Перейти к содержанию
Гость Naiman

Аргын

Рекомендуемые сообщения

35 минут назад, кылышбай сказал:

Что вы сразу кричите? Я вообще не интересовался этой темой пока вы как раз не заладили одну и ту же мантру с одного не исторического источника. Поэтому это вам нужно привести данные из др. источников про Мээрэм Суппу у якутов. Я не отрицаю, я просто не могу взять и принять это за факт, что аргынский Мейрам Сопы зафиксирован у саха только потому что казахский авторы написали об этом в одной книге. Может какой ни будь русский фольклорист записал это у саха, это где то зафиксировано, в крайнем случаем можно раздобыть эту книгу и попробовать оттуда выйти к Мээрэм Суппу. Мы же на одноклассниках, а на серьезном историческом форуме

http://drevlit.ru/texts/m/Miller_8/text19729.php

У бурят существует предание, что в древности они составляли один народ с калмыками [рода] Oeloet 1. Они говорят, что Oeloet и Burjaet были двумя братьями, которые поссорились из-за кобылы, которую каждый из них хотел взять себе; тут Burjat со своим улусом обратился в бегство и поселился в районе Ангары 2.

У якутов имеется предание, что в древности они жили вместе с бурятами и монголами и были изгнаны последними со своего прежнего местожительства посредством войны. После этого они со своим скотом в верховья реки Лены сели на плоты и /л. 10 об./ обосновались в области Олекмы 3 и Якутска, откуда затем расселились в другие местности.

http://www.vostlit.info/Texts/rus5/Ides/frametext4.htm

Их набеги. Когда в Якутске воевода правит не очень строго, то якуты причиняют друг другу всевозможный вред набегами, грабежами и другими насилиями. Если же там сильный и строгий начальник, они держат себя покорно, тихо, и не слышно ни с каких безобразиях с их стороны. Они хвалят его разумность и желают, чтобы он подольше оставался в должности. Они утверждают, что их предки происходят из Монгольской и Калмыцкой земель, что их вытеснили оттуда русские и поэтому им приходится жить в зимовьях этой области. Они тяжело мучаются цингой, которую быстро излечивают тем, что едят сырую рыбу и пьют деготь.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

25.05.2021 в 16:33, АксКерБорж сказал:
24.05.2021 в 15:56, кылышбай сказал:

И кто же наделил вас правом одних аргынов считать "основным этносом", а других "осколками в разных местах"? А ничего что в Крымском, Казанском и Касимовском ханстве аргыны были одним из четырех главенствующих родов (карачи)?!

Вся существующая историческая информация наделила меня правом считать аргынские поколения, исходя из их географии и численности порядка 2 млн. чел., основным аргынским этносом, а другие, также исходя из исторической географии, событий и численностей, его диаспорами.

Как много и красиво написно, но еще раз: аргыны были крупнейшим родом в трех крупнейших западных постордынских ханствах. С какого перепугу татарские и крымские аргыны должны быть "диаспорой" казахских? Про численность: сейчас ногайцев 100,000. Столько же казахов в каком нибудь Казыгуртском районе. Карту ногайских улусов 17 века думаю вам не нужно показывать. Уже обсуждали про глупость экстраполировать численность современных народов с племенами, жившими столетия назад. Думаю белых латиноамериканцев испанского и португальского происхождения больше испанцев или португальцев. Но никому в голову не пришел бред про "диаспору". Тем более речь о малочисленных кочевниках резко осевших сто лет назад, тем более о казахах, которые до оседания начали резко увеличиваться в численности посл увеличения этнической территории с конца 18 в.

  • Одобряю 1
  • Не согласен! 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

26 минут назад, кылышбай сказал:

Как много и красиво написно, но еще раз: аргыны были крупнейшим родом в трех крупнейших западных постордынских ханствах. С какого перепугу татарские и крымские аргыны должны быть "диаспорой" казахских? Про численность: сейчас ногайцев 100,000. Столько же казахов в каком нибудь Казыгуртском районе. Карту ногайских улусов 17 века думаю вам не нужно показывать. Уже обсуждали про глупость экстраполировать численность современных народов с племенами, жившими столетия назад. Думаю белых латиноамериканцев испанского и португальского происхождения больше испанцев или португальцев. Но никому в голову не пришел бред про "диаспору". Тем более речь о малочисленных кочевниках резко осевших сто лет назад, тем более о казахах, которые до оседания начали резко увеличиваться в численности посл увеличения этнической территории с конца 18 в.

 

Кылышбай наверно не знает что такое родина или историческая родина того или иного этноса, если задает такие глупые вопросы?

Может с позиции "Тёзковедения" у Кылышбая этносы имеют несколько исторических родин? Тогда ему простительно, наука обязывает, никуда не денешься.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

13 часов назад, АксКерБорж сказал:

 

Кылышбай наверно не знает что такое родина или историческая родина того или иного этноса, если задает такие глупые вопросы?

Может с позиции "Тёзковедения" у Кылышбая этносы имеют несколько исторических родин?

 

Если человек позиционирует себя эдаким форумным скептиком, то он должен критически относится к истории всех народов Центральной Азии.

Без исключений. 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

49 минут назад, кылышбай сказал:

Так долго натягивали могулистанский глобус на Аягуз :D Надо было сразу написать что это не земли Орды а Могулистан, чего уж стесняться. Вам видимо невдомек что четких границ не было, они часто менялись. Более того, даже Семиречье часто входило в сферу влияния улуса Джучи, не говоря о Иртыше и Сарыарке (Аягуз). Это периферия на уровне улусов, возможно часто там и центральная власть не распространялась

 

Хех, границы у него видите ли часто менялись, сказки тут рассказывает.

Давай подкрепляй ссылками на источники, чтобы не прослыть джучиеведом.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 минуты назад, Zake сказал:

Если человек позиционирует себя эдаким форумным фолькоборцем

 

Борьба нанайских мальчиков? (с самим собой)

 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 часа назад, АксКерБорж сказал:

Хех, границы у него видите ли часто менялись, сказки тут рассказывает.

Давай подкрепляй ссылками на источники, чтобы не прослыть джучиеведом.

А то что Могулистан Тогон-Тимура - часть Улуса Чагатая - ни в одном источнике не упоминается? 

Улус Джучи какое отношение к Могулистану имеет? Разве как противник? 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

8 часов назад, кылышбай сказал:

Имхо эпос имеет доордынские корни, из кыпчакско-кимаксого круга, причем сформировался на востоке. Мавзолей вероятно построен позже

Как вам теория об имени Баянсуглуг?Сарыбай и Карабай, то есть европиойд и азиат?Ранняя Золотая Орда, автохтон - кипчак и монгол Чингисхана, например?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

13 часов назад, buba-suba сказал:

А то что Могулистан Тогон-Тимура - часть Улуса Чагатая - ни в одном источнике не упоминается? 

Улус Джучи какое отношение к Могулистану имеет? Разве как противник? 

 

Мы про другое, про гипотетическую границу улуса Джучи и Могулистана, и про восточные пределы Джучиева улуса, которые почему-то принято тянуть аж до Иртыша включая даже Семиречье. :o

 

8 часов назад, Qairly сказал:

Баянсуглуг

 

Суглуг - водный, водяной.

Сулу - красивая, красавица.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

26.05.2021 в 18:07, Zake сказал:

Насчет Байкала.

Вам вначале надо бы КРИТИЧЕСКИ разобраться с этими жителями Прибайкалья: когда там вообще появилось название "баргу" и "бурят"?

Если действительно интересуетесь историей.

Может вместо наскоро прогугленных цитат про якутов и бурятов, которые не имеют отношени к теме дискуссии, приведете параллельные данные про Мээрэм Суппу и связи якутов с ордынскими аргынами?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

26.05.2021 в 18:20, Zake сказал:

Якуты - пришлый народ на нынешней территории. 

Скорее всего выходцы из Западной Сибири.

(Вывод по комплексу источников).

Поэтому саха-аргынские параллели имеют право на существование.

large.39493945_Screenshot_20210526-2059502.png.212e6ecd61ad5add8b6b43d896e52cb2.png

26.05.2021 в 18:23, Zake сказал:

http://drevlit.ru/texts/m/Miller_8/text19729.php

Скрытый текст

 

У бурят существует предание, что в древности они составляли один народ с калмыками [рода] Oeloet 1. Они говорят, что Oeloet и Burjaet были двумя братьями, которые поссорились из-за кобылы, которую каждый из них хотел взять себе; тут Burjat со своим улусом обратился в бегство и поселился в районе Ангары 2.

У якутов имеется предание, что в древности они жили вместе с бурятами и монголами и были изгнаны последними со своего прежнего местожительства посредством войны. После этого они со своим скотом в верховья реки Лены сели на плоты и /л. 10 об./ обосновались в области Олекмы 3 и Якутска, откуда затем расселились в другие местности.

http://www.vostlit.info/Texts/rus5/Ides/frametext4.htm

Их набеги. Когда в Якутске воевода правит не очень строго, то якуты причиняют друг другу всевозможный вред набегами, грабежами и другими насилиями. Если же там сильный и строгий начальник, они держат себя покорно, тихо, и не слышно ни с каких безобразиях с их стороны. Они хвалят его разумность и желают, чтобы он подольше оставался в должности. Они утверждают, что их предки происходят из Монгольской и Калмыцкой земель, что их вытеснили оттуда русские и поэтому им приходится жить в зимовьях этой области. Они тяжело мучаются цингой, которую быстро излечивают тем, что едят сырую рыбу и пьют деготь.

 

 

Зачем вы флудите в теме про аргынов? Историей якутов и бурят интересовался давно,линчо мне эта информация вообще не нужна. То, что саха пришлые в Якутии любой интересующийся историей старшеклассник знает. И не из Зап. Сибири а из Прибайкалья они предположительно пришли. Хотите связать аргынов из ордынской Сибири связать с якутами нужны конкретные факты т.е. надо попотеть, потрудиться а не вот это все выше

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

26.05.2021 в 18:23, Zake сказал:

http://drevlit.ru/texts/m/Miller_8/text19729.php

У бурят существует предание, что в древности они составляли один народ с калмыками [рода] Oeloet 1. Они говорят, что Oeloet и Burjaet были двумя братьями, которые поссорились из-за кобылы, которую каждый из них хотел взять себе; тут Burjat со своим улусом обратился в бегство и поселился в районе Ангары 2.

Не с калмыками (ладно, простим Миллеру), а с ойратами: даже генетики, которых вы недооцениваете нашли эту связь. И не Олет и Бурят а Оледай, Бурядай и Хоредай, сыновья Баргу-Батора. Блин, зайдите в тему Буряты, это уже сто раз обсуждалось там

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ув. Zake, АКБ, давайте по делу: поищите стоящие данные про связь саха с аргынами а не заговаривайте мне зубы спамом про бурятов и про "должны быть связи потому что потому". А то уже сидите, шушукаетесь за моей спиной, плюсики друг другу ставите :wub:

  • Одобряю 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

6 минут назад, кылышбай сказал:

Не с калмыками (ладно, простим Миллеру), а с ойратами: даже генетики, которых вы недооцениваете нашли эту связь. И не Олет и Бурят а Оледай, Бурядай и Хоредай, сыновья Баргу-Батора. Блин, зайдите в тему Буряты, это уже сто раз обсуждалось там

Хех, простит он Миллеру за то что он ойратов калмаками назвал)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

26.05.2021 в 18:46, АксКерБорж сказал:

 

Кылышбай наверно не знает что такое родина или историческая родина того или иного этноса, если задает такие глупые вопросы?

Может с позиции "Тёзковедения" у Кылышбая этносы имеют несколько исторических родин? Тогда ему простительно, наука обязывает, никуда не денешься.

 

 

26.05.2021 в 18:50, Zake сказал:

Если человек позиционирует себя эдаким форумным скептиком, то он должен критически относится к истории всех народов Центральной Азии.

Без исключений. 

Ну тогда вперед, обоснуйте что таарские и крымские аргыны это осколки казахов-аргынов

  • Одобряю 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Только что, Zake сказал:

Хех, простит он Миллеру за то что он ойратов калмаками назвал)

Думаю он заслужил -_-

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

27.05.2021 в 12:50, АксКерБорж сказал:

Мы про другое, про гипотетическую границу улуса Джучи и Могулистана, и про восточные пределы Джучиева улуса, которые почему-то принято тянуть аж до Иртыша включая даже Семиречье. :o

Средний Иртыш входил в Улус Джучи изначально. Семиречье частями входило в 3 разных Улуса. 

Карта Монгольской империи на 1227 год с указанием улусов сыновей Чингисхана.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

26.05.2021 в 17:58, кылышбай сказал:

Более того, даже Семиречье часто входило в сферу влияния улуса Джучи, не говоря о Иртыше и Сарыарке (Аягуз)

 

кылышбай vs русские источники 

 

"... Об Улугтаге как об одной из крайних точек на юго-восточной границе золотоордынских владений нам известно и из русских источников. Освещая события декабря 1388 - марта 1389 г., которые предшествовали карательной экспедиции Тимура против Токтамыша, Рогожский летописец повествует о набеге Токтамыша на владения Тимура. Золотоордынский хан «воева землю Темирь Аксакову (так по-тюркски звучало имя Тимурленка) и градъ его далнии повоева, а самого не возможе доити и възвратися пакы въ свои улусъ». В тот момент, когда Токтамыш уже покинул свою столицу и двинул ордынское войско на восток, в Сарай прибыл Городецкий князь Борис Константинович (1388-1391), намеревавшийся при поддержке хана вернуть себе нижегородский престол. Не застав Токтамыша в резиденции, Борис бросился догонять хана, «стиже его на пути и иде съ нимъ въ дорогоу 30 дней и потом царь (т. е. Токтамыш), пощадев его, и уверну его отъ места нарицаемого отъ Оурукътана, и повеле ему безъ себе пребыти и дождати своего пришествиа въ Сарае». В географическом названии Оурукътанъ мы видим несколько искаженное при переписке сложное имя Уругтаг, которое могло произноситься и писаться в форме Уруктак. Первое слово в этом названии — «урук» - у монголов и тюрок означало «поколение, родня, род, племя» и т.д. Второе слово - «так» - «гора». Последнюю в нем букву - «к» - переписчик русской летописи легко мог спутать с буквой «н». Один из вариантов русского перевода географического названия Уруктак ~ Уругтаг - «Родовая гора».

Ссылка:

http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Zolotoord/XIV/1380-1400/Timur/frametext.htm

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Расселение и родовой состав[править | править код]

В нескольких районах Афганистана моголы составляют значительную часть местного населения. В Гуре большинство их живёт в полностью могольских селениях, расположенных в основном к югу от административного центра Гура — Тайвары. Западную часть Гура населяют моголы племенного подразделения бургути, а восточную — представители другой племенной группы моголов аргуни[9].

Моголы живут также в Гератской провинции. Это наиболее крупная группа моголов Афганистана. Могольские деревни в Герате в отличие от поселений Гура разбросаны и по периферии оазиса. Моголы живут также в районе Меймёне и на территории бывшей Каттаганской провинции[9].

https://ru.wikipedia.org/wiki/Моголы_(народ)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

30.07.2021 в 14:32, АксКерБорж сказал:

 

кылышбай vs русские источники 

 

"... Об Улугтаге как об одной из крайних точек на юго-восточной границе золотоордынских владений нам известно и из русских источников. Освещая события декабря 1388 - марта 1389 г., которые предшествовали карательной экспедиции Тимура против Токтамыша, Рогожский летописец повествует о набеге Токтамыша на владения Тимура. Золотоордынский хан «воева землю Темирь Аксакову (так по-тюркски звучало имя Тимурленка) и градъ его далнии повоева, а самого не возможе доити и възвратися пакы въ свои улусъ». В тот момент, когда Токтамыш уже покинул свою столицу и двинул ордынское войско на восток, в Сарай прибыл Городецкий князь Борис Константинович (1388-1391), намеревавшийся при поддержке хана вернуть себе нижегородский престол. Не застав Токтамыша в резиденции, Борис бросился догонять хана, «стиже его на пути и иде съ нимъ въ дорогоу 30 дней и потом царь (т. е. Токтамыш), пощадев его, и уверну его отъ места нарицаемого отъ Оурукътана, и повеле ему безъ себе пребыти и дождати своего пришествиа въ Сарае». В географическом названии Оурукътанъ мы видим несколько искаженное при переписке сложное имя Уругтаг, которое могло произноситься и писаться в форме Уруктак. Первое слово в этом названии — «урук» - у монголов и тюрок означало «поколение, родня, род, племя» и т.д. Второе слово - «так» - «гора». Последнюю в нем букву - «к» - переписчик русской летописи легко мог спутать с буквой «н». Один из вариантов русского перевода географического названия Уруктак ~ Уругтаг - «Родовая гора».

Ссылка:

http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Zolotoord/XIV/1380-1400/Timur/frametext.htm

 

1. Даже если сделать из тан таг то получим Уругтаг а не Улугтаг. В тексте как раз разбирается слово уруг - род, а не улуг - великий

2. Допустим в параллельной вселенной уруг и улуг это одно и то же слово. Но с чего вы решили что Улугтаг это краняя точка улуса Джучи во все времена? А как же один из политических и экономических центров улуса город Сыгнак? 

3. Ж. Сабитов:

Существуют разные мнения насчет административно-территориального деления улусов в Золотой орде.
1. Федоров-Давыдов Г.А. и Егоров В.Л., основываясь на сообщении Плано Карпини и дополнив его данными других источников, реконструировали членение Золотоордынского госу¬дарства в XIII в. на наиболее крупные улусы — владения:
1.1. Во время путешествия Плано Карпини в 1246 г. в самой восточной части Улуса Джучи, в верховьях Иртыша и оз. Ала-Куль, жил старший сын Джучи-Орда.
1.2. Область между реками Или и Сырдарьей, а также территория нынешнего Центрального и Северного Казахстана принадлежали Шейбану. После его смерти улусом управлял сын Бахадур. Очевидно, в годы его правления, в любом случае — в XIII в., область между Или и средним и нижним течением Сырдарьи с городами Отрар, Сыгнак, Дженд, Сайрам перешла в руки потом¬ков Орду и стала политическим центром их улуса.
1.3. Северный Хорезм с Ургенчем (Нижняя Амударья) состав¬лял особую территорию Улуса Джучи. Однако имена его первых владетелей неизвестны. При Узбек-хане там правил в качестве наместника золотоордынского хана великий эмир Кутлуг-Тимур, "сын тетки по матери" Узбек-хана.

4. Границы государство, тем более кочевых, были не постоянны. Но что касается именно Семиречья и улуса Джучи то большая часть Семиречья в то или иное время входило в состав улуса Джучи. И я допускаю что во времена Тохтамыша эта территория была в сфере влияния могулов , но это лишь один из временных отрезков в истории Золотой орды. Тем более Тохтамыш управлял не всей территорией исторического улуса Джучи. Но Улытау точно не был крайней пограничной областью улуса. Хотя во времена Тимура города на Сырдарье и рядом уже утратили ту значимость что ранее и вся территория между Ташкентом, Ходжентом, Самаркандом и Сарыаркой стала буферной зоной между владениями Тимура и Тохтамышем:

5. Видимо, священной горой для Джучи и джучидов являлась гора Улугтаг. Золотоордынскими ханами она почиталась как Родовая гора. Возможно, регулярное поклонение ей в скрытых формах сохранилось и после принятия ордынскими правителями мусульманской веры. Для непосвященных гора оставалась просто Великой. Когда у арабского историка первой половины XIV в. ал-Омари мы читали: «Зимовье ханов Золотой Орды — Сарай, а летнее пребывание их на горе, называемой Уруктаг» 23 — местонахождение Уруктага было для нас лишь гадательным 24. Теперь из контекста рассказа Рогожского летописца становится очевидным, что в сообщении ал-Омари речь шла просто о другом названии горы Улугтаг. Великая гора была ведома средневековой Руси и в другом качестве. В «Книге Большому Чертежу» записано: «Гора Улутова, по нашему Великая гора, а в ней олово» 25 Там название горы давалось в иной тюркской произносительной форме — Улутау. Что касается залежей в горе «олова», то известно, что издревле это слово воспринималось русскими двояко: Г) «свинец»; 2) «олово» 26.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

03.08.2021 в 18:48, кылышбай сказал:

1. Даже если сделать из тан та 2. Допустим в параллельной вселенной уруг и улуг это одно и то же слово. Но с чего вы решили что Улугтаг это краняя точка улуса Джучи во все времена? А как же один из политических и экономических центров улуса город Сыгнак? 3. Ж. Сабитов: Существуют разные мнения насчет  административно-территориального деления улусов в Золотой орде. 1. Федоров-Давыдов Г.А. и Егоров В.Л., основываясь на сообщении Плано Карпини и дополнив его данными других источников, реконструировали членение Золотоордынского госу¬дарства в XIII в. на наиболее крупные улусы — владения: 1.1. Во время путешествия Плано Карпини в 1246 г. в самой восточной части Улуса Джучи, в верховьях Иртыша и оз. Ала-Куль, жил старший сын Джучи-Орда. 1.2. Область между реками Или и Сырдарьей, а также территория нынешнего Центрального и Северного Казахстана принадлежали Шейбану. После его смерти улусом управлял сын Бахадур. Очевидно, в годы его правления, в любом случае — в XIII в., область между Или и средним и нижним течением Сырдарьи с городами Отрар, Сыгнак, Дженд, Сайрам перешла в руки потом¬ков Орду и стала политическим центром их улуса. 1.3. Северный Хорезм с Ургенчем (Нижняя Амударья) состав¬лял особую территорию Улуса Джучи. Однако имена его первых владетелей неизвестны. При Узбек-хане там правил в качестве наместника золотоордынского хана великий эмир Кутлуг-Тимур, "сын тетки по матери" Узбек-хана. 4. Границы государство, тем более кочевых, были не постоянны. Но что касается именно Семиречья и улуса Джучи то большая часть Семиречья в то или иное время входило в состав улуса Джучи. И я допускаю что во времена Тохтамыша эта территория была в сфере влияния могулов , но это лишь один из временных отрезков в истории Золотой орды. Тем более Тохтамыш управлял не всей территорией исторического улуса Джучи. Но Улытау точно не был крайней пограничной областью улуса. Хотя во времена Тимура города на Сырдарье и рядом уже утратили ту значимость что ранее и вся территория между Ташкентом, Ходжентом, Самаркандом и Сарыаркой стала буферной зоной между владениями Тимура и Тохтамышем: 5. Видимо, священной горой для Джучи и джучидов являлась гора Улугтаг. Золотоордынскими ханами она почиталась как Родовая гора. Возможно, регулярное поклонение ей в скрытых формах сохранилось и после принятия ордынскими правителями мусульманской веры. Для непосвященных гора оставалась просто Великой. Когда у арабского историка первой половины XIV в. ал-Омари мы читали: «Зимовье ханов Золотой Орды — Сарай, а летнее пребывание их на горе, называемой Уруктаг» 23 — местонахождение Уруктага было для нас лишь гадательным 24. Теперь из контекста рассказа Рогожского летописца становится очевидным, что в сообщении ал-Омари речь шла просто о другом названии горы Улугтаг. Великая гора была ведома средневековой Руси и в другом качестве. В «Книге Большому Чертежу» записано: «Гора Улутова, по нашему Великая гора, а в ней олово» 25 Там название горы давалось в иной тюркской произносительной форме — Улутау. Что касается залежей в горе «олова», то известно, что издревле это слово воспринималось русскими двояко: Г) «свинец»; 2) «олово» 26.

 

Думаете я всё это буду читать?

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

31.07.2021 в 22:49, Tima_2109 сказал:

Мы басентиины тоже чтим Малайсары батыра. 

 

Ув. Tima_2109, по некоторым данным, Малайсары батыр был тарханом.

Кстати, согласно местным преданиям, с Малайсары связано имя батыра Байдаулета, тоже басентиина, род бөрі (ниже - бури), прим. 1690 г. рождения (он прапрапрапрадед моей мамы по прямой линии f09f989a_2x.png), чье имя незаслуженно забыто в первую очередь его сородичами и земляками.

Нашел архивные упоминания о нем.

 

История Казахстана в русских источниках, Т. 4, стр. 55:

"... Байдовлет-батыр (про участие его в церемонии присяги императрице, 1742 год)"

 

История Казахстана в русских источниках, Т. 2, стр. 271 - 274:

"... 12-13 сентября 1716 года в Тобольск прибыли послы от Каип хана и от всей Казачьей Орды Бекболат Екешев и Байдаулет Буриев с вызволенными из калмыцкого плена русскими посланниками к контайше подполковника Ивана Бухгольца, Меркула Трубникова и писаря, и с посланием хана к генерал-губернатору Сибири князю М.П. Гагарину и к царю Петру I с просьбой о мире и военном союзе против джунгарского хунтайджи, основавшегося в г. Еркенд".

 

Думаю при желании историки и краеведы смогут отыскать и другие архивные материалы о нем.

Еще один казахский батыр в известном списке батыров времен казахско-джунгарских войн нашей истории навряд ли не помешает.

 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Из молгена:

Шежире аргына из Омска:

Касаемо моего шежире: Кайрат (Омск, 1987г.р.)- Кайырболды (Омская обл., Шербакульский район, аул Молдахан, 1960г.р.) — Алдошке /Алдаберген/ (Омская обл., Шербакульский район, аул Молдахан, 1915г.р. — 2001г.) — Торехан ( Омская обл., Шербакульский район, аул Байке-Шахат, 1875г.р.) — Байкекажы /Баймолда/ (1834г.р.) — Абдыр — Беркын — Акжигит (Северо-Казахстанская область, Алабота 1740-1830гг., бий Атыгай-Багышевской волости) — Алимбет батыр (1690-1760гг., батыр сподвижник Абылай султана, в 1718г. Алимет Баулуков посолв г. Тобольск к князю Гагарину. Похоронен в Туркестане. На границе с Омской областью в Северо-казахстанской области есть район Уалихановский, эта местность до революции называлась «Алимбеттын токсан коли» — 90 озер Алимбета.) — Баулык — Атыгай (1612г.р.,совершил подвиг в 1627г. за что казахский хан Есим назвал всех потомков Даута именем смелого мальчика Атыгай, похоронен возле Бухары).

Еще одно из многочисленных подтверждении расселения аргынов на юге (сто лет как минимум до Казыбек би). Видимо Алимбет был первым в районе тех озер поэтому его имя закрепилось. Но и похоронен Алимбет в Туркестане. Насчет Атыгая, похороненного возле Бухары интересно. Буду проездом - можно поинтересоваться

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

26.05.2021 в 18:46, АксКерБорж сказал:

Кылышбай наверно не знает что такое родина или историческая родина того или иного этноса, если задает такие глупые вопросы?Может с позиции "Тёзковедения" у Кылышбая этносы имеют несколько исторических родин? Тогда ему простительно, наука обязывает, никуда не денешься.

Какая родина у кочевого племени, за столетия мигрирующего на сотни км?! Расскажите Аюке про его родину, или Казыбеку, или абак-керею из Монголии (что его родина Тарбагатай а не Баян-Ульгий). Какие то нелогичные выводы вы делаете

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...