Перейти к содержанию
Гость Галдан

Меркиты

Рекомендуемые сообщения

В 15.10.2021 в 13:17, АксКерБорж сказал:

На картах нет ни единого топонима современной Монголии, на картах Кара-Корум указан западнее Алтая, но вы все равно не хотите видеть очевидных фактов.

В 15.10.2021 в 12:12, АксКерБорж сказал:

Правее, то есть восточнее ставки Великого хана представлена подпись:

«Алтайские горы, где они (тартары) погребают императоров Тартарии».

Аналогичное указание дал Марко Поло:

"... Всех великих государей, потомков Чингисхана, знайте, хоронят в большой горе Алтай, и где бы ни помер великий государь татар, хотя бы и сто дней пути до той горы, его привозят туда хоронить".

РАД подробно описал место выбранное ЧХ для погребения:  

https://www.vostlit.info/Texts/rus16/Rasidaddin_2/kniga2/frametext10.html

 "В Монголии есть большая гора, которую называют Буркан-Калдун. С одного склона этой горы стекает множество рек. По тем рекам – бесчисленное количество деревьев и много леса. В тех лесах живут племена тайджиутов. Чингиз-хан [сам] выбрал там место для своего погребения и повелел: «Наше место погребения и нашего уруга будет здесь!». Летние и зимние кочевья Чингиз-хана находились в тех [234] [же] пределах, а родился он в местности Булук-булдак, 1454 в низовьях реки Онона, оттуда до горы Буркан-Калдун будет шесть дней пути. Там живет одна тысяча ойратов из рода Укай-Караджу 1455 и охраняет ту землю.

Подробное перечисление тех рек, [что стекают со склона горы Буркан-Калдун], такое:

с южной стороны, в центре – Кэлурэн,

с востока – Онон,

с большого северо-востока – Кирэкту,

с большого севера – Киркачу,

с большого севера – Чику,

с большого северо-запада – Калаку,

с среднего юго-запада – Кара,

со среднего юго-запада – Бурачиту,

с большого юго-запада – Дулэ. 1456" 

 

АЛКАЙ=Буркан-Калдун=Хэнтий уул 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 28.05.2022 в 23:16, buba-suba сказал:

АЛКАЙ=Буркан-Калдун=Хэнтий уул 

 

:D

 

В 28.05.2022 в 23:16, buba-suba сказал:

РАД подробно описал место выбранное ЧХ для погребения:  

"В Монголии есть большая гора, которую называют Буркан-Калдун. С одного склона этой горы стекает множество рек. По тем рекам – бесчисленное количество деревьев и много леса. В тех лесах живут племена тайджиутов. Чингиз-хан [сам] выбрал там место для своего погребения и повелел: «Наше место погребения и нашего уруга будет здесь!»

 

Уже выясняли.

Это район верховий Черного Иртыша, в одной их горных долин на западной стороне Большого Алтая.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 28.08.2002 в 18:09, Гость Галдан сказал:

Вообще-то, есть вполне оправданные догадки, что меркиты являются самодийцами, родственные нынешним ненцам и селькупам.

Еще Л. Н. Гумилев указывал на принадлежность меркитов к самодийской группе. Конкретно, к ныне исчезнувшей саянской ветви самодийцев, которая включала также вымерших маторцев, койбальцев, сойотов, тайгийцев и камасинцев. Эти народы теперь либо охакасились, либо обрусели, либо обурятились.

Возможно, что уже во время Чингиса и до него меркиты начали ассимилироваться монголами, а потом и вовсе уничтожены, как этнос, в 1180-1206 гг.

В свете современной ДНК генетики всё верно. Меркиты из Новокузнецка самодийцы. Однако меркиты из Башкирии тюрки. Как то так

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Среди калмыков люди кости меркитов. Однозначно это теленгиты из рода меркит. Только они называют свой род как сӧӧк. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 02.07.2008 в 17:44, meder-kyrgyz сказал:

Я родился на юге Кыргызстана.

Так вот там есть город Кызылкия, а рядом с городом есть село Салиева.

У меня были друзья с Салиева, и очень удивительно село хоть и небольшое но делиться на две части одной большой дорогой.

И сами же Салиевцы называют друг друга Меркит и Муркут.

Я точно не помню какая из частей села верхняя или нижняя Меркит или Муркут...

но сельчане сами даже не знают почему они так зовуться и откуда это название...

интересно было бы узнать об этом...

Алтайцы

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 31.12.2016 в 17:40, Peacemaker сказал:

"СЕВЕРНАЯ ОРДА"
История наших предков

«Северная Орда» империи Ляо объединяла народы «мынгу-шивэй»* и «Хамаг Монгол» (всего населения Монголии), кочевавших в бассейнах рек Онон, Керулен, Тола.

* Л. Н. Гумилев отмечал, что древние тюрки - тюркюты - настолько возгордились, что свое государство называли, кроме всего прочего, «Монко эль» («монко» - вечное, «эль» - государство). Отсюда, «Монко-ор», «монгоры», «монголы», «моголы». «Шибэй» -птицы, из ел. «ши-багун», «сий-багун» - по-кидан.; «сюй-бу» - по-кит.; по-мон. - «шуби», «шибу»; по-калм. - «шовун» (птица). 
Что «Хамаг Монгол», что «Монко эль», что Борджигин и Аши-но (ага-чина) - одно и то же, потому что «а» - остаток ел. «ага» - госпожа, а «чина» (шина) - из ел. «чинуга» - волк. 
«Бор» (серый), «джигин» - показатель женского рода, получается: «серая», а когда добавляют «киян» (волк) или «кият» (волки), то получается «серая волчица» или род «серой волчицы» - бывшей родоначальницы тюркютского каганата в 545 г. Получается, что Бодончар был основателем рода «Борджигин-Кият» (см. П. Пел-лио, с. 248; Л. Гумилев, с. 346).

Самым сильным было племя «джалаир», кочевавшее в долине р. Онон. В долине рек Онон и Селенга жило племя тайчиутов. Самым малочисленным было племя «онгут». Составляя не более четырех тысяч кибиток, онгуты состояли на службе у цзиньских императоров, охраняя границы Китая.

Крупным объединением племен были кэрэиты. У них было свое государство, свой хан. Кереиты кочевали между Хангайским и Хентейским хребтами, в долинах рек Орхон и Тола.

На западе с кереитами соседствовало племя найманов, в районах между Хангайским и Алтайским хребтами. Большинство найманов обитало в гористых местностях (предгорьях), а остальные - на равнине. Кочевья найманов доходили до реки Орхон до тех мест, где позднее была основана первая столица Монгольской империи - Каракорум.

Найманы считались наиболее культурными из всех монгольских племен, т.к. представляли собой ветвь кара-китаев «западных киданей». Они пользовались уйгурским письмом.

Следующим по численности крупным племенем были меркиты (мэргэт). Они кочевали в бассейне реки Селенга и непосредственно на севере граничили с племенем ойрат и «лесными народами». Меркиты выделялись своей воинственностью, имели сильное войско. «Лесные» монгольские племена - звероловы и рыболовы, селились по берегам рек, главным образом, в районе озера Байкал, районах Восточных Саян-Таннуулы (Саянские горы) и Южного Алтая. На севере и северо-западе, у озера Байкал и в нынешнем Забайкалье, жили племена кори, баргут, тумен, булагачин, керемучин, урянхат, урасут и теленгут. В области Секизмурен (Восьмиречье, современный Приангарский край) кочевало племя ойрат.

Во времена существования империи Ляо в VIII-IX вв. Сильные племенные союзы - кереиты, меркиты, тайчиуты, джалаиры, онгуты, найманы были уже перемешаны с племенами, проживавшими в регионах, так называемых «лесных народов», в особенности с родами и племенами ойрат и тюркоязычным населением этого региона.

Об этом свидетельствует наличие в составе волжских калмыков, их предков ойратов, самых различных наименований древних монгольских народов. Например, среди калмыков-торгоутов в XVII-XIX вв. различались роды - кереит, шин кереит (новые кереиты), хуучин кереит (стародавние кереиты). У башкир наличествовали «кереит», «кирей», «гире»; у казахов - «кирей», «гирей», «гере»; то же встречалось и у крымских татар.

Еще в середине XVIII в. в составе калмыков-торгоутов было до 5 тысяч кибиток кереитов. В роде кереитов существовал культ вороны. Считалось, что ворона является предком рода, прародителем рода и племени. На их печати (тамга) изображались остроги - что указывало на их первоначальный вид хозяйствования - рыболовство.

Н. Я. Бичурин (Иакинф) указывал, что «орудием этим (острогом) торгоуты-кереиты и поныне пользуются: бьют в половодье рыбу сазана».

Торгоуты-меркиты, «хо-меркиты» (благородные меркиты), ики меркиты (большие, основные меркиты), «шар меркиты» (желтые меркиты), хар меркиты (черные меркиты) в составе волжских калмыков вели свое происхождение от древнего союза четырех племен, из которого состояло Меркитское ханство.

В состав четырехплеменного союза в VI-IX вв. входили племена: модан, тодаклин, ухур-меркит, джиюн. Этот союз, назывался «Модун джиюн» (Древо восточное).

Меркиты в XVII-XIX вв. встречались в составе тюркских народностей: алтайцев, тувинцев, хакасов, казахов, ногайцев, узбеков, башкир и других.

У меркитских родов, входивших в состав волжских калмыков-торгоутов в XVII-XIX вв. существовал культ сосны (хар-ган, хар модн - В.Б.) и дерева вообще. Отсюда шло и название рода «модан» (дерево). Сосна считалась священным деревом и выходцы народов, живших в местах, где прорастали сосны, символизировались с прародителями других родов.

Отмечался также культ «Лу» (небесного дракона), производящего гром и молнию. «Лу» считался покровителем всех меркитов.

Род «хо-меркитов» через легенды сохранил память о выходе их из состава тех меркитов VII-IX вв., которые из своей среды выделяли ханов, управителей народа, входивших в состав Северной Орды империи Ляо.

Меркиты отмечены и в составе тюркских народов: алтайцев, башкир, казахов, ногайцев, карачаевцев и др.

Группа племен Северной Орды империи Ляо - кереиты, меркиты, найманы с их многочисленными родоплеменными наименованиями в VII-VIII вв. значились в общей группе монголо-язычных народов «Зубу» или «Цзубу» (из китайских летописей).

Империя Ляо объединяла в группе «Цзубу» народы, составлявшие восьмиплеменные каганаты - кереитов, найманов, меркитов со своими ханами.

В Северной Орде были представители всех родов и племен, населявших киданьскую империю Ляо.

В составе волжских калмыков-торгоутов была родоплеменная группа «батут». Она подразделялась на «ики батут» (большие батуты), «бага батут» (малые батуты), «цаган батут» (белые батуты)**.

** Под словами «большие» и «малые» надо подразумевать «малочисленные».

Само название «батут» происходит от слова «багатур, батур» (богатырь, витязь).

По монгольским письменным источникам «батуты» входят в состав четырех древних племен: огулеты (олеты), багатуты (батуты), хойты (хоодуд) и кергуд (керед-гуд), т. е. кереиты.

У калмыков бытует древняя поговорка: «Туула тоха урата, баh монгл яста, келн уга. Улан баатрин ульдэл, ундасхларн уудгнь улан чаhр билэ, уудьврэн hарhдгнь - уулын серкеш» (Батуты с кличем - «туула-тоха***» (грохот, перекат), кости «баh монгл» (по происхождению из малочисленных монголов), потомки Улана-богатыря, жажду утоляющие красным вином, кому забавой служат горные черкесы).

*** «Туулан тоха» или у Г. О. Авляева «туулан тохан кецек» (кн. «Происхождение калмыков», изд. 2-е, 2002 г., с. 52) в дословном переводе с современного калмыцкого языка («туулан тохан кецек») действительно «часть предплечья зайца». Г. О. Авляев принимает это за этноним-тотем, что совершенно неверно.

Значение этого выражения надо понимать в символическом, переносном смысле. Обратимся к содержанию поговорки в тексте. Вся смысловая нагрузка фразы лежит в словах «баh монгл яста», т. е. по кости «малый (в значении «малочисленный».- В. Б.) монгол». Малочисленные роды монголов жили по излучинам реки Тола. Река эта горная, извилистая. Из лучины-изгибы реки растягивались на несколько километров, образовывая долины, а каменные глыбы-пороги давали возможность воде падать-переливаться с особым грохотом и треском. Шум, грохот, треск воды усиливался раскатистым эхом. Естественно, при надвигавшейся опасности клич людей, происходивших от родов, живших в долинах-излучинах таких рек должен был быть особым. По своей силе их клич должен был быть подобен грохоту с каким падала и растекалась вода по порогам-перекатам, каменным глыбам и частым извилинам. В сознании калмыков перекат воды уподоблялся «перескокам» зайца при его движении. Поэтому с веками понятие «тула тоха» и «тулан тохан кецек» у калмыков за счет ассоциации перетрансформировалось. Значит, многие такие выражения надо понимать в символических значениях. Например, «тохан кецек шевнр», значит «шебенеры (служившие при хурульных хозяйствах), составлявшие часть чего-то. В данном случае «тоха» - локоть. Можно понимать и в переносном смысле, как «часть торгоутов» и т. д.

Заяц из-за своей природной трусости никогда не служил культом-тотемом.

Существовала условная система родства по аналогии или ассоциации, например, с суставами или отдельными частями тела животного тотема - лося, коня, оленя,, волка, собаки, росомахи или по каким-то излучинам, изгибам рек, местности, где жили роды, племена и т. д.

Батуты времен империи Ляо входили в восьмиплеменной каганат кереитов.

Потомки древнего монгольского племени тайчиутов также встречаются среди волжских калмыков-торгоутов в XVII-XIX вв.

Тайчиуты (тайджиуты), они же (баh хоохр). Во времена империи Ляо, в составе Северной Орды, тайчиуты входили в племенную группу или подразделение «Нирун», происхождение свое вели от Чарака-Лингума, - знаменитого киданьского полководца - нойона (князя).

Название «тайчиут» от китайского слова «тай-цзы» (царевич, принц - наследник престола, князь). Это произошло в конце VI в., когда кидане нарушили порядок выборов старейшин и вождя племен. В каждом из каганатов, вождей племен стали выбирать из какого-либо одного рода. Такой род становился в дальнейшем правящим, царственным. У киданей это были, как указывалось выше, роды Дахэ, Яонянь, Елюй; у «Мыньгу шивей» таким родом был «тайчиут» или «тайджиут» (по-китайски «тап-цзы»). Сам термин «тайджи» (впоследствии отсюда и титул «тайши», «тайджи») проник к древнемонгольским племенам онон-керуленской группы «шивей» и закрепился окончательно за ними в IX в.

На составе родоплеменных групп волжских калмыков-торгоутов можно проследить процесс отражения системы военной и военно-административной организации времен существования империи Ляо и впоследствии империи Чингис-хана.

В XVII-XIX вв. среди торгоутов встречались роды и их подразделения: барун (западные, правые), зюн (восточные, левые), загур (срединные, промежуточные), например, «загуров род» аймака Хазалбышева Багацохуровского улуса.

Кочевья названных групп также располагались по географическому принципу: барун (на западе), зюн (на востоке), загуры (в центре улуса), если смотреть, по традиции, лицом на юг.

Такая система прозвания родов была характерна одинаково и для кереитов, и для меркитов, и для найманов.

У них существовал специальный род «заамут». «Заамуты» также вошли в состав волжских калмыков-торгоутов. Название происходило от слова «зам» (по-китайски «цзам» - дорога, тракт, почтовая служба). Род заамутов со времен киданьской империи Ляо и династии Юань китайских императоров относился к сословной группе, несших службу по обслуживанию почты (дипломатической) и государственных перевозок.

У знаменитого итальянского путешественника Марко Поло читаем: «Люди, приписанные для обслуживания почтовых трактов «зам», получили наименование «замут».

Заамуты в XVII-XIX вв. встречались среди торгоутов Икицохуровского, Багацохуровского улусов; Зюневского и Эрдниевского аймаков Харахусовского улуса.

Они входили в состав «алтайских торгоутов», хошоутов. В Калмыцком ханстве в XVII - первой половине XVIII вв. был специальный «Замутовский улус».

Источники сообщают нам, что заамуты или замуты не боялись грома, молнии и тех, кого поражало молнией.

Культом-тотемом (прародителем) их рода был «лу» (небесный дракон, порождающий молнию). Легенды передают, что только «меркиты и замуты» могут оживить человека, пораженного молнией. В древности замуты были избранным сословием. Об этом свидетельствует калмыцкая поговорка:

«Заглма бичкн болувчин
Бийини омнд шовуд тэвдг уга,
Заамуд цеекн болувчин
Бийэсн турулж куунд уг огдг уга».

(Хотя «заглма» (птица из породы сокола) и маленькая птица, однако, она бьет на лету всех птиц; хотя племя замутов и не многолюдное, однако они никому вперед слова не дадут).

У волжских калмыков-торгоутов в XVII-XIX вв. был род «эль-джигуд» (ильджиген, эльджиген, ильчигин).

Название происходит от монгольского слова «ильджиген» (осел, ослоухий, мул).

Эльджигин - одно из древнейших самоназваний у калмыков-торгоутов и монголов,- проживающих в Халхе - коренной монгольской территории.

В персидских, монгольских, китайских письменных памятниках «эльджигины» зафиксированы в составе племенной группы или отдела «Дарлекин», относящихся к коренным монголам.

У эльджигинов, кунгиратов, баргутов - общая тамга, общий тотем «мул».

Последние исследования монгольских ученых относят «эльджигинов» к северомонгольскому племенному объединению «мынга-шивей».

Сохранилось предание, рассказывающее, что предком эльджигинов был некий Улю-Мисхэ (Мисяр из рода Улюк). Мисяр из рода Улюк женился на девушке-киданьке, которая приехала к монголам верхом на осле или муле (эльджигин).

Эльджигины встречались в составе ойратов Джунгарии, калмыков, монголов Халхи (Восточная Монголия), тувинцев и т. д.

В составе калмыков-дербетов XVII-XIX вв. встречались тугтуны (знаменосцы), чоносы (их тотемом был волк), бурулы (седой, чалый, каурый, серо-пепельный; их тотемом была эта масть лошади), кебюты (принц, наследник престола), шарнуты (их тотемом была лошадь желтой масти), онгнюты.

Последние «онгнюты», находившиеся в составе калмыков-дербетов - это потомки древнейшего племени «онгутов» южной Монголии.

Еще во времена Тюркского каганата, затем киданьской империи Ляо их называли «белые дада» или «белые тата», «белые татары».

В киданьской империи Ляо и в период существования династии Цзинь они состояли на службе у цзиньских императоров, охраняя их границы.

К XII-XIII вв. онгуты омонголились. Во времена Чингис хана вождем онгутов был Алакуш-Тегин или Алакуш-Дигит Хури. Знаменитый Таян хан найманский говорил предводителю племени ойрат Джамуке 16 июня 1204 года перед сражением с Чингис ханом: «Алакуш-Дигит Хури обманул нас... Сыновья онгутов в моем улусе всегда брали жен».

В составе рода «тохан-кецек шебенер» у волжских калмыков-торгоутов встречаются «алангосуды» или «алагуды», «алангуды».

Происхождение «алангудов» связано с именем прародительницы коренных монголов «Алан-Гоа» - супруги Добун-Мергена, брата предка ойратов Дува-Сохора.

У тайчиутов существовала легенда, обосновывавшая небесное происхождение Темучина, будущего Чингис хана и его рода «Борджигин-кият».

У владетеля земли «Баргуджин-Токума» была красавица дочь Баргуджин-Гоа. Её взял в жены Хурилтай-Мерген из племени хори-туматов.

От брака Хурилтай-Мергена и Баргуджин-Гоа родилась дочь Алан-Гоа.

Хори-туматский предводитель Хурилтай-Мерген вместе с женой и дочерью Алан-Гоа прикочевал в долину реки Онон. Его дочь Алан-Гоа вышла замуж за Добун-Мергена.

Когда Добун-Мерген умер, Алан-Гоа родила трех сыновей, одним из которых был Бодончар - предок Чингис хана.

По словам Алан-Гоа, когда темнело и на небе зажигались звезды, в юрту ее через дымовое отверстие проникал луч небесного света, который превращался в светловолосого человека. От него и появились ее сыновья, в том числе и Бодончар.

Этот миф оформился в середине IX в. после разгрома уйгурского каганата и отражал брачно-родственные связи «отуз» (тридцать) татар и «шивей» с соседними племенами - хори-туматов, баргутов, тайчиутов, в том числе и «борджигин-кият», ойратами и другими союзниками.

В легенде четко отражены их брачные связи. Поэтому калмыки - «алангосуды» считали себя потомками небесной девы Алан-Гоа. Их тамга (печать) представляла «джунгуру» - знак вечного продолжения земной жизни.

Из орхонских надписей известно, что «учкурыкан» есть «союз трех курыкан». Так и далекие предки «гурвудов», встречающиеся в составе волжских калмыков-торгоутов, аналогичны «учкурыканам», а сами «гурвуды» являлись потомками некогда существовавшего союза «трех родов или племен».

Что интересно: «гурвуды» считали своей прародиной, так же как и «учкурыкане», регион «Баргуджин-Токума». «Курыкане», встречавшиеся среди бурят, по своему происхождению были одного корня с племенем «кури, курилас, хори, хорилас» (разные варианты названий одного и того же племени - В.Б.).

Таким образом, прослеживаются давние связи волжских тор-гоутов-гурвудов с учкурыканами, хори-туматами, хориласами и хоринцами.

Северная Орда сосредоточила при себе функции управления делами монголотюркоязычных кочевников Центральной Азии, Монголии и регионе к северу от Китая - по рекам Онон, Керулен, Тола, Селенга, Орхон, оз. Байкал, территории Забайкалья, долины рек Лена и Ангара, т. е. Приангарье (Восьмиречье).

На этой обширнейшей территории существовали мелкие, крупные, но самостоятельные трех-четырех-восьмиплеменные каганаты и ханства кочевых монголов и тюркоязычных народов. Они все были взаимосвязаны друг с другом, породнены через брачные узы, через постоянные междоусобные войны, что приводили к подчинению одних другими.

Бембеев В.Ш

То что калмыкские меркиты обособлялись от калмыков это говорит о том, что: 1. Меркиты не калмыки. 2. То, что меркиты воинствены и среди калмыков наиболее воинственным родом считались теленгиты, то это соответствует меркитам 3. То, что они назвали себя костью, так это типично теле названия рода - сӧӧк. Сӧӧгим меркит. Вот и всё, нечего добавить

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 17.03.2018 в 20:20, АксКерБорж сказал:

 

Согласно источникам их самоназвание было Мерки, но проклятые писари со своим родным языком ;)приписали им в летописях окончание "т". Эта книжная участь не обошла и другие племена, Керей и Онгу, превратившиеся на страницах книг в Керейт и Онгут.

 

Хотя некоторых эти писари почему-то не тронули - Найманов, Джалаиров, Пусть бросит камень в мой монитор тот, кто докажет существование хоть в жизни, хоть на бумаге этнонимов Наймант и Джалаирт.

 

А почему тогда они меркиты? А не мерки? Книги почитали и стали меркитами?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 02.10.2021 в 18:58, АксКерБорж сказал:

 

Картограф наверно не сам выдумал это, вероятно, он использовал доступные ему старинные книги.

К тому же надпись на карте подтверждает все другие географические локализации земель меркитов из "Юань ши", "Ляо ши", "Джами ат'Таварих" Рашид ад-Дина, "Тарих-и Джахангушай" Джувейни и др.

 

Наверное, вероятно. Одни домыслы. Разочерование. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 03.10.2021 в 14:05, buba-suba сказал:

Согласен, периферия. А кто населял - у РАДа прописано. 

"Племена: баргут, кори и тулас 553; племя тумат также ответвилось от них

Эти племена близки друг с другом. Их называют баргутами вследствие того, что их стойбища и жилища [находятся] на той стороне |А 20а| реки Селенги, на самом краю местностей и земель, которые населяли монголы и которые называют Баргуджин-Токум 554.

В тех пределах сидело множество [других] племен: ойрат, булагачин, кэрэмучин 555 и другое племя, которое они называют хойин-урянка,"

Обратите внимание, тут нет меркитов, они были на другой, монгольской стороне Селенги. Только после разгрома от Ван-хана бежали к баргутам в Баргуджин. И вскоре бежали от ЧХ к найманам, потому что изгнаны со своих земель в Монголии. 

 

Следует принять к сведенью, что там жили туласы (тул ас), несомненно тюркский народ. И тюркские народы, даже в 18-19 веках проживали вплоть до Селенги. Ну и меркиты - это самодийцы, что правильно указал ещё Гумилев.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 31.01.2021 в 12:26, АксКерБорж сказал:

 

«Юань ши», с. 14:

(из монографии Р.П. Храпачевского)

 

«… Когда [Чингисхан] дошел до реки Иртыш, то покарал обок меркит - истребили всех их. Тохто был поражен шальной стрелой насмерть. Кучулук-хан бежал к киданям».

 

Как видим, найманы, кереиты, меркиты и род Чингизхана - Иртыш, Западный Алтай.

 

АКБ, вы поменяли, свою неверную точку зрения?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

5 часов назад, Алтай калык сказал:

АКБ, вы поменяли, свою неверную точку зрения?

 

Вы хотите сказать, что письменные источники, на которые я ссылаюсь (все выше и еще этот), неверные?

"... К западу за горами Алтай, находятся земли меркитского народа, а регион этот именуется «Крит Меркит» со столицей Каракоран".

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я имею в виду, что у сибирских меркитов гаплогруппа N1. Т.е. они самодийцы по гаплогруппе. И Гумилёв был прав. При этом, меркиты у башкир R1a. Что опять не противоречат сведениям о них. Часть меркитов, после разгрома от ЧХ бежали на Алтай, и смешались с кыпчаками. Там они отуречились, т.е.приняли в род меркит много кыпчаков с R1a1. Вы, как истинный патриот, северо-восточного Казахстана, отчитываете историю меркит от заселения СВК. Получается меркиты это тувинцы. Учитывая, то что при утверждении на Курултае (тюркизм) ЧХ, его, посадив на кошму кричали по тувински:  Чаҥыс каан, Чаҥыс каан, т.е. Единственный или Единый каан, то Чх - тувинец. Или его выбирали тувинцы.  

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

50 минут назад, Алтай калык сказал:

Я имею в виду, что у сибирских меркитов гаплогруппа N1. Т.е. они самодийцы по гаплогруппе. И Гумилёв был прав. При этом, меркиты у башкир R1a. Что опять не противоречат сведениям о них. Часть меркитов, после разгрома от ЧХ бежали на Алтай, и смешались с кыпчаками. Там они отуречились, т.е.приняли в род меркит много кыпчаков с R1a1. Вы, как истинный патриот, северо-восточного Казахстана, отчитываете историю меркит от заселения СВК. Получается меркиты это тувинцы. Учитывая, то что при утверждении на Курултае (тюркизм) ЧХ, его, посадив на кошму кричали по тувински:  Чаҥыс каан, Чаҥыс каан, т.е. Единственный или Единый каан, то Чх - тувинец. Или его выбирали тувинцы.  

 

Про днк меркитов (казахских, башкирских, алтайских, бурятских и пр.) я ничего не знаю, пусть об этом напишут генетики форума.

Но судя по письменным источникам зависимое от кереитов племя меркит, правителем которых был Токта, в 12 - 13 века кочевало в районе современных Имиля, Саура, Тарбагатая, Бухтармы и Иртыша.

А значит всех других меркитов - башкирских, бурятских и пр. - можно считать осколками племени, диаспорами вдали от исторической родины.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 минуты назад, АксКерБорж сказал:

 

Про днк меркитов (казахских, башкирских, алтайских, бурятских и пр.) я ничего не знаю, пусть об этом напишут генетики форума.

Но судя по письменным источникам зависимое от кереитов племя меркит, правителем которых был Токта, в 12 - 13 века кочевало в районе современных Имиля, Саура, Тарбагатая, Бухтармы и Иртыша.

А значит всех других меркитов - башкирских, бурятских и пр. - можно считать осколками племени, диаспорами вдали от исторической родины.

 

Опять 25 )). Почему Вы такой упёртый. Есть ДНК исследования сибирских меркитов и они самодийцы (тувинцы, хакасы - часть). Нет самодийцев в Казахстане. Тувинцы никогда там не жили. Источники пишут, что Тохта бежал на Алтай к кыпчакам. И там, на Алтае и СВК, что были землями теленгитов (кыпчаков) они опять размножились и часть откочевала к башкирам и ногаям. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

47 минут назад, Алтай калык сказал:

Опять 25 )). Почему Вы такой упёртый. Есть ДНК исследования сибирских меркитов и они самодийцы (тувинцы, хакасы - часть). Нет самодийцев в Казахстане. Тувинцы никогда там не жили. Источники пишут, что Тохта бежал на Алтай к кыпчакам. И там, на Алтае и СВК, что были землями теленгитов (кыпчаков) они опять размножились и часть откочевала к башкирам и ногаям. 

 

Про меркитов самодийцев, про тувинцев, хакасов, теленгитов, кыпчаков я же не пишу.

Я пишу про средневековых меркитов времен Чингизхана, про вероятных их потомков сегодня и про их исторические места обитания.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 минуты назад, АксКерБорж сказал:

 

Про меркитов самодийцев, про тувинцев, хакасов, теленгитов, кыпчаков я же не пишу.

Я пишу про средневековых меркитов времен Чингизхана, про вероятных их потомков сегодня и про их исторические места обитания.

 

Меркиты Сибири N1. Что ещё нужно сказать (((. Самодийцы. N1 это 65 % тувинцев и часть хакас. Что не понятно? Какие ещё нужны доказательства? 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, Алтай калык сказал:

Меркиты Сибири N1. Что ещё нужно сказать (((. Самодийцы. N1 это 65 % тувинцев и часть хакас. Что не понятно? Какие ещё нужны доказательства? 

Где вы взяли такие цифры? У тувинцев N не больше 40%.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 часа назад, Алтай калык сказал:

Нет самодийцев в Казахстане.

У казахов встречается гаплогруппа N. У племени Уак частота N1a1a 64%.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

12 минут назад, Nurbek сказал:

Где вы взяли такие цифры? У тувинцев N не больше 40%.

В прошлом году опубликованы днк тесты двух из трех  тувинских обьединений родов. Это Монгуш и Ооржак. Вот оттуда. Это без Оюн.  Оюны западные тувинцы и они более тюрки, чем другие рода. Среди этих родов тюркской крови 15 %, а монгольской крови 12 %. При этом эти два рода считались монгольскими. Всё это разбило в пух и прах теорию о том, что тувинцы это монгольский народ. Вот, как то так. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

12 минут назад, Nurbek сказал:

У казахов встречается гаплогруппа N. У племени Уак частота N1a1a 64%.

Отлично. Но уаки не меркиты? 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

4 минуты назад, Алтай калык сказал:

Отлично. Но уаки не меркиты? 

Не знаю. Я могу только за свое племя говорить. Мы с АКБ одноплеменники если что)

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 часа назад, Алтай калык сказал:

Окончание -кит это по кетски человек. 

 

Кринж.

 

3 часа назад, Алтай калык сказал:

Меркиты Сибири N1. Что ещё нужно сказать (((. Самодийцы. N1 это 65 % тувинцев и часть хакас. Что не понятно? Какие ещё нужны доказательства? 

 

Какое отношение к средневековым меркитам имеют хакасы, тувинцы и к тому же самодийцы? ))

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...