Jump to content



Guest sanj

этноним ТЮРК-TURK

Recommended Posts

Хотел бы добавить свои версии с татарского языка.

Törü, törmäk, törergä – заворачивать во что-либо, сворачивать во что-либо

Törelü, törelmäk, törelergä – заворачиваться во что-либо, сворачиваться во что-либо

Törek – сверток; турок

Törkem – группа, толпа, скопление

Terek - быстрый, проворный; живой, здравствующий

Teräk - опора, подпора; ред. дерево

Tügäräk – круг; круглый

Türä - начальник, чиновник, сановник; закон

Может быть что-то из всего этого подойдет.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Брокгауз Ефрон

Тюрки (точное значение слова неизвестно) — группа народностей, говорящих на различных диалектах тюркского языка (см. Турецкие языки) и по физическим признакам своим в той или другой степени принадлежащих к тюркской расе (см. ниже). Географическое распределение, классификация, численность. Тюрки рассеяны на огромной территории, занимающей больше половины Азии, значительную часть Юго-Вост. Европы и сев.-вост. часть Африки, — начиная с Ледовитого ок. (якуты) до Куен-Луня (полу) и Испагани (туркмены Персии) и от берегов Колыми и Желтой реки (йегуры, салары) до Центральной России (татары касимовские) и Македонии (османы). Отдельные оазисы Тюрки племени встречаются и за этими пределами: колонии якутов на берегу Охотского моря, на Сахалине, татар в Литве и др., а племена, принявшие в себя значительную примесь Тюрки крови, встречаются не только среди населения Восточной Европы, но даже в Индии (джаты). Ввиду смешанного этнического состава Тюрки племени самой правильной классификацией его является лингвистическая (см. Турецкие языки); самой лучшей считается система академика В. Радлова, значительно совпадающая с этническими данными. Ни одна лингвистическая классификация не охватывает, однако, всех Тюрки народностей, так как не все диалекты еще изучены. В последнее время Н. Аристов сделал попытку классифицировать Тюрки на основании историко-этнических данных, по главнейшим племенам, из которых образовались все современные Тюрки народности, а именно: 1) племя канглов и родственное ему племя кипчаков, послужившие главным элементом для образования юго-западных Тюрки народностей (османов, адербейджанов, туркменов, ногайцев, волжских татар, башкиров и пр.), общая численность которых превышает 17 млн. душ, и в значительной мере участвовавшие в образовании узбеков, сартов и киргиз - казаков, так что 2/3 всех Тюрки происходит от этих двух главных племен; 2) племена: дулат (преобладающий элемент большой орды), алчин (главный элемент малой орды), аргын, найман, кирей (составляющие с кипчаками среднюю орду) — вместе с первыми двумя, участвовавшие в образовании киргиз-казаков; 3) племя кыргыз, отдавшее часть своих родов в среднюю орду, но продолжающее самостоятельное существование в горной части Западн. Тянь-Шаня, численностью около 225 тыс. душ; 4) племя якутов (230 тыс. душ), остаток древнего Тюрки племени, жившего некогда под именем саха в Зап. Тянь-Шане, закончившего свое существование в Индии и оставившего следы в Зап. Тянь-Шане в виде кара-киргизского поколения саяк и на Енисее в виде рода сагай; о) древние племена теле (оно же гаогюй) и турок-тукю, которые после падения их владычества в Монголии — сначала турков, а потом ветви теле, уйгуров, — вошли в состав племен кирейского, найманского и аргынского, а также лесных племен между Байкалом и Черным Иртышом; они же вошли в состав китайско-тюркской помеси дунганов, первоначально образованной гуннами. Остатками турков-тукю служат ныне телесы на Алтае, а остатками теле — телеуты; 6) племя карлык, слившееся с канглами и иранским населением Вост. и Зап. Туркестана; память о нем сохранилась только в наименованиях узбекских родов вместе с именами уйгуров и тюрков. Остальные тюркские племена или родовые союзы (онгуты, татары, меркиты), почти целиком омонголенные или истребленные во времена Чингисхана, а также ушедшие за Урал гунны, болгары, хазары, печенеги, гузы (они же команы, половцы) частью слились с другими нетюркскими народностями, частью вошли в состав Тюрки Восточной России. Мелкие племена Алтая и Саяна играли весьма незначительную роль в образовании главнейших Тюрки народов. В гео- и этнографическом отношении Тюрки делят на следующие 3 группы. I. Восточную, в которую входят якуты, сибирские татары и алтайцы (см. Тюрки-татары); сойоты или туба (самоназвание) в Сев.-Зап. Монголии; Тюрки Восточного Туркестана: чистые Тюрки — таранчи Кашгара, Гами и Кульджи, дунганы, кара-курчины; смешавшиеся с арийцами и монголами мачины и полу из Куен-Луна; Тюрки Китая — йегуры, салары, далды, обитающие в верховьях Желтой реки, между Куку-Нором и Лан-чеу, также и к С от Наншаня. Сюда же можно причислить дардов и джатов Индии, утративших родной язык, но по физическим признакам сохранивших связь с тюркским племенем. II. Центральную, в которую входят: татары Юго-Вост. России (см. Тюрки-татары); киргизы (чистые — кара-киргизы, или буруты, и смешанные — киргиз-казаки и кара-калпаки); узбеки (чистые — собственно узбеки, кипчаки, тюруки и др.; смешанные с иранскими элементами — сарты); башкиры (чистые — собственно башкиры, смешанные [финно-угорские] — мещеряки, чуваши; первые почти совершенно обрусели). III. Западную, в которую входят: туркоманы или туркмены (см.); кавказские татары (см. Тюрки татары); Тюрки иранского типа — адербейджаны персидские и кавказские; Тюрки средиземного типа — османы (см. Турки) и крымские татары (см. Тюрки-татары). Численность Тюрки сведена у Аристова в следующих цифрах. Тюрки Сибири и Монголии — 391192 душ об. пола; киргиз-казаки (в рус. влад., Хиве и Бухаре и китайск. влад.) — 3236394; кара-киргизы — 318388; Тюрки востока Европ. России — 3550543; юго-зап. Тюрки (османлы Турции, Закавказья и Персии и адербайджаны) — 13238251; туркмены (в рус. влад., Хиве и Бухаре, Афганистане и Персии) — 545347; узбеки (в рус. влад., Хиве, Бухаре и афганские) — 2037240; сарты (в рус. влад., Бухар, афган. влад.) — 1428000; Тюрки Восточного Туркестана (таранчи рус. влад., Тюрки китайских Кульджи и Вост. Туркестана) — 1 0 97911. Всего 25843266 душ об. пола — цифра ниже действительной вследствие устарелости одних данных и отсутствия других. Исходя из этих итогов, нужно принять, что Тюрки составляют 2% всего населения земного шара. В России они составляют свыше 9% всего населения, будучи сосредоточены главным образом в Туркестане, в степных и Закаспийской областях, в Закавказском крае и в вост. губерниях Европ. России; в степных областях, туркестанских, Амударьинском отделе и Закаспийской обл. они составляют сплошную массу населения — 4913030 из 5427098 (по переписи 1885 г.).

Антропологические признаки. Тюрки выступили на арену истории более чем за 2000 л. до Рождества Христова и претерпели за период своего исторического существования непрерывный ряд столкновений и слияний с главнейшими расами Азии и юго-востока Европы: тунгусской, монгольской, енисейской — на востоке, и иранской, семитской, средиземной — на западе. Это — сильно смешанная раса. Самые ранние помеси, судя по историческим данным, согласующимся и с антропологическими, были с сев.-азиатской длинноголовой расой (динлины), самоедскими и финно-угорскими племенами. Более поздние произошли с среднеазиатскими арийцами, потом иранцами и различными народами Западной Азии и Восточной Европы, коснувшись главным образом племен кангли и кипчаков, участвовавших в образовании 2/3 Тюрки народностей (Аристов). Более или менее чистый тюркский тип находят в центральной группе Тюрки народов, в особенности у киргизов, кара-киргизов, узбеков и некоторых татар Европ. России. Тип этот характеризуется следующими признаками: рост выше среднего (1,67—1,68), голова весьма круглая, гипербрахицефальная (голов. указ. на живых: 85—87), лицо удлиненное, овальное; глаза расположены горизонтально, без монгольской складки, но с характерным заворачиванием верхнего века по направлению к внутреннему углу глаза, почему щель кажется очень маленькой и напоминает глаз монгольский. Волосы без исключения черные, прямые. Волосяной покров более развит, чем у монголов, не достигая пышности иранского; на лице волосы особенно обильны на губах и подбородке (клиновидная бородка), почти отсутствуют на щеках; скулы широкие, но менее выступающие, чем у монголов; губы толстые, нос прямой, достаточно высокий. В отличие от монголов заметна наклонность к тучности. По степени уклонения от этого типа можно судить о степени и качестве смешанности той или другой Тюрки народности. В то время как, напр., кара-киргизы имеют в средн. рост в 1,67 м и голов. указатель 87, узбеки — в средн. рост 1,68 и указатель 85, киргиз-казаки уже имеют в средн. рост в 1,64 и, несмотря на высокий голов. указатель (87), обнаруживают монгольский глаз, выступающие скулы и другие признаки монгольской примеси. Русские татары имеют еще более низкий рост (1,63) и головной указатель 83 (влияние финнов, отличающихся низким ростом и мезоцефалией). Башкиры при достаточно высоком росте (1,66) субрахицефалы, как и татары. Мещеряки, более смешанные с финнами, еще более низкого роста (1,65) и еще менее брахицефальны (головной указатель 81,1); наконец, чуваши являются настоящими финнами по их малому росту (1,61) и головному указателю, почти мезоцефальному (80,5). Из восточной группы сибирские татары и сойоты обнаруживают смесь с енисейцами, якуты — с тунгусами. Таранчи хорошо сохранили свой первоначальный тип в Кульдже и северной части Туркестана (рост — 1,66, головной указатель — 85,6), на юге же смешались с иранцами. Китайские Тюрки — йегуры-кансу, — являющиеся вместе с северными таранчами прямыми потомками древних уйгуров (см.), по отзывам Потанина и Пясецкого, очень напоминают волжских татар. Дунганы представляют черты смешения с китайцами, сарты — с иранцами. Западная группа — наиболее смешанная. Туркмены, напр., в особенности племя текке, имеют рост 1,70, голов. указатель 75,64 (субдолихоцефалы) и пышную растительность на лице (результат смешения с иранцами и индоиранцами); османы — городские жители Малой Азии — малы ростом и долихоцефалы (см. Турки); европейские турки совсем мало общего имеют с тюркским типом, в громадном большинстве случаев представляя по головному указателю то субрахицефалию, то долихоцефалию. Брахицефалия и рост выше среднего сохранились среди изолированных туркменов Анатолии, среди Тюрки ахалцихских и акалкалакских на Кавказе, имеющих рост в 1,66, голов. указатель 84,7, между тем как соседние с ними адербайджаны при таком же высоком росте мезоцефальны (гол. указ. 80,4) и по всем другим признакам, обильной растительности на лице, очень удлиненному лицу, изогнутому носу, сливающимся бровям и т. д., явно приближаются к иранцам. Приняв в себя много посторонних примесей, Тюрки в свою очередь дали свою кровь и свои типические черты многим народам и племенам в Азии (персам — некогда светловолосой и брахицефальной расе, некоторым монгольским и тунгусским народностям, тибетцам, а в Европе финно-уграм, значительной части населения Поволжья и Южной России, Балканского полуострова и т. д.).

Этнографические особенности и религия. Различные народности Тюрки племени живут при таких различных условиях и столь различны по степени культуры (оседлый, кочевой, полукочевой, охотничье-бродячий образ жизни), что можно только указать на некоторые черты, некогда общие всем Тюрки, насколько они сохранились у более первобытных племен (киргизы, узбеки, туркмены) и рисуются в литературных памятниках, надписях Орхона и т. п. Исконная черта Тюрки — кочевничество, пастушеский образ жизни, с которым они расстаются крайне неохотно. Даже переходя к оседлому быту, еще долго сохраняют обычай номадов иметь два жилища: летнее (яйлак) и зимнее (кишлак). Вынужденные в некоторых местах перейти к земледлию, они все-таки при всяком удобном случае готовы променять его на кочевничество (туркмены) или заняться торговлей, ремеслами (татары, якуты). Настоящие земледельческие народности, как сарты, таранчи, дунганы, представляют население сильно смешанное. Типичным жилищем Тюрки-номадов считается кибитка, отличающаяся от кибитки монгольского типа тем, что жерди, составляющие крышу, изогнуты и потому верх куполообразный, а не конусообразный, как у монголов. По типу летних кибиток некоторые Тюрки народности строят себе и зимние жилища — круглые юрты из дерна, крытые жердями, тип надземных жилищ, приведший к искусству строить каменные здания. Известен еще тип пещерного жилища Тюрки, в котором три стены образуются скалой, а четвертая — пристроенная, с окном для света и выхода дыма (у татар на Кавказе, у алтайских Тюрки, у телеутов в XVIII в.). Особенностью зимнего жилища является чувал-камин (очаг с трубой из прутьев или досок, обмазанных глиной). Пищу варят над огнем, и потому котел вмазывается в очаг. Основа пищи Тюрки-номада — мясо, которое употребляется исключительно в вареном виде, но типичные продукты питания — молочные. Сыворотка — любимая пища даже и оседлых османлы. Национальный напиток — кумыс. Из культурных растений, известных Тюрки с древнейших времен, только просо носит чисто тюркское название, остальные — заимствованные. Хлебопашество было известно Тюрки еще в VIII в., как указывает на орхонских надписях чисто тюркское слово екинлиг — пашня, от екин — посев, поле. В национальном костюме Тюрки при всем его разнообразии есть некоторые общие черты, сохранившиеся со времен статуй тукю до настоящего времени у многих тюркских народностей: остроконечная шапка мужчин, цилиндрический убор женщин с вуалью, опускающейся на лицо, длинный халат с развевающимися полами и т. д. Искусство обрабатывать металлы Тюрки переняли от племен финно-самоедских и енисейских, но уже с древнейших времен славились в китайских летописях как кузнецы. Енисейские татары до сих пор называются "кузнецами"; многие тюркские племена отличаются искусным выделыванием оружия. В социальном отношении характерна типичная родовая организация, устои которой создали кочевое государство. Важнейшим элементом последнего после рода служил так назыв. эль — союз родов и племен, во главе которого впоследствии стали "каганы", или ханы, управлявшие элями на основании обычного права. Их власть развилась в ущерб народным правам вследствие войн, сначала за независимость (от китайцев и др. народов), а затем и завоевательных. Обычай набегов (аламанов) с целью грабежа, увода скота и женщин объясняется столкновениями из-за пастбищ и притеснениями со стороны соседних оседлых племен, а иногда случайной скудостью территорий, как у туркменов. Первобытная религия Тюрки была проникнута тотемизмом (см.) и шаманством. Каждый род имел своего тотема (онгона), обыкновенно животное, которому он воздавал поклонение и от употребления которого в пищу воздерживался. Орхонские надписи сохранили названия некоторых божеств: "тенгри" (небо и его хозяин), "йер-суб" (земля), женское божество "умай" (сохранившееся до сих пор у шорцев); там же встречаются родовые боги, названия идолов ("бэль"), священные места (леса, горы), словом, типичный культ антропоморфированной природы. Душа, по этим надписям, представлялась в виде птицы или мухи, как у многих современных диких народов. Тело предавалось земле обыкновенно спустя несколько месяцев после смерти. Похороны сопровождались трехкратными торжествами, вырыванием волос, изрезанием лица и т. д. Гадание на лопатках — типичный шаманский прием Тюрки, перешедший от них ко многим другим народам, даже народностям Южной Европы. — Буддизм был распространен в древности среди уйгуров (см.); в настоящее время он держится в виде ламаизма между некоторыми колунами урянхайцев в Сев. Монголии. Христианство с IV по XII в. исповедовали Тюрки на пространстве от Семиречья и Кашгара до Мерва; оно было принесено сюда сирийцами-несторианцами. Христиане были также среди гузов. С XIII в. христианство уступило буддизму и исламу. Теперь громадное большинство Тюрки исповедуют ислам; только некоторые китайские племена остались формально шаманистами, и некоторые народности — чуваши, якуты и часть татар приняли христианство, большей частью номинально, оставаясь по своим обычаям фактически шаманистами. Другие особенности быта Тюрки — см. отдельные тюркские народности: Киргизы, Башкиры, Туркмены, Турки, Тюрко-татары и пр. Историю Тюрки см. Турецкие языки, Сельджуки, Турция, Киргизы, Башкиры, Татары, Хунны, Гузы, Уйгуры, Половцы, Печенеги, Ногайцы и пр. Кроме литературы, указанной к словам Турки, Туркмены, Киргизы, Турецкие языки, см. ст. Turcs (в "Nouveau dictionnaire de G eographie universelle", par Vivien de Saint-Martin et Rousselet, т. VI, П., 1894; весьма богата по содержанию), W. Radloff, "Ethnographische Uebersicht der Turkstamme Sibiriens und der Mongolei" (Лпц., 1883); его же, "Aus Sibirien" (1884); Г. Потанин, "Очерки Северо-Зап. Монголии" (1881—1883); его же, "Письма о путешествии в Кансу" ("Известия Геогр.Общ.", 1885—1888); Deniker, "Les populations turques en Chine" ("Bul. de la Soci été d'Anthropologie", 1887); Howorth, "History of the Mongols" (Л., 1880—1888); C astren, "Ethnologische Vorlesungen ü ber die altaischen Volker" (СПб., 1885); H. Катанов, "Этнографический обзор турецко-татарских племен" (Казань, 1894); П. Мелиоранский, "Об орхонских и енисейских надгробных памятниках с надписями" ("Журн. Мин. нар. пр.", 1898); H. Харузин, "Этнография" (СПб., 1901).

Л. Ш—г.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Ответ нужно искать в древнетюркском языке, которым на сегодня считается язык Саха (Сака,Sakha).

Этноним тюрк, скорее всего означает - крепкий, сплоченный, поскольку на языке Саха тююр имеет тот же смысл. Есть схожие слова, например: тур - стоять, туруук -стойкий, тёрёх - приплод, потомство.

Многие этнонимы можно объяснить с языка Саха. Скажем Ариец, Арийцы - с языка Саха арый, арыйааччы означает открывать, первый, первопроходец, открыватель. Возможно, от слов Аар (бог солнца) и ый (луна).

Шумеры, Sumer, от слова сююмэр - выбирать, избранный. Произношение на английском ближе к Саха.

Чингисхан - имя Темучина, данное ему при избрании Ханом. Чынгыс-хаан у народа Саха бог 7-го неба, устанавливающий закон и порядок в Срединном Мире. Кстати, имена его родителей, детей и внуков, его полководцев и государственный строй звучат на чистом Саха. Тюркский этноним Монгол с языка Саха мэнгэ (родимое пятно, вечный) + уол (сын, парень). Даже внешний облик Чингисхана соответствует внешности чистокровного Саха - светлый, рыжебородый, зеленоглазый.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Guest Yerlaan
Чингисхана соответствует внешности чистокровного Саха - светлый, рыжебородый, зеленоглазый.

синеглазый

Share this post


Link to post
Share on other sites

Ашина созвучна казахскому "Ашына", что значит "сожитель", "незаконный супруг", если хотите "любовник"! Это слово очень старое. Может Хуннский мальчик родил тюркский ел(ь) в любовной связи с женщиной(или с народом), которую(ого) может звали, примерно, "Бори", "Каншык" или что-то в этом роде? Уже это дает нам всем говорить, что в природе самого появления народа тюркского заложена смесь с другими народами и она происходила всю дорогу становления и, развития и "разбивки" большого народа в маленькие, или точнее сказать в отдельные. Слово тюрк, произносилось в паре со словом "кок"- голубой, что могло означать и показывать на аристократичность и главенство среди прочих народов в то время. Но и могло означать "кок" -"небо". "Тюрк" -түрік-свернутый(ое) свернутое небо(у казахов есть выражение -"аспан(кок) етеги турилип тур", говорят про состояние горизонта.

Тогда давайте рассматривать следующие варианты:

"тюрк" - түрік-тірек-тырық-тұрқы-тұрақ-тұрғын.

Не может называться один народ одним именем у всех соседей, так как русские и монголы до 13 века не знали друг о друге и не могли(маловероятно) называть торкинами. Русские -да , а монголы нет. Представьте, что тюрки рассказывают монголам, что они родня невесты русских князей. Слово тюрк появилось очень рано и это был один народ. Слово это могло означать роль или положение этого народа(обозначающий, что они особенные, и эта особенность дает им право быть там где они пожелают и поэтому расти, размножаться и пользоваться своим положением, а все кто имел отношение к этому народу(роду) представлялись как османские тюрки, анатолий ские тюрки, саха тюрки и т.д. Ясно одно, тюрки жили на территориях расположенных между монголами и рускими, греками и финнами,персами и армянами. От одного конца до другого конца своих земель назывались одним именем(корень один).

Share this post


Link to post
Share on other sites
Guest Зиядоглу
Ашина созвучна казахскому "Ашына", что значит "сожитель", "незаконный супруг", если хотите "любовник"! Это слово очень старое.

Друг Кошщи, прежде чем вот так бросаться версиями, вы бы выяснили откуда это слово взялось на казахском вообще. Казахский "ашына" - сожитель от персидского "ашина"-знакомый. Что в общем никакого отношения к имени Ашина не имеет.

в природе самого появления народа тюркского заложена смесь с другими народами и она происходила всю дорогу становления и, развития и "разбивки" большого народа в маленькие, или точнее сказать в отдельные

А разве другие этносы становились каким-то другим чудесным способом? Все этносы имеют своих родителей.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Вопрос. Как, все-таки правильно писать - тюрок или тюрков?

ПисАть, наверное, все же лучше "тюрок". А говорить, привычнее - "тюрков". В русском языке, конечно, не такая большая разница в литературной и устной норме, как, скажем, у персов. Но, все-же, она присутствует.

То же слово "тюрков" в какой-нибудь диссертации, или ученой работе будет абсолютно недопустимым вариантом, а в обыденной речи - запросто.

Share this post


Link to post
Share on other sites
ПисАть, наверное, все же лучше "тюрок". А говорить, привычнее - "тюрков". В русском языке, конечно, не такая большая разница в литературной и устной норме, как, скажем, у персов. Но, все-же, она присутствует.

То же слово "тюрков" в какой-нибудь диссертации, или ученой работе будет абсолютно недопустимым вариантом, а в обыденной речи - запросто.

Я имею другое мнение: в литературной речи правильно говорить "тюрков", так как слово нерусское и имеет корень "тюрк", соответственно его изменять нельзя. То же самое, со словом "брелок", во множественном числе будет "брелоки", а не "брелки", в род.п.- "брелоков", слово "добок" (корейский костюм для занятий тхеквондо) во множественном числе будет "добоки", в род. падеже соответствено "добоков".

Share this post


Link to post
Share on other sites
Во множественном числе будет "брелоки", а не "брелки"

Угу. Только в реальности так никто не говорит.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Угу. Только в реальности так никто не говорит.

Ну знающие люди говорят. Посмотрите передачу "Своя игра", там ведущий говорит "брелоки", и это и есть норма речи.

Йа барюсь за честату рускага йазыка :lol:

Share this post


Link to post
Share on other sites
Guest
Предлагаю следующую версию происхождения этнонима "turk", со стороны кыргызского языка.

тюрюлгён - свернутый (свернуть крылья, ткань, кожу),

собранный (?народ??);

тюрк-тюрюк - сверток, клубок, сгусток, узел.

:idea: :?:

Не думаю что эти переводы подходит, так как если добавить "ман" - "человек" то получится, что то не суразное (свёрнутый человек, народ человек, клубок человек), хотя может что то из этого выйти)))). Свёрнутый, укутанный в ткань или одежду из кожи человек. Человек народный. Если прото тюрки были монголоиды то они вполне могут быть людьми похожими на клубок, т.к. моноголоиды низкорослые и тучные. Но мне как то больше симпатизирует сильный, крепкий, бодрый (турэг по монгольски). Вообщем турэгман аналогично тюркман.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Центральноазиатских кочевников, звавших себя как угодно, арабы, персы, ираноязычное население Мавераннахра именовали "тюрками". Примечателен тот факт, что сарты Мавераннахра звали своих монголоидных завоевателей тимуридов и шейбанидов тюрками. Этот этноним негласно распространяется как минимум в Фергане на их потомков и поныне.

С продвижением сельджукидов на Запад и последующим переходом на оседлый образ жизни, который происходил примерно в то же время, что и у тюрков Мавераннахра, этноним тюрк закрепился за уже осевшими тюрками Анатолии, Закавказья и Мавераннахра. Кочевников же стали именовать "татарами", но главным образом на Западе. Для коренных насельников Ферганы и их оседлые узкоглазые соседи и беспокойные кочевники Дешт-и-Кипчака были тюрками. Подобне этнонимирование благополучно завершилось в Советский период, когда разношерстный, но все же единый организм разрезали по живому, сгруппировав кочевых степняков тюрков в казахов и оседлый тюркский и сартский люд в узбеков.

1 тюрками - в Маверанахре именовали себя оседлые карлуко-согдийские метисы жители городов что ясно говорится в произведениях неизвестного автора "Худуди олям" и в сочинении Юсуфа Хос Ходжиба Баласагунийского Баласагуни в своем сочинении адресованного караханидам восхволяет

земледелие и оседлый образ жизни а кочевников называет "лживыми и бесчестными" - этим он причисляет себя и всех тюрков караханидов к оседлым

уже в 10вв

2 чагатайские тюрки А Навои и Бабур - в соих произведениях тюрками именуют только тюркоязычных Маверранахра - а других Могулами Узбеками Туркменами и т д

насчет Ферганы по словам Бабура в Ферганской долине персоязычные сарты проживали только на юге в Канибадаме Все населения Андижанского вилаета(подразумевается вся Ферганская долина с столицей Андижан ) состояло из оседлых тюрков! По словам того же Бабура А Навои писал

на тюрки разговорном Ферганской долины хотя проживал в Герате

Во времена Бабура оседлые тюрки сартами называли персоязычных городских в отличии от горных таджиков!

потом Шейбаниды стали называть сартами всех оседлых (тюрков и персоязычных) пример _ придворная поэтесса Омархана (Кокандский хан)Увайси

происходила из маргиланских сартов но писала на тюрки и подписывалась" туркийман"

на счет шейбанидских узбеков поселившихся в окруженный со всех сторон горами Ферганскую долину Это были минги в 18вв основатели Кокандской династии - проникли они с юга единственная дорога в долину с помощью таджикских проводников! Они были уже оседлыми к 18вв

В четвертых в Ферганской долине всю изрешетенную ирригационными сетями не кочевали кочевники Кочевники кочевали в северо-восточных предгорьях вдоль долины!

Share this post


Link to post
Share on other sites

TÜRK – 1. сильный, могучий: Türk burxanlarta kin intiniz - Ты низошел вслед за могучими Буддами (ТТ III) 2.самый оюильный, предельный: türk izim ödi – пора самого винаграда (МК I 353); türk qujaş ödi – время самого солнцепека; türk jigit – самая молодость (т. е. пора самого расцвета) (МК I 353); sen ülgüsüz sansiz türk yigit qızlarninq etigin jaratığın etinmiş jar(atinmiş) közünür sen – ты являешься, украшенная украшениями бесчисленных цветущих дев (ТТ X); ol jemä sini erninq rakakajini atliğ kişisi türk jigit erdi – жена того Sena, которую звали Ragagayini, была в самом расцвете (Uig III81).

Источник: «Древне-Тюркский Словарь»

МК - Махмуд Кашгари

ТТ - Турфанские Тексты

Uig - Уйгурские тексты

Share this post


Link to post
Share on other sites

Не надо забывать что моголов и всех Чингизимдов было принято считать турками. Уже само название исторического труда "Шаджареи Атрак" (Родословие Тйурков), который повествует о Чингизидов говорит многое.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Хочу поделиться с семантикой термина TÖRE-Закон. Само это понятие как ЗАКОН является производным.

TÖRE-MEK - твориться, создаваться, плодиться, разумножаться

TÖRE-YİŞ - творение, создание, разумножение.

В этом плане термин TÖRE приобретает некий сакральный смысл на подобии - "Закон о Творении Бытия", или "Законы Миросозидания". То есть TÖRE-Закон является следованием гармоничным принципам сосуществования Природы, Вселенной, Человека и естественно самого Творца.

Уместно тут напомнить что, книга Моисея Тора так и интерпретируется - "Книга о Законов Творения Бытия".

В этом аспекте термин TÖRE конечно же семантически является родственным терминам TEREK/DİRİK - ЖИВОЙ, TÜRK-СИЛЬНЫЙ/МОГУЧИЙ, но ни в коем случае корневым.

Share this post


Link to post
Share on other sites

А ещё железный шлем на тюркских языках торка, тюрки раньше подчинялись жужжаням, выплачивали дань железными изделиями,

Когда Тумен бей (будущий Бумын иль-каган), попросил руки дочери Анахуаня, то правитель жужжаней негодованием отверг: "как ты смеешь мой плавильный невольник" и т.д. и т.п.

Т.е. имея развитую металлургию, были богатыми на металлические изделия, оружие и доспехи в первую очередь, тюрки - т.е. народ железошлемные, в истории проявили себя благодаря широкому применению панцирной - тяжеловооруженной кавалерии. До этого тюркоязычные народы под таким именем были неизвестны.

И хотелось бы добавить несколько слов на счет"китайско-сяньбийского" а+шоно благородного волка, может хватить фантазировать как бы не было красиво и приятно.

Волка как тотем, герб или эмблему имели многие народы, начиная от сев. америки и японии до Кавказа и Рима. Большинство этих народов к тюркам никакого отношения не имеют.

Ханское племя Ашин на Алтай бежало после 460 г. н.э., когда табгачи разгромили гунское государство на сев.-зап. китае. Страна называлась по китайски Хэси. Монголы ещё в 13 в. эту область называли ХАШИН. В тюркских языках и диалектах перед А иногда опускается такие звуки k, г и х. Вот и получается Хашины-Ашины. Т.е. народ из страны Хашин-Ашин.

Зачем тюркоязычным гуннам брать за самоназвание китайско-сяньбийское слово ненавистных их врагов, только что лишивших их родины. Например кипчакские и канглинские племена бежавшие от монголов к другим нарродам были кипчаки и канглы. Хотя у себя на родине они носили другие племенные названия. Поэтому при всем уважении нашим классикам многие из них не знали тюркского языка или плохо знали. Поэтому А-шина это красивый но БРЕД.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.)

Тюрко-татары или турецко-татарcкиe народы — термин, синонимный сл. "тюрки" (см.). Происхождение и значение этого термина требует пояснения. Дело в том, что под словом "татары" или "тартары" еще до настоящего времени, особенно на Западе, обозначают совокупность совершенно различных по языку и расовым признакам народов — монголов, тунгусов, тибетцев, тюрков. Так, напр., столь далекий от территории тюрков Татарский прол. получил свое название вследствие того, что Лаперуз считал найденных им на берегах этого пролива обитателей — гиляк, айнов, орочей — народами татарского племени. Монголию еще очень недавно называли Татарией; ориенталист Абель де Ремюза в своей книге о татарских языках говорил о монголах, маньчжурах, тибетцах и тюрках и еще в 1885 г. Harles опубликовал книгу "О национальной религии вост. тартаров: маньчжуров и монголов". Сами татары никогда не называли и не называют себя этим именем. Некоторые полагают, что слово "татары" тунгусского происхождения (от ta-ta — тащить, натягивать) и значило "стрелок из лука". Вероятнее, что оно китайского происхождения: китайские летописи IX в. нашей эры обозначают татар двумя знаками, которые можно читать та-та или та-дзе — термин, которым китайцы обозначают и до сих пор все варварские племена Приамурского и Уссурийского края: гольдов, гиляк, орочей (за частью последних название тацзы, тазы сохранилось даже у самих инородцев и от них перешло к русским пришельцам края). По Ремюза, в некоторых диалектах китайских, имеющих звук, близкий к р, слово та-та произносилось и тартар. Такое же двойное название находим и у персидских и арабских историков. Во всяком случае китайские историки термином та-та обозначали безразлично монголов и тунгусов, причем специально этим именем называлось отдельное монгольское племя, жившее в долинах Инь-шаня, по берегам северного изгиба Желтой реки. Это последнее составляло часть племени мо-го, жившего к СВ от Китая. Побежденное в 824 г. тунгусским племенем киданей, племя та-та отчасти подчинилось этим последним, отчасти восточным монголам, отчасти двинулось на ЮВ через пустыню Гоби и заняло область Тянь-Шаня. Эта часть племени (собственно татары) сначала мирно жило бок о бок с китайцами, подчинившись им при династии Ляо и Кинь, но впоследствии стала своими набегами наводить ужас на Китайскую империю. В конце концов китайцы стали называть именем татар и все варварские орды, которые тревожили границы и владения Китая. После завоеваний Чингисхана, мать которого была из племени татарского, все племена, завоеванные им (монголы и собственно татары), приняли общее название татар. Когда при преемниках Чингисхана была завоевана часть Сев.-Вост. Азии и Вост. Европы, населенной главным образом тюркскими племенами — печенегами, команами и т. д., то название татары было перенесено с покорителей-монголов на тюркские народности царств и ханств, вновь образовавшихся на Кавказе, Волге, в Крыму, Сибири и т. д. Немногочисленность состава монголо-татар. завоевателей привела к тому, что монгольский элемент и монгольский язык совершенно были поглощены тюркскими, но имя татар тем не менее сохранилось, несмотря на распадение монгольских государств. В науке в настоящее время название татар совершенно отвергнуто в применении к монголам и тунгусам и оставлено только за теми тюркскими по языку народностями, почти всецело ныне входящими в состав Российской империи, за которыми оно сохранилось по историческому недоразумению, в отличие отдругих тюркских народностей, носящих самостоятельные исторические названия (киргизы, туркмены, сарты, узбеки, якуты и т. д.). Некоторые ученые (Ядринцев, Харузин, Шантр) предлагали видоизменить терминологию некоторых Тюрко-татары-татарских народностей, которые в соматологическом отношении мало имеют общего с тюрками, назвав, напр., адербайджанских татар (по типу — иранцев) адербайджанами, алтайских татар (скорее финнов, чем тюрков) — алтайцами и т. д.; но это пока не привилось, тем более, что по историко-этническим судьбам тюркского племени язык является главнейшим расовым его признаком; иначе пришлось бы исключить из его состава и турок-османов, часть туркменов и многие другие народности. Народности, говорящие на тюркском языке и называемые в России татарами, разделяются обыкновенно на три группы: сибирскую, европейскую и кавказскую. А) Первая, сибирская, подразделяется на следующие подгруппы: I. Алтайская, занимающая район Алтая и его предгорий, равно как соседние уезды Ачинский и Минусинский (Енисейской губ.) и Мариинский, Бийский и Кузнецкий (Тобольской губ.). Она образовалась из енисейцев, самоедов и финно-угров, смешавшихся с различными тюркскими и монгольскими племенами и говорящих на тюркском языке; в свою очередь она делится на следующие отделы. 1) Абаканские татары: качинцы, койбалы, сагайские татары (в Абаканской степи) и кызылы (в Юсской степи, по Белому и Черному Юсам до р. Кии и Божьего озера). Большая часть из них — кочевники, только сагайцы переходят к земледелию. В основу этих народностей легли енисейские и самоедские племена, занявшие свои территории в конце XVII в. после удаления киргизов и потом покоренные сначала калмыками, а впоследствии остатками Кучумского царства, татарским племенем кази, ныне составляющим главный элемент качинцев, большая часть которых уже обрусела. Сагайские Тюрко-татары — енисейцы, отуреченные племенем ту-кю (еще в 1847 г. некоторые роды помнили слова своего древнего енисейского или самоедского языка). Качинских татар считалось в 1892 г. 11363, сагайских, в 1890 г. — 18701. Общее число абаканских татар — около 35000. 2) Татары Северного Алтая, или кузнецкие (отуреченные енисейцы и самоеды бассейна Верхней Оби, по Аристову), разделяющиеся на следующие народности: а) кумандинцы (в бассейне Бии; в 1893 г. 3580 чел.) — занимаются земледелием и быстро поддаются обрусению. Они высокого роста и субрахицефальны (гол. указ. на живых: 82,6); б) лебединцы (по р. Лебеди), по языку ничем не отличающиеся от первых, численностью в несколько сот душ; в) черневые или лесные татары (йыш-киши по-тюркски, туба у алтайцев) — отуреченные киргизами самоеды (Радлов), численностью около 6000 чел., обитают между Телецким оз. и Катунью. Они среднего роста (1,65), хорошо сложены и имеют удлиненную голову (гол. указ. на живых 79,5). Живут в круглых берестяных шалашах, держат немного скота, главным образом занимаются охотой и собиранием кедровых орехов. Земледелие в зародыше. Почти все шаманисты; г) шор, или шорцы, живут в горах между Телецким оз. и вершинами р. Томи; это потомки татар-"кузнецов" XVII в., отуреченные киргизами енисейцы (по Радлову). Занимаются охотой и рыбной ловлей. В 60-х годах их было 10688 чел.; д) чулымские татары, обитающие в Юсской степи среди сплошного русского населения, в округах Ачинском и Мариинском. Большая часть обрусела; остальных около 500; е) потомки татар-"кузнецов", смешанных с телеутами, обитающие в сев. отрогах Кузнецкого Алатага, к З от Томи, по языку близкие то к шорам, то к телеутам, численностью (по Радлову) в 3298 чел. — Численность всей группы по одним (Аристов) 21844 чел., по другим (Ядринцев) 23600. 3) Собственно алтайские татары, или алтайцы, кочующие в бассейнах Верхнего Чарыма, Катуни и Телецкого оз., у русских носящие также название белых калмыков или просто калмыков, сами именующие себя алтай-киши и изредка ойротами. К ним нужно присоединить близких по языку телеутов, называющих себя теленгетами и кара-калмыками (долина Чуй), телесами (долина Чулыхмана), и уланами (долина Башкауса), называемых также двоеданцами (до 1865 г. они платили дань России и Китаю). Это — кочевники, сохранившие свой национальный костюм, по религии почти все шаманисты. Алтайцы по физическим признакам далеки от калмыков: роста высокого (1,76), череп весьма брахицефален (гол. указ. на живых: 86,4), лицо удлиненное, скулы маловыступающие, глаза без монгольской складки. Телеуты ниже ростом (1,64), менее брахицефальны (гол. указ.: 81,7). Численность алтайцев — 17014 д. (по Ядринцеву, 1880 г.), а собственно телеутов (Кузнецкого окр.) — 5782 д.; всего в группе 22796 д. II. Западносибирские татары, составившиеся из следующих элементов: татар — основателей Сибирского царства, ногайцев и казаков, прибывших в XV и XVI вв. на Тобол и Иртыш вместе с киргиз-казачьими князьями, торговых сартов и таджиков (бухарцев) и, наконец, переселившихся в Сибирь после завоевания ее русскими казанских татар. Они делятся по языку на: 1) Барабинцев, обитающих в Барабинской степи, между Иртышом и Обью (смесь тюрков с уграми); в 1883 г. их считалось 4459 д. 2) Иртышских u тобольских татар, гораздо более смешанных с волжскими татарами и бухарцами; наиболее чистые между ними — тарлыки (по Иртышу, от устья Тары до Тобольска); в 1863 г. их было всего 25691 д. 3) Тюменьских, ялуторовских и пр. татар, весьма смешанных, численностью в 4356 д. В качестве купцов, оседлых и странствующих, их много тысяч рассеяно в Степном крае, Зап. Монголии, Тарбагатае и т. д. Всех западносибирских татар — 41783, а во всей Сибири татар около 68000 д. Все зап.-сибирские Тюрко-татары — мусульмане, хотя мало фанатичны. По образу жизни, исключая покроя одежды, они мало разнятся от русского населения. Все почти оседлы, занимаются скотоводством и земледелием, также весьма охотно торговлей, стационарной и развозной. Физический тип смешанный; нередки красивые европейские типы, но есть и остяцко-самоедские (заболотные татары — настоящие остяки, принявшие ислам и говорящие по-татарски). Между русским и татарским населением происходит взаимная непрерывная метисизация. Во многих городах Сибири немало русских семейств, являющихся потомками русско-татарских метисов. Б) Европейская группа. I. Казанские татары,потомки кипчаков Золотой орды, перемешанные с древними булгарами, финнами и др. Больше половины их, свыше 600000, живет в Казанской губ., значительная часть в Самарской, остальные в Симбирской, Вятской, Саратовской, Пензенской, Нижегородской, Пермской, Оренбургской, Тамбовской, Рязанской (касимовские — потомки Тюрко-татары Касимовского царства: см.). Несколько тысяч рассеяны по разным городам России в качестве ресторанной прислуги, старьевщиков, купцов и рабочих; некоторая часть переселилась в Русский Туркестан. Отличные в физическом отношении от других татарских народностей европейской группы, казанские Тюрко-татары выше среднего роста (1,62) и представляют два различных типа: один красивый, европейский, с продолговатым овалом лица, правильным, прямым носом, живыми, правильно разрезанными черными глазами, мало выступающими скулами, хотя губы несколько толсты, борода негустая, клинообразная; другой — с более угловатыми чертами, приплюснутым носом и т. д. Это различие совершенно совпадает с результатами черепных измерений проф. Малиева, давшими два типа: один — древний, долихоцефальный (гол. указ. 77,3), другой — современный, брахицефальный (гол. указ. 81,9). Измерения Бензенгера среди кассимовских татар дали тоже доказательства брахицефалии (гол. указ. на живых 83,1). Татары бреют голову; женщины, в общем, довольно миловидны, белят и румянят лицо, сурмят брови и ресницы, чернят зубы и красят ногти. Мужчины под шляпой (поярковой или меховой) носят ермолки, тютюбейки, часто богато расшитые; духовные и вообще почетные лица носят белую чалму; у женщин богатых головным убором служат шелковые или бархатные колпачки с дорогой бахромой, позументами и всякими др. украшениями, на которые вообще татары очень падки (массивные цепочки, браслеты, самоцветные камни и т. п.). Даже обувь любят украшать серебряными и золотыми вышивками. Через левое плечо татарки носят перевязь с карманом для корана, одежда вообще восточного типа, длинная и широкая. Большая часть казанских Тюрко-татары — земледельцы, но земледелие мало обеспечивает их, главным образом ввиду скудости наделов, и потому отхожие промыслы, извоз, работа в фабричных центрах, мелкая торговля — обычное явление. Многие живут в городах, занимаясь крупной торговлей, владея фабриками и заводами. Некоторые отрасли торговли — напр. торговля хлебом, солью, кожами — почти всецело в их руках. Они же — посредники в торговле с купцами Средней Азии. Как рабочие, они славятся добросовестностью, выносливостью, трезвостью и аккуратностью. По религии они — магометане, весьма преданные своей вере; содержат специальные школы для своего духовенства, которое заканчивает свое образование в далеких центрах мусульманской учености; заботятся об издании книг на татарском языке, которых в Казани ежегодно выходит до 1 млн. экземпляров. Многоженство разрешено, но практикуется только у богатых. Брак — гражданский договор, основанный на калыме, хотя и освящаемый религиозным обрядом; развод по желанию одной стороны совершенно свободен. Брачные обряды интересны пережитками старины. Молодой до поры до времени (до обмена подарками) не может встречаться с тестем и тещей. Положение женщины лучше, чем у русского населения, и свободнее, чем, напр., у османов. II. Астраханские татары (численностью до 50 тыс.) делятся на юртовских (смесь татар Золотой Орды с хазарами) и кундуровских, ногайцев-карагачинцев, переселившихся с Кавказа. Первые живут в Астрахани (слобода Царево) и в ее уезде; вторые, некогда кочевавшие по Кубани, с XVIII в. поселились в Красноярском у., занимаясь земледелием и торговлей. III. Крымские татары, состоящие из тюрков и отуреченных потомков разноплеменного населения южной части полуострова, остатков Ногайской орды и Крымского ханства, численностью в 142179 душ (по данным за 1884 г.). Их делят на степных, настоящих татар-тюрков, горцев и прибрежных (конгломерат кипчаков, хазар, генуэзцев, греков, готов, сельджуков, армян, евреев, цыган). Различие происхождения отразилось и на различии в типе. Степные представляют черты тюркские: рост 1,64, гол. указ. 80; у остальных — черты средиземной расы: рост 1,66, гол. указ. 84. По облику напоминая албанцев, черногорцев, цыган, они одеваются сходно с черногорцами и кавказцами. Они довольно культурны; имеют газету на турецко-арабском языке ("Терджиман" — переводчик), издающуюся в Симферополе. Многоженство вывелось. Славятся трудолюбием, честностью, чувством собственного достоинства, опрятностью. V. Татары литовские и польские, потомки ногайцев, водворившиеся в Литве при Витовте. Большинство говорит по-польски, но по религии осталось магометанами. Занимаются земледелием, торговлей и ремеслами (скорняки). Есть между ними и люди с университетским образованием — врачи, военные, чиновники. Всего их около 7200, рассеянных по губерниям Виленской, Минской, Гродненской, Ковенской, Плоцкой и Волынской. В) кавказская группа, составившаяся из самых различных элементов: древних аланов, аваров, хазаров, печенегов, перемешанных с кипчаками, ногайцами, лезгинами и особенно с иранцами. Их делят на следующие группы. 1) Татары-горцы, или горные кабардинцы, в отличие от просто кабардинцев, жителей долин, перемешанных с черкесами. Первых (по Вырубову, 1890 г.) — 16667 душ, вторых — 51955. Занимаются скотоводством; одеваются по-кавказски (черкеска, папаха). Они выше среднего роста (1,67 — горцы, 1,65 — кабардинцы), гол. указ. и тех, и других — 83,6, голова круглая, цвет кожи смуглый, волосы и глаза черные; глаза поставлены горизонтально, без всяких монгольских признаков. Одни (грузинские писатели) выводят их от хазар, пришедших в IX в., другие (русские ученые) считают их потомками кипчаков и туркменов, смешанных с туземцами (черкесами, осетинами). К В от них, на сев. склонах Кавказского хребта, живут карачаи (около 22000 д., в 1881 т.), семитского типа. Головной указатель колеблется между 81—88; есть несколько случаев долихоцефалии. 2) Татары дагестанские, или кумыки, по вост. побережью Каспийского моря, от Терека почти до Дербента. Эккерт их насчитала в 1881 г. 83000 д. По Шантру, они представляют черты монголоидные, сильно семитизированные. Головной указатель 84,7; форма головы очень круглая. К ним причисляют ногайцев, сильно омонголизировавшихся от смешения с калмыками. 3) Татары адербайджанские, тюрки по языку, по расе иранцы, занимают большую часть Южного и Юго-Вост. Закавказья, почти всю русскую Армению. Численность их 1168025 д.; около 40 тыс. их в Персии. По обычаям и внешнему быту напоминают персов, влияние которых сказывается во всем. Они бреют головы, но оставляют два локона на висках. Подобно армянам и курдам, уродуют головы детей, придавая лобной кости покатое направление назад. Головной указатель, по Эккерт, 79,4 (мезоцефалы), по Шантру — 84 (брахицефалии). Глаза темные, горизонтально разрезанные, нос длинный с горбинкой, губы часто толстые, выражение лица серьезное, важное. Славятся трудолюбием, прямотой, честностью. Они моногамны; женщины пользуются свободой, ходят с открытым лицом. В религии они хотя и мусульмане, но очень толерантны. Их язык, наречие Тюрко-татары-джагатайского, отличается простотой и легкостью изучения, почему он среди кавказцев общераспространен и считается модным. Историю татар — см. Татары.

Литературу см. Тюрки, Турецкие языки, а также ст. "Tatares" в "Noveau diction. de geogr. universelle", par Y. de Saint-Martin et Rousselet (т. VI, 1894); H. Howorth, "History of the Mongols" (т. II: "The So-called Tartars of Russia and Central Asia", Л., 1880); ст. Клапрота, "Was sind Tataren" (в его "Asia Polyglotta", 1823); Schott, "Die ä ltesten Nachrichten von Mongolen und Tataren" (Б., 1846); C astren, "Ethnographische Vorlesungen ü ber die altaischen Volker" (СПб., 1851); Небольсин, "Заметки о кундровских татарах" ("Вестн. Геогр. общ.", 1851, т. I); Vambery, "Die primitive Kultur des turko-tatarischen Volks" (Лпц., 1879); Бензенгр, "Касимовские Тюрко-татары" ("Изв. Общ. люб. ест. в Москве", 1879, т. XXXV); Ядринцев, "Об алтайцах и черневых Тюрко-татары" ("Изв. Геогр. общ.", 1881); его же, "Алтай и его обитатели" ("Истор. вестн.", т. XX, 1885); его же, "Инородцы Сибири" (СПб., 1891); Зограф, "Алтайцы по наблюдениям и измерениям Ядринцева" ("Изв. Общ. люб. ест. и этногр. в Москве", т. XLIX, вып. 3); R. v. Eckert, "Der Kaukasus und seine V ö lker" (Лпц., 1887); Chantre, "Recherches anthrop. dans la Caucase" (т. IV, П., 1887); Харузин, "Заметка о татарах южн. берега Крыма" ("Дневн. Моск. общ. люб. и пр.", 1890); Вырубов, "Отчет о путешествии на Кавказ" (там же, 1890); его же, "Антропологические наблюдения над татарами Тавриды" (там же, 1891): К. Иков, "Краниология татар южного берега Крыма" (там же, 1891); H. Ф. Катанов, "Письма" ("Записки Академии наук", т. 73, кн. 2,1894); Кулаков, "Татары Минусинского окр." (СПб 1898).

Л. Ш—г.

Share this post


Link to post
Share on other sites

ТЮРОК или ТЮРК - вопрос, ответ на который надо искать в самом ср.тюркском языке, на котором слово звучит как "ТҮРКІ". т.е. ТЮРК, ТЮРКИ.

Несомненно, смысл (значение) этнонима лежит в том же ср.тюркском значении корня слова "ТҰР-ТӨР-ТІР" = "СТАТИКА-ВЕРШИНА-ЖИЗНЬ", другими словами ОСНОВА ЖИЗНИ, называй как хочешь, но общая цель "называния" слова не меняется!

Share this post


Link to post
Share on other sites

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.)

Тюрки (точное значение слова неизвестно) — группа народностей, говорящих на различных диалектах тюркского языка (см. Турецкие языки) и по физическим признакам своим в той или другой степени принадлежащих к тюркской расе (см. ниже). Географическое распределение, классификация, численность. Тюрки рассеяны на огромной территории, занимающей больше половины Азии, значительную часть Юго-Вост. Европы и сев.-вост. часть Африки, — начиная с Ледовитого ок. (якуты) до Куен-Луня (полу) и Испагани (туркмены Персии) и от берегов Колыми и Желтой реки (йегуры, салары) до Центральной России (татары касимовские) и Македонии (османы). Отдельные оазисы Тюрки племени встречаются и за этими пределами: колонии якутов на берегу Охотского моря, на Сахалине, татар в Литве и др., а племена, принявшие в себя значительную примесь Тюрки крови, встречаются не только среди населения Восточной Европы, но даже в Индии (джаты). Ввиду смешанного этнического состава Тюрки племени самой правильной классификацией его является лингвистическая (см. Турецкие языки); самой лучшей считается система академика В. Радлова, значительно совпадающая с этническими данными. Ни одна лингвистическая классификация не охватывает, однако, всех Тюрки народностей, так как не все диалекты еще изучены. В последнее время Н. Аристов сделал попытку классифицировать Тюрки на основании историко-этнических данных, по главнейшим племенам, из которых образовались все современные Тюрки народности, а именно: 1) племя канглов и родственное ему племя кипчаков, послужившие главным элементом для образования юго-западных Тюрки народностей (османов, адербейджанов, туркменов, ногайцев, волжских татар, башкиров и пр.), общая численность которых превышает 17 млн. душ, и в значительной мере участвовавшие в образовании узбеков, сартов и киргиз - казаков, так что 2/3 всех Тюрки происходит от этих двух главных племен; 2) племена: дулат (преобладающий элемент большой орды), алчин (главный элемент малой орды), аргын, найман, кирей (составляющие с кипчаками среднюю орду) — вместе с первыми двумя, участвовавшие в образовании киргиз-казаков; 3) племя кыргыз, отдавшее часть своих родов в среднюю орду, но продолжающее самостоятельное существование в горной части Западн. Тянь-Шаня, численностью около 225 тыс. душ; 4) племя якутов (230 тыс. душ), остаток древнего Тюрки племени, жившего некогда под именем саха в Зап. Тянь-Шане, закончившего свое существование в Индии и оставившего следы в Зап. Тянь-Шане в виде кара-киргизского поколения саяк и на Енисее в виде рода сагай; о) древние племена теле (оно же гаогюй) и турок-тукю, которые после падения их владычества в Монголии — сначала турков, а потом ветви теле, уйгуров, — вошли в состав племен кирейского, найманского и аргынского, а также лесных племен между Байкалом и Черным Иртышом; они же вошли в состав китайско-тюркской помеси дунганов, первоначально образованной гуннами. Остатками турков-тукю служат ныне телесы на Алтае, а остатками теле — телеуты; 6) племя карлык, слившееся с канглами и иранским населением Вост. и Зап. Туркестана; память о нем сохранилась только в наименованиях узбекских родов вместе с именами уйгуров и тюрков. Остальные тюркские племена или родовые союзы (онгуты, татары, меркиты), почти целиком омонголенные или истребленные во времена Чингисхана, а также ушедшие за Урал гунны, болгары, хазары, печенеги, гузы (они же команы, половцы) частью слились с другими нетюркскими народностями, частью вошли в состав Тюрки Восточной России. Мелкие племена Алтая и Саяна играли весьма незначительную роль в образовании главнейших Тюрки народов. В гео- и этнографическом отношении Тюрки делят на следующие 3 группы. I. Восточную, в которую входят якуты, сибирские татары и алтайцы (см. Тюрки-татары); сойоты или туба (самоназвание) в Сев.-Зап. Монголии; Тюрки Восточного Туркестана: чистые Тюрки — таранчи Кашгара, Гами и Кульджи, дунганы, кара-курчины; смешавшиеся с арийцами и монголами мачины и полу из Куен-Луна; Тюрки Китая — йегуры, салары, далды, обитающие в верховьях Желтой реки, между Куку-Нором и Лан-чеу, также и к С от Наншаня. Сюда же можно причислить дардов и джатов Индии, утративших родной язык, но по физическим признакам сохранивших связь с тюркским племенем. II. Центральную, в которую входят: татары Юго-Вост. России (см. Тюрки-татары); киргизы (чистые — кара-киргизы, или буруты, и смешанные — киргиз-казаки и кара-калпаки); узбеки (чистые — собственно узбеки, кипчаки, тюруки и др.; смешанные с иранскими элементами — сарты); башкиры (чистые — собственно башкиры, смешанные [финно-угорские] — мещеряки, чуваши; первые почти совершенно обрусели). III. Западную, в которую входят: туркоманы или туркмены (см.); кавказские татары (см. Тюрки татары); Тюрки иранского типа — адербейджаны персидские и кавказские; Тюрки средиземного типа — османы (см. Турки) и крымские татары (см. Тюрки-татары). Численность Тюрки сведена у Аристова в следующих цифрах. Тюрки Сибири и Монголии — 391192 душ об. пола; киргиз-казаки (в рус. влад., Хиве и Бухаре и китайск. влад.) — 3236394; кара-киргизы — 318388; Тюрки востока Европ. России — 3550543; юго-зап. Тюрки (османлы Турции, Закавказья и Персии и адербайджаны) — 13238251; туркмены (в рус. влад., Хиве и Бухаре, Афганистане и Персии) — 545347; узбеки (в рус. влад., Хиве, Бухаре и афганские) — 2037240; сарты (в рус. влад., Бухар, афган. влад.) — 1428000; Тюрки Восточного Туркестана (таранчи рус. влад., Тюрки китайских Кульджи и Вост. Туркестана) — 1 0 97911. Всего 25843266 душ об. пола — цифра ниже действительной вследствие устарелости одних данных и отсутствия других. Исходя из этих итогов, нужно принять, что Тюрки составляют 2% всего населения земного шара. В России они составляют свыше 9% всего населения, будучи сосредоточены главным образом в Туркестане, в степных и Закаспийской областях, в Закавказском крае и в вост. губерниях Европ. России; в степных областях, туркестанских, Амударьинском отделе и Закаспийской обл. они составляют сплошную массу населения — 4913030 из 5427098 (по переписи 1885 г.).

Антропологические признаки. Тюрки выступили на арену истории более чем за 2000 л. до Рождества Христова и претерпели за период своего исторического существования непрерывный ряд столкновений и слияний с главнейшими расами Азии и юго-востока Европы: тунгусской, монгольской, енисейской — на востоке, и иранской, семитской, средиземной — на западе. Это — сильно смешанная раса. Самые ранние помеси, судя по историческим данным, согласующимся и с антропологическими, были с сев.-азиатской длинноголовой расой (динлины), самоедскими и финно-угорскими племенами. Более поздние произошли с среднеазиатскими арийцами, потом иранцами и различными народами Западной Азии и Восточной Европы, коснувшись главным образом племен кангли и кипчаков, участвовавших в образовании 2/3 Тюрки народностей (Аристов). Более или менее чистый тюркский тип находят в центральной группе Тюрки народов, в особенности у киргизов, кара-киргизов, узбеков и некоторых татар Европ. России. Тип этот характеризуется следующими признаками: рост выше среднего (1,67—1,68), голова весьма круглая, гипербрахицефальная (голов. указ. на живых: 85—87), лицо удлиненное, овальное; глаза расположены горизонтально, без монгольской складки, но с характерным заворачиванием верхнего века по направлению к внутреннему углу глаза, почему щель кажется очень маленькой и напоминает глаз монгольский. Волосы без исключения черные, прямые. Волосяной покров более развит, чем у монголов, не достигая пышности иранского; на лице волосы особенно обильны на губах и подбородке (клиновидная бородка), почти отсутствуют на щеках; скулы широкие, но менее выступающие, чем у монголов; губы толстые, нос прямой, достаточно высокий. В отличие от монголов заметна наклонность к тучности. По степени уклонения от этого типа можно судить о степени и качестве смешанности той или другой Тюрки народности. В то время как, напр., кара-киргизы имеют в средн. рост в 1,67 м и голов. указатель 87, узбеки — в средн. рост 1,68 и указатель 85, киргиз-казаки уже имеют в средн. рост в 1,64 и, несмотря на высокий голов. указатель (87), обнаруживают монгольский глаз, выступающие скулы и другие признаки монгольской примеси. Русские татары имеют еще более низкий рост (1,63) и головной указатель 83 (влияние финнов, отличающихся низким ростом и мезоцефалией). Башкиры при достаточно высоком росте (1,66) субрахицефалы, как и татары. Мещеряки, более смешанные с финнами, еще более низкого роста (1,65) и еще менее брахицефальны (головной указатель 81,1); наконец, чуваши являются настоящими финнами по их малому росту (1,61) и головному указателю, почти мезоцефальному (80,5). Из восточной группы сибирские татары и сойоты обнаруживают смесь с енисейцами, якуты — с тунгусами. Таранчи хорошо сохранили свой первоначальный тип в Кульдже и северной части Туркестана (рост — 1,66, головной указатель — 85,6), на юге же смешались с иранцами. Китайские Тюрки — йегуры-кансу, — являющиеся вместе с северными таранчами прямыми потомками древних уйгуров (см.), по отзывам Потанина и Пясецкого, очень напоминают волжских татар. Дунганы представляют черты смешения с китайцами, сарты — с иранцами. Западная группа — наиболее смешанная. Туркмены, напр., в особенности племя текке, имеют рост 1,70, голов. указатель 75,64 (субдолихоцефалы) и пышную растительность на лице (результат смешения с иранцами и индоиранцами); османы — городские жители Малой Азии — малы ростом и долихоцефалы (см. Турки); европейские турки совсем мало общего имеют с тюркским типом, в громадном большинстве случаев представляя по головному указателю то субрахицефалию, то долихоцефалию. Брахицефалия и рост выше среднего сохранились среди изолированных туркменов Анатолии, среди Тюрки ахалцихских и акалкалакских на Кавказе, имеющих рост в 1,66, голов. указатель 84,7, между тем как соседние с ними адербайджаны при таком же высоком росте мезоцефальны (гол. указ. 80,4) и по всем другим признакам, обильной растительности на лице, очень удлиненному лицу, изогнутому носу, сливающимся бровям и т. д., явно приближаются к иранцам. Приняв в себя много посторонних примесей, Тюрки в свою очередь дали свою кровь и свои типические черты многим народам и племенам в Азии (персам — некогда светловолосой и брахицефальной расе, некоторым монгольским и тунгусским народностям, тибетцам, а в Европе финно-уграм, значительной части населения Поволжья и Южной России, Балканского полуострова и т. д.).

Этнографические особенности и религия. Различные народности Тюрки племени живут при таких различных условиях и столь различны по степени культуры (оседлый, кочевой, полукочевой, охотничье-бродячий образ жизни), что можно только указать на некоторые черты, некогда общие всем Тюрки, насколько они сохранились у более первобытных племен (киргизы, узбеки, туркмены) и рисуются в литературных памятниках, надписях Орхона и т. п. Исконная черта Тюрки — кочевничество, пастушеский образ жизни, с которым они расстаются крайне неохотно. Даже переходя к оседлому быту, еще долго сохраняют обычай номадов иметь два жилища: летнее (яйлак) и зимнее (кишлак). Вынужденные в некоторых местах перейти к земледлию, они все-таки при всяком удобном случае готовы променять его на кочевничество (туркмены) или заняться торговлей, ремеслами (татары, якуты). Настоящие земледельческие народности, как сарты, таранчи, дунганы, представляют население сильно смешанное. Типичным жилищем Тюрки-номадов считается кибитка, отличающаяся от кибитки монгольского типа тем, что жерди, составляющие крышу, изогнуты и потому верх куполообразный, а не конусообразный, как у монголов. По типу летних кибиток некоторые Тюрки народности строят себе и зимние жилища — круглые юрты из дерна, крытые жердями, тип надземных жилищ, приведший к искусству строить каменные здания. Известен еще тип пещерного жилища Тюрки, в котором три стены образуются скалой, а четвертая — пристроенная, с окном для света и выхода дыма (у татар на Кавказе, у алтайских Тюрки, у телеутов в XVIII в.). Особенностью зимнего жилища является чувал-камин (очаг с трубой из прутьев или досок, обмазанных глиной). Пищу варят над огнем, и потому котел вмазывается в очаг. Основа пищи Тюрки-номада — мясо, которое употребляется исключительно в вареном виде, но типичные продукты питания — молочные. Сыворотка — любимая пища даже и оседлых османлы. Национальный напиток — кумыс. Из культурных растений, известных Тюрки с древнейших времен, только просо носит чисто тюркское название, остальные — заимствованные. Хлебопашество было известно Тюрки еще в VIII в., как указывает на орхонских надписях чисто тюркское слово екинлиг — пашня, от екин — посев, поле. В национальном костюме Тюрки при всем его разнообразии есть некоторые общие черты, сохранившиеся со времен статуй тукю до настоящего времени у многих тюркских народностей: остроконечная шапка мужчин, цилиндрический убор женщин с вуалью, опускающейся на лицо, длинный халат с развевающимися полами и т. д. Искусство обрабатывать металлы Тюрки переняли от племен финно-самоедских и енисейских, но уже с древнейших времен славились в китайских летописях как кузнецы. Енисейские татары до сих пор называются "кузнецами"; многие тюркские племена отличаются искусным выделыванием оружия. В социальном отношении характерна типичная родовая организация, устои которой создали кочевое государство. Важнейшим элементом последнего после рода служил так назыв. эль — союз родов и племен, во главе которого впоследствии стали "каганы", или ханы, управлявшие элями на основании обычного права. Их власть развилась в ущерб народным правам вследствие войн, сначала за независимость (от китайцев и др. народов), а затем и завоевательных. Обычай набегов (аламанов) с целью грабежа, увода скота и женщин объясняется столкновениями из-за пастбищ и притеснениями со стороны соседних оседлых племен, а иногда случайной скудостью территорий, как у туркменов. Первобытная религия Тюрки была проникнута тотемизмом (см.) и шаманством. Каждый род имел своего тотема (онгона), обыкновенно животное, которому он воздавал поклонение и от употребления которого в пищу воздерживался. Орхонские надписи сохранили названия некоторых божеств: "тенгри" (небо и его хозяин), "йер-суб" (земля), женское божество "умай" (сохранившееся до сих пор у шорцев); там же встречаются родовые боги, названия идолов ("бэль"), священные места (леса, горы), словом, типичный культ антропоморфированной природы. Душа, по этим надписям, представлялась в виде птицы или мухи, как у многих современных диких народов. Тело предавалось земле обыкновенно спустя несколько месяцев после смерти. Похороны сопровождались трехкратными торжествами, вырыванием волос, изрезанием лица и т. д. Гадание на лопатках — типичный шаманский прием Тюрки, перешедший от них ко многим другим народам, даже народностям Южной Европы. — Буддизм был распространен в древности среди уйгуров (см.); в настоящее время он держится в виде ламаизма между некоторыми колунами урянхайцев в Сев. Монголии. Христианство с IV по XII в. исповедовали Тюрки на пространстве от Семиречья и Кашгара до Мерва; оно было принесено сюда сирийцами-несторианцами. Христиане были также среди гузов. С XIII в. христианство уступило буддизму и исламу. Теперь громадное большинство Тюрки исповедуют ислам; только некоторые китайские племена остались формально шаманистами, и некоторые народности — чуваши, якуты и часть татар приняли христианство, большей частью номинально, оставаясь по своим обычаям фактически шаманистами. Другие особенности быта Тюрки — см. отдельные тюркские народности: Киргизы, Башкиры, Туркмены, Турки, Тюрко-татары и пр. Историю Тюрки см. Турецкие языки, Сельджуки, Турция, Киргизы, Башкиры, Татары, Хунны, Гузы, Уйгуры, Половцы, Печенеги, Ногайцы и пр. Кроме литературы, указанной к словам Турки, Туркмены, Киргизы, Турецкие языки, см. ст. Turcs (в "Nouveau dictionnaire de G eographie universelle", par Vivien de Saint-Martin et Rousselet, т. VI, П., 1894; весьма богата по содержанию), W. Radloff, "Ethnographische Uebersicht der Turkstamme Sibiriens und der Mongolei" (Лпц., 1883); его же, "Aus Sibirien" (1884); Г. Потанин, "Очерки Северо-Зап. Монголии" (1881—1883); его же, "Письма о путешествии в Кансу" ("Известия Геогр.Общ.", 1885—1888); Deniker, "Les populations turques en Chine" ("Bul. de la Soci été d'Anthropologie", 1887); Howorth, "History of the Mongols" (Л., 1880—1888); C astren, "Ethnologische Vorlesungen ü ber die altaischen Volker" (СПб., 1885); H. Катанов, "Этнографический обзор турецко-татарских племен" (Казань, 1894); П. Мелиоранский, "Об орхонских и енисейских надгробных памятниках с надписями" ("Журн. Мин. нар. пр.", 1898); H. Харузин, "Этнография" (СПб., 1901).

Л. Ш—г.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Родина тюрков является остров Шри ланка.(тамил элам)

Суварии-( в переводе конница) создали ариийскую Шумер.

А после элламите вторглись в ср.Азию.

Гилькемиш-первочеловек .Создан из звучашей глине -

гиль тупрок.(гилвота)-глина

получается тю-язык это язык Адама.

это моя версия.Аллах лучше знает.

Самоназвание шумеров - КЕНГЕР (А.Фалькенштейн). А имя легендарного Гильгамеша на шумерском - БИЛЬГАМЕС (Дьяконов). БИЛЬГЕ - знающий, всезнающий - БИЛЬГЕМЫС!!! Сравните тюркские имена: Бильге-каган, Токта-мыс, Есте-мыс (Истеми), Оте-мыс и др. Шри ланка один из уголков Земли, где только не побывали тюрки!

  • Не согласен! 1

Share this post


Link to post
Share on other sites
К сожелению нет,уважаемый!

И к Арyру-богине так воззвали в кручине:

“Помоги ты нам ныне.

Сотворив Гильгамеша, ты его сделай снова,

Но другого, второго.

Пусть он будет подобьем Гильгамеша-владыки,

Сильный, страшный и дикий”.

Услыхала Арyру слово горя-кручины

И слепила из глины

Гильгамеша второго, столь же грозного с виду -

Исполина Энкиду.

Вал воздвигнул пространный,

И десницей стальною весь Урук крепостною

Оградил он стеною.

Ты на стену взгляни-ка, на кирпич обожженный, —

И застынь, пораженный:

О таком не слыхали никакие столицы,—

Как из меди — бойницы!

Может, крепость воздвигли семь волхвов Вавилона,

Чья премудрость бездонна?

Так вступи же в Эaнну, это — Иштар обитель.

Кто ж могучий строитель?

уруг=род=народ

так вступи же в божественную,это-обитель любви

На узбекском языке два х .жесткий и мяхкий х при произношение читается Иштар с мяхким х =Хуштар=влюбленност,любовь.

Зиятдин, оспаривайте Фалькенштейна и Дьяконова, я лишь привел их слова. Хотя выводы Дьяконова согласовываются и с другим данными про шумеров. как то: Гильгамеш - всезнающий = Бильге - знающий всё! :tw1:

  • Не согласен! 1

Share this post


Link to post
Share on other sites
БИЛЬГЕ - знающий, всезнающий - БИЛЬГЕМЫС!!!
А разве не наоборот - "незнающий"? :) Тохтамыс - "нестановимый"?

Share this post


Link to post
Share on other sites
Guest kanishka
А разве не наоборот - "незнающий"? :) Тохтамыс - "нестановимый"?

Нет. Тохтамыш - остановившийся. Тохтамас - неостановимый. Бильгемыш - знайка, Бильгемас - незнайка. :rolleyes:

Вывод: герои Носова были тюрками :lol: :lol: :lol:

Share this post


Link to post
Share on other sites
Guest
Нет. Тохтамыш - остановившийся. Тохтамас - неостановимый. Бильгемыш - знайка, Бильгемас - незнайка. :rolleyes:

Вывод: герои Носова были тюрками :lol: :lol: :lol:

Ты как всегда в своём репертуаре :P

Share this post


Link to post
Share on other sites
Значит мы тюрки и есть тот самый народ-боги о которых упоминают все древние легенды у всех народов!!! B)

В нашем языке Адам означает не только прородителя, но и само понятие человек. В нашем языке Адам спокойно транскрибируется как понятие дедушка - ата. Могила Адама находится на Шри-Ланке. Почему? Потому что, легендарная Атлантида находилась южнее Индийского полуострова а Индийском океане. Что такое Атландия? Это земля дедов. Ата+Land. Легенда о затонувшем острове в Индийском океане существует у многих народов и хрониках. К примеру у туарегов (турег, турк). Есть упоминание о миграции древнего народа создавшего страну Сумеру по Индии с юга в тибетских текстах. Кстати по дороге миграций и был похоронен Адам на Шри-Ланке. Сам Адам антропологически был гигантом. Так и атланты тоже считались гигантами. И только им было под силу строительство 7 великих пирамид в Египте, гигантских храмовых комплексов разбросанных от Японии до Южной Америки и т.д.

Сильно!!!

Может ТЮРК тоже от ТҮЙЕ и таким образом приходим к выводу, что самые тюркские тюрки это туйеленгыты!!!

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now

×
×
  • Create New...