Jump to content



Timirhan

Монгольские роды в составе якутского народа

Recommended Posts

Среди народа саха очень много монгольских родов. Остальные якутские роды и они сами признают то что они монголы.

хатыгын

югюлээт

хоро

баатылы

боотулу

ногой

тумат

чорду

бэти

куулээт

бахсы

чакы

чэрэндэй

игидэй

алтан

арагат

ёльтёк

найаахы

кыргыдай

байды

Кедеhю или как говорят старые люди ГедеhY - род моей матери

Есть ли аналогии в монголии?

Link to post
Share on other sites

В ходе дальнейшего изучения истории материнского рода, я все больше удивляюсь запутанности этногенеза народа саха. Род Көдөhү (Кёдёсю) входит в родовое объединение Атамай входящее в племенное объединение Нам.

Согласно родовой легенде первопредок рода был с большим животом, поэтому его отец Ала Атамай назвал его Көдөhү, в старомонгольском языке слово Гөдөсү означающее живот, а в современном монгольском живот Гэдэс.

Кедюсинский наслег занимал часть территорий Намского, Горного районов и г. Якутска. На данной территории протекает река Кэнкэмэ, топоним с монгольского Хэнхэмэ переводится как промоина или большой ручей. Названия многих аласов имеют окончания -дай,-дэй,-дой что свойственно для монгольского языка, к примеру следующие названия: Эрэдэй, Амыдай, Оhуодай, Чабыдай, Хородой и т.д.

Есть и архаические диалектизмы в словарном запасе кедюсинского рода: нохой - пёс (в совр.монг. собака), мёрё - рабочая лошадь (в совр.монг. морин-скаковая лошадь), байардаах - радость, радостный человек (в совр.монг. счастье) и очень много других слов.

В составе рода Көдөhү есть подрод Онходой а5а ууhа.

Племенное обьединенин Нам включает следующие роды: Салбан, Арбын, Кобокон, Нам, Бётун, Кедесю, Юёдэй, Атамай, Модун Модут, Быдьа5адьы, Хатырык, Одуну и д.р.

Есть интересное предание что название Намского улуса произошло от человека по имени Нам обладавшего тихим и спокойным нравом. А в монгольских языках Нам означает тихий и спокойный.

Очень интересно. Получается я потомок монголов принявших участие в этногенезе народа Саха :))

Link to post
Share on other sites

В ходе дальнейшего изучения истории материнского рода, я все больше удивляюсь запутанности этногенеза народа саха. Род Көдөhү (Кёдёсю) входит в родовое объединение Атамай входящее в племенное объединение Нам.

Согласно родовой легенде первопредок рода был с большим животом, поэтому его отец Ала Атамай назвал его Көдөhү, в старомонгольском языке слово Гөдөсү означающее живот, а в современном монгольском живот Гэдэс.

Кедюсинский наслег занимал часть территорий Намского, Горного районов и г. Якутска. На данной территории протекает река Кэнкэмэ, топоним с монгольского Хэнхэмэ переводится как промоина или большой ручей. Названия многих аласов имеют окончания -дай,-дэй,-дой что свойственно для монгольского языка, к примеру следующие названия: Эрэдэй, Амыдай, Оhуодай, Чабыдай, Хородой и т.д.

Есть и архаические диалектизмы в словарном запасе кедюсинского рода: нохой - пёс (в совр.монг. собака), мёрё - рабочая лошадь (в совр.монг. морин-скаковая лошадь), байардаах - радость, радостный человек (в совр.монг. счастье) и очень много других слов.

В составе рода Көдөhү есть подрод Онходой а5а ууhа.

Племенное обьединенин Нам включает следующие роды: Салбан, Арбын, Кобокон, Нам, Бётун, Кедесю, Юёдэй, Атамай, Модун Модут, Быдьа5адьы, Хатырык, Одуну и д.р.

Есть интересное предание что название Намского улуса произошло от человека по имени Нам обладавшего тихим и спокойным нравом. А в монгольских языках Нам означает тихий и спокойный.

Очень интересно. Получается я потомок монголов принявших участие в этногенезе народа Саха :))

Вы потомок хори туматов. Смотрите тему - саха якут.

Link to post
Share on other sites

В ходе дальнейшего изучения истории материнского рода, я все больше удивляюсь запутанности этногенеза народа саха. Род Көдөhү (Кёдёсю)(переводится с бурятского живущие в степи (кудо - степь, сю,hу - жить, проживать)входит в родовое объединение Атамай входящее в племенное объединение Нам(хоршо устроенные, проживающие)

Согласно родовой легенде первопредок рода был с большим животом, поэтому его отец Ала Атамай назвал его Көдөhү, в старомонгольском языке слово Гөдөсү(звучит гедэhэн)( гэдэсу не соответствует кёдёсу) означающее живот, а в современном монгольском живот Гэдэс. 

Кедюсинский наслег занимал часть территорий Намского, Горного районов и г. Якутска. На данной территории протекает река Кэнкэмэ, топоним с монгольского Хэнхэмэ (звучит ХЭНХЭРМЭ) переводится как промоина или большой ручей. Названия многих аласов имеют окончания -дай,-дэй,-дой что свойственно для монгольского языка, к примеру следующие названия: Эрэдэй(переводится пестрый), Амыдай (переводится перехваченный), Оhуодай (переводится подмоченный), Чабыдай (переводится замазанный), Хородой (переводится сокращеные, уменшеные, ) и т.д. 

Есть и архаические диалектизмы в словарном запасе кедюсинского рода: нохой - пёс (в совр.монг. собака), мёрё - рабочая лошадь (в совр.монг. морин-скаковая лошадь), байардаах - радость, радостный человек (в совр.монг. счастье) и очень много других слов. 

В составе рода Көдөhү есть подрод Онходой а5а ууhа. 

Племенное обьединенин Нам включает следующие роды: Салбан(перводится распространились), Арбын(переводится десять), Кобокон(русловые, коренные), Нам (твердо, хорошо живущие), Бётун (цельные), Кедесю(живущие в степи), Юёдэй (девятисоставные), Атамай, Модун Модут(лесные), Быдьа5адьы, Хатырык(скачущие), Одуну (звездные)и д.р.

Есть интересное предание что название Намского улуса произошло от человека по имени Нам обладавшего тихим и спокойным нравом. А в монгольских языках Нам означает тихий и спокойный.

Очень интересно. Получается я потомок монголов (бурятов)принявших участие в этногенезе народа Саха

 

 

 

 

Мне придется Вас огорчить , напомнить что Вы потомок Хори ТУматов (бурятов), Переводы на бурятский конкретно об этом говорят.

Link to post
Share on other sites
  • Модераторы

В ходе дальнейшего изучения истории материнского рода, я все больше удивляюсь запутанности этногенеза народа саха. Род Көдөhү (Кёдёсю)(переводится с бурятского живущие в степи (кудо - степь, сю,hу - жить, проживать)входит в родовое объединение Атамай входящее в племенное объединение Нам(хоршо устроенные, проживающие)

Согласно родовой легенде первопредок рода был с большим животом, поэтому его отец Ала Атамай назвал его Көдөhү, в старомонгольском языке слово Гөдөсү(звучит гедэhэн)( гэдэсу не соответствует кёдёсу) означающее живот, а в современном монгольском живот Гэдэс. 

Кедюсинский наслег занимал часть территорий Намского, Горного районов и г. Якутска. На данной территории протекает река Кэнкэмэ, топоним с монгольского Хэнхэмэ (звучит ХЭНХЭРМЭ) переводится как промоина или большой ручей. Названия многих аласов имеют окончания -дай,-дэй,-дой что свойственно для монгольского языка, к примеру следующие названия: Эрэдэй(переводится пестрый), Амыдай (переводится перехваченный), Оhуодай (переводится подмоченный), Чабыдай (переводится замазанный), Хородой (переводится сокращеные, уменшеные, ) и т.д. 

Есть и архаические диалектизмы в словарном запасе кедюсинского рода: нохой - пёс (в совр.монг. собака), мёрё - рабочая лошадь (в совр.монг. морин-скаковая лошадь), байардаах - радость, радостный человек (в совр.монг. счастье) и очень много других слов. 

В составе рода Көдөhү есть подрод Онходой а5а ууhа. 

Племенное обьединенин Нам включает следующие роды: Салбан(перводится распространились), Арбын(переводится десять), Кобокон(русловые, коренные), Нам (твердо, хорошо живущие), Бётун (цельные), Кедесю(живущие в степи), Юёдэй (девятисоставные), Атамай, Модун Модут(лесные), Быдьа5адьы, Хатырык(скачущие), Одуну (звездные)и д.р.

Есть интересное предание что название Намского улуса произошло от человека по имени Нам обладавшего тихим и спокойным нравом. А в монгольских языках Нам означает тихий и спокойный.

Очень интересно. Получается я потомок монголов (бурятов)принявших участие в этногенезе народа Саха

 

 

 

 

Мне придется Вас огорчить , напомнить что Вы потомок Хори ТУматов (бурятов), Переводы на бурятский конкретно об этом говорят.

Что уже буряты не входят в состав монголов?

Link to post
Share on other sites

В ходе дальнейшего изучения истории материнского рода, я все больше удивляюсь запутанности этногенеза народа саха. Род Көдөhү (Кёдёсю)(переводится с бурятского живущие в степи (кудо - степь, сю,hу - жить, проживать)входит в родовое объединение Атамай входящее в племенное объединение Нам(хоршо устроенные, проживающие)

Согласно родовой легенде первопредок рода был с большим животом, поэтому его отец Ала Атамай назвал его Көдөhү, в старомонгольском языке слово Гөдөсү(звучит гедэhэн)( гэдэсу не соответствует кёдёсу) означающее живот, а в современном монгольском живот Гэдэс. 

Кедюсинский наслег занимал часть территорий Намского, Горного районов и г. Якутска. На данной территории протекает река Кэнкэмэ, топоним с монгольского Хэнхэмэ (звучит ХЭНХЭРМЭ) переводится как промоина или большой ручей. Названия многих аласов имеют окончания -дай,-дэй,-дой что свойственно для монгольского языка, к примеру следующие названия: Эрэдэй(переводится пестрый), Амыдай (переводится перехваченный), Оhуодай (переводится подмоченный), Чабыдай (переводится замазанный), Хородой (переводится сокращеные, уменшеные, ) и т.д. 

Есть и архаические диалектизмы в словарном запасе кедюсинского рода: нохой - пёс (в совр.монг. собака), мёрё - рабочая лошадь (в совр.монг. морин-скаковая лошадь), байардаах - радость, радостный человек (в совр.монг. счастье) и очень много других слов. 

В составе рода Көдөhү есть подрод Онходой а5а ууhа. 

Племенное обьединенин Нам включает следующие роды: Салбан(перводится распространились), Арбын(переводится десять), Кобокон(русловые, коренные), Нам (твердо, хорошо живущие), Бётун (цельные), Кедесю(живущие в степи), Юёдэй (девятисоставные), Атамай, Модун Модут(лесные), Быдьа5адьы, Хатырык(скачущие), Одуну (звездные)и д.р.

Есть интересное предание что название Намского улуса произошло от человека по имени Нам обладавшего тихим и спокойным нравом. А в монгольских языках Нам означает тихий и спокойный.

Очень интересно. Получается я потомок монголов (бурятов)принявших участие в этногенезе народа Саха

 

 

 

 

Мне придется Вас огорчить , напомнить что Вы потомок Хори ТУматов (бурятов), Переводы на бурятский конкретно об этом говорят.

Что уже буряты не входят в состав монголов?

А нам достаточно того что мы себя считаем бурят -монголами. Со своей длиной но не всегда гладкой историей. Чтобы назваться лебедем не всегда обязательно сидеть в одном водоеме. У лебедя есть историческая связь как с соколом так и с беркутами. К сожалению сокол не помнит родства а беркут высокомерен.

Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now

×
×
  • Create New...