Перейти к содержанию
Гость Rust

Алтайцы

Рекомендуемые сообщения

15.07.2021 в 01:22, Чурас-алын сказал:

https://yandex.ru/images/touch/search?text=кумандинцы рисунок&source=tabbar&pos=7&img_url=https%3A%2F%2Fds05.infourok.ru%2Fuploads%2Fex%2F0175%2F000ad6e4-1ff6664d%2Fhello_html_33312191.jpg&rpt=simage&ts=1626279641426

Нашел нечто похожее. Может быть это остаток от времен древних кыргыз, что думаете? Или я преувеличиваю? :osman6ue:

 

Вы не преувеличиваете.

Северно-алтайские говоры (в том числе кумандинский) относят к уйгурской группе языков. 

А мы знаем из Юань ши, что во первых язык кыргызов был похож на уйгурский

http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/China/XIV/1360-1380/Yuan_si_III/text1.htm

"...Обычаи цзилицзисы отличаются от обычаев всех других владений. Их язык похож на язык уйгур..."

во-вторых кыргызы проживали в том числе и  в самом Цзиньшане (Алтае).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

14.07.2021 в 22:22, Чурас-алын сказал:

https://yandex.ru/images/touch/search?text=кумандинцы рисунок&source=tabbar&pos=7&img_url=https%3A%2F%2Fds05.infourok.ru%2Fuploads%2Fex%2F0175%2F000ad6e4-1ff6664d%2Fhello_html_33312191.jpg&rpt=simage&ts=1626279641426

Нашел нечто похожее. Может быть это остаток от времен древних кыргыз, что думаете? Или я преувеличиваю? :osman6ue:

 

Это моголистанский калпак который носят совр кыргызы, лобнорцы и некоторые уйгуры.

как я и говорил, алтайцы имеют прямое отношение к Моголистану.

поэтому и языки похожи. Тянь Шанские кыргызы и моголы были на Алтае.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 минуту назад, Samatq сказал:

Это моголистанский калпак который носят совр кыргызы, лобнорцы и некоторые уйгуры.

как я и говорил, алтайцы имеет прямое отношение к Моголистану.

К какому именно Могулистану? 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

29 минут назад, Samatq сказал:

Восточное Чагатайское ханство

Вы же знаете как внедряли ислам в  мусульманском Могулистане Тогулук Тимура:  ревностный мусульманин Мухамед хан буквально вбивал гвоздями чалмы в головы своих поданных. Почему тогда алтайцы не мусульмане?  Плюс по сообщению М. Бен Вали кыргызы Каракорума (имхо это алтайский Каракорум возле Телецкого озера) находились в неверии.

Так что на алтайский регион (северно-алтайский регион точно) мусульманский Могулистан не смог распространить своё влияние.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

31 минуту назад, Zake сказал:

Вы же знаете как внедряли ислам в  мусульманском Могулистане Тогулук Тимура:  ревностный мусульманин Мухамед хан бквально вбивал гвоздями чалмы в головы своих поданных. Почему тогда алтайцы не мусульмане?  Плюс по сообщению М. Бен Вали кыргызы Каракорума (имхо это алтайский Каракорум возле Телецкого озера) находились в неверии.

Так что на алтайский регион (северно-алтайский регион точно) мусульманский Могулистан не смог распространить своё влияние.

Знаю. Знаю еще то, что Сейфи Челеби говорил про кыргызов, что они мушрики — не кафиры и не мусульмане. Кочевые племена еще долго оставались верными доисламским культам.

Туглук Тимур начал процесс исламизации. Насколько я помню исламизация шла с переменным успехом — особо отметились Юнус-хан, Мухаммад хан и Мансур хан. Но это было после вторжения Тамерлана. Я говорил, что возможно моголы Анга Торе (и Камар ад-Дина) уходили за Иртыш. В южноалтайском языке 1) сохранились арабизмы. 2) на похоронах алтайцы когда режут скот они не разрывают аорту.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Все же надо отметить, что белые войлочные шляпы (ак калпак) отмечались у кыргызов задолго до Могулистана (не важно "рашидадиновского" или Тогулук-Тимура). Т.е. это не может быть могулистанской традицией. Это только продолжение древней традиции.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

30 минут назад, Zake сказал:

Все же надо отметить, что белые войлочные шляпы (ак калпак) отмечались у кыргызов задолго до Могулистана (не важно "рашидадиновского" или Тогулук-Тимура). Т.е. это не может быть могулистанской традицией. Это только продолжение древней традиции.

Или моголы и есть кыргызы

large.BD931D3A-5677-4A26-8906-489F2C5163B4.jpeg.ce8507e73482d057ea0c3df72c41bb10.jpeglarge.CDF6CA06-D52C-4858-BEBF-880A14139002.jpeg.1ce94c807af323a7bff8315d304e2f03.jpeg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 минуты назад, Samatq сказал:

Или моголы и есть кыргызы

large.BD931D3A-5677-4A26-8906-489F2C5163B4.jpeg.ce8507e73482d057ea0c3df72c41bb10.jpeglarge.CDF6CA06-D52C-4858-BEBF-880A14139002.jpeg.1ce94c807af323a7bff8315d304e2f03.jpeg

 Я имел в виду что белые калпаки отмечались у так называемых енисейск. кыргызов задолго до моголов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Только что, Zake сказал:

 Я имел в виду что белые калпаки отмечались у так называемых енисейск. кыргызов задолго до моголов.

Хакасы сохранили традицию?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

5 минут назад, Samatq сказал:

Хакасы сохранили традицию?

Не изучал этот вопрос. 

Здесь выложу ссылку про белые шапки у древн. кыргызов:

http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/China/I/Kuner/frametext11.htm

"

ХАКЯНЬСЫ — ХАГАС (кыргызы)

«Собрание сведений...», т. I, стр. 350—357.

«Тайпинхуаньюйцзи», гл. 199, стр. 11а—14б.

Сяцзясы есть государство в северо-западной степи. Первоначальное название — цзйегу 45, другое — цзюйу 46, еще называют их цзяньгунь 47. «Исторические записки» называют их цзяньгунь, Ханьская история называет гэгунь 48.

Находятся на северо-запад от хуйхэ, в 40 днях пути. Одно издание говорит о 3 000 ли. Их жители телом все высоки и велики, с красными волосами, с зелеными глазами. Имеющих черные волосы называют несчастливыми. Ибо в «Сиюйцзи» («Записки о западном крае»), сочинении Цзя Хуя, говорится: «Имеющие черные волосы и черные глаза — это потомки Ли Лина». Поэтому их самоназвание есть: «потомки дувэя» (главноуправляющего, т. е. Ли Лина)....

...Местные обычаи и произведения. В этом царстве 61 все жители обнажают голову, заплетают волосы. Одежда сходна с туцзюэской. Зимой делают шапки из соболя, летом золотом украшают шапки, заостряют маковку и свертывают ее конец. Они, по знакомству с хуйгусцами, доныне еще надевают такие головные уборы.

Подчиненные делают шапки из белого войлока, в остальном покрой в общем одинаков..."

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Еще раз хочу заострить внимание на схожесть внешних данных древн. кыргызов и народов Северного Алтая и Кузнецкой котловины:

Хакяньсы. Хагас. [Кыргызы] Хагас есть древнее государство Гяньгунь.... Жители вообще рослы, с рыжими волосами, с румяным лицом и голубыми глазами. Черные волосы считались не хорошим признаком, а с карими глазами почитались потомками Ли Лин. Мужчин было менее, нежели женщин.Мужчины носили кольца в ушах. Они горды и стойки. Храбрые из них татуируют руки себе, а женщины, по выходе замуж, татуируют себе шею....

http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/China/Bicurin/Sobr_sved_o_narodach/Tom_I/frametext73.htm

 

Схожие внешние данные зафиксировали и русские исследователи в северной части (!) Алтайского региона  :

 

http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Russ/XIX/1880-1900/Jadrincev/inorodcy_altaja.htm

 

"...Среди алтайских племен собственно мы видим два слившихся элемента, совершенно различных. Выделить их весьма важно для этнографа. Из коренящейся связи финских и алтайских племен могут вытечь любопытные заключения.

Наше внимание обратили своим типом и выдающимся образом жизни так называемые черневые татары и рядом с ними кумандинцы. От города Бийска, отправившись по Бии, мы встретили целый ряд аулов, или деревень, принадлежащих этим татарам, и, прежде всего две кумандинские волости. Сначала, въехав в эти деревни из русских деревень, мы находились под тем впечатлением, под каким обыкновенно бывает неподготовленный путешественник среди чуждых племен. Помню, что после заката солнца, когда живописная Бия, эта красавица река, как и Катунь, представила нам две картины, друг перед другом поставленные, а именно, берег реки, погружающийся в вечернюю синеву, с блещущей луной на небе, и другого, с отблеском зари на противоположном конце, мы въехали в Елейский аул. [631]

Мы встретили здесь фантастические домики на подставках, лестницы из бревен; мелькнули костры на дворах и нас окружили смуглые, загорелые, всклокоченные головы и лица инородцев, с белыми, как перламутр, зубами, блестевшими в сумерках. Мы почувствовали, что находимся среди дикарей, и отдались этому впечатлению. Но этой иллюзии мы не могли долго отдаться. В тот же вечер мы очутились в довольно удобной комнате, с русской обстановкой, а хозяин поразил нас нежной кожей и своим деликатным складом. Это был уже крещеный и ведший вполне оседлую жизнь. На утро мы нашли, что окружающее население далеко не походило на монголов, киргизов, бурят, остяков и самоедов, типы которых нам были известны. Ближе всего окружающие нас инородцы подходили — брюнеты к семитическому, или к цыганскому типу, но среди них было немало с волосами каштановыми и блондинов. Даже шаман (жрец), виденный нами, был блондин. Глаза также встречались голубые и серые. При подробном изучении цвета кожи, мы увидели ее ничем не отличавшейся от нашей, кроме загара. Из волос мы получили волосы ребенка, хранящиеся у нас в медальоне, это был настоящий лён. Ясно, что здесь не было ничего общего с монголами. Географическое положение этих аулов и деревень было особенно благоприятно для племенного изучения. В ряду многочисленного [632] инородческого населения весьма важно схватить чистый, основной тип. Здесь тип был в высшей степени своеобразен. Видно, что в этом месте было очень мало смешения с другими племенами, и действительно кумандинцы были отделены и, так сказать, загорожены от алтайцев с юга их соседями, черневыми татарами, других волостей, а с севера соприкасались с кузнецкими родственниками, где сохранился тот же тип. Уже прежние путешественники замечали среди алтайских северных народностей типы, которые давали им повод делать заключение о смешении тюрков и алтайцев с финскими племенами. Наружные признаки, по первому впечатлению, дали повод Гельмерсену сравнить виденных им черневых татар Бийского округа с чухнами Финляндии. Как мы убедились сами, инородцы эти могут оставить подобное впечатление. Безбородые лица черневых татар и кумандинцев, с прямыми волосами, висящими космами, и полуоткрытыми глазами, действительно, весьма напоминают финнов; около Кузнецка мы встретили крещенных татар, в войлочных пальто, с трубками в зубах и в картузах, которые еще более напрашивались на сближение с чухнами

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Имхо северные алтайцы и их "кузнецкие" родственники (шорцы и т.д.) из-за своей относительной изолированности в "сибирских джунглях", т.е. в "черни" (черневой тайге) смогли более-менее сохранить антрополог. данные древних кыргызов. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

40 minutes ago, Zake said:

Не изучал этот вопрос. 

 

Находятся на северо-запад от хуйхэ, в 40 днях пути. Одно издание говорит о 3 000 ли. Их жители телом все высоки и велики, с красными волосами, с зелеными глазами.

 

В чем  отличие от желтоголовых шивейцов ? Свиньи разводили как другие индоевропейцы?

:D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

6 часов назад, Zake сказал:

Имхо северные алтайцы и их "кузнецкие" родственники (шорцы и т.д.) из-за своей относительной изолированности в "сибирских джунглях", т.е. в "черни" (черневой тайге) смогли более-менее сохранить антрополог. данные древних кыргызов. 

А может они сохранили антрополог данные кыштымов древних кыргызов?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

6 часов назад, Samatq сказал:

Хакасы сохранили традицию?

Хакасы не сохранили традицию. Возможно потому что это не традиция Минусы, либо хакасы не являются наследниками древних кыргызов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

17 часов назад, Samatq сказал:

Хакасы не сохранили традицию. Возможно потому что это не традиция Минусы, либо хакасы не являются наследниками древних кыргызов.

Слышал, что хакасы в основном - податное население Кыргызских княжеств. :osman6ue:

Не думаю, что есть смысл расписывать откуда я все это взял. Об этой теме говорили тысячи и тысячи раз 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

" В. Радлов, путешествуя по Алтаю, 
увидел у тубаларов своеобразные шапочки из черного плиса с желтым донышком, мон­
гольского покроя. Из этого он сделал заключение о том, что черневые татары пересели­
лись сюда с северной границы Западной Монголии [Радлов 1989: 215]"

https://yandex.ru/images/touch/search?text=П.М. Кошаров алтайцы&parent-reqid=1627300218948798-10309814904055795341-sas3-1035-00d-sas-l7-balancer-8080-BAL-4721&source=tabbar

 Похоже я нашел, о каких конкретно колпаках шла речь

Возможно это только у тубалар

Продолжаю поиски 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

Есть один проблемный момент, который не может объяснить былое единство ца-кыргызов и теленгитов/телеутов (т.е. алтайцев). Это этноним "кыргыз". Либо теленгиты/телеуты утеряли ранее единый этноним, либо что-то другое.

Гипотезу о том, что южные алтайцы это кыргызы, которые были переселены на Алтай ойратами из Моголистана (Бутанаев/Чороев) считаю ошибочной. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, Rust сказал:

Есть один проблемный момент, который не может объяснить былое единство ца-кыргызов и теленгитов/телеутов (т.е. алтайцев). Это этноним "кыргыз". Либо теленгиты/телеуты утеряли ранее единый этноним, либо что-то другое.

Гипотезу о том, что южные алтайцы это кыргызы,которые были переселены на Алтай ойратами из Моголистана(Бутанаев/Чороев) считаю ошибочной. 

Тоже так думаю. Ведь в таком случае должны были остаться легенды, сказания о данном событии. Однако я не натыкался на подобное. Никогда. 

Зато помню легенду о бурутах, которые покинули алтай испугавшись берез(по другой вариации испугались Монгол). 

Вот еще. Может быть, вам, как кыргызу, будет интересно: 

"Петроглифы на скалах сделал древний народ «буруты», они были высокими и светловолосыми и... умели летать."

"По легенде, в давние времена жил такой народ – бурут. Когда среди темного хвойного леса стали расти белые деревья (березы), эти люди испугались. Они решили, что это плохое знамение, и захоронили себя камнями вместе со своей живностью и имуществом. Предварительно они выкопали для себя землянки. "

"По легендам, в древности на Алтае жили буруты (бурут эл). С их именем связывают древние курганы и арыки. Буруты ушли на юго-запад из-за изменения климата (стали вырастать деревья). Возможно, в легендах отразились события, связанные с проживанием на Алтае древнего народа бурудут, покоренного войском Чингис-хана в начале XIII века. А о собственно сёоке бурут известно лишь то, что входящие в него люди пришли на Алтай в середине XVIII века с района Тус-куля. Иначе говоря, они генетически связаны с тянь-шаньскими кыргызами."

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
57 минут назад, Чурас-алын сказал:

Тоже так думаю. Ведь в таком случае должны были остаться легенды, сказания о данном событии. Однако я не натыкался на подобное. Никогда. 

Зато помню легенду о бурутах, которые покинули алтай испугавшись берез(по другой вариации испугались Монгол). 

Вот еще. Может быть, вам, как кыргызу, будет интересно: 

"Петроглифы на скалах сделал древний народ «буруты», они были высокими и светловолосыми и... умели летать."

"По легенде, в давние времена жил такой народ – бурут. Когда среди темного хвойного леса стали расти белые деревья (березы), эти люди испугались. Они решили, что это плохое знамение, и захоронили себя камнями вместе со своей живностью и имуществом. Предварительно они выкопали для себя землянки. "

"По легендам, в древности на Алтае жили буруты (бурут эл). С их именем связывают древние курганы и арыки. Буруты ушли на юго-запад из-за изменения климата (стали вырастать деревья). Возможно, в легендах отразились события, связанные с проживанием на Алтае древнего народа бурудут, покоренного войском Чингис-хана в начале XIII века. А о собственно сёоке бурут известно лишь то, что входящие в него люди пришли на Алтай в середине XVIII века с района Тус-куля. Иначе говоря, они генетически связаны с тянь-шаньскими кыргызами."

Спасибо за информацию, некоторые данные есть, было бы хорошо - если вы дали бы цитаты с указанием источников и статей.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

Хорошая статья по бурутам от Олжобая Каратаева:

Цитата
Ещё раз об экзоэтнонимах «бурут» и «буруты»
(часть 1)

В этой статье мы вновь обратили свое внимание к термину “бурут” или “буруты”. “Бурут” для кыргызов является экзоэтнонимом или эндоэтнонимом? Вопрос этимологизации, его значение и само появление слов “бурут” или “буруттар” (т.е.буруты) в исторической среде по сей день вызывает бурную полемику. Данная дилема имеет более чем двух вековую историю. В разные годы в научных и др. научно-популярных изданиях было опубликовано множество разноречивых статьей, в которых выдвигались разного рода гипотезы на счет слова “бурут”.

В цинь-маньжурских (китай), монгольских источниках, и в то же время в сочинениях русских авторов XVII-XVIII вв. тенгиртоуские кыргызы известны как “бурут” или “буруты”. В 1856 г. Чокан Валиханов прибыв в Восточный Туркестан по специальному заданию Генерального штаба Российской империи в составе торгового каравана остановился на стойбище у кыргызов (у рода кыдык, племени бугу текесских кыргызов). Здесь он заметил, что местные кыргызы никогда не слышали слова “бурут”. Он также отметил, что среди кыргызов не встретил рода “бурут” (1, с.324). Известно, что во всех вариантах эпоса “Манас” враги кыргызов - калмаки (хальмг-джунгары) и китайцы – называли их “бурутами”. Надо отметить, что ойраты никогда не называли себе “хальмг” или “калмаками”. Но перекочевавшие часть ойратов в XVII в. /Восточную Европу (Волгу-реку) под предводительством Хо-Урлюка сам себе стали называть “хальмгами”.

Вероятно, что часть кыргызов, которые еще в начале Х века обитали в Восточном Туркестане (Западный Китай или же во Внутренней Азии) и в его приграничных районах были известны под названием «бурут» (кит. «булу», «булутэ»).Синолог Н.Я.Бичурин (Иакинф) одним из первых выдвинул точку зрения, согласно которой этноним «булутэ» (бурут) происходил юго-западнее Хотона, севернее Тибета, а в IV в.н.э. они переселились на Тенгир-Тоо. Автор свое предположение основывал согласно этнонимам “болу”, “булу”, которые встречаются в китайских средневековых хрониках династии Тан («Сию юй вэнь цзянь лу»). Н.Я.Бичурин связывал их с этнонимами “кыргыз” или “бурут”, акцентируя внимание на их общие истоки и паралелли (2, с.28).

Китайские исследователи изучающие Лоб-Нор и сопредельные ей территории склонны полагать, что территории современного Западного Китая, после перекочевывания хуннов на западном направлении, в свое время были заселены кыргызами. Согласно их информации (с опорой на китайские хроники), на данных территориях после хуннов из тюркоязычных племен обитали только кыргызы. Значит, информация современных китайских историков солидаризируется с выводами Н.Я.Бичурина. Действительно, если проанализировать китайские хроники, то в них часто упоминаются племена “болу” и “булутэ”.

Исследователи, в основном опираясь на восточные письменные источники, считали что кыргызы самый ранний автохтонный народ Восточного Туркестана и его окрестностей. Авторы (Н.Я.Бичурин, В.Шотт, Ч.Валиханов) считали, что проживавшие в Восточном Туркестане различные племена в силу особенностей своего языка называли “булу”, но при этом идентифицировали их как – кыргызы. Однако, стоит отметить, что по сей день точку зрения данных исследователей в научной среде не обсуждались.

Но тем не менее, последние исследования ученых указывают на то, что древние кыргызы действительно могли обитать на территории современного Западного Китая и ее окресностях. В труде кыргызского учёного Э.Ж.Маанаева отмечается: “Кыргызские родоплеменные группы (РПГ) помимо Енисея и Тениртоо также проживали на Притибетье и Афганистане, о чем сообщается в соченении XI в. Ибн ал-Асира «Тарих ал-Камал». Ибн ал-Асир описывает некоторые события XI в. происходившие на Северном Афганистане. Автор обрашает внимание на кыргызского эмира (хыргыс), который служил в державе Газневидов. Если быть точнее, Ибн ал-Асир в своем сочинении пишет о кыргызах руководивших военными частями Газневидов (3, с.9). Естественно, что вопросы по локализации кыргызов периода раннего средневековья и более поздних времен, их миграция по Средней и Внутренней Азии (нынешний Западный Китай и окрестности) и ее основные направления, их этнокультурные и прочие взаимоотношения с другими племенами требуют специального исследования.

Г.Е.Грум-Гржимайло “бурутов” рассматривал в качестве этнокомпонента сыгравшего основную роль в становлении этнического облика тенгиртоуских (тянь-шаньских) кыргызов. Он воспринимал происхождение древнего этнонима «бурут» от онима «бурят». Автор опираясь на упомянутый в сочинении Рашид-ад Дина (XIV к.) “Жами ат-Таварих” этноним баргу-бурут, видел в данном термине тесную историческую связь с термином “бурут” (4, с.537; с.188). Данная научная точка зрение безусловно достойна поддержки. Исследователь считал, что “буруты” как самостоятельный этнокомпонент сыграл важную роль в формировании тенгиртоуских кыргызов. Г.Е.Грум-Гржимайло в качестве аргумента приводит о часто встречающихся среди хакас-сагайцев, хакас-качинцев и алтай-теленгитов этнонимов “кыргыз” и “бурут”. Действительно, в составе современных хакас-сагайцев, хакас-качинцев, хакас-кызылцев (этнографические группы в составе хакасов) имеются рода “пүрүт” и “хыргыс”. А в составе алтай-теленгитов имеется род (сеок) “бурут” (5,с.40-41).

Помимо этого, интерес представляет факт того, что в Северо-Западной Монголии в составе монголоязычных этносов дэрбэт, байат, урянхай, мингат, хойт, хошоут и др. имеются этнонимы “кыргыс” и “бурууд”. А известный ориенталист Г.Н.Потанин еще в XIX в. в своем труде упоминал, что среди хотонов имеющих свои корни от кыргызов (расселены в аймаках Улан-Гом, Убсунурский аймак Монголии) встречаются рода “буруд”. Данные сведения свидетельствуют о несомненном этнокультурном влиянии кыргызов на тюрко-монгольские этносы. В некоторых источниках XVII в. говорится, что на Алтае имелся самостоятельный оток Бурут (5, с.40-41). Оток – на калмыкском (жунгарском) языке означает административное деление территорий. Кроме этого, среди ногайцев Астраханской области России выявлен род “кыргыз-бурут”. По данным И.Г.Георги кыргыз-буруты также как и другие этнические группы в 1758 г. подверглись переселению на берега реки Волги (6,с.225). В 1773-1775 гг. Жунгарское ханство исчезло, и подавляющее большинство калмыков были истреблены маньчжурами (Циньская империя). По некоторым сведениям в том геноциде подверглись до шести сот тысяч калмаков (ойратов). Вероятно, что это могли быть енисейские “кыргыз-буруты”, которые были переселены в Жунгарию в 1703 г. Среди беженцев калмыков, которые бежали с этих мест на берега Волги могли быть и тенгиртоуские кыргызы.

“В переписи населения 1782 г.” численность “увача-бурутов”, которые вышли из под власти калмыкского ханства составляла 350 душ. Около 200 душ вошли в состав утар-алабагутов, остальные же влились в состав ногай-карагашов. “Кыргыз-буруты” в составе утар-алабугатов (астраханские ногайцы) в нынешние дни имеют большой почет, и род “кыргыз” считается выходцами из белых костей (6, с.225). Этот пример свидетельствует, что генезис кыргыз-бурутов берет начало от енисейских кыргызов.

Н.А.Аристов одним из первых выдвинул гипотезу по экзоэтнониму “бурут”, отмечая что оно могло возникнуть от слова “бөрү” (волк) (7,с.345). По мнению автора “бурут” (буру ≈ т) – “бөрү” видоизмененная фонетическая форма (приставка -т у монголоязычных народов передает форму многожественного числа). Данное предположение ученого имеет научно обоснованную основу. В качестве аргумента этому можно привести пример такого характера: у кыргызов имеются рода схожие с монголоязычными - нойгу(т), баргу(т), чүйү(т), мерки(т), мурку(т), тайчиу(т), онгу(т), кыйа(т) и др. По древним письменным источникам и научным трудам известно, что древние хунны, тюрки, монголы и др. народы в качестве своего предка видели волка. Некоторые этносы по сей день в качестве тотема носят имя волка. Например, башкорт и др.

Кыргызский историк А.А.Абдыкалыков в своих трудах широко отразил историографию, этимологию термина, и другие аспекты по данному вопросу. Автор в своем научном сообщении предпологает, что “бурут” относительно для кыргызов является навязанным другими народами экзоэтнонимом. Так на монгольском и калмыкском языках данный термин передает значение “другой (чужой) народ” или “виновные” (8, с.127). Исследователь в данном весьма актуальном вопросе солидаризируется с точкой зрения кыргызоведа К.И.Петрова. К.И.Петров опираясь на монгольские словари отмечал, что слово “буруу” передает значение таких слов как “предатель” и “иноверец”, и что данное слово для кыргызов является экзоэтнонимом (9, с.57). Естественно, что опирась лишь на языкозанию в данном щепетильном вопросе быстро найти компромиссы не получиться. Например, в кыргызском языке под словосочетанием “тили буруу” подразумевают неизвестные, непонятные и чужеродные языки, и порой так называют иноверцев.

В свете соспоставления различных материалов известно, что подавляющее большинство тенгиртоуских кыргызов в XVI-XVII вв. исповедовали ислам. Этому свидетельсвует труд Сейф ад-Дин Аксикенди “Мажму ат-Таварих” (XVI в.). Также известно, что в данный же отрезок времени монголоязычные калмыки (ойраты), монгольские племена (халха-монголы), буряты официально приняли буддизм (ламаизм). Вероятно, что вторая интерпретация “бурута” как “иноверцы” возникла именно в данный исторический период по религиозным соображениям.

Востоковед Ю.А.Зуев по историко-этнографическим материалам связал возникновение термина “бурут” с тотемной хищником – беркутом (10, с.84). Действительно, кыргызы издревле почитали и считали хищную птицу беркут тотемом. Это отражено в народном фольклоре, и в названиях родов (кара куш, бүркүт, карчыга), а также в родовых тамгах (жагалмай тамга, кош тамга, карчыга тамга и др.). Об этом сообщается в трудах средневекового мусульманского автора Гардизи (Х в.). Он писал, что кыргызы особо почитают и поклоняются беркуту.

Саха-якутский историк Г.В.Ксенофонтов предложил свою точку зрение по данной проблематике. Например, элётты (өлёты) – одно из крупных родовых образований, которые внесли существенный вклад в образование Жунгарского ханства (11, с.49-52). Этноним саха-якут передает значение как уничижение человека. В то же время “бурут ≈ буруут” обозначает “из другого рода”, “чужоземец”, “иноверец”. Помимо этого, саха-якуты словом “бурут” пугали своих балующихся и плачущих детей (12, с.164). Но слово “кыргыз” (кыргыс) в современном монгольском языке передает значение “свирепый”, “ярый”, “уничтожительный” (Бутанаев 5, с.41).

Е.Кычанов и Т.Бейшеналиев, исследователи династийных хроник китайских монголов Юань (1271-1368), а затем и Минь (1368-1644), отмечали, что термин “бурут” был закреплен за кыргызами в качестве дополнительного прозвища ойратами. По их данным этот термин произошел от ойрат-калмыкского слова бору(к) – “скалистые горы”. Они утверждают, что этническая группа кыргызов бок о бок проживавшие у устья рек Енисей и Хемчик-Бору в свое время назывались “бору(к) ≈ бору ≈ т ≈буру ≈ т (13, с.242-243). Авторы пришли к выводу, что этноним ”кыр ≈ кыр” (кыргыз ≈ кыр ≈ гыр) является калькой данного термина. Данное утверждение конечно же требует дополнительных уточнений.

Л.П.Потапов на основе многолетних исследований мифологических представлений народов и народностей Саяно-Алтая предположил, что алтайцы (теленгиты) связывали появление термина “бурут” (bur-ut) от своего древнейшего тотемного животного – оленя (14, с.147-148). Многие исследователи отмечают, что этноним “бугу” (форма трансформированного древнего мифологического термина “бука”) мифологический термин у ряда тюрко-монгольских народов появился от древнейших тотемных представлений. Этому свидетельствуют кыргызские генеалогические мифы о Бугу-эне. В них Бугу-эне предстает как родоначальница племени бугу. Содержание и сюжеты мифов, безусловно, отражают эпохи матриархата. Но авторы (Л.П.Потапов), как правило, не раскрывают этимологию и точную формулировку термина. Однако, несомненно, точка зрение Л.П.Потапова внесли в науку существенный вклад. Кыргызский историк, профессор С.Аттокуров в своих исследованиях высказал мнение о том, что термин “бурут” - является названием предков племени бугу.

По мнению хакасского этнографа, профессора В.Я.Бутанаева корни термина “бурут” лежат в монгольском языке. Кыргызы данный экзоэтноним принимали как покровителя домашнего скота - голубого “ызыха”, небесного голубого цвета. Данный цвет символизировал у южносибирских кыргызов военно-политическую и экономико-культурную доминанту (5, с.41).

«Бурут» как имя собственное в монгольский период был известен помимо Тенгиртоо, также и на Саяно-Алтае. В народном фольклоре алтайцев сохранились предания о проживавших в Южной Сибири древних бурутов. Согласно данной информации «буруты обживали степные и горные местности, у них была развитая богатая культура. Они занимались земледелием, рыли каналы, строили стены и возводили курганные города. По другой версии, в долине Среднего Енисея долгие годы в летние месяцы царила засуха. Травы и посевы выгорели, поливные каналы засохли. Тогда кыргызы в поисках лучшей доли переселились в сторону современной Монголии. В местах их обитания остались крупные ирригационные сооружения. В преданиях шорцев и чулумцев упоминается, что места их обитания с древности были степными и там жили скотоводы кыргызы, когда начали прозрастать деревья, кыргызы восприняли это как плохое предзнаменование и переселились на юг. О «бурутах» в преданиях упоминаются топонимы «бурут сувага», «бурут журту» (5, с. 39-40).

Если опираться на выше приведенные сведения, то следует понимать, что кыргызы и буруты в фольклорных преданий народов Саяно-Алтая являются древнейшими народами этого общирного региона. Название бурут по данным разных исследователей происходит от этнонимов “по-лу”, “бу-лу” (Н.Я.Бичурин); “бурят” (Г.Е.Грум-Гржимайло); а также от слов “бөрү” (волк) (Н.А.Аристов), “чужеземец”, “иноверец”, “яростный”, “виноватый” (Г.В.Ксенофонтов; К.И.Петров; А.Абдыкалыков; Ө.Караев); “беркут” (Л.П.Потапов); “живущие на скалах, горцы” (Е.Кычанов,Т.Бейшеналиев); “цвета Көк Теңира, покровитель животных” (В.Я.Бутанаев); “название предков рода бугу” (С.Аттокуров). Если, обратить внимание на выше приведенные версии, то исторические корни термина “бурут” находятся на Саяно-Алтае, Монголии, Западном Китае (Внутренняя Азия) и прилегающих их окресностях.

В устном творчестве тюрко-монгольских народов Саяно-Алтая говориться, что кыргызы и “буруты” издавна обитали на одной территории. В то же время в историческом фольклоре хакасов и алтайцев сохранились сведения о независимых, сильных и могущественных “бурутов”. По данным преданиям, можно понять, “буруты” проживали то на Саяно-Алтае, то на территории современной Монголии. Действительно, внутри современных тюрко-монгольских народов имеются самостоятельные рода “бурут” и “кыргыз”. У тюрко-монгольских народов Саяно-Алтая (хакасы, алтайцы, телеуты, урянхайцы, хотоны, торгоуты, миянгаты, дэрбэты, хошоуты, хойты) широко распространен род “бурут” (пүрүт), который связан с кыргызами (17, с.54-55).

Что примечательно, данные из хакасского фольклора, имеющиеся в нем названия родов и племен, полностью совпадают с данными кыргызских преданий (санжыра). По этим сведениям можно узнать, что кыргызы издавна бок о бок проживали с монголоязычными народами на единой географической и этнокультурной территории, и одна часть кыргызов называлась “бурут”. Ибо термин “бурут” одновременно упоминается в фольклорном творчестве как народов Хакас-Минусинской котловины, так и народов Монголии, которые предположительно относятся к XIII-XIV вв. Это также может свидетельствовать о частых миграционных процессах кыргызов на вышеназванных территориях.

Известно, что в официальных документах Циньской династии кыргызы именовались под вторым своим именем – “буруты”. Вероятно, китайцы официально начали использовать данный экзоэтноним в документах уже с самого момента основания своей империи (Циньская династия основана была в 1644 г., а исчезла в 1912 г.). Однако в документах расшифровки термина “бурут” пока еще не обнаружены. По официальным государственным документам можно понять, что экзоэтноним “бурут” передавал значение положительного отношения к своим соседям.

Вновь возвращаясь к генезису о происхождении термина “бурут” от “бөрү”, мы считаем, что в данной точке зрении Н.А.Аристова есть рациональное зерно.Нынешняя форма экзоэтнонима “бурут” называлась “бөрү” (бөрү ≈ т ≈ пүрүт ≈ бурут). Аффикс бөр ≈ т; -т (-ыт; - ут; - ит) у монголоязычных народов передавал множественное число.

Известно, что начиная с XIII в. монголы, а с XV-XVI вв. ойрот-калмыки, налаживали с енисейскими кыргызами союзнические отношения, дипломатические связи и торговлю. Помимо этого, у кыргызов и монголоязычных народов имеются общие схожие черты и паралелли религиозных обрядах, культурных традициях и обычаях, в веровании и в быту. С IX-X вв. этнокультурные, исторические взаимоотношения кыргызов с монголами усились. Например, после смерти Чингиз-хана на освободившийся наследственный престол взошел Огодой-хан (Угедэй), который с намерениями наладить союзнические отношения взял “четвертой царицей” Жачын, которая была дочерью вазиря одного из кыргызских ханов.

Олжобай Каратаев, профессор, д.и.н, Кыргызско-Турецкий университет “Манас”

 

  • Thanks 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

4 часа назад, Rust сказал:

Гипотезу о том, что южные алтайцы это кыргызы, которые были переселены на Алтай ойратами из Моголистана (Бутанаев/Чороев) считаю ошибочной. 

Я тоже считаю ошибочной. Южные алтайцы это кыргызы и моголы которые пришли на Алтай в конце 14 века. Может там и появился экзоэтноним «бурут» в значении чужой, иноверец. Как раз жили на Алтае с ойратами в эпоху Эсена тайши (Эсенкан в Манасе).

А вот по Сеоку бурут, да, скорее всего это уже уведенные джунгарами тяньшанские кыргызы. 

Кстати в Манасе Сагымбая «бурут» это волки. 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...