Перейти к содержанию
Гость vraatyah

Куманы в Венгрии

Рекомендуемые сообщения

Хочется узнать у сведущих людей ответ на такие вот вопросы. Известно, что куманы оставили следы в Венгрии, на этот счет есть множество археологических и антропологических данных.

1. Какие именно причерноморские племена, группы того времени наиболее родственны куманам трансильвании? Собственно, как они назывались здесь до того как появились там?

2. Какая из следующих миграций могла вызвать переселение на Карпаты не только мужчин но и женщин:

1) Ранние походы времен Аттилы

2) Половцы и хазары времен Киевской Руси

3) Куманы и монгольская эпоха

4) Более поздние перемещения (какие?)

если в двух словах - сейчас обрабатываю трансильванские данные, кроме современных венгерских популяций есть 11 куманов. Преемственность определенно есть! я бы не сказал что эти так называемые венгерские куманы имеют такие уж серьезные связи с Азией (хотя и не без этого) просто надо сначала понять откуда они взялись здесь.

буду очень признателен за ответ

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Куманы бежали от Бату-хана в владение короля Белы.

Куманы-куны-шары-кипчаки. Обозначение венгерских плавцев.

Но у Гардизи куны и шары были отдельными племенами, как и

кайи.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

Куманы Венгрии это и есть половецкие племена ушедшие на запад, или бежавшие от монголов. Ранее половцев в Венгрию был большой приток печенегов, в том числе и хорезмийцев.

Поток половцев был настолько велик, что в Венгрии образовалось две исторические области, где и по сию пору живут потомки куманов - Надь Кууншаг (Большая Кумания) и Кичи Кууншаг (Малая Кумания). Есть списки племен плавцы (это и есть этнографическая группа в составе совр. венгров). В этом списке как тюркские так и монгольские этнонимы.

Был такой ученый из "плавцы" - Иштван Мандоки, он приезжал в Ср. Азию и искал корни кыпчаков, т.е. половцев.

В средние века влияние половецкой знати на венгров было достаточно сильным - известна даже папская булла, запрещающая венграм носить пловецкие одежды.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

как интересно! всем спасибо.

Итак, это было не завоевание а нормальная миграция, переселились целые племена? Не только знать и но все все все?

Дело в том что с Азией Венгрию связывает узкая молекулярная "дорожка" признаков представленных в относительно малой частоте но в то же время в достоверно большей чем у соседей с севера и юга. В Югославии, Румынии и даже Болгарии мы этих признаков не увидим (<2%) Не увидим их и в Западной украине (хотя ее балканские связи известны, возможно они недавние) К северу от Венгрии они выходят на ту же стабильную частоту <2% А вот с Восточной Венгрии далее в Венгерской Трансильвании потом Молдавии (но не у гагаузов а у этнических молдаван!) и далее в Крыму эта "дорожка" нигде не бывает уже 6%. Во всем остальном эти популяции имеют вполне типичный для Ю-В Европы профиль, причем независимо от того как их характеризуют физантропологи - что вполне естественно, учитывая многовековой восточноевропейский и балканский субстрат. Единственным исключением я бы назвал венгерскую Y-хромосому наиболее нетипичную для Вост Европы но это именно ареальное явление, ограниченное по территории, а в данном случае я говорю о целом "тракте" от Венгрии до Крыма который отчетливо заметен по мтднк. Более детальная "трассировка" этой 6% - дорожки в конечном счете уводит в Восточную сибирь и Ц Азию. Я бы не стал преувеличивать масштабы переселения как_оно_заметно_по_молекулярным_данным (многие внутриевропейские миграции последних тысячелетий куда заметнее) но все же очевидно неплохое совпедение с ПИСЬМЕННОЙ ИСТОРИЕЙ.

Итак, вопрос о том чей это след - венгров, того кто был до них или после - он пока открытый. Кстати, есть выборка из 11 куманов 13 века.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Половцы -Куманы не просто так в Венгрию переселились. Хоногуры и мажгары - вообще-то тюркоязычные родственые половцам племена, давшее своё название современным венграм. Татар-мишар, язык которых очень близок к языку памятника Кодекс Куманикус в старину русские источники назыали можарами. Отсюда цепочка неправильных переводов и толкований, вроде того, что Лихачёв перевёл название Кавказских гор из Повести временных лет, с Мажарских на Венгерские. У совр. казахов, кстати, есть род мажар.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

простите мое невежество, а кто такие яссы? это "асы"?

про осетин - увы, пока современное состояние науки о кавказе не позволяет столь умных выводов. Я уверен определенный прогресс будет уже через год (в том числе благодаря Дженогрэфик проджект) но даже тогда нет уверенности что можно будет отличать осетин от их соседей.

Я встречал редкие аллели которые северокавказцы разделяют с кем-либо в северном и западном причерноморье. Но согласитесь когда мы находим что-то нетривиально общее у украинцев Полтавщины и балкарцев - это наводит на одни мысли а когда то же самое обнаруживается у крымских татар - на другие. В данном случае я привел пример маркера который в конечном счете происходит из Анатолии времен неолита - так гадай турки это передали крымчанам (работорговля?) или аллель попал на Сев Кавказ в глубокой древности.

Маджары? Наверное по молекулярным данным тюркская теория смотрится лучше чем уральская.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Астана. 10 февраля, 2005, КАЗИНФОРМ - В Будапеште 9 февраля состоялась встреча Посла Казахстана в странах Центральной и Восточной Европы Сагинбека Турсунова с представителями Общества кипчаков Венгрии. Как сообщили Казинформу в пресс-службе казахстанского посольства, в беседе приняли участие с венгерской стороны председатель этого Общества Ш.Ковач, депутат Государственного собрания Венгрии М.Варга, советник парламента ВР А.Тот, ученый-тюрколог П.Кун, врач Г. Мадьяр, оператор Д.Фейеш, банковский служащий И.Мандоки и другие представители.

В настоящее время в Венгрии проживают до 350 тыс. потомков кипчаков, перекочевавших в Европу с территории современного Казахстана около 750 лет назад. Несмотря на потерю родного языка в конце XVI века и нынешнюю принадлежность к венгерской нации, многие из них в культурном и этническом плане ощущают родство с кипчаками, проживающими в Центральной Азии. В этой связи в качестве основных задач Общества кипчаков Венгрии определены сохранение культурных традиций (народный фольклор, стрельба из лука, конно-спортивные мероприятия и т.д.), а также развитие дружественных отношений со странами, представляющими историческую родину, - Казахстаном и Кыргызстаном.

Депутат Государственного собрания Венгрии М.Варга сообщил, что возглавляемая им в парламенте депутатская группа из 13 человек, состоящая преимущественно из потомков этнических кипчаков, готова оказать необходимое содействие казахстанско-венгерскому сотрудничеству.

В заключение беседы казахстанский Посол поблагодарил представителей Общества кипчаков Венгрии за предложения о сотрудничестве и предложил совместными усилиями отметить праздник весны Наурыз на венгерской земле.

© inform.kz

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

J.J.Saunders "The History of the Mongol Conquests" PENN, University of Pensylvania Press, Philadelphia

Paperback edition 2001

Originally published by Routledge & Kegan Paul Ltd.1971

KIPCHAK AND CHAGATAI

p.161

.... Ханство (kingdom) Ногая принимало характер независимого княжества: оно простиралось на запад от Дона по территории современной Украины до устья Дуная и предгорий Карпат, и бросало свою тень на равнины Венгрии и Балканских королевств Сербии и Болгарии - територия почти идентичная с таковым Готского королевства четвертого века, которое было уничтожено нашествием гуннов. Его честолюбивый князь мог бы легко стремиться к тому, чтобы возобновить монгольскую (в кавычках - прим.А.) агрессию против Европы, и ситуация в Венгрии была благоприятна его проектам. Ласло или Ладислас IV, который поднялся на трон Cвятого Стефана в 1272 г. в возрасте десяти лет, был сыном принцессы языческих куман (т.е. кипчаков - прим.А.) ; Мальчик показал сильную склонность к родне его матери, окружил себя любовницами куманками, приветствовал предложенную ему Ногаем поддержку, бросил вызов духовенству и магнатам, арестовал папского легата, и фактически отрекся от христианской веры ради азиатского шаманизма. Римский Папа Николай IV осудил его измену и проповедовал крестовый поход против него в I288 г. после того, как Ногай привел армию монголов (якобы монголов - прим.А.) в Трансильванию, и Толе-Бука, племянник правящего хана, вторгся В Польшу и продвинулся к Сандомиру, возможно чтобы предупредить помощь со стороны Польши христианской партии в Венгрии. Но уже не было Бату или Субедея чтобы повторить великолепные триумфы 1241 г. Ногаи и Толе-Бука не сумели скоординировать свои усилия; захватчики были остановлены и затем отражены; 12 Христианские или феодальные армии охотились на их отступнического суверена по всему его королевству, пока в 1290 г Ладислас не был убит разочаровавшимся куманом в возрасте двадцати восьми лет. (Чеймберс пишет что венгерские бароны подкупили двух куманов, и те убили короля Ладисласа - т.е. Ласло). После двадцати лет анархии, древняя династия Арпадов была уничтожена в 1310 г. и под новой династией Ангевинов Венгрия направилась назад к христианству и к цивилизации. С тех пор ни Венгрия ни Польша не были когда-либо снова серьезно под угрозой занятия монголами (т.е. якобы монголами - прим.А.), и эти события, как считается, заканчивают цикл, начатый движением Бату через Волгу и Днепр в Россию в 1240 г...

James Chambers "THE DEVIL'S HORSEMEN - The Mongol Invasion of Europe" Phoenix Press, London, 1979

pp.163-165

Когда Мангу-Темур умер в 1280 г., на троне его сменил его брат Тоде-Мангу, который ушел в суфизм и отшельничество, и все правление было предоставлено его нойенам. На запад от Дона Ногай установил почти независимое собственное государство в которое были включены в качестве вассалов Болгария , а также румыны и куманы (т.е. кипчаки - прим.А,) среди его субъектов. Через других румынов, которые жили в Трансильвании и куманов, которые возвратились к кололю Беле IV (королю Венгрии - прим.А,), его влияние простиралось и на Венгрию, и это привело к последнему вторжению в Европу. Король Бела пригласил новых куманских иммигрантов, чтобы заменить армию, которая была потеряна в Мохи, и, чтобы восстановить их доверие после убийства их хана, он женил своего сына Стефана на куманской принцессе. Когда Бела умер в 1270 г., Стефан V правил в течение только двух лет, а затем трон перешел к его десятилетнему сыну Ладисласу IV, который под влиянием своей матери, отверг все западные порядки своих придворных и стал известен как "Ладислас Куман". После того как он повзрослел, его сопротивление его баронам, и епископам стало более сильным, и когда они провели закон, требующий от него привести его куман к Христианству, он арестовал папского легата, заключил в тюрьму свою христианскую жену, Изабеллу Анжуйскую, женился двух куманских принцессах из двора Ногая и переселился в куманский лагерь. Бароны подняли армию, Архиепископ Грана проповедовал крестовый поход, и Ладисласа обратился за помощью к Ногаю. Это был шанс, которого многие из нойенов ждали. Ногай убедил племянника хана Толе-Буку присоединяться к нему и зимой 1285 г. монгольские (якобы -прим.А,) армии, возвратились в Европу. С самого начала эта кампания была не более, чем непродуманный и дезорганизованный оппортунизм, и хотя командующие попытались следовать стратегиям Субедея, оба они и их солдаты испытывали недостаток целеустремленности и стойкости их предшественников. В то время как Ногай занял Трансильванию, где его присутствие удержало венгерских баронов от нападения на их короля, Толе-Бука намеревался вторгнуться в Венгрию с севера, но когда его армия застряла в сугробах Карпатских переходов, он повернул обратно в Волынию и позволил своим расстроенным солдатам разграблять беззащитные города их вассалов и союзников. Весной 1286 г. Ногай отошел из Трансильвании и осенью эти две армии вторглись в Польшу, якобы чтобы предотвратить поляков от поддержки венгерских баронов. Ногай продвинулся к Кракову, и Толе-Бука напал на Сандомир, но поляки были уже научены прошлым опытом. Гарнизоны не соблазнились встречать врага в открытом поле, а остались на их стенах, и оба города устояли. против монгольских (якобы - прим.А.) атак. Как обычно сельская местность была опустошена, и другие города были разграблены, но в большинстве случаев только потому, что их губернаторы поддались на обман и открыли ворота, когда русские князья в монгольской (якобы- прим.А,) армии обещали им амнистию, если они сдадутся. Богатые солдаты Золотой Орды утратили свои амбиции к чему-либо другому нежели легкому грабежу, и без китайской и персидской артиллерии, они больше не имели способности захватить укрепленные города. Сердитые и смущенные они возвратились в Волынию в 1287 г., и больше уже никогда не возвращались. Ладислас был предоставлен своей судьбе, и в 1290 г. он был убит двумя куманскими убийцами, которые были подкуплены баронами.

Когда армии Ногая отошли из Польши, тень монгольского (якобы - прим.А.) террора, которая висела над Европой в течение сорока шести лет, начала уходить. Ханы Золотой Орды возобновил свою войну против монгольских (якобы - прим.А,) ханов Персии, и династические и территориальные войны вспыхнули между королями Европы, но войны, которые привели христианские и хусульманские цивилизации почти к полному уничтожению, были закончены, а люди, чьи амбиции их поддерживали, уже умерли. Папство справилось с Священной Римской империей, крестоносцы были наконец изгнаны из Палестины, и катастрофическое расширение монгольской (якобы - прим.А.) империи закончилось: на востоке оно было приостановлено морем, на Ближнем Востоке, оно было остановлено мамелюками (кипчаками, правившими Египтом, Палестиной и Сирией - прим.А.), а на западе оно было оставлено. Субедей, который с самого начала планировал владычество монголов (якобы - прим.А.) над Европой, умер будучи уже в отставке, после того, как завоевал империю Сунг (Южный Китай - прим.А.) и точная дата его смерти неизвестна, но, подобно Фредерику II, Хулегу (Алау - прим.А.) и королю Луи, он не жил до того, чтобы увидеть как его цель потерпела неудачу.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

простите мое невежество, а кто такие яссы? это "асы"?

Да, они самые, родимые. В венгерском сохранилось достаточно слов ясского происхождения, ясский был в ходу вплоть до 16 века -- именно к тому времени относится ясский глоссарий, составленный неким бедолагой-чиновником, который собирал налоги у этих самых венгерских яссов.

**************

Дорогой Vraatyah, а что бы Вы посоветовали почитать по генографии и смежным вещам? Так, чтобы, с одной стороны, для чайников, а с другой -- чтобы было понятно, в чем эти методы могут помочь истории в традиционном плане.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

Я приводил уже данные Иштвана Мандоки, приведу еще раз:

Состав этих бывших кочевников приводил в своей статье венгерских исследователь Иштван Мандоки.

Это племена:

ТАКСАБА, КОНУР УУЛУ, ТАРКАН, ЖАЛАЙИР, УЛАШ, БАЯНДЫР, БЕЧЕНЕ, КЕРЕЙ, ТЁРТ УУЛ, ЧОРТОН, ТАЗДАР, БУДАКЛАР.

Роды:

Кулан, тагы, мангыт, барлас, жылан, кыргыз, туркмен, тору айгыр, черик, болуш, кет бука, кара каш, эр сары, эр буга, тёрта, тардыш, мин, байсын, телес, баяут, узун, канлы, катаган, теке, эрсин, садыр, дорман, байтур, кенегес, актачи, тобалар, эгдер, чандыр, кара койлу, эсен, эсен буга, курманчик, каблан, карсак, чубак, сюйке, каба, эслемес, кулун, кулунчак, ак буура, бёрю, баркы (баргы, кочкор, отар, алты уюй, апай, апа бары, кан темир, конар, ас) аслар, негерлер, науруз, жакыр, арык, жарык, эркин, аткар, найман, кыргый, туйгун, турумтай, тургун и др.

Название этих родов даны в переводе с кыргызского языка, поэтому некоторые этнонимы имеют кыргызские формы.

По сообщению Мандоки, в Венгрии живет около 200 тыс. потомков кыпчаков, и по сей день они занимаются овцеводством и коневодством.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

С этим списком не так просто. Это перевод одной из статей Иштвана Мандоки в кыргызской газете. Мандоки записал племенные и родовые подразделения венгерских "плавцы". Он приезжал в Казахстан и Кыргызстан, где искал кыпчаков, искал связи между ними. Жалко, что он погиб в автокатастрофе.

Сам список достаточно интересен тем, что в состав этих потомков венгерских куман как видим влились и некыпчакские группы. Причем названия основных племен можно отнести к кыпчакам, а вот родовые подразделения состоят из смеси.

Например: мангыт, барлас, мин, теке, садыр, эгдер представляют собой осколки тюрко-монгольских родо-племенных групп более позднего, чем перселение в Венгрию куманов время.

Судя по всему, в поисках лучшей доли или ратной славы, эти группы кочевников появлялись в Венгрии и присоединялись к кыпчакам.

В этом списке очень много типично кыргызских (как и казахских) подразделений:

Токсаба, Жалайир, Бечене, Керей, Таздар, Мангыт, Тору айгыр, Черик, Тёрдёш, Чубак, Каба, Ак буура, Бёрю, Баргы, Арык, Найман и т.д.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да, они самые, родимые. В венгерском сохранилось достаточно слов ясского происхождения, ясский был в ходу вплоть до 16 века -- именно к тому времени относится ясский глоссарий, составленный неким бедолагой-чиновником, который собирал налоги у этих самых венгерских яссов.

С этим "ясским" не всё так просто, с осетинским его "роднят" тюркизмы осетинского ;)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

С этим "ясским" не всё так просто, с осетинским его "роднят" тюркизмы осетинского ;)

Хурматли Бий, почитайте статью Nemeth-а, а потом уж говорите

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

J.J.Saunders "The History of the Mongol Conquests" PENN, University of Pensylvania Press, Philadelphia

Paperback edition 2001

Originally published by Routledge & Kegan Paul Ltd.1971

KIPCHAK AND CHAGATAI

p.161

.... Ханство (kingdom) Ногая ... после того, как Ногай привел армию монголов (якобы монголов - прим.А.) в Трансильванию, и Толе-Бука, племянник правящего хана, вторгся В Польшу

James Chambers "THE DEVIL'S HORSEMEN - The Mongol Invasion of Europe" Phoenix Press, London, 1979

pp.163-165

Когда Мангу-Темур умер в 1280 г., на троне его сменил его брат Тоде-Мангу, ...

Все имена монгольские :P :

Ногай – noqai - собака

Толе-бука – Toluibuqa – зеркало бык

Мангу-тэмир – Mungketemir – вечное железо (вечный сталь)

Тоде-мангу – Todamungke – яркое вечное (яркая вечность)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

Кстати, смотрел недавно словарь тюркских слов Севортяна и нашел тюркское слово "менгу" в значении "вечный". Это я о близости монгольских и тюркских языков :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Хурматли Бий, почитайте статью Nemeth-а, а потом уж говорите

http://maska.osetia.ru/lingvo/ForumF1.cgi?...4&idsubj=00:03:

и ещё

http://www.nasledie.org/v3/ru/?action=view&id=666161

С. Байчоров (Черкесск)

Руническая эпитафия у стены Зеленчукского (северного) храма

1. Среди памятников северокавказского ареала древнетюркского рунического письма особое значение имеет эпитафия, найденная у изголовья одного из склеповых захоронений у южной стены Зеленчукского (Северного) храма. Искусно исполненная руническим знаками, она напоминает, прежде всего, таласские древнетюркские надписи первых веков н.э. тем, что высеченная в ней нелабиализованная гласная "а" [68] отделена от предшествующей и последующей групп рун словоразделами в виде двоеточий. В другой строке встречается также и троеточие. Последние два признака эеленчукской надписи и выделенная "а" особенно характерны для второго памятника Таласа. Следовательно, как в последнем, так и в зеленчукском "а", приведенная наряду со словоразделами, является междометием, выражающим горе. Это предположение подтвердилось дальнейшим исследованием.

2. Нелабиализованных гласных, кроме выше упомянутой, в надписи нет. А лабиализованные не пропущены во всех тех основах, в которых они должны быть при произношении. Эта особенность данной эпитафии характерна для всех рунических памятников древнетюркского письма Востока. Но главной внешней особенностью древнетюркских рунических надписей является деление согласных на специальные пары знаков по твердости и мягкости слогов, что отличает это письмо, в том числе и зеленчукскую надпись, от всех родственных ему письменностей.

3. Некоторые буквы надписи находят свои аналогии в секлерском кербшрифте. Говоря о внешних особенностях знаков эпитафии, следует отметить, что по технике исполнения она напоминает хуннский рунический памятник из Шумена.

4. Все внешние особенности зеленчукского рунического памятника, ставящие его в один ряд с древнетюркскими надписями, подтверждаются содержанием текста. Надпись читается на древнетюркском языке и переводится:

1) Юлтуз анай, я родными

2) сыновьями (о горе!) не насладилась, от родственников,

3) от мужа, от азов отделилась

5. В этом тексте особое внимание обращает этноним "аз". Абхазцы балкарцев называют азами, грузины - басианами, осетины - ассиагами, ассонами. Иазигов из [69] страны царских савроматов, живущих между Истром и Борисфеном, упоминает Страбон (I в. до н.э. - I в. н.э.). Его высказывание подтвердилось археологическими исследованиями. Первой группой сарматов, появившихся на территории Румынии ближе к рубежу нашей эры, были племена языгов. Имеется в Венгрии семь мест с названиями Еслар, Ослар. Предполагают, что это название ясов и что -лар - тюркский суффикс множественного числа. "Название, наверное, куманского происхождения",- пишет Немет, но в то же время сообщает, что до прихода куманов в Венгрию, т.е. до 1229 года, в районе Сомоги известно название еслар именно в форме азалар.

6. Так как способ передачи содержания текста зеленчукской рунической эпитафии совершенно совпадает с енисейскими, то азов мы должны искать не только в Европе, но и в Центральной Азии. "Аз будун" встречается в орхоно-енисейских рунических памятниках. "Повидимому азийцы тождественны с упоминаемыми в орхонских надписях народом аз", - писал В.В. Бартольд. Арабский географ IX в. Ибн Хордадбех, в своем перечне тюркских народов (восходящем к VIII вв.) рядом с тюргешами упоминает народ азгиши (т.е. люди азы - ср. хангакиши). Азгишей знает Махмуд Кашкарский (XI в.) и Идриси (XII в.). Тюргешское племя азов упоминают под именем А-си в конце X в. и китайцы. В таком случае, по мнению Л.Р. Кызласова, азы были без условно тюркоязычными в этот период времени. Азгишей Северного Кавказа Ибн Саид (ХIII в.) читает тюрками. Асов, живущих по соседству с аланами, Абу-л-Фиде (ХIV в.) называет народом тюркского происхождения.

Отмеченная тюркоязычность азов (=асов) выше названными авторами подтверждается содержанием зеленчукской рунической эпитафии.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кереи, найманы, баргу кажется, мигрировали в кыпчакские степи еще в 13 веке и вошли в состав войск Ногая.

здесь на форуме я прочитал, что кипчаки и канглы жили в гос-вах найманов на территории современной Монголии. Отталкивайтесь от того, что найманы ТЮРКИ изначально, и никакой разницы между кипчаками и ними нет, это правильно, мой совет такой.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Tatarbi, я Вам -- про Фому, а Вы мне -- про Ерему.

Да, был тюркский народ Аз. А глоссы из языка яссов, записанные венгерским чиновнимом -- иранские. Кстати, из Зленчука происходит и самая полная надпись на аланском.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Самое интересное, что современные потомки куман Венгрии, светлые, с вьющимися как лён волосами. :blink:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Tatarbi, я Вам -- про Фому, а Вы мне -- про Ерему.

Да, был тюркский народ Аз. А глоссы из языка яссов, записанные венгерским чиновнимом -- иранские. Кстати, из Зленчука происходит и самая полная надпись на аланском.

Эта та надпись, которая доказывает, что язык алан был тюркский?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Эта та надпись, которая доказывает, что язык алан был тюркский?

Конечно, нет. Иранский язык, очень похож на дигорский диалект осетинского

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...