Jump to content



Guest Хангылбай

Саха, Якуты

Recommended Posts

10 часов назад, АксКерБорж сказал:

 

ДТС:

UH3Bk.jpg

UH3Ck.jpg

 

Прах и пыль никак не связана с напылением. Тоз пыль- прах.

Исследование берестяных погребальных конструкций в погребениях с конем курганного могильника Конёво в Кузнецкой котловине. Рассматриваются конструктивные особенности погребальных конструкций из дерева и бересты в погребениях с конем средневекового населения Кузнецкой котловины, сделанных по материалам курганного могильника Конево, датирующегося началом II тыс. н.э. На основе анализа технологических приемов обработки фрагментов берестяных погребальных конструкций реконструируются общие черты берестяного промысла и технологии сбора и обработки бересты на указанной территории в начале II тыс. н.э.

 

 

Link to comment
Share on other sites

5 часов назад, bulgarin сказал:

лысина

 

ж. 1. тараҕай; 2. (на лбу животных) туһахта, ураанньык.

Это что намек на прическу монголов.

“[Монголы] сбривают круг на самой макушке. Остающиеся спереди волосы [у монгольских мужчин] коротко подстрижены и свисают в беспорядке, но волосы по обе стороны [головы] отделяют и связывают в два узла. [Они] свисают до одежды слева и справа и называются “не [озирайся как] волк” 519. Имеется в виду, что узлы, свешивающиеся слева и справа, мешают оглядываться назад и [человек] не может трусливо озираться, как волк 520. Некоторые соединяют и заплетают [волосы слева и справа] в одну косу, и она прямо свисает сзади поверх одежды”. В <главе 28> Коре са Чон Инджи 521 /л.16а/ [говорится]: “У монголов обычай сбривать макушку до лба. Вид их (т.е. волос), как оставленные [клочья] волос. Средний из них называется це-чоу-эр” 522.

Link to comment
Share on other sites

2 часа назад, Uran55 сказал:

Средний из них называется це-чоу-эр” 522.

522. Цe-чоу-эр (*kecur). Это — транскрипция монг. kegul, в которой непонятно присутствие чоу в середине вместо какого-либо другого знака, соответствующего монг. gu. В ЮЧБШ (изд. Б.И. Панкратова, § 56) дана правильная транскрипция кэ-гу-ли (kegul) с подстрочным переводом чжуань(?)-цзю.

Первый иероглиф чжуань не совсем ясен, но из того, что в него входит ключ иероглиф бяо “косматый”, “длинноволосый”, видно, что он имеет отношение к волосам. Второй иероглиф значит “собирать и связывать”. Иными словами чжуань(?) цзю — “собирать и связывать волосы”. Переводчики ТИМ перевели kegul как “волосы” (тоу-фа). О це-чоу-эр в Коре са =kegul (“косы”) см.: P. Pelliоt, Les mots mongols dans le Korye sa, — JA, t. 216, 1930, стр. 258, прим. 17.

По полевым материалам
А.А. Саввина, в начале 30-x годов ХХ в. ногайцы кочевали вдоль границы лесотундры между реками
Яна и Индигирка. Они входили в состав Усть-Янского улуса и жили выше местности Бурулгун,
занимались скотоводством, рыболовством и охотой.Было их всего 90 чел. Их также называли Хосолоох (якут. хосо ‘женские косы’) Борогон, т.е. ‘носящие косы борогонцы’. В XIX в. Борогонский наслег вхо-
дил в состав Верхоянского улуса. Б.О. Долгих считает, что он был образован в основном выходцами
из Центральной Якутии [1960, с. 395]. По полевым этнографическим данным А.А. Саввина, в 30-е годы
прошлого века обычай носить пожилыми мужчинами длинные волосы, заплетенные в косу, наблю-
дался в Хангаласском, Усть-Алданском (бывшем Борогонском) и Верхоянском улусах (рис. II.46)

Link to comment
Share on other sites

23 hours ago, bulgarin said:

  Киргизский «дөбө» - холм, возвышенное место;  «төбө» - холм, макушка головы, «дөбөл» и «төбөл» - звездочка на лбу животного, «орой» и «орой төбө» - макушка головы.

 

19 hours ago, Steppe Man said:

дов-холм.

Сравните процитированные слова.

Монгольское слово подобно киргизскому, но смягчена вторая согласная, а в якутском слове «туоһахта» она вообще отсутствует.

Link to comment
Share on other sites

On 10/2/2022 at 2:30 PM, bulgarin said:

Легко попасться на схожести букв.  [себя не исключаю]

 В киргизском слове «дөбөл»/«төбөл» /звездочка на лбу животного/

определяющим словом является темя, а буква «л» относится к пятну, к звездочке на лбу.

Примерно также, скорее всего, образовано якутское слово.

В киргизском языке буква «л» имеется в слове «жылдыз» /звезда/.

Узбекский «юлдуз» - звезда.

Турецкий «tepe» /вершина, верхушка, макушка, темя, холм/; «leke» /пятно/.

Близким, видимо, к слову «туоһахта/туосахта» /пятно, бляха/ явлеется

якутское слово «түбэс» - попадать, попасться. Имеется вариант с буквой «һ».  

Якутский «хайа түбэһиэх» - как попало.

Сравните с татарским вопросом: «Кая түбəсенə элəкте?» - куда, в какое место темени попало?

-----------------------------

Буквы «ах» в якутском слове «туоһахта» - это тюркское слово «белый».

Хакасский «ах» - белый.

Казахский «ақ» - белый.

Якутский  «кэрэ» 1) белый; беловатый.

Тувинский «ак» - белый, седой.

Турецкий «akitma» - отметина, белое пятно на лбу животного.

Link to comment
Share on other sites

6 часов назад, bulgarin сказал:

«туоһахта/туосахта»

В якутском маньчжурское заимствование от Тоси. Береста в древних погребальных обрядах вовсе не случайна. Прежде южные предки якутов использовали ее по прямому назначению, превращая останки посредством огня в ...туман - пыль - прах. Ураса как погребальный костер. Осколки этой памяти ...Омогоя похоронили прямо после Ысыаха там же где проводился обряд.

 

Link to comment
Share on other sites

15 hours ago, bulgarin said:

 якутское слово «түбэс» - попадать, попасться. 

8 hours ago, Uran55 said:

В якутском маньчжурское заимствование от Тоси.

 

Эвенкийский «тувус-ми» и «тубэс-ми» - попасть.

Для чего в якутском слове «туоһахта» береста, если буквы «ах»[белый] объясняют и лысину, и пятно, и серебряную бляху?

Link to comment
Share on other sites

В 05.10.2022 в 07:21, bulgarin сказал:

«ах»[белый] объясняют и лысину, и пятно, и серебряную бляху?

В якутском языке имеется большое число менее продуктивных аффиксов, которые являются общетюркскими и относятся, вероятно, к более ранней эпохе. Но так как слов, образованных с их помощью много, эти аффиксы легко выделяются и производят впечатление продуктивных. Они обычно встречаются в словах, образованных от глагольных основ: аффикс =ах, напр. быһах 'нож' (быс= 'резать'), тимэх (или түмэх) 'пуговица' (түм= 'завязывать');

Link to comment
Share on other sites

В 03.10.2022 в 06:18, Uran55 сказал:
В 03.10.2022 в 04:01, Uran55 сказал:

Средний из них называется це-чоу-эр” 522.

522. Цe-чоу-эр (*kecur). Это — транскрипция монг. kegul, в которой непонятно присутствие чоу в середине вместо какого-либо другого знака, соответствующего монг. gu. В ЮЧБШ (изд. Б.И. Панкратова, § 56) дана правильная транскрипция кэ-гу-ли (kegul) с подстрочным переводом чжуань(?)-цзю.

"какил" - чуб у РАДа. 

Link to comment
Share on other sites

4 часа назад, buba-suba сказал:

"какил" - чуб у РАДа. 

Очень примечательное монгольское слово в свете, современных событий. Интересна трансформация во всех языках евразийских народов. Их также называли Хосолоох (якут. хосо ‘женские косы’) Борогон, т.е. ‘носящие косы борогонцы’.

Хошеуты - вероятно от якутского Хосо.

Link to comment
Share on other sites

Первым военачальником полка «хошутов» был Хубату-Хасар (Хабуту-Хасар, вероятно это Джочи-Хасар, упоминаемый в Сокровенном сказании монголов младший брат Чингисхана). Родословная всех хошутских тайджи, нойонов и ханов в летописях монголов, ойратов и калмыков начинается именно с Хубуту-Хасара, то есть от рода Чингисхана — Борджигин

Борджигин и Борогон как видим однокоренное слово. Не случайно все историки, лингвисты и как видим генетики относят Борогонов к монголам.

Link to comment
Share on other sites

15 часов назад, Uran55 сказал:

Борджигин и Борогон как видим однокоренное слово.

Бороҕон не происходит от слова Борджигин. У якутов нет слова борджигин. Бороҕон родственно слову бороҕодуй. Бороҕодуй - поправляться, укрепляться, возмужать (Пекарский). Бороҕон означает - крепкие, возмужалые. Одним словом богатыри. А борджигин означает - серый; чистый, благородный. Борджигин от корня бор (серый). А Бороҕон от якутского корня бор - крепкий, дюжий.

https://sakhatyla.ru/books/pekarskiy-1/277

Link to comment
Share on other sites

16 часов назад, Uran55 сказал:

Их также называли Хосолоох (якут. хосо ‘женские косы’) Борогон, т.е. ‘носящие косы борогонцы’.

Хошеуты - вероятно от якутского Хосо.

Разве в якутском языке есть слово хосо? Нет такого слова. Есть русское коса. Косалаах - хосолоох. Русизмов в якутском языке море. Дорообо. Баһыыба. Бакаа (пока). Сыапачыка (цепочка). Чуолка (чёлка). Чүөчэ (тётя).

Link to comment
Share on other sites

В 22.09.2022 в 18:12, Uran55 сказал:
В 22.09.2022 в 16:23, Харабыл сказал:

Нет археологических находок останков древних якутов ни в Забайкалье, ни в Монголии.

Секундочку...Читаем История Якутии т.1 Глава 11. Формирование якутского народа

В этом отношении перспективным всегда признавалось Забайкалье, артефакты средневековых памятников которого обнаруживают близость к якутским древностям, а этнографические, лингвистические и генетические параллели еще более подкрепляют выводы об активном участии древних забайкальцев в историко-культурных процессах, происходивших в Якутии в эпоху средневековья. Миграция населения из забайкальских степей в Приленье была таким заметным явлением,что сведения о нем сохранились в генеалогических преданиях якутов.

У всех соседних народов сходства много. И культурных, и генетических. Но, несмотря на сходства они являются разными этносами. Конечно, дауры Забайкалья близки к якутам, как и буряты Байкала. Но, это не говорит, что их предков надо считать якутами. Это не якуты. Они не считали себя якутами.

Воины Чингисхана имели пастбища, коров, баранов, лошадей. На Амуре занимались земледелием. У них были сады. Также имели рабов. Зачем воину Чингисхана бросив свое хозяйство, переселяться в холодную Якутию и жить в якутской юрте обмазанной коровьим навозом? Не зачем. А вот рабы могли бежать в Якутию. Рабы не были воинами. Но, рабы также были носителями монгольского языка, обычаев, культуры, монгольских генов. Это не были якуты. А также бежали и приходили в Якутию притесненные и угнетенные монголы. В Якутии их потомки объякучивались. Сами якуты коренной (автохтонный) народ Якутии.

Link to comment
Share on other sites

Вероятно, ураанхаев изгнали из Байкала. Вероятно, они не были членами монгольской империи и к Чингисхану никакого отношения не имели. Вот отрывки из словаря Пекарского: ураанхай - 2) качество дурного человека; дух, уменьшающий богатство 3) бедокур, бедовый, чудак; иһэр да ураанхай! ну и молодец же пить, ну и пьет же (много и не пьянея)!

Отсюда можно делать вывод - ураанхаи не занимали высокого положения в якутском обществе. Поэтому, якутам лучше думать прежде чем называть себя ураанхай. Как корабль назовешь, так он и поплывет.

У якутов нет племени ураанхай. Имеется только слово ураанхай. Ураанхай-саха можно понимать так: весь якутский народ включая чудаков и т.п.

Если у якутов когда то было племя ураанхай, значит, оно развалилось и исчезло. 

Link to comment
Share on other sites

Розалия БРАВИНА: “Саха эр дьонун 80% биир киһиттэн төрүттээх” 20.11.2017

Источник: Aartyk.ru

Мой перевод:

Розалия БРАВИНА: "80% якутских мужчин имеют происхождение от одного общего предка" 20.11.2017

Билигин радиоуглеводороднай анаалыс түмүгэ көрдөрдө – оҕуруо, сукуна XIII -XVI үйэлэрдээҕи көмүүлэргэ эмиэ баар. Аны сукунабыт араастаһар – кытай уонна английскай сукуна диэҥҥэ. Оҕуруобут букатын даҕаны кытайы ааһан венецианскай өстүөкүлэттэн кытары оҥоһуллубут буолан таҕыста.

Источник: Aartyk.ru

Мой перевод: Радиоуглеводородный анализ показал - бусы, сукно также находятся в захоронениях XIII - XVI веков. Сукно разное - китайское и английское сукно. Бусы не только китайские, но оказались также бусы сделанные из венецианского стекла.

Биологическай наука доктора С.А. Федорова салалтатынан ыытыллар генетическэй анаалыс көрдөрөрүнэн, саха эр дьонун 80% биир киһиттэн төрүттээх. Бу киһи сыдьааннара 1,5 тыһыынча сыл анараа өттүгэр тарҕаммыттар. Ити кэмҥэ саха тыла атын түүр омуктар тылларыттан арахсыбыт, онон ити кэмтэн саха норуота үөскээн барбыт буолуохтаах. Источник: Aartyk.ru

Мой перевод:

По результатам генетических исследований проводимых под руководством доктора наук С.А. Федоровой, 80% якутских мужчин происходят из одного предка. Потомки этого предка начали распространяться 1,5 тысячи лет назад. В это же время якутский язык отделился от других тюркских языков, таким образом с этого времени должно быть началось рождение якутского народа.

Өлүөхүмэҕэ көстүбүт Улахан Сэгэлэннээх диэн элбэх култуура араҥалаах памятникка III-IV үйэтээҕи кытай манньыаттара, дьиэ оҕуһун уҥуоҕа көһүннэ. Ол аата 1500 сыл анараа өттүгэр, ынах сүөһүлээх дьон кэлэ сылдьыбыттар.

Источник: Aartyk.ru

Мой перевод:

На открытом в Олёкме многослойном, культурном памятнике Улахан Сегеленнях найдены китайские монеты III-IV века, кость домашнего быка. Значит, 1500 лет назад приходили люди со скотом.

Кэпсэттэ Туйаара НУТЧИНА, “Аартык.ру”.

Источник: Aartyk.ru

https://aartyk.ru/sakha/rozaliya-bravina-saha-er-donun-80-biir-kihitten-torytteeh/

Link to comment
Share on other sites

4 минуты назад, Харабыл сказал:

Розалия БРАВИНА: “Саха эр дьонун 80% биир киһиттэн төрүттээх” 20.11.2017

Источник: Aartyk.ru

Мой перевод:

Розалия БРАВИНА: "80% якутских мужчин имеют происхождение от одного общего предка" 20.11.2017

Билигин радиоуглеводороднай анаалыс түмүгэ көрдөрдө – оҕуруо, сукуна XIII -XVI үйэлэрдээҕи көмүүлэргэ эмиэ баар. Аны сукунабыт араастаһар – кытай уонна английскай сукуна диэҥҥэ. Оҕуруобут букатын даҕаны кытайы ааһан венецианскай өстүөкүлэттэн кытары оҥоһуллубут буолан таҕыста.

Источник: Aartyk.ru

Мой перевод: Радиоуглеводородный анализ показал - бусы, сукно также находятся в захоронениях XIII - XVI веков. Сукно разное - китайское и английское сукно. Бусы не только китайские, но оказались также бусы сделанные из венецианского стекла.

Биологическай наука доктора С.А. Федорова салалтатынан ыытыллар генетическэй анаалыс көрдөрөрүнэн, саха эр дьонун 80% биир киһиттэн төрүттээх. Бу киһи сыдьааннара 1,5 тыһыынча сыл анараа өттүгэр тарҕаммыттар. Ити кэмҥэ саха тыла атын түүр омуктар тылларыттан арахсыбыт, онон ити кэмтэн саха норуота үөскээн барбыт буолуохтаах. Источник: Aartyk.ru

Мой перевод:

По результатам генетических исследований проводимых под руководством доктора наук С.А. Федоровой, 80% якутских мужчин происходят из одного предка. Потомки этого предка начали распространяться 1,5 тысячи лет назад. В это же время якутский язык отделился от других тюркских языков, таким образом с этого времени должно быть началось рождение якутского народа.

Өлүөхүмэҕэ көстүбүт Улахан Сэгэлэннээх диэн элбэх култуура араҥалаах памятникка III-IV үйэтээҕи кытай манньыаттара, дьиэ оҕуһун уҥуоҕа көһүннэ. Ол аата 1500 сыл анараа өттүгэр, ынах сүөһүлээх дьон кэлэ сылдьыбыттар.

Источник: Aartyk.ru

Мой перевод:

На открытом в Олёкме многослойном, культурном памятнике Улахан Сегеленнях найдены китайские монеты III-IV века, кость домашнего быка. Значит, 1500 лет назад приходили люди со скотом.

Кэпсэттэ Туйаара НУТЧИНА, “Аартык.ру”.

Источник: Aartyk.ru

https://aartyk.ru/sakha/rozaliya-bravina-saha-er-donun-80-biir-kihitten-torytteeh/

80% якутов происходят от предка жившего 1500 лет назад. Оказывается, Эллэй пришел в Якутию 1500 лет назад и женился на дочери Омогоя. Значит, предки якутов Омогой и Эллэй жили в Якутии 1500 лет назад. А еще согласно легендам племя саха существовало в Якутии еще до прибытия своего первопредка Эллэя. Это уже говорит об автохтонности племени саха в Якутии. Предки якутов жили в Якутии задолго до рождения Чингисхана.

Якутский язык отделился от других тюркских языков 1500 лет назад. То есть, 1500 лет назад якутский язык уже существовал в Якутии. Якутский язык мог изолироваться от остальных тюркских языков только в Якутии, потому-что на Байкале, в Забайкалье, в Монголии, в Китае, на Енисее были другие тюркские языки. Это еще раз доказывает, что якуты как народ произошли в Якутии.

В Олёкме 1500 лет назад в местности Улахан Сегеленнях жили скотоводы. Они были носителями хунну-сяньбийской культуры. Это могли быть динлины. Как раз в это время в Китае и Монголии динлины потерпели сокрушительные поражения. Динлины были тюркоязычны. В одно время они жили под властью хунну. Еще жили в союзе с сяньби. Поэтому, динлины могли быть носителями хунну-сяньбийской культуры. А сяньби имели сяньбийскую культуру и сяньбийский язык, хунну имели хуннскую культуру и хуннский язык. 

Китайский шелк, сукно, бусы, зеркала, китайские монеты могли привозить по суше, рекам и через Охотское море. Но, торговле препятствовали большие расстояния. Во времена усиления междоусобицы монгольских племен китайские вещи могли принести беженцы, а торговля исчезнуть.

Link to comment
Share on other sites

Эллэй и Омогой жили 1500 лет назад. А Чингисхан жил, примерно, 900 лет назад. Выходит, Эллэй и Омогой жили в Якутии за много веков до рождения Чингисхана. 

Link to comment
Share on other sites

Чыныс - царь якутов. Чингисхан - царь якутов? В наше время ко всему надо иметь аналитический подход. Эта легенда не выдерживает никакой критики. Не имеет материального подтверждения. Нет генетического подтверждения родства якутского народа с Чингисханом. Нет записей о якутах в древних летописях монгол. Нет найденных археологических находок личных вещей Чингисхана и его соратников в Якутии. Нет археологических находок останков воинов якутской национальности времен Чингисхана в Монголии или Золотой Орде и т.п. Ведь, якуты могли узнать о полководце Чингисхане от якутоязычных русских или татар, например, 350 или 200 лет назад. В те времена среди населения слухи распространялись мгновенно. Сначала сочиненный каким-либо якутом слух о родстве с Чингисханом могло распространиться в народе и превратиться в легенду. Затем попасть в книги. Поэтому, к любой информации надо относиться критически. 

Еще у якутов есть легенда Чингисхан - первый якут. Якутов родил Чингисхан? Но, до 21-го века об этой легенде не было слышно. Поэтому, нельзя верить всем легендам. 

Легенда - это всего лишь миф. В древние времена люди сами сочиняли мифы, затем сами верили в эти мифы. 

Link to comment
Share on other sites

Археологический памятник Кулун Атахской культуры 10-13 веков. Профессор А.И. Гоголев открыл и датировал эту культуру 14-16 веками. Новые данные «по пищевому нагару с образцов керамики из культурного слоя поселения Уганья в Курбусахском наслеге Усть Алданского улуса получена АМS – радиоуглеродная дата 893+-104. Это означает, что время существование древнеякутского населения Уганья охватывает 10-13 вв. (Истории Якутии в 3т Т.1 Новосибирск, Наука, 2020 с 223)

© edersaas.ru сайтан:

https://edersaas.ru/paamatynnyktary-harystya-y/

Link to comment
Share on other sites

4 минуты назад, Харабыл сказал:

Археологический памятник Кулун Атахской культуры 10-13 веков. Профессор А.И. Гоголев открыл и датировал эту культуру 14-16 веками. Новые данные «по пищевому нагару с образцов керамики из культурного слоя поселения Уганья в Курбусахском наслеге Усть Алданского улуса получена АМS – радиоуглеродная дата 893+-104. Это означает, что время существование древнеякутского населения Уганья охватывает 10-13 вв. (Истории Якутии в 3т Т.1 Новосибирск, Наука, 2020 с 223)

© edersaas.ru сайтан:

https://edersaas.ru/paamatynnyktary-harystya-y/

Кулун-Атахская культура 10-13 века. Как видите якуты жили в Якутии еще до рождения Чингисхана. Поэтому, к Чингисхану отношения не имеют.

Link to comment
Share on other sites

В 05.10.2022 в 10:21, bulgarin сказал:

Для чего в якутском слове «туоһахта» береста, если буквы «ах»[белый] 

Буквы «ах» в якутском слове «туоһахта» - это тюркское слово «белый».

 

Вы ошибаетесь, в отличие от других тюркских языков у братьев саха белый - үрүң.

 

1 час назад, Харабыл сказал:

Русизмов в якутском языке море. Дорообо. Баһыыба. Бакаа (пока). Сыапачыка (цепочка). Чуолка (чёлка). Чүөчэ (тётя).

 

Еще помню куорат (город)) Куоракка барыэн до? )

Или "кбк", шучу.

 

Link to comment
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now


×
×
  • Create New...