Jump to content



Guest Хангылбай

Саха, Якуты

Recommended Posts

6 минут назад, АксКерБорж сказал:

 

2 минуты назад, АксКерБорж сказал:

Ким? Кто? 

Ураанхай сахалар, не тюрки а монголы. Кровь от крови. С  незначительным тюркским влиянием на язык. Видимо связанным с ясачными отношением с нижними народами.

Link to comment
Share on other sites

2 минуты назад, Uran55 сказал:

Ураанхай сахалар, не тюрки а монголы. Кровь от крови. С  незначительным тюркским влиянием на язык. Видимо связанным с ясачными отношением с нижними народами.

 

В добрый путь.

 

  • Одобряю 1
Link to comment
Share on other sites

У Ураанхай сахалар всегда был, и есть собственный путь. Чего чего, а в этой стезей, у народа с поводьями за спиной с лицом впереди. С такими ведущими как Темуджин-Могол-Чингисхан переживать о будущем нечего.

Link to comment
Share on other sites

– Неужель, всемогущие мы, –

Всезнающие,

Всевидящие,

Не устроим жизнь по воле своей

В этом срединном мире земном?

Выбрав из трех первозданных родов,

Надобно поселить

Навеки на средней земле

Быстроногих, чья кровь горяча,

Подпоясывающих свой стан,

Тридцать пять племен уранхай-саха –

С поводьями за спиной,

С немеркнущею судьбой,

С продолговатым носом людей,

У которых лицо впереди,

У которых на шее легко

Поворачивается голова,

Чьи суставы гибки, связки крепки,

Чье дыханье, словно туман,

В чьих жилах – живая кровь.

 

Link to comment
Share on other sites

1 минуту назад, Uran55 сказал:

Выбрав из трех первозданных родов,

Это именно те...которые из Баргу эджин  Токо - Тунгир-Тунгилик (Олло Хуна) вышли на простор степи, расплавив гору.Бурхан-Вулканы Кадара.

Link to comment
Share on other sites

Многие думают что якуты ....пушистые и наивные. Определение народа.

Якуты, подобно китайцам, обладают какой-то особенной агрессивной силой, объякучивая все народы, с которыми приходят в соприкосновение. Так, они объякучивают не только тунгусов, но и великороссов. Они сумели: заставить решительно всех говорить по-якутски. Во времена Миддендорфа (1840 год) в доме якутского губернатора приемным языком был якутский. В настоящее время среди якутов, равно как и среди бурят, есть много лиц, получивших среднее и высшее образование. Вообще якуты — народ очень жизнеспособный, энергичный и колонизационной точки зрения желательный.

 

 

Link to comment
Share on other sites

А вы знаете откуда у якутов...агрессивная сила?  А все просто...они и есть Северные Хань вся гениология  якутского народа связана с северным Китаем.

Link to comment
Share on other sites

22 hours ago, Uran55 said:

Якуты не тюрки!!!

Видимо, все-таки, итальянцы. Выбирайте, что вам больше нравится.  Итальянский «mucca» - дойная корова, «vacca» - корова, говядина,

On 9/29/2022 at 7:42 PM, Uran55 said:

Продолжим тему шапок. .......

[Якутский]туоһахта

1) пятно, звёздочка (на лбу животного); ынах сүүһүгэр баар кэтит туоһахта широкое пятно на лбу коровы; 2) уст. бляшка, бляха; дьахтар бэргэһэтин туоһахтата бляха на женской шапке.

 Монгольский «малгай» – шапка, головной убор. Что-то мне это слово напоминает.

 

Якутское слово «туоһахта».

В этом якутском слове первая часть слово «туо» - это казахское «төбе» /макушка, темя/.

В якутском языке казахское слово стало…..

Якутский «төбө» 1) голова || головной; төбө оройо темя; макушка.

В монгольском языке осталось лишь слово «орой» - вершина.

Link to comment
Share on other sites

11 часов назад, bulgarin сказал:

В этом якутском слове первая часть слово «туо» - это

туос

I 1) берёста || берестяной; туос ураһа берестяная яранга; туос ыаҕас берестяное ведро; туоһу хастаа = снимать берёсту;

1) пятно, звёздочка (на лбу животного); ынах сүүһүгэр баар кэтит туоһахта широкое пятно на лбу коровы; 2) уст. бляшка, бляха; дьахтар бэргэһэтин туоһахтата бляха на женской шапке.

Береза.

Собрался народ. Эллэй поставил коновязь, приставил к ней березу и привязал кобылицу. Затем, сказав: «Я буду сла­вить божества», — надел на семь девушек и девять мальчиков женские шапки и заставил их петь за собой, повторяя его слова. Он спел:

«Имеющий голубо-пегих лошадей, шаман солнца-божества, Кюннэй-Ойун!..»

Кобылицу окропил кумысом. Дальше спел:

«Пусть в ясный полдень из-за горизонта появится и затенит небо темное облако, пусть в глубине земли раздадутся гулкие удары грома, пусть осветят землю мгновенные плети молнии, пусть белое облачко, подобное шкуре с лапами и загривком, всплывет на самую верхушку неба, пусть брызнет темным дож­дем, да настанет светлая благодать!

 

Link to comment
Share on other sites

Культ Неба играл большую роль в религии кочевых держав древних тюрков, уйгуров и других раннефеодальных объединений на территории Центральной Азии.
Западномонгольскис урянхаи летом и осенью, когда продолжительно гремит гром, выходят из юрты и обращаются к небу со следующими словами: Я человек
Искони (оорцог) из урянхов.
Хочешь ли ты, гремя, Ударить вороного жеребца; Хочешь ли ударить и меня, Хочешь ли ты, гремя, Ударить бурого жеребца; Хочешь ли ударить меня.
Среди хйлхасов и других монгольских этнических групп человек из рода бо’рджигинов происхождением из «тайджи» имел право «накричать на небо».

Link to comment
Share on other sites

Береза - береста.

Племя лесных урянкатов Во время перекочевок они грузили поклажу на горных быков и никогда не выходили из лесов. В местах, где они останавливались, они делали из коры березы и других деревьев немного навесов и лачуг и удовлетворялись этим. Когда они надрезывают березу, то из нее вытекает [сок], похожий на сладкое молоко; они его всегда пьют вместо воды. Мнение их таково, что не бывает лучше этой жизни и что нет никого блаженнее их.

Особенно же о них имеют понятие в областях Баргуджин-Токум, [у племен:] кори, киргиз, урасут, теленгут и тумат, потому что в этих областях [особенно] употребляют этот способ [передвижения].

Тот упомянутый народ твердо и непоколебимо [стоит] на том |А 21б| правиле и обычае и постоянно пребывает в лесах. Однако в [125] августейшую эпоху Чингиз-хана и его великого рода те пределы стали юртом других монгольских племен и они [урянкаты] смешались с другими монголами.

Link to comment
Share on other sites

Только что, Uran55 сказал:

В местах, где они останавливались, они делали из коры березы и других деревьев немного навесов и лачуг и удовлетворялись этим.

Ураса́ (якут. ураһа) — тип старинного летнего жилища якутов, конусообразный шалаш из жердей, обтянутый берёстой. Считается, что ураса это самая древняя форма якутских жилищ.

По размерам различают три вида урасы.

Могол ураса — большая, предназначенная для приёмов гостей. Высота урасы зависит от количества опоясок — жердей, горизонтально связывающих остов жилища. В Якутии известна богатая ураса высотой 8,5 м с диаметром основания 6,5 м. Именно могол ураса построена в Парке народов Сибири.

Даллар ураса — меньше по размерам, и ещё меньше — ходьол ураса. В прошлые столетия они служили жилищем для людей со средним достатком.

Link to comment
Share on other sites

8 часов назад, Uran55 сказал:

туос

1) берёста || берестяной;

Береза

 

У нас тоже тоз - береста березы.

Отличие лишь в произношении, у вас дифтонг "уо".

 

Link to comment
Share on other sites

10 hours ago, Uran55 said:

туос

I 1) берёста || берестяной; туос ураһа берестяная яранга; туос ыаҕас берестяное ведро; туоһу хастаа = снимать берёсту;

1) пятно, звёздочка (на лбу животного); ынах сүүһүгэр баар кэтит туоһахта широкое пятно на лбу коровы; 2) уст. бляшка, бляха; дьахтар бэргэһэтин туоһахтата бляха на женской шапке.

 

       Не надо определения сваливать в кучу. Второе определение относится к якутскому слову «туоһахта».

      На счет бересты вы заблуждаетесь. Оно ближе к стакану и венгерской ложке.

Каракалпакский, сродни казахскому, «төбе» - темя, макушка, «орай» - макушка головы.

Киргизский «дөбө» - холм, возвышенное место;  «төбө» - холм, макушка головы, «дөбөл» и «төбөл» - звездочка на лбу животного, «орой» и «орой төбө» - макушка головы.

Link to comment
Share on other sites

5 часов назад, АксКерБорж сказал:

 

У нас тоже тоз - береста березы.

Отличие лишь в произношении, у вас дифтонг "уо".

 

Тоз изначально означало пыль, напыление, пыль которая поднимается столбом или клубами. Есть почти во всех тюркских языках. На берёзе на коре бывает напыление черно белое которое тоже называют тоз. Оттуда глагол тозу, когда на одежде лохмотья как пыль колышатся на ветру.

  • Одобряю 1
Link to comment
Share on other sites

9 минут назад, Steppe Man сказал:

тоос-пыль.

 

А как береста?

 

Link to comment
Share on other sites

24 минуты назад, Nurbek сказал:

Тоз изначально означало пыль, напыление, пыль которая поднимается столбом или клубами. Есть почти во всех тюркских языках. На берёзе на коре бывает напыление черно белое которое тоже называют тоз. Оттуда глагол тозу, когда на одежде лохмотья как пыль колышатся на ветру.

 

ДТС:

UH3Bk.jpg

UH3Ck.jpg

 

Link to comment
Share on other sites

3 hours ago, Steppe Man said:

үйс.

Если спереди добавить букву "т", получится Коми "туис" – туес, берестяной черпак, короб.

Link to comment
Share on other sites

8 hours ago, Uran55 said:

Туос -Туосахта. https://sakhatyla.ru/books/pekarskiy-3/172

лысина

ж. 1. тараҕай; 2. (на лбу животных) туһахта, ураанньык.

 

пятно

с. 1. эбир, толбон, туһахта; корова с белым пятном на лбу үрүҥ туһахталаах ынах; 2. бээтинэ; выводить пятна бээтинэ-лэри ыраастаа; 3. перен. хара мэҥ; пятно позора саат хара мэҥэ; белое пятно икки атах үктэнэ илик сирэ, ыраас сир (географический картаҕа чинчиллэ илик сир).'

---------------------

В современном якутском словаре слово «туосахта» отсутствует даже как диалектное.  

Наверно, не стоит лысину связывать с берестой.

Легко попасться на схожести букв.

Link to comment
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now


×
×
  • Create New...