Jump to content



Buryadai

Буряты

Recommended Posts

Уважаемые монголы, скажите, есть ли в монгольском слово dingijger или какое-то похожее, в значении "Высокий" и если есть, то как оно выглядит на самом деле.

Link to post
Share on other sites
Уважаемые монголы, скажите, есть ли в монгольском слово dingijger или какое-то похожее, в значении "Высокий" и если есть, то как оно выглядит на самом деле.

Есть слово "дэнхгэр" (по совр. кирилл. грамм.) - "tengqeqer" (по класс. монг. письм-ти) которое означает "большой, высокий", но главном выражает смысл что верхняя часть (например голово, крыша etc.) большая по размеру.

Link to post
Share on other sites

Обалдеть! Вот где корни осетинского dyngyr-дынджыр- "большой". Никакого отношения к шумеро-аккадскому Дингиру. Я всегда так и полагал. Кстати, а на монгольском обе части слова имеют отдельный смысл?

В осетинском есть ещё монг. слова- Тунг (тынг)- "очень"

и Егъау- "большой", (из йехе).

Спасибо за ответ.

Link to post
Share on other sites
Guest Хазгууд баатаар
bolishe chem etoi

ИХ МОНГОЛ УЛС НАЙМ ЗОО ЖИЛ! :kg1: :kg2: :kz1: :tw1: :tw2:

Link to post
Share on other sites
ИХ МОНГОЛ УЛС НАЙМ ЗОО ЖИЛ! :kg1: :kg2: :kz1: :tw1: :tw2:

Привет Найман-бура баурым! Жаксылык!

Link to post
Share on other sites
Обалдеть! Вот где корни осетинского dyngyr-дынджыр- "большой". Никакого отношения к шумеро-аккадскому Дингиру. Я всегда так и полагал. Кстати, а на монгольском обе части слова имеют отдельный смысл?

В осетинском есть ещё монг. слова- Тунг (тынг)- "очень"

и Егъау- "большой", (из йехе).

Спасибо за ответ.

По-аербайджански DINQILI(ДЫНГЫЛЫ)-маленький. :D

Сравните его структуру с монгольским ДЕНГХЕР-большой или с Вашим осетинским dyngyr и сделайте вывод, когда тело мелкое или крупное (ИРИ).

Маг

:az1:

Link to post
Share on other sites

Ашраф аби, гусура бахма, ама:

Если вы заметили, я давно уже с нашим Магом не спорю, и в душе осуждаю тех, кто пытается с ним вступить в пеолемику. Ибо, Имхо, с магом полемизировать может только Маг.

К незнакомому мне азербайджанскому парню Ашрафу,(которого я впервые увидел на лингвофоруме, и откуда он, к сожалению, ушёл) у меня , реально, только положитльные эмоции, ибо в его участии на нашем форуме я вижу ЗЕРКАЛО, отражающее всех нас. Его сентенции, зачастую кажущиеся маразматическими, на самом деле мало чем отличаются от 90% постов (и моих в том числе) на данном Форуме. Я с огромным интересом прочитал последний пост проф.Добрева в теме Сюнну, и его материал настолько противоречив в отдельных местах, по-моему, что сразу ответить даже и не могу.

Но раз и Маг, и проф, в своих сообщениях привели осет. "дынджыр"- "большой", я изложу своё видение данного вопроса.

Если до недавнего времени я полагал, что здесь есть некая связь с именем шумеро-аккадского божества Дингира, то сейчас я полностью уверен, что в осетинском это- 100% заимствование из монгольского"дэнхгэр"- большой, высокий.

Вообще, тема Монголо-осетика,с которой я вышел на НАШ ФОРУМ в 2004 очень интересна и мало изучена, уверен, она может открыть новые страницы алано-монгольских связей.

Link to post
Share on other sites
Ашраф аби, гусура бахма, ама:

Если вы заметили, я давно уже с нашим Магом не спорю, и в душе осуждаю тех, кто пытается с ним вступить в пеолемику. Ибо, Имхо, с магом полемизировать может только Маг.

К незнакомому мне азербайджанскому парню Ашрафу,(которого я впервые увидел на лингвофоруме, и откуда он, к сожалению, ушёл) у меня , реально, только положитльные эмоции, ибо в его участии на нашем форуме я вижу ЗЕРКАЛО, отражающее всех нас. Его сентенции, зачастую кажущиеся маразматическими, на самом деле мало чем отличаются от 90% постов (и моих в том числе) на данном Форуме. Я с огромным интересом прочитал последний пост проф.Добрева в теме Сюнну, и его материал настолько противоречив в отдельных местах, по-моему, что сразу ответить даже и не могу.

Но раз и Маг, и проф, в своих сообщениях привели осет. "дынджыр"- "большой", я изложу своё видение данного вопроса.

Если до недавнего времени я полагал, что здесь есть некая связь с именем шумеро-аккадского божества Дингира, то сейчас я полностью уверен, что в осетинском это- 100% заимствование из монгольского"дэнхгэр"- большой, высокий.

Вообще, тема Монголо-осетика,с которой я вышел на НАШ ФОРУМ в 2004 очень интересна и мало изучена, уверен, она может открыть новые страницы алано-монгольских связей.

Таму,

Интересно сравнение осетинского ДЫНДЖЫР-большой с азербайджанским ДЖЫРТДАН-карлик, лилипут.

У нас даже есть народная сказка про ДЖЫРТДАНА.

ДЫНДЖЫР

ДЖЫРТДАН

Наш ДЖЫРТДАН как бы перевёрнут в осетинском ДЫНДЖЫРЕ.

Но есть ещё один маркер.

В азербайджанском языке ЗЫРПЫ-дюжий, коренастый, рослый, здоровенный, безобразина.

ДЖЫР и ЗЫР это родственники через переход ДЖ-Д-З.

ДЫН,ДАН сходятся с ТЭН(мягкое а)-тело.

Вот такой вот маразм от Мага... :D

Маг

:az1:

Link to post
Share on other sites

Уважаемые монголы, правда ли, что среди халха-монголов приблизительно 60% представителей рода Борджигин? Эти Борджигины восновном потомки брата Чингис-Хана Хасара, или еще каких-то близких родственников Чингис-Хана?

Или может это потомки Чингис-Хана, но не от Борте? Были ли такие?

Если да, то назывались ли они Чингизидами или только Борджигинами, и могли ли становиться ханами?

Link to post
Share on other sites
Guest Хэрэйд Монгол
Были ли или есть ли у монголов женщины-шаманы?

Были ли или есть ли у монголов языческие культы прародительницы, матери?

Были ли есть ли языческие культы у монголов связанные с женщинами?

Маг

Да есть.Даже они могут быть много чем........

Link to post
Share on other sites
Guest Хэрэйд Монгол
Обалдеть! Вот где корни осетинского dyngyr-дынджыр- "большой". Никакого отношения к шумеро-аккадскому Дингиру. Я всегда так и полагал. Кстати, а на монгольском обе части слова имеют отдельный смысл?

В осетинском есть ещё монг. слова- Тунг (тынг)- "очень"

и Егъау- "большой", (из йехе).

Спасибо за ответ.

дэнжгэр ,дэнхгэр,дүнхгэр-высокий

данхар ,данхгар -большой

Link to post
Share on other sites
Guest Хэрэйд Монгол
Ашраф аби, гусура бахма, ама:

Если вы заметили, я давно уже с нашим Магом не спорю, и в душе осуждаю тех, кто пытается с ним вступить в пеолемику. Ибо, Имхо, с магом полемизировать может только Маг.

К незнакомому мне азербайджанскому парню Ашрафу,(которого я впервые увидел на лингвофоруме, и откуда он, к сожалению, ушёл) у меня , реально, только положитльные эмоции, ибо в его участии на нашем форуме я вижу ЗЕРКАЛО, отражающее всех нас. Его сентенции, зачастую кажущиеся маразматическими, на самом деле мало чем отличаются от 90% постов (и моих в том числе) на данном Форуме. Я с огромным интересом прочитал последний пост проф.Добрева в теме Сюнну, и его материал настолько противоречив в отдельных местах, по-моему, что сразу ответить даже и не могу.

Но раз и Маг, и проф, в своих сообщениях привели осет. "дынджыр"- "большой", я изложу своё видение данного вопроса.

Если до недавнего времени я полагал, что здесь есть некая связь с именем шумеро-аккадского божества Дингира, то сейчас я полностью уверен, что в осетинском это- 100% заимствование из монгольского"дэнхгэр"- большой, высокий.

Вообще, тема Монголо-осетика,с которой я вышел на НАШ ФОРУМ в 2004 очень интересна и мало изучена, уверен, она может открыть новые страницы алано-монгольских связей.

Сүбээдэй баатар сказал кипчакам- Мы народ из одного рода,а эти аланы совсем чужостранцы.

Link to post
Share on other sites
(Ashraf @ 31.7.2006, 11:18)

Были ли или есть ли у монголов женщины-шаманы?

Были ли или есть ли у монголов языческие культы прародительницы, матери?

Были ли есть ли языческие культы у монголов связанные с женщинами?

Маг

По бурятски шаманка будет УДАГАН, и иногда в монгольских языках шаманка называется "одигон".

Раньше по-видимому культы прародительницы были. Сейчас истовых последователей древних культов уже давно нет. По записям народных преданий сделаных в Бурятии несколько племен устно передавали сказания о праматерях-шаманках Асуйхан и Хусэйхэн.

Link to post
Share on other sites
Guest ramojz

Нойон - улус - племя - род - курень - айла.

Что означают эти слова. Что главное, что впереди и, что из чего выходит?

Link to post
Share on other sites
Нойон - улус - племя - род - курень - айла.

Что означают эти слова. Что главное, что впереди и, что из чего выходит?

значение слов "Племя, род" можно посмотреть в любом словаре русского языка

нойон - титул знати...

аил - несколько семей, вместе кочующих и обычно родственных друг другу

курень - более крупное образование, чем аил..

улус - имеет несколько значений: 1) народ, племя 2) позднее у халха-монголов приобрел смысл государство пример Монгол Улс (Монгольское государство) 3) у бурятов в настоящее время улус означает поселение, село

Link to post
Share on other sites

Субээдэй баатар сын Тува-Уранхайского народа

Link to post
Share on other sites

Dear all!

I'm an enthusiast/researcher for Mongolia from Croatia. First I'll try in Russian :tw1:

Я надеюсь, что вы сможете помочь мне сделать некоторые переводе с монгольского paizas. Может ли кто-нибудь дать перевод для этого на руски или англически?.

I hope that you can help me do some translation from Mongolian paizas. Can somebody give a translation for this one. Is this front and reverse?blairfig5.jpg

Is it smoething like: By the power of Eternal Heaven, may the name of the Khan be revered. He who does not obey shall be killed and die..?

Thank you dear people!

Link to post
Share on other sites
  • Модераторы
Dear all!

I'm an enthusiast/researcher for Mongolia from Croatia. First I'll try in Russian :tw1:

Я надеюсь, что вы сможете помочь мне сделать некоторые переводе с монгольского paizas. Может ли кто-нибудь дать перевод для этого.

I hope that you can help me do some translation from Mongolian paizas. Can somebody give a translation for this one. Is this front and reverse?blairfig5.jpg

Is it smoething like: By the power of Eternal Heaven, may the name of the Khan be revered. He who does not obey shall be killed and die..?

Thank you dear people!

Мөнгкэ тнгри-йин күчүн-дор

вечный небо сила -в

Йэкэ суу жали-йин игэгэн-дор

великий суу заль понятие особое не могу перевести

Абдулла-йин жрлг кэн үлү

Абдулла указ кто не

Бүсирэкү күмүн алдаху үкүкү

увероваться человек проиграть умереть

под суу заль понимается особая привеллегия и миссия монг.ханов в умиротворении мира.

я так понимаю это гэрэгэ хана Абдуллы. но какой Абдулла? наверное какой нибудь хан во время великой смуты в Золотой орде. уважаемые знатоки просветите, пожалуйста.

Link to post
Share on other sites
blairfig5.jpg

front:

möŋke tŋri-in qüčüdür

jeke suu jali-in igegendür

reverse:

abdulla-in jrlg qen ülü

büsireqü qümün aldaku üqeqü

Перевод:

Под силою вечнего неба

под покровительством великого духа

указ Абдуллы, кто не

почитает тот винится и умрет

Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now




×
×
  • Create New...