Перейти к содержанию
Buryadai

Буряты

Рекомендуемые сообщения

Наконец то вышла статья о ДНК-исследованиях бурят.

Хотелось бы узнать мнение участников форума о статье.

Какие возникли замечания?

http://rjgg.molgen.org/index.php/RJGGRE/article/view/32

Этногенез бурятского народа с точки зрения ДНК-генеалогии

Жаксылык Сабитов

Abstract

В данной статье автор попытается продолжить исследования ученных Возняка М., Деренко М., Малярчука Б. и др. Ими были исследованы гаплотипы 215 бурят, что было отражено в статье Wozniak et al 2006 «Allelic and haplotypic frequencies at 11 Y-STR loci in Buryats from south-east Siberia» [1]. Но, к сожалению ученные только нашли «кости», а реконструировать «скелет» бурятского этноса они не стали. Безусловно, это вызвано тем, что при такой реконструкции стоит привлекать специалистов различных отраслей: популяционных генетиков, специалистов по TMRCA, историков и этнографов, разбирающихся в истории и родовом делении изучаемого этноса («скелета»). Так как с точки зрения популяционной генетики исследование популяции бурятов (215 человек) было проведено идеально, автор, основываясь на их выводах, а именно гаплотипах, попытаемся реконструировать «скелет» бурятского этноса.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

Наконец то вышла статья о ДНК-исследованиях бурят.

Хотелось бы узнать мнение участников форума о статье.

Какие возникли замечания?

http://rjgg.molgen.org/index.php/RJGGRE/article/view/32

Этногенез бурятского народа с точки зрения ДНК-генеалогии

Жаксылык Сабитов

Abstract

В данной статье автор попытается продолжить исследования ученных Возняка М., Деренко М., Малярчука Б. и др. Ими были исследованы гаплотипы 215 бурят, что было отражено в статье Wozniak et al 2006 «Allelic and haplotypic frequencies at 11 Y-STR loci in Buryats from south-east Siberia» [1]. Но, к сожалению ученные только нашли «кости», а реконструировать «скелет» бурятского этноса они не стали. Безусловно, это вызвано тем, что при такой реконструкции стоит привлекать специалистов различных отраслей: популяционных генетиков, специалистов по TMRCA, историков и этнографов, разбирающихся в истории и родовом делении изучаемого этноса («скелета»). Так как с точки зрения популяционной генетики исследование популяции бурятов (215 человек) было проведено идеально, автор, основываясь на их выводах, а именно гаплотипах, попытаемся реконструировать «скелет» бурятского этноса.

Прочитал на одном дыхании. Было бы конечно здорово если бы те исследователи записывали родоплеменную принадлежность.

На мой взгляд эхириты и булагаты не так близко стоят к хоринцам. Тот массив как Вы верно замечаете безусловно хоринцы. Но насчет эхиритов и булагатов я не очень уверен. (Хотя как я понял внешние данные никак не отражается на ДНК, но все же упомяну. Эхириты очень белее, я бы сказал они похожи на якутов.)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Прочитал на одном дыхании. Было бы конечно здорово если бы те исследователи записывали родоплеменную принадлежность.

На мой взгляд эхириты и булагаты не так близко стоят к хоринцам. Тот массив как Вы верно замечаете безусловно хоринцы. Но насчет эхиритов и булагатов я не очень уверен. (Хотя как я понял внешние данные никак не отражается на ДНК, но все же упомяну. Эхириты очень белее, я бы сказал они похожи на якутов.)

Ну насчет эхиритов и булагатов, несомненно ясность внесут только, если люди из этих родов протестируются.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну насчет эхиритов и булагатов, несомненно ясность внесут только, если люди из этих родов протестируются.

А счет внешности и У-хромосомы.

Тут связь слабая.

Вот я например монголоид на фэйс, а гаплогруппа индоевропейская R1a (у киргизов и алтайцев то же самое)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Есть ли у монголов род Адай? Адай с монгольского как-то переводится?

У монголов АДАЙ нет, но есть у тувинцев - АДАЙ МОНГУШ. По-тувински адай произносится фаринализировано, и имеет семантическое значение как храбрый, величественный, древний.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Первые три как я понимаю взято из ССМ в переводе Козина.

Тогда первые две есть имена Цаган-Гоо Гун-Гоо гоо в смысле красивый. цаган-белый гун-глубокий

Увас это хубас или хоас. на современном монгольском это ухаа-каурый а -с это показатель мн. числа

Увс нуур- Убсу нагур Убсу гидроним тюркского происхождения. нуур это озеро на монгольском.

Убсу или по тюркскому произношению Упса это синоним этнонима Тыва (Туба). Есть река Упса в Хакасии, она также наз-ся Туба. Поэтому Убсу-Нур это Тыва-Коль или тувинское озеро.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вот уже прошло более полувека, как было отнято в 1958 году, собственное имя народа и республики Бурят-Монголия. Несколько ранее в 1937 году, тоталитарный режим сталинизма, по ложному обвинению в пресловутом «панмонголизме», кощунственно разделил Бурят-Монгольскую АССР на пять частей. Как сказал выдающийся писатель Ч.Айтматов: «разделение состоялось по принципу колонизаторов «разделяй и властвуй», всегда беспроигрышному для владычества». Исходя из вышесказанного, невольно вспоминаешь то, что когда в начале 1990 годов в стране повеяло демократией, все народы стали возрождаться, многие республики приняли названия, которые у них никогда и не были. Например, Якутская АССР стала Саха-Якутией, Марийская АССР – Марий Эл, Северо-Осетинская АССР – Северной Осетией- Аланией и т.д. Единственной республике, т.е. Бурятской АССР, которая по сравнению с другими республиками гораздо раньше них имела название Бурят-Монголия, не дали восстановить первоначальное имя. Иначе говоря, название Бурят-Монголия в своей сущности было заблокировано пришлой диаспорой под абсурдным вымыслом все того же пресловутого «панмонголизма».

По этому поводу приведу слова, произнесенные выдающимся русским писателем А.Солженицыным: « Если хочешь уничтожить народ, то надо уничтожить его корни» А корни у бурят монгольские. Так что высказывание писателя вполне можно отнести и к названию Бурят-Монголия. В своей книге «Архипелаг Гулаг» А. Солженицын констатирует: «… только в 1929 году было репрессировано и уничтожено 35 тысяч бурят-монголов». В настоящее время бурятский народ стоит на грани вырождения как этнос. Бурятский язык, как исчезающий, занесен ЮНЕСКО в Красную Книгу. Как говорится, нет языка, нет и народа. С другой стороны, сыграло немаловажную роль и то, что многие из населения республики, в частности, её диаспора, не знают действительной истории происхождения коренного народа (искажалось тоталитарным режимом), и название республики Бурят-Монгольская АССР. Многие из пришлой диаспоры полагают, что Бурятия и Монголия составляли единую Бурят-Монгольскую АССР. Затем Монголия отошла и осталась Бурятская АССР. Этого, как известно, никогда и не было, а была Бурят-Монгольская АССР в составе СССР и суверенное государство МНР.

Чтобы понять и знать всю её суть правды, совершим экскурс в её древнюю историю. Крупный ученый, доктор исторических наук, профессор Т.М.Михайлов в книге «Цыбиковские чтения-6» констатирует: «К приходу русских в Восточную Сибирь, Забайкалье и Прибайкалье являясь окраиной Северной Монголии называемой Ара Монгол и составляла часть Монгольского государства. Никакой бурятской народности тогда не существовало. Преобладающим этническим массивом в регионе оказались монголо-язычные группы, племена и роды – икинаты, хонгодоры, булагаты, эхириты, хори, сонголы и т.д. Этноним «бурят» при активном содействии русской администрации стал символом складывающейся общности. Царская администрация образовывала новый народ буряты для того, чтобы закрепить за собой земли Ара Монгол и чтобы маньчжуры не говорили, что Забайкалье и Прибайкалье это монгольская земля и не притязали на нее. Вот как об этом в 1788 году свидетельствовал надворный советник Фридрих Ланганс: «Монголы, в российском подданстве находящиеся … объявляют, что будто бы им монголами называться от Российских правительств давно запрещено. В ревизиях действительно писаны братскими».

Но при всех этих обстоятельствах сравнения трудов Миллера и Георги, не говоря об официальных источниках, позволяет установить тенденцию замены названия монгол именем бурят. «Но никакого племени или рода именуемого бурятским к XVII веку не было» (Е.М.Залкинд «Присоединение Бурятии к России»), доктор философских наук И.С.Урбанаева в книге «Человек у Байкала и мир Центральной Азии», утверждает: «Лишь волей случая этноним «бурят» стал общим для северных монголов, предпринявших отчаянную попытку спасти осколки монгольского мира». Выдающийся русский ученый, академик А.П.Окладников в книге «Очерки из истории западных бурят-монголов», пишет: «Судьбы эхирит-булагатов XVII в. – монголов по языку… принадлежит к числу древнейших, собственно монгольских племен».

В «Сборнике летописей» великого историка, древности Рашид-ад-дина, описавшего все племена и роды Байкальской Азии, нет ни племени, ни рода, именуемого бурятами. Например, он пишет, что: «На Ангаре- реке живет монгольское племя усату-мангут». Единственно, где ошибочно упоминается слово «бурят», это в «Сокровенном сказании монголов» в §239: «В год Зайца (1207г.) Чжочи был послан с войском правой руки к лесным народам. Проводником отбыл Буха… Проводил его к своим Тумен-Ойратам и ввел в Шихшит. Подчинив Ойратов, Бурятов…Чжочи подступил к Тумен-Киргизам». Здесь очевидна ошибка переводчика, так как Чжочи вошел в Шихшит, где жили буряты, а предки бурят представляли из себя монгольские племена – икиресов (эхиритов), хонгиратов (хонгодоров), хори-туматов (хоринцев), булагачинов (булагатов), никогда не живших в Шихшите, а живших в Баргуджин Тухуме (Бурят-Монголии). Естественно напрашивается вопрос, так откуда же произошел этноним «бурят». Этноним «бурят» произошел от искажения слова все тех же бурутов, племени проживающего по реке Енисею, в районе республики Хакасия, от произнесенного с акцентом енисейскими киргизами – «пюрат», «бюрат», в русском произношении перефразированные в «брат», «братский», «бурят». В дальнейшем царская администрация в своих корыстно-колонизаторских целях распространила этот этноним, на монгольские племена Ара Монгол (Бурят-Монголия). В Российской империи все нерусские народы унизительно назывались «инородцами» (т.е. без роду и племени), в том числе и бурят-монголы. И, как называть прибайкальских и забайкальских «инородцев» у русского правительства возник после 1728 года, когда были определены границы между Российской и Цинской империями.

Вначале их даже хотели называть калмыками из-за сходства языка и обычаев. Но бурятская делегация в Санкт-Петербурге этому воспротивилась, хотя и признала родство с калмыками. Тогда им было предложено именоваться «брацкими мунгалами», и это название бурятским депутатам понравилась». («Международная жизнь» – 1993г. – №5-6 с.124). В русском языке ХХ века брацкие мунгалы XVIII века, превращаются в бурят-монголов. Но надо сказать о том, что официально бурят-монголы в Российской империи так и оставались «инородцами» вплоть до Октябрьской революции. При образовании республики было оставлено название определенное еще в XVIII веке царским правительством «брацкие-мунгалы» (бурят-монголы). Известны слова великого В.И.Ленина, что: «В первую голову дать автономию бурят-монголам и калмыкам».

И республика стала называться Бурят-Монгольская АССР. Исходя из вышеизложенного, как пишет А.Хамарханов: «Название бурят-монголы не придумано бурятскими националистами начала ХХ века, как представляли недоброжелатели возрождения коренного бурят-монгольского народа, а царским правительством Российской империи». Если исходить из исторической достоверности, то республика могла бы называться Ара Монгол (Северная Монголия) ввиду того, что до присоединения к Российской империи она называлась так, а коренной народ монголами, в дальнейшем переименованные царской администрацией в «братских» (бурят). Но, исходя из первоначального названия республики Бурят-Монголия, ее коренной народ, возлагает большие надежды на правительства России и Республики Бурятия, по реабилитации бурят-монгольского народа в границах 1937 года и восстановлению первоначального имени Республики Бурят-Монголия!

По всем параграфам закона Российской Федерации о репрессированных народах – бурятский народ является репрессированным народом. Да восторжествует историческая справедливость!!!

Бакалин Васильев,

ветеран труда.

http://buryat-mongolia.info/?p=1212

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Киргизы еще 150 лет назад называли себя бурутами. Происходит это слово, как указывалось в других темах, от "бёрю"-волк и "ут"-множ. число.

Так что, вероятней всего, название "бурят" произошло от "бёрут", а не от искаженного "брат".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Встречал интересные сведения о категориях казахских ханов кажется в 19 веке: кіші хан - младший по уровню, ұлы или аға хан - старший и бірат или біратты хан - одного уровня, равнозначные, одноименные, т.е. братья.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Буряты интересный народ - у каждого более менее крупного тюрко-монгольского народа есть в составе бурятские племена. У якутов хоролоры, у узбеков - среди их 70 родов есть род бурят, у казахов - род тама, у алтайцев - тумат (хори-туматы - предки хори бурят), у калмыков - род шарат, один из 11 хоринских родов (вспомним фамилию Буратевой - чей предок Бурат, т.е. бурят) и т.д. Все мы в чем то буряты

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Буряты интересный народ - у каждого более менее крупного тюрко-монгольского народа есть в составе бурятские племена. У якутов хоролоры, у узбеков - среди их 70 родов есть род бурят, у казахов - род тама, у алтайцев - тумат (хори-туматы - предки хори бурят), у калмыков - род шарат, один из 11 хоринских родов (вспомним фамилию Буратевой - чей предок Бурат, т.е. бурят) и т.д. Все мы в чем то буряты

Имеете в виду наверно Буратаева.Вряд ли этимология от слова бурят.А рода бывшие бурятские есть,и не одно .

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Буряты интересный народ - у каждого более менее крупного тюрко-монгольского народа есть в составе бурятские племена. У якутов хоролоры, у узбеков - среди их 70 родов есть род бурят, у казахов - род тама, у алтайцев - тумат (хори-туматы - предки хори бурят), у калмыков - род шарат, один из 11 хоринских родов (вспомним фамилию Буратевой - чей предок Бурат, т.е. бурят) и т.д. Все мы в чем то буряты

Я тоже сомневаюсь, что от Бурат, скорее от Буратай: "бұра" - верблюд самец-производитель и "тай" - аффикс. Аналогично живописной местности близ Кокшетау (курорта) Бұрабай (искаж: Боровое).

Сомнения и о поводу тама=тумат.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Дашийн Бямбасурэн: «Государство, которое не понимает ценности этнических меньшинств, обречено на распад»

29 декабря 2009 г., 16:57

“Ничего плохого буряты российскому государству не сделали”

В начале 1990-х Монголия вопреки всем ожиданиям и прогнозам выбрала демократический путь развития. Одним из влиятельных политиков, стоявших у истоков монгольской независимости был глава совета старейшин Бурятского культурного общества Монголии, член Политсовета Демократического союза Монголии, занимавший в 1990-1992 гг. пост премьер-министра страны Дашийн Бямбасурен. БМИ публикует интервью с одним из авторов экономических реформ в Монголии, возглавлявшим правительство этой страны в самые трудные первые годы становления демократической системы.

- Уважаемый господин Бямбясурэн, прежде всего, большое спасибо, что нашли возможность встретиться. Мой первый вопрос касается конца 1980-х – начала 1990-х годов. Когда Монголия, после коллапса СССР, оказалась предоставленной самой себе, вы уже возглавляли кабинет министров страны и были членом МНРП. Почему вы приняли решение покинуть партию и поддержать демократов?

- Когда я был мальчишкой, в моем родном селе не было ни одного старого бурята. Их всех уничтожили, расстреляли, отправили на каторгу в Россию. В Дотыл сомоне, например, в 1937 году забрали всех бурят, начиная с 17 лет. Когда летом наш айл (община – ред.) хотел зарезать барана, звали мужчин-халхов из другого села. Я никогда не забуду, как женщины потом пели песни и плакали всю ночь. Вот так было. Потом бурят забирали в армию и заставляли воевать с казахами. На казахско-монгольской границе до 1953 г. было не спокойно. С тех пор в моем сердце остался горький осадок и вопрос: почему так было? В 1986 г. в Чехословакии собирались представители социалистических стран, обсуждали разные проблемы, в том числе ставился вопрос о том, как нам развиваться дальше. Я тогда возглавлял монгольскую делегацию. Мы пришли к выводу, что нельзя совершенствовать социализм, ограничивая права собственности и права человека. И когда в МНР в конце 80-х начались острые дискуссии о том, какой должна стать новая Монголия, внутренне я уже был готов к принятию демократических процессов.

23 октября 1989 года был создан Демократический союз Монголии, я его поддержал и до сих пор придерживаюсь демократических взглядов и являюсь членом Политсовета этой партии.

- Как вы оцениваете современную политическую ситуацию в Монголии? Демократия уже принесла свои плоды стране и ее народу?

- Демократия – это большое пространство. Там можно идти по-пиратски, по-умному, и по-дурацки. Коррупция на разных уровнях монгольской власти представляет сегодня самую большую опасность для страны. Ситуация когда все сверху донизу коррумпировано близка к тому, что власть может продать Монголию. Причем среди потенциальных продавцов есть и демократы, и старые коммунисты.

- Есть надежда, что ситуация изменится?

- Есть. Монголы – непредсказуемый народ. В 1990 году американские военные докладывали Конгрессу США, что Монголия не представляет для Штатов никакого интереса, что она пойдет за Союзом, немного изменит социализм и этим ограничится. Но прогноз не оправдался. Монгольская демократия – это не социализм. Мы уже 20 лет избираем парламент на свободных прямых выборах. В Монголии действуют тысячи общественных организаций, сохраняется свобода слова и печати.

- Во время кампании по объединению Усть-Ордынского округа с Иркутской областью в интернете появилось письмо, в котором якобы Вы обращались к президенту РФ и высказывались против укрупнения бурятских автономий.

- Я не писал это письмо. Его написали за меня, не поставив меня в известность. Но это уже не так важно. Если бы я это сделал, то написал бы намного жестче. Если ты поднимаешь голову, надо поднимать ее высоко и мужественно, а не просить.

Государство, которое не понимает ценности этнических меньшинств, обречено на распад. Ничего плохого буряты российскому государству не сделали. Пусть этот цветок будет маленьким, но его надо сохранить. Каждый цветок в степи уникален, каждый имеет свое значение в экологии. Сейчас идет процесс глобализации. Но если понимать под этим только то, что все будут говорить по-китайски или по-английски, это просто нелепо. Российская политика зря пытается все выровнять и насадить везде одинаковые подсолнухи. В советское время тоже говорили, что есть только одна нация – советский народ, но время все расставило по местам.

- Некоторые бурятские исследователи и ученые-выходцы из Южной Монголии, утверждают, что в Монголии существует халхасский этнический национализм. Что вы об этом думаете? Действительно ли в Монголии есть такая проблема?

- Я думаю, что это сильно преувеличено. В Монголии нет такой проблемы. Я, бурят – сонгол могу сказать, что ко мне относятся также как к любому другому монголу: халху, баяуту, дербету. Есть немного другая проблема – отношение русских и китайских монголов к монголам Монголии. Простому монголу не понятно, почему его братья, например, российские буряты, с одной стороны очень на него похожи, с другой – совсем не знают своего языка и относятся к нему свысока за то, что он живет сегодня так, как жили наши общие предки. И не какие-то пращуры, а отцы наших отцов. Да, наши люди живут в гырах (юртах – ред.) и Улаанбаатар – не Нью-Йорк. Но это наша страна и наш образ жизни. У нас до сих пор нет электричества в некоторых сомонах, но мы говорим на своем языке, развиваем свою культуру. Я думаю, что если есть такая проблема, то скорее на бытовом уровне и то, как ответная реакция на заносчивость, особенно некоторых русских монголов.

- Кого вы называете русскими монголами?

- Орос монголнууд: это буряты, калмыки, тувинцы.

- Но тувинцы ведь тюрки?

- Я знаю. Но мы рождены одной землей. Обычаи, образ жизни, пища, одежда, праздники, вера у нас общие. Урянхайский край – это бывшая территория Монголии. В приграничных сомонах Тувы до сих пор говорят по-монгольски. Я думаю, что мы если не родные, то точно двоюродные братья.

- Получается кровь и почва важнее всего?

- Кровь важна, но важнее самосознание. То, кем ты себя считаешь. Никакими законами или директивами не определено ведь, что значит быть монголом. Каждый ищет свой ответ на этот вопрос. Я считаю монголами не только жителей своей страны. Буряты, калмыки, тувинцы, жители Южной Монголии тоже монголы. Они часть общей культуры, истории. Но они должны сохранять своеобразие, оставаться не похожими.

- В современной Монголии есть политические силы, разделяющие идеи панмонголизма?

- Возможно, некоторые движения несут такую идеологию, но я думаю, у них нет перспектив. Ставить такой вопрос в современном мире нелепо. Я считаю, что основная причина геноцида бурят в Монголии была связана именно с панмонголизмом. Кому-то показалось, что буряты хотят, некоторые даже думали, что смогут, создать одно большое монгольское государство. До сих пор цифры о числе расстрелянных и высланных из страны бурят не стали достоянием общественности. Мы потеряли десятки тысяч сынов, а сколько детей не было рождено…

- Известное своими антикитайскими погромами движение «Даяр Монгол» считает, что в Монголии должна быть одна нация – нация «чистых» монголов. Что Вы об этом думаете?

- Несмотря на то, что кто-то пытается проводить параллели, «Даяр Монгол» не похожи на русских скинхедов. Как вы правильно заметили, например нас, бурят-монголов как и другие монгольские ястан (племена – ред.), они признают монголами и выступают только против китайцев. К другим иностранцам, насколько я знаю, они относятся спокойно. Но я их все равно не поддерживаю. Китайцы тоже иностранцы, а все иностранные граждане должны чувствовать себя в безопасности в моей стране. И потом, надо бороться не с китайскими лавочниками, а противостоять китайскому экономическому экстремизму.

- На одной научной конференции в Элисте я познакомилась с очень интересным исследователем из Хух-Хото (КНР). Но мы, две монголки, даже внешне похожие друг на друга, не могли общаться. Она знала только китайский, я – русский и английский…

- Я знаю, что многие буряты и калмыки не владеют родным языком. Южные монголы обычно напротив не испытывают трудностей с монгольским. Правда, в последнее время в Китае действительно появились городские монголы, которые не знают родного языка. Что сказать? Это политика великих держав, которые всегда стремятся навязать свой язык, культуру тем народам, кого они завоевали. В Бурятии много ученых, в Калмыкии мало. Но проблема с родным языком все равно есть и там, и там.

- Как вы думаете, русские и китайские монголы, в конце концов, потеряют свой язык?

- А в конце-концов – это когда? (Смеется). Надеюсь, что нет. Но понимаю, что это серьезная проблема и ее трудно решить. Нельзя заставить людей учить язык, который им не нужен в повседневной жизни. Это надо понимать. Но не надо сильно переживать, пока есть Монголия, монгольский язык будет жить и развиваться. Приезжайте к нам учить родной язык!

- В Улан-Баторе можно выучить только монгольский.

- А вы хотите учиться только в столице? В любом бурятском сомоне вас научат бурят-монгольскому и монгольскому заодно. (Улыбается).

- Согласно официальным данным, сегодня в Монголии проживает 46 тысяч бурят. Но есть и другие, не совпадающие с официальной статистикой цифры. С чем это связано?

- Когда в 1921 году Сухэ-батор встречался с Лениным, он предложил обсудить семь вопросов, один из них касался бурят. Монгольская делегация настаивала на том, чтобы Советы не препятствовали их переселению в Монголию. Примерно 100 тысяч тогда откочевали из России. В 30-е годы большинство были репрессированы: одних казнили, других отправили в ГУЛАГ. Мой дед был казнен, отца матери отправили в лагерь на 25 лет. Поэтому после репрессий люди боялись называть себя бурятами. По моим данным сегодня в Монголии живет 80 тысяч бурят.

- Бурятские монголы как-то поддерживают друг друга?

- Да, поддерживают, но это не выходит на политический уровень. Никакого бурятского лобби в правительстве или парламенте нет. Буряты сегодня разбросаны по всей стране, раз в год на Сагаалган они обходят друг друга. Но это кровные отношения, это традиции, а не политика.

- Как Вы относитесь к вопросу о двойном гражданстве?

- Я думаю монгольское государство должно быть открытым. Я всегда выступал за то, чтобы все монголы мира могли стать гражданами Монголии, не теряя статуса гражданина там, где они родились и выросли. Нас не так много в мире. Было бы хорошо, если бы, например, буряты, калмыки приезжали к нам, приобретали недвижимость, землю, развивали бизнес.

БЕСЕДОВАЛА МАРИНА РОМАНОВА-САЙДУКОВА

http://buryat-mongolia.info/?p=1000#more-1000

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я думаю тут проблема в общем происхождении бурятов.

У меня лежит история Сибири от Зуева. И что он пишет? <_<

Он считает что буряты это буруты, омонголенное тюркское племя :ozbek:

Они остались от киргизов и подверглись монгольскому нападению.

Тогда хакасское племя Хори распространила свою территорию от Забайкалья

до Красноярска. Они вместе с сахаэтами, кереитами и хунгиратами поработили

страну Кыргызов. :asker28it:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Бурятов кыргызы Енисея называли пырат. Саха бырааскай, быраат.

Откуда слово брат происходит в русском словаре от Даля?

Не означает ли это что буряты относились к младшим братьям тюрков?

Старший брат у нас убай. Это однозначно увас-меркиты, тунгусский

народ, заселявший Забайкалье до появления джунгарского Чингиса.

Т.е. тунгусы для нас старшие братья.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я думаю тут проблема в общем происхождении бурятов.

У меня лежит история Сибири от Зуева. И что он пишет? <_<

Он считает что буряты это буруты, омонголенное тюркское племя :ozbek:

Они остались от киргизов и подверглись монгольскому нападению.

Тогда хакасское племя Хори распространила свою территорию от Забайкалья

до Красноярска. Они вместе с сахаэтами, кереитами и хунгиратами поработили

страну Кыргызов. :asker28it:

оооооо :blink:

Что это за Зуев на нашу голову, какое отношение к моей теме имеет этот набор замысловатых тезисов?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

ага, еще есть городок Улёты в 120 км от Читы, где-то слышал, что название от олётов происходит

А еще река недалеко от меня Уленты (Өлеңті).

Я думаю тут проблема в общем происхождении бурятов.

У меня лежит история Сибири от Зуева. И что он пишет? <_<

Он считает что буряты это буруты, омонголенное тюркское племя :ozbek:

Они остались от киргизов и подверглись монгольскому нападению.

Тогда хакасское племя Хори распространила свою территорию от Забайкалья

до Красноярска. Они вместе с сахаэтами, кереитами и хунгиратами поработили

страну Кыргызов. :asker28it:

Зуев отличный исследователь, а самое главное без стереотипов. Мне нравятся его труды.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Бурятов кыргызы Енисея называли пырат. Саха бырааскай, быраат.

Откуда слово брат происходит в русском словаре от Даля?

Не означает ли это что буряты относились к младшим братьям тюрков?

Старший брат у нас убай. Это однозначно увас-меркиты, тунгусский

народ, заселявший Забайкалье до появления джунгарского Чингиса.

Т.е. тунгусы для нас старшие братья.

Ещё что выдумаете? Скажите бурятам, что они младшие братья тюрков. В глаза скажите, как мужчина:):D:D:D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

ПРи чем тут? В якутском слово быраат - младший брат, что наши предки не

имели понятия о младшем брате, что позаимствовали это слово у русских?

Пырат - хакасское бурят.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

ПРи чем тут? В якутском слово быраат - младший брат, что наши предки не

имели понятия о младшем брате, что позаимствовали это слово у русских?

Пырат - хакасское бурят.

У казахов в недавнем прошлом были своего рода ханы разного ранга: Кіші хан, Ұлы хан и Бір атты хан! Здесь "Біратты хан" - одного уровня, одинаковые по статусу, т.е. братья. По-моему отсюда и рус. брат...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У казахов в недавнем прошлом были своего рода ханы разного ранга: Кіші хан, Ұлы хан и Бір атты хан! Здесь "Біратты хан" - одного уровня, одинаковые по статусу, т.е. братья. По-моему отсюда и рус. брат...

Вообще-то "брат" - это индоиранское-арийское: англ brother, нем. brudder, но если вы этого в Казахстане не изучаете в школе то я не знаю что и сказать

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вообще-то "брат" - это индоиранское-арийское: англ brother, нем. brudder, но если вы этого в Казахстане не изучаете в школе то я не знаю что и сказать

Они готовы что угодно к чему угодно за уши приитянуть и гвоздями приколотить. Сорри за оффтоп.

ЗЫ: подпись шикарная:)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вообще-то "брат" - это индоиранское-арийское: англ brother, нем. brudder, но если вы этого в Казахстане не изучаете в школе то я не знаю что и сказать

Очень любопытное созвучие.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вообще-то "брат" - это индоиранское-арийское: англ brother, нем. brudder, но если вы этого в Казахстане не изучаете в школе то я не знаю что и сказать

Они готовы что угодно к чему угодно за уши приитянуть и гвоздями приколотить. Сорри за оффтоп.

ЗЫ: подпись шикарная:)

Уважаемые, я привел факт из истории о реальном существовании у казахов титула "Бір атты хан", а про связь с русским подчеркнул, что "по-моему", т.е. имхо.

Откуда у Вас столько желчи по пустяку?

Кроме казахского быратты/биратты/братты, в саха тыла есть (Урянхаец):

быраат - младший брат

убай - старший брат

И вполне возможно, что англ. broth-er с нем. brudd-er и тюркское "брат ер" чем-то связаны. Разве это что-то необычное? Не надо округлять глаза на допустимые вещи.

Скорее Ваш страх связан с этнонимом бурят/буриат/бурут/брат(-ск)?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Подскажите пожалуйста, Кто такой Ормузд (Хормуста) в бурятских источниках, какую роль он занимает в верованиях бурят

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...