Jump to content



Байрам

Чистокровная ахалтекинская лошадь

Recommended Posts

Чистокровная ахалтекинская лошадь и её влияние на другие чистокровные породы

Ахалтекинская порода - это начало начал в культурном коннозаводстве мира. Её история также неповторима и самобытна, как неповторима и самобытна величественная красота туркменского аргамака.

Видимо даже дикий предок среднеазиатских лошадей заметно отличался от других видов, в том числе лошади Пржевальского и тарпана.

Сухой континентальный климат Южной Туркмении с малоснежными зимами, обширные пастбища с высокоценными травами в предгорьях Копетдага и постоянная угроза хищников способствовали формированию относительно крупной, быстрой лошади, менее способной к нажировке и, следовательно, менее неприхотливой.

Одомашнивание лошади в предгорьях и равнинах Туркмении произошло, вероятно, очень рано. Не исключено, однако, что индоиранские племена, переселившиеся в Туркмению привели с собой уже одомашненных лошадей более северного происхождения. Но в условиях Туркмении местная дикая форма лошади, благодаря более ценным для человека качествам, могла впоследствии вытеснить приведенных извне лошадей либо в результате повторного одомашнивания местной формы, либо в результате поглотительного скрещивания приведённых лошадей с местными. Отзвуком на эти далёкие события могут быть древние легенды о происхождении среднеазиатских лошадей, записанные в китайских и арабских летописях. По одной из них приведенной арабским географом Ибн - Хордабехом, лучшие среднеазиатские лошади произошли от дикого жеребца “Более высокого чем другие, от которого рождались жеребята крупные превосходные, красивые станом, “ объезженные, они “ словно летали между небом и землёй, послушные узде, лёгкие в беге.

Когда потомки среднеазиатских благородных коней появились в странах древних восточных цивилизаций: Египте, Ближнем Востоке и Индии, то, судя по сохранившимся описаниям и изображениям, они были сухими и стройными, с высоко поставленной шеей, легкой головой, в основном золотистых мастей. Ясно, что должны были пройти века, пока человек добился создания таких удивительных лошадей. Большинство античных источников подтверждают нам, что их родина - родина лучших лошадей Древнего мира, была в Средней Азии. Сначала лучшими в мире лошадьми по Геродоту владели массагеты, а затем парфяне.

Парфянские лошади часто назывались нисейскими по столице Парфянского царства Нисе, развалины которой расположены в нескольких километрах от нынешней столицы ахалтекинского коннозаводства - Ашхабадского конезавода им. С. Ниязова.

ревность происхождения ахалтекинской лошади была впервые раскрыта и доказана в России чуть более ста лет назад в работе проф. В. Фирсова “Туркестан и туркестанские породы лошадей”, вышедшей в “Журнале коннозаводства” в 1895 г. В. Санкт - Петербурге. Затем эта тема была развита в работах Браунера, Ковалевского, Афанасьева, Витта, Липпинга, Салихова, Белоногова, Ковалевской и других. Для коневодов в Советском Союзе давно стало аксиомой, что древнейшей в мире породой является ахалтекинец. К сожалению, их труды мало известны за границами СНГ. И часто странно бывает читать в зарубежных иппологических работах сначала перечисление всех известных фактов о знаменитых среднеазиатских лошадях древности, а затем вывод, что туркменская лошадь произошла от монгольского пони или, в лучшем случае, от арабской лошади.

Поэтому мы бы хотели более подробно остановиться на взаиМаккатношениях ахалтекинской лошади и других чистокровных пород лошадей, а также на причинах, позволивших ахалтекинцу сохраниться в чистоте.

Средняя Азия на протяжении тысячелетий являлась ареной борьбы разных племен и народов. Волны завоевателей приходили на эту землю с востока и запада, севера и юга. В первую очередь захватам и разграблениям подвергались большие города, центры торговли и ремесел. В тоже время борьба с воинственным кочевым или полукочевым населением была более затруднительна и не вознаграждалась столь богатой добычей. Безводные песчаные пустыни Туркмении, закрытые с одной стороны Каспийским морем, были всегда трудно проходимы. И это одна из причин, позволивших туркменским племенам сохранить при всех политических коллизиях в наибольшей чистоте ценнейший массив древних породистых лошадей Средней Азии, а также древние коневодческие традиции. Следует отметить, что выращивание лошадей в условиях Туркмении, особенно в пустынной зоне, стоит очень дорого. “Пока из жеребенка вырастет лошадь-хозяин превратится в худую собаку"- гласит туркменская пословица. В пустыне на подножном корме не вырастет не только ахалтекинец, но и привыкшая к суровым условиям казахская лошадь. Поэтому не было смысла заниматься пусть более неприхотливыми, но мелкими и менее резвыми лошадьми. Ведь по красоте, силе, резвости и выносливости с туркменскими лошадьми не могла выдержать сравнения никакая другая порода. Любое скрещивание привело бы к ухудшению качества лошадей, и было экономически невыгодно. Именно на этом основывались старинные туркменские традиции сохранения породы в чистоте. Лошади, разводимые всеми туркменскими племенами, были одного типа, экстерьера, характера работоспособности. По сути дела в древности это была одна порода. Но все же путешественники, посещавшие Туркмению, всегда отмечали, что самые чистые и лучшие лошади принадлежат к племени “Теке”. Подворное содержание, индивидуальный подбор, строгое отношение к чистоте происхождения способствовали тому, что ахалтекинская лошадь сохранилась как чистокровная туркменская порода. Табунная форма коневодства, меньшая строгость в отношении чистоты происхождения лошадей у других племен привели к формированию менее крупной, резвой и породистой лошади, хотя и менее требовательной к качеству ухода и корма.

Ахалтекинец всегда использовался, как улучшатель в коневодстве всей Туркмении, и многими выдающимися лошадьми владели туркмены из других племен. Великий производитель Бойноу принадлежал одно время туркмену из племени “Сарык”, мать знаменитого Меле-куша принадлежала туркмену из племени “Карадашлы”, знаменитый йомудский сердар Джунаид-Хан ездил на знаменитом производителе Меле-Хаджи-Нуре, отце и деде основателей линий в ахалтекинской породе - Топор-Бая и Еля.

Уже в античное время предки современных ахалтекинцев в результате войн и торговли стали улучшателями мирового коневодства. Персидский царь Камбиз, завоевавший с помощью массагетской коннице Египет, оставил часть ее в качестве оккупационных отрядов в завоеванной стране. Некоторые изображения египетских лошадей того времени поразительно напоминают современных ахалтекинцев. Не является ли донгольская порода, разводимая в Судане и Эфиопии, потомком этих приведенных в Египет и Нубию массагетских скакунов. Во всяком случае, те изображения и описания донгольской лошади, которые у нас имеются, поразительно напоминают лошадь ахалтекинскую и ничего общего не имеют с арабом.

Китайские императоры так же понимали кое-что в лошадях. За вожделенными “небесными” и “божественными” среднеазиатскими аргамаками “сыны неба” снаряжали впечатляющие военные экспедиции. Не отставали от китайцев и их северные соседи, ярчайшим тому свидетельством является находка в вечной мерзлоте алтайских Пазырыкских курганов останков золотистых боевых коней скифского вождя.

В то время как сообщениями о лошадях Ср. Азии заполнены все античные источники, они же молчат о существовании коневодства в Аравии. Геродот сообщает, что арабы, следовавшие в войске персидского царя Ксеркса, сидели не на лошадях, а на верблюдах. Ассирийскому царю Таглатфалласару, завоевавшую Аравию в 733 году до нашей эры, досталась добыча в виде верблюдов и рогатого скота, а о лошадях же ничего не упоминается. Умалчивает о лошадях и Сарданапал V, хваставшийся, что собрал все сокровища Аравии. И в более поздние времена в 26 году до н.э. римский писатель Страбон, сопрововждавший полководца Элия Галла в его походе в Аравию, не сообщает нам ничего об арабской лошади, хотя подробно говорит о лошадях других стран. Лошади в то время были уже известны в Аравии, они упоминаются в стихах арабских поэтов и в некоторых исторических сообщениях. Но видимо встречались они как редкость и завозились они зачастую из других стран. Так в 350 году н.э. император Констанций I послал в подарок в Йемен 200 каппадокийских лошадей. Такое положение сохранилось и ко времени зарождения ислама. Лошади играли первоначально незначительную роль в войске пророка Мохамеда. Во всем его войске в войне с корейшитами под Меккой было всего две лошади. Но очень скоро последователи пророка поняли преимущества лошади как боевого животного, особенно когда ислам стал выходить за пределы аравийского полуострова. Лошади, попадавшие в качестве военной добычи, позволили арабам заложить основы собственного разведения высококлассных лошадей. Значительную роль при этом сыграли лошади, захваченные в Ср. Азии. Интересно, что устные предания о лошадях пророка Мохамеда, собранные позднейшими арабскими иппологами Эль-Дамери и Абу-Бекр-ибн-Бедрам, сообщают нам о некоторых лошадях которым присущи характеристики скорее туркменской, а не собственно арабской породы. Среди них буланая кобыла Сабхах и соловый жеребец Эль-Вард, лошади мастей не встречающихся в арабской породе, но обычные для ахалтекинцев. Хотя арбы и увели с собой много ценнейших среднеазиатских лошадей, основной массив местной породы сохранился у туркмен, принявших ислам добровольно.

После вторжения в Туркмению монгольских завоевателей часть туркменских племен ушло на запад и осело в Малой Азии и на ближнем востоке. Приведенные туда туркменские лошади сыграли большую роль в коневодстве этих стран. В районах их распространения обычным стало скрещивание туркменских лошадей с уже сформировавшейся к тому времени арабской породой. По мнению крупнейших специалистов по арабской породе (К. Разван, Э. Шиле и др.) таким образом, возник тип муники, отличающийся от классического араба более крупным ростом, длинными угловатыми линиями экстерьера и лучшей резвостью. Многие из этих лошадей попали затем в Европу и легли в основу современного арабского коннозаводства. Могли в их числе быть и чистые туркменские кони. В качестве примера мы хотели бы привести серебристо серого жеребца Гомоуш-Борну, использованного в конном заводе Вайль и оставившего там хорошее потомство. Уже современники сомневались, что этот крупный (160 см в холке), чуть горбоносый жеребец с высоко поставленной шеей чистый араб. По нашему мнению это, несомненно, туркменская лошадь и видимо не единственная. Во всяком случае, есть свидетельства разведения туркменских лошадей в себе в Сирии вплоть до начала ХХ века. Отметил некоторые “ахалтекинские” черты в экстерьере сирийских арабских лошадей крупный российский специалист О.А. Балакшин и в наши дни. Не исключено, однако и попадание отдельных арабских лошадей в Туркмению. Их могли, к примеру, приводить паломники из Мекки. Теоретически туркмены очень высоко ценили арабскую породу. В туркменскую иппологическую лексику вошли арабские термины, например, бедев от арабского бедеви, асыл от арабского азиль и т.д., но практическое применение арабских лошадей в туркменском коневодстве вряд ли было возможно. Ведь по своим промерам и резвости арабские лошади всегда уступали ахалтекинским. В Закаспийской конюшне имелись арабские жеребцы производители, но никакого применения в Туркмении они не нашли. Упоминаемые некоторыми авторами факты привода в Туркмению большого количества арабских кобыл Тимуром и Надир шахом не подтверждаются при более пристальном рассмотрении.

Чрезвычайно трудно разделить по породам восточных лошадей использованных в Европе в первую очередь при выведении английской чистокровной породы. Согласно английским источникам в основном это были лошади трех пород арабской, турецкой и берберийской. Очень многие авторы за рубежом ранее и теперь считали и считают наибольший вклад арабской. Автоматически в арабы записываются и турецкие лошади, а о туркменских лошадях, как правило, умалчивают. А между тем, не с одной породой английская лошадь не имеет такого близкого экстерьерного сходства как с ахалтекинцем. Все европейские путешественники, посещавшие Туркмению в XIX, в начале ХХ веков неизменно удивлялись и поражались этим сходством. Удивительное сходство с ахалтекинцем наблюдается и у большинства сохранившихся портретов восточных лошадей, участвовавших в создании чистокровной английской породы, в том числе у двоих из трех родоначальников - Дарлей Арабиана и Беерлей Тёрка. Конечно, точную породную принадлежность их сейчас мы уже не установим, но факт их сходства с лошадью туркменской остается фактом. К тому же двое из жеребцов, оставивших по боковым ветвям родословной значительный след в английской породе были буланый (Дан Арабиан) и соловый (Дарсиз Йеллоу Тёрк). По проведенным профессором Белоноговым М.И. краниологическим и остеологическим исследованиям и по ныне наблюдается поразительное сходство между современными ахалтекинской и английской породами. На эту же мысль невольно наталкиваешься, сравнивая старые английскую и туркменскую системы тренинга и испытаний скаковых лошадей. Это и работа под попонами, многогитовые скачки, ранняя заездка молодняка и некоторые другие элементы. Ничего подобного у арабов не встречалось и могло прийти в Англию вместе с сопровождавшими лошадей туркменскими тренерами. Тут надо уточнить взаиМаккатношения турецкой и туркменской пород лошадей. Будучи потомками туркменских племён, турки первоначально имели и настоящих туркменских лошадей. Об этом писал в свое время Марко Поло. Датский путешественник Карстен-Нибур, посетивший Аравию и Турцию в конце ХVIII века, писал: ”Турки очень не высоко ценят арабских лошадей, предпочитая иметь под седлом высоких статных коней, которые в пышном уборе оставляют величественное впечатление”. Вплоть до начала ХХ века лучшими лошадьми на султанской конюшне в Стамбуле по свидетельству европейских путешественников были выводимые из Туркмении ахалтекинские аргамаки.

Таким образом, являясь древнейшей в мире чистокровной породой, туркменская ахалтекинская лошадь участвовала в создании двух других чистокровных пород арабской и английской.

Статус чистокровной налагает особые обязательства на коневодов, разводящих эту породу. Идеальный племенной учет, строжайшая проверка происхождения и регулярное издание племенных книг необходимый минимум селекционно-племенных мероприятий.

Наши предшественники сумели сохранить прекраснейшую ахалтекинскую лошадь для нас, можно лишь гордиться теми результатами, которые были достигнуты коневодами Туркмении, России и Казахстана в тесном взаимодействии друг с другом. Хотелось бы, чтобы на нас это не прекратилось.

А. Климук

Link to post
Share on other sites

С древнейших времен монголы при быстрых переходах через безводные места/ которые специально выбирали чтобы затруднить преследования после удачного набега и т.п вещах/ заранее закапывали в этих местах воду или сваренные бараньи курдюки. Кормили этим курдюком лошадей что заменяло им воду и пищу, и снова пускались в путь на сытых и напоенных лошодях. Я знаю что туркмены при набегах в афганистан когда воровали людей для продажи в рабство очень эффективно пользовались этим способом, кормя курдюком своих ахалтекинцев. Кто нибудь знает другие разные способы позволяюшие отрываться от погони? Курдюком лошадей у нас кормили сайн эры/конокрады, степные робингуды/ вплоть до начала 20 века.

Link to post
Share on other sites

Если вы ещё живы :P ,дайте посмотреть фотки этих коней,я очень о них мечтаю.Когда нибудь точно обзаведусь.

И вопрос ,как может конь есть курдюк.Это в смысле бараний жир?

Link to post
Share on other sites

По якутским преданиям, когда наши достославные предки во времена войн Чынгыс хаана

бегали от своих преследователей, имели специальную материю, которая тянулась вслед

за лошадью, так собирали влагу, потом выжимали и утоляли жажду.

Link to post
Share on other sites
Если вы ещё живы :P ,дайте посмотреть фотки этих коней,я очень о них мечтаю.Когда нибудь точно обзаведусь.

И вопрос ,как может конь есть курдюк.Это в смысле бараний жир?

http://www.horseworld.ru/?article=669

2004_05_axaltek.jpg

Link to post
Share on other sites

Байрам, ахалтеке это исключительное свидетельство, также как алабай, как дыни, как ковры и т.д. Кстати казахи тестировали лошадь по сухости навоза, а туркмены по терпимости к воде после бега, но это ерунда конечно, те кто разбирались определяли по бабкам ( ат бабынан танылады).

Link to post
Share on other sites

В Калмыкии в советское время было солидное поголовье ахалтекинцев. После прихода в Калмыкию шайтана-кирсана от поголовья почти ничего не осталось: чистокровных либо раздарили, либо попродавали за бесценок, либо обменяли на корма, либо порезали на мясо...

Link to post
Share on other sites
В Калмыкии в советское время было солидное поголовье ахалтекинцев. После прихода в Калмыкию шайтана-кирсана от поголовья почти ничего не осталось: чистокровных либо раздарили, либо попродавали за бесценок, либо обменяли на корма, либо порезали на мясо...

Именно по поручению Кирсана Николаевича, были спасены те лошади, которых "рачительные" хозяева не успели пустить под нож. Специально люди по хозяйствам ездили и лошадей выкупали. Поэтому в Калмыкии поголовье лошадей сохранилось.

А почему под нож пускали? Потому что в середине 90-х, если ты не помнишь, скот держать было очень невыгодно. Мясо стоило дешевле, чем стоимость содержания скота. А тем более, содержать лошадей. У любого хозяйства Калмыкии спроси, много ли прибыли они в настоящее время получают от разведения племенных лошадей, не мясного и молочного направления?

Тем не менее, ахалтекинцы в Калмыкии есть. Будет возможность - съезжу, сфотографирую и выложу здесь.

Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now

×
×
  • Create New...