Jump to content



Guest Хангылбай

Саха, Якуты

Recommended Posts

10 часов назад, Харабыл сказал:

Якуты поклонялись этому божеству за много веков до рождения Чингисхана. 

За много это в каком веке...Кулун-атахская культура — это позднесредневековая культура северо-востока Сибири, существовавшая в XIV—XVI веках на территории Якутии.

Выделяют два этапа:

  • Ранний (XIV—XV вв.) — поселения Кулун-Атах, Уганья, Куоладыма, Кытанах Маллата.
  • Сырдыкский (конец XV—XVI вв.) — поселения Сырдык, Лонху, Тумул, Хаттыкы[1]
  • Первыми оседлыми скотоводами на севере, передававшими эти термины якутам, были монголоязычные племена. Переселившиеся позднее тюркоязычные племена.
Link to comment
Share on other sites

В 14.10.2022 в 23:43, Uran55 сказал:

Характерно то, что, невзирая на все указанные культурные признаки, казалось бы, чуждые известному нам якутскому миру, герои хосунского эпоса нигде определенно не называются тунгусами. С другой стороны, они не противопоставляются и не ведут борьбу с якутами, но зато в числе их противников нередко оказываются местные тунгусы, татуирующие свои лица особыми швами, изображающими оленьи рога.

ХОСУННЫЙ ЭПОС СЕВЕРНЫХ ЯКУТОВ
Ушницкий Василий Васильевич

По мнению Г.В. Ксенофонтова, генезис «хосунного» эпоса северных саха связан с
родами монгольского происхождения (тумат, югюлээт). При анализе «хосунного
эпоса» исследователи пришли к выводу, что ранее на Севере кочевали
воинственные монголоязычные роды (Никифоров 2002). С.И. Боло так анализировал
хосунные предания на Крайнем Севере: «Старшие хосууны.. (описываются) одетыми
в броню, не от из железа, не то из другого материала... Видимо в те времена были
бесконечные войны, захваты и нападения. Хосууны носили имена, весьма схожие с
якутскими» (Никифоров 2002: 150)Бурятский исследователь Д.В. Цыбикдоржиев связывает генезис
древнемонгольских воинских культов с вилюйским «хосуунным» эпосом,
восходящим к ассимилированным якутами ранее монголоязычными родами хори-
туматов. К унаследованным якутянами монгольским ритуальным традициям
загадочной энергии сулдэ он относит мотив поедания костного мозга и ломания
голенной кости (Цыбикдоржиев 2003: 139). Вилюйские фольклорные образы и
сюжеты были унаследованы от загадочных туматов.

Link to comment
Share on other sites

On 10/16/2022 at 11:34 AM, bulgarin said:

В якутских словах «маҥхаҕар» /1) белый, белеющий; 2) седой/ и «туртаҕар» / 1) белый, белеющий; 2) седой/, на мой взгляд, присутствует тюркское слово, производное от слова «ак» /белый/.

Якутские буквы «аҕар» соответствуют тюркскому слову «ағарыу, ағару» - белеть, побелеть, стать чистым; «кер ағарды» - белье стало чистым.

Казахский «ағарып кету» - побелеть.

Каракалпакский «ағарыў, ағарып кетиў» - побелеть.

Тюркский корень в монгольских языках.

Бурятский (видимо уст.) «малагар» – плешивый, лысый.

Калмыцкий «халцхарх» - плешиветь.

Link to comment
Share on other sites

В 17.10.2022 в 02:07, Uran55 сказал:

Кулун-атахская культура — это позднесредневековая культура северо-востока Сибири, существовавшая в XIV—XVI веках на территории Якутии.

Выделяют два этапа:

  • Ранний (XIV—XV вв.) — поселения Кулун-Атах, Уганья, Куоладыма, Кытанах Маллата.

Участие монгольского компонента в формировании этнокультурного ландшафта Якутии. Ушницкий В.В

Связь самоназвания саха с баятами предполагает, что этноним саха возможно связан именно с байагантайцами, а не с хангалассами, как ранее предполагалась [Гоголев,1993]. В этом случае, самоназвание саха с монгольским племенем сахаэтов.

Как видно, основой этнонимов баягиры, баягантайцы, байегу и байаут является слово «баайага». Таким образом, в тождественности рода баайага или баягантайцев с баягу (байырку) не приходится сомневаться. Баягантайцы в якутском фольклоре выступают в качестве первых насельников будущей территории Борогонского и Батурусского улусов, т.е. Амгино-Алданского района, где расположены основные памятники кулун-атахской археологической культуры (XIV-XV вв.).

По китайским источникам, в VIII в. клан борджигин через Тунгирский волок вышел из Олекмы в Амур и от него произошли многочисленные ветви нирун-монголов [Liu Mau-Tsai, 1958].

 

Link to comment
Share on other sites

21 час назад, Uran55 сказал:

По китайским источникам, в VIII в. клан борджигин через Тунгирский волок вышел из Олекмы в Амур и от него произошли многочисленные ветви нирун-монголов [Liu Mau-Tsai, 1958].

Мауцай на основе письменных китайских источников пришел к выводу что борджигины это борогоны - нерей - моголы, поколение Омохэ (Омогоя) Выходцы из центральной Якутии заселенную моголами задолго до "тюркских"-татарских предков якутов.

К схожему выводу задолго до Мауцая пришел и Бичурин когда писал...«Как выговор Тань известным сделался «только с XII-го века, то он и не мог входить в состав слова: Та-та, которым Китайцы, в VIII-м веке, означали имя Татар, одного из поколений народа Мо-хэ, иначе Монгол, перешедшее от Амура к Ордосу.

Слово: Татань вошло в Китайскую Историю в начале IX-го, а слово: Татар, в начале XIII-го века, и Китайская История никогда не смешивала сих слов между собою. Даже при династии Юань, которая собственно называлась Татань, сие слово удержано, как произносимое правильно, а поколение Татар оставалось при своем прежнем названии.

Link to comment
Share on other sites

On 10/22/2022 at 2:51 AM, Uran55 said:

«баайага»

Якутский «баай» - богатый.

Это слово сильно напоминает татарское словосочетание «бай ага» - богатый старший брат или дядя.

* * *

Тюркский корень "агару" /побелеть/ в монгольских языках.

Бурятский (видимо уст.) «малагар» – плешивый, лысый.

Калмыцкий «халцхарх» - плешиветь.

Монгольский «халцархай» - плешина.

В монгольском слове, по сравнению с калмыцким, потерялась буква «х».

 

Хакасский «ах» - белый.

Хакасский вариант тюркского слова «ак» /белый/ имеется в монгольском слове «цайрах» - побелеть, белеть, становиться белым.

 

Link to comment
Share on other sites

В 14.10.2022 в 01:24, Uran55 сказал:

https://www.nature.com/articles/s41431-019-0399-0) обнаружили, что у калмыков-хошеутов частота гаплогруппы N-M2019 (N-M2118) весьма высока - 21 %.

Да. У них и др., "степной" вариант N часто встречается. Вообще хошеуты сборный род, скорее союз или военная дружина, трансформировавшаяся в род

Link to comment
Share on other sites

В 13.10.2022 в 20:57, buba-suba сказал:

"какил" - чуб у РАДа. 

на каз. кекіл

В 14.10.2022 в 17:56, Харабыл сказал:

Сами якуты коренной (автохтонный) народ Якутии.

Смотря по отношению к кому. По отношению к русским да. Но языковые и подавл. больш. генетических предков саха пришли в Якутию с верховий Лены и Прибайкалья. Небольшая часть может с Забайкалья и Даурии

Link to comment
Share on other sites

Якутский «туоһахта» /звездочка на лбу животного, пятно, бляха/.

Последние буквы в этом слове, т.е. «-та», действительно относятся к пятну.

Например.

Тувинский «дөөней» (напр. на лбу у лошади) – пятно.

Алтайский «тӧӧнӧй» - пятно у животных на лбу.

Тувинское и алтайское слово очень похожи на татарское слово.

Татарский «төен» - узел.

Башкирский «төйөн» - узел.

Тувинский «доң» - узел.

 

Эти слова похожи и на эвенкийское слово «тоён» - начальник.

Получается, почти как «шишка на ровном месте».

Но это не так. Китайский 头 (tou) /голова, вершина, руководитель/.

Оконкретил происхождение немецкого имени Отто.

Link to comment
Share on other sites

On 10/22/2022 at 2:51 AM, Uran55 said:

Как видно, основой этнонимов баягиры,

Здесь видится башкирское словосочетание «бай яугир» - богатый воин.

Казахский, каракалпакский  «жауынгер/жаўынгер»» - воин.

Якутский «буойун» - воин.

Татарский «яу» - враг, рать, битва, бой.

Link to comment
Share on other sites

Якуты сложносоставной народ, собранный из многих компонентов - из автохтонных и пришлых. Чистокровных якутов никогда не было. Якутский народ родился в Якутии. 

Считать себя автохтонным человеком Якутии для якута - быть самим собой.

Link to comment
Share on other sites

ЭТНОЛОГИЯ

Р.И. Бравина, Д.М. Петров

Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН

ПЛЕМЕНА, «СТАВШИЕ ВЕТРОМ»: К ВОПРОСУ ОБ АВТОХТОННОМ СУБСТРАТЕ В ЭТНОКУЛЬТУРОГЕНЕЗЕ ЯКУТОВ

В преданиях этой группы якутов также говорится, что до прибытия предков якутов Омогой Баая и Элляй Боотура на Лене жило племя саха со своим укладом жизни, особыми обычаями и нравами. «Говорят, жили они здесь издавна, племя их было многочисленным. Но нет никаких преданий о том, откуда они прибыли, в какое время заселили эту страну, или же они были ко-ренными жителями... Известно лишь только то, что они назывались "саха", "сахалар", что были они с продолговатыми головами, с узкими бедрами, без ляжек. Рассказывают, что они занимались охотой на диких оленей и лосей и рыбной ловлей, добывая этим себе пропитание, не брезгуя при этом даже разного рода насекомыми, личинками, гусеницами (араас кусаган юё-ню)» [Боло, 1994, с. 22].

В дальнейшем изучалась серия черепов из могильника Диринг Юрэх на Средней Лене, который относится к позднему неолиту, заключительному этапу ымыяхтахской культуры. Антропологи И.И. Гохман и Л.Ф. Томтосова, исследовав краниологическую серию черепов Диринг Юрэх, пришли к выводу, что население Якутии позднего неолита принимало участие в становлении антропологического типа современных якутов [1992, с. 117]. Об этом же свидетельствуют данные молекулярной антропологии. Исследования, проведенные методом гибридизации ДНК, показывают, что в становлении генофонда якутов участвовал мощный пласт, имеющий палеоазиатскую основу, что «по крайней мере часть якутов можно назвать палеоазиатами в цен-тральноазиатских масках» [Шереметьева и др., 1983, с. 28-32]. Из приведенных материалов следует, что генотип современных якутов, вероятно, сложился в результате смешения пришлых центрально-азиатских групп с племенами местных арктических палеоазиатов и прасамодийцев.

Параллели с самодийскими этническими общностями касаются и некоторых обрядовых практик, зафиксированных в памятниках позднего средневековья якутов. Так, в жилищах XVI— XVII вв. в непосредственной близости к очагу часто находят черепа собак. Ф.Ф. Васильев отмечает, что эта традиция имеет аналоги у уральцев, в частности у нганасан, которые приносили в жертву огню собаку, захоранивая ее под очагом [Васильев, 1994, с. 19]. Описание наземных захоронений у северных якутов в лодке, что характерно для обских угров, ненцев, некоторых групп эвенков и долган, содержится в статье В. Л. Приклонского [1890, с. 165—167].

https://cyberleninka.ru/article/n/plemena-stavshie-vetrom-k-voprosu-ob-avtohtonnom-substrate-v-etnokulturogeneze-yakutov

Link to comment
Share on other sites

Якуты потомки автохтонных палеоазиатов и прасамодийцев Якутии. Суперэтносом якутского народа является пратюркское племя саха. Племя саха было пратюркоязычным. До нашей эры пратюрки обитали на землях Сибири, Монголии, Китая и Якутии. Полторы тысячи лет назад Омогой и Эллэй прибыли в Якутию и встретили местное племя саха. Саха были с узкими бедрами, без ляжек. Ели даже личинок и гусениц. Тот кто стесняется быть потомком автохтонных палеоазиатов, прасамодийцев и пратюрков саха, конечно, может считать себя не якутом, а плоть от плоти монголом и потомком Чингисхана, Хубилая, Субедея, Тамерлана. Но, зачем самообманываться? Несмотря на недостатки древние палеоазиаты, прасамодийцы и пратюрки Якутии обладали технологическим мышлением. Примерно, 2500 лет назад в Якутии предки якутов выплавляли железо. Они не очень отставали в развитии от остального мира. Имели собственное воинское искусство и вооружение. Держали лошадей и скот. Якутская порода лошади автохтонная. Имеет примесь пришлых пород лошадей. Якутская лошадь была одомашнена в Якутии автохтонными предками якутов. А вот якутская порода коров родом из Ближнего Востока. Предки якутской коровы попали в Южную Сибирь вместе с древними европеоидами. Потомками сибирских европеоидов являются пратюркские племена динлины, енисейские кыргызы, прото-уйгуры. Вместе с пратюрками якутская корова попала в Якутию еще до нашей эры или в самом начале нашей эры. Найденная кость быка в Улахан Сегеленняхе III - IV век. Возможно, в будущем найдут еще более ранние останки. Якутов к скотоводству никто не учил. Предки якутов изначально являлись скотоводами. 

Link to comment
Share on other sites

Монгольские и тюркские скотоводческие термины очень похожи. Но, все же имеют отличия. Сравнение якутских скотоводческих терминов с монгольскими и тюркскими показывает, что якутские в большинстве своём ближе к тюркским. Также имеются индоевропейские параллели. До нашей эры на землях Сибири, Монголии, Китая жили европеоиды. Они растворились среди алтаеязычных монголоидов. Например, скифы, карасукцы и другие, которые стали предками пратюрков: динлин, голубоглазых енисейских кыргызов, прото-уйгуров и других. Еще надо учесть, что алтаеязычные люди жили в Европе и влияли на языки европейцев. Например, гунны, хазары, аварцы, булгары, печенеги, татары, турки и другие. Здесь якутские и не якутские слова для сравнения:

Сүөгэй - сливки, сметана. Хакасс: өриҥме - сметана. Казах: қаймақ - сметана. Тунгус: джеукой - сметана. Бурят: зөкэй. Монг: зөөхий.

Иэдьэгэй - творог. Кыргыз: бышта - творог. Казах: ірімшік - творог. Монг: эзэгэй - сметана. Бурят: эзгэ - сыр. 

Арыы - масло. Ср. телеут: саруу - масло. Узбек: sariyog' (сариёҕ) - сливочное масло. Тува: саржак - масло. Санскрит: सार (са́ра) - твердость, сливки. Санскрит: शर (шара́) - стрела, древко; верхняя часть сливок. Казах: май - масло. Кыргыз: май - масло. Монг: тос - масло.

От - трава. Тюрк: от - трава. Тохарский: аати - трава. Русский: отава (трава выросшая на месте скошенной). Монг: өвс - трава. Тохарский - исчезнувший индоиранский язык, Синьцзян.

Хотон - хлев. Кыргыз: котон - скотный двор. Маньч: хотон - крепостная стена. Английский: cote (кэут) - загон для скота, хлев, овчарня. Финский: kotiin - дом. Испанский: coto (кото) - отгороженный участок. Бурят: хотон - загон, хлев. Монг: хота - загон, хлев. Монг: саравч - навес, хлев.

Долборук - ясли телячьи, кормушка. Кыргыз: жалбагай - широкоротый. Монг: далбайх - широко раскрытый. Кыргыз: жалпак - плоский. Маньч: далба - бок. Маньч: далбаде - вокруг. Монг: хомбого, тэвш - кормушка.

Күкүр - кормушка для скота. Таджик: охур - кормушка. Узбек: охур - кормушка. Кыргыз: акыр - кормушка. Монг: идүүр, хомбого - кормушка.

Кыбыы - сеновал без крыши; утайка; кража. Якут: симии кыбыы - бревенчатое стойло с навесом. Английский: cover (кавэ) - покрывать, ограждать. Испанский: cobertizo (кобертисо) - навес, ангар. Испан: cobijar (кобихар) - покрывать, приютить. Чуваш: хупарла - покрывать, загораживать. Якут: кыбаҕас - вороватый, плутоватый. Испан: cubero (куберо) - обманывающий. Итальян: coppatura - мошенничество. Итальян: coperchio - крышка. Кыргыз: капкак - крышка. Монг: хавгах - крышка. Маньч: кубухе - окаймленный. Монг (северный Китай): каба, кабар - перегородка (в доме, во дворе).

Дал - огороженный скотный двор. Кыргыз: далда - укрытие, защита, убежище. Кыргыз: далдала - укрывать, защищать. Бурят: дал - навес. Маньч: далан - защитная дамба. Корей: 담 (dam) - стена, крыша. ДТС: tam - стена. Английский: dam - дамба. Монг: далан - дамба. Монг: малын хашаа - скотный двор.

Хаарчах (хааччах) - отдельный огороженный выпас, карда. Ср. тюрк: карчак. Чуваш: карда - хлев, скотный двор. Монг: хашаа - забор. Монг: хайирчаҕ ящичек, сундучок. Испанский: caja (каха) - ящик, коробка, кузов, касса. Испанский: cajon (кахон) - сундук, палатка, речная долина, гроб. Якут: хаа - короб, вместилище. Монг: малын хашаа - скотный двор.

Хаһаа - холодный хлев, конюшня, летнее стойло, навес, загон. Ср. тюрк: казаа - сарай при юрте, двор. Ср. тюрк: каза - хлев. Ср. тюрк: кажа - двор. Бурят: хаша - двор, загон. Монг: хашаа - забор. 

Сүөһү - скот. Китай: 家畜 чежу - скот. Тюрк: мал - скот. Араб: мал - вещи, скот. Якут: мал - вещи. Монг: мал - скот. Монг: үхэр - крупный рогатый скот.

Ынах - корова. Ср. тюрк: инэк. Чуваш: иня. Маньчжур: унень. Санскрит: धेनु (dhenu) дойная корова. Монг: үнээ.

Оҕус - бык, вол (кастрированный, вол). Ср. тюрк: оҕуз. Английский: ox (окс) бык. Санскрит: उक्षन् (укшан) - бык. Монг: эр үхэр - вол. Монг: шар - вол.

Буҕа - бык. Ср. тюрк: буҕа. Английский: bull. Испанский: buey (бей). Латин: bos - бык, скот. Русский: бык. Монг. бух.

Ыа - доить. Ср., тюрк: саа, сау. Чуваш: су. Монг: саах - доить.

Маҕыраа - мычать. Румын: mugire - мычать. Испан: mugir - мычать. Ср. тюрк: баҕыр - мычать. Английский: moo мычать. Латин: mugire - мычать. Монг: мөөрөх - мычать.

Эт - мясо. Ср. тюрк: эт - мясо. Монг: мах - мясо. 

Миин - суп. Ср. алтай: мин - бульон, уха. Итальян: minestra - суп. ДТС: mun - суп. Тюрк: шорпо (индоиранизм) - суп. Монг: шөл - суп.

Хол - передняя нога скотины. Тюрк: кол - передняя нога животных. Монг: хөл - нога.

Буут - задняя нога скотины; бедро. Тюрк: бут - задняя нога скотины. Английский: foot - нога. Санскрит: पद् (пад), "нога, шаг". Монг: хойт хөл - задняя нога.

Эмиий - сосок, сосцы. Койбальский (самодийский): емэй - сосок. Кыргыз: эмчек - сосок. Туркмен: emzik - сосок. Франц: mamelons - сосцы. Монг: хөх - сосок. 

Сирин, силин (ынах синньэ) - вымя. Кыргыз: желин - вымя. Туркмен: elin - вымя. Монг: дэлэн - вымя.

Муос, модьуос - рога, мамонтовая кость, моржовая кость. Ср. тюрк. мүгүз, мүүз - рога. Монг: эвэр - рога.

Кытарах - яловая, не стельная. Ср. тюрк: кызырак - молодая кобыла, которая еще не жеребилась. Монг: сувай - яловый. 

Субан, субай - яловый. Тюрк: субай - холостой, яловый. Бурят: һубай - яловый. Монг: сувай - яловый. 

Байтаһын - не родившая еще, яловая. Кыргыз: байтал. Хинди: बंजर (баньжар) - бесплодный. 

Уулаах - с зародышем, стельная (корова). Монг: боос - стельная корова. 

Буос - стельная (о корове), жеребая (о кобыле). Ср. тюрк: боос, боҕас - стельная корова. Монг: боос - стельная корова. 

Кутурук - хвост. Тюрк: кудурук - хвост. Латин: coda (кода) - хвост. Итальян: coda (кода) - хвост. Монг: сүүл - хвост.

Тирии - кожа, шкура. Тюрк: тири - кожа. Монг: савхин - кожа. Монг: арьс - шкура.

Туйах - копыто. Тюрк: туйак - копыто. Монг: туурай - копыто.

Тыһы - самка. Ср. тюрк: тыжы, тызы - самка. Монг: эм, эмэгчин - самка.

Атыыр - самец. Ср. тюрк: адҕыр - самец. Монг: эр, эрэгчин - самец.

Тарбыйах, тамыйах, торбуйах - теленок. Ср. тюрк: торбок. Кыргыз: торпок. Таранчи (уйгур): топак - теленок, молодой бык. Монг: тугал - теленок.

Ньирэй - новорожденный (телёнок, жеребенок, ребенок); няа + ирэ (происходить); ирэт (порождать). Тофа: няа - новый. Хакасс: наа - новый. Англ: new (нью) - новый. Итал: neonato - новорождённый (neo+nato). Монг: нялх - новорождённый. Монг: шинэ - новый.

Торбос - телёнок годовалый. Барабин: торбаҕыш - годовалый телёнок. Монг: бяруу - годовалый телёнок.

Тыһаҕас - двухтравный телёнок.

Тиҥэһэ - трехтравный бычок (корова). Шорцы: тэслэ - телёнок по второму году.

Бургунас - яловка (трехгодовалая).

Кунан - бычок, телец. Ср. тюрк: кунан - трехлеток. Бурят: гунан - трехлеток. 

Идэһэ - скот забитый на мясо осенью (для собственного потребления зимой). Бурят: эдихэ - кушать. Калмык: идх - кушать. Англ: eat - кушать, кормить. Якут: иит - кормить, выращивать. Русский: еда - пища. Санскрит: आदयति (аадаяти) - кормить, питаться. Монг: идэх - кушать. Монг (северный Китай): идеше - пища, питание.

Иик - моча. Ср. тюрк: сидик - моча. Санскрит: सेक (сек) - брызганье, ирригация, увлажнение. Древнегреческий: ἰκμάς (икмас) - сырость, влажность. Маньч: сике - моча. Монг: шээс - моча.

Кии - навоз, кал. ДТС: qig - навоз. Ср. тюрк: кый - сухой навоз. Латин: caco (како) - кал, какать. Русский: кизяк - навоз прессованный. Кыргыз: кык - помет, навоз. Бурят: хи - навоз. Монг: бууц - навоз. Монг: ялгадас - кал. 

Саах - экскремент, навоз. Санскрит: शकृत् закрт - навоз, помет, какать. Каннада (Индия): сагани - коровий навоз. Китай: 屎 ши - кал. Хеттский: шаккар - экскремент, навоз, фекалии. Хеттский: заккар - экскремент, навоз, фекалии. Османский: саҕы - помет птиц. Монг: новш - экскремент.

Балбаах - мерзлый навоз овальной формы весом 20 кг (для продажи как удобрение). Бал + баах, ball+pack. Похожее тюркское слово - балбал.

Эмис - жирный, тучный. Ср. тюрк: сэмис - жирный. Кыргыз: семиз - жирный, тучный. Казах: семиз - жирный. Монг: тарган - жирный.

Кэйиик - бодливый. Якут: кэй - пырнуть, бодать. Мордва: кячкорди - бодливый. Монг: мөргөдөх - бодливый.

Үүт - молоко. Ср. тюрк: сүт. Маньч: сунь. Монг: сүү.

Суорат - кислое молоко; заквашенное вареное молоко. Ср. тюрк: чоорт, jоҕурт. Английский: yogurt - йогурт. Англ: sour cream - сметана. Персидский: شیر‎ (шир) - молоко. Монг: тослог хоормог - кефир.

Чөчөгөй - сливки, жидкие сливки. Бурят: сөсөгөй. Маньч: чүчүгүй. Монг: чөчүгей.

Сүмэх - гуща в свернувшемся молоке; творог. Сагай: сүүмэк - мешок для выдавливания сыворотки. Казах: сөзмэ - процеженное кислое молоко; творог. 

Үрүмэ - пленка, пенка на кипяченом молоке, сливках. Тюрк: үрүмэ - сливки, сметана. Бурят: үрмэ - сливки, пенки. Монг: үрүме - пенка на вскипевшем молоке.

Хайах - якутское масло различного приготовления; замороженные кислые вареные сливки. Ср. тюрк: кайак. Английский: kaymak - блюдо из молочных сливок. Турецкий: kaymak. Кыргыз: каймак. Узбек: qaymoq - сливки. Узбек: muzqaymoq - мороженое. Араб: قيمَر (gemar) - каймак. Русский: каймак. 

Тар - простокваша. Бурят: тарак - кислое молоко. Монг: тараг - кефир.

Мэччирэҥ - пастбище. Китай: 牧場 мучанг - пастбище. Корей: 목장 могчанг - пастбище, ферма (от китай. мучанг). Япон: まきば (makiba) - ферма (от корей. могчанг). Английский: meadow - луг, пастбище. Монг: бэлчээр.

Отор - изгородь где осенью пасется скот. Кыргыз: отар (отдаленное пастбище). Узб: уотар (отара). Казах: отар (пастбище). Монг: отор (пастбище).

Хонуу - поляна окруженная лесом. Испан: cancha (канча) огороженная площадка, загон для скота. Кечуа (индейцы): kancha - огороженное место. Тува: хову - поле, степь. Маньч: гоби - пустыня. Китай: 戈壁 - пустыня Гоби. Монг: говь - пустыня. 

Толоон - долина, широкое поле. Кыргыз: талаа - степь. Русский: долина. Английский: dale - долина. Американский: dollar - доллар, от старонемецкого tal (долина) происходит taler -> доллар. Монг: тала (степь).

Таала - чистое поле; место для отдыха скота; степь. Тюрк: тала (степь). Индоиран: дала (поле, степь). Монг: тала (степь).

Хочо - луг, долина. Корей: 골짜기 голчаги - долина, луг; 골짜 - голча. Монг: луг - нуга. Монг: хөндий - долина.

Үөр - стадо, табун. Алтай: үүр - стадо. Тува: өөр - стадо. Бурят: үүр - стадо. Калм: үүр - гнездо, компания, общество. Монг: егур - гнездо. Монг: сүрэг - стадо.

Ыаҕас - берестяное ведро. Казах: ыдыс - посуда.

Ыаҕайа - берестяное ведерочко.

Солуур - железный котел; железное ведро. Казах: шелек - ведро. Узбек: челак - ведро. Француз: seau - ведро. Галисийский: sella - деревянный сосуд для воды. Монг: хувин - ведро.

Мөрүөр - сгонять, скучивать в стадо. Тува: мөөреве - многочисленный. Греческий: μυριάς (мириас) - несметный, мириады. Латинский: mereo - зарабатываю, собираю. Монг: бөөгнүүлэх - собирать.

Мөрүөн - стадо. Тува: мөөҥ - толпа. Греческий: μέρος (мерос) - доля, партия. Монг: сүрэг - стадо. Монг: бөөн - орава.

Мөгүрүк, мөҥүрүк - огромное стадо. Тува: мөөҥнээшкин - скопление. Монг: бөөгнөрөл - скопление.

Маныыһыт - пастух. Испан: manadero - пастух, чабан. Английский: manager - руководитель. Монг: малчин - пастух (от мал (скот)). Монг: үхэрчин - пастух.

Манаа - пасти, охранять. Ср. тюрк: мана - окружить забором, охранять. Испан: manejar (манехар) - управлять. Английский: manage - руководить, хозяйствовать, укрощать. Монг: манах - охранять, пасти ночью. Бурят: манаха - охранять, пасти ночью. Монг: хариулах, бэлчээх - пасти.

Ыанньыксыт - дояр, доярка. Казах: сауыншы - дояр, доярка. Кыргыз: саанчы - дояр, доярка. Монг: саальчин - дояр, доярка.

Саах күрдьээччи - скотник, чистильщик скотного двора. Монг: малчин: скотник. 

Сүөсүһүт - скотовод, скотник. Казах: малшы - скотовод. Кыргыз: малчы - скотовод. Монг: малчин: скотовод.

Link to comment
Share on other sites

13 hours ago, Харабыл said:

Миин - суп.  Тюрк: шорпо (индоиранизм) - суп.

Хол - передняя нога скотины. Тюрк: кол - передняя нога животных. Монг: хөл - нога.

Это с чужого голоса. Посмотрите видео о происхождении слов «суп» и «хол». Ссылка у вас есть.

Link to comment
Share on other sites

В 01.11.2022 в 17:39, Чече-Баатыр сказал:

Слово "тала" (степь?) и талай (море) имеют единое происхождение,как я понимаю ?

Разные:

ДТС: tala - степь.

ДТС: talaj - море, океан. Taluj - море, океан. 

Слова родственные с tala (степь): Якут: толоон, талаан - долина, поле. Якут: таалалаа - лежать раскинувшись. Якут: талай - расширить (развести) руки (Пекарский). Монг: далбагар - широкий, плоский. Якут: дэлбэҕэй - широкий (Пекарский). 

Слова родственные с talai (море): Якут: дэлэй - обильный. Монг: далай - много. ДТС: telim - много. 

На якутском (словарь Пекарского): байаҕал, байҕал - море, океан; Лаамы байаҕала - Охотское море.

Современные якуты пользуются русизмами - муора (море), буола (поле), уроһаай (урожай), биэрэк (берег). Только иногда пользуются словом: байҕал (море). 

Слова тенгис (море) у якутов нет. ДТС: Teŋiz - море. Казах: теҥiз - море. Башкир: диҥгез - море. Монгол: тэнгис - море. Венгерский: tenger - море. Якут: тэний - расширяться, распространяться.

Link to comment
Share on other sites

19 часов назад, bulgarin сказал:

Это с чужого голоса. Посмотрите видео о происхождении слов «суп» и «хол». Ссылка у вас есть.

В якутском языке нет слов похожих на шорпо и суп. Есть только - миин (суп).

ДТС: MÜN - похлебка, суп. 

Итальян: minestra - суп.

Итальян: minestrina - бульон.

Английский: minestrone (минестрони) - мясной или куриный суп с овощами. Блюдо итальянской кухни. Легкий суп из овощей. Основными ингредиентами являются бобовые, лук, сельдерей, морковь, бульон и помидоры. В составе может использоваться мясо или мясной бульон.

На якутском, человеческая рука - илии. Всегда говорим - илии (рука). В тюркских языках: хол, кул - рука. У нас человеческую руку никогда так не называют. ДТС: ELIG кисть руки, рука: oŋ elig правая рука. Якут: уҥа илии - правая рука.

Link to comment
Share on other sites

В 02.11.2022 в 16:47, Харабыл сказал:

В якутском языке нет слов похожих на шорпо и суп. Есть только - миин (суп).

Этот Миин -суп лапша, заимствование от туда откуда у якутов и генетика из КНР. Китайское слово 拉面 (lāmiàn) переводится как "тянутая" лапша, рамэн, лагман, ламянь. По преданиям местом рождения ламянь стала провинция Шаньдун, откуда лапша распространилась по всему Китаю и даже за его пределы.

 

Link to comment
Share on other sites

  • Admin
6 часов назад, Uran55 сказал:

Этот Миин -суп лапша, заимствование от туда откуда у якутов и генетика из КНР. Китайское слово 拉面 (lāmiàn) переводится как "тянутая" лапша, рамэн, лагман, ламянь. По преданиям местом рождения ламянь стала провинция Шаньдун, откуда лапша распространилась по всему Китаю и даже за его пределы.

У хакасов это "мююн".

И оно есть в ДТС:

MuN 1 похлебка, суп
 

Link to comment
Share on other sites

В 11.11.2022 в 10:59, bulgarin сказал:

Видео об якутском языке

О языке и не только...примечательная деталь национальной одежды у олонхосута с кырымпа. Насколько помню такую одежду носили пригородные якуты...Хоро - Тумат связанные с монголоязычными предками.

Link to comment
Share on other sites

В 01.11.2022 в 10:12, Харабыл сказал:

Арыы - масло. Ср. телеут: саруу - масло. Узбек: sariyog' (сариёҕ) - сливочное масло. Тува: саржак - масло. Санскрит: सार (са́ра) - твердость, сливки. Санскрит: शर (шара́) - стрела, древко; верхняя часть сливок. Казах: май - масло. Кыргыз: май - масло. Монг: тос - масло.

sariyog' и саржак это два слова. Дословно "желтое масло".

сары, сар - желтый

yog, жак - масло

С санскритом никакой связи.

Link to comment
Share on other sites

В 01.11.2022 в 10:12, Харабыл сказал:

Буут - задняя нога скотины; бедро. Тюрк: бут - задняя нога скотины. Английский: foot - нога. Санскрит: पद् (пад), "нога, шаг". Монг: хойт хөл - задняя нога.

Бут по тюркски это бедро, ляжка. foot в английском это ступня. Опять мимо.

Link to comment
Share on other sites

В 01.11.2022 в 14:39, Чече-Баатыр сказал:

Слово "тала" (степь?) и талай (море) имеют единое происхождение,как я понимаю ?

Кстати,по Алтайски степь - чöл (Чёль)

чөл, шөл это скорее пустыня (место где нет воды), чем степь. В казахском шөлдеу - испытывать жажду.

Link to comment
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now


×
×
  • Create New...