Алтай Posted September 24, 2006 Share Posted September 24, 2006 Прочитал в Большой Советской Энциклопедии: "Керексуры (монгольские кэрэксуры, или херексуры), погребальные сооружения 1-го тысячелетия до н. э. и 6-10 вв. н. э. в Монголии, Туве, Забайкалье. Расположены главным образом в котловинах и по долинам крупных рек. Представляют собой каменные насыпи (курганы), окруженные квадратной или круглой каменной оградой с дополнительными кольцевыми выкладками". А как образовано слово "керексур"? Link to comment Share on other sites More sharing options...
enhd Posted September 24, 2006 Share Posted September 24, 2006 Прочитал в Большой Советской Энциклопедии: "Керексуры (монгольские кэрэксуры, или херексуры), погребальные сооружения 1-го тысячелетия до н. э. и 6-10 вв. н. э. в Монголии, Туве, Забайкалье. Расположены главным образом в котловинах и по долинам крупных рек. Представляют собой каменные насыпи (курганы), окруженные квадратной или круглой каменной оградой с дополнительными кольцевыми выкладками". А как образовано слово "керексур"? По монгольски 2 варианта: хиргисхvvр -киргизское кладбище (букв.: хиргис-киргиз, хvvр - труп или кладбище) хиргисvvр - киргизское гнездо (букв.: хиргисекиргиз, vvр - гнездо) более существенное название это первый вариант. керексур - это русское калькирование. Link to comment Share on other sites More sharing options...
Урянхаец Posted September 25, 2006 Share Posted September 25, 2006 Кэрэхсур - это якутское слово индоиранского происхождения. Кэрэх - память о предке, чучело или мумия. Сур - душа. Короче душа предка. Н.К. Антонова почитайте или в этом Форуме ищите инфу. Link to comment Share on other sites More sharing options...
Алтай Posted September 25, 2006 Author Share Posted September 25, 2006 Уважаемый Урянхаец, а можно указать поточнее - в какой книге Н.К. Антонова есть информация о керексурах? Link to comment Share on other sites More sharing options...
agacir Posted September 25, 2006 Share Posted September 25, 2006 [Алтай:Прочитал в Большой Советской Энциклопедии: "Керексуры (монгольские кэрэксуры, или херексуры), погребальные сооружения 1-го тысячелетия до н. э. и 6-10 вв. н. э. в Монголии, Туве, Забайкалье. Расположены главным образом в котловинах и по долинам крупных рек. Представляют собой каменные насыпи (курганы), окруженные квадратной или круглой каменной оградой с дополнительными кольцевыми выкладками". А как образовано слово "керексур"?] формально: керексур = керек-сур, где керек => сорок, срок, круг; кург-ан "сооружен, огражден, воздвигнут" керек-сур видимо тождественно сарко-фаг (похоже даже что это одно и тоже слово) KYPЕК I значение "мех" (напр.кузнечный) - из общ.тюрк.КО"РYK, ... якут.KYO"РТ,... чув.керек, др.тур.,чыгт.,азерб. KYРК "тулуп" по Ахметьянову оно родственно КУПЕР "мост", КУБЕК "пена" кстати об этом здесь на форуме (очевидно из других источников) уже писал АР_ ("индоиранскость" якутского это наверное такие-же фантазии что и И-И у башкир и даже у черемисов - кому-то видимо это очень хотелось... в учениках видеть если не индо-европейцев, то хотя бы индо-иранцев... т.е. все эти аффторы очевидно из одной вишей рассистской школы...) кстати СЫРГАН "крепость на горе" (тоже похоже, и видимо близко слову КУРГАН) Link to comment Share on other sites More sharing options...
Алтай Posted September 25, 2006 Author Share Posted September 25, 2006 Уважаемый Agacir, а на каком языке слово "керек" имеет значение "огражден"? Link to comment Share on other sites More sharing options...
agacir Posted September 25, 2006 Share Posted September 25, 2006 [Алтай:на каком языке слово "керек" имеет значение "огражден"?] Уважаемый Алтай, "огражден" имеет непосредственное отношение к слову курган, которое совпадает со словом "керек" по согласным, т.е. керек (КРК) = кург (КРГ) как подтверждение в древне-тюркском словаре стр.300 КЕР- значение 2. преграждать, замыкать - отсюда тат.киртэ "ограда, жердь" (из которой и рус.скирда) Link to comment Share on other sites More sharing options...
Алтай Posted September 26, 2006 Author Share Posted September 26, 2006 Получается, что слово "керексур" происходит от сочетания древне-тюркского слова кер – «преграждать, замыкать» и монгольского слова суур - «место; кладбище; гнездо». Еще вопрос. Керексур - это памятник, состоящий из круглой или квадратной насыпи из камней в виде кургана, которая огорожена выложенным из камней окружностью или квадратом. Часто в внутри этой окружности выложен из камней (похоже на вымощенные дорожки) описанный (этой окружностью) крест, который ориентирован по сторонам света. Интересно, а что означает крест? Link to comment Share on other sites More sharing options...
кузнец Posted September 26, 2006 Share Posted September 26, 2006 XЕРексур называется так потому, что обычно в этих курганах ничего нет. Ну а на самом деле, вернитесь к посту уважаемого enhd, у него совершенно правильный ответ. Не керексуры они, а кыргыс-уры. Крест внутри, обычно не крест, а множество спиц в колесе. Крест - только в смешных, маленьких херексурчиках, видимо, в которых самых убогих хоронили. У знатных людей центральные насыпи могут быть метров по 5 в высоту (я такие видел в Монголии), диаметром метров по 100. Непременно, за кольцом (или квадратом) еще несколько или несколько десятков насыпей. В этих насыпях лошади. В плане создается картинка, что эти десятки лошадей впряжены в огромное колесо. В центре колеса в могилке лежит скорченный человечек, обычно, без вещей. Иногда чуть-чуть бронзы. Как правило, все ограблены. Литературы по херексурам очень много. Начиная от Трудов комплексной тувинской экспедиции и кончая современными исследованиями. Link to comment Share on other sites More sharing options...
Урянхаец Posted September 26, 2006 Share Posted September 26, 2006 Еще раз говорю это именно сахское слово, с индоиранскими параллелями. Кэрэх - это мумия. Сур-душа. И надо ничего выдумывать. В якутском да есть куруо (в о черточка посредине, отдельный звук) - но он далек от кэрэх. И к кладбищу не имеет отношения. Сур-кут душа. СYР - так точнее. Link to comment Share on other sites More sharing options...
Алтай Posted September 26, 2006 Author Share Posted September 26, 2006 Уважаемый Кузнец, получается, что керексур - это не погребальный, а ритуальный памятник, если внутри ничего нет? Громадные (высота кургана - 4 м) керексуры я видел в Северо-Западной Монголии, котловина Могойт. Там внутри окружности были вписаны именно кресты. Е. А. Окладникова в книге "Петроглифы Средней Катуни" пишет, что керексуры с крестами, также как и похожие петроглифы, например, выбитые в долине р. Елангаш - это символ Солнца. А как Вы думаете? Link to comment Share on other sites More sharing options...
кузнец Posted September 26, 2006 Share Posted September 26, 2006 А как Вы думаете? Дело "темное". Когда я был студентом, в самом деле думал, что в херексурах человек не погребенный, а принесенный в жертву. Сейчас поостерегся бы так заявлять. Слишком много типов херексуров. Высказывалось мнение, что херексур - это храм. Даже статья так и называлась у Вайнштейна "Раскопки кургана-храма в Туве". Там считалось, что это "храм солнца". Высказывались версии, что херексур символизирует собой колесничего в колесе. Этакое ритуальное воинское погребение. (Зачем только квадратные колеса?). А вот большие херексуры с лошадьми, в самом деле похожи на огромные повозки, ритуально "запряженные". Безумно интересна их география. Они четко присутствуют в Забайкалье, Монголии, Туве и на Алтае (Российском). Не знаю, есть ли они в Восточном Казахстане. Если есть, не удивлюсь, по логике, должны быть. Думаю, это как раз тот самый ареал, на котором китайцы "расселяют" динлинов (Ting-ling - Теле). Датировка памятников неоднозначна. Конструкция весьма различна. И круглые и квадратные херексуры встречаются на одном поле. Как правило, они небольшие и лучи в самом деле, крестом, 4 луча в колесе или в квадратике. Но как только херексур большого диаметра, лучей сразу становится множество. А, еще такая интересная вещь - любопытна корреляция херексуров с древнетюркскими оградками. Иногда оградки встроены в систему херексура, да так, как будто тюрки это делали специально, то есть что-то их здесь привлекало. Такое чувство, что разница во времени не полторы-две тысячи лет, а как будто одно племя святилище сооружало. Интересно также сопоставление ареалов херексуров и оленных камней. Многие их связывают вместе. Вещи там, встречаются, просто могилы, как правило разграблены в дым. Наши археологи поэтому как-то без энтузиазма относятся к раскопкам таких памятников. Работы на целое лето, а находок - смех один. Но иностранцы, в Монголии хорошо копают. Только публикаций нам не доступно. Самые большие памятники в Туве и северо-западной Монголии. В Забайкалье, Восточной Монголии и на нашем Алтае, оградки маленькие. Я видел большие оградки в Котловине Больших Озер в Монголии. Сам никогда не копал и наверное, уже не придется. Link to comment Share on other sites More sharing options...
Алтай Posted September 27, 2006 Author Share Posted September 27, 2006 Уважаемый Кузнец, не понял смысла Вашей фразы: "А вот большие херексуры с лошадьми, в самом деле похожи на огромные повозки, ритуально "запряженные". Что Вы имеете ввиду? И еще. А в каких местах Вы встречали керексуры большого диаметра со множеством лучей? В Монголии я видел огромный керексур (курган, описанный окружностью 50 м в диаметре + вписанный крест). С западной стороны этот керексур окружен полукольцом, состоящим из поминальных оградок. Каждая оградка по форме напоминает окружность, выложенную из 6 – 7 камней. Интересно, что с северной стороны от каждой окружности отдельно стоит камень. Самая большая окружность в этой цепочке располагается точно на западе от кургана. Прочитал у Грязнова, что по количеству поминальных оградок можно судить о числе участников, принимавших участие в поминальной тризне. Но уж больно правильное полукольцо из поминальных оградок. Link to comment Share on other sites More sharing options...
кузнец Posted September 27, 2006 Share Posted September 27, 2006 Вот в этих самых "поминальных оградках" и зарыты лошади. Запряженные лошади, которые "тянут" колесо херексура. В плане это очень хорошо видно. А херексуры со множеством лучей к югу от хребта Танну-Ола, это можно назвать Убсунурской котловиной. Link to comment Share on other sites More sharing options...
Eger Posted September 27, 2006 Share Posted September 27, 2006 Кстати. «Corps» с французского: 1. тело, туловище, стан, корпус .............................................. 4) мёртвое тело, труп porter un corps en terre — предать тело земле Или о солярности херексура, похожести на херес, Херсон. Кстати в "херек-сур" сур ничто не напоминает? В смысле "сар", "зар" и т.п.? Хорс (солнечный конь) Наряду с указанными, предлагались и многие иные интерпретации восточнославянского Хорса: ............................................ - от формы слова "конь" в германских языках (ср. общегерманское *hrussa, английское horse) (А.С. Фаминцын, Н.К. Чадвик) - в самом начале слово Хорс было связано не столько с солнцем, сколько с образом прекрасного коня, который назывался хорос. Впоследствии эти два слова слились в одно, и им передавался образ Небесного Огненного Коня с Золотой гривой, который был отождествлен с земным конем и обожествлен; - сопоставляли с греческими словами: - crusoV 'позолоченный' (Л. Леже, А.Л. Погодин) - или coroV 'круг' (Н.М. Гальковский) и т.д. Link to comment Share on other sites More sharing options...
Ар_ Posted September 27, 2006 Share Posted September 27, 2006 Николай Рерих, "Керексуры", 1927 г. Link to comment Share on other sites More sharing options...
Ар_ Posted September 27, 2006 Share Posted September 27, 2006 Оградка со спицами вокруг камня Link to comment Share on other sites More sharing options...
Алтай Posted December 2, 2006 Author Share Posted December 2, 2006 XЕРексур называется так потому, что обычно в этих курганах ничего нет.Ну а на самом деле, вернитесь к посту уважаемого enhd, у него совершенно правильный ответ. Не керексуры они, а кыргыс-уры. Крест внутри, обычно не крест, а множество спиц в колесе. Крест - только в смешных, маленьких херексурчиках, видимо, в которых самых убогих хоронили. У знатных людей центральные насыпи могут быть метров по 5 в высоту (я такие видел в Монголии), диаметром метров по 100. Непременно, за кольцом (или квадратом) еще несколько или несколько десятков насыпей. В этих насыпях лошади. В плане создается картинка, что эти десятки лошадей впряжены в огромное колесо. В центре колеса в могилке лежит скорченный человечек, обычно, без вещей. Иногда чуть-чуть бронзы. Как правило, все ограблены. Литературы по херексурам очень много. Начиная от Трудов комплексной тувинской экспедиции и кончая современными исследованиями. В 1908 г. к кобдоским дербетам «Русским Комитетом для изучения Средней и Восточной Азии» был откамандирован Б. Я. Владимирцов. Будущий академик-монголовед описал жизнь дербетов. По поводу керексуров в Северо-Западной Монголии Владимирцов пишет: "... по дороге туда приходится проезжать мимо обширных могильников - керексуров. Дэрбэты называют их киргизовыми гнездами ("киргиз-ур") и приписывают их какому-то древнему, неведомому народу "киргис", который, по их мнению, не имел ничего общего с казак-киргизами, называемого ими "хасик". Link to comment Share on other sites More sharing options...