Перейти к содержанию
Гость Dimon-Orda

Кухня кочевых народов СА

Рекомендуемые сообщения

Еда у кочевых народов Средней Азии в средневековых источниках.

(статью подготовил Бринь Д.В. (Киев, 2006))

Целью данной статьи не является изучить все разнообразие кухни кочевых народов Средней Азии. Целью ставится обзор тех блюд, которые мы сможем реконструировать в современных реалиях с уклоном в походные условия фестивалей, маневров или «ливинг-хистори» мероприятий, при условии доступности, популярности и распространения этих блюд в среде простых кочевников и упоминании их в средневековых источниках.

Для начала обратимся к письменным источникам средневековья, где всплывают особенности кочевой кухни.

Клавихо описывает у них обилие такого скота, как овец, верблюдов, лошадей; коров очень мало, свиньи же вообще не упоминаются, тем более на данный период идет исламизация кочевников в тимуридском государстве.[2]

Рубрук так пишет о пищи кочевников[1]: «…если тогда доведется умереть у них быку и лошади, они сушат мясо, разрезывая его на тонкие куски и вешая на солнце и на ветер, и эти куски тотчас сохнут без соли и не распространяя никакой вони.». Ибн Батута также упоминает сушеное мясо у кочевников, которое варили в супе: «У них с собой бывает сушеное мясо, которое кладут в него (в суп) и поливают кислым молоком» [5]. Таким простым образом кочевники заготавливали мясо в прок. Также описание колбас, которые делают и едят сразу после забивания животного: «Из кишок лошадей они делают колбасы, лучшие, чем из свинины, и едят их свежими. Остальное мясо сохраняют на зиму.» [1] или «Когда стемнело, воин вытащил сушеную кишку, бывшую с ним, омочил ее водой, пустил кровь своему коню и наполнил ею кишку, после чего завязал и обжарил ее на огне, и это было его пищей.» [5].

По поводу свежины, которую в основном ели в вареном виде (намного реже в жареном и тушеном [2]), у Рубрука сказано следующее: «От мяса одного барана они дают есть 50 или 100 человекам, именно они разрезают мясо на маленькие кусочки на блюдечке вместе с солью и водой - другой приправы они не делают, - а затем острием ножика или вилочки, сделанных нарочно для этого, наподобие тех, какими мы обычно едим сваренные в вине груши и яблоки, они протягивают каждому из окружающих один или два кусочка, сообразно с количеством вкушающих.»[1]. Судя с этих строк, можем сделать вывод, что мясо было довольно таки дорогим блюдом, и одна туша барана делилась на довольно таки большое количество людей. Очень любопытное описание вилки, которое встречается в текстах редко, и видимо бытовала только у знати.

Также характерная приправа к мясу, которая делалась очень просто, из соли, которую растворяли в воде или мясном бульоне и разливали по блюдцам. Подобная же приправа подавалась на пиру у Темура и описанная Клавихо[2]: «Потом пришли слуги с мисками бульона, бросили в него соль и дали ей раствориться, после разлили его понемногу по блюдцам как подливу.». Соление пищи во время готовки, судя по всему, у них было слабо распространенно.

Увы, но мясо не было у них основным блюдом, т.к. возможно это было слишком дорого для простого кочевника. Простым людям приходилось довольствоваться кисломолочными продуктами, которых было с избытком. Это заметил Карпини: «Летом же, имея тогда достаточно кобыльего молока, они редко едят мясо, если им случайно не подарят его, или они не поймают на охоте какого-нибудь зверя или птицу.»[3]. Это подтверждает и Клавихо: «Если есть обильная еда, они едят, а если нет, то обходятся без хлеба, [только] молоком и мясом; и очень привычны к мясу, но могут [жить] и без него…»[2].

Далее у него идет описание готовки кисломолочного блюда, которое, судя с текста, было довольно таки распространенное среди простых кочевников: «Это кушанье они делают так: берут большой котел с водой и, когда вода закипит, берут куски кислого молока, подобного сыру, кладут в кринку, разводят горячей водой и выливают в котел; а это молоко так кисло, как уксус. Потом они делают из муки очень тонкие лепешки, режут их мелко и [также] бросают в котел. Когда немного прокипит, снимают [с огня]. Одной кринкой этого [варева], без хлеба и мяса, они вполне обходятся. Вообще это такое кушанье, которое они едят ежедневно, больше, чем [что-либо] другое… А это кушанье, которое я вам описал, они называют хас(аш)»[2]. Блюдо довольно простое в приготовлении в полевых условиях, а «тонкие лепешки мелко порезанные» судя по всему сродни лапше или т.п.. Еще очень удобное блюдо для походных условий, это овечий сыр (творог), в который добавляли соль (возможно и без нее), скатывали в небольшие шарики и выставляли на солнце сушится. Полученные твердые сырные шарики питательные и очень долго хранятся, заготавливаются на зиму в мешках. У монголов это называется Аруул, только сыр нарезается на тонкие кружочки. Даже сейчас они очень популярны в Средней Азии, очень хорошо идут к пиву. ;)

Во времена Тимура часть кочевников переходит от кочевого к полукочевому образу жизни, что позволило им не только выменивать недостающие им продукты, например муку, но и самим их выращивать, что существенно обогатило рацион кочевника. Про что сказано у Клавихо: «А эти люди, что живут в шатрах и прочих домах, не имеют ничего, кроме этих шатров; и зимой и летом они ходят по полям. Летом они идут в те места, где есть вода, и [там] сеют свои хлеба, хлопок, дыни… Кроме того, они сеют много проса, которое в вареном виде едят с кислым молоком...»[2]. У Карпини так описан рацион простого кочевника: «Они также варят просо с водою, размельчая его настолько, что могут не есть, а пить. И каждый из них пьет поутру чашу или две, и днем они больше ничего не едят, а вечером каждому дается немного мяса, и они пьют мясную похлебку.»[3]

Хоть кочевник вполне обходился без хлеба, который не был традиционной пищей, но все же просяные, т.к. этот злак упоминается чаще всего, хотя возможны и другие злаковые культуры, лепешки (в Средней Азии называются «нан») входили в рацион. Клавихо упоминает[2], что лепешки подавали к достархану: «…каждой чашки и блюда клали тонкую хлебную лепешку.» или «…Затем взяли тонкие хлебные лепешки, сложили их вчетверо и положили поверх мяса на эти блюда.». Скорее всего самыми распространенными лепешками были так называемые пресные «катырма нан» (или «казан жанпай нан») которые выпекали в котле.

По этнографическому материалу региона, у полукочевых народов встречается такое блюда, как «аксаулак». Для приготовления Аксаулака: пресное тесто из (пшеничной) муки раскатывают на очень тонкие большие лепешки и пропекают их в раскаленном казане. Готовые кусочки ломают на мелкие кусочки или нарезают длинными четырехугольниками. Иногда аксаулак заранее заготовливали и хранили в кожаной сумке – шанаш (в подобных кожаных сумках и мешках хранилось сушеное мясо и сушеный сыр). Заправкой для аксаулака служили Катык (кислое молоко) или сливочное масло. По сути, аксаулак и есть те лепешки которые добавлялись в аш, что описаны у Клавихо.

Традиционным для кочевников является кисломолочный напиток кумыс, который заготавливали в бурдюках или сосудах. В этнографическом материале казахов встречаются тыквенные фляги, в которых и в наше время подают кумыс к столу. Деликатесом же было свежее кобылье молоко, в которое добавлялся сахар. У Рубрука есть описание, как кочевники на зиму заготавливали кислое молоко: «Остальному молоку, которое остается после масла, они дают киснуть, насколько только можно сильнее, и кипятят его; от кипения оно свертывается. Это свернувшееся молоко они сушат на солнце, и оно становится твердым, как выгарки железа; его они прячут в мешки на зиму. В зимнее время, когда у них не хватает молока, они кладут в бурдюк это кислое и свернувшееся молоко, которое называют «гриут» (это или «урюм»- молоко долго и медленно кипятят до образования толстой и плотной пенки, пенку снимают, высушивают и так хранят; или «грут»- творог, сушенный мелкими комочками (размачивают в кипяченой воде и едят вместе с ней), наливают сверху теплой воды и сильно трясут его, пока оно не распустится в воде, которая делается от этого вся кислая; эту воду они пьют вместо молока. Они очень остерегаются, чтобы не пить чистой воды». Судя с этнографического материала Аруул и Грут у монголов были самым основным продуктом питания, которое имело еще и ритуальное значения благополучия и т.п.

На празднествах у кочевников Средней Азии характерен своего рода обряд приема пищи. Сначала подается кумыс (в более позднее время еще и чай со сладостями и сухофруктами) или сладкое кобылье молоко, сушеный творог, лепешки. После чего подаются разнообразнейшие мясные закуски. Далее возможно жаркое. А уже, после чего подается главное блюдо - отварное мясо с бульоном и лепешками или плов. Все это обильно запивается кумысом. В более позднее время в конце традиционно подается чай. Характерной чертой «монгольских» празднеств было безмерное употребление кумыса (в летописях, на пирах знатных особ, упоминается также водка и вино [2]), о чем свидетельствуют все средневековые автора, которым посчастливилось побывать на званых пирах. Уйти с праздника трезвым считалось дурным тоном (интересен тот факт, что многие ханы скончались именно от непомерного употребления алкоголя).

Далі буде…

Источники:

1. Гильом де Рубрук, «Путешествие в восточные страны», в пер. А.И.Малеина. М., 1957.

2. Руи Гонсалес де Клавихо. Дневник путешествия в Самарканд ко двору Тимура (1403-1406). М. Наука. 1990. (пер. И.С.Мироковой).

3. Джиованни Дель Плано Карпини, «История Монгалов», в пер. А.И.Малеина. М., 1957

4. форум сайта www.kyrgyz.ru

5. Ибн Баттута, «Путишествие», перевод с сайта www.vostlit.info

Это как бы не столько статья, сколько мои изыскания. С обработкой новых материалов буду обновлять. Может у кого-то есть что добавить по данному вопросу (а именно средневековые источники 13-16 веков?) :oz1:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Правильно писал Рубрук. Когда он возвращался от Мэнгу-хана, то властелин распорядился, чтобы гостя сопровождал конвой, а также в пути следования резали по одному барашку каждые 4 дня.

По съеданию мяса кыргызы стояли на первом месте и в период раннего средневековья и находятся держат пальму перевенства в настоящее время.

Вот о чем пишет пишет пресса.....

Житель Кыргызстана за свою жизнь съедает около 927 животных

20:02 02.10.2009

Житель Кыргызстана за свою жизнь съедает около 927 животных. Такие данные приведены в докладе Международного вегетарианского союза, сообщает агентство DPA.

По данным доклада, в Кыргызстане ежегодно съедается около 67,8 миллиона животных. "За свою жизнь среднестатистический житель Кыргызской Республики съедает 830 кур, 38 овец, 26 индюков, 15 уток, 14 коров или телят и 4 свиньи", - говорится в докладе.

Отмечается, что если бы каждый кыргызстанец воздерживался от мяса хотя бы раз в неделю, то около 10 миллионов животных можно было бы спасти от убоя.

В докладе сообщается, что наибольшее число вегетарианцев проживает в Индии. В этой стране их число составляет почти 40 процентов населения.

Иван ДОНИС

Источник - 24.kg

Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1254499320

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

По съеданию мяса кыргызы стояли на первом месте и в период раннего средневековья и находятся держат пальму перевенства в настоящее время.

Вот о чем пишет пресса.....

Житель Кыргызстана за свою жизнь съедает около 927 животных

20:02 02.10.2009

Житель Кыргызстана за свою жизнь съедает около 927 животных. Такие данные приведены в докладе Международного вегетарианского союза, сообщает агентство DPA.

По данным доклада, в Кыргызстане ежегодно съедается около 67,8 миллиона животных. "За свою жизнь среднестатистический житель Кыргызской Республики съедает 830 кур, 38 овец, 26 индюков, 15 уток, 14 коров или телят и 4 свиньи", - говорится в докладе.

Отмечается, что если бы каждый кыргызстанец воздерживался от мяса хотя бы раз в неделю, то около 10 миллионов животных можно было бы спасти от убоя.

В докладе сообщается, что наибольшее число вегетарианцев проживает в Индии. В этой стране их число составляет почти 40 процентов населения.

Иван ДОНИС

Источник - 24.kg

Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1254499320

Мы наверняка больше, так скажет вам любой казак ибо скота в степи больше и традиции есть конину и баранину глубже. Жаль что статистики таковой нет. У нас даже бытует поговорка, что на втором месте по поеданию мяса казаки, на первом волки :D

А приведенные вами данные, что "За свою жизнь среднестатистический житель Кыргызской Республики съедает 830 кур, 38 овец, 26 индюков, 15 уток, 14 коров или телят и 4 свиньи" вызывают удивление - разве кыргызы едят свиней? а также "телят"? Про кур это наверное про городских жителей?

Да и цифры по сравнению с кзаками маловаты: Так, если грубо исходить из расчета ежегодно забивается "согым" (1 лошадь) и разделить ее приблизитльно на 4 членов семьи, то получится, что за свою жизнь казак съедает около 20 лошадей. Овец, естественно, раза в 4 больше, т.е. порядка 80 голов. Мясо птицы, кроме гусей, у нас не котируется, это было едой оседлых народов и сейчас также.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У нас даже бытует поговорка, что на втором месте по поеданию мяса казаки, на первом волки

Так, если грубо исходить из расчета ежегодно забивается "согым" (1 лошадь) и разделить ее приблизитльно на 4 членов семьи, то получится, что за свою жизнь казак съедает около 20 лошадей. Овец, естественно, раза в 4 больше, т.е. порядка 80 голов.

Хороший бонус! Арифметика обоснованная.

А сколько же тогда Волки съедают?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вильгельм де Рубрук «Путешествие в Восточные страны»

ГЛАВА СОРОК ДЕВЯТАЯ

Путешествие из Каракарума к Бату, а от него в город Сарай

«Итак мы расстались с взаимными слезами, причем мой товарищ остался с мастером Вильгельмом, а я возвращался один с проводником моим и одним служителем, имевшим приказ брать для нас четверых в четыре дня одного барана».

«Итак, мы ехали до Бату два месяца и 10 дней, не видя за это время ни разу города или следа какого-нибудь здания, кроме гробниц, за исключением одной деревеньки, в которой не вкушали хлеба».

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...