Jump to content



Buryadai

Буряты

Recommended Posts

17.03.2021 в 14:04, кылышбай сказал:

2. Цаатаны оленевеоды. Т.к. F4205 встречается в пограничной зоне таежных Саян, Предбайкалья и монгорльских степей, скорее всего эта субклада пришла от уральцев.

Вроде F4205 появилась в Прибайкалье. 

Распространение N из Ю-В Азии: юго-восток Китая - Забайкалье - Прибайкалье. Отсюда 2 ветви: 1) на север, в Якутию и распространение по побережью С-Л океана, от Чукотки до Скандинавии. 2) на запад, мимо Алтая, с остановкой на Южном Урале. Дальше снова 2 ветки: на север вдоль Урала и на запад через Венгрию. 

1) поток - по времени раньше. 

Link to post
Share on other sites
5 часов назад, АксКерБорж сказал:

Монголия.

Дорнод аймаг.

Баяндун сум.

Бурятские дети.

1983 год.

ExkU-cRU8AEq6Na?format=jpg&name=medium

 

Монголия.

Дорнод аймаг.

Чойбалсан хот.

Буряты.

53841495_2103054026436922_79085701783198

54428291_2103054073103584_72557302745399

53857863_2103053886436936_87893708829936

54770927_2103053993103592_37275873458058

54519074_2103053846436940_85420451611887

54411851_2103053913103600_92057552921873

Link to post
Share on other sites
23 часа назад, buba-suba сказал:

Вроде F4205 появилась в Прибайкалье. 

Распространение N из Ю-В Азии: юго-восток Китая - Забайкалье - Прибайкалье. Отсюда 2 ветви: 1) на север, в Якутию и распространение по побережью С-Л океана, от Чукотки до Скандинавии. 2) на запад, мимо Алтая, с остановкой на Южном Урале. Дальше снова 2 ветки: на север вдоль Урала и на запад через Венгрию. 

1) поток - по времени раньше. 

Говорю только про N3 (бывшее N1c без N1b). Судя по имеющимся данным волн было несколько и они смешивались несколько раз. И в Скандинавии только одна ветка, кстати она ближе к нам чем к саха

Link to post
Share on other sites
9 часов назад, кылышбай сказал:

Говорю только про N3 (бывшее N1c без N1b). Судя по имеющимся данным волн было несколько и они смешивались несколько раз. И в Скандинавии только одна ветка, кстати она ближе к нам чем к саха

думаю что это второй поток, по Уралу на север, дальше на запад. 

Link to post
Share on other sites
11.03.2021 в 02:00, кылышбай сказал:

У казахов-коныратов тоже доминирует булагатско-эхиритская С2-М407. Большой соблаз увидеть их общих предков в хунгиратах! НО, пока по имеющимся данным разошлись бурятские и казахские М407 оочень давно. Зато калмыцкие очень близки к брятским. Видимо это из-за присутствия баргутов среди Четырех ойратов и вероятных баргутских корней олетов, переплывших Байкал

Зачем выдумываете, что они переплывали Байкал? Где вы это вычитали?

Может логичнее исходную родину баргу и бурятов искать рядом с калмаками (т.е. другими основателями Ойратского союза) в Джунгарии, Алтае и т.д.? Тем более об этом прямо пишется в источниках.

Link to post
Share on other sites
10 минут назад, Zake сказал:

Зачем выдумываете, что они переплывали Байкал? Где вы это вычитали?

А зачем переплывать Байкал? Гораздо проще переехать зимой-весной по льду. Что буряты и делали даже в начале 20 века. 

Почему-то эпизод про Бортэ-Чино "перебравшись" трактуют "переплыв" Байкал. 

20 минут назад, Zake сказал:

Может логичнее исходную родину бурятов искать рядом с калмыками в Джунгарии, Алтае и т.д.? Тем более об этом прямо пишется в источниках.

Да, мы были в Джунгарии, на Алтае. Но по нашим легендам наша родина - Прибайкалье, Баргуджин-токум. И в источниках подтверждается. 

Link to post
Share on other sites
12 часов назад, buba-suba сказал:

Да, мы были в Джунгарии, на Алтае. Но по нашим легендам наша родина - Прибайкалье, Баргуджин-токум. И в источниках подтверждается. 

Ваши предки (хоринцы) относительно недавно (по историческим меркам) оказались на тер-рии Бурятии и стали называться бурятами.

Link to post
Share on other sites
15 часов назад, buba-suba сказал:

Почему-то эпизод про Бортэ-Чино "перебравшись" трактуют "переплыв" Байкал. 

 

Если судить по косвенным данным и ориентирам в той легенде, то это не Байкал.

 

15 часов назад, buba-suba сказал:

Но по нашим легендам наша родина Баргуджин-токум. 

 

Знаком с легендой про средневековую область Баргуджин-Тукум по летописи Рашид ад-Дина и ССМ.

А в каких бурятским народных преданиях говорится о ней?

 

Link to post
Share on other sites
  • Admin
3 часа назад, Zake сказал:

Ваши предки (хоринцы) относительно недавно (по историческим меркам) оказались на тер-рии Бурятии и стали называться бурятами.

По Зориктуеву монголоязычные хори смешались с тюрками куба (лебедь) в Цайдаме и переселились на Байка в начале 2 тыс. К 13 веку стали уже большим племенем.

Link to post
Share on other sites
  • Admin
Цитата

Прозвище баргут стало даваться байкальскому населению в XIII в. жившими южнее степными монголами. В его основу ими было положено наименование той территории, какую занимали лесные северные племена – Баргуджин-Токум. Напрашивается вывод, что в XIII в. слово баргут употреблялось в двух значениях. Во-первых, как
этноним, т.е. как самоназвание отдельно взятой племенной общности баргут на восточном берегу Байкала; во-вторых, в широком бытовом плане как общее прозвище всех людей, населявших Баргуджин-Токум. К слову сказать, традиция давать северным соседям прозвище баргут имела у монголов характер долговременной тенденции и
не утратила своего значения и много позже. В XVI–XVII вв. в верховьях Ангары и Лены беспрецедентные по глубине, силе и размаху консолидационные процессы привели к сложению племенного объединения, вначале называвшегося бурат, а потом бурэт.

Зориктуев
 

 

Link to post
Share on other sites
3 часа назад, Rust сказал:

По Зориктуеву монголоязычные хори смешались с тюрками куба (лебедь) в Цайдаме и переселились на Байка в начале 2 тыс. К 13 веку стали уже большим племенем.

Я читал его некоторые статьи. У него есть свой взгляд, отличный от других, на происхождение хори. Основная его мысль, насколько я понял, хори =/= хори-тумэд. Но я так и не увидел на основании чего он так считает. А новых работ он вроде ещё не делал.

С другой же стороны, другие бурятские историки вполне себе связывают хори и хори-тумэд. Не зря же хоринцы в 17м веке вышли именно из Йехе Нара, в котором были владетели именно монгольские туматы.

 

6 часов назад, Zake сказал:

Ваши предки (хоринцы) относительно недавно (по историческим меркам) оказались на тер-рии Бурятии и стали называться бурятами.

Но всё же. Если учитывать версию о хори-тумэд, то до подавления восстания хоринцы жили в Прибайкалье до 12го века, пока не были переселены на юг в ходе военной компании Чингисхаана.

С какого века они начали там жит уже сложно гадать. Насколько мне известно, были археологические раскопки и сверка ДНК хунну и современного населения Бурятии, которые совпали. Так что смею полагать, что буряты являются автохтонным населением Прибайкалья.

Link to post
Share on other sites
57 минут назад, Buhren сказал:

 

Но всё же. Если учитывать версию о хори-тумэд, то до подавления восстания хоринцы жили в Прибайкалье до 12го века, пока не были переселены на юг в ходе военной компании Чингисхаана.

С какого века они начали там жит уже сложно гадать. Насколько мне известно, были археологические раскопки и сверка ДНК хунну и современного населения Бурятии, которые совпали. Так что смею полагать, что буряты являются автохтонным населением Прибайкалья.

Хори, хори-тумэд в Прибайкалье ... Таких версий можно десятками генерировать. Это всё вилами по воде писано. Нужны однозначно трактуемые сведения из источников

А источники говорят, что генеральные названия "Бураат" и "Баргу" к вам пришли из западной джунгарской стороны. Вы, как бурят, должны это всё прекрасно знать. 

Понятно, что ваши пришлые предки абсорбировали местное байкальское население. В принципе это стандартная ситуация (для многих этносов). 

Link to post
Share on other sites
41 минуту назад, Zake сказал:

Хори, хори-тумэд в Прибайкалье ... Таких версий можно десятками генерировать. Это всё вилами по воде писано. Нужны однозначно трактуемые сведения из источников

А источники говорят, что генеральные названия "Бураат" и "Баргу" к вам пришли из западной джунгарской стороны. Вы, как бурят, должны это всё прекрасно знать. 

Понятно, что ваши пришлые предки абсорбировали местное байкальское население. В принципе это стандартная ситуация для всех этносов. 

Бурятами себя хори до 18-19го века особо и не называли. Только как хори монголами или хори хухэ тумэд монголшууд - хори синие тумэд монголы, когда в Прибайкалье приходили.

Откуда появился этноним бурят не совсем понятно. Одно понятно, от западных бурят. Единственные кого хори могли поглотить - это эвенков. Вполне возможно.

Бурят - это некий политэтноним, который объединил в себе все монголоязычные народы в Прибайкалье. Не уйди баргуты и дауры в Китай, тоже были бы бурятами.

Хоринцы 17го века вполне чётко указывали свою связь с баргутами и остальными "бурятскими" племенами через легенду о Барга-баатаре. И свою связь с хори-тумэд. То есть они в 17м веке так считали. Другое дело, что сейчас сложно что либо доказать на эту тему так как никаких артефактов не осталось, которые могли бы указать в одну или другую сторону.

Я не буду спорить с тем, что хори пришли в Прибайкалье в 17м веке. Но я считаю, что они не просто пришли, а вернулись. 

Link to post
Share on other sites
2 часа назад, Buhren сказал:

Бурятами себя хори до 18-19го века особо и не называли. Только как хори монголами или хори хухэ тумэд монголшууд - хори синие тумэд монголы, когда в Прибайкалье приходили.

Откуда появился этноним бурят не совсем понятно. Одно понятно, от западных бурят. Единственные кого хори могли поглотить - это эвенков. Вполне возможно.

Бурят - это некий политэтноним, который объединил в себе все монголоязычные народы в Прибайкалье. Не уйди баргуты и дауры в Китай, тоже были бы бурятами.

Хоринцы 17го века вполне чётко указывали свою связь с баргутами и остальными "бурятскими" племенами через легенду о Барга-баатаре. И свою связь с хори-тумэд. То есть они в 17м веке так считали. Другое дело, что сейчас сложно что либо доказать на эту тему так как никаких артефактов не осталось, которые могли бы указать в одну или другую сторону.

Я не буду спорить с тем, что хори пришли в Прибайкалье в 17м веке. Но я считаю, что они не просто пришли, а вернулись. 

Про хоринских бурят. 

Вы, наверное, в курсе что по своим преданиям отдельные роды хори-бурят тоже являются пришельцами с Алтая?

https://asiarussia.ru/articles/11482/

"...Род галзут является старшим в племени Хори. Как отмечал Н.П.Егунов, в древности тотемом хори была желтая собака, что получило отражение в названиях рода шарайд и галзутского патронима нохой. А само название «галзууд» - «бешеные», отражало их воинственный характер.

В Предбайкалье галзуты расселились в Качугском (улусы Нохой, Бурлай, Шуптэхэй, Хойбо), Баяндаевском (Шоно) и Ольхонском (Хутэл, Зама, Зугадат, Онгурены) районах.

А теперь исторический детектив – по преданиям предбайкальских галзутов, они появились на земле у Байкала в XVII веке, во время злополучной Ойрат-халхасской войны 1688 года с…юга Алтая. По реке Катунь они шли далее по реке Кан, затем до низовий Оки и уже оттуда переселились на Верхоленье.

Б.С. Дугаров приводит текст их шаманских призываний:

- Когда мы шли с Алтая,

Священным вереском очищались,

Когда мы шли с Саян,

Ветками пихты освящались,

Когда мы спустились на Лену,

На правом берегу осели…"

  • Одобряю 1
Link to post
Share on other sites
1 час назад, Zake сказал:

Про хоринских бурят. 

Вы, наверное, в курсе что по своим преданиям отдельные роды хори-бурят тоже являются пришельцами с Алтая?

Ну, всё верно. Когда восстание хори-тумэд подавили, то их раскидали среди остальных войск. Многие хори-тумэд попали в подчинение к ойратам. Оттого среди калмыков есть хоринские рода и по этой же причине некоторая часть хори были среди джунгар. То есть, основная масса хори вернулась в Прибайкалье в из Йехе Нара. Но другая часть вышла из Джунгарии или ещё откуда.

Многие хори с Иркутской Области могли и не помнить что они хори. Лишь только название рода связывало их и дало восстановить картину.

Иркутские хори – 5. Нохой-уруки

Маршруты гушитов и шарятов

Иркутские гушиты пришли в Приангарье из Монголии, но какой – Внутренней, Внешней или Западной - Джунгарии? «Следует отметить, что гучиты имеются среди эхиритских бурят Иркутской области, и в данное время проживают в селе Гучит Усть-Ордынского национального округа. Они говорят, что здешние гучиты принадлежат к боронутам. В этой связи напомним, что, согласно легендам, приведённым в баргузинской хронике Ц.Цыренова, в одном случае только эхириты по материнской линии, а в другом – как эхириты, так и булагаты по усыновившему их отцу относятся к боронутскому (или боролонутскому) роду. Возможно, что после походов чингисовских войск против лесных народов, часть хоринских гучитов оказалась в подчинении названных боронутов» (Цыдендамбаев с.149).

Различаются маршруты качугских и унгинских шарятов. Качугцы пришли в Верхоленье из Забайкалья незадолго до прихода русских, через Ольхон и Сарму, а унгинцы - в левобережное Приангарье из Западной Монголии. Цыдендамбаев считает, что причина кочёвок снова кроется в событиях XIII века: «Тот факт, что шарайты проживают среди эхиритских бурят в местности Кулинга и среди унгинских бурят в местности Тангут, по-видимому, свидетельствует об их бегстве после разгрома хоринцев чингисовскими войсками в 1207 году» (Цыдендамбаев с.148).

Link to post
Share on other sites

Вы всё равно повторяете тезисы историков о якобы первоначальной родине бураатов, баргу и т.д  в Байкальском регионе. 

Но это всё очень и очень спорно. 

А то, что баргу, бурааты, отд. хоринские роды пришли с Алтая, т.е. с западной джунгарской стороны - исторический факт!

Link to post
Share on other sites

Оттуда же.

Хори или не хори?

Нохой-уруки - это западнобурятские галзуты, сохранившие своё тотемное название и ведущие свой род от прародительницы – Матери собаки. Ранее ленские галзуты, расселившиеся в Баргузине, Ольхоне и Кударе, не относили себя к хори: «Интересно отметить здесь то, что буряты рода галзут, указанных выше районов как Иркутской области, так и БМАССР и Читинской области, не считают себя родственными. К сказанному считаем необходимым добавить, что люди рода галзут жили в Калмыцкой автономной области на Волге. Они входили до революции в Большой Дурбетский улус и управлялись князем Тумэновым» (Балдаев. с.565).

Об этом же есть и у Ц.Жамцарано, который пересказывает легенду, бытовавшую у ольхонских бурят в начале прошлого века: «Галзуты живут на острове Ольхон. Они сперва пришли на Лену (Зулхэ) с берегов восточного океана, а происходят от собакоподобных людей. Они не хоридоевцы, а другие – эмунээ» (Жамцарано. с.52). В переводе это значит, что они родились от собаки, точнее, от самки (тотем, забытый забайкальскими хори). А собака - это потомок волка, тотема, ведущего эхиритского рода шоно. И не случайно у западных бурят сохранились такие говорящие фамилии как Шоноев, Нохоев, Хориноев, Именохоев и т.д.

По их собственным преданиям, нохой-уруки пришли на Лену с Алтая. Это подтверждают их призывания:

Алтай арюун арсаарнь

Арюулжа ерэлэйбди,

Хүхеэ хуншуун хушараарнь

Хүншүүлэжэ ерэлэйбди.

Хухэя нашего

Можжевельником священным

Алтая нашего, Освежив себя, прибыли,

Кедром ароматным

Осенив себя прибыли.

(Дырхеев с.85).

Впрочем, своей прародиной считают Алтай немало и других бурятских родов. У нижнеудинских бурят, а это – булагаты, ныне живущие только в двух сёлах Мунгутубулук и Кушун Нижнеудинского района Иркутской области, до сих пор сохранились песни с щемящей грустью, повествующие о древней родине – благословенном Алтае. Вместе с ними ещё в начале прошлого века в нижнем течении Уды до впадения её в Ангару жил хоринский род шарятов – окинские шаряты (ахайн шарят). Они считались пришедшими из Джунгарии во время войн Галдан Бошогто хана с Сайн ханом халхасским. Ныне они разъехались.

В то же время у западных бурят присутствует и противоположная точка зрения: «….имя Жэнхэна, одного из сыновей Галзута, постоянно встречается в родовых преданиях верхоленских галзутов и галзутов Забайкалья. Так что их родство неоспоримо. Несмотря на ассимиляцию в эхиритской среде, галзуты Верхоленья являются коренными хоринцами, сохранившими своё тотемное название «галзуу-нохой» (Дырхеев с.86).

Сейчас, видимо, под влиянием проживания рядом с хори кударинские галзуты стали причислять себя к хоринцам (со слов Николая Хабшаевича Пиноева, главы села Ранжурово, декабрь 2015 г.). Также как и некоторые баргузинские и, возможно, иркутские (ольхонские и качугские) галзуты.

Link to post
Share on other sites
Только что, Zake сказал:

Опять двадцать пять)

Вы всё равно повторяете тезисы историков о якобы первоначальной родине бураатов, баргу и т.д  в Байкальском регионе. 

Но это всё очень и очень спорно. 

А то, что баргу, бурааты, отд. хоринские роды пришли с Алтая, т.е. с западной джунгарской стороны - исторический факт!

Ну, насчёт баргутов и бураатов я если честно сильно не знаю. Но некоторые части родов хори действительно вернулись в Прибайкалье из Джунгарии. Но я-то толкую о том, что изначально хори жили в Предбайкалье. До того как пришёл Чингисхаан и хори-тумэд не были побеждены.

Link to post
Share on other sites
2 минуты назад, Buhren сказал:

Ну, насчёт баргутов и бураатов я если честно сильно не знаю. Но некоторые части родов хори действительно вернулись в Прибайкалье из Джунгарии. Но я-то толкую о том, что изначально хори жили в Предбайкалье. До того как пришёл Чингисхаан и хори-тумэд не были побеждены.

Мы вообще не знаем доподлинно кто где жил во времена Чингисхана. Это всё гипотезы. 

Link to post
Share on other sites
1 hour ago, Buhren said:

Оттуда же.

Хори или не хори?

Нохой-уруки - это западнобурятские галзуты, сохранившие своё тотемное название и ведущие свой род от прародительницы – Матери собаки. Ранее ленские галзуты, расселившиеся в Баргузине, Ольхоне и Кударе, не относили себя к хори: «Интересно отметить здесь то, что буряты рода галзут, указанных выше районов как Иркутской области, так и БМАССР и Читинской области, не считают себя родственными. К сказанному считаем необходимым добавить, что люди рода галзут жили в Калмыцкой автономной области на Волге. Они входили до революции в Большой Дурбетский улус и управлялись князем Тумэновым» (Балдаев. с.565).

Об этом же есть и у Ц.Жамцарано, который пересказывает легенду, бытовавшую у ольхонских бурят в начале прошлого века: «Галзуты живут на острове Ольхон. Они сперва пришли на Лену (Зулхэ) с берегов восточного океана, а происходят от собакоподобных людей. Они не хоридоевцы, а другие – эмунээ» (Жамцарано. с.52). В переводе это значит, что они родились от собаки, точнее, от самки (тотем, забытый забайкальскими хори). А собака - это потомок волка, тотема, ведущего эхиритского рода шоно. И не случайно у западных бурят сохранились такие говорящие фамилии как Шоноев, Нохоев, Хориноев, Именохоев и т.д.

По их собственным преданиям, нохой-уруки пришли на Лену с Алтая. Это подтверждают их призывания:

Алтай арюун арсаарнь

Арюулжа ерэлэйбди,

Хүхеэ хуншуун хушараарнь

Хүншүүлэжэ ерэлэйбди.

Хухэя нашего

Можжевельником священным

Алтая нашего, Освежив себя, прибыли,

Кедром ароматным

Осенив себя прибыли.

(Дырхеев с.85).

Впрочем, своей прародиной считают Алтай немало и других бурятских родов. У нижнеудинских бурят, а это – булагаты, ныне живущие только в двух сёлах Мунгутубулук и Кушун Нижнеудинского района Иркутской области, до сих пор сохранились песни с щемящей грустью, повествующие о древней родине – благословенном Алтае. Вместе с ними ещё в начале прошлого века в нижнем течении Уды до впадения её в Ангару жил хоринский род шарятов – окинские шаряты (ахайн шарят). Они считались пришедшими из Джунгарии во время войн Галдан Бошогто хана с Сайн ханом халхасским. Ныне они разъехались.

В то же время у западных бурят присутствует и противоположная точка зрения: «….имя Жэнхэна, одного из сыновей Галзута, постоянно встречается в родовых преданиях верхоленских галзутов и галзутов Забайкалья. Так что их родство неоспоримо. Несмотря на ассимиляцию в эхиритской среде, галзуты Верхоленья являются коренными хоринцами, сохранившими своё тотемное название «галзуу-нохой» (Дырхеев с.86).

Сейчас, видимо, под влиянием проживания рядом с хори кударинские галзуты стали причислять себя к хоринцам (со слов Николая Хабшаевича Пиноева, главы села Ранжурово, декабрь 2015 г.). Также как и некоторые баргузинские и, возможно, иркутские (ольхонские и качугские) галзуты.

Хүхеэ - это Хөхэй? от слова "хөх" - синий

хуншуун хушар - что означает?  Что-то не могу пока монгольское объяснение.  хуш - кедр  как я понял из русского перевода, по монгольски хуш - кедр т.е. нормально понял думаю.

Хүншүүлэхэ - что означает? т.е. точный смысл.

Есть предположение что хүншүү - это хиншүү по монгольски запах горения??

Итак по халха-монгольски:

Алтай арюун арсаарнь - Алтайн ариун арцаар нь

Арюулжа ерэлэйбди, - Ариулж ирлээ бид

Хүхеэ хуншуун хушараарнь - Хөхэйн хиншүүт хушаар нь (есть Ханхөхийн нуруу - хребет Ханхухэй ... сокращенно просто Хөхэй - Хүхэй)

Хүншүүлэжэ ерэлэйбди. - Хиншүүлж ирлээ бид 

PS:  насчёт аромата или запаха мы говорим как "үнэр", а слово хиншүү сейчас относится только запаху следствия горения например еды на плитке ...

Link to post
Share on other sites
2 часа назад, Zake сказал:

Б.С. Дугаров приводит текст их шаманских призываний:

- Когда мы шли с Алтая,

Священным вереском очищались,

Когда мы шли с Саян,

Ветками пихты освящались,

Когда мы спустились на Лену,

На правом берегу осели…"

Это уже из Джунгарии возвращались. Те, кто не ушел на запад.

А те, кто уходил на запад, с калмыками, вернулись чуть позже, уже повоевав с русскими. Перед приходом русских ушли в Монголию и Китай. Это хучин и шэнэ барга. АРВМ. 

1 час назад, Buhren сказал:

Сейчас, видимо, под влиянием проживания рядом с хори кударинские галзуты стали причислять себя к хоринцам (со слов Николая Хабшаевича Пиноева, главы села Ранжурово, декабрь 2015 г.). Также как и некоторые баргузинские и, возможно, иркутские (ольхонские и качугские) галзуты.

Галзууд выделились в отдельный род чуть раньше времен ЧХ. И стали считать себя фактически отдельным от хори племенем. Хотя были старшим родом. 

Link to post
Share on other sites
9 часов назад, Rust сказал:

По Зориктуеву монголоязычные хори смешались с тюрками куба (лебедь) в Цайдаме и переселились на Байка в начале 2 тыс. К 13 веку стали уже большим племенем.

Зориктуеву вообще верить нельзя, это заказ КПСС. Борьба с панмонголизмом. Пантюркизмом в наших краях не пахло, нужно было тюркизм вклинить, чтобы меньше монголизма было.

12 часов назад, Zake сказал:

Ваши предки (хоринцы) относительно недавно (по историческим меркам) оказались на тер-рии Бурятии и стали называться бурятами.

Бурятами стали называться совсем недавно, причем с оговоркой хори-бурят. Восточные до сих пор так говорят. Но не пишут (на всякий случай, помнят еще партвзыскания). 

К примеру, это вроде как бы если Россия название "кыргыз-кайсак" заменила бы на "алшын" а не на "казах". И была бы Алшынская ССР. Много ли казахских племен стали бы себя называть алшынами? 

 

Link to post
Share on other sites
1 час назад, enhd сказал:

Хүхеэ - это Хөхэй? от слова "хөх" - синий

хуншуун хушар - что означает?  Что-то не могу пока монгольское объяснение.  хуш - кедр  как я понял из русского перевода, по монгольски хуш - кедр т.е. нормально понял думаю.

Хүншүүлэхэ - что означает? т.е. точный смысл.

Есть предположение что хүншүү - это хиншүү по монгольски запах горения??

Спросил отца, он говорит что это что-то на иркутском. Не может понять. 

Но вот с Burlang'а перевод слов:

хуншуу
с последующим һайхан или без него ароматный, приятный (о запахе).

 

хүншүү
I ~ 1. вонь, запах гари (или жареного), чад; шатаһан мяханай хүншүү запах горелого мяса; хүншүү гараха (или гутаха) пахнуть горелым;
2. зап. чудаковатый, придурковатый разг., глупый; ямар хүншүү хүм энэш гээ что он за странный человек.

 

хуша
кедр; кедр сибирский; хушын торгон орой самая (букв. шёлковая) верхушка кедра.

 

Про послелоги, постфиксы ничего не знаю. Бурятским пока ещё не овладел, к сожалению.

Link to post
Share on other sites
25 минут назад, buba-suba сказал:

Галзууд выделились в отдельный род чуть раньше времен ЧХ. И стали считать себя фактически отдельным от хори племенем. Хотя были старшим родом. 

О, а вы где про это узнали?

А так, да. Ведь даже главой делегации к Петру был тоже из Галзууд.

Но если что, я не в коем случае не отрицал, что галзуты являются хоринцами. Ведь не зря же в обоих ветвях по обе стороны Байкала фигурирует один предок, помимо самого Галзууд.

Link to post
Share on other sites
20 minutes ago, Buhren said:

Спросил отца, он говорит что это что-то на иркутском. Не может понять. 

Но вот с Burlang'а перевод слов:

хуншуу
с последующим һайхан или без него ароматный, приятный (о запахе).

 

хүншүү
I ~ 1. вонь, запах гари (или жареного), чад; шатаһан мяханай хүншүү запах горелого мяса; хүншүү гараха (или гутаха) пахнуть горелым;
2. зап. чудаковатый, придурковатый разг., глупый; ямар хүншүү хүм энэш гээ что он за странный человек.

 

хуша
кедр; кедр сибирский; хушын торгон орой самая (букв. шёлковая) верхушка кедра.

 

Про послелоги, постфиксы ничего не знаю. Бурятским пока ещё не овладел, к сожалению.

Всё совпадает, вот только  "хуншуу" = "хүншүү"?  Если нет то догадываюсь что может быть "хуншуу"... 

Может опечатка есть "хуншуу",  потому что в русском алфабите нет буквы "ү" и просто писали вместо "ү" букву "у"  и  получилось  "хуншуу"?

Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now




×
×
  • Create New...