Jump to content



Sign in to follow this  
Guest gnel

ГРУЗИНЫ

Recommended Posts

Guest gnel

Кто скажет кто такие грузины, откуда и когда появились и что у них за язык. :P

Share this post


Link to post
Share on other sites

Мне сообщили, что фамилия, оканчивающаяся на -ШВИЛИ - имеет более элитное значение чем фамилии на -ДЗЕ.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Вот разные справки в Интернете:

------------------------------------------------------------------

Грузинский язык

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D1%80%...%B7%D1%8B%D0%BA

ГРУЗИНСКИЙ ЯЗЫК

http://www.krugosvet.ru/articles/81/1008106/1008106a1.htm

ГРУЗИНСКИЙ ЯЗЫК

О языке

http://www.muhranof.narod.ru/geo4.htm

------------------------------------------------------------------

ГРУЗИНСКИЙ АЛФАВИТ

http://www.muhranof.narod.ru/geo3.htm

Грузинское письмо

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D1%80%...%8C%D0%BC%D0%BE

------------------------------------------------------------------

Грузины

http://www.hrono.ru/etnosy/gruziny.html

Россия, Russia - Грузины

http://russia.rin.ru/guides/4329.html

------------------------------------------------------------------

Share this post


Link to post
Share on other sites

Handbook of Major Soviet Nationalities. Zev Katz et.al. The Free Press, Collier Macmillan Publishers, New York - London, 1975

с.165

...В мае 1920 г. Советская Россия подписала договор с Грузией признающий ее независимость и отказ от любого вмешательства в ее дела. 23

Однако, в феврале 1921 года, 11-я Красная Армия, возглавляемая Серго Орджоникидзе, вторглась в Грузию со стороны Азербайджана (якобы для того чтобы помочь большевикам, которые возглавляли народное восстание), и поставила страну под коммунистическое правление.

Советско-турецкий договор был подписан в марте 1921 года, устанавливающий современные границы между двумя странами. Политика поощряемая Сталиным - слияние Грузии с Закавказской Социалистической Федеративной Советской Республикой - спровоцировала сильную оппозицию среди грузинских коммунистических лидеров, которые опасались чрезмерной централизации и русского доминирования. Сталин победил. 24.

Закавказская СФСР (которая включала в себя Армению, Азербайджан и Грузию) была сформирована в 1922 году и вошла в СССР. Это продолжалось до 5 декабря 1936 года, когда Грузинская ССР была официально основана как составная единица СССР.

Во время правления Сталина и Бериевской администрации тайной полиции, оба этих человека имели тесные связи с соотечественниками на ключевых позициях Грузинской Компартии (ГКП). После смерти Сталина грузинский аппарат оказался источником важной поддержки для Берии. По этой причине его соперниками были проведены широкие чистки аппарата (с казнями грузинских официальных лиц, включая самого Берию). Василий Мжаванадзе был тогда назначен первым секретарем ГКП и оставался у власти 19 лет.

В 1972 г. Эдуард Шеварднадзе, который служил министром госбезопасности ГССР в течение 7 лет, был назначен первым секретарем партийной организации Тбилиси, а два месяца спустя (30 сентября) - всей ГКП. Смещенный Мжаванадзе был также смещен со своего положения кандидата в члены Политбюро. 44-летний Шеварднадзе начал широкомасштабную чистку администрации своего предшественника, обвиненной в терпимом отношении к коррупции, частной торговле и спекуляции, а также в бюрократической неэффективности. Крупные частные торговцы были арестованы, и атмосфера добродушности изменилась. 25

Share this post


Link to post
Share on other sites

По моему грузины происходят от армян? Так в школе учили...

Урарту назывались в древности. С Арарата пришли в благодатные края,

там жили овсы и колхи - народы такие, их прогнали и создали Иверию.

Вроде сваны, мегрели, имеретинцы имеют совершенно другой отличную

языковую семью?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Существует основанная на записях российского этнографа Арнольда Зиссермана гипотеза, согласно которой хевсуры — потомки подвергшихся сильному грузинскому влиянию западноевропейских крестоносцев, осевших в этих краях. О тесных контактах грузин с западными крестоносцами в XII—XIII вв. существует множество свидетельств; материальная, социальная и религиозная культура хевсуров действительно сильно напоминает средневековую западноевропейскую: даже в XX веке мужчины-хевсуры носили кольчуги и прямые мечи, их одежда, а также флаги были украшена крестами, себя же они считали постоянными членами священной армии грузинских царей. :tw2:

Хевсуры — особая этнографическая группа грузин, коренное население горной области Хевсурети — на южных склонах Большого Кавказа в бассейне реки Хевсурской Арагви и в верховьях реки Аргун на северных склонах. Сохраняли многие особенности традиционного уклада в советское время — костюм, оружие, обычаи, жилище и пр.

Антропологически Хевсуры выше среднего роста, мезеокефалы с голубыми, порой, серо-зелёными глазами и светлорусыми волосами.

В 1950-х хевсуров принудительно переселяли на равнины, в результате чего многие высокогорные деревни опустели.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Имерети́нцы, имерети́ны — этнографическая группа грузин, население области Имерети в западной части Грузии. Говорят на имеретинском диалекте грузинского языка, по происхождению считаются результатом смешения восточно-грузинских племён с мегрел-чанами и абхазами[1].

Антропологически для имеретинцев свойственно иметь светлые волосы, голубые, порой и с бирюзовым оттенком, глаза, в чертах лица наблюдается сильное переднеазиатское влияние[2]; речь быстрая, темпераментная.

Аджа́рцы (аджарели, груз. აჭარლები) — грузины мусульманского вероисповедания. Считаются отдельным этносом, большинство народа компактно проживает в Аджарии. Говорят на грузинском языке, но в отличие от большинства грузин исповедуют ислам. По языку и культуре аджарцам близки лазы и чвенебури (субэтническая группа грузин в Турции). При этом в годы советской власти аджарцы формально придерживались атеизма, а ростом религиозного сознания на постсоветском пространстве среди современных аджарцев в последнее время наблюдается уникальный в своём роде и довольно интенсивный процесс рехристианизации, особенно молодёжи. Тем не менее, из-за религиозных различий с основной массой грузин, в первые годы советской власти для аджарцев была создана автономная республика Аджария, основанная 16 июля 1921 года.

Мегре́лы (распространена также русская передача мингре́лы, ранее также мингре́льцы, самоназвание margal — груз. მეგრელი; сван. — mәzan; абх. agәrwa) — этническая группа грузинского народа, живущая преимущественно в западных равнинных районах Грузии. Говорят на мегрельском языке (картвельская семья). Владеют, как правило, и грузинским языком; а некоторые, жившие ранее в Очамчирском районе Абхазии, — и абхазским. Типичные мегрельские фамилии заканчиваются на -иа (по-русски часто передаётся как -ия: Жвания/Жваниа), -аиа (передаётся как -ая: Шенгелая), -ава (Элиава), -уа (Чкадуа). Фамилии мегрельского происхождения нередки у абхазов. В позднем Средневековье мегрелы пользовались относительной самостоятельностью от грузинских царей (княжество Мегрелия) и имели собственную династию владетельных князей (Дадиани). В 1803 мегрельское княжество вошло в состав Российской империи (Кутаисская губерния), мегрелы принесли присягу Александру I. Князья Дадиани (светлейшие князья Мингрельские) впоследствии стали частью российского дворянства (после ликвидации княжества в 1857).

Мегрельское население Абхазии, как и жившие в ней грузины иного происхождения, сильно пострадало от межэтнических конфликтов в начале 1990-х; часть мегрелов была убита в процессе этнических чисток, большая их часть покинула Абхазию. Спустя несколько лет после конфликта многие мегрелы вернулись в Южную Абхазию (Гальский район).

Перепись населения Грузии 2002 г. показала, что население Мегрелии составляет 450 тысяч человек. Многие тысячи мегрелов проживают в Тбилиси, Кутаиси, Батуми и других городах и районах страны. В Абхазии проживает около 50 тысяч мегрелов.

Перепись населения России в 2002 году показала, что к мегрелам отнесли себя 433 россиянина; о владении мегрельским языком заявили 2 590 человек.В Краснодарском крае есть станица Мингрельская.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Сва́ны — этнографическая группа грузинского народа. Самоназвание «lushnu», ед. «mushwan» (груз. «svani»; мегр. «shon»; абх. «ash°anәwa»). Говорят на сванском языке картвельской семьи. Большинство владеет также грузинским, многие русским.Сваны проживают в Местийском и Лентехском районах на северо-западе Грузии, объединяемых в историческую область Сванетия (сван. Shwan), до 2008 проживали также в Кодорском ущелье Гульрипшского района в Абхазии (т.н. Абхазская Сванетия). Численность в Сванети — около 62 тысяч. Общая численность порядка 80 тысяч человек.

Ла́зы — Этнографическая группа грузин, проживающий на территории исторической области Лазистан (Лазика, Лазети), бо́льшая часть территории которой в настоящее время входит в состав Турции (ил Ризе). В Турции лазы также проживают в западных вилаетах страны и в Стамбуле — это в основном потомки махаджиров, которые вынуждены были покинуть Лазистан и во время русско-турецкой войны 1877-78 годов. Несколько лазских сёл (Сарпи, Квариати, Гонио, Махо и др.) расположены на территории Грузии, где лазы считаются этнографической группой грузин. Также лазы живут в Абхазии и городах Батуми, Кобулети, Зугдиди.

В Турции, на территории Лазистана ныне расположен ил Ризе и три илче — Хопский, Аркабский и Борчхский. Наряду с лазами там проживают турки, курды и хемшилы.

В современной Турции лазы учитываются как турки, так как в настоящее время исповедуют ислам сунитского толка, поэтому точная их численность не известна (по разным оценкам от 50 до 500 тысяч человек). Во времена Византии лазы были христианами.

Лазы говорят на лазском языке картвельской семьи языков, родственном мегрельскому. Различают три лазских диалекта: хопский (с чхалским говором), вице-аркабский и атинский (с арташенским и булепскими говорами).

Для сохранения и популяризации лазской культуры в Грузии создан Международный Центр Колхской Културы, радио «Колха», которое ведет передачи на лазском языке. В Турции также имеются подобные организации. Несмотря на это, по обеим сторонам границы сильны ассимиляционные процессы, размывающие традиционную культуру лазов.

Более свободный пограничный режим между Турцией и независимой Грузией позволил возобновитть контакты между родственниками, которые живут по обеим сторонам границы.

В России по переписи 2002 года более 200 человек идентифицировали себя, как лазы.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Сва́ны — этнографическая группа грузинского народа.

Имея в виду, что сванский и грузинский язык разошлись где-то 4000 лн, мне трудно воспринять утверждение. Мэгрелы и аджарцы чуть ближе, но тоже довольно далеко; и собственно грузины вклинились между ними, судя по лингвистике, какие-то 5 веков назад. А что, валлоны и фламандцы - тоже этнографические группы бельгийского народа? (Кстати, в "Народах мира" бельгийского этноса не найти - такого нет.)

И вообще все это про этнографические группы - результат выдать желаемое за действительность. Грузины - этнос в фазе становления. Один доминирующий этнос продолжает ассимилировать меншинства, независимо от того говорят они на картвельских языках или нет (напр. армяне). Будем надеятся, что в дальнейшем это будет происходить сугубо мирным путем.

До тех пор, "этнографические группы" по всем параметрам - отдельные этносы.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Я слышал что хевсуры просходили от вайнахов которые впоследствии были ассимилированы грузинами. Хотел бы поинтересоваться тем какие этнические группы грузин живут в Кахетии, а также тем сколько грузин живёт за границами Грузии.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Вот такой вопрос возник у меня: А откуда, собственно, взялись носители кортвельских языков? Кстати, попал в публикации на табличку, из которой видно, что родство картвельских яз. с другими ностратическими яз., если вообще существует, очень далекое.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.)

Грузины — народ средиземной (белой) расы, кавказского семейства, картвельской группы, живущий в центральной и западной части Закавказья и состоящий из: 1) собственно Грузины, 2) ингилойцев, 3) Грузины-горцев, 4) имеретин, 5) гурийцев и 6) аджарцев. Собственно Грузины в числе около 408 тыс. душ обоего пола живут главным образом в Тифлисской губернии (менее всего — в Борчалинском и Ахалкалакском уездах), частью в Кутаисской губернии (около 13 тыс. в Шоропанском уезде) и в Терской области (8 тыс.); в остальных местностях Закавказья Грузины встречаются в ничтожном количестве. Ингилойцы (новокрещенные), те же Грузины, но исповедующие ислам, живут в числе 9 тыс. в Закатальском округе. Грузины-горцы, состоящие из хевсуров (6½ тыс.), пшавов (9 тыс.) и части тушин (4½ тыс.), занимают горные долины главного Кавказского хребта в Тифлисской губернии. Имеретины в числе 421 тыс. населяют Кутаисский, Шорспанский, Рачинский, Лечхумский и часть Сенакского уезда Кутаисской губернии и в небольшом количестве (около 6 тыс.) встречаются в Горийском и Душетском уездах Тифлисской губернии. Гурийцы в числе 75 тыс. живут в Озургетском у. Кутаисской губ. Наконец, под именем аджарцев принято разуметь гурийцев-мусульман, составляющих, в числе 60 тыс., главную часть населения Батумского и Артвинского окр. Кутаисской губ. Таким образом, Грузины в широком смысле насчитывается около 993 тыс. Все перечисленные подразделения Грузины составляют, в сущности, один и тот же народ, говорящий на одном и том же грузинском языке, который в различных местностях его территории представляет лишь весьма незначительные различия. Есть основание полагать, что в прежние времена пределы распространения Грузины, а следовательно, и территория грузинского языка были более обширны. Не более 2 столетий тому назад грузинское население преобладало во всем бассейне р. Чороха и по верхнему течению р. Куры; после водворения турок и мусульманства в этом крае родной язык был забыт и мало-помалу заменен турецким. В настоящее время Грузины язык сохранился здесь лишь в Батумском окр. (Аджария и т. п.) и в Ахалцихском у., несмотря на то, что большинство живущих в этой местности Грузины исповедуют ислам и долгое время находились под владычеством турок. Ингилойцы, живущие в Закатальском округе, сохранили также остатки грузинской речи, хотя и в весьма искаженном виде. Значительное большинство Грузины — православные христиане, небольшая часть — католики (Ахалцихский у.) и, наконец, часть исповедует ислам (аджарцы, часть ингилойцев, часть Грузины Ахалцихского у.). Верования Грузины-горцев представляют, в сущности, смесь христианства с язычеством и весьма часто приближаются более к последнему, чем к первому. Грузины сами себя называют картвели (картули), а страну свою — Сакартвело (Картли); армяне называют их врацами, классические писатели — иберами или иверами, тюркские народы — гюрджи. В Зап. Европе Грузины известны под именем Géorgiens, а Грузия — под названием Géorgie; происхождение этих названий неизвестно, хотя, быть может, они представляют искажение русских названий Грузия и Грузины, которые, в свою очередь, происходят, вероятно, от тюркского — гюрджи. Персидское название Грузии — Гурджистан — представляет смешение двух слов: гурджи, что значит сила, и стан — страна, земля.

По физическому типу Грузины являются одним из красивейших народов на Кавказе, хотя в этом отношении уступают имеретинам, гурийцам и мингрельцам; они среднего роста (среднее из 236 измер., по Пантюхову, — 1649 млн.), сложены хорошо и довольно мускулисты. У большинства волосы темные или черные; нос довольно большой, часто с горбом и с несколько загнутым концом; глаза карие, голубые или зеленоватые; лицо смуглое, иногда с семитическим оттенком; женщины значительно белее мужчин. Интересно, что по некоторым исследованиям (Пантюхов) голубоглазые Грузины ниже ростом, чем черноглазые. Большинство Грузины суббрахицефалы или брахицефалы. Грузины отличаются веселым, общительным и симпатичным характером; они привязаны к отечеству и привержены к старине, к древним преданиям и обычаям; доверчивы и откровенны; легковерны иногда до легкомыслия; добродушны, впечатлительны, гостеприимны; любят песни, пляску и зрелища (борьба) и с удовольствием веселятся в кругу знакомых. К отрицательным чертам характера Грузины относятся недостаток энергии и предприимчивости, леность и отчасти косность, чем в значительной степени объясняется их экономическая зависимость от армян, более решительных и предприимчивых. Грузины селятся средней величины селениями, раскинутыми по лощинам и скатам гор; в Кахетии, прилегающей к Дагестану и в прежнее время небезопасной от набегов лезгин, селения значительно многолюднее, чем в Карталинии; в них насчитывается иногда от 2 до 4½ тыс. жителей. Грузинские селения издали малозаметны и похожи на груду развалин; улиц нет; каждый строится как ему вздумается; проходы между домами узки, изрыты рытвинами, труднопроходимы и грязны. Сакли крестьян первобытной постройки; почти всегда это — землянки с плоской глинобитной крышей, прислоненные к горе и окруженные такими же, а иногда дощатыми или плетневыми хозяйствен. пристройками. В Карталинии (Тифлисский, Горийский и Душетский уу.) селения иногда совершенно лишены зелени; в Кахетии, наоборот, они большею частью окружены деревьями и виноградниками. Дома дворян и князей и вообще более зажиточных жителей часто бывают двухэтажные, а иногда и вполне европейской постройки. Единственный вход в жилище (сахли, откуда сакля) украшен навесом, поддерживаемым узорчатыми столбиками; дверь ведет в главную и самую большую комнату в доме, в которой проходит вся жизнь поселянина, служа ему гостиной, кухней, спальней и т. п. К потолку привешивается котел, под которым устроен очаг и в котором варится пища. Пол в сакле земляной. В противоположной входу стене имеется ниша, где хранится постель. Мебель состоит из широких, низких тахт, сколоченных из досок и покрытых коврами и мутаками (длинная, круглая подушка); тахты располагаются по стенам; тут же стоят сундуки и ящики для хранения припасов. Посуда почти исключительно деревянная и глиняная: в более зажиточных домах изредка встречаются медная и даже серебряная (азарпеши и турьи рога в серебре, из которых пьют вино). Дома горожан немногим отличаются от деревенских; почти каждый дом снабжен балконами с навесами: жилое помещение состоит из одной огромной комнаты, в которой устроен камин; под домом — погреб для хранения припасов, а в летнее время и воды; на плоских кровлях в летние вечера ужинают, пляшут лезгинку, предаются кейфу и спят. В зимнее время вся семья собирается подле мангала — жаровни с угольями, или камина, греться у которых представляет большое удовольствие для Грузины

Одежда Грузины состоит из бумажной, весьма часто цветной рубашки и ситцевого архалука, застегнутого на груди и руках мелкими пуговицами, сверх которого надевается чоха с длинными откидными рукавами; кожаного, а иногда и серебряного пояса, к которому привешен кинжал; широких суконных шаровар, стянутых шнурком с кисточками; кожаных ногавиц и лаптей или сапог из сырцовой кожи. В непогоду сверх костюма Грузины надевает черную мохнатую бурку; головной убор обыкновенно составляет черная баранья папаха (шапка). Женщины носят бумажную или шелковую рубашку и такие же панталоны, стянутые шелковым поясом; сверх рубашки платье, подпоясанное цветной лентой, на которое иногда надевается верхняя одежда; характерной чертой одежды грузинки служит головной убор — низкая шапочка (большею частью бархатная) с вышитыми на ней узорами, у богатых украшенная драгоценными камнями, из-под которой на затылок спускается тюлевая косынка; лицо окаймляется черными подвязными локонами. Пожилые женщины сверх костюма на голову и плечи накидывают иногда покрывало (чадра). Грузины вообще неопрятны; белье носят долго и надевают новое платье, только когда старое делается никуда не годным или в исключительных случаях (женитьба, праздник и т. п.). Женщины несколько опрятнее мужчин. Грузины, в общем, весьма воздержны в пище; простой народ часто довольствуется сухим хлебом, зеленью или фруктами и сыром; в обществе друзей и знакомых Грузины, наоборот, очень любят попировать, на что тратится иногда весьма значительная сумма: для дорогого гостя часто режут барана и начинают новый кувшин вина. На свадьбах и праздниках зажиточными Грузины устраиваются настоящие пиры, на которых вино льется рекой. Для еды Грузины после омовения рук располагаются с поджатыми ногами на тахтах вокруг очага, а в теплое время года в садах; приборов нет; едят пальцами, разрезывая пищу ножом, который имеется у каждого в кармане или в особых маленьких ножнах при кинжале. Тарелки заменяют виноградные листья или лаваши (тонкие пресные лепешки); последние употребляются также вместо салфеток и в достаточном количестве раскладываются на цветной скатерти. Обыкновенной приправой к кушаньям служат миндаль, изюм, шафран, мед, алыча (род сливы) и т. п. Кушанья запиваются вином; едва ли какой-либо другой народ в мире пьет столько вина, сколько его выпивают грузины, причем пьяны они бывают весьма редко. Во время пирушки один из присутствующих, опытный кутила, избирается толумбашем — распорядителем, который провозглашает тосты и многие лета присутствующим и пьет за упокой усопших, причем проливает несколько капель вина на пол. Толумбаш пользуется деспотической властью над пирующими; все его требования исполняются беспрекословно. Пирушка обыкновенно сопровождается музыкой (чонгури, созандра, зурна) и пляской (лезгинка); созандари (музыканты-певцы; играя, они поют песни и былины и часто импровизируют) представляют необходимую ее принадлежность. В пирушках женщины обыкновенно не принимают участия.

Семейный быт, общественное устройство и обычаи Грузины со времени водворения владычества России в Грузии и связанной с ним перемены экономических и других условий страны потерпели значительные изменения; тем не менее бытовой строй Грузины вдали от культурных центров, в простом народе, представляет много особенностей и отголосков старины, сохранившихся то почти в полной силе, то в виде переживания. В древнейшие времена семейная община в Грузии имела широкое распространение; и высшие, и низшие сословия жили большими семьями, в одном общем жилище. Число душ в такой семье прежде доходило до 100, теперь же достигает 30-50. Семья управляется старейшинами, выбираемыми как из мужской, так из женской половины ее; при выборе глав дома играют главную роль личные качества выбираемых лиц. В настоящее время этот патриархальный, родовой строй постепенно разрушается, заменяясь другим, в котором главное значение имеют экономические и трудовые условия: огромные семейные общины распадаются на несколько малых семей. До сих пор во многих местностях большие семьи пользуются большим благосостоянием, чем малые, которые в различных случаях не могут обойтись своими силами и должны прибегать к артельному началу (при составлении плужной запряжки, для которой требуется 8 пар буйволов и не менее 4 рабочих, и т. п.). Положение женщины у Грузины было прежде незавидное; она не пользовалась почти никакими юридическими правами, почти никогда не бывала в обществе мужчин, ее советов не спрашивали; каждый мужчина, какого бы звания он ни был, имел преимущество перед женщиной. В церкви мужчины стояли всегда впереди женщин. По законам Вахтанга, споры и иски между женщинами не разбирались в судебных местах; ни одна грузинка не могла быть поручительницей, по жалобе ее нельзя было привлекать к присяге и т. п. Мать не имела права наказывать сына; после смерти жены муж носил траур в течение 6 месяцев, а женщина после утраты мужа — иногда до нового замужества, которое могло быть не ранее 10 месяцев (под страхом лишения наследства и даже доброго имени). Бесплодная женщина у Грузины не пользуется уважением мужа и в простом народе подвергается многим стеснениям. По обычаю, вышедшая замуж грузинка не имеет права говорить с ближайшими родственниками мужа до тех пор, пока у нее не будет детей. Грузинки поэтому почти всегда сильно желают иметь детей; одним из самых действительных средств для этого считается молитва в монастыре св. Давида (в Тифлисе), где есть родник, исцеляющий, по преданию, бесплодие. Рождение сына приносит большую радость и торжественно празднуется; рождение дочери, а в особенности нескольких кряду, причиняет отцу огорчение. Переговоры о браке происходят между родителями; свадьба сопровождается рядом торжеств и старинных обычаев (жених носит название царя — мепе, а невеста — царицы, дедопали). Особый интерес представляет у Грузины празднование нового года по остаткам старинных языческих обычаев и смешению их с христианскими, затем — масленицы, а в чистый понедельник — кееноба, в память побед Грузины над персами. Ночь с Страстной среды на четверг Грузины посвящают обряду, целью которого служит предохранение себя от нечистой силы, а на Пасху Грузины играют в мяч; игра эта в особенности развита в Имеретии и отчасти в Гурии. Накануне 1 мая девушки собираются для гадания, которое производится опусканием различных предметов в воду, откуда они в день Вознесения при пении особых песен вынимаются маленькой девочкой — первенцем. После каждой строфы вынимается вещь, хозяйка которой судит по смыслу стихов о своей судьбе; первые четыре куплета сулят хорошее, остальные три — различные невзгоды. Простой народ преимущественно чтит Богоматерь; месяц август у Грузины носит название месяца св. Марии. Особым почетом пользуется также у Грузины св. Георгий. На многочисленные храмовые праздники стекается масса народа, который после службы и жертвоприношений (корова, баран, петух) предается пирушке и играм. Тут же в большом количестве присутствуют кадаги (кликуши), пророчествам коих свято верит народ. Грузины очень суеверны; большим значением у них пользуются гадальщицы и знахарки, которые предсказывают будущее, лечат от различных болезней, от дурного глаза и т. п. Народ приписывает многие бедствия нечистой силе, а болезни — посещению духов, которых стараются задобрить музыкой, пением и угощением. Лихорадка, по мнению Грузины, — худое и бледное существо, состоящее из одного скелета, странствующее по белу свету и посещающее то того, то другого. Еще недавно существовал обычай пахать дождь или засуху: если стоит продолжительная дождливая погода, то 8 пар девушек пропахивают некоторое количество земли около церкви; если засуха, то они же, по пояс в воде, протаскивают плуг взад и вперед по реке. Огромное большинство Грузины в настоящее время, как и прежде, земледельцы; производство хлебов, садоводство, а в частности виноградарство — главнейшие их занятия. Техника земледелия вполне первобытна: Грузины пашут почву тяжелым плугом, в который впрягается несколько пар волов или буйволов, обмолачивают хлеб доской, в нижней поверхности которой понатыканы острые твердые камни, и хранят зерно в ямах, обмазанных глиной. Приготовление вина, по большей части выдавливаемого ногами и хранимого в огромных глиняных кувшинах, также весьма примитивно. Сбор винограда — самое веселое время для Грузины; виноградники наполняются массой народа, повсюду слышны песни и ликование.

Торгового класса у Грузины почти не существует; с незапамятных времен торговлей в Грузии занимались преимущественно армяне. Сословное деление Грузины, несколько расшатанное в настоящее время, было, в главных чертах, следующее. Высшее сословие, по всей вероятности, явилось у Грузины тогда, когда еще не было царей и страна управлялась мамасахлисами (домоначальниками); роды младших братьев последних, получая удел, составили фамилии тавадов (тави — голова), или князей; из них-то вначале и развилось грузинское княжеское сословие, многие представители которого, пользуясь различными благоприятными условиями, правили своими уделами самовластно и мало повиновались царям. Князья грузинские (тавады) в позднейшее время происходили и от царей грузинских, от владельческих княжеских родов других стран (Армения) или возводились в это достоинство царями грузинскими и шахами персидскими из дворян и других сословий. Для получения княжеского достоинства считалось необходимым: 1) иметь 2-3 крепости, несколько деревень и вообще состояние, которое давало бы возможность князю содержать себя согласно достоинству; 2) иметь церковь или монастырь, для погребения членов семейства, и 3) иметь в зависимости нескольких дворян. Цари грузинские выдавали обыкновенно своих дочерей за самых богатых князей, а царицы были дочерьми князей. Первые чины военные и гражданские были наследственны в родах князей. Князья только в редких случах делили свои имения; обыкновенно вся фамилия жила вместе, под главенством и в зависимости от старшего в роде. Азнауры, или дворяне грузинские, разделялись на азнауров царских, княжеских и церковных, смотря по тому, от кого они находились в прямой зависимости. Царские азнауры считались выше других и были жалуемы землями и поместьями от царей. Князья, правя иногда почти самовластно в своих уделах, давали часто своим приближенным звание азнауров (Карталиния), которые, таким образом, становились дворянами княжескими. Наконец, в зависимости от главы церкви на землях церковных сидели азнауры церковные. Сословие азнауров (см.) пользовалось большим значением в Грузии и считалось образованнее других. В военное время азнауры шли на войну вместе со своими князьями, а в мирное сопровождали последних на охоте, в путешествиях и т. п. Купцов и мещан (мокалаки) у Грузины вследствие нерасположения последних к торговым предприятиям почти не было, и в настоящее время большинство их — армяне. Ремесленники (амкары) делились и делятся в Грузины на множество цехов, во главе которых стоят уста-баши, выбираемые по большинству голосов. Все купцы и горожане имели право покупать крестьян и земли. Наконец, крестьяне разделялись на массахури (служитель), маджалобе (дворовый) и глехи, или кма (крестьянин); находясь в зависимости от князей, азнауров и церкви, они именовались крестьянами тавадскими, азнаурскими и церковными. Власть тавадов и азнауров над крестьянами была неограничена; крестьянин, по законам Вахтанга, был вещью господина, но в большинстве случаев отношения помещиков к крестьянам имели патриархальный характер. Крестьяне имели право свободно распоряжаться своим движимым имуществом и покупать недвижимые имущества по актам, совершаемым в законном порядке. Кроме того, крестьяне в Грузии сохраняли право передвижения и, платя помещику установленные повинности, часто занимались ремеслами, жили в городах, покупали дома и т. п. Главными повинностями крестьян были: доставление прислуги, барщина (бегара), предоставление помещику части урожая за пользование землей, наконец денежные и различные случайные повинности. Последние иногда были весьма оригинальны; так некоторые крестьяне были обязаны бежать у стремени, ловить для угощения гостей тавада рыбу, хоронить на свой счет умерших господ и т. п. Всего хуже жилось крестьянам в имениях мелких помещиков (см. Крепостное право; там же об освобождении крестьян в Грузии). В имениях тавадов и азнауров, кроме принадлежавших им крестьян, жили еще и хизаны (см.) — свободные крестьяне на особом положении. Это были люди, почему-либо бросившие родину и искавшие убежища на землях помещиков. Хизаны селились на вечные времена и не могли быть удалены с занятой ими земли; помещики не имели права произвольно изменять повинностей, которые по раз установленному обычаю отбывались в их пользу хизанами. См. Грузия, Имеретия и Имеретины, Гурия и Гурийцы, Картвельские народы, Ингилойцы, Месхи, Пшавы, Тушины, Хевсуры, Кавказ, Кахетия, Карталиния, Тифлисская губ., Кутаисская губ. и т. п. О Грузины законах см. Вахтангов сборник законов (см.).

Литература. Почти полное указание литературы предмета до 1875 г. включительно находится в "Bibliographia caucasica et transcaucasica" M. Миансарова. Кавказские календари за все время и в особенности за 1888 и 1890-93 г.; "Путеводитель по Кавказу" Е. Вейденбаума. Изд. Кавк. отд. имп. рус. геогр. общ. "Сборник материал. для описания местностей и племен Кавказа". (Вып. I-XIII); "Древнейшие пределы расселения грузин в Малой Азии" А. Хаханова; "О росте некоторых племен Закавказского края" И. И. Пантюхова; "Опыты географии Кавказского края" П. И. Надеждина; "Феодализм и закрепощение в Закавказье" M. H. Кучаева ("Русск. в." 1893 г., янв.); "Сборник сведений о Кавказе"; "Материалы для исследования экономического быта государственных крестьян Закавказского края": "Библиография Азии", Межова; Erckert, "Der Kaukasus u. seine Völker"; A. Leist, "Georgien" (1885); H. Л. Абазадзе, "Семейная община у грузин"; ст. А. С. Хаханова в "Этнографическое обозрение" за 1889-92 гг.: "Празднование нового года у грузин", "Гадатели и чародеи по грузинским законам", "Месхи" и "Обычаи грузинских крестьян при пахании".

Кн. В. Масальский.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Я думаю, что не исключено, что в грузинах течет хеттская кровь. По крайней мере такое смешение народов Кавказа с хеттами очень вероятно. После разгрома древними греками под предводительством ахейцев Трои где-то в период 1200 по 1188 годы до нашей эры союзники троянцев хетты были рассеяны в Передней Азии, одна часть двинулась на юг, а другая часть двинулась на восток на Кавказ.

Более того, мне представляется, что такие наименования, как Кахетия (Высокая Хетта?) или Мцхета (Горная Хетта?) возможно включают в себя слово хетта.

Edited by Сыроежка

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now
Sign in to follow this  

×
×
  • Create New...