Jump to content



Guest Qasqyr

Самураи

Recommended Posts

Вот и книга

Тёрнбулл С. Самураи. Военная история

Вершиной расцвета самурайства во всех отношениях была Эпоха Сенгоку Дзидаи. Именно событиям той похи мы обязаны рядом бессмертных шедевров от Акиры Куросавы.

Link to comment
Share on other sites

Вершиной расцвета самурайства во всех отношениях была Эпоха Сенгоку Дзидаи.

Спорное утверждение. Расцвет самурайства как класса происходил ещё в войны Гэмпэй (конец 11го века - конец 12го). В эту эпоху оформился быстрый рост количества самураев и закрепилось их использование на постоянной основе как профессиональных воинов феодалами. Книга на тему - "Неофициальная история японии", http://enoth.narod.ru/Japan/Mendrin00.htm. (Кстати, на том же сайте тоже есть книга Тёрнбулла).

Указанная вами эпоха приходится на период второй пол. 15го века - начало 17го века. В эту эпоху, действительно, происходили массовые войны, но класс самураев только закреплял свои уже имевшиеся позиции.

Выражение

Эпоха Сенгоку Дзидаи
- это некоторая неточность. "Сэнгоку" = "воющие государства", "дзидай" = "эпоха". На мой скромный взгляд, добавление к этому сочетанию русского слова "эпоха" - излишне.

С другой сторны, расцвет духовной культуры самурайства пришелся на период после Эпохи воюющих государств, который обычно именуется эпохой Токугава. Именно в это время появляются такие знаменитые войны и теоретики самурайской этики, как Миямото Мусаси (автор "Горин-но сё", Книга пяти колец, http://ki-moscow.narod.ru/litra/musasi.htm) и Ямамото Цунэтомо (автор "Хагакурэ", Сокрытое в листве, http://completely-different.8m.com/stuff/Hagakure.htm).

Link to comment
Share on other sites

Guest Керим-хан
Именно в это время появляются такие знаменитые войны и теоретики самурайской этики, как Миямото Мусаси (автор "Горин-но сё", Книга пяти колец, http://ki-moscow.narod.ru/litra/musasi.htm) и Ямамото Цунэтомо (автор "Хагакурэ", Сокрытое в листве, http://completely-different.8m.com/stuff/Hagakure.htm).

Меня всегда восхищало Хагакурэ. Оно неподражаемо. Думаю каждый мужчина должен хоть раз в жизни прочесть его.

Link to comment
Share on other sites

Спорное утверждение. Расцвет самурайства как класса происходил ещё в войны Гэмпэй (конец 11го века - конец 12го). В эту эпоху оформился быстрый рост количества самураев и закрепилось их использование на постоянной основе как профессиональных воинов феодалами.

IMHO этот период скорее был периодом формирования самурайства именно в том виде, в котором оно достиг расцвета и пришел к упадку в эпоху сегуната Токугава.

Указанная вами эпоха приходится на период второй пол. 15го века - начало 17го века.  В эту эпоху, действительно, происходили массовые войны, но класс самураев только закреплял свои уже имевшиеся позиции.

Ну тут вы зачем-то не упомянули, что это был период наиболее кровопролитных и продолжительных войн, приведших в итоге к сегунату Токугава. А что еще считать расцветом самурайства, как не войны Такеда Синген с Уэсуги Кенсин или с Ода Нобунага и его наследником Тоетоми Хидэеси, вознамерившемся было завоевать Китай и споткнувшемся в Корее? ;)

С другой сторны, расцвет духовной культуры самурайства пришелся на период после Эпохи воюющих государств, который обычно именуется эпохой Токугава. Именно в это время появляются такие знаменитые войны и теоретики самурайской этики

Тут вы тоже покривили душой. Хагакуре Бусидо была написана в качестве протеста против эрозии самурайской этики. Это же в каждом предисловии к любому из ее переводов пишуть. Мусаси Миямото же просто яркий образец японского Д'Артаньяна не больше, но чисто японской спецификой - главнокомандующим не стал, но приключений пережил немало.

Link to comment
Share on other sites

Уважаемый Qasqyr, очевидно, мы с вами по-разному понимаем слово "расцвет". Тогда не стоит спорить, к какому именно периоду относится это понятие.

Кровопролитие в Сэнгоку Дзидай и кровопролития в эпоху Гэмпэй вполне сопоставимы по масштабам. Особенно если учитывать монгольские нашествия, пришедшиеся на тот же период.

Походы Тоётоми в Корею не относятся к гражданским войнам, хотя, несомненно, оказали большое воздействие на самурайство.

Указанные мною две работы относятся к "теоретике" самурайства, именно это я и имел в виду под духовной культурой. Письменное закрепление идеологии самурайства логично проводилось в эпоху мира, когда было время этим заниматься. Конечно, и до этого были письменные памятники того же направления, те же гунки моногатари в некоторой степени, или поучения Тоётоми Хидэёси. Но кроме вышеназванных двух авторов были и другие, внесшие весомый вклад в письменные памятники самурайства, и жившие именно в эпоху Токугава. Начать хоть с самого Токугава Иэясу, оставившего несколько занимательных работ, и его потомков. Несколько человек теоретиков и практиков из клана Ягю, Курода Ёситака, Такуан Сохо...

Хотя действительно, на эпоху Токугава одновременно приходился и упад культуры самурайства, поскольку это была эпоха мира, что губительно для военных.

Link to comment
Share on other sites

Походы Тоётоми в Корею не относятся к гражданским войнам, хотя, несомненно, оказали большое воздействие на самурайство.

А ведь было еще втожение Симадзу на о-ва Рюкю. Как ни крути, Сенгоку Дзидаи именно в военном смысле была эпохой расцвета самурайства, оказавшей решительное влияние на развитие собственно Японии и всего японского.

Гэмпэй - это скорее эпоха окончательного оформления системы, приведшей в итоге к Сенгоку Дзидаи и сегунату Токугава. Более богатый на события и все же более масштабный период.

Хотя действительно, на эпоху Токугава одновременно приходился и упад культуры самурайства, поскольку это была эпоха мира, что губительно для военных.

Аналогично можно попенять на сегунат Ходзё.

Link to comment
Share on other sites

А ведь было еще втожение Симадзу на о-ва Рюкю

Поход на Рюкю - это тоже пример внешней экспансии. Рюкю присоединили к империи только в эпоху Мэйдзи, хотя военные походы туда феодалов с Кюсю, и не только указанных вами представителей Сацума, проходили переодически и в другие времена.

Сенгоку Дзидаи именно в военном смысле была эпохой расцвета самурайства, оказавшей решительное влияние на развитие собственно Японии и всего японского.

Слишком категорично. Давайте посмотрим хотябы так: кто из самураев является самым популярным героем в Японии? Бесспорно, Минамото-но Ёсицунэ.

Аналогично можно попенять на сегунат Ходзё.

Не вижу много аналогий. Мирной эпоха была постольку поскольку Ходзё занимались больше политикой. Война Дзёкю, конечно, особо не считается. Но с другой стороны, эпоха была весьма напряженной, а самураи в это время представляли реальную силу, и сословие разрасталось. Потом можно вспомнить расцвет жанра гунки моногатари, частично пришедшийся и на Ходзё.

Link to comment
Share on other sites

Guest Qasqyr
Слишком категорично. Давайте посмотрим хотябы так: кто из самураев является самым популярным героем в Японии? Бесспорно, Минамото-но Ёсицунэ.

Ну у них национальный клин на войну Тайра с Минамото :)

Link to comment
Share on other sites

Van

Давайте посмотрим хотябы так: кто из самураев является самым популярным героем в Японии? Бесспорно, Минамото-но Ёсицунэ.

А как же Миямото Муссаси?

Link to comment
Share on other sites

Я общался с самураями. Учился у них. Очень, очень уважаю Шихана Тетсухико Асаи и Шихана Такенори Танака, выходцев из самурайских родов. Вот образцы настоящих самураев - развитые как физически, так и интеллектуально, не кичащиеся, абсолютно, своим происхождением, положением, статусом. Мой Учитель, Менкеев Борис Николаевич так рассказывал один из моментов, поездки в Японию, в 2000 г. Их пригласила организация JKS, на стажировку. Так, вот, пригласили их на ужин, а находились они на спортивной тренировочной базе. Борис идет мимо кухни, видит, носятся повара, готовят еду. Он подошел, предложил свою помощь. Дали ему ветки какого-то растения, отщипывать мелкие листочки. Сидит, отщипывает. Мимо проходит Шихан Танака, увидел Бориса, удивился. Спрашивает, а что вы здесь делаете? А, я, помогаю поварам. Шихан Танака, сказал, тогда, я, тоже буду помогать. Сел рядом, и тоже сидел, отщипывал листочки.

Link to comment
Share on other sites

Guest Qasqyr
А как же Миямото Муссаси?

Ёсицуне гораздо популярнее. У них вообще тема Гэмпэй очень популярна. Все самураи - герои, все дамы их сердца - писаные красавицы. Каждый генерал - просто полубог. :P

А Мусаси - герой начала эпохи упадка. "Последний" самурай.

Link to comment
Share on other sites

Guest NAGAO DJIRO

кто по величию и значимости может сравнится с благородным Кусоноки Масасиге докзавшим свою преданность трону а значит и стране

Link to comment
Share on other sites

Набралось некоторое количество книг по истории самурайства и средневековой Японии в общем.

Большинство - на английском языке, сканы в пдф.

Пароль, если требуется - библио (латинницей).

1. Японские замки 1540-1640 г.г.

Книга Тёрнбулла о японских замках периода Сэнгоку Дзидай.

2.1. Нагасино 1570. Часть 1

2.2. Нагасино 1570. Часть 2

2.3. Нагасино 1570. Часть 3

Книга Тёрнбулла о битве при Нагасино. В этой битве впервые в истории Японии было широко применено огнестрельное оружие.

Армия Такэда Кацуёри подошла к замку Нагасино, в котором засел Токугава Иэясу. Ода Нобунага послал на выручку союзнику небольшую армию, в составе которой было 3.000 мушкетеров. Начиная с этой битвы только храбрость самураев перестала решать исход сражений в Японии.

3. Война в Японии 1467–1615

Книга Тёрнбула о Сэнгоку Дзидай, эпохе междуусобных войн в Японии.

4. Укрепленные храмы и монастыри 710-1062 г.г.

Книга Тёрнбула о экономически и политически влиятельных больших храмах, самым известным из которых, пожалуй, можно назвать монастырь на горе Хиэй около Киото.

5. Главнокомандующие конца эпохи воюющих государств (1577-1638). 30,2 Мб

Книга Тёрнбулла о выдающихся военачальниках периода конца Сэнгоку Дзидай: Ода Нобунага, Тоётоми Хидэёси, Токугава Иэясу и других.

6. Первые самураи. 200-1500 г.г. 49.7 MB

Книга Брайанта рассказывает о зарождении воинского сословия на японских островах.

7. Самураи 1550-1600 8.28 MB

Книга Брайанта описывает оружие, экипировку и тактику самураев в конце Эпохи Воюющих Государств.

8. Самураи 16.4 MB

Книга Брайанта описывает общую историю воинского сословия в Японии в период 935-1336 г.г.

9. Иванов-Катанский С. Техника фехтования мечом, ножом и кинжалом. М., 2003

К истории самурайства в книге относится первая глава, рассматривающая по большей части период Токугава.

При беглом просмотре бросилась в глаза забавная ошибка. Клан Ягю везде прописан как "Дзягю". Вероятно, от про-немецкой транскрипции Jagyu, прочитанной как английской. Видимо, автор плохо разбирается в истории. Хотя поскольку там же упомянуты комментарии Т.Судзуки, вероятно, это переписано из какого-то более раннего перевода работ Судзуки с английского. Скан в DJVU, в .рар-архиве 5.45 Mб.

10. Тёрнбулл.Асигару периода Воюющих Государств. 5,44 Мб

Книга рассказывает о вооружении, экипировке и тактике самурайской пехоты периода 1467-1649 г.г.

11. Тёрнбулл.Искусство войны самураев. 12,9 Мб

Книга описывает историю развития методов ведения войны в Японии с 7 по 17 века.

12. Тёрнбулл.Справочник по истории самураев. 79.0 Мб

В книге рассматриваются самые разнообразные аспекты, касающиеся истории самурайского сословия, от вооружения до важнейших битв.

13. Тёрнбулл.Самурай.Мир война. 11,4 Мб

Данная книга так же является попыткой рассмотрения как можно большего количества аспектов истории самураев.

14. Манга о Императоре Дзимму. Ослиная ссылка здесь.

Дзимму - легендарный первый император Японии, основавший Империю. Его можно назвать первым самым известным японским войном (немало воевавший Сусаноо-но микото не в счет, поскольку он всё же ещё небожитель, а Дзимму - уже спустившийся на землю бог), посему ссылка в данном разделе.

15. Ямабуси. 11.7 Mб

Книга Тернбулла об ещё одной военной силе средневековой Японии, монахах-войнах. Охвачен период в 949-1603 г.г., от первых появлений по Период Воюющих Государств.

16. Брайант. Битва при Сэкигахара. 46.08 Mб

Одно из самых достопримечатльных сражений в истории Японии, знаменующее собой переход власти в Японии к Токугава Иэясу, и начало эпохи Эдо.

17. Тёрнбулл. Самурайская символика. 11.95 Mб

Описывается геральдика, флаги и символика от периода войны Гэмпэй до периода Токугава.

18. Тернбулл. Поход в Корею. 42.57 Mб

В книге рассмотрены походы Тоётоми Хидэёси в Корею в 1592-1598 г.г.

Link to comment
Share on other sites

Была информация , что самураи после изучения их генов , американскими учёными , оказались ближе к айнам , чем к другим японцам . Правда эта информация непонравилась японским историкам и они заявили - "мы надеемся , что американские учёные заблуждаются". Ну лично я , давно склонялся к этой версии . Ведь вроде и само самурайство зародилось в борьбе с айнами , вот по этому самураи и имеют такие выдающиеся носы и бороды . Может конечно и бред ...

Link to comment
Share on other sites

Самураями становились все кто ни попадя, вплоть до указа Тоётоми Хидэёси, запрещающего крестьянам переходить в класс самураев. Потому о кокой-либо генной обособленности класса самураев от остальных японцев говорить по крайней мере странно.

Каких именно самураев изучали американцы? Спору нет, есть японские рода, в чьей крови течет и айнская кровь. Но прямо чтобы только они были самураями.... :blink:

Link to comment
Share on other sites

Самураями становились все кто ни попадя, вплоть до указа Тоётоми Хидэёси, запрещающего крестьянам переходить в класс самураев. Потому о кокой-либо генной обособленности класса самураев от остальных японцев говорить по крайней мере странно.

Каких именно самураев изучали американцы? Спору нет, есть японские рода, в чьей крови течет и айнская кровь. Но прямо чтобы только они были самураями.... :blink:

Ответьте мне на такой вопрос. У нас сваты носят фамилию 松平 (Matsudaira), они уже почти не говорят по-японски (живут в Сиэтле). Но когда я спросил их: "тот самый 松平?", они прекрасно меня поняли и ответили утвердительно, хотя ни одного доказательства не привели. Насколько высока вероятность того что они сказали мне правду?

Link to comment
Share on other sites

Касательно фамилий, до реформ Мэйдзи было довольно строго с ними. Если человек говорил, что он - Мацудайра, значит, в нем текла частичка крови императоров (клан Мацудайра-Токугава восходит к роду Гэндзи). Но вот после реформ 1868 года крестьянам было разрешено брать фамилии, и они стали брать что попадалось. В том числе были записаны на них и старинные фамилии. Бывало, учетчики возмущались и заменяли иероглифы на созвучные. Но все же теперь многие японцы точно и не знают, кто у них в предках. Если есть семейная генеология в бумагах - это официальное доказательство, хотя и их можно было всегда купить при желании.

Что касается Фудзивара, то это один из самых больших и древних родов. Их по всей Японии очень много, плюс большинство фамилий на -то (Сайто, Ито, Гото...) - это так же ответвления рода Фудзивара. Посему в жилах родни г-на Хак-Назар б. Касым вполне даже найдется частица крови древнего рода Накатоми.

Link to comment
Share on other sites

Ещё книг по самураям набралось:

19. Тёрнбулл. Осадные орудия Дальнего Востока

http://rapidshare.de/files/25826783/Taanburu.Siji1.rar

http://rapidshare.de/files/25826280/Taanburu.Siji2.rar

20. Носов К. Вооружение самураев. М.: АСТ; СПб.: Полигон, 2004

http://rapidshare.de/files/26155722/1.pdf.html 7,01 МБ.

21. Хорев В. Японский меч. Десять веков совершенства. Ростов н/Д: Феникс, 2003

http://rapidshare.de/files/26155869/2.pdf.html

22. Tsuneyoshi Matsuno. Wives of the Samurai.

http://rapidshare.de/files/26160068/Wiveso...amurai.pdf.html

23. Larry Barde. The Development of the Samurai, their martial arts of Tokugawa Japan and its contributions to modern practice. Dissertation.

California Institute of Integral Studies. 1983

http://rapidshare.de/files/26161669/TheDev...amurai.pdf.html

24. Стивен Тёрнбулл. Битва при Осака.

http://rapidshare.de/files/26853855/Taanbu...GennaGennen.rar 26.63 MB

25. Стивен Тёрнбулл. Самурайские армии 1550–1615.

http://www.bookshelf.ru/modules.php?name=F...mp;files_id=451

26. Маслов А.А.Путь воина - путь к смерти.

http://www.arsasiatica.com/library/download.do?id=2850828

27. Стивен Тёрнбулл. Военные корабли Дальнего Востока. Том 2 - Япония и Корея. 8.09 MB

http://www.badongo.com/file/1326642

(Первый том - Китай и Южная Азия лежит здесь(34.3 MB )

28. Витольд Новаковски. Битва при Курикара 1183г. (книга на польском). 2.39 MB

http://www.badongo.com/file/1326638

Link to comment
Share on other sites

Извините, что придираюсь, но слово ありがとう не требует を перед ним. Всем русскоязычным хочется сказать "за" в этом месте, потому часто ставят を или に. В японском же в речи перед ありがとう просто ставится маленькая пауза, на письме - запятая или никак не отображается.

Link to comment
Share on other sites

Извините, что придираюсь, но слово ありがとう не требует を перед ним. Всем русскоязычным хочется сказать "за" в этом месте, потому часто ставят を или に. В японском же в речи перед ありがとう просто ставится маленькая пауза, на письме - запятая или никак не отображается.

Спасибо за консультацию, это не придирка. Со стилистикой у меня завал, я сам потом увидел в Grammar Primer, что в письменной речи を опускается.

Link to comment
Share on other sites

tmadi-сан,

Значит, там сказано, что в устной речи を перед ありがとう употребляется?

Link to comment
Share on other sites

tmadi-сан,

Значит, там сказано, что в устной речи を перед ありがとう употребляется?

Именно так. Выбросить этот праймер?

Link to comment
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now


×
×
  • Create New...