меньше, а может и хуже свободного степняка. поэтому нужно подчеркивать что вопрос к верхушке, политической системе а не к народу

25.01.2020 в 01:55, Kamal сказал:

Незнаю, в чем Ваши затруднения?! История пишется на историческом языке и никакого значения к современным реалиям не имеет. Было - обсудили, дополнили друг-друга каждый со своей стороны. То, что видится Вам  великолепием предков, где-то аукнется трагедией. Один и тот же эпизод нужно рассматривать с разного ракурса. Другое дело, если б мы исчезли вовсе, но мы все еще есть, живем, изучаем историю предков. И где Вам кажется, что нас не было - оказывается мы были. Ну, представьте себе, коль мы такой маленький народ, то мы в реальности не имели бы возможность побывать от Крыма, Днепра, Волги, Урала, ОБи, Сырдарьи до Амударьи, но следы почему-то есть. А это огромное сокровище для изучения истории одного маленького народа. Только заинтересованных в этом нет. А своих историков, которые могли бы изложить все это на бумаге, можно сказать, нет. А их и по-настоящему нет - запрещено законодательно. 

ногайцев сейчас ок. 100.000, калмыков чуть больше. одни откинуты в предгорья, другие в пески. ничего не слышно о них, у ногайцев даже республики своей нет. пусть по численности и полит. влиянию эти народы не "большие", но этого они не стали "маленькими". их предки доказали делом кто они. пока нынешние будут помнить и если надо - напоминать, слава их предков не померкнет. также и вам нужно избавиться от этого комплекса "маленького" народа и всеми имеющимися средствами прославлять свой народ: писать, развивать, воспитывать. ну разумеется без "преувеличивания", только истину. конечно, без развитого хотя бы автономного государства, это все тяжело. но это уже другой уровень. главное не стать "маленьким" народом или вовсе вымершим. пока вы не те и не другие. чего стоит один ваш эпос Едыге!

я уже говорил вам: напишите Историю каракалпаков. и не нужно провоцировать казахов, с которыми у вас часто перепалки из-за столкновений между нашими предками. не было ничего личного, такие времена были. так же и к ойратам я не имею зла, были такие времена, выживали как могли и были конкурентами. плюс многое зависело от правителей, интересы которых не всегда совпадали с мнением простого народа

  • Like 1
  • Одобряю 4

Share this post


Link to post
Share on other sites
3 часа назад, кылышбай сказал:

бывает. такие: топят за монголов-монголоидов, ищут капли монгольской крови в океане иной, лишь бы за что нибудь зацепиться: созвучие, старкластер, монгольское веко, монголизм и т.д. при этом принижается немонгольский компонент. комплексы :)

Не согласен, я понял о ком вы щас. Он наоборот тех монголов пытается в тюрки записать, даже свой расовый тип на всякий случай пытается подогнать к монголоидному, а не тураноидному,  хотя любому адеквату понятно что это бред , так что он не монголфил, скорее монголофоб , как и большинство , тяжело ведь заниматься присваиванием, когда есть настоящий народ - хозяин своей истории.

Share this post


Link to post
Share on other sites
3 часа назад, кылышбай сказал:

вот это правильно: нужно разделять народ и его правителей, народ и уродов, которые есть в каждой семье. то, что у РИ были свои геополитические, экономические и иные взгляды на ЦА, под которыми и были все взаимоотношения с каракалпаками, казахи и др., не касается простого русского мужика, жившего где то в губернии. он такой же заложник "империи и его амбиции". страдал не меньше, а может и хуже свободного степняка. поэтому нужно подчеркивать что вопрос к верхушке, политической системе а не к народу

ногайцев сейчас ок. 100.000, калмыков чуть больше. одни откинуты в предгорья, другие в пески. ничего не слышно о них, у ногайцев даже республики своей нет. пусть по численности и полит. влиянию эти народы не "большие", но этого они не стали "маленькими". их предки доказали делом кто они. пока нынешние будут помнить и если надо - напоминать, слава их предков не померкнет. также и вам нужно избавиться от этого комплекса "маленького" народа и всеми имеющимися средствами прославлять свой народ: писать, развивать, воспитывать. ну разумеется без "преувеличивания", только истину. конечно, без развитого хотя бы автономного государства, это все тяжело. но это уже другой уровень. главное не стать "маленьким" народом или вовсе вымершим. пока вы не те и не другие. чего стоит один ваш эпос Едыге!

я уже говорил вам: напишите Историю каракалпаков. и не нужно провоцировать казахов, с которыми у вас часто перепалки из-за столкновений между нашими предками. не было ничего личного, такие времена были. так же и к ойратам я не имею зла, были такие времена, выживали как могли и были конкурентами. плюс многое зависело от правителей, интересы которых не всегда совпадали с мнением простого народа

У калмыков точно нет этого комплекса, скорее наоборот, большинство считает себя более великими чем это есть на самом деле , хвастовство, понты, задиристость, воинственность, есть такое, да простят меня земляки :)

Share this post


Link to post
Share on other sites
11 часов назад, кылышбай сказал:

вот это правильно: нужно разделять народ и его правителей, народ и уродов, которые есть в каждой семье. то, что у РИ были свои геополитические, экономические и иные взгляды на ЦА, под которыми и были все взаимоотношения с каракалпаками, казахи и др., не касается простого русского мужика, жившего где то в губернии. он такой же заложник "империи и его амбиции". страдал не меньше, а может и хуже свободного степняка. поэтому нужно подчеркивать что вопрос к верхушке, политической системе а не к народу

ногайцев сейчас ок. 100.000, калмыков чуть больше. одни откинуты в предгорья, другие в пески. ничего не слышно о них, у ногайцев даже республики своей нет. пусть по численности и полит. влиянию эти народы не "большие", но этого они не стали "маленькими". их предки доказали делом кто они. пока нынешние будут помнить и если надо - напоминать, слава их предков не померкнет. также и вам нужно избавиться от этого комплекса "маленького" народа и всеми имеющимися средствами прославлять свой народ: писать, развивать, воспитывать. ну разумеется без "преувеличивания", только истину. конечно, без развитого хотя бы автономного государства, это все тяжело. но это уже другой уровень. главное не стать "маленьким" народом или вовсе вымершим. пока вы не те и не другие. чего стоит один ваш эпос Едыге!

я уже говорил вам: напишите Историю каракалпаков. и не нужно провоцировать казахов, с которыми у вас часто перепалки из-за столкновений между нашими предками. не было ничего личного, такие времена были. так же и к ойратам я не имею зла, были такие времена, выживали как могли и были конкурентами. плюс многое зависело от правителей, интересы которых не всегда совпадали с мнением простого народа

Невозможно всем быть "большими", особенно, по сравнению с китайцами. Есть народы гораздо малочисленнее каракалпаков. Если есть цель сохранить свое наследие и историю - сейчас гораздо больше средств для этого, чем было раньше. И лучше делать это раньше, чем потом собирать по крупицам.

Ув. Камал очень аккуратно подходит к историческим данным. Лучше лишний раз будет докапываться до истины, чем безапелляционно заявит "приятную" для себя версию. Конечно, продвигать свою культуру, когда за тобой не стоят "большие" люди или "большие деньги" - тяжело. Но все возможно.

Share this post


Link to post
Share on other sites
9 часов назад, mechenosec сказал:

У калмыков точно нет этого комплекса, скорее наоборот, большинство считает себя более великими чем это есть на самом деле , хвастовство, понты, задиристость, воинственность, есть такое, да простят меня земляки :)

Казах без понтов - беспонтовый казах. (с) :qazaq1::D

Share this post


Link to post
Share on other sites
14 hours ago, кылышбай said:

вот это правильно: нужно разделять народ и его правителей, народ и уродов, которые есть в каждой семье. то, что у РИ были свои геополитические, экономические и иные взгляды на ЦА, под которыми и были все взаимоотношения с каракалпаками, казахи и др., не касается простого русского мужика, жившего где то в губернии. он такой же заложник "империи и его амбиции". страдал не меньше, а может и хуже свободного степняка. поэтому нужно подчеркивать что вопрос к верхушке, политической системе а не к народу

ногайцев сейчас ок. 100.000, калмыков чуть больше. одни откинуты в предгорья, другие в пески. ничего не слышно о них, у ногайцев даже республики своей нет. пусть по численности и полит. влиянию эти народы не "большие", но этого они не стали "маленькими". их предки доказали делом кто они. пока нынешние будут помнить и если надо - напоминать, слава их предков не померкнет. также и вам нужно избавиться от этого комплекса "маленького" народа и всеми имеющимися средствами прославлять свой народ: писать, развивать, воспитывать. ну разумеется без "преувеличивания", только истину. конечно, без развитого хотя бы автономного государства, это все тяжело. но это уже другой уровень. главное не стать "маленьким" народом или вовсе вымершим. пока вы не те и не другие. чего стоит один ваш эпос Едыге!

я уже говорил вам: напишите Историю каракалпаков. и не нужно провоцировать казахов, с которыми у вас часто перепалки из-за столкновений между нашими предками. не было ничего личного, такие времена были. так же и к ойратам я не имею зла, были такие времена, выживали как могли и были конкурентами. плюс многое зависело от правителей, интересы которых не всегда совпадали с мнением простого народа

Все это правильно пишете, и правильно понимаете мой посул. У меня нет никакого намека как-то возвеличить свой народ перед соседями. Но есть такое понятие - причины и следствия. Я скорее всего копаю вот этот момент. Знаете, как я нахожу ответ на те или иные вопросы - просто задаюсь вопросом, ставлю для себя вопрос, потом долго ищу ответа и нахожу. А этот ответ именно вытекает из причин и следствий. Потому что нет открытых текстов, а сравнивая одного лишь эпизода истории, передаваемые разными источниками - ответ выскакивает сам по себе, причем все привязывается к преданиям народа. Вы, допустим, читали статью и думаете, что в курсе событий, но я усложняю этот процесс - ищу другой источник, говорящий об этом же, дальше сравниваю с тем, что осталось в памяти народа, то есть что народ говорит о себе относительно данного эпизода. В пересечении всех этих данных, ответ приходит сам по себе, то есть, есть документ с точностью совпадающий с преданием народа, который не вызывает никаких сомнений.  

И комплексов малого народа, о чем многие тупят, просто нет. Наоборот, это говорит о том, что малый народ много видел на своем веку - те же ногайцы, те же калмыки, те же башкиры и туркмены, а мы в одном ряду с ними. Так что, название малый народ само по себе гордость.

 

Share this post


Link to post
Share on other sites
12 часов назад, Le_Raffine сказал:

Казах без понтов - беспонтовый казах. (с) :qazaq1::D

Это вам досталось в наследство от небольшой части предков - от монголов, излишней скромностью и миролюбием они не страдали :lol:

Share this post


Link to post
Share on other sites

Гора Едыге

Гора Едыге

Гора Едыге расположена на 35 км западнее Улытауского района. На ее вершине находится место захоронения знаменитого хана Золотой Орды Токтамыша (Токтамыс). На вершине священного Улытау предан земле уважаемый бий Едыге, чьим именем в последующем стала называться гора. Он являлся современником хана Токтамыша, правившего в 1380-1395 годы Золотой Ордой, центром которой считались города Сауран и Сыганак. Объединившись с Токтамышем, Едыге завоевал земли от Волги и Урала и стали основателями Ногайской Орды.


 

С 1396 года они правили Золотой Ордой и укрепили Ногайскую Орду. В народных сказаниях казахов, каракалпаков и башкир имя Едыге встречается как основателя Ногайской Орды.


 

В «годы смуты» (1410–1412) в Золотой Орде Едыге лишился власти, и она вновь перешла к сыновьям Тохтамыша. В 1419 году под Сарайчиком Едыге был убит сыном Тохтамыша Кадырберды.


 

 Тело Едыге похоронили в Улытауских горах, установив над могилой надгробный камень. С тех пор здесь появились места «Гора Едыге» и «Могила Едыге». Родина самого Едыге – местность Улытау, а именно Кишитау (Малая гора). Его предназначение быть предводителем и управленцем проявилось еще в юношеском возрасте. Из легенд, которые дошли до нас, можно понять и увидеть его смелость и отвагу, ум и прозорливость. Он не боялся говорить правду хану, являлся поистине вождем, оратором, мудрецом, поэтому о нем всегда говорили, как о герое. В устном народном творчестве есть такие строки: «Едіге деген ер екенЕлдің қамын жер екенЕл шетіне жау келсеМен барайын дер екен» - «Есть такой батыр Едыге, который всегда заботится о своем народе. Если же придет враг, он первым пойдет защищать свою родину».


 

Под сенью Улытау, много веков тому назад, разворачивались исторические события, ставшие поворотными в истории казахского народа – здесь на белой кошме поднимали вверх над своими головами, согласно традиции, провозглашенных ханов и здесь располагалась сама ханская ставка – Хан ордасы.  В Улытау согласно легенде нашел землю мечты – Жеруйык –  знаменитый сказитель Асан Кайгы.


 

Навечно упокоились в горах Улытау мятежные души правителей Золотой Орды Тохтамыша и бия Едыге, имена и деяния которых упоминаются в эпосах народов Алтая, Урала, Северного Кавказа, Крыма, Узбекистана. Казахам хорошо известны эпические поэмы «Тохтамыш» и «Едиге», входящие в цикл-книгу выдающего степного певца-сказителя Мурына-жырау (умер в 1949 году) «Сорок батыров Крыма». 


 

Русский ученый-этнограф Григорий Потанин, собиравший народные сказания о Едыге, отмечал, что в годы его правления народ жил в благополучии и достатке. По сведениям Алькея Маргулана, многое о Едыге можно узнать из трудов арабского писателя ибн Арабшаха – например, о том, что его потомки жили в Кумкенте.

  • Одобряю 1

Share this post


Link to post
Share on other sites
28.01.2020 в 22:04, Le_Raffine сказал:

Казах без понтов - беспонтовый казах. (с) :qazaq1::D

 

За это и не любят нас казахов, что внутри страны, что за ее пределами.

Пустые никому не нужные никчемные понты.

Так хочется давно, чтобы лучше бы понтовались там и тем, где это нужно - срочное возрождение родного языка, культуры, истинного суверенитета (политического, экономического, военного), народовластия, борбы с коррупцией, знания истории, патриотизма и т.д.

А не грызлись бы между собой и не нападали бы на своих как это умудряются делать в открытую даже на этом форуме. 

 

Короче разболтался мой народ, опять нужна железная рука и воля либо Кюльтегин-кагана, либо Темірхана - Чингизхана! ;)

 

Share this post


Link to post
Share on other sites
3 часа назад, АксКерБорж сказал:

опять нужна железная рука

накличете на себя...;) не буди ЛИХО, пока ОНО тихо!

  • Не согласен! 1

Share this post


Link to post
Share on other sites
3 hours ago, АксКерБорж said:

мой народ, опять нужна железная рука

9e4a826fb0e845c2882754776cefb355.jpeg

images?q=tbn:ANd9GcTJQrCKLLVwPfCaZ9LAzZf

 

Share this post


Link to post
Share on other sites
23 часа назад, АксКерБорж сказал:

Короче разболтался мой народ, опять нужна железная рука и воля либо Кюльтегин-кагана, либо Темірхана - Чингизхана! 

Кюльтегин не был каганом, он полководец, кинг-мэйкер, что то типа Ногая, Едыге или раннего Тимура

Share this post


Link to post
Share on other sites
Цитата

 

Любовь и смерть в Тюркской истории.
Правитель Самарканда Усман Караханид влюбился в дочку Гурхана Каракитаев, принцессу империи Си Ляо, а та ответили ему взаимностью. Но император отказал Усману в женитьбе, тогда Усман заключил союз с врагами Каракитаев и женился на дочери другого могущественного правителя Хорезмшаха Мухаммеда по имени Хан-Султан.
После военных действий Гурхан передумал и отдал в жены Усману свою дочь, а тот заставил свою байбише- принцессу Хорезма прислуживать новой токал – принцессе Каракитаев. Хан-Султан пожаловалась отцу, Хорезмшах Мухаммед завоевал Самарканд, хотел пощадить Усмана, но дочка настояла, что бы её мужа казнили.

АТА-МЕЛИК ДЖУВЕЙНИ «ТАРИХ-И ДЖЕХАНГУША», XIII век.
«…Когда ханы Каракитая стали хозяевами в Трансоксании, султан Усман также попал под власть гурхана и стал покоряться его приказам и запретам. Гурхан, со своей стороны, предоставил ему право продолжать управлять королевством Трансоксания и не изгнал его оттуда, а сам удовольствовался небольшой данью и тем, что назначил к нему шихне. Султан Усман вел легкую и приятную жизнь, и когда бы гурхан ни приезжал к нему, его принимали с почестями и уважением. А у гурхана была дочь такой красоты, что лик луны был отражением сияния ее щек, а сура «Красота» была ниспослана, имея в виду ее.
О ты, в сравнении с которой другие красавицы
лишь слабая тень, а восемнадцать тысяч миров- узкая аллея.
Она была Иосифом Египетским своего времени, и Султан Султанов был сражен ее красотой, и сорочка его терпения была разорвана от желания обладать ею, подобно расцветшей розе, и их любовь стала такой же знаменитой, как любовь Иосифа и Зулейхи. Султан Султанов просил ее руки, но гурхан, из-за разницы между их королевствами, не захотел исполнить его просьбу и отказал ему.
О ты, который выдает Плеяды замуж за Канопуса,
как, во имя Господа, могут они быть вместе?...
…Когда султан Мухаммед пошел войной против Каракитая, султан Усман находился при нем, повинуясь ему и оказывая помощь, и по возвращении султан обручил его с жемчужиной раковины султаната и полной луной благословенного неба. Чтобы сыграть свадьбу, и устроить пир, и чтобы саженец союза прочно укоренился, он взял его с собой в Хорезм и оказывал ему всевозможное внимание, которое лишь возможно между двумя султанами….
…Вернувшись в Хорезм, султан намеревался с каждым днем возвышать своего зятя, но тут прибыли гонцы от его дочери, которые поведали ему, как султан Усман повернул против ее отца и вновь заключил союз с гурханом и как он выставил ее на посмешище, заставив на праздничном пиру исполнять роль служанки девицы, которую он получил в жены от гурхана.
…Когда явился Усман, султан обернулся к нему и сказал: «О человек, не имеющий чести, если ты из-за меня насмехался над своей женой, не была ли она, в конце концов, твоей супругой? В каком своде законов рыцарства нашел ты указание на совершение таких бесчестных поступков?» Султан Усман от стыда опустил голову. А что до султана, то он не собирался наносить ему никакого вреда, но его дочь, имя которой было Хан-Султан, не потерпела бы, чтобы ее мужу сохранили жизнь. Поэтому он отдал приказание ночью предать султана Усмана смерти. Это случилось в 609 году (1212-1213)…».

 

перепост

Share this post


Link to post
Share on other sites
02.02.2020 в 20:24, Steppe Man сказал:

9e4a826fb0e845c2882754776cefb355.jpeg

images?q=tbn:ANd9GcTJQrCKLLVwPfCaZ9LAzZf

 

Кого то собираются варить в котлах? Чоносцев?

Share this post


Link to post
Share on other sites
1 hour ago, Bas1 said:

Кого то собираются варить в котлах? Чоносцев?

9e4a826fb0e845c2882754776cefb355.jpeg

пленные алчи-татары.

:D

  • Не согласен! 1

Share this post


Link to post
Share on other sites
1 час назад, Steppe Man сказал:

9e4a826fb0e845c2882754776cefb355.jpeg

пленные алчи-татары.

:D

Алчи татары подушки делали из монгол, прежде чем отправится к предкам.

Цитата

Согласно «Сокровенному сказанию», после того как Джамухе удалось потеснить войска Тэмуджина в битве при Далан-Балджутах (1186), «он приказал сварить в семидесяти котлах княжичей из рода чонос»[16].

 

Share this post


Link to post
Share on other sites
4 hours ago, Bas1 said:

Алчи татары подушки делали из монгол, прежде чем отправится к предкам.

 

Вы сыграете в роли  Буйрнурского татарина очень хорошо, и зрители это оценят.

Лучше вам приехать сюда!

Кстати здесь маленький Тоорил с матерью пасли верблюдов татарского Ажай-хана.

Quote

§ 152. Между тем Ван-хановы младшие братья и нойоны рассуждали так: 'Этот наш хан и старший брат - негодный человек, бродяга, он поступает как человек со смердящею печенью.1 Погубил своих братьев. То переметывается к Харакитадам, то истязает свой народ. Что нам с ним делать теперь? Если же поминать прошлое, то вот он каков. В семилетнем возрасте его угнали в плен Меркиты, и там он, в кожухе из черно-рябого козленка, в Селенгинской пустыне Буури-кеере толок ведь просо в Меркитских ступах. Хурчахус-Буирух хан, отец его, разгромил, однако, Меркитов и спас из плена своего сына. Но вскоре же, когда ему минуло тринадцать лет, его опять увел в плен, вместе с его матерью, Татарский хан Ачжа, увел и заставил пасти своих верблюдов. Прихватив с собой Ачжа-ханова чабана, пастуха овец, он спасся оттуда бегством и вернулся домой. Потом опять должен был бежать из страха перед Найманцами. Бежал же он к Гур-хану Хара-Китадскому, на реку Чуй, в Сартаульскую землю. Там он не усидел и года, как поднял смуту и ушел. Скитался он по Уйгурским и Тангутским землям, пришел в совершенное убожество и кормился только тем, что кое-как выдаивал досуха пять штук коз да вытачивал верблюжью кровь. Является он к сынку Темучжину, как нищий, на единственном своем чернохвостом буланом коне. 

:D

 

Share this post


Link to post
Share on other sites
1 час назад, Steppe Man сказал:

Вы сыграете в роли  Буйрнурского татарина очень хорошо, и зрители это оценят.

Лучше вам приехать сюда!

Кстати здесь маленький Тоорил с матерью пасли верблюдов татарского Ажай-хана.

:D

 

Сейчас бы сказали что у Тогорила богатое резюме). Алшины и сейчас среди казахов считаются воинственным народом. А адаи себя ставят чуть ниже Кудая в шутку). Правда они в большинстве думают что происходят от скифских даев. Тоже воинственного народа. Но их настоящие предки были не менее воинственными.

Share this post


Link to post
Share on other sites
10 минут назад, Legion сказал:

Готовы защищать Родину с оружием в руках от Севера и Юга?

Не понял вашего вопроса, разъясните пожалуйста?

Share this post


Link to post
Share on other sites
13 часов назад, Legion сказал:

Готовы защищать Родину с оружием в руках от Севера и Юга?

Воин и политик взаимозаменяемые понятия. Воин идет на войну за добычей и имеет право на справедливое распределение трофеев. И отказать ему в этом, значит поставить под удар свою спину. Вольный кочевник может предъявить счет или отказаковать. Политик также бьется за справедливость в обществе. Воры и мошенники должны сидеть в тюрьме, нечестивцы подвергнуты обскурантизму. Поэтому воин в современном обществе больше чем воин. Великий воин думает о благе всего народа, о расширении его влияния, об экспансии. И здесь уже включаются механизмы непосредственно воина с оттенком милитари. Но чтобы дойти до свержения внешних врагов, нужно вначале избавится от внутренних.

Share this post


Link to post
Share on other sites

может Legion спрашивает: пойдет ли адай защищать Шымкент или Павлодар а не Актау?

Share this post


Link to post
Share on other sites
1 hour ago, кылышбай said:

может Legion спрашивает: пойдет ли адай защищать Шымкент или Павлодар а не Актау?

От кого защищать?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now

×
×
  • Create New...