Jump to content



Акскл

Хазары

Recommended Posts

Опять впаривают миф... :oz1:

Кекил (хохол) или чуб, как вам угодно, всегда был распространен среди казахов среднего жуза... голова мальчика на лысо сбривалась и на лбу оставляли Кекил. :blink:

Link to post
Share on other sites
Guest Арсен
Опять впаривают миф... :oz1:

Кекил (хохол) или чуб, как вам угодно, всегда был распространен среди казахов среднего жуза... голова мальчика на лысо сбривалась и на лбу оставляли Кекил. :blink:

Если речь идёт об оселедце (а не о чубе на лбу как выше было написано) - традиционной причёске запорожских казаков, то она не имеет никакого отношения к тюркской мужской причёске. Дело в том что первые запорожские казаки в русских и польских документах фигурируют как каневские или литовские черкасы (чтобы отличать их от пятигорских черкас - кабардинцев). А причёска типа оселедца (выбритые голова и лоб с оставлением пряди свисающей с темени за ухо) - национальная средневековая причёска адыгских племен. Например польский автор начала 16 века Матвей Меховской так пишет о запорожских казаках: "Дальше к югу есть ещё кое-какие остатки черкесов. Это весьма дикий и воинственный народ, по происхождению и языку - русские". В общем странно конечно - какие ещё адыги на Украине? Но вот И.Г. Георги и С.М. Броневский дают такое объяснение - что татарский баскак основав две слободы в Курском княжестве (известная история, закончившаяся их разрушением) населил их черкесами из пятигорья. Когда курский князь Олег добился от хана разрешения на их уничтожение - черкесы бежали в Канев, где баскак дал им новые места под поселение - впоследствии к ним бежало много русского населения в результате чего они и стали русскоязычными. В принципе история со скитаниями черкесов по Украине выглядит немного странно (а может и фантастично) и я не знаю из какого источника Георги и Броневский её взяли. Но какая-то реальная подоплека тут есть - во всяком случае городская золотоордынская культура действительно была полиэтнична и поселения и кварталы русских, аланов, черкесов, венгров, итальянцев и т.д. (помимо основного тюркского населения) были раскиданы видимо очень широко по золотоордынской территории. Но например что касается донских казаков - то их Георги уже считает мещерскими (выходцами из Касимовского ханства).
Link to post
Share on other sites
Опять впаривают миф... :oz1:

Кекил (хохол) или чуб, как вам угодно, всегда был распространен среди казахов среднего жуза... голова мальчика на лысо сбривалась и на лбу оставляли Кекил. :blink:

Кекил на лбу (чуб) - да, но у тюркских кочевых родов существовал и "айдар" (на макушке), который сейчас повсеместно возрождается у казаков (РК). Был и "Кос айдар" - с обеих сторон головы, т.е. "парный", который, полагаю, в древние века был перенят китайцами и далее на восток...

  • Не согласен! 1
Link to post
Share on other sites

Черкесы жили еще во времена Киевского княжества в пограничных окраинах.

Их называли еще ковуями и казаками от касоги. Запорожцы видимо их остатки,

смешавшиеся с ордой Алекса Мамая, бежавшего после поражения отца от татар Золотой

Орды в Куликовом поле. Есть мнение, что татарам хана Тохтамыша помогали

русское мужичье из подвластных Великому Хану земель.

Link to post
Share on other sites
Черкесы жили еще во времена Киевского княжества в пограничных окраинах.

Их называли еще ковуями и казаками от касоги. Запорожцы видимо их остатки,

смешавшиеся с ордой Алекса Мамая, бежавшего после поражения отца от татар Золотой

Орды в Куликовом поле. Есть мнение, что татарам хана Тохтамыша помогали

русское мужичье из подвластных Великому Хану земель.

Если вглядеться, то преемственность в территориях проживания усматривается у многих древних тюркских кочевников. Древние усуни и канглы практически проживают на тех же землях. Черкесы являются одним из родов Младшего жуза казаков, а это западный РК. А если их называли в те века еще казаками от слова касог, то уж явно, что этноним казак существовал как у западных тюрков черкесы и др., так и у восточных одновременно, пришедших на эти земли с Великим Каганом в 13 веке (хасаг, хасаг тэргэн). Таким образом этноним казак родился в результате смешения (наслоения) диалекта восточных на диалекты западных тюрков.Отсюда напрашивается вывод о широком распространении тюркского языка к началу 13 века - от восточной Монголи до Днепра.

  • Не согласен! 1
Link to post
Share on other sites

Касоги , черкесы , адыги - это автохтонный народ , с древнейших времен проживающий на территории Северного Кавказа ( западная часть) и какое отношение они имеют к Казахстану , непонятно. Мне кажется , это можно обьяснить только тем , что какой-то черкесский род в ордынские времена сменил место жительства . А это наводит на мысль о произхождении других казахских родов. В том числе - жалаиров.

Link to post
Share on other sites
Некоторые хазарейцы когда видят хорошую лошадь говорят "булгари хасп" - булгарская лошадь. Сами не понимая, откуда такое выражение. Трудно предположить, что лошади являлись одним из продуктов экспорта из Болгарии в Афганистан. И всё легко объяснить, если принять, что их предки жили на Волге рядом.

Здесь необходимо перевести "хорошая лошадь".

Болгары, а за ними и родственные хазары, шли воглаве Великого Переселения Народов.

Мигрируя из Центральной Азии, они остановились на век-два в Средней Азии,

где общались особено интенсивно с местными иранскими племенами и народами.

Женщины у болгар были очень красивыми и на этой основе этноним болгар

ресемантизировался и превратился в обычный адъектив, тоже самое и в персидском языке.

Link to post
Share on other sites
Я тоже заметил это, но оно в никаком случае не умаляет стоимости и значения этого довольно подробного и продуманного план-конспекта основного и существенного всей хазарской проблематики.

Моя личная рекомендация к автору - осторожно следить за тем, где в действительности проходит рубеж между хазарами и болгарами и нивкоем случае не переходить на чужую территорию.

Добро пожаловать на форум, уважаемый Хазарин и поздравляю.

Булгарки (как и тюрчанки) в таджикско-персидской поэзии начиная кажется с Хусрава, символ любви (к богу).

То есть связь с идеалом, у нас тоже кожа хорошая - булгары. Тут дело не красоте женщин, тут любовно-дидактическая аллегория

В то же время тюрки - символ невежества и варварства

Link to post
Share on other sites
Касоги , черкесы , адыги - это автохтонный народ , с древнейших времен проживающий на территории Северного Кавказа ( западная часть) и какое отношение они имеют к Казахстану , непонятно. Мне кажется , это можно обьяснить только тем , что какой-то черкесский род в ордынские времена сменил место жительства . А это наводит на мысль о произхождении других казахских родов. В том числе - жалаиров.

У меня есть предположение о родстве казаков со всеми вышеперечисленным народам. На мой взгляд отрицать чьё-либо присутствие в крови казаков-черкасов бессмысленно. Многие народности сливались в единстве вольного житья без сословий, с желанием неограниченной воли и с единственным условием - не поддаваться принуждению и не принимать насильственным путём навязываемой чужой веры. Именно этим казаки отличались от всех остальных окружающих народов. Нечто вроде современных США. И то, что в казачестве присутствуют адыгские корни - несомненно. Об этом говорит не только название черкассы, созвучное с черкесами, но и город Черкасск, одна из столиц донского казачества, и фамилии многих днепровских казаков с характерным адыгским окончанием -а: Пойда, Рыда, Джигурда, Лабуда (да-да, есть и такая фамилия), Калиберда, Тимерда, встречающиеся и сейчас у потомков днепровского казачаства. Я занимался изучением казачества т.к. это - мои непосредственные предки. И я понял, что казаки - это действительно уникальный сплав народов, у которых была единственная цель - жить по-братски, без сословий, демократически с выбором не только всех представителей власти, но даже духовенства, что особенно не нравилось даже правителям русской православной церкви.

Такое длительное проживание в особых условиях действительно сплотило казаков в единый народ с разделением на некоторые территориальные особые черты у днепровцев, донцов (в свою очередь на верхних, у которых вливание русских было значительнее и нижних, у которых преобладало вливание тюркской и адыгской крови), кавказцев, волжских и т.д. Но все казаки продолжали считать друг друга братьями, не делились на роды так, как окружающие народы и могли свободно перемещаться от войска к войску везде находя такие же условия братства, свободы и радушия, как у себя дома.

Но меня сейчас интересует именно хазарская составляющая казачества, из которой происходят непосредственно мои предки! И то, что мне удалось выяснить, что хазары и хазарейцы имеют друг к другу самое непосредственное отношение!

Моя задача не спорить, а вернуть историческую память народу с великой историей и с чрезвычайно тяжёлой участью! Ведь хазарейцев в Афганистане незаслуженно считают поработителями времён Чингисхана, не дают им жизни даже в Иране именно на том основании, что они, якобы, бастарды, потомки татаро-монгол, не имеющие никаких прав на землю даже в самом Афганистане! Между тем эту землю хазары населяли задолго до тех же пуштунов, а историю Хазарского каганата даже в Иране уважают! И провинция Азербайджан получила имя от хазар, и море называется Хазарским! А сами хазарейцы даже не осознают своей истории! Это всё равно, что заявить, что русские не имеют никакого отношения к русичам, как и украинцы! И, следовательно, не имеют права считать историю Киевской или любой другой Руси своей! Ведь все ТЕ русичи давно вымерли! Да и вообще они язычниками были! Об украинцах тогда вообще нет никаких упоминаний, а эти русские на самом деле польские захватчики, пришедшие на Русь для изгнания татар! Вон, даже язык у русских и поляков похож! И само слово русский-похоже на польскую фамилию! И вообще "русский"-прилагательное, в отличии от существительного "русич"!

Бред? Да, бред, но не больший бред, чем отрицать родство хазар и хазар (хазарейцев)! Есть ли здесь мои единомышленники, готовые помочь восстановить историческую справедливость?

Link to post
Share on other sites
У меня есть предположение о родстве казаков со всеми вышеперечисленным народам. На мой взгляд отрицать чьё-либо присутствие в крови казаков-черкасов бессмысленно. Многие народности сливались в единстве вольного житья без сословий, с желанием неограниченной воли и с единственным условием - не поддаваться принуждению и не принимать насильственным путём навязываемой чужой веры. Именно этим казаки отличались от всех остальных окружающих народов. Нечто вроде современных США. И то, что в казачестве присутствуют адыгские корни - несомненно. Об этом говорит не только название черкассы, созвучное с черкесами, но и город Черкасск, одна из столиц донского казачества, и фамилии многих днепровских казаков с характерным адыгским окончанием -а: Пойда, Рыда, Джигурда, Лабуда (да-да, есть и такая фамилия), Калиберда, Тимерда, встречающиеся и сейчас у потомков днепровского казачаства. Я занимался изучением казачества т.к. это - мои непосредственные предки. И я понял, что казаки - это действительно уникальный сплав народов, у которых была единственная цель - жить по-братски, без сословий, демократически с выбором не только всех представителей власти, но даже духовенства, что особенно не нравилось даже правителям русской православной церкви.

Такое длительное проживание в особых условиях действительно сплотило казаков в единый народ с разделением на некоторые территориальные особые черты у днепровцев, донцов (в свою очередь на верхних, у которых вливание русских было значительнее и нижних, у которых преобладало вливание тюркской и адыгской крови), кавказцев, волжских и т.д. Но все казаки продолжали считать друг друга братьями, не делились на роды так, как окружающие народы и могли свободно перемещаться от войска к войску везде находя такие же условия братства, свободы и радушия, как у себя дома.

Но меня сейчас интересует именно хазарская составляющая казачества, из которой происходят непосредственно мои предки! И то, что мне удалось выяснить, что хазары и хазарейцы имеют друг к другу самое непосредственное отношение!

Моя задача не спорить, а вернуть историческую память народу с великой историей и с чрезвычайно тяжёлой участью! Ведь хазарейцев в Афганистане незаслуженно считают поработителями времён Чингисхана, не дают им жизни даже в Иране именно на том основании, что они, якобы, бастарды, потомки татаро-монгол, не имеющие никаких прав на землю даже в самом Афганистане! Между тем эту землю хазары населяли задолго до тех же пуштунов, а историю Хазарского каганата даже в Иране уважают! И провинция Азербайджан получила имя от хазар, и море называется Хазарским! А сами хазарейцы даже не осознают своей истории! Это всё равно, что заявить, что русские не имеют никакого отношения к русичам, как и украинцы! И, следовательно, не имеют права считать историю Киевской или любой другой Руси своей! Ведь все ТЕ русичи давно вымерли! Да и вообще они язычниками были! Об украинцах тогда вообще нет никаких упоминаний, а эти русские на самом деле польские захватчики, пришедшие на Русь для изгнания татар! Вон, даже язык у русских и поляков похож! И само слово русский-похоже на польскую фамилию! И вообще "русский"-прилагательное, в отличии от существительного "русич"!

Бред? Да, бред, но не больший бред, чем отрицать родство хазар и хазар (хазарейцев)! Есть ли здесь мои единомышленники, готовые помочь восстановить историческую справедливость?

Хазары - всего лишь одна из частиц древних хуннов на западе, вместе с такими же её составными частями как: булгар, сувар, маджар (мадьяр), хазар, авар и т.д. Заметьте рифму в этнонимах! Можно отметить эту рифму и у потомков востоных хуннов - татар. К русскому казачеству хазары не имеют никакого отношения, если только не брать преемственность тюркских поколений на данных землях, наличие потомков которых позже и дало начало возникновению русского казачества. Надо чётко представлять - казачество не этнос! казачество - сословие!!! :tw2:

  • Не согласен! 1
Link to post
Share on other sites
Касоги , черкесы , адыги - это автохтонный народ , с древнейших времен проживающий на территории Северного Кавказа ( западная часть) и какое отношение они имеют к Казахстану , непонятно. Мне кажется , это можно обьяснить только тем , что какой-то черкесский род в ордынские времена сменил место жительства . А это наводит на мысль о произхождении других казахских родов. В том числе - жалаиров.

Автохтонность в отношении кочевых тюркских племен, в собенности, в периоды великих переселений, понятие весьма относительное. Ну адыги действительно не имеют никакого отношения к кочевому образу жизни, к тюркам вообще и к казакам, в частности. Название черкес для них чуждое (Карачаево-ЧЕРКЕСия), имя черкес вероятно они получили вследствие особого влияния в регионе в 15 веке ногайских мурз - близких соплеменников казаков западного РК или Младшего жуза.

  • Не согласен! 1
Link to post
Share on other sites

-------------------------

Повесть временных лет

В год 6494 (986). …пришли хазарские евреи и сказали: "Слышали мы, что приходили болгары и христиане, уча тебя каждый своей вере. Христиане же веруют в того, кого мы распяли, а мы веруем в единого Бога Авраамова, Исаакова и Иаковля". И спросил Владимир: "Что у вас за закон?". Они же ответили: "Обрезаться, не есть свинины и заячины, соблюдать субботу". Он же спросил: "А где земля ваша?". Они же сказали: "В Иерусалиме". А он спросил: "Точно ли она там?". И ответили: "Разгневался Бог на отцов наших и рассеял нас по различным странам за грехи наши, а землю нашу отдал христианам". Сказал на это Владимир: "Как же вы иных учите, а сами отвергнуты Богом и рассеяны? Если бы Бог любил вас и закон ваш, то не были бы вы рассеяны по чужим землям. Или и нам того же хотите?".

------------------------

Т.е. пришли «хазарские евреи» и сказали НЕТ у нас земли. В 986г Иерусалим принадлежал мусульманам и это чистая вставка летописца. Одно маленькое но: летописец в XI веке четко знал кто такие хазары и кто такие еврейские проповедники.

________________

Ибн-Фадлан

«Записка» о путешествии на Волгу

(Продолжение по Йакуту)

…И обычай (правило) царя хазар(тот), что у него двадцать пять жен, (причем) каждая жена из их числа это – дочь кого-либо из царей, соперничающих с ним, которую он берет (себе) волей или неволей. И у него девушек наложниц для его постели шестьдесят, и только такие, которые отличаются красотой. И каждая из свободных (жен) и наложниц (находится) в отдельном дворце…

-------------------------------------

Т.е. законные жены хазарского царя – дочери подвластных правителей(царей): булгар, алан, армян, славян…; мусульманки, христианки, язычницы…

Так как у евреев в Xв не было царства, то еврейка могла быть только наложницей со всеми вытекающими наследственными и имущественными правами потомства – никакими.

-------------------------------------

Для сравнения:

Третья книга царств

"возлюбил Соломон Господа, ходя по уставу Давида, отца своего" (3,3), однако впоследствии он полюбил "многих чужестранных женщин". Хотя династические браки между царскими домами как средство заключения мирного договора были повсеместно приняты на Ближнем Востоке, "умножать жен" царям запрещал закон (Втор. 17,17). Более того, существовал запрет на браки с представителями тех народов, земли которых завоевал Израиль (Исх. 34,16; Втор. 7,1-3; Нав. 23,12.13).

… не сумел до конца воспользоваться данной ему мудростью. Если Давид считал себя теократическим, богоизбранным вождем и, несмотря на свои падения, жил верой в Ягве, то Соломон превратился в типичного светского монарха, уверенного в своих наследственных правах. Подражая соседним царям, он стремился поднять свой престиж роскошью двора и огромным гаремом, что ложилось непосильным бременем на плечи народа.

...Библия отмечает религиозное отступничество Соломона. Торгуя с язычниками, заключая с ними союзы и беря в свой гарем иноплеменниц, Соломон вынужден был строить для них храмы. Рядом с Домом Божиим появились в Иерусалиме святилища финикийской Астарты, моавитского Кемоша, аммонитского Молоха. В угоду союзникам и торговым партнерам, а также женам-язычницам Соломон к концу своей жизни сам стал принимать участие в идолослужении.

-----------------------------------

Евреи считают царя Соломона вероотступником - язычником. С их точки зрения царь хазар тоже язычник.

Обратите внимание: Соломон для жен строил отдельные храмы, а жены жили вместе в одном серале. Царь хазар каждой жене построил свой юрт. Это пример типично тюркского варианта многоженства

Link to post
Share on other sites

_____________________________________

АБУ СА'ИД ГАРДИЗИ УКРАШЕНИЕ ИЗВЕСТИЙ (1050-1053).

…По правую сторону от страны сериров находится область Хайзан 89, жители этой области придерживаются трех вер 90: по пятницам они идут к мусульманам в соборную мечеть, совершают пятничный намаз и возвращаются; по субботам они [молятся с евреями, по воскресеньям] 91 идут в церковь к христианам и совершают богослужение по их обряду. Если кто-нибудь спросит их, почему они так поступают, они отвечают: «Эти три общины несогласны между собой; каждая утверждает, что истина на ее стороне; мы соглашаемся со всеми тремя; может быть, мы таким образом найдем истину». В 10 фарсахах [от их города есть город] Хамрин 92, где находится дерево, не приносящее никаких плодов; каждую среду жители того города приходят, приносят всяких плодов, вешают их на то дерево, потом поклоняются ему и совершают там жертвоприношения.

(89 Так у Ибн Русте, <изд. де Гуе, 147>; в рукописи Гардизи - Джендан.

90 Ибн Русте <(изд. де Гуе, 147)> рассказывает то же самое об их царе.

92 Такое чтение предлагает де Гуе (Ибн Русте, 148), и правописание нашей рукописи довольно близко подходит к нему.)

Страна Хамзин (у Ибн Русте — Хай-зан) Джендан, т. е. Джидан (Гуннов), а у Ибн Хордадбеха и Ибн ал-Факиха она же называется царством Сувар по имени гуннов-савир. Это был первый хазарский город, который встретился Джарраху и Масламе в их походах к северу от Дербента.

____________________________________

Сведения Ибн Русте относятся к IX веку.

1.С точки зрения христиан последователи такой религии – иудеи.

2.С точки зрения мусульман - ?

3.С точки зрения евреев – ?

4.Услугами какого судьи мог воспользоваться последователь такой религии в хазарской столице Итиле? - (это по-поводу легенды о выборе веры - народу предоставили право выбора)

5.Не известно сколько раз в день молились: 2, 3 или 5; на какой храм давалась десятина; какие исполнялись обряды; какие предпочитались праздники…

6.Нерабочие дни недели – пятница, суббота, воскресение, а у избранных - среда. Такое себе могли позволить свободные, богатые люди.

7.Среда – день жертвоприношений язычников-хазар. (см. Мовсес Каланкатуаци «ИСТОРИЯ СТРАНЫ АЛУАНК» КНИГА ВТОРАЯ (Институт древних рукописей им. Маштоца – Матенадаран, Ереван, 1984 г.) (VII в))

8.Религия накладывает отпечаток на название дней недели. Сравните названеи дней недели чуваш(христиане), крымских татар(мусульмане), крымчаков (иудеи-талмуд), карайлар (крымские караимы)

Название дней недели у карайлар:

- йухбашкун (понедельник) – первый после святого дня

- ортакун (вторник) – буквально: средний день, а возможно: день для гаданий (перед ристалищем??)

- къанкун (ханкун) (среда) – кровавый день, ханский день (день жертвоприношений) – (день выбора правителя-хана)

- кичэйнэкун (четверг) - буквально: малый день трезвости

- айнэкун (пятница) - буквально: день трезвости

- шаббаткун (суббота) – день отдыха

- йухкун (воскресение) - буквально: святой день

9.Можно считать, что день недели – среда – есть маркер принадлежности народа к хазарской конфедерации.

Link to post
Share on other sites
_____________________________________

АБУ СА'ИД ГАРДИЗИ УКРАШЕНИЕ ИЗВЕСТИЙ (1050-1053).

…По правую сторону от страны сериров находится область Хайзан 89, жители этой области придерживаются трех вер 90: по пятницам они идут к мусульманам в соборную мечеть, совершают пятничный намаз и возвращаются; по субботам они [молятся с евреями, по воскресеньям] 91 идут в церковь к христианам и совершают богослужение по их обряду. Если кто-нибудь спросит их, почему они так поступают, они отвечают: «Эти три общины несогласны между собой; каждая утверждает, что истина на ее стороне; мы соглашаемся со всеми тремя; может быть, мы таким образом найдем истину». В 10 фарсахах [от их города есть город] Хамрин 92, где находится дерево, не приносящее никаких плодов; каждую среду жители того города приходят, приносят всяких плодов, вешают их на то дерево, потом поклоняются ему и совершают там жертвоприношения.

(89 Так у Ибн Русте, <изд. де Гуе, 147>; в рукописи Гардизи - Джендан.

90 Ибн Русте <(изд. де Гуе, 147)> рассказывает то же самое об их царе.

92 Такое чтение предлагает де Гуе (Ибн Русте, 148), и правописание нашей рукописи довольно близко подходит к нему.)

Страна Хамзин (у Ибн Русте — Хай-зан) Джендан, т. е. Джидан (Гуннов), а у Ибн Хордадбеха и Ибн ал-Факиха она же называется царством Сувар по имени гуннов-савир. Это был первый хазарский город, который встретился Джарраху и Масламе в их походах к северу от Дербента.

____________________________________

Сведения Ибн Русте относятся к IX веку.

1.С точки зрения христиан последователи такой религии – иудеи.

2.С точки зрения мусульман - ?

3.С точки зрения евреев – ?

4.Услугами какого судьи мог воспользоваться последователь такой религии в хазарской столице Итиле? - (это по-поводу легенды о выборе веры - народу предоставили право выбора)

5.Не известно сколько раз в день молились: 2, 3 или 5; на какой храм давалась десятина; какие исполнялись обряды; какие предпочитались праздники…

6.Нерабочие дни недели – пятница, суббота, воскресение, а у избранных - среда. Такое себе могли позволить свободные, богатые люди.

7.Среда – день жертвоприношений язычников-хазар. (см. Мовсес Каланкатуаци «ИСТОРИЯ СТРАНЫ АЛУАНК» КНИГА ВТОРАЯ (Институт древних рукописей им. Маштоца – Матенадаран, Ереван, 1984 г.) (VII в))

8.Религия накладывает отпечаток на название дней недели. Сравните названеи дней недели чуваш(христиане), крымских татар(мусульмане), крымчаков (иудеи-талмуд), карайлар (крымские караимы)

Название дней недели у карайлар:

- йухбашкун (понедельник) – первый после святого дня

- ортакун (вторник) – буквально: средний день, а возможно: день для гаданий (перед ристалищем??)

- къанкун (ханкун) (среда) – кровавый день, ханский день (день жертвоприношений) – (день выбора правителя-хана)

- кичэйнэкун (четверг) - буквально: малый день трезвости

- айнэкун (пятница) - буквально: день трезвости

- шаббаткун (суббота) – день отдыха

- йухкун (воскресение) - буквально: святой день

9.Можно считать, что день недели – среда – есть маркер принадлежности народа к хазарской конфедерации.

В ответ сказанному могу полагать, что западная ветвь хуннов (в Европе называемых гунны, к примеру у башкортов - хүн түркләри, а востояная у китайцев - сюнну) разделялась на крупные объединения (племена) с рифмованными самоназваниями (один корень - предок/отец, также как принято сейчас у казаков, к примеру сыновья одного отца: Куан, Ерлан, Арслан, Жаслан и т.д.): СУВАР, БУЛГАР, ХАЗАР, МАДЬЯР/МАЖАР, ОНҒАР и т.д. Так вот, в частности, быт данных племен весьма схож с казакским бытом!

Приведу примеры:

Также как позже татары Чингизхана пили напиток, приготовленый из кобыльего молока, называемый ими "кумыс", так и хунны Аттилы пили "камос" (так в произношении греческого историка Приска непосредственно видевшего как самих хуннов так и самого Аттилу в орде хуннов в 448 г.).

По армянским источникам 5-6 вв., хунны поклонялись Тенгри.

Также как и современные казаки, хунны предсказывали будущее при помощи құмалақ (бараньих катышей) и бараньих лопаток. К примеру Аттиле шаманы предсказали итог Каталаунского сражения гаданием при помощи құмалақ и на бараньих лопатках.

Одной из деталей хуннских захоронений (С.И.Руденко) является наличие в захоронениях мужчин-воинов двух отрезанных женских кос. Видимо отсюда у казаков остался связанный с этим обычай обстригания у лошади гривы и хвоста, потерявшей в бою хозяина, отсюда и женщина потерявшая мужа, - называемые словом тұл, тұлдау. Термин применяемый современными казаками в отношении женщины, у которой умер муж - жесір, скорее всего означал раньше просто одинокую женщину, не обязательно потерявшую мужа в бою (разведенную и пр.). Данное слово тұл сохранился у турков, у которых тұл это люди (мужчины и женщины), у которых умер супруг.

Жена Аттилы Рекан (Керке) также отрезала свои две косы после смерти мужа и по обычаям хуннов, как позже и у казаков, царапала свое лицо, что означало печаль-траур по умершему.

Согласно греческому историку Менандру, аналогичный обычай был и у тюров 6 века. Так, при кончине тюркского кагана Дизабула в 576 г. даже мужчины расцарапали свои лица, чего потребовали и от послов Византии.

Старший сын Аттилы Эллак правил белыми хазарами (аққазар - акацир) на землях от р.Жаика (р.Урал) до Черного моря.

Незадолго до смерти Аттила взял в жены дочь бургундского короля Ильдиго (Илдиону).

В этой связи у казаков сохранились упоминания о бургундах в жырах (народных поэмах):

...Сонау бұрғынның көп елін,

Түгелдей тізе бүктірген.

Батыстағы көп жұртты,

Бір шыбықпен айдаған.

Қалын түркі көп халқын,

Дүниеге үстем етем деп,

Мынау сұм жалған дүниеден,

Еділ батыр, бұл өткен...

-------------------

...Все племена бургундов,

заставил преклонить колени.

Многими западными народами

управлял одним посохом.

За объединение и господство

многочисленного тюркского народа над миром

отдал свою жизнь батыр Едиль (Аттила)

уйдя из суетной жизни...

У одного из собирателей старинных преданий и сказаний Өмірзақа Қалбаева сохранились отрывки жыра (поэмы) из сочинений Сабыр жырау:

... Бабамыз батыр Еділді,

Еділ кімнен жеңілді.

Көндірген екен ырқына,

Сонау төменгі жатқан көп елді.

Қарсыласқан талай батырлар

Ат артынан теңделді.

Кезекті күні келгенде

Мынау бес күндік дүниеден

Ол да өтіп жөнелді...

-------------------

…Предок наш Едиль батыр

В битвах никому не проигрывал.

Своему нраву он подчинил

Далекие западные страны.

Батыров выступивших против него

Казнил привязав к хвостам лошадей.

Но пришел черед и

Он покинул этот мимолетный мир…

Свидетельством пребывания на Балканах является отрывок из жыра (поэмы) сохранившийся у казаков в таком виде:

… Балқан, Балқан, Балқан тау,

Ол да біздің барған тау...

-----------------

...Эти Балканские горы,

На них мы тоже бывали...

Полководцем у Аттилы был Аланқай батыр, одновременно зять Аттилы. В германских легендах Аланқай батыр именуется Зигфридом... В героических легендах саха его имя звучит как Олонхо.

Археологические находки (С.И.Руденко) предметов гуннов:

1. Ковер с изображением сцены нападения тигра на оленя

(материал кошма, способ изготовления и способ нанесения узоров один в один казакский сырмақ, причем на других

гунских коврах есть изображения тамги +).

2. Детская деревяная люлька (один в один казакский бесік, с тем же казазкским шүмек – приспособлением для мочеиспускания мальчиков).

(Самат Отенияз).

Насчет антропологического типа гуннов: Ученые Румынии восстановили по найденным черепам внешний облик гуннов (хуннов), которые оказались типично монголоидами (раскопки в районе Дуная, захоронения 4 века).

  • Не согласен! 1
Link to post
Share on other sites

Нужен совет специалистов: источники и исследования (история, этнография, археология, этнология...) по русско-хазарским отношениям. Особенно меня интересуют в этом контексте северяне.

Вообще ищу работы по хазарскому периоду на Левобережье среднего Днепра.

Link to post
Share on other sites

фрагмент из Главы 4 книги Рене Груссе "Империя Степей"

ХАЗАРЫ

В начале 7-го века, юго-западная часть Российской степи и Дагестана стали свидетелями возвышения Хазарской империи. Хазары были Тюркским народом поклонявшимся Тенгри (как и Чингиз хан, который был тюрком, а не халха-монголом - прим.А.) и управлявшимся каганами и тарханами. Бартольд предполагал, что они представляли собой ветвь западных Тюрков, или, что по-видимому более точно - западных Гуннов. 25. Они были уже могущественной нацией когда в 626 г. их хан Зиебил, по просьбе Гераклия на встрече в Тифлисе, предоставил Византийскому императору 40,000 людей, для войны с Персией - подкрепление с помощью которого Гераклий покорил Сассанидскую провинцию Азербайджан. Союз таким образом сформировавшийся между Византией и Хазарами был возобновлен много раз королевскими браками. Император Юстиниан II, во время его изгнания (695-705 гг.), получил убежище у Хазар и женился на одной из сестер кагана, которая стала Императрицей Феодорой. Константин V в свою очередь в 732 г. женился на дочери Хазарского кагана, которая стала Императрицей Ириной. Их сын, Император Лев IV, известен под прозвищем Лев Хазар (775-780 гг.). Эта система мер союза была наиболее полезна для Византийцев в их сражениях против Арабов, на которых Хазары нападали с тыла в Закавказье (например, в 764 г.) в то время как Византийская армия атаковала в Малой Азии.

Сердечное отношение Византийского двора к Хазарам может быть объясняно и с другой стороны. Хазары были наиболее цивилизованны народом Тюркской Европы, так же как и Уйгуры - среди Тюрков Центральной Азии. Хотя они никогда не приняли оседлый образ жизни, как иногда говорят, они создали свое последовательное государство обогащающееся торговлей и с относительно высокой культурой благодаря их контактам с Византией и Арабским миром. Это государство, по всей видимости, было расположено сначала в области Терекских степей. Первая Хазарская "столица", Баланджар, по мнению Маркварта, находилась у истоков Сулака - южного притока Терека. После ее разрушения Арабами в 722-723 гг., королевское место жительства было перенесено в город известный Арабам как Аль-Баида - Белый Город, название которое Маркварт стремится исправить на Саригшар - Тюркское «Желтый Город» (или еще лучше, как считает Минорский - Сарыг-шин, то есть Саксин). Маркварт помещает этот город на том же самом месте, где была и более поздняя столица Итиль, в устье Волги. Итиль, в данном случае, был только зимним местом жительства Хазарских каганов. Летом они кочевали, подобно их кочевым предкам Хунну, по степи, наиболее вероятно, в направлении Кубани. В 833 г. желая иметь ставку менее уязвимую для кочевых орд, они обратились к Византийскому императору Теофилу за инженерами, для того чтобы те им построили укрепленную столицу. Теофил послал им "протоспатаира" (главного инженера) Петрона, который помог им построить эту третью столицу - Саркел, которая стояла или в устье или, что более вероятно, на большом изгибе Дона. (26). На руинах старой Фанагореи на Таманском полуострове напротив Крыма Хазары затем установили торговый форт Матарку.

Хазарская империя была центром оживленной торговли. Византийские, Арабские и Еврейские торговцы стекались в Итиль и Саркел в поисках шкур с севера. С ними Христианство, Ислам, и Иудаизм нашли распространение в стране. Между 851 и 863 гг., Византия послала Хазарам апостольского Святого Кирилла, который был тепло принят. Биографии Святого Кирилла показывают его дебаты с Еврейскими раввинами за столом каганов. В правление Льва VI Матарка была местом Византийской епархии, основанной для распространения Евангелия по всей Хазарии. Ислам, также представленный многочисленными Арабскими резидентами, обратил в мусульманство многих с 690 г. и, с 868 г. и прежде всего после 965 г. стал одной из главных религий региона. Иудаизм был даже в еще большем покровительстве. В 767 г. Исаак Сангари начал свою духовную деятельность среди Хазар. Мас'уди заявляет, что во времена халифа Гарун ар-Рашида (768-809 гг.) сам Хазарский хаган и его благородные люди приняли эту религию. Преследование Евреев, спровоцированное Византийским императором Романом Лекапеном (919-944 гг.) притянуло большое число Израелитских беженцев в страну.

Каган, который принял Библейское имя Иосиф, как считают, написал в 948 гг. раввину Шисдаи, чтобы описать процветающее состояние Хазарского Иудаизма; но Маркварт сомневается относительно подлинности этого известного письма, которое, по-видимому, датируется не ранее чем 11-м веком. (27). Согласно Рисала Ибн-Фадхан, каган, вице-король, и князь Самандара (в Дагестане), (28 ) и другие сановники исповедовали Иудаизм. В ответ на разрушение синагог на Исламской территории, один из каганов разрушил минарет. Однако среди народа, Мусульмане и Христиане, по всей видимости, превосходили по численности Евреев. Около 965 г. каган, как считают, принял Ислам по политическим причинам, но в 1016 г., ханом Таманского полуострова был Христианин Хазар по имени "Георгий Цул."

В 9-м веке Хазары начали политически слабеть. Эти цивилизованные Тюрки Еврейской веры должны были быть уничтожены ордами их собственной расы, которые остались неприрученными язычниками. Еще раз степь оказалась в состоянии движения. Огузские Тюрки из Аральских степей (Оузои Византийских авторов) заставили двигаться тюрков-Печенегов региона рек Эмбы и Урал на запад. Около 850-860 гг. Печенеги пересекая территории, которые были подчиненны Хазарской империи, вытеснили Мадьяр, которые были подданными Хазар, с северного побережья Азовского моря. Как был уже отмечено, Мадьяры тогда отошли к Ателкузу - области между Днепром и низовьем Дуная. Вскоре, между 889 и 893 гг., Печенеги возобновили преследование Мадьяр, вытеснив их с их нового места, и наконец поселились там сами, таким образом заняв всю ту часть Русской степи, которая находится между устьем Дона и Молдавией (тогда никакой Молдавии еще не было - прим.А.). Хазары сохранили только земли между нижним течением Дона, Волги и Кавказом.

В 965 г. Русский князь Киева Святослав напал на Хазар и овладел их столицей Саркелом на большом изгибе Дона. Однако, как полагает Бартольд, Хазарское ханство пережило это бедствие, или по крайней мере оно сохранило территории нижней Волги и степи Дагестана и Кубани. В 1016 г. Византийский император Василий II послал флот, поддержанный русской армией против последнего из Хазар. Эти объединенные силы захватили Таманский полуостров и Хазарские владения в Крыму. К 1030 г. Хазары исчезли как политическая сила. Византийцы, однако, страшно просчитались помогая Русским сокрушить этих цивилизованных Тюрков - самых старых и наиболее преданных союзников империи. Вместо Хазар теперь неистовые орды должны были захватить контроль над Понтийскими степями.

737px-Chasaren.jpg

Link to post
Share on other sites

Очень интересна проблема наличия торгового пути между центральными хазарскими землями и Киевом - далеким северо-западным форпостом каганата. Он просто должен был существовать, учитывая степень влияния салтово-маяцкой культуры на ранних северян, находки салтовских вещей в доаскольдовском Киеве, информацию содержащуюся в письме киевских евреев (опубликовано Голбом и Прицаком).

Опираясь на свидетельства летописей, Кудряшов еще в далеких 1940-х доказывал то, что такой путь совпадал с позднейшим Залозным шляхом, которым пользовались князья для походов в Половецкую степь. Два возможных маршрута:

1. Киев-Переяслав-мимо Канева-Лукомль-Хорол-Лтава-Коломацкий шлях-Муравский шлях-верховья Самары-водораздел Днепра и Дона-Кальмиус-устье Дона;

2. Горошин, Голтов, Сенжаров (правда мне не известно о существовании Санжар в ту эпоху, они впервые упоминаются в 60-х гг. ХVІ в. в связи с жалобой крымского хана по поводу грабежа татарского каравана), Тагамлык, Орчицкий шлях,Муравский шлях (потом сливается с первым вариантом).

См. Кудряшов К.В. Половецкая степь. - М.: ОГИЗ, 1948, С. 107-109.

Карта норманиста Richard Burd, University of California (судя по других картах, где поход Святослава подписан как викингский) показывает примерно тот же маршрут: http://www.geocities.com/Athens/Sparta/3976/webmap3.jpg

Очевидно, существовал и какой-то речной путь (Северский Донец, верховья Ворсклы и Псла, Сейм, Десна, Киев). Об этом говорят частые находки характерных кладов по этому маршруту.

Link to post
Share on other sites

фрагмент из Главы 4 книги Рене Груссе "Империя Степей"

ХАЗАРЫ

В начале 7-го века, юго-западная часть Российской степи и Дагестана стали свидетелями возвышения Хазарской империи. Хазары были Тюркским народом поклонявшимся Тенгри (как и Чингиз хан, который был тюрком, а не халха-монголом - прим.А.) и управлявшимся каганами и тарханами. Бартольд предполагал, что они представляли собой ветвь западных Тюрков, или, что по-видимому более точно - западных Гуннов.

Акскл, современные северокавказские тюркоязычные народы, так соотносятся со средневековыми тюркскими народами: кумыки - хазары , карачаево-балкарцы - аланы, ногайцы - половцы (кипчаки). Хотя, приходится констатировать, что по сравнению со своими предками, современные тюркские народы представляют только - "озёра, оставшиеся от морей".

Link to post
Share on other sites

Хазары были наиболее цивилизованны народом Тюркской Европы,

Может и так, а только расцвет Волжской Булгарии связан именно с разложением Хазарии...

Так что то, что для Хазар было цивилизацией, для других - рабством.

Link to post
Share on other sites

Где можно скачать книгу Плетнева С.А. На славяно-хазарском пограничье. Дмитриевский археологический комплекс. - М.,1989. и вообще подобную литературу?

Link to post
Share on other sites

Евреи считают царя Соломона вероотступником - язычником. С их точки зрения царь хазар тоже язычник.

Всё не правильно. Еврейский закон не запрещал брать в жёны неевреек. Еврейский закон признаёт полноценным евреем любого новообращённого.

Т.е. еврейский закон подходит к вопросу не по этническому, а по религиозному принципу.

Link to post
Share on other sites

Услугами какого судьи мог воспользоваться последователь такой религии в хазарской столице Итиле?

Государственный суд един для всех.

Link to post
Share on other sites

Нужен совет специалистов: источники и исследования (история, этнография, археология, этнология...) по русско-хазарским отношениям. Особенно меня интересуют в этом контексте северяне.

Вообще ищу работы по хазарскому периоду на Левобережье среднего Днепра.

Никто этим не занимался. Что-то найдёте у Прицака http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%B8%D1%86%D0%B0%D0%BA_%D0%9E._%D0%98 - есть переводы на русский киевского письма и Брука Kevin Brook, The Jews of Khazaria, 2006 (только по-английски). Стоит посмотреть Петрухина. Опять повторюсь, нельзя пользоваться книгой Кеслера, он не историк, фантаст, каких много в СССР было.

Link to post
Share on other sites

Комар О.В. Населення степів Північного Причорномор'я VI - початку VIII ст. http://disser.com.ua/contents/28564.html

Комар А., Сухобоков В. - Вооружение и военное дело Хазарского Каганата

http://archaeology.kiev.ua/journal/020300/..._sukhobokov.htm

Чарный С. - Восточный поход Святослава Киевского http://annals.xlegio.ru/rus/svt_east.htm

Коновалова И. Походы русов на Каспий и русско-хазарские отношения http://annals.xlegio.ru/hazar/rus_kasp.htm

Щавелев С. - Славянская дань Хазарии: новые материалы к интерпритации

http://annals.xlegio.ru/hazar/small/vi2003_10.htm

Князькин И. - Русско-византийская война 941-944 гг. и Хазария

http://annals.xlegio.ru/hazar/small/rbw.htm

Новосельцев А. П. Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа.

http://gumilevica.kulichki.net/NAP/nap01.htm

Артамонов М. И. - История Хазар

http://kronk.narod.ru/library/artamonov-mi-1962.htm

Эльдад Данит - http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Ru.../frametext1.htm

Иосиф Бен Горион - http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Ru.../frametext2.htm

Хасдай Ибн Шапрут - http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Ru.../frametext3.htm

Иосиппон - http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Ru...ssipon/text.htm

Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now




×
×
  • Create New...