Jump to content



Recommended Posts

Татарский диалектизм связан вовсе не с мнимым фонетическим соответствием анлаутных s-/t-, а с турецким dajɨ "хороший, приятный", туркм. dajav "крепкий, здоровый (о человеке)", тув. dag "крупный, сильный", тоф. dag "крупный, сильный" (контаминация с dag "гора").

Впервые слышу, что имеется и такое турецкое слово, цитируйте меродавный словарь!

Чередование С-Т во все не мнимое, а вполне регулярное и при том не комбинаторное, а этимологическое:

http://bolgnames.com/Images/Treasure_2.pdf - 285

Ето защо именно сега и тук вече може да се приеме и каже, че не дисимилативно обусловената комбинаторна промяна (М. Рясянен), а напълно закономерното за късноантичните и ранносредновековни български езици фонетично редуване s-t се наблюдава още и при вболг. тычкан “мышь”, тат. книж. тычкан, диал. тыскан, каз. tуškan, кирг. тышкан “суслик”, на които в други, исторически и съвременни тюркски езици като староогузския, уйгурския, турския и др. отговаря форма със зв. s - sıçgan, sıçkan, sıçan, независимо че последното пак липсва в турския етимологичен речник [Eren], и от които трябва да са и средноазиатският топнм Tishkan, също и кирг. топнм Tуshkan, така че като резултат очевидно няма никакви причини от цялостната словоформа да не се изолира коренът ταγ- или в нашата транскрипция – tag-, с предполагаемо, но вече сигурно, а не повече или по-малко вероятно адективно значение “здрав” [вж. и срв. Иман 2001, 329,379; Рясянен 1951, 151; Щербак 1970, 161-162,172; Радл-4.2, 1506; ТтТДСз, 435; DLT-1, 510; KirgPlNm; WdAtl].

Share this post


Link to post
Share on other sites

За то, что аварский язык был тюркским языком булгарской группы, вроде как, хорошо говорит титул Canizauci princeps Avarum аварского посланника в Аахене, приведенный в "Annales Regni Francorum". Для canizauci Лайош Лигети (1986:144-145,Pohl 1988:304-305)приводит варианты написания сanzanci, cani zauci. С большой долей вероятности можно предполагать, что титул посланника в аварском имел семантику "посланник хана, посол хана": компонент zauci весьма напоминает чагат. javči "человек, зазывающий на свадьбу", тат. явчы "сват, сваха, сводница", а главное - чувашское *çавăçă" "сваха, сватун, сводник", вытесненное словом евчĕ<тат.явчы, но сохранившееся в марийском: савуш, сагуc, сäÿс "дружка, шафер, свадебный распорядитель" (<чув.).

В таком случае, имея в виду, что в Именнике Болгарских Ханов имеются вечем "третий", читем "седмой", то лучше восстановит чаwчи!

Share this post


Link to post
Share on other sites

1. Чуб действительно может быть реализацией кит. чжоу. Это предложено еще В.Бангом при сопоставлении тюрк. алты чуб согдак и кит. лю ху чжоу. Однако кит. композиты как правило функционировали в тюрк. заимствованиях как единое целое, ср., например, кунчу из кит. гунчжу "принцесса, девушка из царской семьи" и не могли быть разложены на значимые элементы, их составляющие. Следовательно, мы должны предполагать наличие гипотетического кит. *чжоуван. Но это невозможно по приведенным мною мотивам. В ином случае, если составные части были заимствованы по отдельности и лишь в тюркской среде были сведены в композит, то мы вправе ожидать бытование тюрк. слов *чуб "область" и *бан "правитель". Но этого, кажется, тоже не происходит.

В принципе, жупан могло бы иметь соответствие в имени собственном Yapanča, которое как раз встречается только в этом регионе (условно, салтово-маяцком) и применялось исключительно к князьям. Епанча, однако, вполне просто объясняется как "рожденный в степи", без китайской помощи.

Когда писал мою книгу, я не знал всего этого и предпочел не заниматся общеслав. жупа "область".

Теперь я понимаю, что здесь имеются два болгаризмов - жупан и жупа, которые болгары вполне независимо-самостоятельно друг от друга заимствовали у китайцев: http://bolgnames.com/Images/Treasure_2.pdf - сс. 260-268

Така например рус. жупа “округ”, струс. жупа, укр. жупа “округ; соляная копь”, за което ние лично не виждаме вътрешносемасиологически основания да му се придава и второто значение, очевидно лексикографска грешка, и по такъв начин, анализът, съвсем неоправдано, да се насочва към историкофонетически може би коректни, но номинативносемантически, ирелевантни индоевропейски лексеми, сръб. жупа “община; семья, челядь”, стсръб. жупа “округ”, словн. župa “округ; приход”, чеш. župa “округ”, пол. żupa “рудник; соляные копи”, с което второ значение и това попада под горната забележка, стб. æóïèøте “τάφος, μνήμα” (Супр.), при което се констатира неизводимостта на най-старото знач. “округ” от редицата други, “индоевропейски” значения; отхвърля се вероятността това значение да е новообразувание от лекс. župan, без обаче да се изключва възможността лекс. župa “округ” да се отнесе към ангсак. géap “просторный, широкий” и по-нататък, към гот. gawi “округ”.

Наред с това, рус. жупан “начальник округа”, струс. жупанъ, откъдето и ойкнм Жупаново (ХV в.; Новг), стб. æóïàíú, бълг. жупан, стсръб. жупань, сръб. жỳпâн, словн. župàn “должностное лицо; начальник комитата”, чеш. župаn “управитель округа”, вероятно производно от жупа “округ”, свързано посредством редуване на гласните със стчеш. hpán, чеш. pán, стпол. pán “господин”, по-малко вероятен аварски произход, тъй като думата не може да се отделя от жупа “округ” и стчеш. hpán [Фасм-2, 65-66].

В общи линии в главното и същественото кой знае колко далеко и откъснато от този етимологичен преглед и анализ не стои и българският етимологичен речник, според който жупа “административна област; дружина, род, тайфа”, джупа “махала, страна околност”, стб. æóïèøте “гроб”, с разпространение или съответствия в останалите южни, западни и източни славянски езици, обаче “Етимологията не е съвсем ясна”.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Если не будет найдено больших текстов на этом же языке, то, очевидно, что надпись, к сожалению, навсегда останется спорной.

О Великие!!! Да будет Вам земля раем. СЮННУ, ХУННУ, ГУННУ, ЖУЖАНЕ, КИТАЙСКАЯ СТЕНА, АВАРЫ, ГОРШКИ, ЧАШИ, АТТИЛА, НАДПИСИ СТАРЫЕ. Эта ОЧЕНЬ увлекательная тема, которая имеет ОЧЕНЬ коварные лабиринты. Человеку иногда кажется, что он поймал самую ГЛАВНУЮ ИСТИНУ - ЧТО ЭТО ОНИ ПЕРВООСНОВА ХУННУ. Но когда ОНИ с такой большой надеждой идут по следу ХУННУ, ИСТОРИЯ делает им БОЛЬШУЮ ПОДНОЖКУ, где они начинают не понимать простые ХУННСКИЕ ИСТИНЫ. Так и происходит с профессором Добревым. По этой причине могу сказать; -"Да болгары вышли из мира ХУННУ, но ТОЛЬКО". Да протоболгары были с рядах ХУННУ, но были только ОДНИМ из них. Так осмелился перечить Вам маленький человечек - БУРЯТ.

  • Одобряю 1

Share this post


Link to post
Share on other sites
Если не будет найдено больших текстов на этом же языке, то, очевидно, что надпись, к сожалению, навсегда останется спорной.

У нас на руки уже три больших болгарских текстов того времени, которые подкрепляют и потверждают друг друга:

Ето защо в действителност и според нас всички останали лексеми и граматични форми са тюркски и в частност прабългарски, фонетически малко по-коректното и ясно изписване и представяне на които, например в турска графика, като че ли трябва да придаде на четиристишието следния му, приблизително оригинален, преди вмъкването му в германската сага, вид:

Кendu peyim Dilgü,

ókın Dúnheidce orruştu peyim,

Und Jassarföllıyum.

Bidek yiytdur,

ókın Dúnheidce orruştu yiytdur,

Und Jassarföllıyum.

Преведено на съвременен български език, четиристишието може да получи следния вид:

Самият аз съм Дилгю-бег,

Аз съм бегът, който води битка

със стрели на Дунхайд,

Аз съм от Долен Ясарфьол.

Голям юнак е,

Той е юнакът, който води битка

със стрели на Дунхайд,

Аз съм от Долен Ясарфьол.

Независимо от необяснимата засега и за нас смяна на лицето този превод ни изглежда напълно логичен и убедителен, към което задължително трябва да се добави и поясни още и това, че името на този юнак и бег е Дилгю и тази му форма безспорно се дължи на това, че неговият притежател е носител на прабългарски д-диалект, по силата на което то има за генетична основа праб. апл *дйългю “кон”, аналогично по началния си звук на календарноцикловата година от Именника на българските ханове, год. Дилом - Змия и със съответствия в българските и останалите тюркски езици като вболг. *шйълкъ, огузт. йылķы, алт. дылķы и др. с такива значения като “лошадь; стадо животных, табун; скот; коза”, от първото от които безспорно възниква и се образува мли Шилки на волжскобългарски хан, а напълно възможно на основата на фонетически близка кавказоболгарска форма се образува и мли Ζιλγίβις на северо-кавказски “хунски” вожд от началото на VІ в. [вж. и срв. ЭСТЯз-й, 281-282; Doerfer 1965, 208-210; Golden 1980, 260].

Надпис № 21 от Златното съкровище “Надь Сент-Миклош” има следния вид:

† ΒΟΥНΛΑ·ΖΟΑΠΑΝ·ΤЄСН·ΔΥΓЄΤΟΙΓΗ·ΒΟΥΤΑОΥΛ·ΖωΑΠΑΝ·ΤΑΓΡΟΓΗ·ΗΤΖІΓΗ·ΤΑΙСΗ †

Чашата, за която жупан Боила повели,

като облицоват, да изпишат, и от която да пие наздраве жупан Бутаул.

Не само поради това ние си позволяваме да внесем някои поправки и добавки в така изведената от оригиналния рунически надпис транскрипция, в резултат на което според нас този надпис в използуваната тук латинизирана графика трябва да получи вида:

Kiŋkeg Dengiz jikü käse! Kijü, čox-čox saxyŋil, gür Täŋrig!

Съответно на тази транскрипция и в рамките и на основата най-напред на тюркските езици по принцип, централно-водещ компонент сред които за нас като най-близки и познати, са старият огузски език и новият турски език, и на болгарските езици и диалекти в частност, един от които е и прабългарският език, но по-точно, южнодунавският диалект, а може би диалекти на Аспаруховите българи, Надписът задължително получава следния превод на български език, а именно:

Блюдото, от което да се храни хан Денгиз!

Човече, бой се много от Него, могъщ е Тангра!

http://bolgnames.com/Images/Treasure_2.pdf

Share this post


Link to post
Share on other sites

Уважаемый профессор!!! Прошу перевод данного текста на русском.-"като облицоват, да изпишат, и от която да пие наздраве жупан Бутаул". Есть немного понятий, но нужен конкретный официальный Ваш перевод. Добже?

Я считаю появление болгар на европейской арене связано с развалом империи Аттилы (черные гунны) и разгромом войск его детей на реке Неадо, это по моему Венгрия (могу ошибиться по географии). С этой поры начали отходить от ГУННСКОГО движения в разных направлениях части гуннского народа под предводительством детей Аттилы. Ваш был младший сын Аттилы. Народ уже при правнуках Аттилы начал называться БУЛГАРАМИ. Это первое что я конкретно хочу утвердить.

Второе. Происхождение Болгар и Венгров я считаю совершенно отдельным и автономным вопросом. По этой причине отношение к АВАРСКОМУ народу у болгар могут быть только союнические или в то время родствеными, в зависимости от личных позиций каганов, ханов. По текстам с гуннских и после гуннских времён, ознакомлен только по аварской чаше. По этой причине прошу Вашего перевода на русский. Спасибо за другие ДВА. Конечно могут быть искажения в текстах и могут быть неправильно передан смысл изречений, как Вы заметили.

Венгров считаю прямо касательными по отношению к АВАРАМ. Во первых территория, во вторых при отложении от ХАЗАРОВ (белых гуннов)в более познее время они целенаправленно устремились в степи Панонии, зная о его наличии.

Имущественная принадлежность захоронений приписывают к Аттиле или к Аварским каганам. Здесь стоит у меня большой вопросительный знак и проблемы по открытию музея ХУННУ. По разрешению данных вопросов, решу вопрос - Кому отдать в руки пальму первенства истинного перевода текста на ЧАШЕ.

Уважаемый профессор! По истории хунну Вы прекрасно знаете, что в период с 50 годо до н.э. по 50 год н.э. у ХУННУ был период развала ХУННСКОЙ ИМПЕРИИ. К 50 году н.э. у ХУННУ был период троевластия: южные (восточные) ХУННУ(ХУУ), будующие ойраты. Во главе с Чжи чжи. Центральные - сяньби, с постоянной центриской политикой. Во главе с Хуханье. И западное крыло империи-западные (северные) ХУННУ (АРА ХУННУ). Буруты, будущие ГУННЫ (БЕЛЫЕ и ЧЕРНЫЕ), ЭФТАЛИТЫ, ХАЗАРЫ, МЕРКИТЫ, БУРЯТЫ. Отходящие на ЗАПАД западные ХУННЫ под давлением прокитайской политики вершимое руками братьев (сяньбийцев и ойрат) и были причиной ВЕЛИКОГО ПЕРЕСЕЛЕНИЯ НАРОДОВ в Европе. На современном этапе данный вопрос выпал из обоймы истории, по причине неразборчивости историков. И этот фактор является основным связующим звеном истории всех народов Евразии.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Уважаемый Профессор! На сайте "Евразийский исторический сервер" по теме "Древние народы евразии"" в подразделе" ХУННУ, СЮННУ, ГУННЫ - 2" с авторитетами сайта определили что тюрский язык начал свое расширение с периода образования Первого Тюрского Каганата (пост 101), также прошу посмотреть посты 68 и 69, где сделан перевод текста ХУННУ. Всё это говорю не в обиду казахскому народу, а придерживаясь принципов - история должна быть без политики.

Share this post


Link to post
Share on other sites
† ΒΟΥНΛΑ·ΖΟΑΠΑΝ·ΤЄСН·ΔΥΓЄΤΟΙΓΗ·ΒΟΥΤΑОΥΛ·ΖωΑΠΑΝ·ΤΑΓΡΟΓΗ·ΗΤΖІΓΗ·ΤΑΙСΗ

† BOYHΛA • ZOAΠAN • TEΣH • ΔYΓΕTOIΓH • BOYTAOYΛ • ZΩAΠAN • TAΓPOΓH • HTZIΓH • TAIΣH

In lower case:

† βουηλα • ζοαπαν • τεση • δυγετοιγη • βουταουλ • ζωαπαν • ταγρογη • ητζιγη • ταιση

Transliterated:

† bouēla • zoapan • tesē • dugetoigē • boutaoul • zōapan • tagrogē • ētzigē • taisē

Оказывается нет достаточного расшифрования этого аварского текста на чашке.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Оказывается нет достаточного расшифрования этого аварского текста на чашке.

Хундэтээ enhd! У меня будет маленькая просьба, давайте убедим мир, что китайская стена была построена китайцами против северных варваров (жюжаней -мясоедов) -таких как дунхуу (ЗУН ГАРЭ ХУУ), сяньби ХУУ (ХАЛХА, ДОТОР МОНГОЛ, ЭБЭР МОНГОЛ, барун гарээ ХУННУД). Первое что нужно: это объяснить наличие со старых времён разделение территории монголоязычных по говору, где слово ЧЕЛОВЕК восточные и центральные произносят как ХУУ (ХУ), западные произносят как ХУН. Это делается для того чтобы европейские учёные осознано понимали слово ЧЕЛОВЕК это ХУ и ХУН, а то иногда встречаются вариации перевода как ХУ - варвар.

Второе подтвердите тот факт, что все северные народы для китайцев были Жю - мясо, ЖЕНЬ- человек или ЖЮЖАНЬ, жюжень - мясные люди, мясоеды, включая союзников ХУННУ. Иногда при читании текстов бывают накладки в виде - "азиаты и монголы шли на восток".

В третьих принять участие в споре с уважаемым профессором Добревым.

Также у меня есть для Вас маленькое сообщение. Булуhо гарасан булунсэр гэшет гэж хэлх санан бэн.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Уважаемый профессор!!! Прошу перевод данного текста на русском.-"като облицоват, да изпишат, и от която да пие наздраве жупан Бутаул". Есть немного понятий, но нужен конкретный официальный Ваш перевод. Добже?

Имущественная принадлежность захоронений приписывают к Аттиле или к Аварским каганам. Здесь стоит у меня большой вопросительный знак и проблемы по открытию музея ХУННУ. По разрешению данных вопросов, решу вопрос - Кому отдать в руки пальму первенства истинного перевода текста на ЧАШЕ.

Уважаемый профессор! По истории хунну Вы прекрасно знаете, что в период с 50 годо до н.э. по 50 год н.э. у ХУННУ был период развала ХУННСКОЙ ИМПЕРИИ. К 50 году н.э. у ХУННУ был период троевластия: южные (восточные) ХУННУ(ХУУ), будующие ойраты. Во главе с Чжи чжи. Центральные - сяньби, с постоянной центриской политикой. Во главе с Хуханье. И западное крыло империи-западные (северные) ХУННУ (АРА ХУННУ). Буруты, будущие ГУННЫ (БЕЛЫЕ и ЧЕРНЫЕ), ЭФТАЛИТЫ, ХАЗАРЫ, МЕРКИТЫ, БУРЯТЫ. Отходящие на ЗАПАД западные ХУННЫ под давлением прокитайской политики вершимое руками братьев (сяньбийцев и ойрат) и были причиной ВЕЛИКОГО ПЕРЕСЕЛЕНИЯ НАРОДОВ в Европе. На современном этапе данный вопрос выпал из обоймы истории, по причине неразборчивости историков. И этот фактор является основным связующим звеном истории всех народов Евразии.

Чаша, для которую жупан Боила приказал, что бы, поставляя на дно золотой диск, надписали ее,

и с которой на доброе здоровье пил бы жупан Бутаул.

Аварская гипотеза - венгерская, не советую принимать ее, не только потому что венгры никогда не были в составе Хунну.

Советую изучить подробнее английскую версию резюме моей книги: http://bolgnames.com/text/Treasure.html

А каждый довольно граммотный тюрколог сможеть потвердить мой перевод, при том сопоставляя с других переводов: http://bolgnames.com/Images/Treasure_2.pdf

Вообще, все основные вопросы, касающие Хунну, довольно хорошо осветлены в: http://bolgnames.com/text/Principles.html

Болгарский хан Зиези, кит. Чжичжи, тур. Чичи, переходя на р. Или, действительно поставил начало Великого Преселения Народов.

Сейчась я работаю вторую часть Османидов - www.bolgnames.com - Osmanids и все эти вопросы найдут свое место именно здесь.

Моя дискусия с одном русским историком: http://forum-eurasica.ru/index.php?/topic/2686-%d0%ba%d0%b0%d1%82%d0%b0%d0%bb%d0%b0%d1%83%d0%bd%d1%81%d0%ba%d0%be%d0%b5-%d0%bf%d0%be%d0%bb%d0%b5-%d0%ba%d1%80%d0%be%d0%b2%d0%b0%d0%b2%d1%8b%d0%b9-%d1%80%d0%b0%d1%81%d1%81%d0%b2%d0%b5%d1%82-%d0%b5%d0%b2%d1%80%d0%be%d0%bf%d1%8b/

Китайские ученые тоже думают, что Хунну - болгары:

После 4 века переселившиеся с Монгольского плато на запад кочевые племена Ephthalite, Bulgar, Avar и т.д. все сами себя называли или были названы гуннами.

С другой стороны, что касается языка гуннов, в течение долгого времени западные ученые считали, что это язык финно-угорский. Это мнение основывалось на родстве гуннов и Oungri (Ougri). Но в конечном счете это мнение сменилось на мнение о принадлежности его к тюркским языкам. Основой последнему послужило исследование лексики гуннов, а также язык чувашей, которых считают потомками гуннов.

С другой стороны, то, что относитель данной точки зрения считает язык гуннов одним из тюркских языков, в общем приемлемо. Из сохранившейся лексики языка гуннов почти всё - имена собственные, малая часть это названия племен, большая часть - имена людей. Согласно исследованиям, среди имен людей, за исключением нескольких имен неясного происхождения, часть имен - тюркские, остальные - германские, персидские и смешанные. А названия племен все тюркские.

Хотя методы анализа лексики языка гуннов почти не отличаются от описанных выше методов анализа языка сюнну, степень достоверности в них гораздо выше. Поскольку вокруг гуннов было безбрежное море всех групп индоевропейской семьи языков, если гунны говорили на одном из индоевропейской семьи языков, то откуда тогда взялись тюркские имена и названия племен? Что касается германских, персидских и смешанных имен, то они должно быть появились в результате союза и браков гуннов с разными племенами индоевропейской семьи языков; иначе это результат использования имен индоевропейского типа. Кроме этого некоторые считают, что живущие на Волге чуваши это потомки гуннов, их язык можно назвать изначальным тюркским. Если это действительно так, то это также одно из доказательств принадлежности гуннов к алтайской семье.

Похоже, что истоки гуннов происходят из других мест. Если мне разрешат строить предположения, то я считаю, что гунны это, возможно, главным образом, мигрировавшие на запад племена сяньби, включая также несколько племен, изначально входивших в состав сюнну.

3) Принято считать, что язык сяньбийцев относится к тюркским, и язык гуннов, как говорилось выше, вероятно тоже относится к тюркским.

4) В западных летописях встречаются названия 14 гуннских племен, похоже, всем им можно найти соответствия в китайских хрониках. Большинство из них - племена из сяньби, некоторые - племена, покоренные сюнну:

(1) Akatir возможно есть племя Хуцзе[xa-kiat].

(2) Hunugur (Onogur) - Хуньюй[huәn-jio(oa)].

(3) Kadisenoi - Цюйшэ[khiuәt-djak].

(4) Zalio - Синьли[sien-lyei].

Эти 4 племени возможно были покорены сюнну. В "Ши цзи: повествование сюнну" сказано: Маодунь шаньюй "на севере покорил Хуньюй, Цюйшэ, Динлин, Гэкунь, Синьли". И опять послал Юсянь-вана Ван И истребить Юэчжи, "усмирил Лоулань, Усунь, Хуцзе и 26 стран рядом с ними". Хуцзе находилась на южных подножиях Алтая, Хуньюй, Цюйшэ и Синьли - к северу от сюнну. После падения сюнну миграция каждого из этих племен на запад была очень возможна.

(5) Ultincur - Идоуцзюань[iet-to-kiuan].

(6) Koutrigouroi (Kutrigur) - Цюйту[khiuәt-tok].

(7) Outigouroi - Хэдань[huәt-tan].

(8) Toungoures - Тугухунь[tha-kok(jiok)-hunә].

(9) Sorosgoi (Saragur) - Шулогань[zjio-lak-kan].

(10) Angisciri - У-инь [ok-jien].

(11) Bardores - Пилоу[phiet-lo];и возможно - Моюй[mak-jia].

(12) Sabiroi - Сюбу[sio-pok], или просто транслитерация Сяньби[sian-pie].

Выше названные 8 - возможно все были племенами Сяньби. Перечисленные за ними китайские названия можно найти в записях "Вэй шу: Гуаньши чжи"(История Вэй: записи фамилий чиновников) в главе "Нажу чжу син".

(13) Bittugur - Будугэнь[ba-dak-kәn], также возможно - Путоу[pha-do]. Будугэнь и Путоу можно найти в «Сяньби чжуань» из «Саньго чжи» «Вэй шу». Первый был Дажэнь восточных Сяньби, последний - западных Сяньби. Здесь название племени носит имя предводителя.

(14) Barselt - Вань-и[mәk-ziә]; Вань-и не встречается в "Вэй шу: Гуаньши чжи", некоторые считают, что это одно и племен Сяньби, прежде покоренных сюнну.

К тому же Saragur возможно переводится как Жоловэй[njiak-lәk-huәi]. По "Цзинь шу: Тугухунь чжуань": "Тугухунь был старшим кузеном Mужун Вэя. Его отец Шэгуй отделил 1700 семей и дал ему в подчинение". Mужун Вэй в "Вэй шу: Тугухунь чжуань" назван Жоло Вэем. Некоторые считают, что Тугухунь это транслитерация монгольского слова Toghosun, что значит "земляная река", т.е. нынешняя река Лаохахэ. А Жоловэй это транслитерация монгольского слова Sarakha, что значит"желтая вода", и указывает на нынешнюю реку Силамулуньхэ. Получается, что Шэгуй назвал двух сыновей по названиям двух рек, протекавших в местах их проживания. Среди племен гуннов были и Тугухунь, и Жоловэй, что не удивительно. Последнее (Жоловэй) тоже носило имя предводителя. К тому же Tугухунь и пр. изначально были Сяньби родом Мужун. А по Jordanes имя отца Аттилы было Mundzuсus, Mundzu- в транскрипции возможно Мужун[ma-jiong]; если так, Аттила тоже происходит из Сяньби родом Мужун.

Попутно скажу, что я считаю, что истоки булгар тоже можно искать в Сяньби. Bulgar возможно это транслитерации Bулугу[ba-lok-kua].

5) Если гунны не сюнну, то почему у них одинаковые названия? Существует всего два вероятных объяснения. Первое: сюнну захватили земли к северу от пустыни и господствовали там более 300 лет. Их авторитет распространился по степному пути на запад. Европейцы издавна слышали, что на Монгольском плато есть кочевое племя всадников под названием сюнну. Вдруг мощная кавалерия приходит с востока, их тут же окрестили гуннами. Второе: будучи на Монгольском плато, все гуннские племена сохраняли в большей или меньшей степени политические или кровные связи с сюнну. Поэтому когда они жили в прежних родных местах, их тоже часто принимали за сюнну. Например в «Сун шу: Солу чжуань» ("Истории династии Сун: записки о инородцах родом Со") сказано: "В сюнну было несколько сотен до тысячи племен, у каждого было свое название. Сотоу было одним из них". В «Наньци шу: Вэйлу чжуань» ("Истории Южной Ци: записки о инородцах родом Вэй") тоже сказано: "Инородцы родом Вэй были расой из сюнну". Когда эти сяньбийские племена мигрировали на запад, они тоже возможно выдали себя за сюнну, т.е. стали сами себя называть сюнну. У Яньда и Юэбань, когда они переселялись на запад, обстоятельство было подобным этому, что может служить справкой [Тайшан 2012, 3-23, вж. и срв. Kısakürek, Kısakürek_4, 2013, 27-37].

Share this post


Link to post
Share on other sites

Если бы эти венгры сидели бы Урале как дурни, развития у них не было бы...

Были бы как ханты и манси, завоеваны казахами из Сибирской орды.

Авары же ухуане, т.е. эвенки правда монголоязычные...

Share this post


Link to post
Share on other sites

Если бы эти венгры сидели бы Урале как дурни, развития у них не было бы...

Были бы как ханты и манси, завоеваны казахами из Сибирской орды.

Авары же ухуане, т.е. эвенки правда монголоязычные...

Дорогой Урянхаец! Русскоязычные говорят -ВЕНГР. Монголоязычные и сами венгры говорят hУНГАРЫ, что значит hУН ГАРЫ, в переводе означающее ВЫШЕДШИЕ из ХУННУ - ХУН ГАРБАЛТЭ. Где эволюция народа шла от ханты - манси при присутствии ГУННУ в период 180 -280 г.г. н.э. на территории финно -угров, перед вторжением на Европу. Дальнейшее движение (уже протоhунгар) было совместным с ГУННУ. Перед Азовским морем при разделении вошли в состав БЕЛЫХ ГУННОВ. По этой причине БОЛГАРЫ их не видят в истории черных гуннов. Про АВАР чуть позже.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Дорогой Урянхаец! Русскоязычные говорят -ВЕНГР. Монголоязычные и сами венгры говорят hУНГАРЫ, что значит hУН ГАРЫ, в переводе означающее ВЫШЕДШИЕ из ХУННУ - ХУН ГАРБАЛТЭ. Где эволюция народа шла от ханты - манси при присутствии ГУННУ в период 180 -280 г.г. н.э. на территории финно -угров, перед вторжением на Европу. Дальнейшее движение (уже протоhунгар) было совместным с ГУННУ. Перед Азовским морем при разделении вошли в состав БЕЛЫХ ГУННОВ. По этой причине БОЛГАРЫ их не видят в истории черных гуннов. Про АВАР чуть позже.

Народностное название хунгар из болгарского самоназвания хунг, а то из болг. кун/хунь "белка" плюс мн.ч. -ар.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Чаша, для которую жупан Боила приказал, что бы, поставляя на дно золотой диск, надписали ее,

и с которой на доброе здоровье пил бы жупан Бутаул.

Болгарский хан Зиези, кит. Чжичжи, тур. Чичи, переходя на р. Или, действительно поставил начало Великого Преселения Народов.

Спасибо за перевод. Сейчас поработаем только по части Чжи чжи и его перехода через р.Или.

В то время Чжи чжи отощел со своими людьми от сяньбийцев за китайскую стену под протекторат китайцев. Естественно были очень зависимы от политики поднебесной. По этой причине Чжи чжи был был вунужден сделать военную акцию направленную против западных ХУННУ находящихся на Илииских просторах. Почему поднебесная предпринимала военные операции против западных ХУННУ? Потому что зап. ХУННУ занимались разграблением караванов Великого шелкового пути, что было очень невыгодно китайской экономике. Это первый вопрос. Второй вопрос это - дальнейшее разрушение межхунских связей. Одним политическим ходом разрешалось несколько вопросов.

Теперь вопрос о том что ЧЖИ чжи болгарин. Чжи чжи после акции возврашается на свои земли. К тому времени его людей уже называли ОЙРАТАМИ. В исторических материалах говорится что Чжи чжи был потомком Модэ шаньюя. Несколько поколений его род возглавлял южных ХУННУ (ХУУ), затем китайцы начали назначать шаньюев над южными ХУУ из ойратов приближенных к китайскому двору. Эволюцию они получили не отходя от китайских границ. В последующем при империи Юань они образовали Джунгарию. После падения Юани Джунгария ещё долго оставалась отдельной автономной единицей, часто нарушая границы Китая. В 16 веке китайские войска совместно с монгольскими (опять используя принцип разделяй и властвуй) выдавили джунгарские войска на росийскую территорию через Алтай. С тех пор Джунгарская тема активно разворачивается на российской территории. А на родине на современном этапе по китайским данным в районе г.Харбин находятся до 70тыс ойратов. также осталась река с ойратским названием Сунгари (Джунгари). Теперь вопрос. У болгар и ойратов какие есть совместные темы - Этнические, Исторические, Политические, Языковые, Географические, Этимилогические?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Народностное название хунгар из болгарского самоназвания хунг, а то из болг. кун/хунь "белка" плюс мн.ч. -ар.

При чём тут белка, уважаемый проф.Добрев? Не забывайте что БУЛ ГАР имеет тоже окончание ГАР, как у венгров ХУН ГАР.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Уважаемый проф. Добрев отвечая на ваши посты можно доктора получить. Слишком большой обхват. Но время терпит будем постепенно выкорчевывать тему. Не все сразу.

Share this post


Link to post
Share on other sites

[

Guest_болгар_*

Группа:Гости

Отправлено 29 April 2004 - 08:05 AM

Протоболгары не тюрки.В последнем 10-ти лет в Болгарии вообще болшои спор на этот теме.

Болг.изследователь Петър Добрев докозел что протоболгарскии языик был восточноиранский языик ,как осетинскии ,пущу и памирских языках.Болгарские руни иденттичние с аланских . С тюркская орхонтская писменость нет ничего общего.Антропологическии протоболгар, европеиды високого роста,памиро.ферганского типа.Они произходят из племенная група которая китаицы называют "юечжи",а греко-римских хронистов- тохары.Так что мы тохары.Наши придки жили в Вост.Туркестане.Там китаицы называли владение Бугур,а в Тан-шу сказано об народ "болудзи,будзяли" которы жил вблиз Куча,с центром совр.Аксу.Будзяли очень близко дао современное китайское название болгаров - боадзяли.

Самое название Болгария озн. болшая гора.болг-большои и гар-гора.Это с индоевропейских представ об Священной горе.

Тохар тоже может переводится в этом смысле.В хотаносакским документам,тохары названи ттау-да-гара.Ттау это общеиндоевроп. люди,народ: памирское даи,даек,келт.таута,немец.туич,славянское толпа,авест.тау/х/ма -род.Так что ттау это род,народ и гара,осет-гра озн. гора.

Тохары этэ"люди из гору" Это обясняет и китайское "ди"-просто люди.

Протоболгары формировались из смешение тохаров Вост.Туркестана и саков Семиречие,когда юечжи были изгнанные от хунну-2в.д.н.э.

Наша етногенеза как у аланов.Осетины самы близкии народ до протоболгары.Все мы решение тохарскои проблеме,о которая писал и.Умняков в дальны 1940 г.-ВДИ-бр.3-4.

Мы совр.болгары пречисляют к славянских народов,но мы очень отличаемся из них.Наш язык с особая грамотика приближается к восточноиранских ез.В разговорном языке у нас 900,1000 восточноиранских и тохарских слов.Болгарские имена ,различние от славянские.Так что мы славяны столько,сколько англичаны германскии народ.

Мы с тюрками ничиго общего не имеем,историческии,они сложились как наши враги,конечно не все.Так большая група куманы слилась с болгарском народе в средних веках.Они поселились в зону совр. Софии,Куманово в Македонии/которая часть Болгарии,потому что македонскии народ нет,они болгары с наложеное от сербских окупаторов,региональное сознание/и область города Ниша,которы тоже был болгарскии да 1878г.когда сербские [цензоры] окупировали/мать их сербской....! [цензура]/.

Этою область где поселились куманы называется Шоплук,а люди шоп,шопы.Думаю что Это назавание произходило из название куманов :куба,кхоб - желтоголовы. Куб,куба-шоп,шопи!А к османские тюрки,ничего хорошего не могу изпитать.,по понятных вам причин.

Так которая версия правильная.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Так которая версия правильная. Петр Добрев надо пологать - ЭТО ВЫ. Не думаю что Вы будете говорить что есть у Вас двойник, который утверждает что болгары ЭТО ТОХАРЫ.

Уважаемый проф. Добрев! У меня нет цели по проявлению враждебности к Вам, основная цель это БОЛЕЕ МЕНЕЕ СДЕЛАТЬ ИСТОРИЮ ПРЕДКОВ БЛИЗКОЙ К ИСТОРИЧЕСКОЙ ИСТИНЕ. Тем более МЫ в какой то мере с Вами родственники, являясь потомками Аттилы. У меня есть есть вариант расшифровки слова БОЛГАР. Это только предположение, не предлагаю его принимать за первую основу. У нас у бурят внуков называют - БУЛЭ. А детей внуков называют БУЛЭhэ ГАРАА ЗОН - народ правнуки. Это наименование правнуков могло трансформироваться в название Вашего народа - БУЛЭ ГАР - БУЛГАР. А по этнической связи можно проследить по Вашим данным: во первых КУМАНЫ являясь Вашим народообразующим компонентом могли быть остатками ХУННУ осевшими в Сибири без продвижения на Европу в более ранний период. Куман у нас звучит так hуман - осевшие, сидяшие. В дальнейшем они составили основное ядро кипчаков. Как я понимаю.

Share this post


Link to post
Share on other sites

БОЛГ - волк; АР - ер, эр - мужсчина человек; булгар - люди волки

Share this post


Link to post
Share on other sites

БОЛГ - волк; АР - ер, эр - мужсчина человек; булгар - люди волки

Комбинация славянизма и монголизма. Уважаемый bek nur Болгар Вы к кому относите? Тюркизм он охватывает как бы через легенду по волку Ашины. И итоговое определение места БОЛГАР не понятное. То ли славянин, то ли есть связь с монголами, то ли по легенде он тюрок.

Share this post


Link to post
Share on other sites

БОЛГ - волк; АР - ер, эр - мужсчина человек; булгар - люди волки

Еще к месту можно сказать, что все народы дорожили своим именем народа, которая определяла его позицию в окружающем мире. Еще раз говорю что я не навязываю идею, но Слово ВЫХОДЕТ ОТТУДА, "СЫН" ЭТОГО в таком виде устанавливалась название народа, по моему. И слово ГАР - выходец, имеет я бы сказал определенное логическое звено.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Комбинация славянизма и монголизма. Уважаемый bek nur Болгар Вы к кому относите? Тюркизм он охватывает как бы через легенду по волку Ашины. И итоговое определение места БОЛГАР не понятное. То ли славянин, то ли есть связь с монголами, то ли по легенде он тюрок.

К вашему сведению слово "волк, volk" общее, индоевропейское

АР - мужсчина, на всех тюркских и протюркском (булгаро-хунском, чувашском) языках

Ваша версия про детей, тоже нече...пойдет

:lol:

Share this post


Link to post
Share on other sites

А если более детально изучит окончание АР, то это скорее всего не слово, а должно быть окончание множественного числа:

хазар

татар

булгар и тд.

то что соответствует сегодняшним оканчанием. таким как: тар, лар, дар

казак(тар), татар(лар), монгол(дар)

такое словооброзование, наиболее точно отрожает смысловую нагрузку

болгар - болг(лар) - волко(подобные)

Share this post


Link to post
Share on other sites

К слову сказать, слово хазар можно наверно приплюсовать, к остальным словам обозночающих беглецов, прогнанных:

куыпшик - кыпчак

куып - куман

кашар - хазар

Все они в той или иной степени беглецы, прогнанные, с "ойкумены", от Алтая и до Орхона.

Share this post


Link to post
Share on other sites

К слову сказать, слово хазар можно наверно приплюсовать, к остальным словам обозночающих беглецов, прогнанных:

куыпшик - кыпчак

куып - куман

кашар - хазар

Все они в той или иной степени беглецы, прогнанные, с "ойкумены", от Алтая и до Орхона.

+ казак-хасаг. :lol:

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now

×
×
  • Create New...