Перейти к содержанию
Гость Rust

Алтайцы

Рекомендуемые сообщения

 

У нас есть мужское имя Жолай.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 17.02.2022 в 07:31, Чурас-алын сказал:

У нас есть имя Элдей. 

Это другое имя - Элдей. Элдей - Предок саха

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 24.01.2022 в 05:43, Linkor сказал:

"В середине ХI в. их [киданей] владения простирались до Алтая. Устное народное творчество алтайцев сохранило предание о том времени. Одно из них повествует о покорении алтайцев кытаями и об уводе их с Алтая" - подскажите, о каком предании или эпосе идет речь? 

Что там предания алтайцев или чулымцев о китаях. Почитайте труд Фишера  "Сибирская история". Там пишется, что даже расположенные гораздо западнее, сибирские татары, тобольские татары помнили о владычестве каракитаев в районе Иртыша -Оби.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 23.07.2022 в 20:07, Zake сказал:

Что там предания алтайцев или чулымцев о китаях. Почитайте труд Фишера  "Сибирская история". Там пишется, что даже расположенные гораздо западнее, сибирские татары, тобольские татары помнили о владычестве каракитаев в районе Иртыша -Оби.

 

Если верить Ибн ал-Асиру, наплыв китаев был многолюдным, поэтому широкая военная, политическая и культурная экспансия прилегающих областей и народов логична.

 

"... Когда он (АКБ: Елюй-Даши) вышел из Чина в Туркестан, к нему присоединились тюрки-хитаи. Они прежде него вышли из Чина (Сина) и находились на службе ханства владетелей Туркестана. Арслан-хан Мухаммад ибн Сулайман заставил переселиться свыше 16 тысяч кибиток. Их [прежнее] кочевье - у проходов, которые отделяют его от Сина.

... Год 408 (1017-1018 гг.). В этом году вышли тюрки из Сина в большом числе, свыше 300 тысяч кибиток из тюркских родов, среди них хитаи, которые овладели Мавераннахром, рассказ потом дойдет до них, если хочет Аллах всевышний".

 

Это более 100 тыс. душ, на то время это огромная масса кочевого народа, которому нужны были пастбища и соседи данники для сбора ясака.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

@Алтай калык вы знаете свой родной язык? Можете объяснить название Теле-Солоу или гора Салоп?

Вы согласны с таким объяснением?

https://www.vtourisme.com/altaj/geografiya-i-klimat/vershiny/1642-salop

"Родовая гора рода «кузен», стоящая за селом Турачак, заканчивающаяся очень красивой основной вершиной, раньше называлась «Теле-Солоу». Теле — означает соединенные одна за другой (гора состоит из нескольких сопок-вершин, уходящих друг за другом), а Солоу — радуга.

Буквальный перевод «Теле-Солоу» — радуги, выстроившиеся одна за другой."

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 30.08.2002 в 23:51, Гость сказал:

алтайцы называют эпосов "кай", а сказителя "кайчи".

Горловое пение "хоомей" (мнг. хєємий) обязательное сопровождение сказителя "кайчи".

Алтайский, ойратский жанр сказания эпоса специфичен тем что выступает в тоне "хоомей" то есть горловым голосом.

Тэ–лэг, или тэ–лиг (связан с тотемом "тэ" т.е. тэх, теке) наверху над рунических писемь "мэргэн Тону–кёка" есть изображение "ТЭ" т.е. горного козла. Это и является родовын шутугэн–ом те–лигов.

Чушь

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 03.09.2002 в 00:34, Гость сказал:

Все таки "кай" и "хоомей" разные вещи.

Например для простоты использую пример: "кай" – у кыргызов это "Манас", а "кайчи" – это "манасчи".

Горловое пение (точнее музицирование) "хоомей – хєємий" это свое–образное прекрасное искусство известное только у алтайских, ойратских народов (последнее время у американцев благодаря старания тувинцев :) ). Родиной "хоомей – хєємий" себя считают тувинцы и западные монголы. Но тувинцы и алтай–ойраты имеют более многообразные способы "хоомей – хоомий" чем монголы.

Тэ–лэг, дэ–лэг самоназавние алтай–ойратов, которые живут рядом с монголией, и ихние название употребляемое соседами тувинцами–урянхайцами алтая.

А монголы их называют тэлэ(н)г – ууд (здесь аффикс –ууд монг. мн. число что всегда используется с родовым названием). Из этого монгольского названия происходили слова теленкит или телеут.

"Тэ" или горный козел (я не люблю это слово козел–просто не знаю как по–русски назвать того чего по–монгольски–"Янгир" а по тув. и алт. "Тэ"; если кто нибудь знает прошу поправить) это животное которое живет в алтайских снежных высотах, гордое прекрасное как архары. Имеет большие рога и это очень ценится. Каждый год приезжают туристы к нам чтобы тратить немалых зеленых чтобы добыть прекрасный сувенир голову "тэ" т.е. "янгирын тэх"–а.

Ещё раз подчеркиваю что на памятнике "Мэргэн Тону–кёк"–а изображен именно "ТЭ" что являлся родовым тотемом.

Племенный союз был создан в главенствующими "тэ–лэг"–ами, то есть народом и племени "ТЭ".

А "Гаогюй" или люди с "высокими тележками" это уйгуры, предки нынешних тувинцев и хакасов, которые ассимилировались монголами и людьми в квадратных тюбетейках как любят называть некоторые ваши форумщики.

Чушь. Теке и теле разное

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 07.09.2002 в 13:27, enhd сказал:

Слово бег – бэхи – бек имеет смысл богатырь или крепкий на ойратском языках (обе и монгол и тюрк).

В языке ойрат–алтайцев слово бег является коренным словом а маадыр (т.е. богатырь) заимствование из монгольского языка.

Ойрат–алтайцы и тувинцы алтая говорят о человеке крепкого и богатырского характера словом "бег".

сYрлYг бег кижи – сYрлэг баатар хYн – превосходный богатырь

а дербеты и баяты говорят бек кYмYн.

И ещё имеет смысл "ноён" то есть предводитель племени или рода т.п. Всё таки и в этом случае этот слово используется в прямом смысле "баатар", как это например ЕсYхэй баатар (а не ноён) предводитель боржигинов.

В падежных или в других оборотах слово "бэг" станет "бээ".

Т.е. напр: наш бэг (ноён), ихний бэг, бэг–у (ноёну)

Бээ (–вис, –зи, –нге, –зинге)

От этого "бээ" у народов средней азии появился титул или термин "бий".

У алтайцев никогда не было слова бег. Был титул бек. Бек - крепкий. Мы не были ойратами. От слова совсем. Самоназвание теле.  Слова маадар нет в словаре алтайцев. Слово бий тюркизм, который переняли монголы. Наверное балкарские таубийи с Кавказа пришли в Монголию и им очень понравилось слово бий и они решили своих князей называть бийями.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 12.09.2002 в 12:34, Акскл сказал:

http://src.nsu.ru/icen/grants/etno/

АЛТАЙЦЫ

Алтайцы (ойроты), народ в Горно-Алтайской автономной области Алтайского края. Численность 60 000 человек. Относятся к южно-сибирской (туранской) расе. Коренное тюркоязычное население Горного Алтая по этническому происхождению, языку и прошлой культуре делится на следующие племена и территориальные группы:

- северные алтайцы (тубалары; челканцы; кумандинцы).

- южные алтайцы (собственно алтайцы, или по самоназванию алтай-кижи; теленгиты; телесы; телеуты).

Язык южно-сибирской (восточно-тюркской) подгруппы тюркской группы алтайской семьи. Диалекты: алтай-кижи, телеут, теленгит, туба, кумандинский, челканский. Распространен русский язык. Письменность существует с XIX в. на основе русской графики. С 1922 года появился литературный язык на основе диалекта алтай-кижи.

Северные алтайцы сформировались, видимо, в результате длительных контактов древних тюркских, самодийских, кетских и угорских племен. Этническое ядро южных алтайцев, вероятно, составили кочевые тюркские племена, входившие с VI - VIII веков в объединения тюркоязычных племен теле и тюрков (основное население древне-тюркского и уйгурского каганатов); затем они смешались с пришлыми (XIII, XV - XVIII вв.) монгольскими племенами.

ХАКАСЫ

Хакасы, тадар (самоназвание), хоорай - народ, проживающий в республике Хакассия, республике Тува и Красноярском крае. Численность 80,3 тыс. человек. Относятся к южно-сибирской (туранской) переходной расе, разделяются на четыре этнографические группы:

- качинцы (хааш, хаас);

- сагайцы (са ай);

- кызыльцы (хызыл);

- койбалы (хойбал).

Говорят на хакасском языке тюркской группы алтайской семьи, который имеет четыре диалекта: качинский, сагайский, кызыльский и шорский. Современная письменность создана на основе русского алфавита.

Большая часть хакас придерживается традиционных верований, не смотря на то, что в прошлом веке (1876 г.), все они были официально крещены Русской Православной церковью.

ЯКУТЫ

ЯКУТЫ - саха (самоназвание.; назв. «Я.», «якольцы» в XVII в. русские переняли от эвенков). Народ населяющий бассейн средней Лены, нижнего Алдана, Вилюя, низовья р. Олекма, р-ны Крайнего Севера - по рр. Оленек, Анабара, Яна, Индигирка, Колыма. В настоящее время численность 350 тыс. человек.

Относятся к центрально-азиатскому варианту северно-азиатской расы большой монголоидной расы. Говорят на якутском языке северо-восточной подгруппы тюркской группы алтайской семьи, включает много монгольских элементов и заимствований из эвенкийского и русского языков.

Проблема этногенеза якутов довольно сложна. Они далеко оторваны от тюркоязычных народов, но сохранили скотоводство, чем резко отличаются от своих соседей - малых народов Севера, ведущих промысловое хозяйство.

В XVII-XVIII вв. Высказывалось предположение, что предки якутов переселились из Прибайкалья на среднюю Лену, спустившись по реке на плотах и смешались с местным населением: эвенками и юкагирами. К приходу русских (1620г.) якуты уже представляли собой единый народ делившийся на племена: намцы, кангаласы, мегинцы, борогонцы, бетюнцы, батурусы. Затем по мере расселения под давлением русских, появились обособленные областные группы (олекминские, верхоянские, колымские, оленеко-анабарские и др.).

ШОРЦЫ

Шорцы, шор-кижи, татар-кижи (самоназвания), живут по отрогам Кузнецкого Алатау, в среднем течении реки Томь и ее притоков Кондомы и Мрас-Су на юге Кемеровской области. Численность 16,6 тысяч человек. Относятся к южно-сибирской переходной расе. Выделяются этнографические группы: северная или лесостепная («абинская»), и южная или горно-таёжная («шорская»). Говорят на шорском языке северо-восточной подгруппы тюркской группы алтайской семьи. Диалекты: мрасский, распространенный по р.Мрас-Су и верховьях р.Томь, и кондомский - на р.Кондома и в низовьях р.Томь, примыкающий к северным диалектам алтайского языка. Письменность на основе русской графики.

В этногенезе шорцев участвовали тюркские, кетские, самодийские и, возможно, угорские компоненты. В XVII - XVIII веках часть шорцев переселилась в бассейн левых притоков реки Абакан и в последствии вошла в состав хакасов. В этот период русские называли шорцев «кузнецкими татарами», «кондомскими и мрасскими татарами», абинцами. Сами себя они называли по именам родов (Карга, Кый, Кобый, Челей, Таешь, Шор и т.д.), волостей и управ (Таяш-Чоны - Таяшская волость) или рек (Мрасс-кижи - мрасские люди). Алтайцы и хакасы называли их по имени рода Шор. Это название широко распространилось и было введено как официальное в XX веке.

В 1925 году был образован Горно-Шорский национальный район с центром в с.Мыски, потом в с.Куздеево, упраздненный в 1939 году.

Алтайцы не смешивались с монголами. Монгольская гаплогруппа примерно у 9 % алтайцев.

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 16.01.2003 в 01:11, Aryslan сказал:

- На тюркских языках Теле - значит 'Родной Язык'.

((((. Ха ха ха. Родной язык - тӧрӧл тил, эне тил.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 20.05.2004 в 05:41, Хак-Назар б. Касым сказал:

krig

Подвергались ли алтайцы(которые тюрки) геноциду со стороны цинов в ходе разгрома джунгарии?

По оценкам русских численность теленгитов была 600000 человек. После цынской резни осталось тысяч 20. Что это - геноцид или что то другое? 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 20.05.2004 в 10:19, enhd сказал:

Я никак не путаюсь. Кто задумал этот замечательное классифицирование и название "ойрат" и "ойрот" :D . Не Вы что-ли сами додумали.

Между "ойрат"-ом и "ойрот"-ом нет никакой разницы только там "а" и "о".

Говорю что алтайцы это "ойраты", часть джунгаров. Не надо делать разделение основываясь чисто на языковое различие. Они ойраты-алтайцы не жили в какой нибудь резервации, а жили вместе с ойратами-монголоязычными, воевали вместе, горевали вместе.

Оказывается жили вместе, горевали вместе, а джунгары резали алтайцев тоже "вместе"? И алтайцы не ойроты. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 20.05.2004 в 13:17, Гость Эльтебер сказал:

Енхд, как вы не понимаете что алтайцы, также как тувинцы и хакасы, не являются монголами, джунгарами, ойратами. Язык тут играет самую что не на есть главную роль. Они тюрки. И себя они не отожествляют с монголами или ойратами. То есть для них монголы, ойраты-джунгары являются совершенно отдельным народом.

Под ойратами вы понимаете географическую общность, а не этническую. Если следовать вашей логике, то все народы входившие в монгольскую империю являются монголами, то есть кыргызы, казахи, ногайцы, узбеки, татары, башкиры, русские и китайцы все монголы. Ну это же абсурдно!

Алтайцев называли ойротами ошибочно, из-за ихнего подданства, собственно, ойратам. Такая же путаница была с казахами. Их всех ошибочно называли киргизами.

Хочу вам также напомнить что алтайцы ближе всего к нам кыргызам, а вовсе не к монголам или ойратам. Имена, традиции и многое другое чисто кыргызские, хотя они христиане, а мы мусульмане. Кыргызский и Алтайские язык один и тот же. Они также как и кыргызы относятся к южносибирской расе. Посмотрите на топографию Алтая и Кыргызстана. Сплошные совпадения. Мне кажется тут можно говорить о том что кыргызы и алтайцы это один народ, разделенный волею судьбы.

А родство монгольских народов (халха, калмыки, буряты) просто не оспоримо. Один язык, одна культура, одна религия, одна центральноазиатская раса. В эту компанию алтайцы ну никак не вписываются.

Ваша позиция напоминает историю с тибетцами, которым систематически вдалбливают что они китайцы.

Так и есть, ни добпвить, ни убавить. Единственно, мы тенгрианцы

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 20.05.2004 в 16:48, Гость Эльтебер сказал:

Это обьясняет тот факт что кыргызы никак не могли быть ойратами или монголами, так как кыргызы как народ появился задолго до появления монголов и ойратов.Хочу вам напомнить что кыргызский язык относится к восточнокыпчакской группе, а казахский к западнокыпчакской. То есть если кыргызы оказахились бы , то мы говорили бы на западнокыпчакском языке.

Таким образом, кыргызы окыпчакились, а не оказахились. Тем более кыпчаки были современниками кыргызов. Контакты между ними были вполне реальными.

Опять же хочу вам напомнить что кыргызы бежали в Среднюю Азию спасаясь от монголов и ойратов. За долго до принятия ислама. Причем тут "обрусение" хакасов и "неизменность" тувинцев? Вы хотите сказать из-за этого они стали тюрками?

В том то и дело , что ойраты - это этническая принадлежность, а не наоборот. У ойратов западно-монгольский язык, национальный эпос "Гесер"..... Тюркостью там и не пахнет.

Ойратский союз не может быть доказательством того что алтайцы - это ойраты. Так же как кыргызы, казахи, татары и украинцы не являются русскими, только потому что входили в состав Российской Империи.

Отлично сказано

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 20.05.2004 в 17:12, enhd сказал:

Я не говорю что кыргызы есть монголы. Думается что кыргызы входили в состав ойратского союза, тем более этого можно выводить вполне логично просматривая различные источники.

Древние киргизы имеют ли прямое отношение к сегодняшним кыргызам? Может они уже стали монголами, т.е. ассимилировались.

Монголы и ойраты тоже очень древние народы, считать что они появились где-то в ХI веке является ошибочным представлением.

Кыргызский входит в кыпчакскую группу, следовательно не мог бы окыпчакизироваться. А вот оказахились точно, без труда можно этого замечать.

Нигде не встречал источников где написаны что кыргызы именно убегали от монголов и ойратов в Ср. Азию. Может ещё не приняли ислам, но после принятия все более удалились от своего корня ойратского ;) .

В истории 4-х ойратов написано что часть єєлетов во главе с Хамуг тайшом однажды уходили на запад за Кизилбаши, и потерялись т.е. пропали. Может потомки ихние живут сейчас среди кыргызов?

Видно что об ойратах ничего не знаете. Ойратский эпос это "Джангар" которое воспевается среди ойратов-монголоязычных и ойратов-тюркоязычных.

Что вы имеете виду "тюркостью": если язык то это не самое главный объединяющий этнический фактор.

Алтайцы, тувинцы и хакасы конечно тюркоязычные народы, но по укладу жизни, обычаю, традиции, одежду и т.п. более монголо-образные народы.

Алтайцы сами себя называют и называли "ойрат"-ами.

Мы себя ойратами не называли. Только как Ойроты, подданные ойротского каана. И скорее монголы похожи на нас своим укладом жизни

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 21.05.2004 в 02:51, Хак-Назар б. Касым сказал:

ну не совсем такая, казахи ни в чьём подданстве в то время не были ;) Казахов называли киргизами из-за первоначального знакомства русских с енисейскими киргизами.

про это уже говорили, однако геноциду алтайцы в отличие от джунгар не подверглись и поэтому ваше утверждение, что "казахи кидались на женщин и детей" некорректно. Ну а что же до грабежей, то какой кочевник не любит пограбить, те же джунгары например весьма уважали грабёж

Сперва изучите тему, прежде чем так писать

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 03.08.2004 в 12:49, enhd сказал:

История одной кочевки.

Было время после Октябрьской революции, точнее времена революционного раскулачества. Мирно жили на своих кочевьях в Алтае народ потомки ойротов, теленгиты. Жизнь потекла как прежде и весной народ отмечали праздник “Чагаа” (чага-байрам, новый год по лунному календарю отмечаемых у монголов, тувинцев и алтайцев). Кочевники обычно во время этого праздника одеваются в самые роскошные и ценные одежды из шелка etc., надевают женщины всякие украшения из золота, серебра, и пьют пищи и араки в позолоченных или посеребренных пиалах-чашках и т.п. Праздник продолжается почти на неделю, погостят у друг друга и т.д.

Так вот во время этого праздника к каждому аилу приходили военные и отобрали у хозяев всего ценного, снимали у людей хороших ценных одежд и брасывали вместо них каждодневные поношенные одежды, у женщин отнимали из рук и из ушки серьги, кольцы, браслеты. Говорят что некоторые шустрые женщины успели скрывать несколько своих украшении, например браслеты серьги, внутри посуды с водой или молоком, так как они занимались едой и были вблизи очага.

Все конфискованные вещи и драгоценности они военные собирали и закрыли в сундук одного из юрт и оставляли там караул из местных бядняков, и уехали на очередные аилы провести конфискацию. Наверно планировали собирать их всех одним разом после окончания конфискации.

Это сильно действовал на теленгитов, аилы обменялись меж собой сообщениями, совещались. Главы аилов решили откочевать на южную сторону Алтая, переходив через алтай. Эти земли по сущности являются их прежней землей, кочевавших во времена могущества Ойротского улуса.

Все в одну ночь сообща двинулись захватили и связывали оставленных караульных людей. Назад отобрали свои вещи, драгоценности. Твердых вещей (золото, серебро etc.) надежно скрывали в лесу и ещё кое-где. Взяли только самые нужные вещи, еды. Скот закрывали в забор или в ограждение сделанное из складных стен юрт, чтобы они не ходили за хозяевами или кочевкой. Как защиту или чтобы скот не тревожились, люди разжигали большую огонь которая бы развивалась во всю ночь. Но говорят, что не знали что скот бывают такие умные, т.е. они знали что хозяева их бросают, уходят куда-то и подняли большой шум-блеют, мычат т.п.

Все собрались и быстрым ходом ехали в сторону границы. В какой-то день когда они сделали временную остановку для отдыха, их догоняли солдаты. У всех мужчин связали руки на спине и посадили кругом их вместе. Женщин с угрозом заставляли нагружать верблюды и приготовить лошадей. Среди связанных были люди которые знают русский язык и передал остальным что солдаты разговаривают после нагружения и ухода назад кочевъя, этих связанных контр-ов будут убивать гранатом. Поэтому они связанные теленгиты решились на смерть и жизнь бороться с ними, у одного был упрятан нож и с этим ножом они тайно развязывали руки и ждали. Как только закончили нагружать вьючные, готовить лошадей все они бросились на солдаты. Началась борьба, слышны были стрельба, крики. Наконец-то одолели теленгиты. Далее кочевья ещё быстрее ехал почти без остановки. Сделать почти зимой переход через Алтай очень трудное и драматическое дело.

За Алтай-ем, на южном уклоне хребета, было тепло люди там спокойные живут обычной кочевой жизнью. Живущие там родственный им народы тувинцы, теленгиты, и урянхайцы-монголы с теплом приняли их и дали кров, скот. Земля хорошая, теплая и жизнь спокойная. У теленгитов размножались скот и таким образом жили несколько лет.

Ну, обстановка региона также ухудшилась, война между китайской армии и мусульманских повстанцев то приближались то уходили. В конце концов стали не давать покоя разрозненные банды османских казахов. Нуждалось им быть в постоянной настороженности, поставить караулы. Если появляются немногочисленные бандиты отразить удар, если не в силах уходить скрываться. Был случай, когда они спустили караульных успокоившись из-за продолжившихся много суток спокойствие, вдруг нападали османцы и зарезали всех, видно что у османцев тоже была хорошая разведка.

Вообщем, много страдавший народ теленгиты опять решили откочевать, опять через Алтай, на этот раз в Монголию. Этот путь тоже не был легким приходилось отбиваться от преследующих османцев.

Приехали они в Монголию, а там оказывается жизнь спокойная. Местные тувинцы, урянхайцы-монголы, казахи живут мирно, спокойно. Люди дали кров, скот и теленгиты жить стали вместе с тувинцами. Так прошло некоторое время.

В Монголии началась репрессия под указом коминтерна, начали истреблять всех лама и т.п.

Наверное, советские требовали у Чойбалсана вернуть ихних подданных алтайцев. На что Чойбалсан дал согласие, может просто не было другого выхода, если отказать то его самого легко казнили бы в Москве. Приехали из Бийска красные солдаты с несколькими полуторками и начали грузить теленгитов на автомашины. Местные тувинцы и сойоны попросили оставлять некоторых маленьких детей-сирот, молодых девушек которые обручались с местной молодежью. О жестокости красных говорится вот как, когда местные попросили оставлять маленьких детей они отбрасывали их из кузова как будто сбрасывают тушу не человека.

Из последующих информации проясняется что всех мужчин теленгитов отправили на трудлагерь, оттуда никто не вернулся назад. Женщин детей оставляли.

Мда. Одни сказки. Красные резали, белые резали. Но от красных жестокости было намного меньше. Это раз. А во вторых с Вашего сообщения можно подумать в Монголии был рай на земле.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 18.07.2006 в 19:19, enhd сказал:

Народа такого как "алтайцы" не было. Это название придумано позже во время Советского Союза.

Называли как "ойраты", "калмыки" или "урянхайцы", а самоназвание был "тэлэнгид" или "тэлэг, дэлэг".

Зачем приводить посторонние названия алтайцев, такие как ойрат, урянхай, калмыки?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 19.10.2006 в 00:37, Kok-kyrgyz сказал:

Вопрос Алтаю, не в тему.

У кыргызов есть ругательские выражения, которые очень оскорбительны, в плане обращения к предкам, типа: "атандын (атабабандын) оозун урайын", "иттин гана баласы",

и выражения большого стыда, типа "бетимдин беш териси".

Есть ли у алтайцев подобные выражения, очень интересно было бы услышать Ваше мнение.

Ийтиҥ балазы, канчык неме

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 15.11.2007 в 22:49, Гость Зиядоглу сказал:

Ну может и черный волк означать. Да какая разница? Слово Тахир тоже означает что-то на арабском. И Зиядоглу. И Рустам. Но человек взял себе ник, на форуме принято обращаться по нику. Зачем лищный напряг?

Кара курт - черное насекомое

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 01.02.2008 в 19:18, Герыч сказал:

Вообще мне алтайцы представляются очень родственными казахам и кыргызам.

И наверняка они не имеют ни прямого, ни косвенного отношения к пазырыкцам.

Теперь то всё ясно. Пазырыкцы предки алтайцев

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

6 часов назад, Алтай калык сказал:

По оценкам русских численность теленгитов была 600000 человек. После цынской резни осталось тысяч 20. Что это - геноцид или что то другое? 

 

Я сомневаюсь, что цины совершили резню Джунгарского государства, я думаю, что кто-то приукрасил, свои аргументы я приводил на форуме.

 

1 час назад, Алтай калык сказал:

Ийтиҥ балазы, канчык неме

 

Мы, казахи, ругаемся также - иттің баласы, қаншық неме, қаншық сол. ))

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 минуту назад, АксКерБорж сказал:

 

Я сомневаюсь, что цины совершили резню Джунгарского государства, я думаю, что кто-то приукрасил, свои аргументы я приводил на форуме.

 

 

Мы, казахи, ругаемся также - иттің баласы, қаншық неме, қаншық сол. ))

 

Канчык неме это по теленгитски. Слышал, как жена иногда так ругается, один! раз и на меня так. Ну я и не принял к сведению, подумал: кровопийца сказала.  И только недавно узнал, что это значит. )). Разница на уровне диалектов. Клесов подразделяет алтайцев: теленгиты (мундус, тӧлӧс и јети ас) и истинные тюрки (тодош, чапты, очы). Кыпчаки есть и там и тут. Они самые многочисленные среди алтайцев. О геноциде теленгитов писал Гумилев (вырезано более миллиона человек, по сведениям китайцев), выше приводил пример подсчета русских. Память предков: кызаланду јылдар (красные годы - кровавые годы). Погром был тотальный. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...