Jump to content



Guest Altaica Militarica

Племенные кличи (уран)

Recommended Posts

Уважаемый Ар, насколько я знаю слова "кожа" (ходжа - владелец, хозяин и название субэтнической группы) и "кажы" (хаджи - паломник, человек, совершивший хадж) в казахской языке четко различаются

Кожa может быть только потомственным, а кажы - любой, кто совершит паломничество.

Да это так. Более того, считается, что эти слова различны и по происхождению. ХАДЖИ = "паломник" слово арабское, а ХОДЖА = "господин, учитель , и т.д." слово персидское.

Моя фраза о том что "см. еще ХАДЖИ ="паломник"" относилась к тому, что про этимологию этих слов я собирался написать в другой ветке. В свое время, пару лет назад, на форуме сайта "Цивилизация" было обсуждение этих и близких им по звучанию слов из разных языков, например, таких как ХОЗЯ, ХОЗЯИН, ХОЖДЕНИЕ, ХИЖИНА, HOUSE, КОШ, КОЩ, ХОТАН и т.п. С тех времен остались кой-какие ссылки.

Поэтому начну новую ветку. Добавлю до кучи и слово ХОДАЙ, КУДАЙ ;)

http://www.kyrgyz.ru/forum/index.php?showtopic=1666&hl=#

Здесь скажу только, что, все-таки, похожее звучание ХАЖДИ и ХОДЖА, плюс еще то , что сословие ХОДЖЕЙ , в одном из вариантов ведущих свое происходжение от четырех арабских халифов, привело к тому, что паломников иногда называли и словом ХОДЖА.

http://www.orexca.com/rus/toponyms_tyan-shan.shtml

Ходжа - Слово "ходжа", "хваджа" персидского происхождения, обозначало "старшего, начальника". Среди киргизов и казахов термин означал - "учитель старометодной школы". В Средней Азии этот термин обозначал: мулла, духовное лицо, старец, старейшина, супруг, муж, а также господин, хозяин, владелец, большой человек, сильный духом и даже - евнух (в Турции и Иране), почетное звание. В Средней Азии так называли и людей, ведущих свое происхождение от арабов. Наибольшее количество топонимов с термином "ходжа" в долинах, оазисах, в низовьях водных систем, т.е. в районах, где началось освоение края и развитие ирригации - А.С. Учитывая, что термин "ходжа" означал происхождение от арабов, при этом следует учитывать следующие особенности, а именно:

1. от арабов вообще,

2. от арабских военачальников,

3. от потомков первых четырех халифов,

4. от Пророка. Но при любом варианте связано с арабами.

----------------------------------------------------------------------

Ходжакент - В средневековых арабских путеводителях по Средней Азии на месте современного города Ходжакента помещался город Харджанкет (Харганкет). Постепенно название города трансформировалось в современный вид, которое в конце XIX века переводили как "город ходжей". Новому осмыслению, названию города способствовало наличие в городе шести мечетей, нескольких медресе и большое количество паломников, совершивших хадж в Мекку. Сам термин "ходжа" персидского происхождения и обозначает "старший", "начальник". В различных регионах мусульманского мира имеет множество значений - учитель, мулла, духовное лицо (последние два у казахов и киргизов начала XX в.), старейшина, господин, владелец, большой человек, сильный духом, врач и даже служитель гарема - евнух (в средневековой Турции и Иране). Сословие в Средней Азии, ведущее свое происхождение от арабов. У некоторых народов Средней Азии термин "ходжа" обозначает название одного из родов или его подразделения.

В XIII в. ходжами называли богатых купцов, к началу XX в. мусульманин, совершивший паломничество к святым местам ислама, - в города Мекку и Медину, - мог прибавить к своему имени приставку "ходжа" (хаджи). Среди топонимов Ташкентской области с термином "ходжа" насчитывается около 2 % населенных пунктов (из 496 населенных пунктов с "ходжа" 10). Более глубокие, еще доиранские, домусульманские корни происхождения термина "ходжа" можно проследить в названии буддийских монахов, которых в первые века нашей эры называли "ходжа". Постепенно название священнослужителей наиболее грамотной части населения древнего Ирана распространилось и на хозяев кишлаков (по терминологии тех времен - кент, кат, кас, отсюда и название старосты - кетхуда), управлявших делами сельской общины.

Link to post
Share on other sites
2.Жаунгыр /Зуунгар/

ЖАУНГЫР может быть словом ВОИН:

http://www.sozdik.kz/

Казахский

Русский

жауынгер

боевой

боец

воин

воинственный

солдат

Ашамайлы состоит из 13 уру

1.саки

2.карахожа

3.жалангаяк

4.айыллы

5.кабасан

6.туркменкара

7.жапар

8.сары

9.абыз

10.акай

11.пангкара

12.ушьбас

13.курама

Интересно, что хотя рода АШАМАЙЛЫ у каракалпаков не совпадают с родами АШАМАЙЛЫ у казахов:

http://vostlit.info/Texts/Dokumenty/M.Asie.../frametext1.htm

от рода ачамайлы - исенбахты, кумары, аксары, чукбатар, ахимбет, токумбет, чимоен, сирин, сиван, тезагам, карабембер, болтабычеба, ажи, именали;

у каракалпакских АШАМАЙЛЫ есть род КАРАКОЖА - к теме возможного УРАНА КАРАКОЖА у казахских КЕРЕЕВ, обсуждавшегося выше в это ветке.

Отсюда вопрос. Нет ли сведений об УРАНАХ у каракалпакских АШАМАЙЛЫ?

И вообще, интересен источник ваших сведений о родоплеменном составе как КАРАКАЛПАКОВ, так и казахских КЕРЕЕВ и НАЙМАНОВ в Монголии. Это, наверное, результаты каких-то полевых экспедиций?

Link to post
Share on other sites

Материал о каракалпаках взят из материалов экспедиции в Каракалпакскую АССР в 1945-1948гг 1 этнографического отряда Хорезмской экспедиции АН СССР.

Link to post
Share on other sites
Материал о каракалпаках взят из материалов экспедиции

А как насчет уранов каракалпакских ашамайлы?

Link to post
Share on other sites

Наверное Чулуу в Узбекистане ищет своих предков :lol:

Ведь там долгое время сохранялись монгольские роды и племена,

давно исчезнувшие в самой Монголии. Типа кият, катаган, конграт,

арулат, барлас, мангыт и т.д. :az1: :oz1:

Link to post
Share on other sites
Тогда это то, что писал Бабур об общевойсковом уране - когда в бой идет большое войско, составленное из многих племен, то назначается уран всего войска - в приведенном Бабуром примере было"Ташкент". На него давался уран-отзыв. В приведенном Бабуром примере это был "Сайрам".

Он же привел любопытный пример, когда военачальник спутал уран-отзыв и вместо "Сайрам" закричал в ответ "Ташкент" - и маневр сорвался - второй отряд, прокричавший "Ташкент", подумал, что это враги.

Я как-то писал уже

У хори-бурятов представления о родстве в воинских союзах не играли роли. Из числа хоринских отоков (адм. единица, "племя"), юноши могли составлять несколько малых союзов, объединенных в единую организацию - батунаи. В каждом из малых союзов был свой боевой клич, по которому и реконструируется примерная схема прежней организации. Кличи те сохранились до сих пор, причем у хори-бурятских эмигрантов в китае до недавнего времени принято было при знакомстве спрашивать сначала "ямар уриатайбш?" (каков твой клич?) и лишь затем и не всегда интересовались родом/отоком. Небольшие по численности отоки когда посылали своих парней в армию, те объединялись в союзы, поэтому малые числом отоки до сих пор имеют общий клич (а не у каждого отока свой как некоторые думают), напротив большие или знатные отоки могли формировать подразделения-союзы только из своих парней. Поэтому тайшинский (княжеский) оток Галзут имел свой клич (даа-хэй) и их клич мог служить общехоринским, тогда как целых пять малых числом отоков имели общий клич шоно (волк), а два крупнейших отока Кубдут и Харганат имели сначала на двоих один клич бургэд (орел), но потом разделились (видимо из-за роста численности) и чуть изменили клич у харганатов, он стал звучать бурхээ, став как бы новым кличем. Крупный по численности и знатный (до русских он был тайшинским отоком) оток Хоасай группировался вместе с небольшим Гучит'ским отоком и они два пользовались ураном хандагай (пер. лось).

Кроме того, иногда из представителей разных отоков по ситуации составлялись временные отряды, которые пользовались общим кличем. Поэтому зафиксировано много разных вариантов, отражающих историю таких частных военизированных объединений.

Известны в общем такие хоринские ураны:

шоно - волк

бургэд - орел

нохой - пес

шэлууhэн - рысь

хандагай - лось

даа-хэй - "великая энергия" (на русский адекватно не переводимо по моему)

Link to post
Share on other sites
А кто знает, в каком веке русские начали кричать именно "ура"? Я знаю, что даже при Василии III в качестве боевого клича использовалось название главного города княжества - т.е. москвичи шли в бой с криком "Москва", тверичи с криком "Тверь" и т.д.

Встречал, где-то, что во время войны со шведами, Петр Первый, увидав атаку калмыцкой конницы, которые кричали УРАЛАН, что означает вперед, издал указ, чтобы заменить клич "Виват", который был в Российской армии, на клич УРА, для создания боевого духа. Интересно, что на одном из российских сайтов, когда я об этом написал, поднялся такой шум! Все были согласны на что угодно, выводили, в том числе и от древних римлян и рева боевых слонов, но саму даже мысль о заимствовании этого клича у калмыков, напрочь отвергалась! Но, логично было бы представить, что у калмыков гораздо легче это перенять, чем у, скажем, шотландцев! А ведь даже кавалерист улан, в русской армии, так называется, потому что красного цвета!

Link to post
Share on other sites
  • Admin

Кавалерист "улан" мог называться от слова "оглан, улан" с тюркского "юноша" (уул, огул) - существовали кавалерийские соединения состоящие из "огланов" - сыновей знатных родов, что-то вроде гвардии.

Link to post
Share on other sites
Guest Qasqyr
Кавалерист "улан" мог называться от слова "оглан, улан" с тюркского "юноша" (уул, огул)

Не мог, а именно так и назывался. Впервые уланов (легкая кавалерия с пиками) в Европе стали использовать поляки, у которых служили крымские удальцы, принесшие с собой это название.

Link to post
Share on other sites

Ну, да ладно, улан, оглан. Спорить не стану. Был вопрос про "ура", я попытался ответить, как смог.

Link to post
Share on other sites
Guest kareken
маленький народ а сколько родов, господи когда нибудь докончу...

А можете ли продолжить про каракалпаков?

Link to post
Share on other sites

Друзья! :kz1:

Кто-нибудь владеет информацией о кыпчакских уранах (боевых кличах) :tw2: XI-XIII вв? Если да, то укажите, пожалуйста, также источники информации.

К примеру, в романе В.Г. Яна "Батый" можно встретить кыпчакские ураны:

"Они берегут и холят твоих коней и сберегли их до этого грозного дня, когда уже всюду слышатся боевые ураны двенадцати колен великого кипчакского племени: «Уйбас, токтабаевцы! Дюйт, батыры дурутаевцы! Даукара, джерсайцы, опрокидывающие все на пути! Берите острые клинки, садитесь на коней, выступайте в поход!"

И еще:

"Каждый кипчакский род, каждое колено выкрикивало свои боевые ураны:

– Манатау! Карабура! Аманджул! Уйбас! Дюйт! Ээбуганнам-кайд-шуляйм!.."

В каких источниках Ян почерпнул эти ураны, мне неизвестно, и поэтому доверять художественному произведению оснований нет.

Link to post
Share on other sites

Почти все ураны казахские.

1.Дойт(дюйт) - уран рода шомекей Младшего жуза,

2.Даукара -уран рода байбакты тоже младшего жуза,

3.Карабура - уран рода тама и этот род из Младшего жуза

4.Айбас - уран племени кыпчак Среднего жуза

5.Малатау(у Яна - манатау) - уран рода жагалбайлы Младшего жуза

Урана Аманджул(Аманжол) я среди уранов крупных родов не нашел, возможно и этот уран, где-то использовался.

Link to post
Share on other sites
Друзья! :kz1:

Кто-нибудь владеет информацией о кыпчакских уранах (боевых кличах) :tw2: XI-XIII вв? Если да, то укажите, пожалуйста, также источники информации.

К примеру, в романе В.Г. Яна "Батый" можно встретить кыпчакские ураны:

"Они берегут и холят твоих коней и сберегли их до этого грозного дня, когда уже всюду слышатся боевые ураны двенадцати колен великого кипчакского племени: «Уйбас, токтабаевцы! Дюйт, батыры дурутаевцы! Даукара, джерсайцы, опрокидывающие все на пути! Берите острые клинки, садитесь на коней, выступайте в поход!"

И еще:

"Каждый кипчакский род, каждое колено выкрикивало свои боевые ураны:

– Манатау! Карабура! Аманджул! Уйбас! Дюйт! Ээбуганнам-кайд-шуляйм!.."

В каких источниках Ян почерпнул эти ураны, мне неизвестно, и поэтому доверять художественному произведению оснований нет.

ну Ян известный фантазёр... ;)

ураны менялись со временем - принцип призыв аруахов для помощи:

очень сильно сомневаюсь, что ураны остались неизменными с 11-13 вв.

можно смотреть здесь ураны существующих казахских родов в соответствующих статьях

Улы жуз

http://www.elim.kz/z_uli.php

Орта жуз (ежели ищите кыпшаков - это здесь) :kz1:

http://www.elim.kz/z_orta.php

Киши жуз

http://www.elim.kz/z_kishi.php

Link to post
Share on other sites

\\А кто знает, в каком веке русские начали кричать именно "ура"? Я знаю, что даже при Василии III в качестве боевого клича использовалось название главного города княжества - т.е. москвичи шли в бой с криком "Москва", тверичи с криком "Тверь" и т.д.\\

Первое использование криков "ура" как приветственных в армии:

"Журнал военных действий, 19 августа 1757 г." Сражение при Гросс-Егерсдорфе. "Но прежде нежели лагерь назначить успели, Его Высокопревосходительство генерал-фельдмаршал всю во фрунте стоящую армию объездил и войско, похваляя храбрость оного, толь знатною от Бога дарованною победою поздравлял, при чем следующее от всей армии троекратное учинено восклицание: "Виват Ее Императорскому Величеству, нашей природной Государыне и премилосердной матушке Елисавет Петровне на множество лет: Ура, Ура, Ура". Фельдмаршал Румянцев: Документы. Письма. Воспоминания / Сост. А.П. Капитонов. М., 2001. С. 73. И в том же сборнике выдержка из записок А.Т. Болотова, участника Гросс-Егерсдорфа: "Прибежавши наконец на то место, где стояла их вторая линия, велено было нам остановиться и выравняться с прочими полками, строящимися тут, в одну линию, и не успела вся арми из-за леса выбраться и построиться в одну линию, как закричали "Ура!" и шляпы вверх бросили." (Там же. С.196).

Первое использование криков "ура" как боевого клича :

Журнал генерал-фельдмаршала князя А.А. Прозоровского 1769-1776 // Записки генерал-фельдмаршала князя Александра Александровича Прозоровского (1756-1776). М., 2004.

23 июля 1774 г. около Алушты

"И по выходе из самого того последнего рва приказал я гранодерам оставлять ружейную пальбу, поелику продолжение оной причинило б больше урону нам, нежели неприятелю, в рассуждении сидения его за каменною линею... Вместо ж стрельбы из ружей велел им приударить его в штыки. Они сие исполнили с поспешностию, закричав все вдруг "ура". И сколь неприятель не супротивлялся по его гораздо превосходнейшему числу, но не мог, однако, долго противустоять оным и обратился скоро в бег." (С. 598).

С 1780-х уже используется довольно часто.

\\Встречал, где-то, что во время войны со шведами, Петр Первый, увидав атаку калмыцкой конницы, которые кричали УРАЛАН, что означает вперед, издал указ, чтобы заменить клич "Виват", который был в Российской армии, на клич УРА, для создания боевого духа.\\

Красивая легенда, но не более. Согласно петровской "Инструкции как вести себя в сражении солдатам и в особенности офицерам", 1706, в атаку полагалось ходить молча. А если какой то солдат или драгун что-либо закричит, то офицер должен был того крикуна заколоть. Если же закричит подразделение, то согласно инструкции "то без всякого милосердия тех рот офицеры будут повешены". Поэтому в бою молчали чтобы слышать команды офицеров.

Link to post
Share on other sites

Есть исторический анекдот на тему русского "Ура". Во время войны 1812 г. французские солдаты передразнивали русских с их криком "Ура!", который был созвучен французскому "о ра!" (то есть, "на крысу!"), крича в ответ "о ша!" ("на кошку!"). Хотя сами к концу войны переняли клич "Ура" :)

Link to post
Share on other sites

\\"Барра!" (точнее, как пишет Вегеций, "баррит!") кричали римляне.\\

Не совсем так. Германские воины, в преддверии битвы, выкрикивали в один голос боевые песни, известные как барит (baritus) – что означало "рев, гул". Римский историк IV в. Аммиан писал, что "барит"("рев", "боевые песни") применялся германцами, состоящими на службе в армии Константина I, и, позднее, был перенят от них многими римскими войсками. Тацит пытался передать точное описание природы звука: "Стремятся же они больше всего к резкости звука и к попеременному нарастанию и затуханию гула и при этом ко ртам приближают щиты, дабы голоса, отразившись от них, набирались силы и обретали полнозвучность и мощь".

Link to post
Share on other sites

На счет баррит не знаю, но тюркская версия мне кажется более вероятней.Исторически в русском много тюркизмов. По поводу когда-это скорее всего был долгий процесс. Не думаю что кто-то издал указ и все начали кричать ура.На пример клич Найманов в конце среднего века был Каптагай, в 18 веке стал Кабанбай, однако и старый клич не забыли.

Link to post
Share on other sites

\\По поводу когда-это скорее всего был долгий процесс. Не думаю что кто-то издал указ и все начали кричать ура.\\

До боя при Алуште "Ура" - как боевой клич в русской императорской армии не зафиксирован. До этого был клич "Виват", но и он как боевой клич стал использоваться только в послепетровские времена. Во времена Петра в бой шли молча, во всех европейских армиях.

Link to post
Share on other sites

\\По поводу когда-это скорее всего был долгий процесс. Не думаю что кто-то издал указ и все начали кричать ура.\\

До боя при Алуште "Ура" - как боевой клич в русской императорской армии не зафиксирован. До этого был клич "Виват", но и он как боевой клич стал использоваться только в послепетровские времена. Во времена Петра в бой шли молча, во всех европейских армиях.

Если учесть, что начиная с покорения Руси татарами повсеместно бытовало все тюркское (и до них, но меньше), то наверное не совсем будет правильно говорить о позднем появлении боевого клича "ура", он был изначально.

Link to post
Share on other sites

\\он был изначально\\

Будьте добры, приведите источник где упоминается боевой клич "Ура" в русской или европейской армии до 18 в.

Link to post
Share on other sites

Если он и был то либо засекречен, либо уничтожен. Даже указ Петра про "Басурман истреблят" только недавно ведь рассекретели.

Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now




×
×
  • Create New...