Jump to content



Sign in to follow this  
tatarbi

Что за зверь Колобок?

Recommended Posts

я думаю, что говорить "кол" вошёл в "колобок" опосредованно, через "колоб" - это запрягать телегу впереди лошади. Ибо.. "колоб" и раскрывается, как неполногласная форма "колобка" или как "круг" и "обо" (или "ово").

Так что "КОЛ" считаю всё таки первичней.

Поскольку про колоб писал я, отвечу. Последовательное обрастание суффиксами КОЛ -> КОЛОБ -> КОЛОБОК мне кажется, наиболее естественной версией. Слово "колоб" в значении "хлеб круглой, шарообразной формы " до последнего времени употребляется в русских деревнях. Моя бабушка, приезжая в город, могла так называть круглые буханки и никогда - хлебные "кирпичи". Но домашний колоб, который она пекла в печке, имел гораздо более объёмную, почти шарообразную форму. Впрочем, это только мое мнение, не более того.

Что касается того про латынь и пр. Откуда интересные сведения, что "римляне не говорили по латыни"? На каком же языке говорили и писали Вергилий, Тацит и много кто еще. Если вы не из "фоменковских", конечно. Про остальное боюсь и спрашивать.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Поскольку про колоб писал я, отвечу. Последовательное обрастание суффиксами КОЛ -> КОЛОБ -> КОЛОБОК мне кажется, наиболее естественной версией. Слово "колоб" в значении "хлеб круглой, шарообразной формы " до последнего времени употребляется в русских деревнях. Моя бабушка, приезжая в город, могла так называть круглые буханки и никогда - хлебные "кирпичи". Но домашний колоб, который она пекла в печке, имел гораздо более объёмную, почти шарообразную форму. Впрочем, это только мое мнение, не более того.

Что касается того про латынь и пр. Откуда интересные сведения, что "римляне не говорили по латыни"? На каком же языке говорили и писали Вергилий, Тацит и много кто еще. Если вы не из "фоменковских", конечно. Про остальное боюсь и спрашивать.

Ув. Вандал

думается что о круглости колобка говорят и три буквы О в одном слове, как и в кОлесО допустим

То OREY

Я даже не знаю, как вам ответить. Про английскую аристократию понятно, аристократы везде ищут глубокие корни,

про латинские заимсвования из русского, могу привести кучу примеров, БЕСТИЯ, ИМПЕРИЯ, ЦЕЗАРЬ, СТАДИОН, И тд и тп. Причем самое интересное что древние римляне заимствовали слова из современного русского, до чего прозорливый народ был.

И все таки я придерживаюсь мнения что был период заимствования из тюркских в славянские во времена тюркского господства, и обратно во время Российской Империи и до сих пор

Share this post


Link to post
Share on other sites

Думаю пора продолжить эту тему и поддтверждении намерения приведу интересный материал:

Колядки происходят от Коляды, божества времени, хотя проф. Л. Нидерле и отрицает такое божество. Колядки - песни в честь Коляды. Нам, непонятна причина, почему Л. Нидерле отрицает Коляду. Он же отрицает и Мар-Мару. Между тем на Украине в 1910 г. еще мы слышали: Чтоб тебя Мара взяла! - Это древнейшее проклятие, и Мара, как и Коляда, вполне реально существовавшие персонажи. А кто такая Мерроу - шотландцев? Обычай поважать Коляду на Украине связан с весьма точным представлением: Высокий мужик, с длинной палкой в руке, одетый в темное, с сумой через плечо. В этой суме лежит ДобрыДень, который он и отдает добрым людям. Там же лежит Серый Хлеб, кресало с губкой и точильный камень для косы (оселок), а в руке Коло, колесо от телеги, и во втулке малый огонек. Это основное, что обещает Коляда, свет и летнее тепло. Посреди снегов и холода он показывает колесо, то есть обещает теплое время. По-видимому, он же - форма Огнебога (Агни ведийцев). Поэтому он близок очагу, семье, роду. Кроме того, он есть Жива, ибо жизнь есть тепло. Так нас учила прабка Варвара, несомненный авторитет в Дедовщине (язычество). Не имеет значение, что некоторые профессора университета с этим не согласны. Они еще недавно защищали - теорию флогистона - в физике, а в истории защищают такую же - норманнскую теорию -. Коляде Зимнему на Рождестве ставили страву (жертву), и такую же Коляде Летнему (Купала). Это показывает, что Коляда связан с солнцем (сольстис зимний и сольстис летний). Страва ни в коем случае не является погребальной едой, как думает Л. Нидерле, а это вообще - жертвенная еда, торжественная еда или праздничная снедь. На юге Руси был обычай - прогонять кутью: на третий день Рождества ходили по селу Три Брата, один в черном бараньем тулупе, другой в рыжем и третий в белом. В них нетрудно узнать олицетворение солнца - Зимнего Хороса (Черный Брат), весеннего и осеннего (Белый Брат) и летнего (Рыжий брат). Братья входили, поздравляли хозяев, желали доброго урожая, выпивали стакан водки или пива и уходили. Во дворах к Рождеству ставили Трех Баб из снега. Одна была Зима, другая - Колядо с Колесом в правой руке. И третья, маленькая - Крыжень, или Крышень (образ зарождающегося света, или дня). У ног их ставили после кутьи на Сочельник, Первый и Последний Свароговы Снопы. К ногам же клали грабли, косы, метлу. Зима была украшена соломенной шляпой - такие мужики надевают летом для работы в поле. По селу бегали дети и пели Колядки, в которых восхваляли Гром, Тучу (Хмару), Дуб, Сноп, Даждь, Свет, Колоду - все атрибуты Сварога. За это хозяйки им давали сласти, пирожки с вареньем, сухие фрукты, сахар, куски старого, сухого меда. На св. Меланию, 31 декабря, готовили вареники с творогом, ватрушки с изюмом и сырники с медом. Вечером прибегали дети щедровать и за это получали упомянутые сласти. По-видимому, народ считал, что Щедрыня-Лада и Мелания совпадали. В те же дни молодые парни - прогоняли кутью -. Для этого они вооружались киями и били ими по заборам, воротам, а иногда стреляли из ружей, что означало, конечно, вызывание Грома. Если случался снегопад с громом, то говорили: Старый отозвался! - Это означало: Отозвался Дед (Перун). В китайских хрониках указано, что - саки, жившие на западе (Китая) и носящие имя Т-Син, в зимние праздники катали горящее Колесо по снегам -. В Антоновке возле Ростова-на-Дону делали то же самое. В эти дни готовили вареники с творогом, блины, оладьи, пили пиво, брагу, квас и катали горящее осмоленное колесо. Перед жатвой - закручивали Перу (Перуну) бороду -, слева направо. Это образ - творящего вихря Сварога. Если закрутить наоборот, то есть справа налево, то это к несчастью, к неурожаю, к засухе (индо-европейское верование: Исвара все завихрил слева направо и создал мир. Нам пришлось слышать это в Иране от местного населения. Этот принцип содержится в свастике). После Крещения молодые парни на юге Руси били палками по деревянным изгородям и кричали: Уходи, Зима, приди Весна Ясна! Уходи Зима-Яма! - Кий должен был быть либо дубовым, либо березовым, либо вербовым, но с зеленой корой.

http://kirsoft.com.ru/mir/KSNews_77.htm

Share this post


Link to post
Share on other sites

Дорогие братья тюрки!!!

Уважая вашу национальную гордость и отчасти не желание признавать уже более чем очевидный факт родства со славянами, разрешите мне всё таки привести новые доказательства, которые только поддтверждают правоту OREYa:

Русский язык это и есть изменённый во времени "пратюркский язык". Я считаю, что современные славянские языки и современные тюркские вышли из одного корня.

Разубеждать представителей тюркских народов в том что из казахского или кыпчакского образовался русский язык смысла не вижу. Зачем отбирать любимую игрушку.

И так:

Свою покорность Тенгри-хану степняки подчеркивали, используя древнейший символ – знак равностороннего креста (аджи): его наносили на лоб либо краской, либо в виде татуировки. Славянский символ равносторонний крест во всех его проявлениях – тот же узнаваемый знак. Видимо не случайно добрые намерения представителей нашего народа можно было увидеть на лбу. Отсюда и пошла поговорка: «На лбу написано...». По версии учёных знак креста заимствован тенгрианами из древней тибетской (добуддийской) культуры (Что невольно вызывает сомнение после определения, что вера в Тенгри имеет самую древнюю историю. Скорее всего, все верования имеют один единственный исток, что и проходит красной нитью через всю эту книгу.). Он символизировал понятие рум – мир, откуда всё берёт начало и всё возвращается (сравните истинное название города Рим – Рум, ставший мировым центром). Там есть небо и земля, верх и низ со своими покровителями. Рум плавает в безбрежном океане на спине огромной рыбы или черепахи, придавленной для большей устойчивости горой. У основания горы покоится змей Бегша. Время от времени в руме вспыхивает, словно молния, крестообразная ваджра («алмаз»). В буддизме ваджра стала символом прочности и неучтожимости. Следует напомнить, что у многих народов равносторонний крест имел различные значения, весьма сходные по смыслу: от животворящего креста до символа жизни. Заключая его изображение в круг, наши пращуры считали его символом вечного Коло – вращение Круга Жизни.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Ах,да, вот ещё что забыл:

Вопрос: Почему славянский народ болгары, считают себя тюрками?

Ответ: Hичего удивительного в этом нет. Просто у болгар еще сохранилась родовая

память и уважение к предкам. Предками болгар (как и русских) были тюркские

народы, пришедшие из Поволжья и от Уральских гор. Греки называли эти народы

скифами.

Это в нашей стране определенные круги устроили насмешку над А.Блоком за его

стих: "Да, скифы мы, да - азиаты...".

Share this post


Link to post
Share on other sites

"Мне лично кажется толкования в русском КОЛО - круг, шар и БОК - собственно бок, выпуклость, окружность это тавтология, масло масляное.

Неправильно трактовать КОЛОБОК в руском - КРУГЛЫЙ БОК."

А по моему словоформа вполне типичная для русского языка.

Есть слово "КРУГОВЕРТЬ" - тоже масло маслянное.

..или ТРЕЗВОН. Трелить и звонить - не один хрен?

Share this post


Link to post
Share on other sites
Неправильно трактовать КОЛОБОК в руском - КРУГЛЫЙ БОК.

-------------------------------------------------------------------------

OREY

А по-моему, словоформа вполне типичная для русского языка.

И для английского :)

Бог говорил по-русски:

ГЛоБус - от КоЛоБок (Г и К чередуются)

Share this post


Link to post
Share on other sites

Уважаемые знатоки и любители истории и лингвистики,

хотелось бы узнать Ваше мнение об этимологии слова "кулебяка"(=пирог с начинкой). Есть ли , по-Вашему, какая-либо взаимосвязь между словами "колобок" и "кулебяка"?

Спасибо.

С Уважением.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Уважаемые знатоки и любители истории и лингвистики,

хотелось бы узнать Ваше мнение об этимологии слова "кулебяка"(=пирог с начинкой). Есть ли , по-Вашему, какая-либо взаимосвязь между словами "колобок" и "кулебяка"?

Спасибо.

С Уважением.

Да, есть такое мнение:

Vasmer's dictionary :

Word: кулебя/ка

Near etymology: "продолговатый пирог с рыбой, капустой, кашей" (Преобр.), колюба/ка, арханг. (Подв.), кулеба/ка "пирог с рыбой", вятск. (Васн.), также кулбака (там же), см. ЖСт., 1898, вып. 3--4, стр. 449, кульбака, донск. (Миртов), калюба/ка "ржаная из пресного теста ватрушка с творогом", яросл. (Волоцкий).

Further etymology: Трудное слово. Ср. также кулибака "пшеничный пирог с рыбой" у иеромонаха Дамаскина (Афонск. гора и Солов. мон., XVII--XVIII вв.) и фам. Кулибакинъ (XVII в., Тупиков), Кулебакин, Колюбакин (XVII в.; Соболевский, РФВ 70, 93 и сл.). По мнению последнего, колюба/ка связано с ко/лоб. См. сомнения у Преобр. I, 409. Формы на -у- Соболевский сравнивает с польск. kulime,dу "testiculi", что уже совсем сомнительно. Другие предполагают заимствование из нем. Kohlgeba"ck "пирог с капустой" (см. Рейф у Преобр. там же; Горяев, Доп. 1, 23), что тоже сомнительно. Нужно решительно отклонить объяснение из фин. kala "рыба" (вопреки Мi. ЕW 146; см. Брандт, РФВ 22, 142; Бернекер 1, 642).

Pages: 2,409

-------------------------------------------------------------------

Word: ко/лоб

Near etymology: "шар, колобок, моток, круглый хлеб", арханг., вологодск., нижегор., псковск., тверск.; колобу/ха "галушка, увалень", сюда же колоба/н "толстая лепешка", тверск. околобе/ть "сжаться", ско/лобить "сжать комом", укр. колобо/к.

Further etymology: Надежные сопоставления отсутствуют, но вряд ли это слово является заимств. Корш (AfslPh 9, 513) и Бернекер (1, 542 и сл.) сравнивают это слово с греч. κόλλαβος "пшеничный хлеб", однако заимствованное из греч. слово (вопреки Бернекеру) имело бы в, но никак не б; см. Фасмер, RS 5, 136. Следует отделять от словен. sklaboti/na "осадок, намыв" по семантическим соображениям, вопреки Торбье'рнссону (1, 80). Выведение из шв. klabb "чурка", норв. klabb "ком" или из др.-исл. kolfr "брус, шест" (Кнутссон, GL 49; Фасмер, там же) фонетически несостоятельно. Едва ли связано с коло (см. колесо/), вопреки Горяеву (ЭС 151). Отсюда колбя/к "огрызок, кончик". Сомнительно родство с греч. κολοβός "изувеченный", о котором см. Буазак (485). Ср. лтш. kalbaks "ломоть, краюха хлеба" (М.--Э. 2, 140; Потебня, ФЗ, 1876, вып. 2, стр. 93).

Pages: 2,292

Share this post


Link to post
Share on other sites

Есть тут и такое забавное наблюдение:

У Фасмера упоминается версия о связи КОЛОБКА с греческим словом "изувеченый":

Word: ко/лоб

.....

Сомнительно родство с греч. κολοβός "изувеченный", о котором см. Буазак (485).

что сразу отсылает к сказке про колобка без рук и ног.

Есть также другое слово - КАЛЕКА, в котором имеется похоже звучащий первый слог. У Фасмера приводится "обычное" мнение о турецко-персидском происхождении

Word: кале/ка,

Near etymology: кале/чить, также каля/ка (Радищев), укр. калi/ка "калека", сюда же польск. kаlеkа, диал. kalika. Обычно объясняют из тур.-перс. kаlаk "изуродованный, обезображенный" (см. Мi. ЕW 109; ТЕl 2, 106; Доп. 2, 155; Маценауэр 39; Гануш, РF, I, 461; Бернекер 1, 473). Корш (AfslPh 9, 515) сомневается в этой этимологии. Сюда же иногда относят калика "паломник, странник"; ср., однако, на слово кали/ка. Неприемлемо произведение кале/ка из лат. саdu:сus, вопреки Карловичу (241), и предположение о родстве с арм. kаl/ "парализованный, хромой", гот. halts -- то же, греч. κελλόν ` στρεβλόν, πλάγιον (Гесихий), вопреки Шефтеловицу (KZ 56, 199). Ср. ка/лич.

Pages: 2,166

А уж если появилось слово КАЛАК, сразу вспоминается младшенький сын Таргитая, КОЛАКСАЙ, который , как Иванушка-ДУРАЧОК или МУНХАГ-Бодончар или ПРОКАЖЕННЫЙ Алаш, какой-нибудь, получил все.

Правда , в легенде о скифах специально не говорится о том, что он был КАЛЕКОЙ, физическим или умственным.

Такими КАЛЕКАМИ были мальчики,прародители народа, в тюркских и монгольских легендах. <_<

http://sozdik.kz/

Казахский

Русский

шолақ

безногий

безрукий

бесхвостый

короткий

куцый

Altaic etymology :

Proto-Altaic: *c^`i_olu

Meaning: crippled

Russian meaning: калека, неметь, затекать (о конечностях)

Turkic: *c^ol-

Mongolian: *c^ile-

Tungus-Manchu: *c^ial-

Korean: *c^@:rk

Japanese: *tur-

Comments: Cf. also Kor. c^j@ri-da 'to be stiff (of limbs)', SKE 30, ОСНЯ 1, 203.

-------------------

Turkic etymology :

Proto-Turkic: *c^ol-

Meaning: 1 crippled 2 to deteriorate, dwindle 3 defect 4 short-statured

Russian meaning: 1 калека (с дефектной рукой) 2 убывать, иссякать 3 порок, изъян 4 куцый, короткий

Old Turkic: c^oluq (OUygh.) 1, c^ol- 2, c^olmaq 3 (OUygh. late - Suv.)

Karakhanid: c^oluq (MK) 1; c^olquj 'worn (of a sole), crippled (of an arm, hand)' (MK)

Turkish: c^olak; c^olpa 'unskilful, awkward'

Tatar: c^ulaq

Middle Turkic: c^olaq (Sangl.)

Uzbek: c^o.lo|q 'handless, lame', c^o.lto|q 4; 'bungler, unskilled person'

Uighur: c^olaq 1, 4

Azerbaidzhan: c^olaG 1

Turkmen: c^olaq 1

Oyrat: c^oltuq 4

Halaj: c^olaq 'handless, lame'

Tuva: s^oluq 'sensitive, huffish'

Kirghiz: c^olu- 'to pull out, pick out', c^olz^|uj- 'become curved, warp', c^oloj- 'become short, limbless', c^oloq 1, 4

Kazakh: s^olaq 4, s^oltyj- 'to shorten'

Noghai: s^olaq 1; s^oltan|-la- 'to move aside angrily'

Bashkir: sulaq 1

Balkar: c^olaq 1

Gagauz: c^olaq 1

Karaim: c^olaq (K) 1

Karakalpak: s^olaq 1, 4

Kumyk: c^olaq 1

Comments: EDT 419-420, VEWT 115, TMN 3, 89, Дыбо 152. Turk. > Mong. c^olaq (Щербак 1997, 113). The existing forms are derived from a verb *c^ol- 'become defective' (cf. the attested OUygh. c^ol- and forms like Kirgh. c^olu-).

----------------------------------

Mongolian etymology :

Proto-Mongolian: *c^ile-

Meaning: to stiffen, get oedema

Russian meaning: неметь, затекать, уставать

Written Mongolian: c^ile- (L 182)

Middle Mongolian: c^ile- 'erscho"pft sein' (SH)

Khalkha: c^ile-

Buriat: s^elden (adj.), s^ele- 'to peter', s^ala-

Kalmuck: c^il@- 'become ill, powerless (of princes)'

Ordos: c^ile-

Dongxian: c^yla-

Comments: KW 440, MGCD 570. Mong. > Yak. sylaj-, Dolg. hylaj- (see Stachowski 118).

-----------------------

Tungus etymology :

Proto-Tungus-Manchu: *c^ial-

Meaning: 1 to be unable 2 to choke 3 exhausted 4 to stumble (while going down the hill)

Russian meaning: 1 не мочь 2 застревать в горле, давиться 3 истощенный 4 спотыкаться (при спуске с горы)

Evenki: c^elgek 3, c^ele:- 4

Even: c^elgъk- 'break (limb)'

Literary Manchu: c^ili- 2

Ulcha: c^i:.la- 1

Nanai: c^i:.la- 1

Oroch: c^i:la- 1

Comments: ТМС 2, 393, 420. The peculiar vocalism is best explained by supposing *c^ial-. Cf. also *c^ulug- (ТМС 2, 413) < *c^ialug- (?).

----------------------------

Korean etymology :

Proto-Korean: *c^@:rk

Meaning: lame

Russian meaning: хромой, с больными руками или ногами

Middle Korean: c^@:rk

Comments: Nam 422.

-------------------------------------

Japanese etymology :

Proto-Japanese: *tur-

Meaning: to have cramps

Russian meaning: сводить судорогой

Tokyo: tsur-

Что касается сказки про КОЛОБКА, то сюжет о том , как последний сын покидает своих стариков- родителей и отправляется КУДА-ТО, очень популярен.

Например, в казахской сказке про Ер-Тостика, который родился у старухи, после того как она съела төс-грудинку, которую дед со старухой нашли- "наскребли в сусеках" (способ рождения от "съедения" чего-нибудь - отдельная тема, см. по форуму), парень отправился искать своих ДВУХ старших братьев.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now
Sign in to follow this  

×
×
  • Create New...