Перейти к содержанию
Гость Хангылбай

Саха, Якуты

Рекомендуемые сообщения

14 minutes ago, Uran55 said:

У якутов все свое местное начиная с сена...

Мясные и откормочные качества якутского скота на уровне лучших национальных пород калмыцкая и казахская белоголовая. Мясо якутского скота известно своей натуральной мраморностью. Лучшие коровы стада имеют удой 2100—2350 кг при 6,1-7,3 % (до 11 %) жирности. Вымя маленькое и крепкое; вымя и соски покрыты густой шерстью, защищающей их от мороза и мошек. Волосяной покров густой, с большим количеством остевых волос, которые помогают противостоять холодному климату. Якутские коровы отличаются долгой продуктивной жизнью.

Якутский скот отличается небольшими размерами, коровы 110—112 см в холке и достигают массы тела 350—400 кг, быки достигают высоты 115—127 см и веса 500—600 кг. Телосложение крепкое, характерное для животных двойного назначения, короткие сильные ноги. Окрас варьирует от черного или красного до леопардового с белыми отметинами на голове и нижней части ствола; спина у большинства животных белая.

Животные породы якутской коровы характеризуются исключительно высокой выживаемостью. В частности, описан уникальный случай выживания нескольких особей в течение трех месяцев в таежном лесу в глубоком снегу и температуре до −40 °C.[2].

В Якутии скот этой породы выгоняется на водопой из проруби даже при температуре −50 °С и не было случая обморожения вымени. При раздое коровы дают до 2236 литров молока в год, средняя жирность около 5,6 % (у отдельных экземпляров доходит до 11 %). Для сравнения — средняя жирность молока холмогорских коров лишь 3,7 %

Территория республики Саха большая. Республика больше Казахстана. Видимо в некоторых регионах республики сено заготавливают. В документальном фильме показывали холодные регионы Саха. Там тундра и травы недостаточно для заготовки. Говорили сено привозное.  Это было раньше. Сейчас дешевле привести говядину, молоко и молочные продукты.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 часа назад, Nurbek сказал:

Вспомнил фильм "Кавказская пленница" :)

 

Точно! :D

 

2 часа назад, Uran55 сказал:

"Отдай мой рог!" А вот вижу комолый рябой вол. Везет он главную юрту на колесах, идет позади Темучжин, идет по большому шляху, (Проторенной дороге) а бык ревет-ревет, приговаривает"

 

Это же сон тысячника Хорчи из ССМ (которого имхо трудно отождествить с кем-либо у Рашид ад-Дина).

Вы решили разгадывать сны что ли? :)

 

2 часа назад, Uran55 сказал:

А Сахаиты это...якуты.

 

В ССМ многие оригинальные термины искажены.

У Рашид ад-Дина, например, не сахаит, а сакиат.

Сакиат это один из родов керейтов, а не якуты.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, Uran55 сказал:

Мясные и откормочные качества якутского скота на уровне лучших национальных пород калмыцкая и казахская белоголовая.

 

Мясо белоголовой у нас не ценится. Сильно разрекламировали в свое время.

И вообще казахам в нашем краю не нравится "мраморное", куда больше ценится у нас своя обычная говядина.

К тому же жир с мясом белоголовой быстро стынут, почти как козье мясо, прямо во рту, на языке, что не особо приятно. Да и на вкус нет ничего необычного в белоголовой.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

7 часов назад, АксКерБорж сказал:

Сакиат это один из родов керейтов

Вы полагаете родной дядя ЧХ, брат Есугея носитель титула Отчигин -«хранитель семейного очага» ...Кереит.

В XI—XII вв. род баарин подчинился предкам Чингисхана и входил в состав коренных монголовнирун. С образованием Великого Монгольского государства в начале XIII в. Чингисхан пожаловал Хорчи-нойону

В летописи «Алтан Тобчи» упоминаются следующие родовые имена: багарин, маха-багарин, мэнэн-багарин, ничугун-багарин, ногон-багарин[4]. В составе рода баарин в «Сборнике летописей» также упоминаются ветви илингут и суканут

Происхождение этнонима баарин можно выявить в контексте значения монгольского слова баар. В словарях монгольского языка имеются следующие слова: баарах — провиниться; баараггүй — невинный[11]; баараг — небрежность, неосторожность, нечисто; баараггүй — надежный, точный;

В Якутии фигурируют под именем Баарагай Баатылы...Батулинское племя связанное с Оногоем.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Оногой, Татаар Тайма, Эллэй, Тыгын 

 

1 Самые разные предки якутов в седой древности произошли от Двух народностей, прибывших с их места проживания. Старые рассказчики имели обыкновение сказывать такое предание: "У якутов одна ветвь — монголы, а другая восходит к Татаару Тайме, проживавшему на земле ураангхай". 

2 Это они обосновывали так: "На южной стороне именитого озера Байкал есть, говорят, родина монгольского племени. В старину на этой земле, где господствовал тогда Чынгыс Хаан, вспыхнула огненная битва, всколыхнувшая весь мир. Спасаясь от этой битвы, проживавший там удалец по имени Татаар Тайма вместе с несколькими людьми взял свои богатства и, покинув свою родину, двинулся на север, в край Ураангхай, находящийся около озера Байкал". Этот Татаар Тайма уже в ту пору имел лошадей и рогатый скот, работников, сам был воином. От него был рожден сын по имени Эллэй, который, живя вместе с отцом на земле ураангхай, стал по существу ураангхай. 

Согласно «Сокровенному сказанию монголов», родословная племени баарин восходит к легендарному предку монголов Бортэ-Чино, который переплыл море Тенгис и поселился у берегов реки Онон, на горе Бурхан-Халдун[5]. Под морем Тенгис, согласно ряду источников, подразумевалось озеро Байкал

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

4 минуты назад, Uran55 сказал:

Этот Татаар Тайма уже в ту пору имел лошадей и рогатый скот

Действительно монголы проживали не только на юге Байкала но и в центральной Якутии ибо потомки монгола Оногоя и Татар Таймы мигрировав на север в ХIV веке обнаружили там...монголоязычные племена.

Среди них довольно большое число слов, обозначавших разные реалии местного ландшафта, природных явлений и фауны, термины, связанные с сенокошением и стойловым содержанием скота. Эти и другие лексические материалы показывают, что первыми оседлыми скотоводами на севере, передававшими эти термины якутам, были монголоязычные племена. Переселившиеся позднее тюркоязычные племена переняли от них также типы жилищ, наиболее приспособленные к местным природным условиям (Антонов, 1971, с. 25, 93 — 94). В результате длительного двуязычия, проходившего, видимо, на Средней Лене, на базе «оякученных» монголов возникает «акающий» диалект, а на базе тюркского, собственно якутского, образовался «окающий» диалект (Убрятова, 1960, с. 12; Иванов С.А, с. 170 — 173). Предания, собранные на территории «акающих» районов, и данные топонимики, также подтверждают проживание  здесь каких-то монголоязычных групп (Сюлбэ, 1979). Выявлено наличие множества топонимов монгольского происхождения на территории центральных районов Якутии. Фонетические особенности этих слов, характерные для старомонгольского языка XIII — XIV вв., дали возможность М.С. Иванову подтвердить мнение о наличии монгольской среды на Средней Лене в первой половине II тыс. н.э.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

9 часов назад, АксКерБорж сказал:

У Рашид ад-Дина, например, не сахаит, а сакиат.

Перемена букв сути не меняет. Саха, Сака это все якуты - Уранхай саха. Древние насельники Якутии и Забайкалья.

Собственно монголами (от Могол тойон )их стали именовать лишь при коронации ЧХ по указанию свыше двумя персонажами Коровы и Быка или Ынахсыт Тангара. На следующих ярусах неба живут другие духи: Дьылга хаан -тожество судьбы, которого иногда называли Чынгыс хаан - именем полузабытого божества времени, рока, зимней стужи;

Запомните эти слова...зимней стужи. Зима издревле у якутов олицетворяется с образом Быка холода

В ранних эпических сказаниях саха герой
Среднего мира имел вид полубыка-получеловека. Подобные герои могли появляться вследствие почитания ро-
гатого скота, когда люди считали своими прародителями коров и быков [3, д. 59, л. 14].
Отголоском данных представлений является былое почитание якутами-уранхайцами головы божествен-
ного быка. Оформление внутреннего убранства жилищ головами быков и наделение их тотемными чертами,устройство ритуального кумысного праздника Ысыах, поклонение перед производительной силой быка-
пороза перед закланием, обширный этнографический материал о почитании рогатого скота – всё это свиде-
тельствует об особом отношении саха к тотемному быку

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

4 hours ago, Uran55 said:

В летописи «Алтан Тобчи» упоминаются следующие родовые имена: багарин, маха-багарин, мэнэн-багарин, ничугун-багарин, ногон-багарин[4]. В составе рода баарин в «Сборнике летописей» также упоминаются ветви илингут и суканут

Происхождение этнонима баарин можно выявить в контексте значения монгольского слова баар. В словарях монгольского языка имеются следующие слова: баарах — провиниться; баараггүй — невинный[11]; баараг — небрежность, неосторожность, нечисто; баараггүй — надежный, точный;

 

Происхождение этнонима баарин-барих ,баривчлах /брать в плен  ,поймать/.Возможно русское слово брать -монголизм.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

§ 38. Идя лобовым, захватил Бодончар в половину беременную женщину: 'Кто ты такая?'-спросил он.--'Я, - говорит она, - я из племени Чжарчиут, по имени Аданхан-Урянхачжина'.

§ 39. Тогда братья впятером полонили тех людей, и стали те у них слугами-холопами, при табуне и кухне.

§ 40. Бывшая в половине беременности женщина, войдя к Бодончару. родила сына. Так как его считали сыном чужого племени, то и назвали его Чжадарадай. Он и стал предком рода Чжадаран. У того Чжадарана был сын, по имени Тухуудай. Сыном Тухуудая был Бури-Бульчиру, сын Бури-Будьчиру-Хара-Хадаан. Сыном Хара-Хадаана был Чжамуха. Таково происхождение рода Чжадаран.

§ 41. Эта женщина родила еще одного сына, уже от Бодончара. И оттого, что происходил он от пленницы,-и сына прозвали Бааридай. Он стал предком рода Бааринцев. Сын Бааридая-Чидухул-Боко: У Чидухул-Боко было много жен. Родилось у него и сынов что-то около этого. Они-то и стали родоначальниками племени Менен-Баарин.

 

кстати эта беременная женщина из рода адай-урянхайцев.

И можно считать,что Джамуха адаец.

157537192_w640_h640_shtandart-adaj-batyr

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

20 часов назад, Steppe Man сказал:

из рода адай-урянхайцев.

Адайцы есть и у Уранхай саха... на базе «оякученных» монголов возникает «акающий» диалект, а на базе тюркского, собственно якутского, образовался «окающий» диалект (Убрятова

Путем простой замены Окающих и Акающих.

Чириктейская, Батулинская, Малягарская, Одейская, Бордонская, Гурменская, Ненялинская, Магасская, Одугейская, Баягантайская, Игидейская, Одайская,

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

21 час назад, Steppe Man сказал:

Чжамуха. Таково происхождение рода Чжадаран.

Что касается Джамуха то он из даурского рода Судур Содор.

Особенностью родов алдан и судур, как и витимских дауров, является их удаленность от бассейна Амура и Зеи. Маленькая группа дауров, ныне именующаяся как род алдан, была зафиксирована русскими в 30-х гг. XVII в. на Алдане, в районе устья его притока - р. Амга [6, с. 128]. На р. Алдан дауры ушли из бассейна р. Зея, вероятно, по тому же пути, по которому позже в Приамурье из Якутска пробрался отряд В.Д. Пояркова, а впоследствии и якутские купцы. В тунгусо-маньчжурском окружении на р. Судур в среднем течении р. Бурея обитал род судур, данный этноним перекликается с названием патронимической группы содор в составе аола. Однако, по данным информаторов, происхождение этих групп различное и ранее они не имели контактов [пма, инф. И Сун].

Интересно было бы посмотреть генетику Адайцев что то мне говорит что она должна совпадать с China, Inner Mongolia Daur N-F4205

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

10 часов назад, Uran55 сказал:

Что касается Джамуха то он из даурского рода Судур Содор.

Особенностью родов алдан и судур, как и витимских дауров, является их удаленность от бассейна Амура и Зеи. Маленькая группа дауров, ныне именующаяся как род алдан, была зафиксирована русскими в 30-х гг. XVII в. на Алдане, в районе устья его притока - р. Амга [6, с. 128]. На р. Алдан дауры ушли из бассейна р. Зея, вероятно, по тому же пути, по которому позже в Приамурье из Якутска пробрался отряд В.Д. Пояркова, а впоследствии и якутские купцы. В тунгусо-маньчжурском окружении на р. Судур в среднем течении р. Бурея обитал род судур, данный этноним перекликается с названием патронимической группы содор в составе аола. Однако, по данным информаторов, происхождение этих групп различное и ранее они не имели контактов [пма, инф. И Сун].

Интересно было бы посмотреть генетику Адайцев что то мне говорит что она должна совпадать с China, Inner Mongolia Daur N-F4205

У саха тоже есть N-F4205. Но пока неизвестно откуда они: от дауров или из Прибайкалья (хори)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 минуту назад, кылышбай сказал:

У саха тоже есть N-F4205.

Берег-Юрде, Оймяконский улус там члены французской экспедиции, брали у жителей генетический материал.

В 80-х годах XIX века Баягантайский улус состоял из девяти якутских наслегов: 1, 2, 3 и 4 Баягантайских, 1 и 2 Игидейских, Кангаласского, Сасыльского, Оймяконо-Борогонского.

От близнецов Kordoi и Kogosuk произошел род Bajagantai

Байагантайский улус является старейшим якутским родом. Восемь наслегов были расположены по р. Баяга, Танда, Алдан, Татта и Оймякон.

 

Адай, Адайцы, Адаевцы (каз. Адай руы, Адайлар) — один из родов Младшего Жуза казахов, проживающих в Казахстане, входит в состав объединения Байулы (қаз. Байұлы)

 

 

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

22 часа назад, Uran55 сказал:

Байагантайский улус является старейшим якутским родом. Восемь наслегов были расположены по р. Баяга, Танда, Алдан, Татта и Оймякон.

Адай, Адайцы, Адаевцы (каз. Адай руы, Адайлар) — один из родов Младшего Жуза казахов, проживающих в Казахстане, входит в состав объединения Байулы (қаз. Байұлы)

Созвучие и совпадение, не более

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 минуту назад, кылышбай сказал:

Созвучие и совпадение, не более

Действительно просто совпадение. Посмотрел генетику Адай  состав объединения Байулы   генетика общая с  Нанайцами . Этимология по всей видимости от туда.

Гаплогруппа С представлена четырьмя ветвями, причем почти три четверти мужчин из рода Киле относятся к ветви C-M48, широко распространенной в Северной и Центральной Азии. Но столь высокой частоты – более половины генофонда – гаплогруппа C-M48 достигает только у эвенов (78%), у некоторых групп казахов (64-76%) и у эвенков (53-60%).

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 минуту назад, Uran55 сказал:

Действительно просто совпадение. Посмотрел генетику Адай  состав объединения Байулы   генетика общая с  Нанайцами . Этимология по всей видимости от туда.

Гаплогруппа С представлена четырьмя ветвями, причем почти три четверти мужчин из рода Киле относятся к ветви C-M48, широко распространенной в Северной и Центральной Азии. Но столь высокой частоты – более половины генофонда – гаплогруппа C-M48 достигает только у эвенов (78%), у некоторых групп казахов (64-76%) и у эвенков (53-60%).

Разошлись более 2000 лет назад когда рода Адай и в проекте не было

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 минуты назад, кылышбай сказал:

Разошлись более 2000 лет назад

Мифы и легенды народа очень живучие, можно поискать. По географии недалеко разбрелись.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

12 часов назад, кылышбай сказал:

Созвучие и совпадение, не более

Постой.постой...а это откуда ?

Выводы о пересмотренной филогении Y-хромосом из Центральной Азии

Kazakhs-6 Almaty Region N1c1a1a1a3- M2019

Kazakhs-18 Turkistan Region N1c1a1a1a4a2b- B219

Kazakhs-12 Zhambyl Region N1c1a1a1a4a2b- B219- F2288

Kazakhs-15 Zhambyl Region N1c1a1a1a4a-F4205-F2288

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

20 часов назад, Uran55 сказал:

Постой.постой...а это откуда ?

Выводы о пересмотренной филогении Y-хромосом из Центральной Азии

Kazakhs-6 Almaty Region N1c1a1a1a3- M2019

Kazakhs-18 Turkistan Region N1c1a1a1a4a2b- B219

Kazakhs-12 Zhambyl Region N1c1a1a1a4a2b- B219- F2288

Kazakhs-15 Zhambyl Region N1c1a1a1a4a-F4205-F2288

И?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 20.01.2023 в 13:40, Uran55 сказал:

Мифы и легенды народа очень живучие, можно поискать. По географии недалеко разбрелись.

Живучи в пределах пары столетий, может 500 лет, но уже с сильно измененными персонажами и событиями, добавлениями и потерями. Тем более нам важна география, а она быстрее стирается в памяти

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 19.01.2023 в 11:12, Uran55 сказал:

От близнецов Kordoi и Kogosuk произошел род Bajagantai

Байагантайский улус является старейшим якутским родом. Восемь наслегов были расположены по р. Баяга, Танда, Алдан, Татта и Оймякон.

Не от хоро или  дауров а от ...Kordoi и Kogosuk.  Первый Хоридой со вторым посложнее...

Кокуи и осекуи в архивных документах также упомянуты среди родов «пеших» якутов. Название рода кырык сопоставимо с именем огузского племени кырык. Имя рода Асыыкай (осекуи) можно сопоставить с названием кыргызского племени азык. В китайских источниках упоминается западнотюркское племя асиги. Уже отмечалась связь рода Куокуй с родом куокэй, принадлежавшим к харганаевской группе хоринских бурятов, которых Г. Н. Румянцев считал потомками туматов.

Вывод...Хоро-Туматский след.

 

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 18.01.2023 в 06:03, Steppe Man сказал:

§ 38. Идя лобовым, захватил Бодончар в половину беременную женщину: 'Кто ты такая?'-спросил он.--'Я, - говорит она, - я из племени Чжарчиут, по имени Аданхан-Урянхачжина'.

§ 39. Тогда братья впятером полонили тех людей, и стали те у них слугами-холопами, при табуне и кухне.

§ 40. Бывшая в половине беременности женщина, войдя к Бодончару. родила сына. Так как его считали сыном чужого племени, то и назвали его Чжадарадай. Он и стал предком рода Чжадаран. У того Чжадарана был сын, по имени Тухуудай. Сыном Тухуудая был Бури-Бульчиру, сын Бури-Будьчиру-Хара-Хадаан. Сыном Хара-Хадаана был Чжамуха. Таково происхождение рода Чжадаран.

§ 41. Эта женщина родила еще одного сына, уже от Бодончара. И оттого, что происходил он от пленницы,-и сына прозвали Бааридай. Он стал предком рода Бааринцев. Сын Бааридая-Чидухул-Боко: У Чидухул-Боко было много жен. Родилось у него и сынов что-то около этого. Они-то и стали родоначальниками племени Менен-Баарин.

 

кстати эта беременная женщина из рода адай-урянхайцев.

И можно считать,что Джамуха адаец.

157537192_w640_h640_shtandart-adaj-batyr

 

У некоторых племен Алимулы сохранились легенды о неком 'Чумекей' и вражде с Чингисханом. Но не уверен, что он сам Джамуха

Спойлер

«Наше начало, – говорил один престарелый старшина, приехавший вместе с Рак-бием, – возникло в древние времена от сильного богатыря, происходившего из племени турских ханов Чумекея, который, избегая несогласия с великим Чжингис-ханом (Судя по татарской истории, во времена Чингызхановы находилось два Чумекея, первый — Чамука-чичен, бывший причиною Чингизовой войны с караитским ханом Аюнеком, а второй — Чумака-баядур служил у Чингизхана полководцем во время войны его с китайцами, а посему трудно открыть кто из сих двух был основателем чумекейского отделения), уклонился из Могола в сии степи. Потомство Чумекея жило здесь в крайней бедности до главного старшины Аюсырыма. Под начальством коего оно снова усилилось и покорило себе окрестности реки Сарасу (Сарасу протекает из горы Улутау к реке Сыр и почитается от многих за предел степи Киргизской. Известно, однако ж, что многие из киргизцев кочевья свои далеко распространяют и за нею) с владением Туркестанским. После чего некоторые из них остались в сих местах для спокойного обитания, а другие пошли за Темир-висаком к западу, откуда никогда уже не возвращались.

https://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/M.Asien/XIX/1800-1820/Gaverdovskij_Ja_P/text6.htm

  • Одобряю 1
  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 25.01.2023 в 05:30, Скриптонит сказал:

'Я, - говорит она, - я из племени Чжарчиут, по имени Аданхан-Урянхачжина'.

Среди Ураанхацев племя Чжарчи...ут. Это потомки старушки Джархан. Ярканскую волость Б. О. Долгих причислял к Кангаласскому улусу. К приходу русских людей ярканцы обитали на Средней Лене. Под напором сборщиков ясака они переместились на Вилюй. Вилюйчане считают себя потомками бабушки Дьаардаах, в имени которой угадывается этноним дьаархан. Согласно Я. И. Линденау, Джархан была женой владыки кангаласцев и всего якутского народа Мунньана [Линденау, 1983].

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

On 3/1/2023 at 5:06 PM, Uran55 said:

Среди Ураанхацев племя Чжарчи...ут. Это потомки старушки Джархан. Ярканскую волость Б. О. Долгих причислял к Кангаласскому улусу. К приходу русских людей ярканцы обитали на Средней Лене. Под напором сборщиков ясака они переместились на Вилюй. Вилюйчане считают себя потомками бабушки Дьаардаах, в имени которой угадывается этноним дьаархан. Согласно Я. И. Линденау, Джархан была женой владыки кангаласцев и всего якутского народа Мунньана [Линденау, 1983].

жарч-зарц -слуга

Аданхан- род.

урянхайжин -урянхайшка.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...