Перейти к содержанию
В.Ч.

Тмутаракань

Рекомендуемые сообщения

Глубокоуважаемый (ая) Вячорка. Вынужден признать, что у меня нет ни времени, ни желания вести дискуссию по родовым знакам Рюриковичей. Отмечу только, что по поводу Евстафия - это мнение Сергея Белецкого, иллюстрации которого использованы Вами выше. На днях (так же как и Котляр для ЗКЧА) я отсканирую и повешу эту его работу.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Цель уважаемых авторов - Дружининой и Чхаидзе, думается, была оперативно ввести надпись в кавказоведение. Известна то она была давно. Другой вопрос что Зализняк приводит ее новое прочтение. Более того. А.А. Медынцева, ознакомившись с палеографическими данными внесла ряд корректив как в датировку так и в прочтение слва Тмутараканец. по этому повода ею с уважаемым Чхаидзе подготавливается заметка. И тут думается, что уважаемый А.В. Пьянков, несколько опережает события.

Я со своей стороны вынужден не согласится с уважаемым Пьянковым и Вами (тем более,уже высчитавшим мифические проценты) по поводу того, что надпись "относится к "другой" Тмутаракани". Хотя бы потому, что о ее существовании известно лишь косвенно. Не говоря уже о следах присутствия касогов в Киевской Руси. У меня вообще складывается впечатление, что идея присного во языцех Хотко - о мировом адыгском присутствии, всё-таки давлеет над умами исследователей. Скоро по аналогии с Египтом будут русских князей адыгами называть... Но это, простите, я увлекся.

В любом случае подождём выхода статьи уважаемого А.В.

Приветсвую. Ну цель Чхаидзе и Дружининой вполне понятна.

Можно узнать, где Зализняк приводит это новое прочтение?

По поводу Мединцевой и Чхаидзе, что ж интересно будет ознакомиться с этой заметкой. Можно узнать, где и когда она выйдет (если известно)?

По поводу Пьянкова - уверяю вас, А.В. вполне определенно и основательно к таким вещам подходит и в этом недоверять ему и особо сомневаться, лично у меня нет никаких оснований, последние лет 10 я убеждался как раз только в обратном. Опять же. он не может как вы выразились "опережать события", т.к. статья Чхаидзе и Дружининой уже вышла.

Причем тут Хотко вообще? Давлеет скорее у вас в умах о предвзятом отношении и обобщении всех исследователей с Кубани. Считаю некорректным обобщать и ставить под одну гребенку того же Хотко и Пьянкова, при том. что последний не меньше чем вы разочарован в первом, только куда более корректнее это выражает. Опять же, по поводу русских князей адыгского происхождения, такую мысль пока что я услышал только от вас, даже у Хотко я такого не встречал. Повреьте, мне, на кубани не мало уважаеммых и значимых исследователей (Раев, Пьянков, Берлизов, Шишлов, Голубев, Джигунова и т.д.). если у вас какая-то апатия на кубанских исследователей это коненчо же, уж извините, ваша проблема.

Думаю, действительно, лучше подождать статьи от уважаемого А.В.

Что плохого в слове "батенька"? Это дружелюбная форма разговорного обращения. если вы как-то иначе понимаете это слово, тогда вопросов нет.

Видно не выдно, я высказал лишь свое мнение на сей счет, как это вижу я.

По поводу зихов-касогов, действительно нет, а могло бы быть, если бы надпись опубликованная Чхаидзе и Дружининной действительно относилась бы к таманской Тмутаракани или по вашему упоминаемый там "касожич" это на самом деле неправильно прочтенное "русич"?

Не стоит принижать роль адыгов в истории в том числе и Тамани, как и вообьще Северного Кавказа.

О Самкерце, с удовольствием бы ознакомился с этой работой.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Глубокоуважаемый ЗКЧА. Пожалуйста, не надо из меня делать ненавистника исследователей Кубани - моих коллег! Тем более, приписывая мне выводы, которые я не высказывал и которых не придерживаюсь. Тем более, что эта тема никак не относится к Тумутаракани! Тем более, что после беседы в привате я не буду продолжать дискуссию.

Прошу Вас понять меня.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Статья Котляра. Выходные данные:

Котляр Н.Ф. 2002. Тмутороканский остров // Родина. №11-12. – М.

tmutarakan5.jpg

tmutarakan6.jpg

tmutarakan7.jpg

tmutarakan8.jpg

Белецкий - позже.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Вячорка

В.Ч.

Отмечу только, что по поводу Евстафия - это мнение Сергея Белецкого, иллюстрации которого использованы Вами выше. На днях (так же как и Котляр для ЗКЧА) я отсканирую и повешу эту его работу.

Никаких дискуссий...

Работа Белецкого - это как раз все что мне нужно, что-бы понимать подобные выводы, так как меня в этой теме больше интересует как раз историко-генеалогический аспект "киевской династии", связанной с Тмутараканью. Не более.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В.Ч.

Никаких дискуссий...

Работа Белецкого - это как раз все что мне нужно, что-бы понимать подобные выводы, так как меня в этой теме больше интересует как раз историко-генеалогический аспект "киевской династии", связанной с Тмутараканью. Не более.

Тогда уж скорее можно говорить о "черниговской династии".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Вячорка
Тогда уж скорее можно говорить о "черниговской династии".

Все верно. Тем более, что это частный случай киевской. ;)

А вообще, я просто не хотел говорить "русской". Хотя возможно, и напрасно.

За скан работы Белецкого - огромное спасибо.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Очень интересные споры. Маленький вопрос. На сколько очевиден факт этнического отождествления косогов с адыгами?

Об этом можно почитать статьи Пьянкова о касогах(их несколько).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Спасибо ЗКЧА.

Попробую подытожить, а Вы поправте если ошибся.

А. У косогов и средневековых адыгов сходный обряд погребения.

Б. Адыгов называют косогами соседи.

Несколько соображений лица, далёкого от этой темы.

На основании указанного можно только предполагать родственную связь. Так как:

А. И те и другие могли этот обряд унаследовать от одного общего предка.

Б. Адыги могли подвергнуться аккультурации со стороны носителей этого обряда, не подвергаясь при этом этническому воздействию.

В. В слове касог я вижу персидское кас-hа, т.е. люди. Ну, имели право так назваться. Но возникает вопрос почему адыги отказались от старого самоназвания?

И, возможно, совсем наивно: косоги и адыги не могли перенять этот обряд от персидских зороастрийцев? И в этой связи не попадались ли в вероятной зоне проживания косогов ассуарии?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да, ник от этнонима. :tw1:

А Ваш от зик'х с тюрским оконочанием?

В археологической экспедиции я был только однажды, недалеко от Шахрисябса, да и многие вещи из археологических курсов изрядно подзабыл. Может быть поэтому плохо представляю себе, как выглядит захоронения касога в свете кремации. Что это? Урна с пеплом?

Было бы очень интересно, если такое возможно, сделать сравнительный анализ ДНК касога и современных адыгов.

Кстати какая-то часть касогов наверняка стала христианами и иудеями в 10-11 веке.

Ассуарий - это керамическая урна чаще всего прямоугольного типа, куда зороастрийцы и ряд представителей других исповеданий (скорей всего под влиянием первых) помещали останки после сожжения или после разложения на открытом месте, т.е. кости. Такие урны не редко перевозили для захоронения в других местах. Поэтому и задал соответствующий вопрос об их возможном нахождении в ареале проживания касогов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну ясно (по поводу ника).

А мой ник, почти так.

Сравнительный анализ ДНК сделать думаю будет весьма сложно, т.к. костей в кремациях сохраняется очень мало.

Захоронение касога как в Салтовское так и постсалтовское время выглядит так: урновая или безуроновая кремация. В ввиде урн использовали обычно сосуды, корчаги и т.п. сосуды вообщем. Кремации совершались на стороне. Затем вырывались ямки. Нередко кремировали вместе с вещами покойного. Все вещи в погребениях с кремациями 8-13 вв. носят следы пребывания в огне (окалины). Чтобы все поместилось в небольшую ямку, сабли скручивали в несколько раз, ломали или сгинали и другие крупные предметы. В постаслтовское время ямы стали увеличиваться, видимо из-за того, что сабли стали все реже и реже сгибать и ломать.

О том, стали ли часть касогов христианами кое-какие данные имеются, правда, скорее более поздние. По поводу иудеев - никаких данных ни археологических ни письменных, разве что предположить, что ножами или серпами находимыми в кремациях делали обрезания :D .

Спасибо за инфу. А надписи на сосудах или рисунки встречаются? Кое-что о иудеях косогах (ну не как о явлении) я встречал. Сейчас не помню где, но эта инфа у меня где-то есть.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Мне думается, чот иудеи-касоги вообще анахронизм. Как впрочем и любые иудеи не семитского происхождения.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Мне думается, чот иудеи-касоги вообще анахронизм. Как впрочем и любые иудеи не семитского происхождения.

Касоги являются анахронизмом вне зависимости от их вероисповедания. А если вспомнить змею на камне, орла в небе и т.д., сколько его семитского происхождения в тех же ашкеназах или хабашах? Кто может сказать, сколько не-семитов прошло гиюр в течение истории этих еврейских этносов? Но несмотря ни на что, они не являются анахронизмом и исповедуют иудаизм.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вот здесь я помещал фотографии ашкеназов

http://www.kyrgyz.ru/forum/index.php?showtopic=1211&st=400

и 1 на сл. странице

Фотографии этих симпатичных людей говорят о том, что у ашкеназов есть корни, отличные от семитских. И, кстати, у входа в харбинскую синагогу я встретил человека в кипе, внешность которого была типично северно-китайской, и говорил он на чистом китайском, но был евреем. Видимо, незапятнанным семитским происхождением могут похвастаться только сабры, да и то не все.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Фотографии этих симпатичных людей говорят о том, что у ашкеназов есть корни, отличные от семитских. И, кстати, у входа в харбинскую синагогу я встретил человека в кипе, внешность которого была типично северно-китайской, и говорил он на чистом китайском, но был евреем. Видимо, незапятнанным семитским происхождением могут похвастаться только сабры, да и то не все.

Китайские евреи появились в результате изоляции в средние века от своей материнской центральноазиатской общины. Только небольшая часть их сохранила иудаизм. Сабры - это те евреи, кто родился в Израиле, да и только. :kg2:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В раннем средневековье юдейские миссионеры во многих местах Азии, Европы и Африки проповедовали юдаизм, как всеобщую мировую религию (то есть действовали аналогично христянским, исламским и будистским миссионерам).

Например, так в юдаизм перешли предки нынешних караимов - несомненных тюрков по своему происхождению.

Сейчас религия караимов несколько отличается от юдаизма и сами караимы себя юдаистами (и тем более юдеями) не считают, однако в еврейских энциклопедиях их обозначают как ветвь юдаизма.

Таких примеров имеется и больше.

То есть и в случае юдаизма (как и в случаях христянских религий, ислама и будизма) не надо смешивать религию и национальную принадлежность. Правда, нынешняя официальная догма юдаизма именно такая, как и официальная политика Израиля - юдаизм считается национальной религией именно евреев и только евреев.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Очень интересная диссертация о топонимике Крыма:

http://crimeatau.org.ua/history/articles/bush_teok.pdf

На стр.20 говорится об изготовлении фальшивого т.н. "тмутараканского камня" по заказу Екатерины Второй. Точно также скорее всего изготовили и пресловутый "чингисов камень", который демонстрируется в Эрмитаже :D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В связи с проблематикой чуба и вообще воинской мужской прически возникает много вопросов.

1) Есть ли ещё параллели причёске Святослава между Х и XVІ веками?

Упоминают ли нечто похожее источники?

2) Один уважаемый пожилой краевед, человек большой эрудиции, говорил мне, что когда-то видел данные о такой причёске у населения Крыма 14. века, которое определялось в прочитанном им тексте как болгары.

Но вот где эти сведения содержатся, этот господин уже не помнит. Он исследует фольклор и топонимику, поэтому на любопытный факт внимание обратил, но не более.

Может быть, Вы с такими данными сталкивались?

3) Что утверждает по поводу прически Святослава обладавший талантом находить любопытные первоисточники Сергей Лесной в своей многотомной эмиграционной „Истории русов”?

Если она кому-то доступна, отсканируйте, пожалуйста, сей пассаж.

4) Господа последователи Аполлона Кузьмина, этот уважаемый исследователь как-то упомянул мимоходом в комментариях к диакону Льву, что прическу, аналогичную той, что у Святослава, носило и население острова Рюген.

Существует ли какая-то его статья или книга, в которой этот тезис развивается, доказывается?

5) Кое-чей голос так и не был услышан. Что пишут по поводу оселедцев и чубов эмиграционные донские, терские, кубанские козачьи историки?

А их современные последователи?

Ау, братья-козаки!!!

6) Некоторые российские авторы утверждают, что такую прическу носил Андрей Боголюбский. На некоторых сохранившихся портретах (миниатюрах?) якобы видно, что голова его обрита, и на ней есть прядь волос или коса на темени.

Действительно ли это так?

Где можно в Интернете посмотреть хорошего качества миниатюры Радзивилловской летописи?

7) Носили ли такую прическу румыны – молдаване, мунтяне, влахи? Если да, то с какого времени и какими письменными и изобразительными свидетельствами это подтверждается?

8) Какова была причёска мамлюков?

Последний вопрос, учитывая их этнический состав, интересен и для славистов, и для тюркологов, и для кавказоведов.

9) Если оселедец – заимствование, то от кого? От печенегов? Но разве они так выглядели?

10) Какова была прическа иранских монголов и индийских моголов?

11) О черкесах. Где можно почитать в Интернете книги (не статьи или отдельные главы) Самира Хотко (Хатхо)?

Можно ли верить Джорджио Интериано, описывавшему у них подобную прическу?

Ведь есть предположения, что он и не бывал никогда в Черкессии, а просто составил своё описание по рассказам других генуэзцев, спутав черкесов с населением Нижнего Поднепровья и Приазовья, как немного позже это сделал Герберштайн. А если даже и бывал, то вряд ли разбирался в этнической принадлежности местного населения. Интериано пишет о населении земель от Дона до Боспора Киммерийского, и может смешивать черкесов со славянами. С донскими и приазовскими русинами, потомками тмутороканцев, продолжавшими обитать на тех же местах вплоть до падения генуэзской государственности. Позднейшие же авторы списывали у Интериано.

Буду рад подтверждениям этой мысли.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.)

Тмутаракань — древнерусская область на восточн. берегу Азовского моря, принадлежавшая в древности хозарам; население ее было смешанное — из хозар, угров, готов и др. Со времен Святослава в Тмутаракань начинает направляться русская колонизация. При Владимире Святом Тмутаракань входит в состав Русского государства. Тмутаракань долго служила убежищем для обиженных русских князей. Степное приволье, соседство с воинственными полудикими народами, из которых можно было постоянно черпать контингент для наемного войска, полукочевой образ жизни соседних народов, не осевших еще окончательно, — все это способствовало тому, что Тмутаракань сыграла роль реторты, в которой готовились взрывчатые вещества, не раз сильно колебавшие русское государство. И по своему внутреннему устройству Тмутаракань очень похожа на основанную новгородцами вольную общину Вятку или на южный Берлад. Впервые Тмутаракань померилась с Киевом при Мстиславе и взяла верх. После Мстислава в Тмутаракань княжили и жили в разное время Глеб Святославович, Ростислав Владимирович, Роман, Борис и Олег Святославичи. Святославичи вели продолжительную междоусобную борьбу со своими дядьями, опираясь на половцев и друг. народцы, жившие близ Тмутаракань После 1094 г. Тмутаракань затихает. Временами Тмутаракань была в зависимости от Киева, назначавшего туда посадников; так, известен посадник Ротибор, поставленный Всеволодом Ярославичем Киевским. В начале XII в. Тмутаракань попадает в руки половцев и исчезает из русских летописей.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.)

Тмутаракань — древнерусская область на восточн. берегу Азовского моря, принадлежавшая в древности хозарам; население ее было смешанное — из хозар, угров, готов и др. Со времен Святослава в Тмутаракань начинает направляться русская колонизация. При Владимире Святом Тмутаракань входит в состав Русского государства. Тмутаракань долго служила убежищем для обиженных русских князей. Степное приволье, соседство с воинственными полудикими народами, из которых можно было постоянно черпать контингент для наемного войска, полукочевой образ жизни соседних народов, не осевших еще окончательно, — все это способствовало тому, что Тмутаракань сыграла роль реторты, в которой готовились взрывчатые вещества, не раз сильно колебавшие русское государство. И по своему внутреннему устройству Тмутаракань очень похожа на основанную новгородцами вольную общину Вятку или на южный Берлад. Впервые Тмутаракань померилась с Киевом при Мстиславе и взяла верх. После Мстислава в Тмутаракань княжили и жили в разное время Глеб Святославович, Ростислав Владимирович, Роман, Борис и Олег Святославичи. Святославичи вели продолжительную междоусобную борьбу со своими дядьями, опираясь на половцев и друг. народцы, жившие близ Тмутаракань После 1094 г. Тмутаракань затихает. Временами Тмутаракань была в зависимости от Киева, назначавшего туда посадников; так, известен посадник Ротибор, поставленный Всеволодом Ярославичем Киевским. В начале XII в. Тмутаракань попадает в руки половцев и исчезает из русских летописей.

Последняя фраза - ничем не подтвержденная фантазия

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

http://www.centrasia.ru/news.php?st=1252488720

Ислам и казачество.

Традиционно считается, что казачество тесно связано лишь с одним религиозным направлением - православным христианством. Это не совсем так, если учесть, что среди казаков всегда было много представителей разных конфессий. Значительными были прослойки мусульман (башкиры, татары, горцы Кавказа, казахи и т.д.), буддистов (калмыки, буряты), приверженцев местных культов Поволжья, Урала, Сибири, Дальнего Востока, в незначительной степени встречались григориане, лютеране, католики, даже иудеи. Последнее кажется невероятным, но как отметил В.М. Викторин: "Многих представителей иноверцев в силу их профессиональной пригодности включали в состав казачьего сословия. Астраханский краевед А.А.Горшков, основываясь на данных Астраханского областного архива, приводит данные о приеме в начале 1900-х годов в донские казаки без крещения и в благодарность за проделанную работу евреев-музыкантов, создателей полковых оркестров"[1].

В настоящее время существует целый ряд концепций о происхождении казачества: - "бродницкая" теория происхождения казаков (Мавродин В.В.);

- версия о том, "казаки - особая славяно-тюркская народность" (Быкадоров И.Ф);

- "кавказская" версия происхождения донского казачества[2] (Гордеев А.А.);

- "половецкая" версия[3] (Аджиев М.);

- версия о тюркском происхождении казачества[4] (Абдиров М.Ж.) и т.д.

В 1492 г. хан Менгли Гирей писал Ивану III, что войско его, возвращаясь из под Киева с добычею, было ограблено в степи "ордынским казаками". Об этих ордынских или "азовских" казаках-татарах неоднократно пишут русские летописцы со времен Ивана III. "Поле не чисто от азовских казаков", - читаем мы постоянно в донесениях послов и пограничных воевод государю. Татарские казаки, так же как русские и украинские, не признавали над собой власти ни одного из соседних государей, хотя часто поступали к ним на службу. Так, отряды татарских казаков состояли на службе у Москвы и Польши. Король Сигизмунд-Август призывал к себе белгородских (аккерманских) и перекопских казаков и посылал им жалованье. Но чаще всех привлекал их себе на помощь крымский хан, имевший постоянно в составе своих войск казачьи отряды. Татарские казаки были в военном, бытовом и экономическом отношении самостоятельной организацией, так что польские летописцы, зная четыре татарские орды (Заволжскую, Астраханскую, Казанскую, Перекопскую), причисляли к ним, иногда, пятую Казацкую[5].

В Белоруссии, Польше, Литве служили казаки-мусульмане, так называемые литовские татары, потомки наемников-ордынцев, служивших у Гедимина и Витовта. Это были татары-казаки (служебное боярство). Они происходили из простых воинов, которые прибывали в Речь Посполитую в обозах ордынских султанов и мурз. Они получали небольшие участки земли и несли за это не только воинскую службу, но и исполняли обязанности в пользу великого князя и его царедворцев. К ним относились транспортная, курьерская, полицейская, караульная, охотничья службы, строительные работы. Так, например, татары-казаки из пригорода Вильно выполняли курьерскую, транспортную, караульную и охотничью службу. Казаки с Сорок Татар привлекались в качестве курьеров и охотников, кроме того, они чинили дороги и мосты.

В течение первой половины XVI столетия короли постепенно освобождали татар от выполнения курьерских услуг. Такой привилегии, в частности, удостоились татары-казаки Рудамина и Немежа в 1540 году от Зигмунта Старого. Очень часто королевские управляющие привлекали к выполнению обязанностей служебных бояр, богатых татар, что квалифицировалось последними как злоупотребление властью. Об этом свидетельствуют их жалобы на имя короля. В 1503 году, например, гродненские татары жаловались в своем письме к королю на старосту князя Холшаньского за привлечение их к выполнению караульной и полицейской службы, к сбору налога скупцов, приезжающих в Гродно. Татары-казаки несли военную службу в родо-племенных хоругвях, однако создавали внутри них свои подразделения. В списках литовского войска (1528 г.) при каждой татарской хоругви числились особые отряды служебных бояр.

Историк Я. Гришин приводит такие знатные фамилии польско-литовсикх князей, командовавших казачьими дружинами как Ассанчуковичи, Баргынские, Завицкие. Кадышевичи, Карачевичи, Корыцкие, Крычиньские, Ловчицкие, Лостайские, Нурковичи, Острыньские, Пуньские, Смольские, Ширинские, Тальковские, Тарашвиские, Уланы, Юшыньские[6]. В его списке отсутствуют некоторые известные фамилии, например Глинские, Сулькеввичи, Туган-Барановские и т.д. Несмотря на то, что фамилии звучат на польский лад, хотя и видны тюркские корни (Ассанчуковичи, Баргынские, Карачевичи, Ширинские), имена у польско-литовских татар-казаков были вполне мусульманскими - Абдрахим, Асан, Азубек, Ахмет, Малик, Солтан, Хабил, Хусейн и т.д.

Литовская метрика XVI в. Также сохранила многочисленные имена казаков-мусульман: Чобанъ Акга Яходча, Кгонкгене Акга Менашъ, Кульчанъ Дчекишъ, Мустуфа Акга Бокаичикъ, Дчарликгады Акга Бай Сеит, Сипътеркганъ Акга Тюкгеи, Акгаолла Акга, Карая Акга, Бакгаи Акга Аличелебеи, Дчанышъ Саврибашъ, Босанъ Алии Бишъ, Аллабердыи Мусса, Магметъ Скинъдер Киркъ и т.д.[7] Часто встречающийся в именах элемент "агка" - это известный тюркский термин "ага" (букв. - "дядя"), означающий "старший". "уважаемый", "почтенный" и т.п. Легко узнаваемы и другие элементы имен - "сеит" ("саид" - потомок пророка), "бай" ("богатый") и т.д. Выходцами из польско-литовских татар были активные деятели белого движения генерал Магомет Сулейманович Сулькевич, полковник Мустафа Якубович Соболевский и т.д.

В XVI в., в период захватов Ермака уже были известны казачьи подразделения из тоболо-иртышских татар и "прочих магометян"[8].

Надо отметить, что "полиэтничность (и поликонфессиональность - Р.Н.) была характерной чертой не только яицкой казачьей общины, но и казачьих общин других регионов в период их зарождения и становления"[9]. Тогда же в конце XVI в. на Тереке были основаны такие слободы как Черкасская, Окоцкая, Татарская, Кумыкская, Ногайская, Новокрещенская, основанные кабардинцами, чеченцами, кумыками, ногайцами и т.д.[10]

Первыми казаками-мусульманами на Дону были этнические ногайцы в количестве около 120 бойцов (с семьями), переселившиеся на Нижний Дон и в 1623 г.добровольно поступившие в казаки - под условие сохранения своей веры. Донцы называли их "донския татаровя", "наши татаровя"... Основной их службой была разведка - наблюдение за местными тюркоязычными кочевыми племенами. Со временем мусульманская община увеличивалась, и в 1687 г. близ Черкасска была основана станица Татарская. В 1802 г. в ней уже насчитывалось 117 домов и 1 мечеть.

Широко известен и институт служилых татар. Служилый татарин-князь ( а таковых было много - Данияр, Джанибек, Касим, Нурдаулет, Якуб и т.д.) должен был являться на русскую войну со всеми своими "уланами, мурзами и всеми казаками". Служилые татары - не столько национально-этническая категория, сколько именно служебная, войсковая категория. Чиновники не особо различали национальности и записывали в служилые татары не только татар, но принимаемых на службу башкир, чувашей, удмуртов, мордву, марийцев[11]. Впервые наименование "служилые татары" появилось лишь в 1520-е годы. До этого в источниках служилые люди из татар в основном именуются казаками. Известны знатные татарские фамилии казачьих командиров - князья Деберские, Еделевы, Ирзины, Пощазарские, Ромодановские и т.д.[12]

Близкой к татарам-казакам группой были мещерские (мишарские) казаки. Казаки Мещерские (они же мещера, они же мишари) - жители области Мещера (юго-восток современной Московской, Рязанская, частично Владимирская, Пензенская, север Тамбовской и далее до среднего Поволжья области) с центром в городе Касимов, составившие в дальнейшем народ касимовских татар и русского субэтноса мещеры. Станы мещерскиe были разбросаны по всей лесостепи верховьев Оки и севера Рязанского княжества, находились даже в Коломенском уезде (село Васильевское, Татарские Хутора, Мещерино, Колычево, Юсупово, а также в Кадомском и Шацком уездах...

Мещерские казаки - вольные удальцы лесостепной зоны, влившиеся позже в состав верховых донских казаков, касимовских татар, мещеры и русского населения юго-востока Московской, Рязанской, Тамбовской, Пензенской губерний. Сам термин мещера, предположительно имеет параллель со словом "можар", "мадъяр", т.е. по-арабски "сражающийся человек". Станицы мещерских казаков граничили и со станичниками Северного Дона. Самих мещеряков также охотно привлекали к государевой городовой и сторожевой службе. Мещера - в основе тюркизированные финно-угры, ассимилированные половцами. Заметим, что в иерархическом плане у касимовских татар казак - звено в цепи - хан, султан, улан, сеит, бек, казак, однако в языке казанских татар слова казак нет. Мещерские казаки в годы Смутного времени поддержали Самозванцев. После Смуты патриарх Филарет распорядился выгнать мещерских казаков из Московии. Часть из них ушла в Литву, к караимам, часть осела в Костромском крае, среди берендеев, где их считали за татар. Часть касимовских татар в дальнейшем стали называться мишарскими казаками, другая часть была приписана к Оренбургскому и Башкирскому казачьим войскам. Мишари, именовавшиеся в некоторых источниках как городецкие (от еще одного названия г. Касимова - Городец-Мещерский) становятся казаками во многих городах Московской Руси. Казакование было природным предназначением вольных скотоводов мишарей. Великий князь московский Василий Дмитриевич охотно нанимал мещерских казаков и селил их слободами в окрестностях Коломны. Н.М.Карамзин так описывал мещерских казаков: "Сие имя означает вольницу наездников, удальцов, но не разбойников". Из числа мещерских казаков создавались отряды сопровождения дипломатических миссий в Крым, Турцию, Сибирь и т.д.[13]

Предания о значительном числе мусульман в составе Яицкого (Уральского) казачьего войска были зафиксированы А.И. Левшиным и А.С. Пушкиным. Так сообщалось о том, что в отряде Василия Гугни из 30 человек поначалу был 1 татарин, но позже число его соплеменников неуклонно увеличивалось. Как отмечал А.С. Пушкин, "бабушка Гугниха" рассказывала, что "с казаками, ее пленившими, при ней соединялось много татар"[14]. По данным переписей 1718-1724 г. в Уральском казачьем войске было 6 % казаков неславянского происхождения, прежде всего - татар и башкир[15]

Согласно Указу императрицы Елизаветы Петровны от 27 июля 1744 г. "О зачислении в Оренбургское казачье войско всех пришельцев, поселившихся в крепостях Оренбургской губернии" казачий статус получили ногайцы, которые вошли в мусульманскую группу войска.

По свидетельству П.С. Палласа посетившего Яицкий городок в 1769 году, среди казаков было немало "некрещеных татар и кизельбашей (туркмены и каракалпаки)"[16].

В 1765 г. в Уральском казачьем войске служили мусульмане - войсковой старшина Мавлекей Ицмагулов, командир 31-й Татарской сотни сотник Сапар Альметьев, хорунжие Амин Караганов и Абдулла Мемеков, подхорунжие и урядники Камбар Асанов, Кунмурза Асанов, Халил Асанов, Сатбай Асанов, Абдулла Асанов, казаки Аптакарим Тангаев, Муртаза Татарин, Асан Муханаев, Курган Ильбибаев и т.д.[17]

Этнограф А.И. Назаров провел тщательный историко-лингвистический анализ и выявил очень большой пласт уральских казачьих фамилий (в период с конца XVIII по начало XX вв.), значительная часть которых (более 300 фамилий) явно тюрко-мусульманского происхождения: Абдрахманов, Абдрашитов, Абдулгафаров, Абдулкадыров, Байтуллин, Бекарасланов, Бектимиров, Вагапов, Вахитов, Габайдуллин, Гайнуллин, Джайнбаев, Джангаев, Джаналиев, Джангулов, Джанзаков, Джантурлин, Женалиев, Жулдаев, Зайнетдинов, Зубаиров, Искендеров, Исмаилов, Кенжебеков, Кунакбаев, Мансуров, Менлибаев, Мурзарахимов, Мухаммедов, Насыров, Нигматуллин, Рахимбердин, Рахманкулов, Сатыбаев, Сеитов, Сулейманов, Тахматуллин, Тухтамишев, Узбеков, Уразаев, Файзуллин, Фаткуллин, Хазимуратов, Хамитов, Шамилев, Шарипов, Юсупов и т.д.[18]

В конце XVIII в. на Левобережье Дона было поселено 30 тыс. ногайцев, вошедших с в состав казачьего сословия, а также представителей других тюркских этносов (турки, крымские татары, волжские татары и т.д.)[19]

В конце XVIII - начале XIX вв. на Кавказе образованы станицы Александрийская, Гривенская, Луковская, Ново-Осетинская, Черноярская, Шелковская и др., основное население которых составили горцы-казаки, которых было также много в Кизляре, Терском городке и т.д.[20] (Российский Кавказ. М., 2007. С.). Основными мусульманскими группами среди казаков являлись ногайцы и татары - на Дону, представители адыгских народов (черкесы, шапсуги и т.д.) - на Кубани, представители горских народов (вайнахи, осетины, кумыки и т.д.) - на Тереке[21].

В параграфе 43 "Устава об управлении инородцев" от 22.07.1822 г. указано: "Казачьи полки из кочующих, для охранения границ составленные, комплектуются по прежнему"[22]. Таким образом, было отмечено существование целых полков, составленных из "инородцев". Правда, не все они были мусульманами, было довольно много буддистов (калмыки, буряты), язычников (эвенки, финно-угорские племена и т.д.). Но мусульмане составляли значительный процент.

Так, "в северокавказские казаки, так же как и в донские, волжские, уральские, оренбургские, сибирские, официально принимались лица мусульманского, буддийского и иных вероисповеданий"[23].

Наряду с русскоязычными школами в казачьих регионах создавались школы для казачьих детей из татар, башкир, ногайцев и т. д. Открытие таких заведений диктовалось тем, что казаки-мусульмане, входившие в войска, держались своих обычаев и не знали русского языка, что затрудняло их общение в казачьей среде.

Продолжение следует.

----------------------------------------

[1] Викторин В.М. Приоритетное направление государственной службы казачества и принцип толерантности взаимоотношений в его внутренней среде// Государственная служба российского казачества: от тихого Дона до Тихого Океана. Владивосток, 1998.

[2] Гордеев А.А. История казаков. - Ч.1. - М., 1991.

[3] Аджиев М. Мы - из рода половецкого! Из родословной кумыков, карачаевцев, казаков, балкарцев, гагаузов, крымских татар, а также части русских и украинцев. - М., 1992.

[4] Абдиров М.Ж. История казачества Казахстана. - Алматы, 1994

[5] Новосельский А. А. Борьба Московскаго государства с татарами в первой половине XVII века. М.-Л. 1948

[6] Гришин Я.Я. Польско-литовские татары (наследники Золотой Орды). Казань: Татарское книжное издательство, 1995.

[7] См. документ: Литовская Метрика, книга 564: том 50. от 1561 года// http://forum.fstanitsa.ru/cgi-bin/yabb/YaB...;num=1081439049

[8] Копылов Д.И. Ермак. Иркутск, 1989. С. 193.

[9] Дубовиков А.М. Многонациональный состав Уральского казачьего войска в XVIII-XIX вв. // Военная летопись Отечества// http://www.mil.ru/files/20(06).doc

[10] Российский Кавказ. М., 2007. С. 227.

[11] Айзатулин Т.А. Теория России. Казань, 1999.

[12] ЦГИА РБ. Ф. И-1. Оп. 1. Д. 1343. Л. 119

[13] http://dankovkazak.by.ru/

[14] Пушкин А.С. История Пугачева // Полное собрание сочинений: В 17 т. М., 1995. Т. 9. С. 86, 87.

[15] Карпов А.Б. Уральцы: исторический очерк. Уральск, 1911. С. 892.

[16] Паллас П.С. Путешествия по различным провинциям Российской империи. СПб., 1809. Ч. I. С. 412.

[17] РГВИА. Ф. 653. Оп. 1. Д. 1. Л. 11, 46-57, 501-511, 514, 521-525.

[18] Назаров А.И. Очерки по истории фамилий уральских (яицких) казаков. - Алматы: Комплекс, 2003.

[19] Российский Кавказ. М., 2007. С. 232.

[20] Там же. С. 228, 285.

[21] Там же. С. 231.

[22] Устав об управлении инородцев// Полное собрание законов Российской империи с 1849 г. Т. 38. № 29.120. $ 43. С. 397.

[23] Российский Кавказ. С. 285.

09.09.2009

Равшан Назаров - к.философ.н., Институт истории АН РУз

Источник - ИАЦ МГУ

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...