Jump to content



Guest kochevnik

Башкирские роды

Recommended Posts

созвучиями балуетесь, в башкирских шежире про происхождение табынов больше сказано чем в ССМ, где про башкирских табынов нет ни слова.

Link to comment
Share on other sites

созвучиями балуетесь, в башкирских шежире про происхождение табынов больше сказано чем в ССМ, где про башкирских табынов нет ни слова.

Да.Потому что они были лесными.Уранкай,таз,мин,буркут.таигын,киргиз,туба.....

Link to comment
Share on other sites

Есть мнение казахских маскаров о том что они имеют прямое отношение к канлам.

Конечно поздновато я это увидел, но все равно может получу ответ. Каким путем можно проследить происхождение Маскар от Канлы

Link to comment
Share on other sites

 

Есть мнение казахских маскаров о том что они имеют прямое отношение к канлам.

Конечно поздновато я это увидел, но все равно может получу ответ. Каким путем можно проследить происхождение Маскар от Канлы

 

Но маскары родственны остальным алшынцам если верит асан кайгы. Или это не так?

Link to comment
Share on other sites

Кажется в открытых данных маскаров не тестировали. Или одного тестировали. 

Думаю если они по шежире байулы то должны совпадать с другими байулы.

Link to comment
Share on other sites

У сарт-калмаков Киргизии было несколько сел (3 или 4, точно не помню). Уход примерно полсотни людей в конце 19 в. или начале 20 в. был бы заметен. Так как в то время их было самих не так много. По переписи 89 г. примерно 6 тыс чел. К тому же, например, в тяжелые года часть казахов и киргизов уходила не на север, а на юг, восток. Например, в Афганистан, Монголию, Китай, Турцию, Иран.

Уважаемый kochevnik,откуда данные о численности сарт-калмаков?Предъявите пожалуйста ссылку(и) на который вы ссылаетесь.. :qyrgyz_new:

Link to comment
Share on other sites

Есть версии, что не упоминание каракалпаков в пределах 14-16 веков связано с их новым названием "калмак". Об этом было много дискуссии в соответствующей теме, а также есть статья ув. Ж.Сабитова "Калмаки 14-16 вв". Есть еще версии, что аккалмаки это алтайцы, каракалмаки это каракалпаки. В связи с этим вопрос: можно ли рассмотреть родственность сарт-калмаков с обозначенными ак-калмаками и кара-калмаками - язык, традиции, культура и т.д.? Нынче у каракалпаков калмаки сохранились как отдельный род в составе Колдаулы (Арыс Конрат). 

  • Одобряю 1
Link to comment
Share on other sites

В связи с этим вопрос: можно ли рассмотреть родственность сарт-калмаков с обозначенными ак-калмаками и кара-калмаками - язык, традиции, культура и т.д.?

Иссык-Кульские сарт-калмаки поселились в окрестностях г.Кара-Кол(кырг.Чёрная рука,а не монг.Хара-гол,как утверждают некоторые фолькхисторики типа Б.З.Нанзатова)после неудачного восстания в 1881 г. численностью в несколько десятков семей..

Link to comment
Share on other sites

Рода или племени сарт-калмак у башкир не существовало. Были отдельные племена сарт и калмак. Территории этих племен образовывали соответственно сартскую и калмацкую волости. Примерно в начале 19 в. эти волости были объединены в одну сарт-калмацкую волость. Данное название и привело дореволюционных исследователей к ошибочным предположениям. Башкирские калмаки согласно источникам происходят из аюкинских калмыков, бежавших от плена или от власти своих ханов. 

Link to comment
Share on other sites

Рода или племени сарт-калмак у башкир не существовало. Были отдельные племена сарт и калмак. Территории этих племен образовывали соответственно сартскую и калмацкую волости. Примерно в начале 19 в. эти волости были объединены в одну сарт-калмацкую волость. Данное название и привело дореволюционных исследователей к ошибочным предположениям. Башкирские калмаки согласно источникам происходят из аюкинских калмыков, бежавших от плена или от власти своих ханов. 

 

Хотелось бы понять появление сарт-калмаков в Киргизии - откуда они прибыли?! Если из Башкирии, то вопросов нет, а если нет, то маловероятно, что в царские времена в Киргизии также существовали позднее объединившиеся сартская и калмацкая волости.

Ак-Кара-Сарт калмаков объединяет их название, одни считают, что они те же калмыки, другие их считают тюрками ничего общего не имеющими с современными калмыками, короче, мнения разные. Лично мне пока до конца все неясно, да и к изучению данного вопроса всерьез еще не приступал.   

Link to comment
Share on other sites

Хотелось бы понять появление сарт-калмаков в Киргизии - откуда они прибыли?! Если из Башкирии, то вопросов нет, а если нет, то маловероятно, что в царские времена в Киргизии также существовали позднее объединившиеся сартская и калмацкая волости.

Ак-Кара-Сарт калмаков объединяет их название, одни считают, что они те же калмыки, другие их считают тюрками ничего общего не имеющими с современными калмыками, короче, мнения разные. Лично мне пока до конца все неясно, да и к изучению данного вопроса всерьез еще не приступал.   

Иссык-Кульские сарт-калмаки поселились в окрестностях г.Кара-Кол(кырг.Чёрная рука,а не монг.Хара-гол,как утверждают некоторые фолькхисторики типа Б.З.Нанзатова)после неудачного восстания в Синцзяне 1881 г. численностью в несколько десятков семей..Помимо сарт-калмаков,после неудачного восстания из соседнего Синцзяна бежали дунгане,уйгуры и др.За 100 с лишним лет,почти все сарт-калмаки инкорпорировались в кыргызскую среду и идентифицируют себя кыргызами(за исключением людей пожилого возраста)..

Link to comment
Share on other sites

 

Хотелось бы понять появление сарт-калмаков в Киргизии - откуда они прибыли?! Если из Башкирии, то вопросов нет, а если нет, то маловероятно, что в царские времена в Киргизии также существовали позднее объединившиеся сартская и калмацкая волости.

Ак-Кара-Сарт калмаков объединяет их название, одни считают, что они те же калмыки, другие их считают тюрками ничего общего не имеющими с современными калмыками, короче, мнения разные. Лично мне пока до конца все неясно, да и к изучению данного вопроса всерьез еще не приступал.   

Иссык-Кульские сарт-калмаки поселились в окрестностях г.Кара-Кол(кырг.Чёрная рука,а не монг.Хара-гол,как утверждают некоторые фолькхисторики типа Б.З.Нанзатова)после неудачного восстания в Синцзяне 1881 г. численностью в несколько десятков семей..Помимо сарт-калмаков,после неудачного восстания из соседнего Синцзяна бежали дунгане,уйгуры и др.За 100 с лишним лет,почти все сарт-калмаки инкорпорировались в кыргызскую среду и идентифицируют себя кыргызами(за исключением людей пожилого возраста)..

 

 

То есть, кыргызские сарт-калмаки к башкирским никакого отношения не имеют, но тем не менее их объединяет общее название? В этом-то и вопрос, допустим башкирские это объединенные сарты и калмаки, а как объединялись Синцзянские сарты и калмаки до прибытия в Киргизию? 

Извините, что я все время задаю вопросы, но эти вопросы скорее всего адресованы самому себе, так сказать попытка понять. А зацикливаюсь на калмаках, потому что предки каракалпаков 14-16 вв обозначены (по одной из версии) калмаками, то есть тюрки, не принявшие ислам.

Link to comment
Share on other sites

То есть, кыргызские сарт-калмаки к башкирским никакого отношения не имеют, но тем не менее их объединяет общее название? В этом-то и вопрос, допустим башкирские это объединенные сарты и калмаки, а как объединялись Синцзянские сарты и калмаки до прибытия в Киргизию? 

Извините, что я все время задаю вопросы, но эти вопросы скорее всего адресованы самому себе, так сказать попытка понять. А зацикливаюсь на калмаках, потому что предки каракалпаков 14-16 вв обозначены (по одной из версии) калмаками, то есть тюрки, не принявшие ислам.

http://forum-eurasica.ru/index.php?/topic/3280-kalmyki/?view=findpost&p=176425

 

http://forum-eurasica.ru/index.php?/topic/4565-kyrgyzy-2/page-19#entry175293

 

http://forum-eurasica.ru/index.php?/topic/4565-kyrgyzy-2/page-19#entry175318

 

От себя еще добавлю,что насчет параллелей между башкирскими и кыргызскими сарт-калмаками не знаю..Сарт-калмаками кыргызы их назвали,как мне кажется,за их оседлость(кыргызы и казахи всех оседлых называли сартами)..Появились они в Кыргызстане,как я уже выше сказал,после 1881 г. и уже были оседлыми(земледельцы) мусульманами(что доказывает старинная мечеть построенная калмаками сразу при переселении в Кыргызстан)..и с сартами они не объединялись,наоборот активно смешиваются с кыргызами..И на мой взгляд, до прибытия в Кыргызстан-это были торгоуты(ойрат,олёт)..

 

Извиняться за вопросы не стоит,т.к.если смогу чем помочь,всегда готов ответить,если знаю ответ.. :qyrgyz_new::turkmen1:

Link to comment
Share on other sites

 

То есть, кыргызские сарт-калмаки к башкирским никакого отношения не имеют, но тем не менее их объединяет общее название? В этом-то и вопрос, допустим башкирские это объединенные сарты и калмаки, а как объединялись Синцзянские сарты и калмаки до прибытия в Киргизию? 

Извините, что я все время задаю вопросы, но эти вопросы скорее всего адресованы самому себе, так сказать попытка понять. А зацикливаюсь на калмаках, потому что предки каракалпаков 14-16 вв обозначены (по одной из версии) калмаками, то есть тюрки, не принявшие ислам.

http://forum-eurasica.ru/index.php?/topic/3280-kalmyki/?view=findpost&p=176425

 

http://forum-eurasica.ru/index.php?/topic/4565-kyrgyzy-2/page-19#entry175293

 

http://forum-eurasica.ru/index.php?/topic/4565-kyrgyzy-2/page-19#entry175318

 

От себя еще добавлю,что насчет параллелей между башкирскими и кыргызскими сарт-калмаками не знаю..Сарт-калмаками кыргызы их назвали,как мне кажется,за их оседлость(кыргызы и казахи всех оседлых называли сартами)..Появились они в Кыргызстане,как я уже выше сказал,после 1881 г. и уже были оседлыми(земледельцы) мусульманами(что доказывает старинная мечеть построенная калмаками сразу при переселении в Кыргызстан)..и с сартами они не объединялись,наоборот активно смешиваются с кыргызами..И на мой взгляд, до прибытия в Кыргызстан-это были торгоуты(ойрат,олёт)..

 

Извиняться за вопросы не стоит,т.к.если смогу чем помочь,всегда готов ответить,если знаю ответ.. :qyrgyz_new::turkmen1:

 

 

Благодарю за отзывчивость, мои вопросы могут кого-то раздражать, но на всякий случай адресую на авось, может у кого-то есть достоверная информация.

История каракалпаков, скажем с 1598 года мне абсолютно понятна, а те кто считает, что у малого народа есть комплекс малочисленности, а никакой истории быть не может, то есть такое понятие, что нынешняя малочисленность народа может быть результатом бурной деятельности в прошлом. Но тема здесь не об этом.

Калмак - вроде тюркское понятие о не принявших ислам племенах, но калмаки прибывшие в Киргизию были истинными мусульманами и первым делом построили мечеть (согласно Вашему сбщ), что-то не сходится. Но а сарты - они были не только как прозвище, например, в Узбекистане даже были споры об утверждении сартского языка как литературного, хотя и это тоже из другой темы.

Главный вопрос это никрополь Калмак-кала на территории Каракалпакстана. История этого города также начинается с конца 16 века, почти одновременно с письменным сообщением о каракалпаках. Потому и задумываюсь, как связать одно с другим?! Мне видится только одно, что территория каракалпаков на упоминаемый период не ограничивалась только с берегами Сырдарьи и окрестностями Туркестана. Возможно, когда одна часть народа приняла самоназвание каракалпак, другая еще оставалась калмаками. Жалко, что письменных источников мало.

Link to comment
Share on other sites

Благодарю за отзывчивость, мои вопросы могут кого-то раздражать, но на всякий случай адресую на авось, может у кого-то есть достоверная информация.

История каракалпаков, скажем с 1598 года мне абсолютно понятна, а те кто считает, что у малого народа есть комплекс малочисленности, а никакой истории быть не может, то есть такое понятие, что нынешняя малочисленность народа может быть результатом бурной деятельности в прошлом. Но тема здесь не об этом.

Калмак - вроде тюркское понятие о не принявших ислам племенах, но калмаки прибывшие в Киргизию были истинными мусульманами и первым делом построили мечеть (согласно Вашему сбщ), что-то не сходится. Но а сарты - они были не только как прозвище, например, в Узбекистане даже были споры об утверждении сартского языка как литературного, хотя и это тоже из другой темы.

Главный вопрос это никрополь Калмак-кала на территории Каракалпакстана. История этого города также начинается с конца 16 века, почти одновременно с письменным сообщением о каракалпаках. Потому и задумываюсь, как связать одно с другим?! Мне видится только одно, что территория каракалпаков на упоминаемый период не ограничивалась только с берегами Сырдарьи и окрестностями Туркестана. Возможно, когда одна часть народа приняла самоназвание каракалпак, другая еще оставалась калмаками. Жалко, что письменных источников мало.

Уважаемый Kamal!К сожалению информацией о калмаках Каракалпакстана не владею..Вот про кыргызских сарт-калмаков(правда на кырг.яз.)

 

1-часть

 

2-часть

Link to comment
Share on other sites

  • Admin

По сарт-калмакам есть хорошая статья ув. проф. Мокеева. Грубо говоря они ойратизированные таранчи (уйгуры) с вкраплениями кыргызских родов. Именно поэтому они и были названы сарт-калмаками.

Link to comment
Share on other sites

Да, это верно. О том, что у тех или иных тюрских народов есть калмыцкие (калмакские) рода, я знаю. Меня интересует именно сар-калмаки у башкир. Хоть кто-то из башкир есть на этом сайте?

У кыргызов сарт-калмаки - это пришлый род..А вот про кыргызский род кергуд в составе калмыков наслышан много..и то,что в этногенезе калмыков участвовали кемские кыргызы - тоже..

Link to comment
Share on other sites

У Кузеева Р.Г. всё есть насчёт кудей. Его читайте.

 

У кыргызов Тянь-Шаня есть род Кедей.

Как называется книга Кузеева про клан Кудей?И если скинете ссылку,то облегчите мне поиск в сети..

У кыргызов Тенир-Тоо еще не слышал про род Кедей..Есть род Кудайлат(о котором я ранее писал)в составе племени Басыз..

Link to comment
Share on other sites

Тыныч, кудейские башкиры расселены в основном в Салаватском районе Башкирии. Это родина Салавата Юлаева. Также частично кудейцы проживают в Иглинском и других районах Башкортостана.

 

Тыныч - переводится 'тихо, спокойно' с кыргызского языка?

Спасибо за инфу..То,что легендарный Салават Юлаев из рода Кудей,тоже где-то читал..А вот про расселение не знал..Спасибо!

Да,верно..Тыныч - от корня "тынч" - т.е. "спокойный,тихо,мир".. :)

Link to comment
Share on other sites

да Салават Юлаев из рода кудей.

 

Тыныч я тут редко общаюсь, и то сейчас по причине того, что отвечаю Жаксылыку.

 

Так понимаю вы кыргыз, я кыргызов хорошо знаю. Два года прожил у вас в юности :). И недавно даже ездил к вам в экспедицию.

 

Вот тут результаты экспедиции.

 

http://suyun.info/index.php?p=2_27082015_8_5&LANGRUS

 

Этот форум Евразика тоже создал кыргыз Рустам Абдуманапов и я не хочу чтобы этот форум превращался в форум асана-кайгы.

 

По истории и этногеномике основной форум где я сижу это Родство.ру. http://www.rodstvo.ru/forum/ 

 

Там мой ник Амиго, Так что если что брат до встречи там.

 

http://www.rodstvo.ru/forum/

 

 

 

Тыныч, кудейские башкиры расселены в основном в Салаватском районе Башкирии. Это родина Салавата Юлаева. Также частично кудейцы проживают в Иглинском и других районах Башкортостана.

 

Тыныч - переводится 'тихо, спокойно' с кыргызского языка?

Спасибо за инфу..То,что легендарный Салават Юлаев из рода Кудей,тоже где-то читал..А вот про расселение не знал..Спасибо!

Да,верно..Тыныч - от корня "тынч" - т.е. "спокойный,тихо,мир".. :)

 

  • Одобряю 1
Link to comment
Share on other sites

Так понимаю вы кыргыз, я кыргызов хорошо знаю. Два года прожил у вас в юности :). И недавно даже ездил к вам в экспедицию.

Вот тут результаты экспедиции.http://suyun.info/index.php?p=2_27082015_8_5&LANGRUS

Этот форум Евразика тоже создал кыргыз Рустам Абдуманапов и я не хочу чтобы этот форум превращался в форум асана-кайгы.

По истории и этногеномике основной форум где я сижу это Родство.ру. http://www.rodstvo.ru/forum/ 

Там мой ник Амиго, Так что если что брат до встречи там.http://www.rodstvo.ru/forum/

С результатами ознакомился еще месяца два..Уважаемый asan-kaygy еще тогда закинул ваши результаты..А то,что в экспедиции участвовали вы узнал только-что от вас..Но опять таки я в ДНК-генеалогии новичок и смутно представляю его особенности..

Link to comment
Share on other sites

да Салават Юлаев из рода кудей.

Вот-что пишет по поводу кыргызского рода Кудайлат,д.и.н. профессор О.К.Каратаев здесь :

 

Кудайлат - басыз уруусунун курамындагы ири уруктар тобунун аталышы. Этностук аталыштын параллелдери тувалардан - «хоодаи», башкырлардан - «кудей» формаларында кездешет. Айрым тарыхый фактылар, лингвистикалык салыштыруулар, топонимикалык аталыштар кудайлаттардын байыркы энесайлык кыргыздардын курамында болгондугун тастыктайт. Тувалардын тарыхый фольклорунун айрым маалыматтары тува элинин курамына жуурулушкан (Тува Республикасы, Эрзин аймагы) кыргыз уруусун Эрзин аймагына Хоодай жана Үстүг аттуу бабалары көчүрүп келгенин баяндайт. Тувалардын курамындагы «кыргыз» уруусу (эскертүү: тувалардын ичинде өз алдынча «кыргыз» аттуу эки уруу бар). 820- 840-жж. Уйгур каганатын багындырган мезгилден эле аталган аймакты байырлап келишет. Кызыктуусу, бүгунку Хакас-Минусин ойдуңунда Худалат (Кудалат) аттуу топонимикалык аталыш сакталып калган. Л.П.Потапов В.В.Радловдун илимий негиздүү жыйынтыгын колдоп, курамына «хоодай» уруусу кирген эрзиндик тува- кыргыздарды 1663-жылы Алтын-хандар (монгол хандарынын династиясы) тарабынан Минусин ойдуңунан Түштүк Тувага көчүрулгөн энесайлык кыргыздардын түз тукумдары деген жыйынтыкка келет. Бул уруктар тобунун өкүлдөрү Сузак, Өзгөн, Тогузторо, Акталаа аймактарын мекендеп келишет. Негизги уруктары: ачабаш, тогой, дөөлөт, борчо, мурат, темир, чүйүт, сарыкалпак, сатыбалды уулу ж.б.

Link to comment
Share on other sites

да Салават Юлаев из рода кудей.

Или  к примеру с сылками на источник :

 

Кудайлат - басыз уруусунун курамындагы ири уруктардын бири (Абрамзон,123).Этникалык аталыштын параллелдери тувалардан “хоодай”,башкырлардан“кудей” формаларында кездешет (Потапов, 1969, 71; Кузеев, 1924, 210-211).Айрым тарыхый фактылар, лингвистикалык салыштыруулар,топонимикалык аталыштар кудайлаттардын байыркы енисейлик кыргыздардын курамында болгондугун тастыктайт. Тувалардын тарыхый фольклорунун айрым маалыматтары тува элинин курамына жуурулушкаи (Тува Республикасы, Эрзин аймагы) кыргыз уруусун Эрзин аймагына Хоодай жана Үстүг аттуу бабалары көчүрүп келгенин баяндайт (Потапов, 1969,71).Тувалардын курамындагы “кыргыз” уруусу (эскертүү: тувалардын ичинде өз алдынча “кыргыз” аттуу эки уруу бар).820-840 жж. Уйгур каганатын багындырган мезгилден эле агалгап аймакты байырлап келиши ыктымал. Кызыктуусу, бүгүнкү Хакас-Минусин ойдунунда Худалат (Кудалат) аттуу топонимикалык аталыштын сакталып келүү-сүолуттуу факт болуп калары шексиз (Бутанаев, 1995, 180).Бирок,бул маселеде айрым бир көз караштар бар.Л.П. Потапов,В.В. Радловдун илимий негиздүү жыйынтыгын колдоп,курамына “хоодай” уруусу кирген эрзиндик тува-кыргыздарды 1663-жылы Алтын-хандар (монгол хандарынын династиясы) тарабынан Минусин ойдунунан Түштүк Тувага көчүрүлгөн енисейлик кыргыздардын түз тукумдары деген жыйынтыкка келет (Потапов, 1969, 65-66).Хоодай = кудай + лат; -лат сөз жасоочу мүчө. Р.Г. Кузеев башкыр кудейлердин тегинин Саян-Алтайдын этникалык чөйрөсү менен тыгыз байланышын жазат (Кузеев, 1974,210-211).Демек, кудайлаттар кыргыз этносунун пайдубалын негиздөөгө байыркы урук (уруу) деген жыйынтыкка келүүгө негиз бар.

Link to comment
Share on other sites

  • Admin

По сарт-калмакам в составе кыргызов есть убедительная статья проф. Анварбека Мокеева. http://kghistory.akipress.org/unews/un_post:1701 Получается, что связей между кыргызскими и башкирскими сарт-калмаками нет.

Link to comment
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now


×
×
  • Create New...