Перейти к содержанию
Акскл

Мустафа Шокай (Чокаев)

Рекомендуемые сообщения

ЧОКАЕВ Мустафа

Видный общественно-политический деятель, член мусульманской фракции российской Государственной Думы. Создатель организации `Туркестанское единство. Мустафа Чокаев родился 7 января 1890 г. в местечке Аулие-тарангыл, в Сыр-Дарьинском районе Кызыл-Ординской области.

Когда Мустафе было 8 лет, произошло восстание под руководством имама Мадели, в котором участвовали узбеки, казахи, киргизы. Восстание было жестоко подавлено. По указанию Николая II все земли восставших, включая и зимовки, а также все лучшие угодья были переданы в собственность русским переселенцам. Вот почему, дав Мустафе мусульманское домашнее образование, родители определяют его в русскую Ташкентскую гимназию, где он учится вместе с Керенским.

Как известно, казахи как "дикие" в III и IV Государственных Думах не получили депутатского представительства и потому могли действовать только через так называемую мусульманскую фракцию европейской части России. Несмотря на молодость, Мустафа был подлинной душой оргкомиссии при этой фракции. Через нее он смог представить Госдуме картину кровавого подавления войсками восстания 1916 г. Когда в феврале 1917 г. было создано Временное правительство, Мустафа Чокаев способствовал назначению комиссаром в Степной Край Алихана Букейханова, в Туркестан - Мухамеджана Тынышбаева. Но еще до февральской революции у него зародилась идея "Туркестанского союза", для чего он выезжает в 1916 г. в Казань и создает организацию под названием "Туркестанское единство". В ее руководство вошли пять человек, безусловным лидером которых был Мустафа. 27 декабря 1917 г. все политические течения и партии, собравшиеся на Всетуркестанский конгресс, объявили о создании Кокандской автономии, избрав ее первым президентом Тынышпаева, а после его ухода единогласно Чокаева. В документах, принятых конгрессом, декларировалась необходимость установления с Россией экономических взаимоотношений на основе равенства и взаимовыгодных интересов.

Но Коканд оказался беззащитным перед нападением большевиков по всем параметрам: не хватало вооружения, военных кадров, международной поддержки.

После захвата города началась повальная резня, насилие над женщинами, грабеж, расстрелы без суда и следствия, уничтожение "лишних свидетелей". Только благодаря мужеству и самоотверженности соратников Чокаева ему удается вырваться из этого кровавого месива. Через Баку, Батуми, Стамбул, Мустафа добирается до Парижа и оседает в нем.

Дополнительная информация тут:

http://www.interkz.com/forum/index.php?showtopic=2171

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Резали дашнакские части.

Мухаммеджан Тынышпаев был руководителем строительства Турксиба, и первым доктором наук из казахов. Его сын Мухаммеджан оглы Давлет Шейх-Али-Тынышпаев, доктор наук проживает в г.Уфа.

***

Очень хороший человек, между прочим.

Особенно интересно то, как органически в нём сливаются родственные расы - казахская, татарская, кумыкская!!!

Ни за что не скажешь про него, к примеру - на татарина непохож, потому что казах, или на казаха непохож, потому что кумык. В том то и дело, что он естественен в любом обществе.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

И не репрессировали Танышпаева?

Да, убивали в основном дашнаки среди красноармейцев.

К тому времени уже был отстранён Иргашем Чанышев, военный министр.

Интересно, что стало с ним? Я нигде не нашёл как его звали.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

на казаха непохож, потому что кумык

Типичный казах

3.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Резали дашнакские части.

Мухаммеджан Тынышпаев был руководителем строительства Турксиба, и первым доктором наук из казахов. Его сын Мухаммеджан оглы Давлет Шейх-Али-Тынышпаев, доктор наук проживает в г.Уфа.

***

Очень хороший человек, между прочим.

Особенно интересно то, как органически в нём сливаются родственные расы - казахская, татарская, кумыкская!!!

Ни за что не скажешь про него, к примеру - на татарина непохож, потому что казах, или на казаха непохож, потому что кумык. В том то и дело, что он естественен в любом обществе.

Прошу прощения, т.к мой вопрос выходить за рамки темы, но если у кого есть информация об участии дашнаков в резне в Коканде в 1917г, прошу отправить мне информацию на мейл anchorite9@yahoo.com.

Спасибо заранее

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Central Asia - Aspects of Transition. Ed.by Tom Everett-Heath, Routledge Curzon, Taylor & Francis Group, London and New York

Turkfront - Frunze and development of Soviet counter-insurgency in Central Asia

с.7

"...Шамагдиев утверждает, что за 15 месяцев армянские дашнаки, нанятые Ташкентом (т.е. Ташкентским Советом) замучили и убили около 20 000 человек, и признал, что местные красногвардейские части "не подчинялись дисциплине... и обеспечивали себя путем конфискации у (местного) населения..."

(ссылка: Ш.А.Шамагдиев "Очерк истории гражданской войны в Ферганской долине" Ташкент: Изд-во АН Узб.ССР, 1962 г., с.56).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Прошу прощения, т.к мой вопрос выходить за рамки темы, но если у кого есть информация об участии дашнаков в резне в Коканде в 1917г, прошу отправить мне информацию на мейл anchorite9@yahoo.com.

Спасибо заранее

The capture of the old city by Red Guards and by the armed Armenian units of the Dashnaktsutiun Association in late February was the occasion for pogroms against the Jews and against the Muslims.

стр. 84 в:

Albert Kaganovich, Jews and Autonomy in Kokand, 1917-1918, Jews in Eastern Europe (Jerusalem), 1999, no. 1-2 (38-39), pp. 74-87.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Типичный казах

3.jpg

Konechno, tipichnyi kazakh, no rech' shla o syne Tynyshpaeva. Kstati na foto Tynyshpaev ili Shokai?

'' Его сын Мухаммеджан оглы Давлет Шейх-Али-Тынышпаев''

Syn, a ne on sam. No on toje kazakh, a ne kumyk kak napisal Ilias khan, my je ne evrei, chtoby po mame natsionalnost brat'. :rolleyes:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

М.Чокай > Политика России и Туркестанское национальное движение (страницы истории)

13:01 23.12.2005

Эмиграция Мустафы Чокая в Европу летом 1921 года явилась новым этапом в истории Туркестанского национально-освободительного движения. С этого момента оно разделено на две ветви: зарубежную, возглавляемую Мустафой Чокаем, и внутреннюю, возглавляемую партией Алаш-Орда. Таково было решение национальных организаций Туркестана. Их задачей было добиться со стороны мирового сообщества признания национально-освободительного движения Туркестана, а также донести миру истину о том, какую зловещую роль навязывают большевики Туркестану в своих планах по разжиганию пожара мировой революции, пытаясь противопоставить мусульманский Восток западным метрополиям. Именно этот период обозначил начало противостояния "Восток - Запад". Мы предлагаем текст выступления Мустафы Чокая весной 1923 года перед журналистами, политическими, государственными и общественными деятелями Европы, сохраненный в архивах министерства иностранных дел Франции. Публикация приурочена ко дню памяти Мустафы Чокая.

Туркестан занимает обширное пространство на юго-востоке Азии. Его территория превышает 1,5 миллиона квадратных километров. Он имеет общие границы с Китаем, Афганистаном и Персией. На юге узкая лента афганской территории отделяет его от Индии, тогда как на западе страна через Каспий сообщается с Кавказом и странами Закавказья. На северо-западе Туркестан соседствует с обширными степями Киргизии (Казахстана. - "ДН"), которые выводят на территорию Башкирии и далее - территорию волжских татар.

Основными жителями Туркестана, население которого насчитывает 12 миллионов человек, являются народы тюркского происхождения (казахи, киргизы, узбеки, туркмены), говорящие на общем тюркском диалекте. Туркестан, колыбель тюрков, является одновременно очагом самой древней арабо-персидской культуры, оставившей свой неизгладимый след в стране. Первые тюрки появились на исторической арене в VI веке, а ислам проник в Туркестан в конце VII века. В Туркестане была основана первая тюркская династия караханидов. Сельджуки, потомками которых являются нынешние оттоманские турки, также являются выходцами из Туркестана. В Туркестане родился Султан Бабур (Тимурид), основавший в Индии Империю Великих Моголов. В Туркестане же родился Абдулла-хан, основатель современного Афганистана.

Населенный мусульманами-суннитами, Туркестан в своем развитии испытал сильное влияние шиитской Персии и был связующим звеном двух основных ветвей ислама - шиизма и суннизма.

Историко-нравственные факторы, изложенные выше, объясняют исключительное положение Туркестана по отношению к остальному тюркскому и мусульманскому миру. С другой стороны, его географическое положение стало причиной того, что русское имперское правительство и сегодняшнее советское правительство избрали Туркестан базой для своих подготовительных акций для проникновения в лимитрофные (пограничные. - "ДН") мусульманские страны.(...)

Колонизация Туркестана

Колонизация Туркестана русскими крестьянами была предпринята почти одновременно с его захватом. Если обычно завоевание какой-либо страны европейским государством сопровождается немедленным прибытием коммерсантов и промышленников, то в случае с Россией такая колонизация была увязана с нескончаемой теорией о крестьянах-переселенцах. Иногда даже само прибытие этих крестьян-переселенцев предваряется завоевательными акциями. Русская эмиграция в Туркестан началась с прибытия эмигрантов в Семиреченск. Только в период с 1847 по 1867 гг. в Семиречье прибыли 15 тысяч русских переселенцев, затем в период с 1868 по 1882 гг. их прибыло еще 25 тысяч. В последующем эмигранты проникли в регионы Сыр-Дарьи, Самарканда, Ферганы и Закаспия. К началу XIX века на территории Туркестана насчитывалось уже 326 русских колоний с населением в 248.500 человек. Каждый последующий год был также отмечен прибытием в Туркестан тысяч крестьян из России. Увеличению числа прибывающих эмигрантов способствовал также и голод, свирепствовавший в России.

Этих цифр, относительно малозначащих, недостаточно для того, чтобы понять истинный характер колонизаторской политики России. Колонизация Туркестана Россией проводилась без всякого плана, без изучения нужд местного населения, без определения объема незанятых земельных площадей.

В течение более чем двадцатилетнего периода жители Туркестана были незаконно лишены собственных земель только по решению местных правителей, без предъявления юридических санкций со стороны центральной власти. "Распределение земель переселенцам проводилось без каких-либо юридических оснований, - заявил князь Массальский, известный исследователь Туркестана. Вопрос был отдан на откуп податливой кучки заинтересованных кочевников (киргизов) и настойчивых представителей властей".

И даже тогда, когда в отношении русской эмиграции в Туркестане стали применяться законы и обычаи, данная реформа нисколько не улучшила положение местных жителей, чьи интересы не были защищены. Напротив, закон давал право лишать местных жителей всех средств защиты либо протеста против самой несправедливой экспроприации. Граф Пален, совершивший по приказу императора инспекционную поездку в Туркестан, описывает следующим образом "законные" методы работы колониальной администрации: "Сторонники политики колонизации предложили разрушить более 5.100 постоянных зимовок киргизов и выгнать из них более 30.000 человек с тем, чтобы высвободить примерно 250.000 десятин (гектаров) орошаемых земель, на которых можно было бы обустроить примерно 6.500 крестьянских ферм (из расчета 40 десятин на каждую ферму). С другой стороны, было обнаружено, что в Пишпекском уезде из 5.395 участков, отданных в распоряжение переселенцев, были заняты лишь 2.008 (т.е. примерно 38%). Оставшиеся 3.387 были отвергнуты переселенцами как малопригодные под нужды земледелия. Можно заключить, что открывается возможность дополнительного обустройства еще 2.500 ферм на площади 250.000 десятин, то есть для этого надо уничтожить в два раза больше казахских жилищ. Инспекция территорий, предназначенных для экспроприации, показала, что казахи везде перешли от кочевой к оседлой жизни на пастбищах и что они занимаются скотоводством без перемещения.

Так что проведение в жизнь проекта колонизации, то есть перемещение казахских очагов, непременным образом приведет к их разрушению". По утверждению В.Васильева, исследователя Семиречья, у казахов были отобраны главным образом плодородные земли, а им были оставлены полупустынные степи и горы. Трудно установить сейчас точные цифры, определяющие объем площадей, отобранных у коренных жителей Туркестана в пользу русских переселенцев. К 20 году XX века этот объем вырос более чем в полмиллиона десятин орошаемых земель. Если добавить к ним площади в 610.481 десятин, отданные семиреченским казакам, то общая сумма составит 1,5 миллиона десятин.

Чтобы осознать истинный смысл этих цифр, необходимо сравнить, с одной стороны, объем площадей, отобранных у коренных жителей Туркестана с общим объемом орошаемых земель; с другой стороны, численность русских переселенцев с численностью мусульманского населения, занятого земледелием.

По данным того же князя Массальского, общая площадь орошаемых земель в пяти областях Туркестана составляет примерно 2.808.000 десятин. К тому же около 1.500.000 десятин составляют неорошаемые, но пахотные площади (называемые еще "бахари"), что в итоге составляют 4.308.000 десятин.

Таким образом, мусульманское население Туркестана, занятое земледелием, достигающее по численности 5 миллионов человек, располагает 2.808.000 десятинами (4.308.000 десятин - 1.500.000 десятин = 2.808.000 десятин, тогда как 300.000 переселенцев и казаков имеют в своем распоряжении 1.500.000 десятин. (...)

Последствия политики колонизации

Такая политика колонизации в результате не только задержала процесс стабилизации кочевых казахских племен, но, загнав в степи и оседлые племена, она увеличила число кочевников. Этот факт позволяет увидеть в новом свете "цивилизаторскую миссию" имперской России в Туркестане.

С другой стороны, этот способ экспроприации, "проводимый без каких-либо юридических оснований, а лишь по воле представителей правительства", не способствовал появлению у коренных жителей чувства равенства. Жители Туркестана, лишенные возможности защищать свои права на основе законности, были вынуждены в период обострения "решительной" активности властей искать убежища в Китае (Монголии) либо в отдаленных степях Хивинского и Бухарского ханств. Неудивительно после этого, что европейская культура, представленная в Туркестане Россией, стала в глазах народа синонимом оголтелого насилия с целью разрушения мусульманского очага в Центральной Азии. Мусульманам было категорически запрещено участвовать в управлении страной, они не могли даже в порядке исключения занимать какие-либо административные должности. Коренные жители пребывали под постоянной угрозой статьи 64 "Правил управления Туркестаном", предоставлявшей администрации право брать под арест всякого без предъявления юридических санкций, без указания причин ареста. (...)

В сфере промышленности мусульмане допускались к работе только в качестве чернорабочих, а в сферу железных дорог, почты, телефона, телеграфа и трамвая путь им был наглухо закрыт. Производство хлопка, сосредоточенное исключительно в руках мусульман, составляет основной источник богатства Туркестана. Эта отрасль промышленности была скомпрометирована спекулятивными методами, бывшими в почете в период закупа хлопка, и сильно ущемляли экономические интересы населения.

Именно в сфере народного образования ярким образом проявила себя "историческая миссия России как представительницы европейской цивилизации в Центральной Азии". Однако результаты ее деятельности в этой области также не были удачны. К началу революции 1917 года во всем Туркестане, включая Хиву и Бухару, насчитывалось примерно 400 школ, в которых обучались 30.000 учащихся, из которых лишь 20% составляли мусульмане. Этот процент, который к настоящему времени сильно сократился, относится лишь к начальным школам (около 200 школ), добрая половина которых содержится на средства коренного населения.

Как особый факт можно отметить то, что управление государственными заведениями по подготовке учителей смешанных начальных школ в Туркестане было доверено человеку, известному своим крайне нетерпимым отношением к мусульманской религии и убеждением в том, что, с точки зрения миссии русских на Востоке, применение к мусульманам методов европейского обучения наносит только вред. С другой стороны, мусульманам запрещено открывать даже на свои собственные средства начальные школы с обучением на родном языке с применением новых педагогических методов. Коренные жители обучались в старых религиозных школах, число которых составляло примерно 7.000, а число учащихся в них - 100.000.

Разумеется, нельзя отрицать того, что с завоеванием Туркестана Россией он стал открыт для европейской цивилизации, но потребление благ этой цивилизации стало если не полностью недоступным для мусульманского населения, то, по крайней мере, доступным лишь в той мере, в какой оно совместимо с ролью, отведенной населению в экономической и политической жизни собственной страны.

Таким образом, "историческая миссия России как представительницы европейской цивилизации на Востоке" имела следующие последствия. В политической сфере - установила режим несправедливости и произвола. В области народного образования - стала тормозом в преодолении естественной тяги послушного народа к образованию. В экономической сфере - незаконно лишила коренных жителей земель, которые они потом и кровью отвоевали у пустынь; задержала и без того затянувшийся процесс перехода кочевников к оседлой жизни; способствовала экономическому развалу страны, при этом привела к обнищанию класс мелких производителей и земледельцев.

Нам казалось, что революция 1917 года сможет убрать все препятствия, мешающие внутреннему сближению мусульманского Туркестана и России. Однако отношение местных органов власти русского Временного правительства, равно как Советов, убили у мусульманского населения страны всякую надежду па обретение равенства в правах с русскими. Новая революционная Россия унаследовала у Российской империи "цивилизаторские" методы в отношениях с азиатским Востоком. Она сделала все, чтобы сохранить за русским населением Туркестана все прежние преимущества под предлогом "необходимости защиты прав и интересов революции", будто эти интересы отличны от прав и интересов большинства населения Туркестана.

Две причины нравственного порядка не позволили мусульманам Туркестана, составляющим 97% от общего числа жителей, противопоставить русскому революционному шовинизму программу чисто национального характера в тот момент, когда представители других национальностей империи начали отстаивать свои права и даже отчасти проводить в жизнь собственные программы. Это, прежде всего, чувство сдержанности, которое особенно необходимо проявлять в период появления угрозы военных действий. А также убежденность в том, что Всероссийское Учредительное Собрание исправит ошибки переходного периода, предоставив Туркестану, в соответствии с его волей, автономию в рамках Российской республики.

Туркестан под властью большевиков

С приходом к власти большевиков Россия вышла из войны, но война обрела характер "внутренний". Была отброшена даже сама идея созыва Учредительного Собрания, а съезд Советов узурпировал всю власть. Сразу же после созыва съезда Советы провозгласили на территории прежней России "Союз равноправных национальных советских республик" и предложили представителям различных национальностей нового государства "самим определить форму своего управления". Что касается Туркестана, то к нему правительство Советов проявило особую предрасположенность. Но на практике политика большевиков в Туркестане оказалась диаметрально противоположной программе, изложенной в их заявлениях. Советы рабочих и солдатских депутатов, которые еще до большевистского переворота мало заботились о правах местного населения, как только в октябре оказались у власти, полностью их игнорировали. Мусульманские национальные организации, объявленные "свободными и неприкосновенными" в соответствии с постановлением революционных властей, были разогнаны. Лица, которые ни по биографии, ни по моральным качествам не могли представлять идеалы освободительной революции, вдруг очутились у власти. Участь Туркестана с мусульманским населением оказалась в руках кучки вооруженных людей.

Многочисленные попытки привлечь внимание центральной советской власти к вопиюще противоречивому характеру между заявлениями и политикой, проводимой их представителями на местах, не дали никаких результатов. Мусульманам Туркестана пришлось своими собственными средствами решать проблемы их политической жизни.

Движение автономистов Туркестана

25 ноября 1917 года в Коканде открылся Чрезвычайный съезд мусульман Туркестана. На съезде была принята следующая резолюция: "IV региональный съезд мусульман Туркестана, собравшийся на внеочередную сессию, выражая волю народов, проживающих в Туркестане, относительно автономии на принципах, провозглашенных Великой русской революцией, объявляет Туркестан автономной территорией в составе демократической федеративной Российской республики. Съезд делегирует Учредительному Собранию Туркестана право закрепить форму названной автономии. Учредительное Собрание должно быть созвано в возможно кратчайшие сроки. IV съезд торжественно заявляет, что права национальных меньшинств, проживающих в Туркестане, будут строго соблюдены".

Съезд избрал Национальный Совет и правительство, которые должны были связаться с центральными властями и сообщить им об объявлении автономии. Однако региональные съезды мусульманских землевладельцев направили телеграммы советскому правительству, объявив о том, что "автономное правительство Туркестана как законный представитель страны является единственным полномочным органом, с которым отныне необходимо решать все вопросы, относящиеся к Туркестану".

Правительство Советов против Туркестанской автономии

Правительство Советов ответило, что "мусульманские трудящиеся должны сами свергнуть незаконное правительство туркестанских большевиков вместо того, чтобы просить вмешательства центральных властей". Но одновременно оно направило своим представителям в Туркестане приказ о немедленном подавлении движения автономистов вооруженным путем. Приказ был исполнен большевиками в первые дни февраля 1918 года с такой редчайшей жестокостью, что ей нет аналога в истории русской гражданской войны. Коканд, самый богатый город страны, столица Туркестанской автономии, центр национального движения и резиденция национального правительства, был предан огню и мечу. Более 12.000 мусульман были уничтожены.

После падения национального правительства в Туркестане разразилась гражданская война. Она продолжается и сейчас. Таким образом, Туркестан является в настоящий момент единственным регионом большевистской России, где идут военные действия.

Блокада голодом и ее последствия

В борьбе против мусульманского населения Туркестана советское правительство, не колеблясь, прибегло к неслыханному и никогда ранее не использованному средству: оно объявило блокаду голодом. Воспользовавшись тем обстоятельством, что Туркестан использует часть пахотных земель под хлопок и вследствие этого закупает зерно, советское правительство прекратило поставку хлеба, который доставлялся железнодорожным транспортом. Председатель "комиссии по голоду" большевик Рыскулов, казах, докладывал, что большевистские "местные Советы и даже Совет Ташкента отстранились от борьбы с голодом".

Предложение этой же комиссии обложить налогом класс имущих в пользу голодных мусульман было советским правительством отвергнуто. Георгий Сафаров, личность известная в большевистских кругах, совершив инспекционную поездку в Туркестан по поручению центральных властей, доложил следующее. "Бедное мусульманское население Туркестана, отторгнутое от всякого участия в управлении страной, лишено хлеба... Новый город (русские кварталы) подвергает голоду старый город (мусульманские кварталы) и кишлаки (мусульманские деревни) и вводит там режим реквизиции и конфискации. По этой причине происходит массовая смерть мусульман, которые не в силах бороться с голодом".

В результате блокады голодом мусульманское население понесло потери, которые, по официальным данным, только за период 1918-1919 гг. выражаются в чудовищной цифре в 1.114.000 погибших. (...)

Голод в Туркестане

Цифры, приводимые ниже, не отражают всей полноты катастрофы. По данным туркестанских газет, в стране свирепствует лютый голод. Так же, как и в 1918, 1919 годах, Туркестан почти полностью изолирован. Никакой помощи извне нет. В Ферганской области, например, которая больше всех испытала на себе голод, налогообложение в 1922 году выросло на 109% по отношению к предусмотренной норме, но даже при этом власти надеются довести эту цифру до 120%. Выручка от налогов используется не в пользу голодного мусульманского населения, а в частных целях советского правительства.

Газета "Туркестан", орган ЦИК Туркестана и местной коммунистической партии, дает в своем номере от 16 декабря 1922 года такие уточнения: "Наманганский район Ферганской области меньше всего испытал на себе голод. Положение, в котором находится район, таково, что Наманган способен помочь нам дать представление о страданиях, перенесенных мусульманами в других областях Туркестана. Так, в 1922 году в указанном районе проживало 190.675 человек, в предыдущем 1919 году проживало 230.880, а в 1914 - 303.790. Людские потери за один 1921 год составили 40.205 человек".

В 1920 году коров и лошадей в районе насчитывалось 31.576 голов, в 1914 - 86.866 голов, а к 1922 году их осталось 26.177. За один 1921 год исчезли 5.399 голов скота, которые были либо забиты в период голода, либо исчезли в результате надежа.

В 1920 году посевная площадь была равна 71.765 десятин против 134.365 десяти в 1914. А к 1922 году район располагал лишь 60.000 десятин посевных площадей. Потеряно, таким образом, 11.765 десятин.

Никакой помощи не оказывалось властями, которые лишь ограничились открытием нескольких столовых для голодных мусульман, но работа этих столовых оставляет желать лучшего. Из-за отсутствия помощи больные обречены на медленное угасание".

Таковы официальные данные о районе, который считается наименее пострадавшим от голода в Туркестане. Большевики не пропускают никакой помощи извне, ни со стороны American Relief Administration, ни со стороны Comite de Secours aux Russes.

Когда Советы обратились за помощью к зарубежным странам, они ни слова не сказали о голоде в Туркестане. Поэтому неудивительно, что Туркестан не фигурирует в Женевском "Докладе об экономическом положении в России в связи с голодом 1921-1922 гг. и о ситуации в области земледелия", опубликованном Лигой Наций.

> "Туркестан ревниво оберегается большевиками от пытливых глаз со стороны. Причина этого в том, что, вопреки внешне мирному характеру своей политики в отношении западных капиталистических стран, большевики избрали Туркестан полигоном своей политической деятельности, направленной против европейских владений на Востоке.

Настоящее сообщение достаточно характеризует политику советской власти в Туркестане. Как можно заключить из итогов нескольких лет, она представляется более опасной и вредоносной в отношении мусульманского населения в сравнении с политикой царской России. Российская империя предусматривала эксплуатацию Туркестана в интересах русской нации, и эта политика имела свою логику, враждебную и неприемлемую для коренных жителей, но понятную с позиции русификаторской миссии, на которую претендовала Россия.

Этого нет в случае с советской администрацией. Правительство Советов после провозглашения России "Союзом равноправных социалистических республик" призвала мусульман Туркестана самим определить свой политический строй и высказаться либо за союз с Россией, либо за полную независимость страны. И при всем при этом Россия стала на практике применять политику угнетения. Нынешняя политика России лишена всякой логики либо какой-либо руководящей идеи. Это политика бесконечного обмана.

Если власть в стране отказывается помогать умирающему от голода народу и запрещает всякому в оказании такой помощи, если "освободительная армия III Интернационала" грабит и истребляет мирное население, если устраивается травля мусульман Туркестана с целью захвата его территориальных богатств, если его народу отказывают в получении образования - то мусульмане Туркестана вправе считать такую власть в лице русского советского правительства враждебной и угрожающей самому существованию народа, как физическому, так морально-политическому.

Стремление Туркестана к независимости

Политика колонизации и русификации, проводившаяся Российской империей, вольные или невольные ошибки Временного правительства и, наконец, неслыханная доселе политика угнетения, проводимая ныне советским правительством, составляют весь комплекс причин, которые убедили мусульман Туркестана в необходимости переориентировать свою программу, заменив задачу достижения автономии задачей достижения национальной независимости. Разумеется, несмотря на их исключительную тяжесть, это причины внешнего порядка и можно было бы не спешить ставить вопрос о независимости Туркестана, однако пробуждение национального сознания началось сразу же при первых контактах населения Туркестана с русским населением, проявившим нетерпимость к коренным жителям.

Географическое положение Туркестана, как говорилось выше, делает из этой страны удобную базу для оказания "влияния на лимитрофные страны" (Персию, Афганистан, китайский Туркестан и в определенной мере Индию).

Эта политика, развернутая в Туркестане Российской Империей и продолженная советским правительством, способствовала в итоге превращению Туркестана в укрепленный лагерь, где население стало жить в режиме военной оккупации.

Российская империя, убежденная в том, что она выполняет свою "историческую миссию", преследовала химерические планы по завоеванию Индии. Первый этап в реализации этого плана - это закрепление своей власти на территории Туркестана, откуда советская Россия ведет свои действия, прикрываясь именем мировой революции. В рамках этого плана Туркестану отведена роль жертвы в политической игре.

Туркестан стремится к обретению самостоятельности и не желает быть зависимым от политики на Востоке, пробудившемся от векового сна. Туркестан не желает также оставаться пассивной страной и служить кому бы-то ни было ареной интриг и средством устрашения.

Страна сказочных богатств Туркестан хотела бы строить нормальные отношения со всеми государствами. В начале своего независимого существования Туркестану не обойтись без помощи извне. Необходимы будут значительные капиталы для развития ирригационной системы на более чем 7 миллионах десятин земли, представляющих собой территориальные запасы Туркестана для развертывания хлопководства. Это позволило бы ему соперничать в этой области с Америкой.

Разработка минерального сырья в Туркестане, включающего залежи нефти, угля и руды, также требует приезда предпринимателей и вложения капиталов.

Перевод Бахыт САДЫКОВОЙ

23 декабря 2005 г. № 49 (677)

Источник - Деловая неделя

Постоянный адрес статьи - http://centrasia.org/newsA.php4?st=1135332060

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Давлет Мухаммеджанович, вообще говоря, относит себя к трём нациям - казах он в память обо отце, которого он лишился совсем ребёнком, татарин он потому что вся его жизнь прошла среди татар, кумык, потому что далёкий предок рода Шейх-Али - кумыкский князь, поселившийся среди татар.

Раньше он ходил как Шейх-Али, а сейчас он Шейх-Али-Тынышпаев.

Разного рода инсинуации по поводу его национальной принадлежности считаю неуместными. Во всяком случае, Давлет Мухаммеджанович не приемлет никаких спеуляций по этому поводу. Всё так, как я сказал.

Окружающие воспринимают его, естественно, как татарина.

***

А причём тут евреи?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Давлет Мухаммеджанович, вообще говоря, относит себя к трём нациям - казах он в память обо отце, которого он лишился совсем ребёнком, татарин он потому что вся его жизнь прошла среди татар, кумык, потому что далёкий предок рода Шейх-Али - кумыкский князь, поселившийся среди татар.

Раньше он ходил как Шейх-Али, а сейчас он Шейх-Али-Тынышпаев.

Разного рода инсинуации по поводу его национальной принадлежности считаю неуместными. Во всяком случае, Давлет Мухаммеджанович не приемлет никаких спеуляций по этому поводу. Всё так, как я сказал.

Окружающие воспринимают его, естественно, как татарина.

Сказал всё абсолютно неправильно.

И сын Тынышпаева Давлет Мухамеджанович Шейх-Али (Тынышпаев) и внук Аскар Давлетович Шейх-Али считают себя казахами и переехали из России на постоянное жительство в Казахстан, на историческую Родину.

http://www.sim.kz/issues/090905/trans.shtml

Не так давно передовая общественность Казахстана отметила 125-летие со дня рождения сына казахского народа Мухамеджана ТЫНЫШПАЕВА, занимающего особое место в плеяде выдающихся деятелей истории первой половины прошлого столетия.

Эта дата была отмечена и в Казахстанско-Британском Техническом университете, где в настоящее время работают его потомки, сын Давлет Мухамеджанович Шейх-Али (Тынышпаев) и внук Аскар Давлетович Шейх-Али (Тынышпаев). По приглашению Президента РК династия Тынышпаевых вернулась на историческую родину - в Казахстан.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

http://www.centrasia.ru/news.php4?st=1149285900

...В своей книге Айткеш Толганбаев дает свою версию создания Туркестанского легиона, которая отличается от той, что преподносят сейчас историки "новой волны". Мне представляется, ему можно верить, так как он был непосредственным участником тех событий.

"Отцом Туркестанского национального комитета и Туркестанского легиона был известный в мире казах Мустафа Чокаев. На Западе этот образованный человек, окончивший перед революцией Петербургский университет, появился еще до войны, - писал Толганбаев. - М. Чокаев свободно владел немецким, английским, французским и всеми тюркскими языками. Жил в Париже, руководил там мечетью, объехал много стран Европы и Азии, где выступал с лекциями о народах Туркестана, порабощенных большевиками.

Когда в 41-м году Гитлер напал на Советский Союз, М. Чокаев сидел в лагере и оттуда написал немецкому командованию письмо о том, что на востоке СССР есть, мол, многочисленный туркестанский народ: казахи, киргизы, узбеки, таджики, туркмены. Их представители, попавшие теперь в плен, могут образовать армию для освобождения своей родины, не представляя опасности ни для одного солдата великой Германии.

Немцам идея Мустафы Чокаева понравилась, и они привезли молодого человека в Берлин. Мустафа предложил следующий план: во-первых, надо всех пленных туркестанцев освободить из лагерей и объединить под его командованием, обеспечить обмундированием, продовольствием, оружием. Во-вторых, когда немцы, разгромив Красную Армию, подойдут к Волге, он со своим легионом освободит от большевиков всю Азию. Это одобрил Гитлер, и тогда все началось".

Окружали М. Чокаева в основном казахи. Еще в лагере он выбрал самых надежных и образованных. Его адъютантом стал сын крупного узбекского бая, сбежавший в 30-х годах из СССР за границу, Уали Хаюмов, которому Чокаев безраздельно доверял.

Как пишет Айткеш Толганбаев, когда организовывался Туркестанский национальный комитет, у Чокаева якобы состоялся конфиденциальный разговор с верными ему людьми, во время которого он сказал: "Запомните, никогда немцы не победят Советский Союз. Никогда! Но я решил собрать всех вас вместе, чтобы спасти от смерти. Вы нужны будущему свободному Туркестану".

Как он собирался их использовать в будущем, так и осталось загадкой, потому что вскоре Чокаев умер при весьма загадочных обстоятельствах. Толганбаев считает, что здесь не обошлось без немецких спецслужб: наверняка тот разговор стал известен гестапо, и было дано негласное указание убрать Чокаева.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

С.Малеев: Предатели или герои? Казахи на службе третьего рейха

00:50 26.06.2007

Или – "другая история" – так можно было озаглавить этот обзор. Но начнем мы с иного. В газете "Жас Іазає", на ее первой полосе, под общим заголовком "Мавр сделал свое дело. Мавр может уйти", в глаза нам бросаются рисунки художника, ернически изображающие "суровые" будни казахстанского депутата.

Как доверчивый народ на руках вносит его в мажилис. А вот уже его дергают за нитки совсем другие силы. Затем он спит в своем кресле, положив под голову подушку, умудряясь еще и как-то голосовать при этом. И так протекают два с половиной года. Пока однажды не прозвенел будильник. И теперь он сам себе, подобно йогу, вывернув ногу, дает пинка под зад, вылетая стремительно из здания парламента. Тем дело мавра и закончилось. Мажилисмены самораспустились.

И тут же, на первой полосе "Жас Іазаєа", наше внимание привлекает анекдот на злобу дня.

– Проживающие в Казахстане шовинисты, – говорится в нем, – обиделись на слова президента Назарбаева, сказавшего, что за пятнадцать лет можно было и медведя обучить казахскому языку. Хотя… и с другой стороны, эти ребята язык не выучили. Что лишний раз доказывает – они …не медведи.

А вот теперь другая история, о которой мы мало что знаем, но которая тем не менее имела место. Шестьдесят шесть лет тому назад началась война, названная Великой Отечественной. Бои развернулись на протяжении всей западной границы.

– Только за четыре первых месяца войны в плен к немцам попало около четырех миллионов советских солдат. А год спустя в тылу германских войск находились пять с половиной миллионов пленных красноармейцев.

Об этом говорится в статье "Батальоны "Алаша" историка Торегали Ташенова, опубликованной в последнем номере газеты "Айєын-апта". И здесь же мы у него читаем:

– Верховное командование вермахта в те годы приходит к идее создания Русской освободительной добровольческой армии (РОА), набранной из военнопленных. Всего же на стороне немцев в годы войны сражались в армии Власова и других боевых пехотных частях около шестиста тысяч русских солдат. А с учетом полицейских и казачьих батальонов эта цифра приближается к полутора миллионам человек. Как говорил незабвенный Шиллер:

– Русских могут победить только русские.

Причем среди этих людей было немало тех, кто сражался против Красной Армии из идейных побуждений. Как бы ни пыталась старательно этот факт замалчивать советская историография.

В это же время, с 1941 по 1944 годы, немцами создаются боевые формирования из представителей других наций, входивших в Советский Союз. Такими были грузинские легионы "Давида –строителя", "Царицы Тамары", "Георгия Саакадзе". Был сформирован пятитысячный калмыцкий корпус, создавались азербайджанские батальоны. Всего же туркестанские, восточные и кавказские дивизии вермахта насчитывали в своем составе 150 тысяч боевых штыков. И это была с учетом полутора миллионов русских огромная сила, сражавшаяся в годы Великой Отечественной войны на стороне германской армии.

Автор далее пишет:

– В 1941 году министр иностранных дел Альфред Розенберг оказывает содействие в создании комитета по освобождению мусульманского Туркестана от большевистского ига. И тогда же создается первый "Туркестанский полк", набранный из казахов, киргизов, татаров, узбеков. А вскоре спешно формируются еще 24 мусульманских батальона, вошедших в состав Туркестанского легиона. Комитет по освобождению Туркестана в те годы возглавляют казах Мустафа Шокай и узбек Вали Каюм-хан. Идет выпуск литературы, открываются журналы и газеты. А в 1944 году в Берлине большим тиражом издается киргизский эпос "Манас".

И вот здесь Торегали Ташенов задается вопросом:

– …так были ли предателями по отношению к нынешнему суверенному Казахстану те воины-казахи, что воевали на стороне немцев в годы Великой Отечественной войны? – Да, – доказывает он: – эти люди с оружием в руках сражались против Сталина. Но они же пережили ужасы геноцида 1932-1933 годов, в результате которого погибли два миллиона казахов. Затем позднее, в 1937-1938 годах, на их глазах уничтожался цвет казахской нации. И потому >эти люди не могли считать СССР своей родиной. Тоталитарный Советский Союз с его разветвленной сетью концлагерей, опоясавших всю страну, с его многомиллионными "гулагами и алжирами", был для них кровавой тюрьмой народов, которую необходимо было любой ценой разрушить.

Хотя и был ли это выход – пытаться использовать Гитлера в своей борьбе против Сталина? Когда один деспот и тиран стоил другого. И здесь возникает только один вопрос: а может быть, все-таки следует понять мотивы и реабилитировать посмертно этих людей? Ведь мертвые сраму не имут – таков заключительный лейтмотив данной статьи.

И раз уж мы заговорили о коммунистах, то в этом ключе познавательной является статья историка Жаксылыка Самитулы "Герой, боровшийся за независимость", опубликованная в газете "Тѕркiстан", открывающая перед нами еще одну неизвестную страницу нашей истории. В ней рассказывается о вооруженной борьбе казахского батыра Оспана Исламулы против коммунистов Китая, Монголии и СССР.

Полководец, положивший свою жизнь на алтарь свободы, Оспан-батыр говорил:

– После случившегося октябрьского переворота в России большевики предприняли все возможное, чтобы истребить казахов. В те годы погибло много безвинных людей, в числе которых были старики, женщины, дети. Был уничтожен скот. Порушена вера. Многие казахи, проживающие в Кульдже, бежали сюда, скрываясь от репрессий коммунистов. И поэтому, мы – казахи – как огня боимся советской экспансии на земли Восточного Туркестана. Но вместе с тем мы – смертельные враги этой власти. И будем делать все, от нас зависящее, чтобы противостоять ей.

К сказанному остается только добавить, что боровшийся за освобождение Восточного Туркестана батыр Оспан на протяжении десяти лет успешно громил воинские коммунистические формирования Китая и Монголии. И был вынужден отступить только тогда, когда после окончания второй мировой войны на помощь китайским и монгольским дивизиям пришли, перейдя границу, хорошо обученные и имеющие опыт ведения боевых действий части Советской Армии. Отряды повстанцев Оспана батыра были разгромлены, а сам он взят в плен. 28 апреля 1951 года Оспан батыр был расстрелян по решению коммунистических властей Китая в городе Урумчи.

№ 24 (339) от 25.06.2007

Серик МАЛЕЕВ

Источник - Мегаполис

Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php4?st=1182804600

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Загадка Мустафы Шокая

– Известно, что Аким Тарази, чей роман положен в основу сценария вашего фильма, давно занимается наследием Шокая. А как вы пришли к своему герою?

– Это история, можно сказать, мистическая, хотя я человек далекий от мистики. В 1995 году я был на Берлиннале, мой фильм "Жизнеописание юного аккордеониста" понравился местным казахам, и они решили сделать мне подарок – отвезли на поклон к могиле Мустафы Шокая. А ровно через десять лет образ этого человека реально встал передо мной, хотя я не сразу согласился делать фильм о нем – уж очень велика ответственность.

– Но имя Мустафы Шокая долгие годы предавалось анафеме?

– Всю жизнь нам твердили, что он предатель, что он организовал Туркестанский легион, который воевал во время Великой Отечественной войны на стороне врага. Существует роман "Падение Большого Туркестана" на русском и казахском языках, написанный полковником КГБ (не знаю, жив ли он сейчас), думаю, по заказу, в подтверждение этого советского мифа. Но когда стали доступны архивы, открылись многие новые факты. Издательство "Кайнар" выпустило двухтомник трудов Мустафы Шокая и книгу дневников его жены Марии Гориной-Шокай. Работая в архивах, написал свой кинороман Аким-ага, благословивший нас на эту работу, к которой подключились Ермек Турсунов, талантливый поэт, сценарист, и не нуждающийся в представлении сценарист и режиссер Сергей Бодров.

– Идеи Шокая каким-то образом проецируются на ваш фильм?

– Его идеи проецируются на наш сегодняшний день: Мустафа Шокай провидел глобализацию, отсюда его идеи объединения тюркского мира. Но он не был ярым исламистом, его планетарное сознание вмещало самоценность разных наций и вер. В 1918 году он создает первое независимое Туркестанское государство со столицей в Коканде, просуществовавшее всего три месяца. Войска Фрунзе окружили Коканд с предложением войти в автономию. Этого не последовало, и из 60 тысяч жителей осталось 20. Кстати, он писал свои труды и на русском, знал пять языков, хорошо владея французским, немецким. Он получил прекрасное образование в Санкт-Петербурге, его однокашником был Керенский, предлагавший ему министерский пост в своем правительстве. Снова встретились они уже в эмиграции в Париже. К трудам Шокая обращается президент Назарбаев, неоднократно их цитируя. Их актуальность доказывается событиями на Ближнем Востоке. Запад есть Запад, а Восток есть Восток, непонимание этого демонстрирует всему миру президент Буш. Я был в Израиле. Ступни Бога я там ощутил. Это единственное в мире место, откуда пошли все религии. И с помощью Буша его теперь делят. Не надо делить и Мустафу Шокая.

Прежде чем начать съемки, я ездил на его родину в Казалинский район Кызылординской области за благословением. Это удивительная местность, где недалеко могила Коркута, где видно небо Байконура. Получается такой треугольник, оттуда совершает свой космический прыжок мальчик Мустафа. Несколько лет назад курултай казахов выступал с инициативой перенести прах Мустафы Шокая из Берлина на родину. Я думаю, этого делать не надо, пусть маленькая Мекка на своем месте остается. Там теперь мечеть поставили.

– А как он умер?

– Он умер 27 декабря 1941 года, в возрасте 51 года. Есть несколько версий. Долгое время официальной считалась распространенная его ближайшим помощником Вели Каюмом, что Шокай умер от брюшного тифа, заразившись в концлагере, куда ездил для встреч с военнопленными мусульманами. Но когда Мария Горина приехала в больницу с вещами мужа, он ее не подпустил к умирающему, и вскрытие не было сделано. Так родилось подозрение, что Шокая отравили. По воспоминаниям современников, Вели Каюм сам стремился занять место лидера. В результате он и создал в 1942 году Туркестанский легион.

– А как же известная фотография Шокая в нацистской форме рядом с Гитлером и Риббентропом, приветствующими Туркестанский легион?

– Это фотомонтаж, фальсификация. Мустафа Шокай был безоговорочным лидером мусульман в Европе. Его именем хотели манипулировать. Когда появились первые пленные мусульмане, через Риббентропа Гитлер стал вести с ним переговоры. Об этом есть архивные свидетельства. Достоверно известно, что Шокай стал объезжать концлагеря, где увидел людей, ставших, по сути, пушечным мясом войны, и теперь доведенных до полного изнеможения. Он предложил их лечить, а талантливых, способных обучать специальностям, нужным Германии. На такое предложение последовала реакция: этот потомок Чингисхана будет нас учить, что делать с пленными? После посещения тифозных бараков он пишет возмущенное письмо Риббентропу: вы нация, подарившая миру Гейне и т.д… варварски обращаетесь… Я с вами сотрудничать отказываюсь. Через неделю он попадает в больницу, где возле него неотступно находится Вели Каюм.

– Это письмо существует в архиве?

– Мы его показываем на экране. Так же приведем в конце фильма цифры: по нашим данным, Мустафа Шокай спас 18 тысяч военнопленных, а в списке Шиндлера – 3,5 тысячи человек. Цель нашего фильма – не обелить Шокая, а сказать о нем правду. Мустафа Шокай по натуре не борец, не трибун, он созерцатель, философ, подобно Кампанелле мечтавший о социальном рае для всех. Ему хочется бросить политику, заняться историей. Об этом он пишет Марии из своих поездок по концлагерям.

Источник - Мегаполис

Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php4?st=1183408140

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

– Его идеи проецируются на наш сегодняшний день: Мустафа Шокай провидел глобализацию, отсюда его идеи объединения тюркского мира.

:D:D:D

В 1918 году он создает первое независимое Туркестанское государство со столицей в Коканде, просуществовавшее всего три месяца.

Вместе с Мухамеджаном Тынышбаевым

Войска Фрунзе окружили Коканд с предложением войти в автономию. Этого не последовало, и из 60 тысяч жителей осталось 20.

Фрунзе там в помине не было

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Читал что казахи снимают фильм о Мустафе Чокае. В главных ролях снимаются талантливый кыргызский актер Азиз Бейшеналиев и солистка группы Мюзикола. Интересно будет посмотреть этот фильм.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В пригороде Парижа Ножане открыта мемориальная доска в честь главы "Кокандской автономии" казаха Мустафы Шокая

17:15 09.01.2008

В пригороде Парижа, городе Ножан-сюр-Марн, при поддержке Посольства Казахстана во Франции состоялась церемония открытия мемориальной доски известному общественному и политическому деятелю Мустафе Шокаю. Как передает Казинформ со ссылкой на пресс-службу МИД РК, участие в церемонии приняли представители общественности, руководства мэрии города и казахской диаспоры.

Выступая на церемонии открытия, заместитель мэра Ножан-сюр-Марн Терез-Мари Томе назвала "факт проживания здесь в 30-годы прошлого столетия Мустафы Шокая объединяющим, ставшим для горожан примером самоотверженной борьбы за свободу Родины".

Посол РК Аманжол Жанкулиев высказал благодарность властям Франции, которые приютили сына казахского народа, борца за свободу Казахстана. Слова признательности были высказаны в адрес руководства мэрии города за поддержку инициативы членов ассоциации "Мустафа Шокай" по увековечиванию доброго имени М.Шокая.

Председатель созданной при поддержке Посольства РК во Франции в 2007 г. Ассоциации казахско-французской дружбы "Мустафа Шокай" Яшар Динч выразил огромную благодарность руководству Казахстана за теплую заботу и поддержку проживающих за границей соотечественников. Осуществляемая через Посольство РК во Франции постоянная связь представителей диаспоры с исторической Родиной помогает им лучше понять, чем живет и к чему стремится сегодняшний Казахстан.

Прибывший из Стамбула представитель казахской диаспоры в Турции Абдувахап Кара выразил благодарность руководству нашей страны за поддержку открытия памятника-стелы М.Шокаю в 2001 году. По его словам, забота Президента РК Н.Назарбаева о проживающих за границей казахах, международные политические победы исторической Родины вызывают у них гордость за свой народ.

На мемориальной доске представлена краткая биография М.Шокая и историко-географическая характеристика Казахстана. По мнению руководителей городского музея, эта мемориальная доска стала одним из главных экспонатов. В рамках мероприятия состоялось возложение цветов к памятнику-стеле в г.Ножан-сюр-Марн, где в 30-е ХХ века проживал М.Шокай.

9 января 2008

Источник - КАЗИНФОРМ

Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php4?st=1199888100

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Как пишет Айткеш Толганбаев, когда организовывался Туркестанский национальный комитет, у Чокаева якобы состоялся конфиденциальный разговор с верными ему людьми, во время которого он сказал: "Запомните, никогда немцы не победят Советский Союз. Никогда! Но я решил собрать всех вас вместе, чтобы спасти от смерти. Вы нужны будущему свободному Туркестану".

Аллах ряхмят элясин,спасибо автору треда...

P.S. какая разница казах или татарин, или кумык был? Он был настоящим мужчиной и тюроком!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Аристотель

Мустафа Чокаев - предатель Родины, трус и лицемер. Не место таким в истории Казахстана.

Все те кто покинул многострадальный Казахстан в 20-30 годы спасая свою шкуру - предатели и подонки.

Они не протянули руку помощи казахам в голодные 30-е, не встали на защиту Родины в 40-е когда на нашу Великую Родину напал враг-фашисты).

Не протянули руку и когда восстанавливали страну из руин и поднимали хозяйство.

Не сказали и слова после *декабрьских событий*.

Они вспомнили про *родину* в 90-х когда хотели урвать свой *жирный кусок*.

Не место этим поганым*оралманам* в нашем Казахстане.

Не место таким предателям как Чокай в истории Казахстана.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Мустафа Чокаев - предатель Родины, трус и лицемер. Не место таким в истории Казахстана.

Мустафа Чокаев не присягал Сталину и СССР поэтому он не может быть предателем. Он душой болел за свой народ поэтому делал все возможное чтобы Туркестан получил независимость. Его мечты сбылись сейчас и поэтому он победитель.

Все те кто покинул многострадальный Казахстан в 20-30 годы спасая свою шкуру - предатели и подонки.

Включая тех то покинул этот грешный мир (а их было половина от всего народа), а "большибаи" жравшие младенцев - герои. По твоему так получается.

Они не протянули руку помощи казахам в голодные 30-е, не встали на защиту Родины в 40-е когда на нашу Великую Родину напал враг-фашисты.

Коммуняки били по рукам, которые протягивались из других стран голодающим. И вообще сам голод - это изобретение коммуняк и все притензии к ним.

Мустафа Чокай яркая личность и гордость всех тюрков. Ему памятник надо поставить в Алматы и Астане.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
Мустафа Чокаев - предатель Родины, трус и лицемер. Не место таким в истории Казахстана.

Все те кто покинул многострадальный Казахстан в 20-30 годы спасая свою шкуру - предатели и подонки.

Они не протянули руку помощи казахам в голодные 30-е, не встали на защиту Родины в 40-е когда на нашу Великую Родину напал враг-фашисты).

Не протянули руку и когда восстанавливали страну из руин и поднимали хозяйство.

Не сказали и слова после *декабрьских событий*.

Они вспомнили про *родину* в 90-х когда хотели урвать свой *жирный кусок*.

Не место этим поганым*оралманам* в нашем Казахстане.

Не место таким предателям как Чокай в истории Казахстана.

Аристотель, Ваша мысль ясна, однако я попрошу Вас изменить свое сообщение и написать в менее агрессивном ключе, по-простому изложите свое мнение, убрав оценки и оскорбления. Как говорили латиняне: "Де мортиус аут бене, аут нихил" - "О мертвых или хорошо, или ничего".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Аристотель
Мустафа Чокаев не присягал Сталину и СССР поэтому он не может быть предателем. Он душой болел за свой народ поэтому делал все возможное чтобы Туркестан получил независимость. Его мечты сбылись сейчас и поэтому он победитель.

Включая тех то покинул этот грешный мир (а их было половина от всего народа), а "большибаи" жравшие младенцев - герои. По твоему так получается.

Коммуняки били по рукам, которые протягивались из других стран голодающим. И вообще сам голод - это изобретение коммуняк и все притензии к ним.

Мустафа Чокай яркая личность и гордость всех тюрков. Ему памятник надо поставить в Алматы и Астане.

Ассаламуалейкум,

Если на Родину напал враг надо или победить или умереть. Бежать ,оставив свой народ, свою данную Аллахом землю могут только дегенераты и трусы. Те кто погиб - шахиды. Они герои и воины. Воинов я уважаю, за кого бы они не воевали. А Чокай , убежал спасая свою шкуру. Он даже не пытался воевать. Почему он не сражался как мужчина?

Вспомните когда на нашу Родину напали джунгары. Тогда тоже жрали всё подряд и дохли как мухи от голода и болезней. Но Родину казахи не бросили. Казахи трупами легли и спасли нашу землю от врага.

Чокаев обязан быть прежде казахом. Казахом, ещё раз казахом а потом тюрком, кипчаком и ещё кем угодно.

Быть казахом - значит присягать на верность вере, народу, Родине.

Вы что против комуннизма? Да коммунисты дали то чего не было у казахов.

Вспомните какими дикарями мы были в начале 20 века. Ездили на конях и не знали что такое технологии и заводы.

Сталин мог или слушать болтунов или строить и усилять страну. Чтоб усилить страну , надо было в то время так жёстко поступать с людьми потому что народ(толпа) никогда не поймёт государственных интересов. Для толпы выгоднее набить своё брюхо мясом и петь на домбре.

Казахи в большинстве даже не сделали выбора за кем им идти , за красными или за белыми. Они не создали свои вооружённые отряды чтоб защищать Родины. Как пасли овец так и продолжали пасьти.

Если бы не Сталин, вы бы жили как афганцы и продолжали пасьти своих овец.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

Вижу у нас на форуме появился новый "ура-патриот". Аристотель я предложил Вам переписать свой постинг, повторюсь еще раз - перепишите свое сообщение, иначе последует наказание.

Когда на казахские земли напали джунгары, казахские племена были вынуждены откочевать на запад к Мангышлаку и Каспию, киргизы откочевали с Тянь-Шаня в Ферганскую долину. Это так к сведению.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Это не ура-патриот. Это очередной тупой провокатор, пытающийся дискредитировать мусульман и казахов. Достаточно вчитаться в его еще не потертую лингвоблеванину, где казахи не "мы", а "вы", что доказывает отстраненность автора от этого народа:

Казахи в большинстве даже не сделали выбора за кем им идти , за красными или за белыми. Они не создали свои вооружённые отряды чтоб защищать Родины. Как пасли овец так и продолжали пасьти.

Если бы не Сталин, вы бы жили как афганцы и продолжали пасьти своих овец.

Кроме того, наличие исламской лексики и пары тюркских слов не маскирует непростительные для казаха или лица, исповедающего Ислам, лакуны в познании сего мира. В частности, только полный дебил не мог знвть о войне 1916 года, Алаш-орде или нести подобную пургу в теме "Тюрки и ислам". Слово "Ислам" с маленькой буквы, что тоже является показателем "религиозности" автора.

Короче, артель "Напрасный труд" имени Монголмаа и ей подобных живет и побеждает.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...