Перейти к содержанию
Гость Бату

Казахское ханство

Какую дату считать началом Казахского ханства?  

65 проголосовавших

  1. 1. Какую дату считать началом Казахского ханства?

    • 1459-60 – Откочевка казаков от Абу-л-Хайра, начало независимого правления урусидов
      6
    • 1465-66 – Начало ханства по Мирзе Хайдару
      18
    • 1470-71 – Начало ханства по Т.И. Султанову (после смерти Абу-л-Хайра)
      11
    • другое
      23


Рекомендуемые сообщения

Глава 6.3. Казахи и каракалпаки в Юго-Западной Сибири и Южном Зауралье

В конце XVII в. власть Русского государства в Зауралье оказалась под ударом новых кочевых противников – «Казачьей орды» (киргиз-кайсаков, или казахов) и «Каракалпацкой орды» (каракалпаков), приходивших сюда из Средней Азии, из «земли Бухарской».

В 90-е гг. XVII в. отряды казахов и каракалпаков впервые вышли к территории Сибири и совершили ряд набегов на русские слободы. Главный удар кочевников был нанесен по слободам р. Тобол. В 1690 г. кочевники совершили набег под Тарханский острог и село Воскресенское. 4 августа из Тобольска и Тюмени за ними в погоню вышел крупный отряд в 700 чел. под началом А.В. Клепикова из детей боярских, конных казаков, служилых и захребетных татар. Русские совершили глубокий рейд в степь, идя по следам кочевников 38 дней, но найти их не смогли. В июле 1691 г. отряд Казачьей орды разграбил Утятскую и Камышевскую слободы.

В июне 1692 г. отряд «Казачей орды» вышел на деревни слободы Царева Городища. Отряд из 100 беломестных казаков отправился в погоню и настиг казахов недалеко от Царева Городища, но из-за незначительного количества людей не смог разгромить кочевников и сам понес большие потери (сотника и 40 чел., по Есиповской летописи).

Казахские воины (реконструкция Л.А.Боброва)
Конный киргиз-кайсак (казах)

Воеводы Тобольска в кризисный момент разгрома кочевниками поселений Среднего Притоболья попытались изменить ситуацию, размещая элитные части Тобольска и Тюмени летом в слободах по р. Тобол. В это время крупные отряды служилых людей командируются в Царево Городище, Ялуторовскую и Суерскую слободы. Тобольский воевода А.П. Головин провел реорганизацию расположения русских военных сил в период береговой службы. Основная часть воинов – «тобольские дети боярские и служилые люди и татары» – была переведена в Суерскую слободу, «тюменские дети боярские и служилые люди, татары» поставлены в слободе Царево Городище, слободские служилые люди стояли в слободах «каждый в своей сотне». Во главе главной группы стоял сын боярский Василий Шульгин, отряд в Царевом Городище возглавлял тюменский сын боярский Иван Молчанов.

В 1693 г. каракалпаки, опираясь на помощь отрядов Казачьей орды и башкир, разгромили отряд Шульгина, вступившего в сраженье с кочевниками у озера Семискуль на восточном берегу р. Тобол.

В 1697 г. правительство Петра I издало указ по укреплению крепостей на южной границе Сибири. После анализа материалов экспедиции по указанию Тобольской администрации в слободах Зауралья в течение нескольких лет велись серьезные фортификационные работы по усилению их обороноспособности. К лету 1699 г., по данным отписки Давыда Мейна, в Царевом Городище вокруг острога и посада от озера до р. Тобол были построены надолбы, выкопан ров и насыпан вал «для того что круг того посада крепости никакой не было». В 1700 г. сооружение второй линии обороны слободы завершилось.

К 1700 г. в слободе уже жила рота драгун 100 чел., из которых в период набегов 40 чел. посылались в Иковскую слободу для защиты крестьян от набегов кочевников. Д. Мейн писал, что гарнизон имеет хорошие угодья в районе слободы земель и «рыбных ловель и к строению леса нескудно». В итоге Д. Мейн делает важный вывод: «в той слободе пристойно быть городу и драгунским ротам». В целом большинство слобод Зауралья, описанных Д. Мейном, имели хорошие угодья и были пригодны для размещения отрядов драгун. Только одна Усть-Миасская слобода была признана полковником не годной к поселению драгун. Однако Царево городище выделяется Мейном по сравнению с другими слободами, только по отношению этой слободы полковник отметил, что здесь должен был быть город.

Типичный сибирский острог

Наряду с укреплением слобод предусматривались и меры, призванные предупредить соприкосновение мирного населения и банд кочевников путем вывода крестьянских поселений из наиболее угрожаемых участков местности, где они становились легкой добычей «воинских людей». В июле 1699 г. штаб Сибирского полка слободских драгун получил из Тобольска указную прочетную память с приказом «со степи из деревень и заимок крестьян свесть в слободы». В Среднем Притоболье этот указ коснулся, прежде всего, поселения «степной стороны» – правого берега р. Тобол.

С начала XVIII в. в Южном Зауралье проходит строительство «крепостей» у десятков деревень, расположенных в пограничной зоне. В Ялуторовском дистрикте, административно оформившем слободы Среднего Притоболья, из 163 населенных пунктов, существовавших к 1749 г., с «городовым укреплением» был 41 (25%).

В 1731 г. Младшая орда казахов приняла русское подданство, что постепенно привело к прекращению набегов. Основным занятием казахов оставалось скотоводство. Летом и зимой скот находился на подножном корму, что повышало зависимость хозяйства казахов от природных условий. Не меньшей проблемой для скотоводства являлись постоянные баранты – взаимные грабежи, месть, заставлявшая целые роды бежать со старых кочевий. У каждого аула должны были быть особые летние, осенние, весенние и зимние кочевья. Если для летних кочевок были необходимы открытые степи около рек и озер, то зимой требовались лесные и горные районы, защищающие скот от плохой погоды. Односторонняя специализация казахов делала жизненно необходимой торговлю с населением Российского государства. Только оттуда они могли получать большинство ремесленных изделий, оружия, хлеб, предметы роскоши для аристократии. Взамен им приходилось увеличивать поставки скота. В начале XIX в. лишь на российской границе казахи продавали ежегодно до 1 млн овец и до 400 тыс. другого скота. Большое количество казахов нанималось в работники и пастухи в казачьи семьи, составив самую большую категорию работников на линиях.

https://history.kurgan.pro/glava-6-3-kazahi-i-karakalpaki-v-yugo-zapadnoj-sibiri-i-yuzhnom-zaurale/

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ищу полное шежире Агынтай-батыра
По одним сведениям он Темеш-Куандык-Аргын
По другим Мурат-Куандык-Аргын
Есть ли у кого нибудь книга
Темеш руының шежіресі, Астана «Сарыарқа» 2009, 638 бет
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Темеш руының шежіресі, Астана "Сарыарқа" 2009, 638 бет. Авторлар ұжымы Таукейтегі Қ.А., Ахметжанов Қ.А. және т.б. ISBN 9965-536-95-3

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Но мало кто из них знает о Сыздыке Абишеве, сыгравшем огромную роль не только в истории нашего государства, но и в жизни будущего Лидера нации. Практически все ключевые экономические решения в стране в тяжелейшие первые десять лет независимости принимались при личном участии Абишева. Финансист самого высокого уровня, он налаживал все направления внешнеэкономических отношений только что созданной молодой республики. Заложенный им фундамент надежен по сию пору. Сыздык Абишев большую часть своей карьеры при Союзе работал в системе торговли, и этот бесценный опыт оказался очень кстати в период становления экономики независимого Казахстана.
Сыздык Жуматаевич был близким родственником Сары Алпысовны Назарбаевой.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Абишев,_Сыздык_Жуматаевич?fbclid=IwAR1pgRReUEUxVhoLOPaXUU5J792VtS1hmLGm--lYSWise-HH4bVK5u0ezzs

Приходится дядей Саре Алпысовне Назарбаевой, супруге Н. А. Назарбаева, президента Казахстана.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Халел Аргынбаев в "Ұлы жүз шежіресі" пишет:

информатор из Алгабасского района ЮКО Кожатай Толеков (1888 г.р.) сообщает легенду о происхождения рода Сыргели в том же варианте что и другие информаторы: у Ойсыла было 30 сыновей, которых из-за какой то ссоры истребляет хан. НО, в вариант Толекова в роли хана выступает не Джанибек хан а Турсын. причем он назван не просто ханом катаганов а ханом катаганов и канглы. и про связь одного из сыновей Ойсыла с дочерью хана ничего нет. возможно записано так или у самого Толекова так

32fcfded7e73.jpg

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

21 час назад, кылышбай сказал:

Халел Аргынбаев в "Ұлы жүз шежіресі" пишет:

информатор из Алгабасского района ЮКО Кожатай Толеков (1888 г.р.) сообщает легенду о происхождения рода Сыргели в том же варианте что и другие информаторы: у Ойсыла было 30 сыновей, которых из-за какой то ссоры истребляет хан. НО, в вариант Толекова в роли хана выступает не Джанибек хан а Турсын. причем он назван не просто ханом катаганов а ханом катаганов и канглы. и про связь одного из сыновей Ойсыла с дочерью хана ничего нет. возможно записано так или у самого Толекова так

32fcfded7e73.jpg

Похоже что это сын Есим хана Жанибек хан современники Турсына.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Джанибек еще был прадедом Турсун-хана

Турсун-хан, сын Джалима, сына Джадика, сына Джанибека.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 минуты назад, asan-kaygy сказал:

Джанибек еще был прадедом Турсун-хана

Турсун-хан, сын Джалима, сына Джадика, сына Джанибека.

Да, но здесь связь с Турсын ханом катаганским, поэтому ближе второй Жанибек хан.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 часа назад, Tama сказал:

Да, но здесь связь с Турсын ханом катаганским, поэтому ближе второй Жанибек хан.

скорее всего произошло замещение исторических событий: погром Турсыном казахов заменил погром Джанибеком. тем более аналогичные сюжеты имеются в Дагестане и в Татарстане, что говорит о периоде задолго до нач. 17 в.:

Это имя фигурирует в ногайской эпической поэме/песне «Ахмет, сын Айсула» («Батыр Амит,
сын Айсыла»), повествующей о событиях середины XIV в. и воспевающей подвиг героя-батыра –
воина хана Джанибека (Янибека). В поэме представлен относительно близкий преданию сюжет,
но, конечно, с большими подробностями, и хан Джанибек, под которым имеется в виду известный
правитель Золотой Орды, обещает храбрецу-герою Амиту отдать в жены свою дочь
Шаарбек/Шеербек, но затем решает отдать ее байскому сыну Темиру; влюбленная девушка
убегает из отчего дома с храбрым Амитом (Антология дагестанской поэзии. 1980. С. 283–287; см.
также: Сикалиев А.И., 2007).

Почти полное совпадение с казахским вариантом, в т.ч. Джанибек, Ойсыл. кстати, в большинстве казахских версии именно Джанибек хан а не Турсын хан. да и шежире Толекеева самый противоречивый и неполный
 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

9 hours ago, кылышбай said:

скорее всего произошло замещение исторических событий: погром Турсыном казахов заменил погром Джанибеком. тем более аналогичные сюжеты имеются в Дагестане и в Татарстане, что говорит о периоде задолго до нач. 17 в.:

Это имя фигурирует в ногайской эпической поэме/песне «Ахмет, сын Айсула» («Батыр Амит,
сын Айсыла»), повествующей о событиях середины XIV в. и воспевающей подвиг героя-батыра –
воина хана Джанибека (Янибека). В поэме представлен относительно близкий преданию сюжет,
но, конечно, с большими подробностями, и хан Джанибек, под которым имеется в виду известный
правитель Золотой Орды, обещает храбрецу-герою Амиту отдать в жены свою дочь
Шаарбек/Шеербек, но затем решает отдать ее байскому сыну Темиру; влюбленная девушка
убегает из отчего дома с храбрым Амитом (Антология дагестанской поэзии. 1980. С. 283–287; см.
также: Сикалиев А.И., 2007).

Почти полное совпадение с казахским вариантом, в т.ч. Джанибек, Ойсыл. кстати, в большинстве казахских версии именно Джанибек хан а не Турсын хан. да и шежире Толекеева самый противоречивый и неполный
 

Есть некие сведения, что Турсын хан был в родственных связях с Абдуллой ханом бухарским. Бухарский хан Абдулла и каракалпакский Абдал Гаффар (если даже каракалпаки назначили двойника) приходятся родными братьями. Тогда и Турсын хан получается им родственником. Допустим, после смерти Абдуллы Бухарой завладели Аштарханиды, тогда как Турсын хан мог оставаться у власти, будучи шейбанидом? Есть ли кроме казахских Википедических словарей о Турсын хане какие-либо другие источники о Турсын хане? 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Турсын-хан был сыном Джалим-султана (Бахр-аль-асрар), а тот в свою очередь по одним данным сын Шигай-хана, по другим сын Касым-хана. В русских источниках Турусун-царь назван братом Ишим-царя, т.е. Есим-хана.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

42 minutes ago, Le_Raffine said:

Турсын-хан был сыном Джалим-султана (Бахр-аль-асрар), а тот в свою очередь по одним данным сын Шигай-хана, по другим сын Касым-хана. В русских источниках Турусун-царь назван братом Ишим-царя, т.е. Есим-хана.

В том-то и сомнение, что казахские чингизиды между собой не воевали. А Турсун хан с Есим ханом еще как враждовали. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 минуты назад, Kamal сказал:

В том-то и сомнение, что казахские чингизиды между собой не воевали

Воевали и раньше и позже.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

8 часов назад, Le_Raffine сказал:

Турсын-хан был сыном Джалим-султана (Бахр-аль-асрар), а тот в свою очередь по одним данным сын Шигай-хана, по другим сын Касым-хана. В русских источниках Турусун-царь назван братом Ишим-царя, т.е. Есим-хана.

В других источниках он назван двоюродным братом Есим-хана

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

имхо казахи за Кураминский хребет не выходили. те, кто уперся в этот хребет и не хлынул в долину, остались под ним и со временем, отколовшись от осн. массы, смешавшись с др., образовали кураминцев. возможно были отдельные проникновения, но имхо чисто с военной целью или во время нашествия джунгар. но, опять же, от джунгар уходили в сторону Бухары и Самарканда и на запад. поэтому роль казахов в антропологии нынешнего населения долины минимально. другое дело кыргызы и кыпчаки, происхождение которых тоже точно неизвестно (имхо это осколки ногайских кытай-кыпчаков)

24.03.2020 в 15:37, Le_Raffine сказал:

Выходили

кажется какой то из ханов владел Андижаном. вы про это? 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

После смерти Тауке хана объединявшего вместе три жуза, джунгары воспользовавшись возникшими разногласиями среди казахов, усилили нападения на казахов что в конце концов привело к «Ақтабан шұбырынды». Тогда Толе би (1* №350 в родословном дереве на этом сайте) отправил к джунгарам человека с ложным обещанием подчиниться, договорившись с Малик батыром (2* №***) из рода Сихым, Котен батыром из рода Богежил, Койгелды батыром (3* №314) из рода Шымыр, Каранай батыром из рода Сыргели, Кунан батыром из рода Канлы, Толебай батыром из рода Конырат, Алшынбай батыром из рода Рамадан, перейдя полноводную реку Чирчик (4* в Узбекистане) через мост в городе Ходжикент (5* в Узбекистане), откочевали вместе в место под названием Жидели Байсын (6* должно быть местность Байсун на юге Узбекистана). Оставшиеся подчинились джунгарам. Через шесть лет у джунгаров произошла эпидемия оспы и они покинули Ташкент. Услышав это Толе би вернулся с откочевавшими родами.

В то время хан джунгаров Баршахан отправил своего визиря Сенгиля (Сангыла) к Толе би, и потребовал подчиниться. Толе би принял посла и когда тот заснул напившись вина, его племянник (7* сын сестры) Шінет батыр (8* №916 - информация обновлена 20.10.2019) из рода Сихым поиздевавшись срезал посланнику косичку. Рассердившийся на это хан джунгар потребовал выдать человека отрезавшего волосы его посла. Толе би направил ему своего сына Жолан батыра (9* №357). Хан джунгар понял что ему выдали непростого человека и отпустил его, но затаил злобу. В то время Толе би находился в Жетикенте (10* в Ферганской области Узбекистана). Приняв посла джунгаров он опять напоил его вином и откочевал в сторону Коканда. Джунгары захватили Туркестан, Сайрам, Шымкент, и взяли в плен двух сыновей Толе би, Кожабека (11* №356) и Жолана.

Толе би добравшись до Тойтобе (12* ауыл Тойтепа – To’ytepa в Узбекистане, с 2017-го Нурафшон) услышал эту новость, и вернувшись в место Кыбырай (13* Кибрай – Qibrai в Узбекистане), Дормен, отправил человека по имени Телимбет как посланника джунгарам и освободив двоих своих сыновей откочевал в Жидели Байсын (14* скорее всего около города Baysun на юге Узбекистана).

После того как Китай начал давить джунгаров Толе би вернулся с Жидели Байсын. В союзе с Уйсыном Буркит би, он победил Жолбарыс хана управлявшего Ташкентом и занял его место. Правил Ташкентом около двенадцати лет. Когда киргизский манап Садыр начал нападения на Старший жуз, Толе би призвал из Сарыарки Абылая и направил его на киргизов. В этой битве Самен батыр из рода Ботбай в поединке победил киргизского батыра Карибоза. В итоге военных действий Абылай хан победив киргизов, забрал с собой группу пленников и другие трофеи.

Постарев Толе би поставил вместо себя править Ташкентом сарта (узбека) по имени Жунис кожа. (15* некоторые считают что сделал он это чтобы избежать раздора между родами Дулатов Сихым, Жаныс, Ботбай и Шымыр). После смерти Толе би он был похоронен на кладбище Шейхантаур в Ташкенте. В народе его прозвали «Қарлығаш (Калдыргоч) әулие».

Сын Малик бия из рода Сихым, Босмойын би (16* №340) начав борьбу за власть в Ташкенте, решил взять ее в свои руки. Бии родов Канлы, Шанышкылы выступив против этого перешли на сторону Жунис кожы. Победив Дулатов они изгнали их из Ташкента. Набравшийся сил в военных действиях с киргизами, Байтык би (17* №365) являющийся внуком Ақбота бия и сыном Ырысбая из рода Жаныс, снова начал борьбу за место Толе би в Ташкенте. Однако рода Кыпшак, узбеки, Шанышкылы, Канлы опять начали противодействие Дулатам, и воспользовавшись этими распрями Кокандский хан Алимхан объединившись со своим младшим братом Омарханом подчинили себе Старший жуз в течении года. Они начали движения по подчинению казахов Сарыарки но раздразнили царскую Россию которая в итоге заняла земли Старшего жуза.

Қазақ шежіресі. Зайыр Сәдібеков. 1994

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Упоминая в первый раз о Ташкенте, кокандский историк Мухаммед-хаким, м.п., отмечает, что там за некоторое время до описываемых событий (кон. XVIII в.) правил некий Бахадыр-Ферман, из рода Чингиза. В чагатайском переводе труда Мухаммед-хакима, представляющем собою несколько иную редакцию, указывается, что этот правитель Ташкента носил имя Ферман-бахадыра и принадлежал к числу ханов из рода Чингиза. Иначе говоря, кокандскими источниками подтверждается имеющееся уже в литературе сообщение о том, что Ташкентом во второй пловине XVIII в. управляли казахские ханы.

П. Иванов, 1939 г. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

26.03.2020 в 18:06, кылышбай сказал:

Шигай хан владел Наманганом в 1748 г.

image.jpg

Присоединение Центральной Азии к Российской империи в XVIII–XIX вв.

Наиля Бекмаханова

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...