Jump to content



Buryadai

Буряты

Recommended Posts

6 часов назад, Скриптонит сказал:

Вы что не верите, что эхириты это ихэресы, т.е. ветвь хонгиратов?

 

Не сочиняй сказки, Думан. Среди бурятов не думаю, что есть потомки средневековых татарских (тогуз-огузских) племен, они действительно несколько иные, чем халха-монголы и казахи. На форуме хонгират скорее всего только ты один, потому что массовое и компактное место их обитания это Туркестанская (Южно-Казахстанская) область и областной центр Шымкент.  Вероятность твоего кунгиратства 85% из 100%. Рассуждаю категориями вероятности по причине твоей несознанки, ведь ты заявлял себя то чингизидом торе (тентек?), то уйсунем. Вот и приходится пока гадать поджигая адраспан. ;)

 

  • Не согласен! 1
Link to post
Share on other sites
1 час назад, АксКерБорж сказал:

 

Не сочиняй сказки, Думан. Среди бурятов не думаю, что есть потомки средневековых татарских (тогуз-огузских) племен, они действительно несколько иные, чем халха-монголы и казахи. На форуме хонгират скорее всего только ты один, потому что массовое и компактное место их обитания это Туркестанская (Южно-Казахстанская) область и областной центр Шымкент.  Вероятность твоего кунгиратства 85% из 100%. Рассуждаю категориями вероятности по причине твоей несознанки, ведь ты заявлял себя то чингизидом торе (тентек?), то уйсунем. Вот и приходится пока гадать поджигая адраспан. ;)

 

Почему я Думан? И с каких пор я, уйсын, стал хонгиратом/коныратом?

  • Одобряю 1
  • Не согласен! 1
Link to post
Share on other sites
23 минуты назад, Скриптонит сказал:

И с каких пор я, уйсын, стал хонгиратом/коныратом?

 

Честно не понимаю зачем из рода своего отца и дедов делать секрет?

То представлялся тентек-торе, теперь уйсунем.

А где правда?

Вон Азбаяр тоже постоянно шифруется, то он он представлялся хавчигудом, то сартуулом,  то бесюдом, то найманом.

Поэтому, хорошо зная родо-племенной состав Туркестанской области не по наслышке, я начинаю гадать. Неизвестность всегда порождает слухи и догадки. ;)

 

Link to post
Share on other sites
8 часов назад, buba-suba сказал:

Вы что, предания не знаете? Верите тому что русские придумали в 17 веке? Одному роду (правда, хулиганистому) проиграли в стычке (про 1631 год), сразу в племя возвысили.

Ашаабагадууд - нагаснууд минии болоно.

Я верю их преданиям, а не тому, что придумали русские в 17 веке.

8 часов назад, buba-suba сказал:

Аша-абгад - это беглецы из племени булагат, из-за убийств соплеменников в мирное время из хулиганских побуждений. Бежали в несколько этапов, избегая мести.

Бежали в Монголию не из-за страха мести, снялись с кочевий в районах Балаганска, Усть-Уды, Заларей, Зимы, Тулуна, Нижнеудинска из-за множества факторов, это и борьба с Икинатами, и основание сети острогов, и похабовский беспредел. Ушли племенем, вернулись распыленными родами, кто куда, а часть так и осталась в Монголии.

К тому же из ашаабагатских преданий их предок был выращен и вскормлен беркутом, в отличии от булагатского Буха-ноёна.

Link to post
Share on other sites
9 часов назад, buba-suba сказал:

У бурятов нет нирунов. Нируны - монголы, буряты - баргуты.

Ну Буба-Суба вы даёте)) А как же потомки Охин-тайши сонголы, Бельгутаевы потомки табантан и табдайтан?

Link to post
Share on other sites
9 часов назад, buba-suba сказал:

Вы что, с дуба что-ли уна?

У бурятов нет нирунов. Нируны - монголы, буряты - баргуты. 

У эхиритов и булагатов М407, 

Все потомки так называемого "Алтан Худук" - не монголы. 

Икиресы ошибочно причислены к дарлекинам. 

ты не бурят 

Цитата

Кстати, друзья, вижу по STR матчам нового кузена , Егор Ертуханов- из бурят эхе-шоно, эхиритов, этот род из средневековых нирун-монголов, чоносы есть и среди современных монголов, бурятов и калмыков.

http://forum.molgen.org/index.php/topic,3142.180.html

9 часов назад, buba-suba сказал:

В

А Вы продолжаете свою политику - попытаться приколоться, потроллить? 

Тогда Вам надо было ник взять "Тролль" :D

ты поосторожней с эпитетами , тролить это твоя стезя

  • Не согласен! 1
Link to post
Share on other sites
50 минут назад, Дамир сказал:

Ну Буба-Суба вы даёте)) А как же потомки Охин-тайши сонголы, Бельгутаевы потомки табантан и табдайтан?

Они включенцы 18 века, монголы

 

Link to post
Share on other sites
52 минуты назад, ARS сказал:

Кстати, друзья, вижу по STR матчам нового кузена , Егор Ертуханов- из бурят эхе-шоно, эхиритов, этот род из средневековых нирун-монголов, чоносы есть и среди современных монголов, бурятов и калмыков.

Это высказывается дилетант, не знающий свою историю. Я бы рекомендовал ему прочитать Балдаева СП, или хотя бы послушать своих стариков.

Если он прочитает что у индейцев есть род "волки", будет считать их своей близкой родней.

  • Одобряю 1
Link to post
Share on other sites
2 часа назад, ARS сказал:

ты поосторожней с эпитетами , тролить это твоя стезя

 

Через Скриптонита значит дружу, а через ARSа ругаюсь? :D

 

Link to post
Share on other sites

 

Монголия.

1945 год.

Дорнод аймаг.

Хөлөнбуйр сум.

Барга (по-русски баргуты):

ENfX4cPU0AEemEO?format=jpg&name=medium

 

Link to post
Share on other sites

 

Монголия.

1939 год.

Дорнод аймаг.

Хөлөнбуйр сум.

Барга:

CKz4XsfUkAAibCu?format=jpg&name=900x900

Link to post
Share on other sites

 

Женщины барга с традиционным украшением из волос:

history_1482052232.jpgWy7_MmoFtrj1tlCukf991O87XjABwaxNzEZrCad7

50p7fllsjr1nrndqddtgl2shep-l.jpg

11043017_811307968949117_388220635971452

11774521_836061886489114_620188077_n.jpg

11076282_1559775267639237_82204867202738

Link to post
Share on other sites
Мои ольхонские галзуты. Как в наших родовых молитвах: "Галзуд солтое, баргай утхатайб" - Род Галзуд, древней ветви. Как и основной костяк прибайкальских монголов относимся к так называемой "ойрадской" кости.
В найденных ойрадских летописях Галзуд и Шарайд упоминаются в составе "четырёх ойратов" - так называемых "дурбен ойрд".
В сборник включены в переводе на русский язык шесть ойратских историко-литературных памятников, большинство из которых были обнаружены и изданы в конце XX века учеными-монголоведами из Китая и Монголии
Текст 68 стр.,
Одним из тех, кого называют дурбэн-ойратами (букв. «четырьмя ойратами». – В. С.) Джунгарии, являются подданные анги джунгарского хана и старших князей,многие большие отоки одного единственного древа: Бурийад, Залайид, Шарас, Галзад, Урад. [Вторым подразделением дурбэн-ойратов] являются четыре рода (омок) хошутов: ЙэкэМингган, АлагГулза, ÖлӧТӱмэн, Цагантуг, [а] кроме того, кӱрӱты, зултусы, бӧгӧнуты, эзэнэты, кӧтӧчинеры, турфанцы. [Третьим подразделением дурбэн ойратов] являются Западные дэрбэты, Большие дэрбэты, Малые дэрбэты, Ханггал Керес, Байизуури Галзана Дорджи, ӧлӧты, урянхаи, Алтан-нурские захачины, буучины, ХасагШара, Дугар-зайсанг. [Четвертым подразделением дурбэн-ойратов] являются хошуты, торгуты, оток баргутов и оток тугчинов..........
В другом историческом источнике также галзуд и шарайд упоминаются в составе ойратов уже вместе с другими родами современных монголов прибайкалья; Абаганад (Абаганер), Букот (Букос), Цохор (Сэгэнут). https://www.facebook.com/groups/395647163797578/permalink/3844393462256247/?__cft__[0]=AZVJYmFElDYKo1vD6b_D2nLyJtgcjY-zS-xov4ma0-Zq0kj0JaxAI023ceyd_hlapz1d6brLYDCnr2_UUnbxiMo5W_kBidyvSLCGmU1DFkph_vejB1ogCMQkCDX_BsDAQmQWgNM4l1tL94IyBF7Amckh&__tn__=%2CO%2CP-R Скриншот №1.
Нет сомнений, что это наши западно-монгольские рода. Теперь давайте откроем более ранние монгольские летописи, давно опубликованные на русском языке.
ГАБАН ШАРАБ .СКАЗАНИЕ ОБ ОЙРАТАХ
Чтобы не быть в забвении бывшему в сем само собою сотворившемся мире и владеющему Сорока и Четырех званиев народами, и жизнь вторично приемшему за свои добрые дела Чингис хану, описую я поколение и дела его, найденные у его потомков.
Имел он у себя во владении мунгалов сорока и четыре рода дербен ойротов, из сих последних один род, называемый элет, по возмущению диявола, именуемого шара шулму, т. е. желтого злого духа, откочевав, истребили; второй род хойты и батуты; третий — баргу бураты; четвертый — дербеты, зюнгоры, хошуты и торгуты.
IX. Изречения дербен ойратских ханов и нойонов
Цецен хан (хошутский), внимательно изучив состояние ойратов, сказал: "Барга и буряты будут русскими; хойты примкнутся к зюнгарам и хотанцам; мои старшие и младшие родственники останутся в Тибете и Китае; что же касается до меня, соседние зюнгары покорят меня. Я не знаю, что будет с зюнгарами. Разве торгуты с Дайчином (своим нойоном) не на краю света (булунг газар)? Впоследствии они поддадутся русским или китайцам (подкрашивающим ногти). Что там дальше будет, неизвестно"
Шара Туджи
Так называемые Дурбэн ойрат.
Харият,
один из них Огулэт (Т. е. Элэт.),
ставший теперь народом под именем Сархис.
Один из них хошут, торгут, джунгар — четверо, соединившихся в одно.
Один из них Барагу(т.е Баргу), Багатут(т.е Баатууд), Хойт — вот четыре тумэна ойратов.
Далее, для понимания дальнейшей картины надо понять, что такое явление как "хори-буряты" - чистейший вымысел. Надо вернуться во времена династии Цин, где наши западно-монгольские предки являлись заклятыми врагами китайской империи. Вся придуманная "хори-бурятская" история появилась только в некоторых упоминаниях из так называемого "сокровенного сказания монголов", написанного китайскими иероглифами, которое почти не цитируется специалистами и признаётся, скорее, как некая сказка. Надо понимать, что Цинская династия делала акцент на родство с чингизидами Китая, а китайский император для монголов был чуть ли не продолжением правления монгольской династии Юань. В свою очередь такие как мои галзуты, являлись для них "власовцами в советском союзе". Или как сейчас у них говорится в историографии - "западно-монгольские повстанцы". Именно эти люди сыграли одну из решающих ролей в проведении границы. Западные монголы были как острие копья в руках разрастающейся российской империи против цинского Китая и его приспешников. У Бантыш-Каменского описан некий Шодой - глава галзутов ( скриншот №2), чьей заслугой было разграничение с цинскими монголами. Вот так и появилась "наша галзутская династия" в забайкалье, которая существовала 150 лет. Ссылка на книгу архивариуса Бурят-Монголии Гирченко, где более подробно описано о правлении и падении данной династии в забайкалье https://www.prlib.ru/item/335533... Под управление галзутов попали совершенно разные монгольские, монголо-маньчжурские группы, которых стоило собрать в едино и дать общее, новое имя.
Далее стоит обратить внимание на некоторые опубликованные исторические материалы и статьи с той стороны границы о "побеге баргутов в Россию". http://www.vostlit.info/.../Russ_kit.../41-60/59_1.htm... По этой ссылке дипломатическая переписка в период подписания буринского пакта 1727 года, где с цинской и российской стороны упоминаются "хориаты и урянхи".........
Как думаете, откуда они взяли слово "хори", которое будто исчезает из Монгольской истории прямо с 13-го века, когда Рашид ад Дин составил сборник летописей и появляются только в 18-м веке первые упоминания об этом слове? )))
Кроме того, урянхи, хориаты и протчие суть ясачные нашего белея, кутухты, и живучи смирно на своих кочевьях, вы без резона послали людей, которые, устрашив их, принудили к ясаку соболиному. Когда мы о сем деле думали спрашивать у вас, а ты насупротив говоришь, что земля наша мунгальская, рабы наши и ясачные наши будто ваши, и подтвержаешь, что они вам отдалися письменно. Надлежит ли тому быть?
Наш Бубей-гун никоторым образом с ваших руских не бирывал ясак, вашими землями не завладел, а вы нежестоко удерживаете ваших россиан, которые иногда преходят на наши мунгальския земли, стращают наших урянхов, харитов и протчих подобных легковерных людей и словами обманывают их. Не явно ли нарушение сие древних трактатов и согласия, како убо уличаешь нас, что мы нарушили.
Здесь речь идёт о прибайкалье. Кто такие хориаты, можно более подробно ознакомиться вот по этим ссылкам. Дурбен Ойрд, Дурбен Хари. То есть в халхасских, постюаньских летописях ойратов называют словом "Хари", "Хори" - чуждые. То есть чуждые для пришедших в Монголию из Пекина юаньцев, не относящиеся к их династии. Просто буряты))
О побеге баргутов в Россию всё ещё остаются некоторые вопросы. То есть до конца не понятно - были ли галзуты среди перебежчиков, либо уже находились в Забайкалье. По ссылке www.academia.edu/35669184/%D0%91_%D0%9D%D0%B0%D1%86%D0%B0%D0%B3%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%B6_%D0%9E_%D0%BF%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D0%B3%D0%B5_%D0%B1%D0%B0%D1%80%D0%B3%D1%83%D1%82%D0%BE%D0%B2_%D0%B2_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%8E_%D0%B2_1730_%D0%B3можно предположить, что они перешли границу вместе со всеми. Скриншот №3, №4 (Бантыш-Каменский, Позднеев) только поверхностно говорят о масштабах переселения в забайкалье. Счёт вёлся тысячами юрт. Теперь надо обратить внимание на тот момент, когда баргутов называют народом Цэцэн Хана халхасского. Ведь они должны быть настоящими хариадами из четырёх ойратов, которые воевали с китайскими монголами чуть ли не со времен Хубилая и Ариг Буки, когда коренные монголы не признали так называемую юаньскую династию. Тот же Габан Шираб перечисляя ойратов, где в составе Дурбен ойрд барга-бурад, затронул лишь один исторический период. Ведь у того же Убаши Тюменя мы видим самых поздних четырёх ойратов и привычные для историографии: Чорос, Хошут, Дербет и Торгут. Хотя, очевидно, что поздний состав ойратов уже не совсем ойратский. То есть после изгнания из Монголии ушла лишь часть, а часть осталась и попала под влияние пришедшей династии даянидов (халха). Баргутские, Булагадские рода уже отражены в тех же халхасских летописях как Алтан Тобчи, Шара туж, где прародитель всех халхасов воспитывался у "балагачинского" Бахая, а некий баргут спасал уже беременную Мандухай хатун, когда та упала с коня в битве с ойратами. То есть почти с самого зарождения халхасов баргуты влились в эту обновлённую Монголию. И где-то, примерно, через 100 лет начинаются так называемые "тёмные пятна" в истории этого рода, которые описал Буяндэлгэр изучая цинские исторические акты, когда баргуты вместе с солонами были в восьмизнамённой армии. Именно эта уже разношёрстная масса и перебегала в Россию из под власти Цинской династии и его приспешника - Цэцэн Хана. Но я всё же склоняюсь к тому мнению, что какие-нибудь Галзуд и Шарайд должны были встречать со стороны России этих разных людей. Иначе как их можно было поставить во главе? Нужны были преданные люди, ненавидевшие Китай и их маньчжурскую династию.
Галзуты есть в Ордосе, Галзуты есть среди калмыков, Галзуты есть в западной Монголии, Галзуты есть на Алтае. Кстати, как говорил Зориктуев: "Лебединные легенды генетически являются тюркскими". Но я бы сказал, что легенды являются западно-монгольскими и встречаются у некоторых народов, которых принято считать "тюрко-монголами". Как можно назвать наших алтайцев тюрками? И здесь, наверное, правы многие современные "самозванные хоринцы", когда ищут корни где-то в Маньчжурии говоря о клане Ехэ; когда смотрят в сторону Халхи и никуда более; которые говорят о дагурах, некоторых солонах- как автохтонах или переселенцах в забайкалье; и даже те, которые видят некое родство с некими "бурятами" и о предках на Ольхоне, конечно же, имеют право на существование своих идей. Нам всегда казалось, что с западной стороны Байкала произошёл сложнейший этногенез, где есть сотни разных родов от монголов-нирунов до неких кетов. Но нет, на востоке ближе к цивилизации произошел ещё более сложный этногенез внутри монгольской нации и прилегающих родовых групп.
Далее как дилетант процитирую Балдаева и ещё каких-нибудь советских авторов. Понимаю, что ни один нормальный знаток своей истории подобное творчество не цитирует, но для легковерных умов это выглядит убедительно. Им ведь не исторические акты надо видеть с той стороны границы, не древние летописи, а исключительно какого-нибудь Балдаева с его информаторами или же какого-нибудь другого советского "учёного".
Балдаев С.П
Интересно отметить, что буряты рода галзут указанных выше районов, как Иркутской области, так и БурАССР и Читинской области, бурят Галзутского рода, Хоринского и Селенгинского аймаков не считают себя родственными. К сказанному считаем необходимым добавить, что люди рода галзут жили в Калмыцкой автономной области на Волге. Они входили до революции в Больше-Дурбетский улус и управлялись князем Тумановым
Когда шли мы с Алтая, Богородской травой очищались, Когда шли мы с Саяна, Ветками кедра очищались, Когда спустились мы на Лену, На правом берегу осели, Подружились с эвенками. Сражались с якутами, Воевали с цэгэнутами. Перестреливались с хайталами»
цитирует все того же Дугарова, но с указание шарайдского рода.
по преданиям предбайкальских галзутов, они появились на земле у Байкала в XVII веке, во время злополучной Ойрат-халхасской войны 1688 года с… юга Алтая. По реке Катунь они шли далее по реке Кан, затем до низовий Оки и уже оттуда переселились на Верхоленье.
Б.С. Дугаров приводит текст их шаманских призываний:
Когда мы шли с Алтая,
Священным вереском очищались,
Когда мы шли с Саян,
Ветками пихты освящались,
Когда мы спустились на Лену,
На правом берегу осели…
...... судя по источникам, пришло вместе с галзутами из Монголии со стороны Саяно-Алтая. На это также указывают их призывания:
Далекая моя земля,
Родина – окраина Монголии,
Тэнгэри хангинов –
На северо-западе,
Чёрный Хасар тэнгэри,
Людей рода шарайд тэнгэри,
Прямо на север…
Шарайды составили род в Балаганской степной Думе, позже – Унгинской инородной управе. Населяли улусы Кушун, Мунгуту-булук, Шарат-Куйтинский и Шарат-Тангутский. Ныне в Нукутском районе существует отдельное село Шараты, также часть шарайдов живут в селах Куйта и Тангуты. Из них происходил один из крупнейших сказителей Унгинской долины Дебхи Букосов, от которого записывали предания и варианты «Гэсэра» Г.Н. Потанин и М.Н. Хангалов
Можно обратиться к Баргузинской летописи в первоначальном переводе Николаса Поппе в летописи говорится (дословно стр 31-32): "Баргузинские буряты самих себя перечисляют к Монгольскому Зунгарскому Олютскому роду; из Зун-гару Монголии были говорят выходцы в Баргузин человек 6 или 7 икоторые попреданиям водворились и между здешними бурятами, да и самые названия монгольских олютских родов и баргузинских бурят, итакже заморских сходствуют между собою как то например, Икирит, Булгат, Бурут, Галзут и проч."
Даже сравнительно недолгое совместное проживание разных этносов и этнических групп неизбежно приводит к появлению субстратных фонетических черт в звуковом строе языка. Всякий раз, когда языкам приходится испытывать воздействие со стороны иноязычной среды, наиболее сильному изменению подвергаются определенные элементы. Сюда относятся явления, связанные с судьбой исконного праалтайского спиранта s.
К числу актуальных проблем диахронических исследований консонантных субсистем в алтаистике относится фонетическое развитие s > h, широко представленное только в тунгусо-маньчжурских языках. В монгольском языке оно захватило лишь бурятское наречие
Балдаев С. П. Родословные предания и легенды бурят.
Буряты, вышедшие из Джунгарии, называют род соло. Пе­ред тем, как перейти в своих призываниях к просьбе, шаманы их говорили:
Соло хадаа Готол, Если назвать род,
Сохоб нэрэ Сэрэн... То готольский,
Если назвать собственное имя,
То именуется Сэрэном...
Link to post
Share on other sites

Булагаты, хурамша  в составе ранних ойратов. (боягачины и гирмучины. булагчин кэрэмучин) 

Почему-то не берут во внимание историки подобные источники. Для бурят так вообще история должна начинаться с цитат из трудов Абу-ль-Гази. Именно он в 17 веке, имея, как я понимаю, на руках источники, которые до нас не дошли, перечислил самый ранний родовой состав ойратов времен Чингисхана. Ведь даже в Газини Тарихи ойраты описываются неким многочисленным объединением.
Рашид ад-дин. Племя ойрат.
"Эти племена еще издревле были многочисленны и разветвлялись на несколько отраслей, у каждой в отдельности было определенное название с таким распределением: ..... (пропуск) "
Сюда скопирую русский перевод публикации 1768 года http://www.vostlit.info/Texts/rus6/Abulgazi_2/pred.htm , которая переведена с французского перевода, который на фотографии. Перевод подан по-другому и со своими "дополнениями".
ГЛАВА ДЕСЯТАЯ
О поколениях Уиратов, и его различных линеях.
Надобно мимоходом здесь предложить, что Турки старинным своим языком называют все большие реки Саи, но Таджики, малые реки называют Рут, а большие, Рут-Канна. Арапы большие называют реки Увады, а] Могулцы называют оные Муран. В земле Могуллской есть с Восточные стороны восемь рек, которые все впали в большую реку именем Икар или Икран-Муран, и называют их всех общим именем Секир-Муран, то есть, восемь рек; но имена всех осьми реке следующие: 1 Кон-Муран, 2 Он-Муран, 3 Кара-Eссун; 4 Себикан, 5 Икран-Муран, 6 Акар-Муран, 7 Чатан-Муран, 8 Ходжа-Муран. Около сих то рек жили прежде сего Уираты. Во время Чингис-Ханово Уираты имели владельца именем Тоха-Беги-Хан, у которого было два сына, первому имя Иналчи, а другому Тауранчи. Сей Хан и его оба сына, имев долго войну с Чингис-Ханом, напоследок от него побеждены, Ауираты пришли под державу Могуллов, Торгауты, Курисы и Утуласы произошли от поколения Уиратов, однако они от них разделились, и учинили особливые линеи.Торгауты имеют сие имя для того, что они живут за землею именем Селика, которая лежит за Могуллами. Туматы также вышли от поколения Уиратов, живут на границах Кергизов в земле называемой Баркучин-Тугум, и имели в государствование Чингис-Ханово некоторого владельца именем Татуле-Сукар-Хан, которой был принужден поддаться Могуллам. Боягачины и Гирмучины также от поколения Уиратов, живут в соседстве с Кергизами, и очень любят тишину. Теленгуты, Орачуты, и Куссутмаиты также вышли от Уиратов, хотя они и разные имена имеют. Издавна о них носилась слава, что очень искусны во врачевании и волшебстве, также за зверями ходить и рыбу ловить, да и жили всегда при реках, и в лесах...
По моему мнению, этот первоначальный родовой состав ойратов идеально подходит для того, чтобы преобразиться в так называемые " первые Дурбен ойрд - Дурбен хори" которые мы видим в источниках, а именно: Элют, Хойт, Тумат (тюмюд) и Баргу-Бурад.
" Ю. Лыткин, переводчик работ Габан-Шараба и Батур-Убуши Тюменя, оставил обширные "Калмыцкие записки", хранящиеся в Архиве Востоковедов. Первая часть рукописи называется "Происхождение калмыцкого народа". В ней ученый дает материалы легендарного характера о происхождении каждой ветви ойратского союза. Он писал, что название "Дербен-Ойрат или элет произошло гораздо раньше Чингис-хана и в него входили Элет, Хойт, Тюмут или Тюмет(Тумат) и Баргу-Бурят".
Тумат- это один из крупнейших родов Тывы. Теленгуты - это преимущественно современные алтайцы. Курисы - это так называемые Кури (Кори) из Газани Тарихи, которые, скорее всего и есть те самые Хоро среди многочисленного народа Саха. Боягачины и Гирмучины несомненно есть те самые "булагачин и кэрэмучин из Баргуджин Токума" в летописи Газан хана. Рода Булагат и Хурамша. Здесь как нигде подходят такие слова наших стариков: "Булгад хуни гарбали-Баряад хуни утха!" (если ближе к литературному сказать). Также сюда идеально бы подошло упоминание из ойратской летописи найденной в Синьцзяне, где в составе "Дурбен Ойрд"(четырех ойратов) упоминаются Шарайд и Галзуд. Ведь нам же пишут, что перебежчики из восьмизнаменной цинской армии преимущественно были баргутами.
Тут главное смотреть на всю историческую картину более глобально. Много кого можно назвать баргутами, много кого можно назвать кергизами, много кого можно назвать урянхами. Хойтами так вообще весь север можно назвать. Сегодня можно назваться хоть кем! Хоть тувинцами, якутами, бурятами, монголами, хакасами и т.д., Можно видеть сначала такой состав ойратов, потом через лет сто мы видим уже будто бы другой состав ойратов. В конце мы видим вообще каких то непонятных четырех: хошутов, дэрбэтов и зюнгарцев. Но сути всё это не меняет! Мы говорим про одну и ту же родственную группу на огромных преимущественно лесных и горных пространствах. Мы говорим про коренных монголов близ столицы Каракорум (Хархорин) если рассматривать правление нашего государства "Сверная Юань" (китайское название коренной Монголии) с настоящими ханами во главе на подобие Эссена и Тогона. Вот здесь интересен комментарий из той же публикации 1768 года. Именно так видели Монголию. тут надо понимать ещё один момент, что ойраты на пике своего могущества во времена так называемой Северной Юань и Джунгария, это немного разные понятия. Половины тех ойратов уж точно не было с поздними джунгарами.
Калмыки не что иное, как Татары идолопоклонники, и наилучшая часть из трех побочных линий Турецкого народа, которые живут ныне в великой Татарии. И понеже они только одни такие Татары, которые хранят цело старинной язык Могуллской или Турецкой во всей его чистоте, которые живут еще и доныне на тех землях, которые Чингис-Хан по завоевании великие части Азии, определил некоторым способом владельцам наследникам своим, и которые сохранили до нынешних времен, почти тот же все образ в питии, тот же в законе, и тот же в платье, каков все историки приписали Могуллам, победителям Азии; того ради несколько праведно заключить можно, что они прямые потомки Могуллские, а их Ханы Прямые наследники империи Могуллские. Что же касается до имени Калмыки или Калмаки, которым мы их называем, то некоторой род ругательного прозвища, которое им дали Магометанские Татары с ненависти к ним за идолопоклоннической закон; и которое чрез Россиан дошло до нас, а потом время так утвердило употребление сего имени, что почти никто ныне уже больше их не знает по подлинному имени. Что я предлагаю, то так праведно, что великое им бесчестие, буде кто в лицо Калмаками их называет, и говорят они, что гораздо больше им права в имени Могуллов, нежели их соседам, которых мы ныне знаем под именем Мунгалов, которые произошли от сей части Могуллов и Татар, которых Хинцы при командире своем бонзе, то есть духовном человеке именем Ху, основателе дому Темингского, паки выгнали из Хины чрез Норд около 1368 года, после как они оною владели больше 150 лет, щитая от первого завоевания, которое Чингис-Хан учинил 1211 года. Земля, на которой ныне Калмыки живут, бесспорно наибольшая и наилучшая есть часть из всей Татарии; границы ее начинаются на Восточном берегу реки Яика, и оттуда на Норд-Ост мимо Орловских гор идут до реки Иртыша, против самого устья так называемые реки Омь; оттуда идут оные все подле реки Оми до самого ее источника, и непрерывно продолжают итти на Ост, пока сходятся с рекою Обью, потом идучи в верьх по сей реке до самого озера Алтан, из которого она вышла, возвращаются назад, и совокупляются с горою Кавказом, которую Татары в том месте называют Тугра-Тубуз-Лук. Оттуда поворачиваются на Восток, следуя все за горами до расстояния двух дней ходу до реки Селенги близ Селенгинска. Потом клонятся на Зюйд, и идучи чрез некоторое время подле сей реки в том же расстоянии, приходят на Вест к реке Енисее, подле которые идут от 49 градуса ширины, до самых ее источников следуя за горами, которые по ней лежат на Западном берегу. Там поворачиваются на Зюйд-Ост к Хине, которые границы сошлись с Калмыцкими от 39 градуса ширины, подаючися больше в Зюйд до границе так называемого государства Ава. Оттуда возвращаются на Вест к владению великого Моголла, которое с ними сошлося от границ государства Ава, до границе великие Бухарии; а наконец идучи подле великие Бухарии и границ Туркестанских, возвращаются чрез Норд-Вест к Восточному берегу реки Яика, так что Калмыки имеют земли не меньше как на 500 миль Немецких в долготу, а на 300 миль в широту под наилучшим Климатом в свете.
(пер. В. К. Тредиаковского)
Текст воспроизведен по изданию: Родословная история о татарах, переведенная на францусской язык с рукописныя татарския книги, сочинения Абулгачи-Баядур-хана, и дополненная великим числом примечаний достоверных и любопытственных о прямом нынешнем состоянии Северныя Азии с потребными географическими ландкартами. Том I. СПб. 1768
Link to post
Share on other sites

Урянхайская кость. 

Сойот, Соёт, Сойгуд ( Урянхай, Урианхай)
Я здесь не настаиваю на какой-то исторической истине. Просто по одной из своих линий я аларский, по другой осинский ; по третьей есть корни боханских готолов, которые тоже, возможно, и есть урянхайцы. Для духовного самосознания это очень важно. До этого мы писали про соётов, где пытались идентифицировать этот этноним с ойратскими хойтами (хойт-сойт по версии многих историков). Кто-то с насмешкой нам объяснял, что соёт - это название жителей современной Тывы. Но я думаю, это всё взаимосвязано. Просто сейчас невозможно всё это собрать в кучу и сделать какие-то определённые выводы.
Как я понимаю, недавно принято решение о присвоении имени Доржи Банзарова бурятскому государственному университету. Т.е., наш главный вуз теперь носит имя урянха из халхасских тавнангутов. Плохой он был человек или хороший - судить не нам. Одни говорят о его пороке пьянства. Другие говорят, что он работал на империю - занимался изменением монгольской топонимики, выполнял разные задания, как истинный знаток и носитель своей культуры. Третьи говорят, ссылаясь на его опубликованные письма, что он был правильным буддистом и настоящим сыном своего монгольского народа. Так это или нет - дело не наше. Можно лишь констатировать, что ничего особенного он после себя не оставил. Нашу веру почему-то "черной" обозвал. Но для империи, возможно, он что-то сделать и успел.
Ещё этот "легитимный" поехал открывать сойотский (урянхайский) культурный центр. У меня в голове это как-то не совсем укладывается: одни на протяжении долгого времени хотят выдавить чисто монгольский этноним соет (урянхай) из так называемого "бурятоведения", другие - открывают культурный центр. Поднимается какая-то непонятная шумиха вокруг слова сойот. Чего они хотят? - не понимаю. Но мне лично, это очень даже по душе. Урянхай - это один из главных этнонимов саяно-алтайского региона, нашей северо-западной Монголии.
Начнем наш пост с этой ссылки на официальные документы 1727 года (всё в переводе на кириллицу http://www.vostlit.info/.../Russ_kit_otn.../41-60/59_1.htm )Здесь некий диалог в документах о разделе мунгальской землицы в преддверии подписания известного нам пакта. Скопирую сюда лишь два абзаца и суть там примерно такая: маньчжуры предлагают проводить границу по Ангаре, но московцы им говорят: отдыхайте, ребята. Ваш хойтогойтский алтын хан к нам в подданство продался и соответственно вся его земля (вся совр., Иркутская область, Прихубсугулье, земли по Енисею и т.д.,) теперь наша. А маньчжуры им в ответ: Вы что, с ума что ли сошли. Если один там какую-то бумажку подписал, то это ничего не значит. Вот, все его потомки сейчас Богдо хана признают и вообще они наши - мунгальской кости и т.д.,
.................." Великий наш богдыхан во всяком деле наипаче следует правде, ты же, о посол, ишешь разскаски и притчины, возбужая дела уже от ста лет. Походит ли то на правду?
Алтын-хан и Лозон-хан суть мунгальцы того ж роду, как и наши Бубей-белей, Сунджин, Семген Бубей, которые никогда вам не отдалися и искони ясак платили нашему великому государству, приходят для поздравления и протчего, и понеже суть одна кость и одно тело с белеем Сунджином, Семген Бубе и с протчими, не праведно ли бы было, чтоб и паки восприяли обладание своих предков, которое владение к вам, россианом, ни по какому образу не принадлежит.
Кроме того, урянхи, хориаты и протчие суть ясачные нашего белея, кутухты, и живучи смирно на своих кочевьях, вы без резона послали людей, которые, устрашив их, принудили к ясаку соболиному. Когда мы о сем деле думали спрашивать у вас, а ты насупротив говоришь, что земля наша мунгальская, рабы наши и ясачные наши будто ваши, и подтвержаешь, что они вам отдалися письменно. Надлежит ли тому быть?
Наш Бубей-гун никоторым образом с ваших руских не бирывал ясак, вашими землями не завладел, а вы нежестоко удерживаете ваших россиан, которые иногда преходят на наши мунгальския земли, стращают наших урянхов, харитов и протчих подобных легковерных людей и словами обманывают их. Не явно ли нарушение сие древних трактатов и согласия, како убо уличаешь нас, что мы нарушили? .........................""
Здесь нам интересно сообщение про "урянхов и хориатов", т.е., имена, которыми нас называл наш же народ. Про хариатов, как бы, всё понятно - это название прибайкальских монголов, название монголов так называемой ойратской кости. (суть наш главный этноним; ну или термин, который должен был стать основным нашим названием). Как в цитатах из летописей: Дурбен хари, Дурбен ойрд. Т.е., Четыре чуждые, Четыре ойрата. Вот по этой ссылке доктор наук Монголии объясняет более подробно с цитатами из документов с той стороны границы (On the people of Khariad (Qariyad) http://www.academia.edu/.../On_the_people_of_Khariad... ). На этой странице мы много про это писали и ещё раз все повторять, наверное, нет смысла. Не надо забывать, что в первых сообщениях так называемых первопроходцев - озеро Байкал называют "харинским" озером.
Но нас интересуют урянхи. Самые недалекие, возможно, подумают про урянхайский край и будущих тувинцев ( в московских документах киргизы), которые московскому царству и в последующем империи никогда не подчинялись, а вместо ясака кропили кровью пришельцев своё оружие. Из документов следует, что тот же Иренек признавал союз с ойратскими владетелями, как людьми одной ветви.
А вот по этой ссылке всё тот же человек нам объясняет, кем были те урянхи, описываемые маньчжурскими монголами в документе. ( Б.Нацагдорж_Хөвсгөл нуурын урианхай хошууны үүсэл (цаатнаас малчин болсон үйл явц)_2016 http://www.academia.edu/.../%D0%91.%D0%9D%D0%B0%D1%86%D0... ). В пример приводит документы из которых следует, что это не очень большая группа так называемых соетов, если мне не изменяет память, то во главе их был некий Ирки тайша. Этакие коренные владетели Тункинской долины хотогойтского ханства на тот момент.
Что мы видим сегодня?- а сегодня мы видим всего несколько тысяч соётов, живущих где-то на окраине. И представить, что этноним урянхай является одним из основообразующих в составе исторических бурят-монголов, как-то не получается. Но здесь мы постараемся взглянуть на это по-другому!
Начнем с Тункинской долины. Вот по этой ссылке (https://www.facebook.com/photo.php?fbid=1841903399221288&set=a.258067847604859&type=3) на основании переписи видно, что некоторые заблуждаются, называя тункинских некими хонгодорами. В конце 19 века их там только треть. Хонгодор - "племя" выдуманное! Этноним совершенно не летописный. Просто взяли и записали всех подряд хонгодорами для удобства сбора ясака или преследуя другие какие-нибудь цели. Это ясно как божий день! А следом эти строители "бурятизма" (как выразился Элбэг Ринчино) в виде каких-нибудь балдаевских книжек нам представили какие-то лебединые легенды со слов каких-то непонятных информаторов. Так вот, из всего этого осмелюсь предположить: в результате гражданской войны в Монголии 17-18 века к острогам московцев начали выбегать небольшие группы хойтогойтов ( которые по происхождению также должны быть какими-нибудь хойтами или урянхами, либо близкие к ним рода), которые слились с местным населением Тунки и приангарья - урянхайцами-сойотами. Можно предположить, что такие рода как хурхуд (куркут, куркат), шошолок, иркит; возможно, тэртэ, хойхо (у Карстена "Сойс") - являются чисто урянхайскими. Еще мы видим среди хонгодоров множество родов непонятно какой ветви. Я сам по одной из линий аларский, и это мои сородичи, это мои родовые земли. Вот по этой ссылке тот же Баир Зориктуевич (https://www.facebook.com/photo.php?fbid=1867637123314582&set=a.258067847604859&type=3) на основании переписи показывает, что в Аларском районе хонгодоров больше, чем в Тунке, Оке и Закамне вместе взятых. Всё вместе это огромный ареал родственных друг другу людей.
Далее рассмотрим происхождение Иркутска. Если ты говоришь : Би эрхуу буряад. То здесь можно образно понять как " я урянхайский бурят". В истории Иркутска они пишут примерно так: В 1661 году, по просьбе тувинского князца Яндаша Дороги был впервые построен Иркутский острог .... Тут, конечно же, можно поспорить в том, кто же является настоящим урянхом (далее я приведу в пример цитаты из средневековых источников, где на самом деле закопана тонта урянхайских родов). Правильнее сказать: на родовых кочевьях монгольского тойона урянхайского (соёцкаго) роду, с разрешения Алтын хана хойтогойтского московцам разрешили поставить острожек для сбора пушнины и торговли.
Также рассмотрим такую большую группу как осинско-боханские люди, которых почему-то называют булагатами. Я сам корнями из Бильчира и для моего духовного самосознания просто необходимо видеть правду. Если взглянуть на рода окинских соётов, то там, как я понимаю, есть рода онхот (онгот) и, конечно же, иргит (ирхид). У нас в Осинском аймаке выделяются четыре основных рода: хогой, онгой, онхотой, ирхидай (есть и множество других родов вплоть до найманов), но можно предположить, что основа (или значительная часть) все-таки из онхотов и иргитов. Насчёт онхотов большой вопрос, ведь этноним в 17 веке упоминается повсеместно наряду с так называемыми "брацкими". В тех же представленных документах о разграничении московцы также упоимнют неких онхотов и брацких людей. У того же Нацагдоржа, если я не ошибаюсь (вот по этой ссылке: Хотогойдын үүсэл, бүрэлдхүүний тухай https://www.academia.edu/.../%D0%A5%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0...) есть описание этнонима онхот, где он их возводит к такому летописному этнонима как онгуты. Так что связь окинских урянхов с осинскими людьми очевидна. (также должен быть род хурхуд, куркат).
Далее, было целое китойское родовое управление. ( http://www.academia.edu/6499157/Нанзатов_Б.З._Китойская_управа_этнический_состав_и_расселение_китойских_и_балейских_бурят_Вестник_БНЦ_) Рода: куркут, сойгут и всё тот же шошолог. Еще сохранились улусы близ Саян. Просто так получилось, что на этих землях близ основной дороги образовались города Ангарск, Усолье-Сибирское, Черемхово, Иркутск. Коренное население там просто растворилось. Рода куркут, шошолог расселены по всей территории Иркутской области и Бурятии.
Далее, сойгуты смогли образовать свое родовое управление вблизи нашей кудинской управы. В самом кудинском родовом управлении есть небольшое количество представителей рода шошолог. (см., всё у того же Баира Зориктуевича Нанзатова по ссылке). Есть нижнеудинские бурят-монголы. Есть урянхайцы среди табангутов Бурятии. Есть среди сонголов,если смотреть их хухуры. Есть урянхи даже среди так называемых "хоринских" ( Цыдендамбаев. хухуры). Ну и навскидку наверное всё.
Для настоящих мужчин-воинов этноним урянхай, наверное, является наиболее величественным. Даже не какой-нибудь кият-борджигин, а именно урянхай олицетворяет собой сильную сторону монгольского народа. Попробую обосновать столь громкое предположение. Во первых, конечно же, это Субэтэй и Джэлмэ. История помнит воинов! Это предводители монгольской армии времён самого Чингисхана, далее его сына - Угэдэя. Сын Субэтая Урянкатай предводитель армии времён Менгу хана. В летописи Газана, записанной персидским писарем, перечисляется множество эмиров из этого рода.
Описание урянкат. Джами ат-таварих 14 век.
Это племя пошло от рода вышеупомянутых Кияна и Нукуза. Имеется другая группа, которую называют «лесные урянкаты», но эти [последние] отличаются от них. Это лесное племя [находится] в пределax Баргуджин-Токума, там, где обитают племена: кори, баргут и тумат; они близки друг к другу.
Пользующиеся уважением монголы, слова которых заслуживают доверия, касательно этого настойчиво утверждают, что мы де неоднократно видели это [сами].
В стране Могулистан холод бывает чрезмерным, а в особенности в той ее части, которую называют Баргуджин-Токум: [там] непрерывно и последовательно падают молнии.........
Они также рассказывают, что по всяким поводам им являются джины и разговаривают [с ними]. В том владении много подобного рода фантазий и вымыслов и безмерное количество шаманов [кам], – общеизвестно, что джины с ними разговаривают, – в частности, в той области, которая близка к границе отдаленнейшей обитаемости. Эту область называют Баргу, а также называют Баргуджин-Токум. Там шаманов больше всего.
Также можно посмотреть информацию о так называемых "хойин урянха" всё из той же летописи Газан хана сборника летописей Рашид ад-дина.
.....Они считали большим пороком пастьбу баранов до такой степени, что если отец или мать ругали дочь, то говорили: «мы отдадим тебя такому человеку, у которого тебе придется ходить за баранами!». Она же до крайности огорчалась, так что от огорчения и скорби вешалась......
............Они думали так, что если люди обитают в городах, областях и равнинах, то они пребывают в тяжком мучении...........
Тот упомянутый народ твердо и непоколебимо [стоит] на том правиле и обычае и постоянно пребывает в лесах. Однако в августейшую эпоху Чингиз-хана и его великого рода те пределы стали юртом других монгольских племен и они [урянкаты] смешались с другими монголами.......
..............Однако во время Чингиз-хана из этого племени был эмир, по имени Удачи, из [числа] эмиров тысяч левого крыла. Впоследствии его вместе с его тысячей назначили охранять великий гурук Чингиз-хана, который [находится] в местности Буркан-Калдун. Они [поэтому] никогда не ходят в ханскую страну. Тулуй-хан и его род, Кубилай-каан, Менгу-каан и их роды – все погребены в том гуруке......
Рукопись сочинения на «ясном письме», сохранившаяся в Синьцзяне, была обнаружена и введена в научный оборот в 80-х г. XX в. Оригинал, написанный волосяной кистью, переписал набело владелец рукописи З. Дүгэй и опубликовал с предисловием Алтан Оргила в выходящем в Синьцзяне на «ясном письме» журнале «Хан-Тэнгри», в N 2 за 1983 г
Хотя это сочинение было написано в 1850-х г., из его содержания следует, что автор ставил целью закончить историю описанием событий 1750-х г., приведших к крушению Джунгарского ханства.
Qoyid-un noyad-un uɣ, angqan-du Bo-qaɣan-u čaɣ-tu Oyirad, Qalqa ilɣaraǰu ɣarču ireged Oyirad dotor-a-ban neyileǰü, qoyidu bey-e-deki Oyirad-i Qoyid geǰ ü ner-e ügbei //
Перевод.
Происхождение хойтских князей. Вначале, во времена Бо-хана, когда ойраты и Халха отделились друг от друга, ойраты объединились и стали называть ойратов северной стороны хойтами.
Link to post
Share on other sites

Самый большой род в составе современных бурят-монголов - Шоно - нирун монголы. 

Немного про Алан Гоа. Вроде эта тема сейчас актуальна у нас в республике). Тем более, недавно была дискуссия с одним иркутским парнем, который увидел в установке памятника какой-то надуманный "хоринский" вымысел от Бато Очирова. Нет, друг мой, это наша общая тема. Пусть наши хоринские братья видят историю, как им хочется, но мы тоже можем понять ее по-своему)
Всем известно, что Алан Гоа является прародительницей основных монголов, то есть " монголов нирунов", от которых и пошел род самого Чингисхана.
Можно привести несколько цитат из сборника летописей Рашид ад-дина. Из источника, который многие считают главным по истории средневековых монголов. Там описывается, что Алан Гоа из рода куралас.
"УПОМИНАНИЕ О ПЛЕМЕНАХ, ПРОЗВАНИЕМ КОТОРЫХ В ДАВНЕЕ ВРЕМЯ БЫЛО МОНГОЛЫ, ОТ КОТОРЫХ ПОЯВИЛОСЬ МНОГО ПЛЕМЕН, КАК ТО БУДЕТ ПОДРОБНО ИЗЪЯСНЕНО НИЖЕ.
Часть рассказов о них будет приведена в истории о Добун-Баяне и Алан-Гоа. Эти племена монголов состоят из двух отделов: монгол [мугул]-дарлекины и монгол [мугул]-нируны. Под монголами дарлекин имеются в виду монголы вообще, а под [монголами] нирун – те, которые происходят из непорочных чресел, т.е. из рода и чресел Алан-Гоа, предание о чем известно и распространено среди монголов.
УКАЗАТЕЛЬ НАРОДОВ.
Подразделение второе. Народы, которые произошли от трех сыновей, появившихся на свет у жены Добун-Баяна, по имени Алан Гоа, [уже] после смерти ее мужа. Добун-Баян же был из коренных монголов, что не забыто; Алан-Гоа же происходила из племени куралас. "
Наша "бурятская" история ,конечно же, говорит, что куралас-это есть "хорилар", а следовательно Алан Гоа дочь Хорилартай Мэргэна, как описывает Юань-чао би-ши. Но кто тогда эти ребята, несколько раз описываемые в Джами ат-таварих Рашид ад-дина?
"Племена: баргут, кори и тулас;
племя тумат также ответвилось от них
Эти племена близки друг с другом. Их называют баргутами вследствие того, что их стойбища и жилища [находятся] на той стороне реки Селенги, на самом краю местностей и земель, которые населяли монголы и которые называют Баргуджин-Токум.
В тех пределах сидело множество [других] племен: ойрат, булагачин, кэрэмучин и другое племя, которое они называют хойин-урянка, – также было близко к этим границам; каждое в отдельности имело начальника и предводителя. Чингиз-хан покорил всех их, и подробности об их положении приведены в [этой] истории."
Наверное, это и есть наши якутские братья, о которых уже написано в группе Шоно ( кори и батулинцы).
Тут есть еще одна нестыковочка. Судя по этому источнику, род куралас ответвился от дарлекинов-кунгиратов.
"Племя кунгират
Словом, имена тех трех сыновей и [названия] тех ветвей, которые появились от каждого из них, следуют в таких подробностях:
Первый сын – Джурлук-мэргэн. Он – предок тех племен, которые в настоящее время относятся к кунгиратам.
Второй сын – Кубай-Ширэ. У него было два сына: Икирас и Олкунут. ( в указателе народов написано именно "икирас", но в других местах написано "инкирас". Также мы и сегодня видим рода "икирас", "икирес", "ихиред" в составе монгольских народов. Но это не важно, мы же не первоклассники, чтобы верить в какие-то племена <<шоно>>)
Третий сын – Тусубу-Дауд. Он имел двух сыновей: Каранута и Кунклиута.
Третий сын – Тусубу-Дауд. У него было два сына: Каранут и Кунклиут. Этот Кунклиут взял жену отца, и она от него принесла сына по имени Мисар-Улук. Он также взял [еще] жену отца, и она принесла от него сына, по имени Куралас, из рода которого происходят все племена куралас. Он взял [еще] хитайку, и она принесла от него сына, по имени Элджигин. Все [элджигины] – от его кости.
Каранут. Этот Каранут был старшим сыном Тусубу-Дауда. Все то племя, которое называют каранут, ведет от него происхождение. ( вот здесь, возможно случайно есть сходство с одним из самых больших бурятских родов "харанут", который встречается в Монголии и среди калмыков <<шоно>>)"
Но все это "не суть важно". Алан-Гоа- это полумифическая личность задолго до рождения Чингисхана, от которой и пошли "коренные" монголы, так называемые "нируны". Монголы, которые в последующем распространили это славное имя на ближайших собратьев. Посмотрим какие именно рода причисляет Рашид ад-дин к потомкам Добун-Мэргэна и Алан-Гоа. Не надо забывать, что летописец имел доступ к священным книгам монголов.
"Подразделение второе. Народы, которые произошли от трех сыновей, появившихся на свет у жены Добун-Баяна, по имени Алан Гоа, [уже] после смерти ее мужа. Добун-Баян же был из коренных монголов, что не забыто; Алан-Гоа же происходила из племени куралас.
Эти народности также состоят из двух подразделений: нируны в собственном смысле; их шестнадцать родов: катакин, салджиут, тайджиут, хартакан, сиджиут, чинос, который называют также нукуз, нуякин, урут, мангут, дурбан, баарин, барулас, хадаркин, джуръят, будат, дуклат, йисут, сукан и кингият.
Второе подразделение – нируны, которых также называют киятами; они разделяются на две ветви; кияты вообще и в этом смысле [они объединяют роды]: юркин, чаншиут, кият-ясар и кият-бурджигин, что означает – синеокие; их ветвь произошла от отца Чингиз-хана и имеет [поэтому] родственное отношение [к роду Чингиз-хана и его отца].
РАШИД-АД-ДИН .СБОРНИК ЛЕТОПИСЕЙ
ДЖАМИ АТ-ТАВАРИХ
ГЛАВА ВТОРАЯ ЧЕТВЕРТОГО РАЗДЕЛА
УПОМИНАНИЕ О ПЛЕМЕНАХ, ПРОЗВАНИЕМ КОТОРЫХ В ДАВНЕЕ ВРЕМЯ БЫЛО МОНГОЛЫ, ОТ КОТОРЫХ ПОЯВИЛОСЬ МНОГО ПЛЕМЕН, КАК ТО БУДЕТ ПОДРОБНО ИЗЪЯСНЕНО [НИЖЕ]
Упоминание о тех племенах, которых называют нирун.
Племя чинос
Хотя они – из племени тайджиут, однако во время войны Чингиз-хана с тайджиутами они были в союзе с Чингиз-ханом.
Эта ветвь идет от двух сыновей Чаракэ-лингума, как это было подробно изложено в [разделе] о его ветви. Он взял за себя жену своего брата, она родила от него двух сыновей, одного назвали Гэнду-чинэ, а другого – Улукчин. Чинос будет множественным числом от чинэ. Значение этих двух упомянутых имен – «волк» и «волчица». Людей, которые принадлежат к ветви этих детей, называют чинос; часть же этого племени, кроме того, называют еще нукуз; нукузами также называют другое племя – дарлекин, принадлежащее к собственно монголам [могул-и хасс]. Это племя есть ветвь тех, которые вышли из Эргунэ-куна и расплавили железную гору семьюдесятью мехами кузнецов, как об [этом] упомянуто в предшествующих разделах.
В этом государстве [в Иране] Джаурчи, эмир-тысяцкий, был из их рода. В этом государстве из этого племени не известен ни один человек, который пользовался бы значением. И все!
(пер. Л. А. Хетагурова) АН СССР. 1952
Также приведем цитатку из последней книжки Нанзатова.
Б.З. Нанзатов. "Забайкальские буряты в 19 веке: этнический состав и расселение" (стр 185)
Этноним "Шоно", как полагает Д.Д. Нимаев, имеет отношение к сяньбийскому чину, о связи которых с многочисленными современными монгольскими чиносцами указывает Г. Сухбаатар. как отмечал исследователь, определение сяньбийского этнонима "чину", по сути представляющего фонетическую транслитерацию китайскими иероглифами, указывает на передачу этого этнонима через китайский иероглиф (..) лан, значение которого "волк". Носители этнонима "cinu-a"-"чоно-шоно//чинус, "чонод" широко распространены в монгольском мире. Среди тюрков этнонимы со значением "волк"- "buri", "kurt" также широко распространены.
Таким образом, появление этнонима среди бурят относится к сяньбийской традиции и имеет сяньбийские корни. Принимая во внимание тот факт, что шоно - это самый многочисленный и крупное племя бурят, полагаем, что именно шоносцы стали катализатором процесса монголоязычия эхиритов в древности.
Link to post
Share on other sites
Выдуманные "хори". "Без роду без племени", как мы их называем. Обезличенные сказками и мифами начиная с 19 века. 
 
ТУНГУСО-МАНЬЧЖУРСКИЙ ГЕНОНИМ ГУЧИТСКИЙ
Статья посвящена языковому и этнокультурному генезу генонима тунгусов Гучитский - Гучит.
Известным этнографом Г. М. Василевич при исследовании эвенков было в свое время отмечено наличие рода Гучит в 1897 г. в Кужертаевской и Онгоцонской управах Урульгинской Степной Думы, в Баргузинском округе [1, с. 266, 272]. В списке родовых названий тунгусов ею приведены названия Кучигир-Кучит в районе Баргузина и Баунта, также в бассейне Нерчи, Кучиды, Витима [1, с. 272]. По-видимому, следует полагать, что в видении Г. М. Василевич это были разные рода, соответственно и разные названия.
В известной работе Б. О. Долгих «Родовой и племенной состав народов Сибири в XVII веке» в среде нерчинских тунгусов тунгусы «Кучилицкого» рода, т. е. Кучидского, отмечены как платившие ясак и в Кучидский острог Иркутского уезда в XVII в., и в Телембинский острог, и в сам Нерчинский уезд [2, с. 342-343]. По-видимому, с этой поры тунгусы Кучидского рода стали считаться нерчинскими тунгусами, и последнее упоминание о них в качестве тунгусов было, вероятно, по ревизии 1857 г.
Следует полностью согласиться с мнением Б. О. Долгих о том, что «род Гучит - это кучидские тунгусы, которых в нач. XVIII в. приписали к Итанцынскому острогу», где платили ясак «братские». «Кучилицкий» род, плативший ясак в г. Нерчинск, Б. О. Долгих также соотносит с кучидски-ми тунгусами и, полагая, по-видимому, что они имеют общую этническую основу с Вакаройским родом, далее объединяет их и дает сведения о них уже под названием последнего, т. е. Вакаройского / Вакасильского / Украинского. Подобные сводные рода, объединенные, по-видимому, общностью хозяйственно-бытового уклада, имеются и в документах ГАЗК.
К примеру, в описях нерчинских тунгусов от 1732 г. Гучитский род тунгусов записан вместе с Шунинским. По-видимому, это могли быть родовые объединения конных тунгусов, т. е. занимающихся коневодством. Если иметь в виду, что Шу-нинский род тунгусов этнически может быть связан и вести начало от тюркоязычного племени от-ши, или шю В. В. Радлова, то становится очевидной их этническая близость с Кучицким / Гучитским родом, тунгусами-кучитами. В документах от 1848 г., ревизии 1858 г. Гучитский род уже не числится в ведении Урульгинской Степной Думы, а в описях инородческого (т. е. бурятского) населения «появился» род Гушаад. Не исключено, что тунгусы-гучиты причислили себя к бурятам, что и обусловило «появление» Гучитского рода или Гушад.
В этом немалую роль сыграло то, что Гучитский род тунгусов был приписан к Кужертаевской инородной управе, земли которой были в Приононье, т. е. на исконных землях монголоязычных племен.
 
 

Избрант Идес. Конец 17-го века. Где-то возле современной Аги.

Обыватели техъ местъ называются коннiи тунгусы, и платятъ они Царскому Величеству ......... оные люди военные и отважные, и во время нужды четыре тысящи конныхъ, съ луками и стрелами вооруженныхъ, постановить могутъ. Они мунгаловъ не боятся, которые и не дерзаютъ ихъ явнымъ образомъ атаковать ......... а шапки ихъ рухлядью опушены, которыя того часу опустить могутъ, когда дождикъ на нихъ найдетъ

 

 

Даже сравнительно недолгое совместное проживание разных этносов и этнических групп неизбежно приводит к появлению субстратных фонетических черт в звуковом строе языка. Всякий раз, когда языкам приходится испытывать воздействие со стороны иноязычной среды, наиболее сильному изменению подвергаются определенные элементы. Сюда относятся явления, связанные с судьбой исконного праалтайского спиранта s.
К числу актуальных проблем диахронических исследований консонантных субсистем в алтаистике относится фонетическое развитие s > h, широко представленное только в тунгусо-маньчжурских языках. В монгольском языке оно захватило лишь бурятское наречие
 
Одной из его существенных фонетических особенностей бурят-монгольского языка является наличие в нем фарингального h . Исторически появление h в системе консонантизма монгольских языков объяснялось как результат процесса смещения или передвижения артикуляции с более передней позиции на более заднюю позицию. Такая трактовка с точки зрения артикуляционной является правильной, потому что здесь переход переднеязычного s в гуттуральный h. Однако необходимо отметить, что данное явление представляет собой следствие, а причина появления этой фонемы в бурят-монгольском языке связана с историей взаимодействия его с другими языками. Данные по истории бурят-монгольского языка показывают, что он в течение длительного времени контактировал с языками маньчжурской семьи, часть носителей которого населяли занимаемую ныне бурятами территорию вокруг Байкала. Фарингальный һ в современном бурят-монгольском языке как раз является элементом субстрата солонского языка, ассимилировавшегося с монгольским языком.
Link to post
Share on other sites

Старый текст. Единственное упоминание на Байкале о неких коринцах и батуринцах (батулинцах). К этому плюсуют какие-то упоминания из сказки под названием ССМ. И вся эта выдумка описана в так называемых "хоринских летописях". Классический пример того, как разношёрстной массе близ маньчжурской Даурии придумывают новое имя.

 

Один народ, одна земля, одно происхождение.
Всегда вспоминаю якутских шаманов, которые во время ердынских игр просили поставить свое сэргэ на священной горе Ерд в Усть-Анге. Поставить сэргэ на земле своих предков. Поставить в самом сердце так называемой бурятской ойкумены. Шаманы будто чувствуют связь со своими предками и историей.
Теперь попробуем все разобрать по порядку. В отредактированных документах первопроходцев вырисовывается примерная картина о расселении родов 17 века в Прибайкалье. Хорошо зная географию Иркутской области, можно примерно предполагать: кто и где находился, куда ушли со временем, кто был изначально, а кто перекочевал немногим позже (во времена смуты). И тут, как бы, не укладывается ,каким образом могли современные 40% "нашего" народа поместиться на Ольхоне и в приольхонье.( при том, что довольно большая часть ушла в Китай и Монголию после революции ). Тажеранская степь очень маленькая, на самом острове мест для выпаса скота еще меньше. В других местах "кори и батулинцы" не упоминаются ни в одном из документов того времени. В Тункинской долине еще по старой традиции пасут коней Алтын ханы хойтогойтские, почти на всей территории совр., Бурятии так называемые Халха табангууд (табунангууд) и и близ Еравны граничат с дагурами, забайкалье-дагуры.
Но все "бурятские" историки в один голос пишут, как предки современных "хори-бурят" кочевали на Ольхоне. Начинают писать со времен тайш конца 19 века. ( как тайши могли писать о происхождении в какой-нибудь управе того времени. Возьми сейчас какого-нибудь чиновника лизоблюда, как он напишет?) Например, интересно почитать опубликованные письма о Доржи Банзарове, о том, что его работа в Иркутске заключалась в изменении топонимики Прибайкалья. Или вспомним всем известного Окина. Сами "буряты" из поколения в поколение уничтожали свою историю. ( кто-то и сегодня придумывает слово "уйлисэ", а не гудамж, лишь бы отдалить от своего истинного утха, от истории и культуры своих предков).
Но вернемся к "коринцам (корильцам) и батулинцам". То, что упоминание об этих родах связали с современными хори-бурятами, с их языковыми особенностями, приданиями, компонентами нац., одежды и т.д-многих вводит в заблуждение. Целое поколение бурятских "историков" пытались найти связь там, где ею и не пахнет. Может эта "маньчжуроподобная" мода чужда современным бурятам и эти странного вида малгай давно пора убрать из "бурятской культуры"? Оленеводство, культ оленя)), как священного животного для многих западных бурят-монголов, монголов прихубсугулья. Буддизм,как совершенно противоположное явление к этнонимам хороо (хоролор) и ботулуу (хотя, по сообщениям Палласа или Георге мы видим, что в 18 веке среди наших хори-бурят ламаизмом почти не пахло). Многое из этого противоречит культуре хариад (хари) предбайкалья, этим архаичным монголам, которые находились в отдалении от Маньчжурии, Китая, Тибета.
Теперь вернемся к братьям якутам. В легендах описываются три прародителя: Омогой, Эллей и Улу Хороо. Будто Омогой из батулинцев, Эллей-хангалас ( на монгольский лад "хангаладар", наверное) и Улу Хороо соответственно хоринского происхождения. В Якутии есть много родов батулинского происхождения; Окладников отмечал батулинцев , как ядро народа Саха. Потомки Хороо также являются составной частью "якутского" народа. И на мой взгляд, первопроходцы в 17 веке под именем "братских кори и батулинцев" встречают близ Ламу (Байкала) именно сородичей тех самых якутских "хороо и ботулуу". Якуты-автохтоны нашей земли. Т.е, вплоть до 17 века мы были едины и они приходятся нам ближайшими сородичами-такие же монголы ойратской родовой общности (этакие хариад, хари-чуждые).
1645 г. ранее июля 4. — Отписка пятидесятника Верхоленского Братского острожка Курбата Иванова якутскому воеводе. " Взяв тынгусково князца Можеуля и роспрошав накрепко, где бы мошно на братцких людей притти безвесно, и князец Можеул стал говорить: и топере де братцкие люди все живут в скопе и везде де у них по дорогам караулы, пойдем де мы край Ламы на корилцов и на батулинцов, живут де там братцкие люди безвесно, а сына ево Можеулева Окунию посадил в острошке. И как пришли на край Ламы и схватили дву мужиков тынгуских и алятцково роду Мидалву и их стали роспрашивать, и где живут братцкие люди корильцы и батулинцы, и их взяли с собою. И вечером улусы и братцких людей подсмотрели сами и изготовились на утро на удар, и к братцким людем ночью весть пала, а скот и живот весь увезли и изпометали избы с войлоки, и мы за ними пеши шли день до вечера. И почали промышленые люди говорить: нам де за конными людьми пешим не уходить. И с Ламы пришли в острог и мы мало не померли голодною смертию.
Пришли край Ламы июля в 2 день и пятидесятник Курбат Иванов велел нам, холопем твоим, поделать суды, а которые, государь, братцкие люди по сю сторону Ламы корильцы и батулинцы князец Обоголдей стали миритца и ясак тебе, государю, с себя сулить, и тех братцких людей не воевали.
Именно через предбайкалье идет связь современных саха с монгольским миром. Так называемая "тюркская фонетика"-это неотъемлемая часть общемонгольской культуры. Из истории известно, что народы, по меркам истории, сравнительно быстро, могут перейти на другой язык. Недаром бабуля говорит, что своих бабушек они почти не понимали.
Байгал-на якутском море. Не "Далай", не "Ламу", не Харинское (харьятское) озеро как у первопроходцев, а именно Байгал. Если теперь и можно разделять народы, то якутская версия о происхождении слова Байкал выглядит более убедительной. Порой кажется, что предыдущие поколения историков, которые не могли писать правду по известным причинам, специально придумывали сказочные легенды и вымыслы. Все эти родословные от неких "Эхирита" и "Булагата" личностей 17 века, какие-то полумифические сказания о Хоредое, его сыновьях и т.д. Так называемая бурятская история, которая никак не совпадает с историческими документами.(особенно с другой стороны границы).Само происхождение слова "Ольхон" на многих, наверное, наводит сомнение. Этакое невежество к своим, а кому-то совершенно чужим священным местам. ( якутские версии историков нового поколения выглядят более правдивыми и порой только дополняют общемонгольскую картину Прибайкалья. Монгольские историки возводят слово  олхуу-холмы, олхунууд-люди, живущие на холмах . Сам ольхонский, но с какой стороны надо подплывать, чтобы остров показался лесочком? В Джами-ат-таварих описывается происхождение родов Олхунут и Икирес.
" Баяудай -Харбатан принадлежит к ним и пришел оттуда. Баяудай из [племени] олкунут, которое является ветвью кунгиратов. Об этом будет изложено [ниже].
Кубай-Ширэ. У него было два сына: Икирас и Олкунут.
Войско левой руки.Тысяча Буту-гургэна, бывшего из племени икирас [инкирас]; это племя родственно племенам кунгират. [Буту-гургэн] женился на одной из дочерей Чингиз-хана, как это обстоятельно изложено в летописи. Так как он был уважаемым [лицом] и от чистого сердца служил Чингиз-хану, тот препоручил ему все войско, бывшее из племени икирас. Он сам определял эмиров тысяч по докладу [о том Чингиз-хану]. Всего войска их было девять тысяч. Названия их в подробностях не выяснены.
Из всего этого можно было бы выстроить более правдоподобную версию)
Можно привести версии разных ученых, дополняющих эту общую картину:
Согласно версии Ш.Гаадамбы, лексема Ольхон лежит в основе этнонима олхонууд ‘досл. холмы’, из которого, согласно «ССМ», происходила мать Тэмучжина Оэлун. Автор переводит название как ‘те, которые обитают по холмам’ (цит по: Сундуева).
А.С.Борисов утверждает, что слово олонхо легло в основу этнонима ольхонуты.
По мнению Попова Г. В, формы якутских монголизмов соответствуют формам калмыцкого(ойратского) языков( Попов 1986).
Уместно тут привести данные Ц.Б. Цыденданбаева о том, что в языке эхиритов до XVII в. активно сохранялся фонетический строй тюркского языка.
Хэнгэлдэры-сородичи хангаласцев в Прибайкалье обурятились(Дугаров Р.Н 2008 с 7)
Б.О Долгих считал ядром Саха хангаласцев, связывая их с ихиритским родом хэнгэлдэр.
Я.И Линденау о существовании якутской крепости у Качуга.
Окладников со своей изжившей себя курыканской теорией. О происхождении народа Саха в предбайкалье.
Токарев в своей неопубликованной книге делает выводы, что современные хори-буряты не имеют отношения к описанным корильцам и батулинцам и т.д
Далее, сходство можно увидеть во многом. Компоненты национальной одежды, женские украшения. Якутский круговой танец "Дьуохар" или "Осуохай" ( в записях того же Балдаева С.П мы видим, что в начале 20-го века наши восточные братья не знали бурятский Ехор). Можно посмотреть георафическое положение. Лена берет начало в Качугском районе Иркутской области, южнее кудинская степь, немного восточнее приольхонье. Вполне логично с верхоленья уйти вниз по течению на Среднюю Лену. ( Баргузинские, Курумканские бурят-монголы, среди которых большинство из рода Хэнгэлдэр переселялись именно с верхоленья). Далее, тотем орла. Орел, как символ Ольхонского района, символ тэнгэрианства почитается многими якутскими родами (ниже скульптура орла в Хангаласском улусе, герб хангаласского улуса республики Саха)
Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now




×
×
  • Create New...