Перейти к содержанию
Ronin1

Галдан Грозный

Рекомендуемые сообщения

Победу над ним император Китая оценил как одно из своих величайших достижений. Вероломное убийство хана Сенге потрясло не только Джунгарское ханство, но и всех ойратов. К тому же оно нарушило преемственность власти по наследству. Теперь события развивались по иному сценарию. Во время убийства Сенге его брат Галдан находился в ставке хошеутовского нойона Очирту-Цецен-хана. Получив печальное известие, он послал гонца к Далай-ламе с просьбой снять с него монашеский обет, чтобы расправиться с убийцами и захватить власть. Но прежде всего он решил обезопасить себя от законных преемников власти - родных племянников Цеван-Раптана и Соном-Рабтана. От последнего он избавился скоро: “нашел случай младшего из них отравить ядом”. Цеван-Раптана в первые годы он не трогал, они даже действовали вместе. Потом борьба за власть обострилась, и этого племянника спасли от неминуемой смерти семь вельмож покойного Сенге, которые бежали с ним в дальние края, в Турфан, и долго там скитались, называя себя “семь товарищей” (долан нукур).

Но вернемся к Галдану, не забегая вперед. Он быстро получил разрешение от Далай-ламы сложить с себя духовное звание и немедленно встал во главе воинов, оставшихся верными Сенге. В первые годы ему помогал один из сильнейших хошеутовских нойонов Очирту-Цецен-хан - второй член ойратского чулгана. Галдан женился на его дочери Ану, сговоренной за племянника Цеван-Раптана. В начавшейся междоусобной войне произошло несколько крупных сражений, в которых Галдану сопутствовала удача. На его стороне оказалось духовенство, что дало впоследствии повод историкам говорить, что ему помогал Далай-лама. Из-за междоусобиц и жестоких расправ Галдана с противниками многие улусы стали откочевывать на отдаленные окраины.

Некоторые роды ойратов ушли в Прибайкалье и вошли в состав бурятов, другие откочевали в Монголию и Коке-нур к хошеутам. Аюка-хан, совершив стремительный марш-бросок, разгромил Аблай-нойона - брата Очирту-Цецен-хана, захватил его в плен с сыном и со всем улусом и привел их на Волгу. Один из убийц Сенге Цзотба-Батур со своими сторонниками бежал к южным ойратам. Междоусобная борьба набирала силы, и в 1677 году Галдан разгромил войска собственного тестя Очирту-Цецен-хана и стал джунгарским хун-тайджи, то есть правителем Джунгарии. Очирту-Цецен-хана, по старинному обычаю, обезглавили. Так Галдан исполнил заклятие своей матери Юм-Агас об истреблении хошеутов и стал единовластным правителем Джунгарского ханства. Жена Очирту-Цецен-хана - Дорджи-Араптан - с тысячью кибиток подданных ушла на Волгу к своему брату Аюке-хану. Тогда же на Волгу прикочевали брат Очирту-хана Кондуленг-Убаши с четырьмя тысячами подданных хошеутов и Солом-Церен-Тайши с тремя-четырьмя тысячами дербетов. Откочевка многих ойратов из страны не остановила Галдана. Он искал повода к походу на Кашгар. И повод нашелся, когда Далай-лама прислал к нему Аппака, бывшего кашгарского владельца, изгнанного из своей страны. Далай-лама писал Галдану, что Аппак - великая личность и “…вам надлежит послать войска, чтобы восстановить его положение”. Туркестанский поход возглавил сам Галдан. За короткое время он покорил эти области и посадил Аппака своим наместником.

В 80-е годы Галдан несколько раз совершал походы на киргизов, ферганцев и на Сайрам. А в 1678 году Сайрам был взят его полководцем Рабтаном и разрушен. И как писал академик В.В. Бартольд: “С тех пор власть калмыков в Семиречье, насколько известно, никем не оспаривалась, и многочисленные войны их с казахами, монголами и китайцами не имели отношения к этой области”. И далее: “Галдан первым из калмыцких хун-тайджи кочевал главным образом в долине реки Или”. Разноречивые источники свидетельствуют, что Галдан после победы над тестем и покорения Туркестана получил от Далай-ламы почетный титул “Бошокту-хан” - “благословенный”. По другим источникам, он сам присвоил себе этот титул. Но как бы то ни было, за ним титул закрепился, и он вошел в историю как Галдан-Бошокту-хан. О годах его правления Джунгарским ханством существует большое количество упоминаний на китайском, тибетском, монгольском и русском языках. Они содержат противоречивые сведения. Но одно ясно: Галдан был неординарной личностью, оставившей заметный след в истории народов Центральной Азии. После укрепления своего положения, став единственным первенствующим главой ойратов, Галдан установил жесткий административный порядок, укреплял центральную ханскую власть, пресекал сепаратизм отдельных князей, расправлялся с противниками.

С приходом к власти он обнародовал указ, в котором повелевалось: “Десятью кибитками должен заведовать один, и заведующий должен иметь свои 10 кибиток в распоряжении; об учинении воровства (десятский) должен объявить; если не объявит, то обрубить ему руки, а других его (людей) заковать в железо…”. В другом пункте указа говорилось: “Если какие-либо люди, живущие в определенном отоке, переменят (местожительство), то за людей целого аймака с управляющего им должно взять девяток (девять голов скота). Кто, не послушавшись слов управляющего (аймаком), отделится от своего аймака и переменит (местопребывание), то с того взять девяток” и т.д. Галдан дополнил Великое Уложение, внес новые статьи в законы своего отца. В конце 80-х годов в Монголии из-за территориальных претензий враждовали между собой Тушету-хан и Дзасакту-хан. Галдан принял сторону последнего и с войсками вступил в Халху. Тушету-хан вынужден был принять китайское подданство. Галдан потребовал от пекинского кабинета выдачи Тушету-хана, обвиняя китайских министров в превратном понимании его претензий. Пекинский кабинет, оскорбленный этим обвинением, казнил посланников Галдана. Обе стороны стали готовиться к военным действиям. Галдан с 40-тысячным войском двинулся в Халху. Китайское войско возглавил сам император Сюань Е. Решительное сражение Галдана с китайскими войсками произошло на берегу реки Толы в июне 1696 года. Китайский полководец, скрыв свои войска за буграми, выманил Галдана с выгодных позиций, ударил по его воинам с флангов и наголову разбил. “Сражение продолжалось с 3 до 6 часов пополудни и было решительное”. Несколько тысяч воинов пало в сражении, многие попали в плен, в том числе жена Галдана Ану. После этого сражения силы Галдана стали уменьшаться, а Цеван-Рабтана, который занял территорию Джунгарии, - увеличиваться.

Галдан с оставшимся войском оказался на территории Монголии, то есть в окружении неприятеля. Сюань Е решил добить Галдана. Повсюду были разосланы агенты с императорским повелением представить в Пекин самого Галдана или его голову. К этому времени в Туркестане близ Хами, на охоте был схвачен сын Галдана - Себтин-Балчжур и препровожден в Пекин. Его, как зверя, возили по улицам и показывали народу. Галдан вынужден был признать свое поражение. И.Я. Златкин так пишет о кончине Галдан-Бошокту-хана: “Утром 13 марта 1697 года, находясь в урочище Ача-Амтатай, он занемог, а к вечеру того же дня он на 52-м году жизни умер. В ночь на 14 марта его труп был предан сожжению”. Отец Иакинф утверждал, что Галдан предпочел принять яд, чтобы избежать позорной и мучительной смерти, ожидавшей его в Пекине. Верный спутник Галдана хан Данцзила после сожжения тела собрал останки в урну, взял дочь Галдана и отправил посланника в Пекин с прошением о принятии его в свое подданство. Император Китая писал сыну: “Галдану случилась смерть от принятого им ядом исполненного зелья. Но токмо жаль, что Галданово тело сожжено”. В сентябре 1698 года прах Галдан-Бошокту-хана был доставлен в Пекин, где, по приказу императора, был выставлен в воротах города.

В истории Джунгарского ханства Галдан стоит в ряду самых выдающихся деятелей. Он укрепил положение ханства на международной арене, раздвинул его границы, установил порядок и законность, первым стал чеканить свои монеты. Оценивая деятельность Галдана, китайский император говорил: “Галдан так далеко распространил свои победы, что он в западной и северной стороне живущих многих владельцев под свое владение подбил и покорил, а городов и местечек более тысячи двухсот во владение своем имел”. И свою победу над Галданом император оценивал как одно из самых великих достижений Китая. Галдан-Бошокту-хан остался в памяти и в легендах многих народов Центральной Азии как самый грозный покоритель и полководец своего времени.

Андрей Митиров

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Все-таки думаю, что он просто умер. Отравиться было не в его стиле.

Галдан Бошокту-хан слишком неординарная и выдающаяся личность, чтобы просто отравиться. Если бы он хотел это сделать, он бы поступил как Шуна-батырь, который бросился со скалы вместе с двумя китайскими офицерами.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

Что известно о причинах переворота, когда был убит Сенге? Есть сведения, что бартья, которые и совершили переворот, имели отношение (по матери) к кыргызской знати ойратской орды - кергудам.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Что известно о причинах переворота, когда был убит Сенге? Есть сведения, что бартья, которые и совершили переворот, имели отношение (по матери) к кыргызской знати ойратской орды - кергудам.

Чего-то я не слышал, про киргизскую знать у ойратов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну можно считать хиргисов (какая то часть имеется среди нынешних кыргызстанцев) одним из составляющих племен ойратов.

Лично я считаю что аймак "хойты" это племена в основном из алтайцев, теленгитов, хиргисов-бурутов.

Хиргисы-буруты это ойраты потомки которых живут ныне в монголии, и частично среди всей монголоязычных народов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну можно считать хиргисов (какая то часть имеется среди нынешних кыргызстанцев) одним из составляющих племен ойратов.

Лично я считаю что аймак "хойты" это племена в основном из алтайцев, теленгитов, хиргисов-бурутов.

Хиргисы-буруты это ойраты потомки которых живут ныне в монголии, и частично среди всей монголоязычных народов.

Просто, я не слышал про такой род у ойратов. Хиргис-буруты. Просто, у калмыков, присутствуют, практически все представители ойратских родов. Неудивительно, ведь калмыки это и есть ойраты, но про такой род, я не слышал.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну можно считать хиргисов (какая то часть имеется среди нынешних кыргызстанцев) одним из составляющих племен ойратов.

Лично я считаю что аймак "хойты" это племена в основном из алтайцев, теленгитов, хиргисов-бурутов.

Хиргисы-буруты это ойраты потомки которых живут ныне в монголии, и частично среди всей монголоязычных народов.

Так что, Амурсана, который был князем хойтов, не калмык?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Просто, я не слышал про такой род у ойратов. Хиргис-буруты. Просто, у калмыков, присутствуют, практически все представители ойратских родов. Неудивительно, ведь калмыки это и есть ойраты, но про такой род, я не слышал.

У калмыков есть род хаазут (хошоут). По легенды хакасские сеоки с окончанием хаас происходят от родов, которые были даны в приданое джунгарским хунтайджи, выдавшим свою дочь за енисейско-кыргызского князя. Большинство современных качинцев отличаются среди хакасов монголоидными чертами, сближающими их с монголами и калмыками. Одного хакасского актера, происхождением из качинцев, недавно пригласили сниматься в саха-якутском фильме про Чингис-хана на роль Чжамухи.

Вопрос к монгольским братьям: есть ли роды с подобным именем хаасут, хаазут, хошоут и проч. среди других монгольских народов, а не только у калмыков. И какова судьба калмыцких хошоутов, правда ли что эта часть калымыцкого народа нынче уменьшилась в численности и снизилось влияние хошоутов по сравнению с дореволюционным временем.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Просто, у калмыков, присутствуют, практически все представители ойратских родов. Неудивительно, ведь калмыки это и есть ойраты, но про такой род, я не слышал.

Вообще то калмыки это часть ойратов.

Поэтому найдется ойратские роды которые нет в составе калмыков.

Вообще ненадо отрицать роль киргизов в составе Ойрата.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Поэтому найдется ойратские роды которые нет в составе калмыков.

Я же не сказал, что у калмыков присутствуют ВСЕ ойратские рода.

На территории Калмыкии и Ставропольского края проживают калмыки, но они потомки Мангышлакских туркмен, депортированых в Калмыкию, ассимилированных и, в настоящее время, практически ничем не отличающихся от калмыков, ни внешним видом, ни языком, ни традициями, вообще ничем. Но они - калмыки.

Вообще ненадо отрицать роль киргизов в составе Ойрата.

А для того чтобы отрицать, надо знать. А до настоящего времени, я даже не догадывался, что в состав ойратов входили киргизы. В качестве полноправного, самостоятельного рода, признающего, что они ойраты.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Так что, Амурсана, который был князем хойтов, не калмык?

Речь не шла о хойтах! Речь шла о Хиргис-бурут. Я сказал, что никогда не знал о таком ойратском роде.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У калмыков есть род хаазут (хошоут). По легенды хакасские сеоки с окончанием хаас происходят от родов, которые были даны в приданое джунгарским хунтайджи, выдавшим свою дочь за енисейско-кыргызского князя. Большинство современных качинцев отличаются среди хакасов монголоидными чертами, сближающими их с монголами и калмыками. Одного хакасского актера, происхождением из качинцев, недавно пригласили сниматься в саха-якутском фильме про Чингис-хана на роль Чжамухи.

Вопрос к монгольским братьям: есть ли роды с подобным именем хаасут, хаазут, хошоут и проч. среди других монгольских народов, а не только у калмыков. И какова судьба калмыцких хошоутов, правда ли что эта часть калымыцкого народа нынче уменьшилась в численности и снизилось влияние хошоутов по сравнению с дореволюционным временем.

Надо будет рассказать об этой версии хошудам (Хошеутам) ;) . Зая-пандита, создатель "Тодо бичг", старокалмыцкой письменностью - хошуд. Численность их, действительно уменьшилась, территория - частично в Астраханской области, украшение Калмыкии - Хошеутовский хурул - разрушен. Знаю ребят - хошудов. Хорошие парни ;) ! В, основном, проживают на территории Юстинского района, райцентр п. Цаган-Аман.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вообще то калмыки это часть ойратов.

Поэтому найдется ойратские роды которые нет в составе калмыков.

Вообще ненадо отрицать роль киргизов в составе Ойрата.

А какую, собственно, роль в истории ойратов сыграли киргизы? Только не надо рассказывать, что у хана была жена киргизка. У ойратов, в целом, и у калмыков в частности, жена, может играть определенную роль, особенно вдова хана, например, но кто ей даст поднимать родню? Конкурентов слишком много и среди прямых родственников. Потом, если киргизы были в составе ойратов, то они должно быть, были ассимилированы до полнейшей замены традиций, языка и т.д. Пример: потомки мангышлакских туркменов, в составе калмыков. В противном случае, они бы не могли быть на равных с остальными ойратскими родами.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вопрос к монгольским братьям: есть ли роды с подобным именем хаасут, хаазут, хошоут и проч. среди других монгольских народов, а не только у калмыков. И какова судьба калмыцких хошоутов, правда ли что эта часть калымыцкого народа нынче уменьшилась в численности и снизилось влияние хошоутов по сравнению с дореволюционным временем.

Как я знаю центр хошуутов это Хех нуур где сейчас проживают около 100 000 хошуутов. Они потомки хошуутов Гууш Хан Турбайха.

И в Внутр.Монголий и Монголий есть.

А какую, собственно, роль в истории ойратов сыграли киргизы?

Подданными были и налоги платили, участвовал в походах

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
А какую, собственно, роль в истории ойратов сыграли киргизы? Только не надо рассказывать, что у хана была жена киргизка. У ойратов, в целом, и у калмыков в частности, жена, может играть определенную роль, особенно вдова хана, например, но кто ей даст поднимать родню? Конкурентов слишком много и среди прямых родственников. Потом, если киргизы были в составе ойратов, то они должно быть, были ассимилированы до полнейшей замены традиций, языка и т.д. Пример: потомки мангышлакских туркменов, в составе калмыков. В противном случае, они бы не могли быть на равных с остальными ойратскими родами.

Уважаемый Ронин1,

есть простой пример того, что целый народ, который входил в состав ойратов - не только сохранил свой язык и самобытность, но и донес имя "ойрот" вплоть до 30-х годов 20 века. Это алтайцы, почитающие Амурсану за бога...

Так что пример ассимилированных мангышлакских туркмен не аксиома. Те же кыргызские калмыки - сарт-калмаки, по данным исследователей, еще в начале 20 века сохраняли свой калмыцкий язык.

В современном кыргызоведении существует версия, которая доказывает то, что известный ойратский правитель Угечи-хашага был кыргызом. Дело в том, что при его правлении государственное имя орды звучало как "Тадар". Напомню, что "тадар" является самоназванием современных хакасов.

Даже если эта точка зрения не имеет доказательств, тем не менее, одним из правителей ойратской орды был некий Магу-кергуд, т.е. Магу-кыргыз. Кстати при нем также орда носила имя "Тадар".

Есть версии о том, что в составе четырехплеменной ойратской орды присутствовало племя кергуд, т.е. кыргыз.

В времена расцвета ойратского племенного союза многие кыргызские вожди являлись военачальниками у ойратов. Пример:

Кыргызские предводители племен иногда выступали сипахсаларами калмыцкого войска - что говорит, не только о многочисленности кыргызов среди калмыков, но и об их политическом весе.

Об этом сообщает "Хидайат-намэ" Мир Халь ад-Дина: калмыки Яркенда и Аксу нападают на Кашгар и осаждают его в течение 5-6 мес. На сторону кашгарцев переходит большой отряд киргизов во главе с военачальниками - такими как Кара-Занги-бий-кыпчак.

В результате "кыргызские старшины, бывшие предводителями (сипахсалар) войск калмыков" выразили покорность кашгарцам. 

[Салахетдинова М.А. Сообщения о киргизах в "Хидайат-намэ" Мир Халь ад-Дина // Известия АН Кирг. ССР, 1961 - т.3. - вып.2 - сер. общ. наук. - С. 133-140]

Кроме этого интересные данные об ойратско-кыргызских отношениях дает кыргызский эпос "Манас". В тексте эпоса, что интересно, термин ойрат имеет положительные оттенки, даже часто выступает синонимом слову "кыргыз", например об одном кыргызском батыре пишется "ойроттон чыккан батыр" - "батыр вышедший из ойротов".

Противоположное значение имеет термин "калмак" – калмаки в эпосе всегда враждебное племя, которое наряду с кара-кытаями, является основным противником кыргызов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В современном кыргызоведении существует версия, которая доказывает то, что известный ойратский правитель Угечи-хашага был кыргызом. Дело в том, что при его правлении государственное имя орды звучало как "Тадар". Напомню, что "тадар" является самоназванием современных хакасов.

Думаю, тоже не аксиома. Например, улан (легкий кавалерист), это в переводе с тюркского "юноша" и это соответствует действительности, так как в составе польской армии, были отряды из тюркской молодежи. В тоже время улан - по калмыцки "красный", что тоже соответствует действительности, так как в форме действительно присутствовал красный цвет. То же самое "ура". Я, как калмык, буду настаивать, на то, что "ура", однокоренное со словом "уралан" (вперед!), англичанин будет выводить его от "хурра" и т.д. Я, конечно, понимаю, что возможно, здесь присутствующие, обладают специализированными образованиями, в области филологии, этнографии и истории. Я, к сожалению, таким похвастаться не могу, и все мои рассуждения основываются на тех фактах, которые мне рассказаны устно старейшинами, тех печатных изданий, до которых смог дотянуться и на своих наблюдениях и анализе традиций и обычаях калмыков (хоть они, в последние 60 лет коренным образом изменились, но я основываюсь на тех традициях и обычаях, о которых рассказывают старейшины). Думаю, также, что не сделаю открытия, если скажу, что ойратские племена, дервюды (дербеты), торгуды, хошуды и другие, были абсолютно разными племенами, но со временем, слились друг с другом и отличия в языке сводятся к различию произношения тех или иных слов. Но случай с киргизами, думаю, другой. Вряд ли, ойраты, позволили бы инородцам командовать собой.

Кыргызские предводители племен иногда выступали сипахсаларами калмыцкого войска - что говорит, не только о многочисленности кыргызов среди калмыков, но и об их политическом весе.

Об этом сообщает "Хидайат-намэ" Мир Халь ад-Дина: калмыки Яркенда и Аксу нападают на Кашгар и осаждают его в течение 5-6 мес. На сторону кашгарцев переходит большой отряд киргизов во главе с военачальниками - такими как Кара-Занги-бий-кыпчак.

В результате "кыргызские старшины, бывшие предводителями (сипахсалар) войск калмыков" выразили покорность кашгарцам. 

[Салахетдинова М.А. Сообщения о киргизах в "Хидайат-намэ" Мир Халь ад-Дина // Известия АН Кирг. ССР, 1961 - т.3. - вып.2 - сер. общ. наук. - С. 133-140]

Думаю, не самый удачный пример. Как вижу я, речь идет о предательстве киргизской части войска. Естественно, остальным ничего не оставалось, как сдаться.

есть простой пример того, что целый народ, который входил в состав ойратов - не только сохранил свой язык и самобытность, но и донес имя "ойрот" вплоть до 30-х годов 20 века. Это алтайцы, почитающие Амурсану за бога...

Я прошу прощение за свое невежество, но алтайцы, мне кажется не были ойратским племенем, скорее, они были вассалами, не так ли?

Противоположное значение имеет термин "калмак" – калмаки в эпосе всегда враждебное племя, которое наряду с кара-кытаями, является основным противником кыргызов.

Странно, я не думаю, что калмыки, участвуя в набегах, не ассоциировались бы с ойратами.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я же не сказал, что у калмыков присутствуют ВСЕ ойратские рода.

На территории Калмыкии и Ставропольского края проживают калмыки, но они потомки Мангышлакских туркмен, депортированых в Калмыкию, ассимилированных и, в настоящее время, практически ничем не отличающихся от калмыков, ни внешним видом, ни языком, ни традициями, вообще ничем. Но они - калмыки.

А для того чтобы отрицать, надо знать. А до настоящего времени, я даже не догадывался, что в состав ойратов входили киргизы. В качестве полноправного, самостоятельного рода, признающего, что они ойраты.

Если считать ойратское сообщество состоял только с одним монголоязычными народоми это очень не правильно.

Лично я считаю что добрая половина ойратов были тюркоязычными и нынешние алтайцы которые считают себя ойратами и которые верят что их вождь Амурсана являются тоже настоящими ойратами.

Хойты народ состоящие с Амурсана в родственном отношении поголовно убивались во время похода манчжурьцев и монголов против ойратов.

Теленгиты и другие алтайцы - это ойраты, или хойты однозначно.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
Думаю, не самый удачный пример. Как вижу я, речь идет о предательстве киргизской части войска. Естественно, остальным ничего не оставалось, как сдаться.

Я прошу прощение за свое невежество, но алтайцы, мне кажется не были ойратским племенем, скорее, они были вассалами, не так ли?

Странно, я не думаю, что калмыки, участвуя в набегах, не ассоциировались бы с ойратами.

Ронин1, речь идет о том, что вполне самостоятельные вассалы из числа кыргызов просто начали двигать свою политику. Тем более что к этому времени другая часть кыргызов билась с калмыками насмерть по всему Вост. Туркестану и Тянь-Шаню. Эта цитата говорит о тесных связях ойратов и кыргызов, в чем Вы ранее по незнанию просто сомневались.

Например военный титул Хашага или Кашка был характерен только для ойратов, хакасов, алтайцев и кыргызов.

Алтайская республика до 30-х годов называлась ойротской, в той ойротской орде, котоая брала начало от Батура -хунтайджи, как алтайцы, телеуты или урянхайцы играли большую роль. Иногда выступали против, часто сражались бок о бок.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ронин1, речь идет о том, что вполне самостоятельные вассалы из числа кыргызов просто начали двигать свою политику. Тем более что к этому времени другая часть кыргызов билась с калмыками насмерть по всему Вост. Туркестану и Тянь-Шаню. Эта цитата говорит о тесных связях ойратов и кыргызов, в чем Вы ранее по незнанию просто сомневались.

Например военный титул Хашага или Кашка был характерен только для ойратов, хакасов, алтайцев и кыргызов.

Алтайская республика до 30-х годов называлась ойротской, в той ойротской орде, котоая брала начало от Батура -хунтайджи, как алтайцы, телеуты или урянхайцы играли большую роль. Иногда выступали против, часто сражались бок о бок.

То есть, получается, что среди киргизов был раскол, часть была в составе ойратов, а часть, самостоятельной? И друг с другом воевали? Это про пример с Кашгаром.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...