Jump to content



Guest Хангылбай

Саха, Якуты

Recommended Posts

Белые татары — кочевники, живущие южнее пустыни Гоби вдоль Великой Китайской стены. Большую часть их составляли онгуты. Они находились под влиянием китайской культуры, а в политическом отношении подчинялись киданям, позднее — чжурчженям.

Link to comment
Share on other sites

В 23.09.2022 в 07:17, Харабыл сказал:

чтобы стать родственником Чингисхана совершенно бесперспективное занятие.

А зачем кого то искать...Ураанхай сахалар  Айыы айма5а (Якуты родственники Айыы) Имя одного из родственника Tuemadschin  он же Чингисхан он же Могол Тойон.

« Оҕус буолан аан дойдуга айаатаабыт ураанхай-сахалар бу бийиги бу баарбыт»

П.А.Ойунский перевёл: как «те самые ураанхай-саха, которые в образе быка на весь мир орали, это мы и есть»

Link to comment
Share on other sites

« Оҕус буолан аан дойдуга айаатаабыт ураанхай-сахалар бу бийиги бу баарбыт»

П.А.Ойунский перевёл: как «те самые ураанхай-саха, которые в образе быка на весь мир орали, это мы и есть»

Ранние якутские шапки дьабака ( Бокка )были снабжены рожками из беличьих и лисьих ушек. К середине XIX века ушки исчезли, вместо них появилась раздвоенная фигура из сукна, нашиваемая на затылочной части навершия «чопчуур» или «чеччэх» (символ женского начала) и вышитое разноцветным бисером, цветными нитками. Исследователи считают, что этот декор и есть стилизованные рожки и ушки.

Чопчуур, украшение дьабака, ещё называют туоһахта/туһахта, что означает «нашитая спереди на верхушке женской шапки большая серебряная (көмүс туһахта) или вообще металлическая круглая бляха, служащая украшением».

Link to comment
Share on other sites

20 hours ago, bulgarin said:

Первая часть слова «tuem» является арабизмом.

Калмыцкий «тоомж» - почтение, уважение.

Казахский «дүйiм» - весь, все.

Башкирский «дөйөм» - общий, всеобщий.

Монгольский «цөм» - 2. все, всё.

Каракалпакский «дым» - весь, совсем.

Киргизский «уюм» - организация.

Узбекский «тамоман» - всецело, весь, «том» - полный,

Уйгурский «тамам» - 1. весь, все.

ДТС «тäмам» - весь, целый, полный, полностью, целиком.

Якутский «тамты» - совершенно, полностью.

Турецкий «tam» - полный, целый, весь, полностью; «tamam» - полный, весь; «tamamen» - полностью, целиком.

Таджикский «тамом» – весь, вся, все; «тамоман» - вполне, целиком.

Персидский تمام (tamam) – весь, целиком, تمامی (tamami) – все.

Арабский تماما (tamaman) – полностью; تام (tamm) и تمام (tamam) – полный.

Итого Tuemadschin – это отец (председатель) сообщества (организации), имеющий высокий чин.

Хакасский «тӱмӱг» - группа.

Тувинский «дем» - совместные усилия, содружество.

Алтайский «jум» - целый.

Link to comment
Share on other sites

23 часа назад, Uran55 сказал:

Почему бы нет...Божедонова Алла Евгеньевна Монгольские заимствования в наименованиях мастей
лошади якутского языка.

Особое значение имеет изучение наименований мастей лошади в
якутском и монгольском языках, т.к. лошадь в национальной картине
мира двух народов имеет ключевое значение, и большая часть якутской
животноводческой лексики была заимствована из монгольского языка.

http://www.spsl.nsc.ru/FullText/konfe/CравнТюркМонгЯз2018.pdf

 

Хех, это же я вам приводил эту статью в качестве примера:

В 11.09.2022 в 16:40, АксКерБорж сказал:

Например, в статье Бажедоновой А.Е. рассмотрены названия мастей лошадей, автор называет "монголизмами" на мой взгляд обычные тюркские названия мастей.

Например (слева якутские, справа монгольские) - хара/хар, ала/алаг, буулуур/бурул, чуоғур/цоохор, күрэң/хүрэн, хоңор/хонгор.

 

Приведенные в статье 6 названий мастей общетюркские.

Так где же 2500 якутских слов якобы монгольского происхождения, о чем вы утверждали раньше?

 

Link to comment
Share on other sites

В 27.09.2022 в 12:08, АксКерБорж сказал:

Так где же 2500

В якутском не 2500 а...По подсчетам В.В. Радлова (всего им проанализи-
ровано 1748 основ), в якутском языке 32,5 % тюркских элементов, 25,9 % монгольских, 41,6 % «элементов неизвестного происхождения». Причем в последней группе часть слов представляет собой заимствования, предположительно, из тунгусских,самодийских, кетского (Jenisseiostjakisch) или юкагирского языков, однако значительное количество слов имеет монгольское происхождение, на что указывают монгольские словообразовательные аффиксы; при этом В.В. Радлов по причине недостаточности имеющихся у него монгольских материалов не берет на себя смелость утверждать, что это именно монгольские слова [Radloff, 1908, S. 2].

Естественным образом встает вопрос: на какой территории контактировали тюркоязычные предки
якутов с народом, говорившим на неизвестном науке языке? Можно предположить, что это было на
средней Лене, однако такая версия является чисто умозрительной, не подкрепленной никакими фактами.

По всей вероятности, еще в Прибайкалье предки якутов интенсивно контактировали с монголоязыч-
ным населением.
Эти контакты возобновились на новой родине предков якутов — на средней Лене
(ко времени прихода туда тюркоязычного населения там уже, вероятно, жили монголы). Е.И. Убрятова полагала, что якутское диалектное «аканье», а также «установление гармонии гласных в якутских словах по первому слогу слова» свидетельствуют о монголоязычном прошлом якутского населения, жившего на территории современных
Усть-Алданского и Намского улусов (см. «Схематическую карту центральных районов ЯАССР» [Убрятова, 1960б, с. 42–43])

Link to comment
Share on other sites

On 9/27/2022 at 3:33 PM, bulgarin said:

Хакасский «тӱмӱг» - группа.

 

Тувинский «дем» - совместные усилия, содружество.

 

Алтайский «jум» - целый.

 

дэм.

монгольское поговорка :

Дэм дэмэндээ

Дээс эрчиндээ

A81C2DBA-564D-4204-BA8D-8047C4BF423B.jpe

Link to comment
Share on other sites

10 часов назад, Uran55 сказал:

В якутском не 2500 а...По подсчетам В.В. Радлова (всего им проанализи-
ровано 1748 основ), в якутском языке 32,5 % тюркских элементов, 25,9 % монгольских, 41,6 % «элементов неизвестного происхождения».

 

Вы же владеете родным языком, так покажите нам 2500 монгольских слов или хотя бы 25,9% монгольских слов в саха тыла.

Причем тут Радлов?

 

Link to comment
Share on other sites

On 9/27/2022 at 7:33 AM, bulgarin said:

Тувинский «дем» - совместные усилия, содружество.

 

Монгольский «дэм» - 2) подмога, поддержка.

Это арабизм.

За уточнениями по вопросам арабизма и других «измов» обращайтесь к Норману.

 

 

Link to comment
Share on other sites

7 часов назад, АксКерБорж сказал:

так покажите нам

Не вижу смысла, все изучено лингвистами...до нас. Можно попробовать копать в секторе "неизвестном" но он приведет ровно туда же, куда привел антропологов, археологов и генетиков ...в северный Китай.

А то что якуты именно от туда доказывать, не имеет смысла. Самый простой способ посмотреть на себя в бронзовое зеркало. Якуты носят его на лбу, как идентификатор.

 

Link to comment
Share on other sites

5 часов назад, bulgarin сказал:

Это арабизм.

Вполне возможно, манихейство татар в древности никто не отменял.

Link to comment
Share on other sites

« Оҕус буолан аан дойдуга айаатаабыт ураанхай-сахалар бу бийиги бу баарбыт»

П.А.Ойунский перевёл: как «те самые ураанхай-саха, которые в образе быка на весь мир орали, это мы и есть»

Продолжим тему шапок. И на лобных украшений ураанхайцев коими по сути и являются ураанхай саха, где саха это исконный (оорцог- эрсоготох) а ураанхай это человек. Упаанхай саха - Человек искони.

Чопчуур, украшение дьабака, ещё называют туоһахта/туһахта, что означает «нашитая спереди на верхушке женской шапки большая серебряная (көмүс туһахта) или вообще металлическая круглая бляха, служащая украшением».

туоһахта

1) пятно, звёздочка (на лбу животного); ынах сүүһүгэр баар кэтит туоһахта широкое пятно на лбу коровы; 2) уст. бляшка, бляха; дьахтар бэргэһэтин туоһахтата бляха на женской шапке.

Link to comment
Share on other sites

Шапку Джа Бокка с рожками в средние века вероятно носила супруга Могол ( Tümadschin )Тойона  Mung  Adschin
Katun (его жена) отвечает за коров.

Муостаах нуогайдаах бэргэһэ – это старинная женская (из ножных шкурок и пр.) шапка, рогатая и с пером на верхушке;

Муостаах нуоҕайдаах бэргэһэ – это женская обрядовая и свадебная шапка, имеет чепчиковидную форму;

– ураа бэргэһэ – старинная остроконечная шапка. Ураа или куйуһун бэргэһэ на макушке имела небольшое отверстие, вокруг которого укрепляли перья какой-нибудь крупной птицы – духа (тотема) родового божества;

– Муос кураах бэргэһэ – рогатая шапка из девяти приложенных одна к другой головных с рогами шкур самца-лося.

Link to comment
Share on other sites

Какие народы празднуют начало лета?...Все планы военных походов сперва определяются в течение третьей и четвертой луны 427 и рассылаются по всем государствам 428. Еще на пиршествах [по случаю праздника начала лета] пятого дня пятой луны 429, 430 совместно решают, куда направиться [c войной] нынешней осенью. [После этого] все возвращаются в свои государства спасаться от жары и откормить [коней] на пастбищах. В восьмую луну 431 все собираются в Яньду и после этого выступают [в поход].

429. Пятая луна приходится то на вторую половину мая — первую половину июня, то на июнь месяц.

430. Чун-у — букв, “двойная пятерка”, т. е. 5-й день 5-й луны по китайскому календарю, праздник, называемый также “дуань-у”. Этот праздник был принят киданями: очевидно, он не расходился с их традициями (ср.: R. Stein, Leao-tche, стр. 129 — 130).

Тут видимо о  летнем празднике Ысыах.

Link to comment
Share on other sites

8 hours ago, Uran55 said:

« Оҕус буолан аан дойдуга айаатаабыт ураанхай-сахалар бу бийиги бу баарбыт»

 

 

Якутский «оҕус» - бык. Казахский «өгiз» - бык. Одни Огузы. Где здесь монгольское слово?

Монгольский «бух» - бык. Это не славянизм. Это скорее итальянизм. Видимо, манихейство у монгол. Казахский «бұқа» - бык. Это тюркизм.

 

Link to comment
Share on other sites

А кто знает, почему монголов именовали Нирун. я думаю это вовсе не от Нерей хотун она же Mung  Adschin
Katun корни слова куда глубже...к слову ньир

1) подр. звуку отдалённого удара грома; ньир-ньир этиҥ эттэ вдалеке прогремел гром;

Хотя в этногенезе участвовал совсем другой персонаж...Бырджа Бытык ну это тот который из очага.

урянхаи летом и осенью, когда продолжительно гремит гром, выходят из юрты и рбращаются к небу со следующими словами: Я человек Искони (оорцог) из урянхов.
Хочешь ли ты, гремя, Ударить вороного жеребца; Хочешь ли ударить и меня, Хочешь ли ты, гремя, Ударить бурого жеребца; Хочешь ли ударить меня.
Среди халхасов и других монгольских этнических групп человек из рода бо’рджигинов происхождением из «тайджи» (тыгынов) имел право «накричать на небо».

 

Link to comment
Share on other sites

По всей вероятности, еще в Прибайкалье предки якутов интенсивно контактировали с монголоязыч-
ным населением. Эти контакты возобновились на новой родине предков якутов — на средней Лене
(ко времени прихода туда тюркоязычного населения там уже, вероятно, жили монголы). Е.И. Убрятова полагала, что якутское диалектное «аканье», а также «установление гармонии гласных в якутских словах по первому слогу слова» свидетельствуют о монголоязычном прошлом якутского населения, жившего на территории современных
Усть-Алданского и Намского улусов
(см. «Схематическую карту центральных районов ЯАССР» [Убрятова, 1960б, с. 42–43])

 

Среди халхасов и других монгольских этнических групп человек из рода борджигинов

https://sakhatyla.ru/books/pekarskiy-1/339

Link to comment
Share on other sites

Кто есть такие Киат Буор тыгыны...люди которые при помощи ураанхай саха расплавили гору и вышли на простор Силкарской степи. Наверное ни у кого о железоделательном производстве племен Ураанхай сахалар вопросов не возникает?

Link to comment
Share on other sites

13 часов назад, Uran55 сказал:

Не вижу смысла, все изучено лингвистами...до нас. Можно попробовать копать в секторе "неизвестном" но он приведет ровно туда же, куда привел антропологов, археологов и генетиков ...в северный Китай.

А то что якуты именно от туда доказывать, не имеет смысла. Самый простой способ посмотреть на себя в бронзовое зеркало. Якуты носят его на лбу, как идентификатор. 

 

Баһыыба (спасибо), я понял, что никакого Тэмуджина-Темучина в якутском фольклоре нет и понял, что монгольских слов в саха тыла тоже нет, а если есть, то мизер.

 

Link to comment
Share on other sites

4 часа назад, bulgarin сказал:

Казахский «өгiз» - бык.

 

В казахском языке "өгіз" - вол, т.е. кастрированный бык, а бык - "бұқа".

От тюркского "бука" славянские "бык", "бугай", монгольское "бух" и т.д.

 

Link to comment
Share on other sites

При такой то генетике заявлять подобное, в наше время))))..Y-STR, похожие на гаплотипы исходной линии Эллэй, были обнаружены на Западе: в Афганистане и на Северном Кипре, а также на Востоке: в провинции Ляонин (Китай),Улан-Баторе и в Северной Монголии. В случае доминирующей линии Омогой в г. Чифень(провинции Гирин, Китай) были найдены очень близкие гаплотипы, отличающиеся одним мутационным шагом. Для якутского гаплотипа Неизвестный был обнаружен самый широкий спектр подобных гаплотипов: в Монголии, Китае и Южной Корее. Например, гаплотипы, раз-личающиеся только на один шаг мутации, были обнаружены в Северной Монголии (среди по -
пуляции халк, дархад и урянхай), Улан-Баторе(халк) и в провинции Цзилинь, Китай (китаец).

Генетики в такой обстановке ...режут с тюрками все.

Link to comment
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now


×
×
  • Create New...