Перейти к содержанию
Гость Хангылбай

Саха, Якуты

Рекомендуемые сообщения

6 часов назад, Харабыл сказал:

Новые данные «по пищевому нагару с образцов керамики

Для наследника турецко - подданного...А. Гоголев и Н. Антонов пишут.

Эти и другие лексические материалы показывают, что первыми оседлыми скотоводами на севере, передававшими эти термины якутам, были монголоязычные племена. Переселившиеся позднее тюркоязычные племена переняли от них также типы жилищ, наиболее приспособленные к местным природным условиям (Антонов, 1971, с. 25, 93 — 94). В результате длительного двуязычия, проходившего, видимо, на Средней Лене, на базе «оякученных» монголов возникает «акающий» диалект, а на базе тюркского, собственно якутского, образовался «окающий» диалект (Убрятова, 1960, с. 12; Иванов С.А, с. 170 — 173).

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Первыми оседлыми скотоводами на севере, передававшими эти термины якутам, были монголоязычные племена. Переселившиеся позднее тюркоязычные племена.

Поздние тюркоязычные прибыли в Якутию накануне русских.

На территории г. Якутск известно два грунтовых захоронения воинов умерших насильственной смертью. К примеру, в 2013 г. при рытье хозяйственной ямы на жилом участке в районе Сергеляхских дач было обнаружено погребение мужчины убитого рассекающим ударом в область черепа. Кроме предметов вооружения (пальма типа «батас» , костяные накладки лука, железные наконечники стрел) у покойного также присутствовали предметы, характеризующие его как всадника (удила, стремена, подпружная пряжка) [6, с. 93-99]. Радиоуглеродная датировка погребения относит его к XV-XVI вв. В 2003 г. на территории Ботанического сада ЯГУ у озера Атласовское в пригороде Якутска рабочими были обнаружены останки мужчины XIV – XV вв. При покойном найдено пять железных и три костяных наконечника стрел, концевой вкладыш лука. Смерть наступила вследствие трех разрубов в область головы [1, с. 145]. Погребение Маганское кладбище отличает от этих двух случаев, в первую очередь, характер полученных ранений...

Ранняя история якутов известна в исторических преданиях как век войн «кыргыс уйэтэ» . В связи с этим, интерес для интерпретации обряда и условий смерти покойного из погребения Маганское кладбище вызывают сведения о военных обрядах древних якутов, приведенные в труде Ф.Ф. Васильева «Военное дело якутов». Бог войны у якутов – Илбис-Хаан, кроме него известны духи войны: Илбис Кыыhа и (дочь Илбиса) и Оhол уола (сын увечий), которые являлись детьми Илбис-Хаана. В процессе подготовки к военному столкновению древние якуты проводили обряды, во время которых приносили человеческие жертвоприношения.

 

 

Ранняя история якутов известна в исторических преданиях как век войн «кыргыс уйэтэ» . В связи с этим, интерес для интерпретации обряда и условий смерти покойного из погребения Маганское кладбище вызывают сведения о военных обрядах древних якутов, приведенные в труде Ф.Ф. Васильева «Военное дело якутов». Бог войны у якутов – Илбис-Хаан, кроме него известны духи войны: Илбис Кыыhа и (дочь Илбиса) и Оhол уола (сын увечий), которые являлись детьми Илбис-Хаана. В процессе подготовки к военному столкновению древние якуты проводили обряды, во время которых приносили человеческие жертвоприношения. Так, придя к месту будущего сражения воин обращался к Илбис Кыыс с просьбой о ниспослании боевой страсти «имэнг» , стороны останавливались на виду, на некотором расстоянии и исполняли моление, заклинание «алгыс» во время которого убивали наиболее слабого, «скверного» человека из своего окружения, затем вынув сердце, вырезали кусок и насаживали на стрелу и выпускали ее в небо [7, с 162]. Здесь следует напомнить о патологии развития позвоночника у погребенного. Сращение двух шейных позвонков могло вызвать различные отклонения во внешнем облике или негативно повлиять на его физические способности. Кроме того существовал обряд «илбис ту h эрии» - напускание илбис, которое, как правило, сопровождалось убийством: перед выступлением в поход воины копьем или стрелами пронизывали какого-нибудь мальчика или старика и окрашивали оружие его кровью. Затем шаман низводил с верхнего мира Илбис кыыhа, которую угощали сердцем и печенью убитого [7, с. 166]. Перед каждым сражением обязательным было окропление оружия «сэби хааннааhын», окровавленное оружие имело свойство самостоятельно находить плоть. Наиболее древним, по всей видимости, является обряд поклонения божеству Алла-Тангара, идол которого изготавливался из дерева, во время которого к истукану помещали пожилого человека и убивали выстрелом из лука [7, с. 165-168]. Известно, что покойному раздробили лицевые кости вместе с верхней челюстью, по характеру рваных краев на черепе можно предположить, что удары наносились тяжелым тупым предметом.

Правильная ссылка на статью: Сыроватский В.В. — Одиночное погребение Маганское кладбище (XVII век) в Центральной Якутии // Genesis: исторические исследования. – 2019. – № 11. – С. 191 - 199. DOI: 10.25136/2409-868X.2019.11.31309 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=31309
Ранняя история якутов известна в исторических преданиях как век войн «кыргыс уйэтэ» . В связи с этим, интерес для интерпретации обряда и условий смерти покойного из погребения Маганское кладбище вызывают сведения о военных обрядах древних якутов, приведенные в труде Ф.Ф. Васильева «Военное дело якутов». Бог войны у якутов – Илбис-Хаан, кроме него известны духи войны: Илбис Кыыhа и (дочь Илбиса) и Оhол уола (сын увечий), которые являлись детьми Илбис-Хаана. В процессе подготовки к военному столкновению древние якуты проводили обряды, во время которых приносили человеческие жертвоприношения. Так, придя к месту будущего сражения воин обращался к Илбис Кыыс с просьбой о ниспослании боевой страсти «имэнг» , стороны останавливались на виду, на некотором расстоянии и исполняли моление, заклинание «алгыс» во время которого убивали наиболее слабого, «скверного» человека из своего окружения, затем вынув сердце, вырезали кусок и насаживали на стрелу и выпускали ее в небо [7, с 162]. Здесь следует напомнить о патологии развития позвоночника у погребенного. Сращение двух шейных позвонков могло вызвать различные отклонения во внешнем облике или негативно повлиять на его физические способности. Кроме того существовал обряд «илбис ту h эрии» - напускание илбис, которое, как правило, сопровождалось убийством: перед выступлением в поход воины копьем или стрелами пронизывали какого-нибудь мальчика или старика и окрашивали оружие его кровью. Затем шаман низводил с верхнего мира Илбис кыыhа, которую угощали сердцем и печенью убитого [7, с. 166]. Перед каждым сражением обязательным было окропление оружия «сэби хааннааhын», окровавленное оружие имело свойство самостоятельно находить плоть. Наиболее древним, по всей видимости, является обряд поклонения божеству Алла-Тангара, идол которого изготавливался из дерева, во время которого к истукану помещали пожилого человека и убивали выстрелом из лука [7, с. 165-168]. Известно, что покойному раздробили лицевые кости вместе с верхней челюстью, по характеру рваных краев на черепе можно предположить, что удары наносились тяжелым тупым предметом.

Правильная ссылка на статью: Сыроватский В.В. — Одиночное погребение Маганское кладбище (XVII век) в Центральной Якутии // Genesis: исторические исследования. – 2019. – № 11. – С. 191 - 199. DOI: 10.25136/2409-868X.2019.11.31309 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=31309
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 XV-XVI вв.  Жертвоприношение это еще цветочки.

Оленекский хосунный эпос.

Прослеживаются также и следы древнейшего обряда антропофагии: витязь-победитель якобы неизменно вкушает или пробует костные мозги своего поверженного противника. Все это говорит, о древности и первобытности хосунного эпоса.

В названиях боевых принадлежностей витязей местами сохраняются тунгусские слова, например, «нимсики» – колчан, «сингтэпчээн» – что-то вроде кинжала, обоюдоострого ножа.

Есть еще одна странность. Характерно то, что, невзирая на все указанные культурные признаки, казалось бы, чуждые известному нам якутскому миру, герои хосунского эпоса нигде определенно не называются тунгусами. С другой стороны, они не противопоставляются и не ведут борьбу с якутами, но зато в числе их противников нередко оказываются местные тунгусы, татуирующие свои лица особыми швами, изображающими оленьи рога.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

«У этих четырех псов лбы — бронзовые, морды — как долото, языки — что шила, сердца — железные, а плети — мечи. Питаются росою, а ездят верхом на ветрах. Во время смертных боев едят они мясо людей, а на время схваток запасаются для еды человечиной. Это они сорвались с цепей и ныне, ничем не сдерживаемые, ликуют и подбегают, брызжа слюной. Это они!»

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

9 часов назад, Uran55 сказал:

Первыми оседлыми скотоводами на севере, передававшими эти термины якутам, были монголоязычные племена. 

Поздние тюркоязычные прибыли в Якутию накануне русских.

 

Трэш

 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 часа назад, АксКерБорж сказал:

Трэш

Вполне себе обыденная жизнь ранних якутов ....Радиоуглеродная датировка погребения относит его к XV-XVI вв. В 2003 г. на территории Ботанического сада ЯГУ у озера Атласовское в пригороде Якутска рабочими были обнаружены останки мужчины XIV – XV вв. убитого рассекающим ударом в область черепа. Ранняя история якутов известна в исторических преданиях как век войн «кыргыс уйэтэ»...век прихода тюркоязычных предков.

Первыми оседлыми скотоводами на севере, передававшими эти термины якутам, были монголоязычные племена. 

 

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

6 часов назад, bulgarin сказал:

 

У якутов название белого как у эскимосов много, одно напрямую связывает якутов с их монголоязычными предками. Это слово...

маҥан (Якутский → Русский)

белый; маҥан былаат белый платок; маҥан сирэйдээх белолицый; туус (или муус , хаар ) маҥан белый-пребелый, белейший.

Манхалы в своем пищевом рационе использовали белую пищу, и поклонялись божествам скотоводства именуемые Ынахсыт Тангара - Боги коровники Темуджин Тойон и Манхал ын Хотун. Праздник которых отмечали в дни пятого месяца пятой луны Тунал ыһыах "молочный ысыах" (весенний праздник). В старину именовался Пятидесятницей.

https://sakhatyla.ru/books/pekarskiy-3/159

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

4 часа назад, Uran55 сказал:

Манхалы в своем пищевом рационе использовали белую пищу, и поклонялись божествам скотоводства именуемые Ынахсыт Тангара - Боги коровники Темуджин Тойон и Манхал ын Хотун. Праздник которых отмечали в дни пятого месяца пятой луны Тунал ыһыах "молочный ысыах" (весенний праздник). В старину именовался Пятидесятницей.

Это не якутский текст.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

4 часа назад, Uran55 сказал:

У якутов название белого как у эскимосов много, одно напрямую связывает якутов с их монголоязычными предками. Это слово...

маҥан (Якутский → Русский)

Опять не то пишет. Маҥан это самодийское слово. Внимательно смотрите в Пекарском. Там написано, примерно, так: маҥан, маҕан [койб. маҥан буланый] - белый. Койбальский - это исчезнувший самодийский язык. Слово "маҥан" связывает якутов с самодийскими предками.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 04.10.2022 в 21:30, bulgarin сказал:

Якутский  «кэрэ» 1) белый; беловатый.

К сожалению, онлайн словари не всегда совпадают с реальным якутским языком. Если якутоязычным скажешь кэрэ - белый, тогда не поймут. Ни один якут не поймет. Кэрэ - красивый. Красивый - кэрэ. В других значениях якутоязычными не пользуется. Кэрэ в значении белый использовался в древние времена и то только в отношении масти лошадей. Ныне в отношении цвета слово кэрэ не используется. В разговорном языке белый - үрүҥ, маҥан, маҕан.

Вот правильные переводы:

Кэрэ - красивый.

Үрүҥ - белый. ДТС: ürüŋ - белый, светлый.

Маҥан, маҕан [койб. маҥан буланый] - белый. Койбальский - это исчезнувший самодийский язык.

Сырдык - светлый.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 01.10.2022 в 17:02, bulgarin сказал:

Якутский «төбө» 1) голова || головной; төбө оройо темя; макушка.

 

В монгольском языке осталось лишь слово «орой» - вершина.

Төбө смахивает на латинский toppus (вершина, верх).

Орой похож на латинский erigo (поднимаюсь, возвышаюсь). Латинский erectus (подниматься, возбуждаться, воодушевиться).

Из словаря Пекарского:

Төбө - 1) вершина, верх 2) голова

Орой - верхушка, макушка

Өрө [ср. тюрк. өрө верхняя часть, наверху, вверх] - 1) выше лежащее место 2) вверх, наверх 3) вверх по реке, против течения

Өрөгөй - 1) поверхность, повышение 2) верх счастья

Өрөкүй - вздыматься, сильно возбуждаться

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 часа назад, Харабыл сказал:

"маҥан" связывает якутов с самодийскими предками.

Монголы и есть самодийцы. Изучайте древнейшую историю Монголии. Хунну это Q и N

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 часа назад, Харабыл сказал:

Там написано, примерно

Примерно это в каком месте?...Зачем ты под якута косишь касава.

https://sakhatyla.ru/books/pekarskiy-2/131

https://sakhatyla.ru/books/pekarskiy-2/118

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ынахсыт хотун Маган Манхалын хотун имя старухи покровительницы телят.

Но было мне ясное откровение. Вот вижу светлорыжая корова. Всё ходит кругом Чжамухи. Рогами раскидала у него юрты на колесах. Хочет забодать и самого Чжамуху, да один рог у нее сломался. Роет и мечет она землю на него и мычит на него-мычит, говорит-приговаривает: ,,Отдай мой рог!' А вот вижу комолый рябой вол. Везет он главную юрту на колесах, идет позади Темучжин, идет по большому шляху,1 а бык ревет-ревет, приговаривает:

..Небо с землей сговорились, нарекли Темучжина царем царства. Пусть, говорит, возьмет в управление царство! Вот какое откровение явлено глазам моим!

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

4 hours ago, Харабыл said:

Төбө смахивает на латинский toppus (вершина, верх).

Из словаря Пекарского:

Төбө - 1) вершина, верх 2) голова

 

Английский «top» - 1) верхушка, вершина (горы) 2) макушка (головы, дерева) 3) верхняя поверхность.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В якутских словах «маҥхаҕар» /1) белый, белеющий; 2) седой/ и «туртаҕар» / 1) белый, белеющий; 2) седой/, на мой взгляд, присутствует тюркское слово, производное от слова «ак» /белый/.

Якутские буквы «аҕар» соответствуют тюркскому слову «ағарыу, ағару» - белеть, побелеть, стать чистым; «кер ағарды» - белье стало чистым.

Казахский «ағарып кету» - побелеть.

Каракалпакский «ағарыў, ағарып кетиў» - побелеть.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, Харабыл сказал:

И что там, перейдем по ссылке... от манхай. И кстати ответь кто это такой Манхал тойон.

https://sakhatyla.ru/books/pekarskiy-2/131

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

7 часов назад, Харабыл сказал:

[койб. маҥан буланый] - белый. Койбальский - это исчезнувший самодийский язык.

В каком месте койбальский диалект хакасского и тувинского стал самодийским. Посмотрел у Кастрена и у него...Помимо камасинского языка он изучал два тюркских языка, именуемые теперь хакасским
языком, и особенно его койбальский диалект, а также близкий к
тувинскому (сойотскому) тофский (карагасский) язык.

Койбальский язык, название которого сейчас носит один из диалектов принадлежащего тюркской, а не уральской языковой семье хакасского языка, известен по записям 18 – начала 19 вв.

Так что остяк, ты что то напутал.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

49 минут назад, Uran55 сказал:

Койбальский язык, название которого сейчас носит один из диалектов принадлежащего тюркской, а не уральской языковой семье хакасского языка, известен по записям 18 – начала 19 вв.

Так что остяк, ты что то напутал.

Сам путаешься. Самодиец.

Койбальский язык — мёртвый самодийский язык, на котором до XIX века разговаривали койбалы.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Койбальский_язык

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 hours ago, bulgarin said:

В якутских словах «маҥхаҕар» /1) белый, белеющий; 2) седой/ и «туртаҕар» / 1) белый, белеющий; 2) седой/, на мой взгляд, присутствует тюркское слово, производное от слова «ак» /белый/.

Якутские буквы «аҕар» соответствуют тюркскому слову «ағарыу, ағару» - белеть, побелеть, стать чистым; «кер ағарды» - белье стало чистым.

Казахский «ағарып кету» - побелеть.

Каракалпакский «ағарыў, ағарып кетиў» - побелеть.

"Ак" безусловно белый, но каракалпакское "агарыу" в основном применяется для обозначения старения предмета или чего-то еще. Например: "кийими агарды" (одежда побелела) о женском костюме девушек и молодых женщин, где преобладают синий, красный, зелёный цвета, а у пожилых - более светлый и белый цвета, то есть таким образом обозначается возрастная категория. Или вот, "сакалы агарды/аксакал" (белая борода) о старом человеке мужского пола. Или "тури агарды" (принял бледный цвет/вид), то есть, синий цвет, к примеру, со временем стал не свежим и бледным, а если о человеке, то конечно же о каком-то внезапном стрессе в поведении человека, когда он имеет бледный вид и тд. Также "Кози агарды" (глаз побледнел) о слепом человеке или животном. 

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

4 часа назад, Uran55 сказал:

И кстати ответь кто это такой Манхал тойон.

С удовольствием. Этимология имени самодийская. Возможно, это божество нам досталось от автохтонных самодийцев Якутии, которых якуты ассимилировали. Якуты поклонялись этому божеству за много веков до рождения Чингисхана. 

Маҥхалыын Тойон - Светлейший Господин.

Моҥхол Тойон - Светлый Господин.

Моҕол Тойон - Большой Господин. 

Моҥхол Тойон то же, что Маҥхал Тойон. Смотрите здесь:

https://sakhatyla.ru/books/pekarskiy-2/163

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

6 часов назад, Харабыл сказал:

Этимология имени самодийская.

Опять ты маторец штаны через голову одеваешь. Какие еще автохтоны самодийцы, их еще монгол Омогой в ХII веке всех вырезал под корень. Татарин (Халха) Эллэй приплыл по Эллэхуме из Забайкалья в ХV веке, один на бревне.

Первое что он получил в наследство от монгола Омогоя...тощую корову ну и в придачу все что коровами связано.

https://sakhatyla.ru/books/pekarskiy-2/131

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...