Перейти к содержанию
Ар_

Согдийцы и Согд

Рекомендуемые сообщения

Just now, Ашина Шэни said:

СОГДИЙСКОЕ НАСЛЕДИЕ У ТЮРОК СЕМИРЕЧЬЯ В 10-13 ВЕКАХ: О СТРАНЕ АРГУ У МАХМУДА КАШГАРИ 

Этьен де ла Вэссьер

В контексте постоянного взаимодействия с Согдианой, находившейся в процессе исчезновения в мусульманском культурном пространстве, вопрос ассимиляции согдийских колоний Семиречья состоит лишь в темпе и разнице по сравнению с метрополией. На сей счет у нас есть несколько источников, которые можно подкрепить эпиграфическими и археологическими находками, сравнение которых позволит уточнить лингвистические условия этой ассимиляции.

Махмуд Кашгари дает драгоценные сведения по ассимиляции согдийских популяций Семиречья. Он пишет следующее:

«Самыми красноречивыми и изящными в выражении являются те, кто знает лишь один язык, не смешивается с персами и не перенимает чужие обычаи. У тех, кто говорит на двух языках и смешивается с городским населением, речь становится ломаной, как, например, у Сугдак, Канжак и Аргу. [...] Население Баласагуна говорит на согдийском и тюркском так же, как и население Тираза (Таласа) и Мадинат ал-Байда (Исбижаба). На всех землях Аргу от Исбижаба до Баласагуна у людей ломаный (рикка) язык».

Затем:

«Сугдак. Народ, осевший в Баласагуне, происхождением из Сугда, что располагается между Бухарой и Самаркандом. Однако они одеваются и ведут себя так же, как тюрки».

Таким образом, в середине 11 века согдийский все еще является разговорным языком в Семиречье, но билингвизм - фатальное состояние для языков, находящихся в упадке, - уже присутствует везде (см. Лившиц, 1981 и Krippes, 1991).

Эпиграфические и археологические свидетельства в равной степени демонстрируют это. Как и согдийские караванщики в Гилгите, их наследники в Семиречье оставили граффити в теснинах, образованных правыми притоками реки Талас на южной стороне кыргызского Алатау (Терек сай, Кулан сай), - язык этих надписей согдийский, письменность близка к позднему согдийскому курсиву, но имена в них тюркские. Небольшое число надписей иногда имеют датировку по эре последнего сасанидского монарха Йездегерда III  и идут с начала 10 века по начало 11 века: последняя написана в сентябре 1025 года. С другой стороны, у нас есть определенное число керамических изделий с согдийскими надписями с поздним стилем почерка, возможно 11 века (по этим надписям см. Лившиц, 1981, с.80-83).

Через два века после того, как Махмуд Кашгари собрал эти сведения, францисканский монах Гильом де Рубрук, посол Людовика Святого ко двору великого хана Мункэ, совершил долгое путешествие через степь в Каракорум и провел в Кайлакк время с 18 по 30 ноября 1253 года:

«Мы нашли там большой город по имени Кайлак, в котором был базар, и его посещали многие купцы. [...] Земля эта прежде называлась Органум, и жители ее имели собственный язык и собственные письмена. Но теперь она была вся занята Туркоманами. Этими письменами и на этом языке несториане из тех стран прежде даже справляли службу и писали книги».

Кайлак, Кайалыг персидских источников (см. Barthold, 1968, с.403 и Байпаков, 1986, с.36), старая столица карлуков, располагался к востоку/юго-востоку от озера Балхаш (карта и план раскопок в Байпаков, 1986, с.130-131), в зоне сильного согдийского присутствия. Поскольку Рубрук проходил через степь между Балхашом и этими старыми согдийскими городами, он не увидел эту центральную зону согдийской колонизации. Согдийское присутствие тем не менее подтверждается по меньшей мере именем, данным в Худуд ал-Алам, которое соответствует этапу, предшествующему Кайлаку в маршруте Рубрука: Equis, латинская передача Iki-ögüz, который в Hudud, p.95, дан в согдианизированной форме Īrgūzgūkath. 

Пелльо использует свою огромную эрудицию, когда пытается связать имя Органум с древней столицей Хорезма - Ургенчем (Pelliot, 1973, p.115-117). Без сомнения, здесь нужно другое решение и найти его можно у Махмуда Кашгари. Органум это определенно страна Аргу, которая по Махмуду расположена прямо к югу и вдоль которой следовал Гильом де Рубрук. Не хорезмийский, как предлагает Пелльо, - хорезмийский никогда не был разноворным на этих землях, как и не был несторианским литургическим языком, - а согдийский, замещенный тюркскими диалектами, был старым литургическим несторианским языком и старым исчезнувшим языком этих земель. Присутствие многочисленных согдийских несторианских терминов в несторианских эпитафиях Семиречья подтверждает это (Лившиц, 1981, с.78. Кляшторный, 1964, с.130-131 проводит схожий анализ). 

Начиная с времен Махмуда Кашгари, имела место явная ассимиляция согдийских популяций, но память о них сохранилась до 13 века. К северу от саманидской империи, в других политических и культурных условиях, страна Аргу оставалась тюрко-согдийским бастионом, источником торговли тюркскими рабами и матрицей, из которой родилось караханидское государство.

Библиография

Barthold, W., Turkestan down to the Mongol Invasion, 3rd ed. revised by C. E. Bosworth, London, 1968 (1st ed. 1900)

Krippes, K., “Sociolinguistic Notes on the Turcification of the Sogdians”,

Central Asiatic Journal, XXXV/12, 1991, pp. 67–80.

Minorsky, V. (trans., comm.), Hudud al-'Alam. “The Regions of the World.” A Persian Geography 372 A.H.–982 A.D., (Gibb Memorial Series, XI), 2nd ed., London, 1970

Pelliot, P., «Recherches sur les Chrétiens d’Asie Centrale et d’Extrême-Orient» (Исследования о христианах Центральной Азии и Дальнего Востока), œuvre posthume, Dauvillier, J. (ed.), Paris: Imprimerie Nationale, 1973

Байпаков, К.М, «Средневековая городская культура Южного Казахстана и Семиречья (VI - начало XIII в.)», Алма-Ата: Наука, 1986

Кляшторный, С.Г., «Древнетюркские рунические памятники как источник по истории Средней Азии», Москва: «Наука», 1964

Лившиц, В.А., «Согдийцы в Семиречье: лингвистические и эпиграфичесие свидетельства», Письменные памятники и проблемы истории и культуры народов Востока, Москва, 1981, с.76-84 

[De la Vaissière, Étienne. Histoire des marchands sogdiens - Paris, 2002 - p.329-331]

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

СОГДИЙСКОЕ ГОСТЕПРИИМСТВО И ПРОИСХОЖДЕНИЕ КАРАВАН-САРАЯ

“Интересно то, что мусульманский институт караван-сарая кажется имеет восточно-иранское, а точнее согдийское, происхождение. Ибн Хаукаль посвящает длинный пассаж тому, как принимают путешественников в этом регионе:

«Во всем Мавераннахр из тех, кто свободно имеет владение или ферму, не существует никого, кто бы не соблюдал днем и ночью эту традицию. Воистину это предмет соперничества между ними, то, что приводит к растрате богатств и упадку имений, тогда как обычно люди собирают у себя всего больше, чем у других, выставляют на показ свое имущество и из сил выбиваются, чтобы накопить богатства. 

Я сам заметил в Согде остатки обители, где открытый вход был прикрыт постами, и показалось мне очевидным, что вход этот не закрывался в течение сотни лет и даже больше и что любой проходивший через него мог остановиться там: получалось иногда так, что обитель занимали неожиданно, при том, что ничто там не приготовлено, сотня, двуме сотни человек, и даже с животными и слугами; они находили там корм для своих животных, еду для себя и средства для сна в количестве, достаточном для того, чтобы не использовать их собственные одеяла. [...] 

Добавим, что большая часть богатых людей в землях ислама используют свои богатства лишь для личных развлечений. [...] Напротив, мы видим, что жители Мавераннахра отдают свои богатства, чтобы возводить гостиницы (ribātāt), чинить дороги, формировать вакфы (религиозные фонды), чтобы вести священную войну, заниматься благотворительностью, и строить каменные мосты. Редки там те легкомысленные люди, что не обременяют себя этим. Нет там ни одного места сбора, ни одного часто посещаемого источника, ни одной населенной деревни, где не было бы множества гостиниц, величины более, чем достаточной, для прибывающих туда путешественников».

Это точное описание той самой идет караван-сарая, идеи, присущей особой этике Трансоксианы и, таким образом, воистину присущей до-исламской согдийской культуре”.

[De la Vaissière, Étienne. Histoire des marchands sogdiens - Paris, 2002 - p.187-188]

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

52-СТШ, 33

Различные племена ху [Малявкин, 1981, с. 131, коммент. 132] из Хэси, подчинившиеся Танскому государству; округов — 12, управлений дуду — 2.

Округ Улэй .

Округ Хэмо 

Округ Вэньфу 

Округ Юйтоу 

Округ Пяньчэн 

Округ Яоцзянь 

Округ Иньду 

Округ Чжуба 

Округ Дамань 

Округ Пушунь 

Округ Инцзимань 

Округ Цичжа 282.

Управление дуду Гуйсай 

Управление дуду Цюйли 

В самом начале рассматриваемого здесь отрывка (текст 52-СТШ, 33) говорится, что 12 округов и два управления дуду были созданы для расселения различных племен ху, подчинившихся государству Тан и ранее проживавших в Хэси. Географическое понятие Хэси (район к западу от р. Хуанхэ) такое же неопределенное, как и Стой. В разные эпохи истории Срединного государства историографы подразумевали под ним различные территории [Малявкин, 1981, с. 131, коммент. 132]. Наименования перечисленных здесь округов свидетельствуют о том, что авторы хроники довольно широко трактовали понятие Хэси, включая в него территории вплоть до восточной части современной Кашгарии.

Что имели в виду составители хроники, говоря о создании перечисленных округов для ху? Хорошо известно, что в сочинениях, касающихся событий, происходивших во время существования государства Тан, этноним "ху" почти исключительно обозначал согдийцев. Данный текст, по-видимому, не является исключением. Во всех городах и других населенных пунктах этого района согдийцы стали селиться начиная с IV-V вв. Ко времени объединения Срединного государства под властью империи Тан согдийские колонии достигли значительных размеров и играли громадную роль в межгосударственном торговом обмене. Кроме того, среди коренного населения Кашгарии, говорившего на индоевропейских языках, значительную часть составляли родственные согдийцам восточно-иранские племена. Называя [55] население этого района ху, историографы, конечно, имели в виду как коренное население, так и пришлых согдийцев, которые вследствие их исключительной торговой активности были известны в Срединном государстве значительно лучше.

Вслед за текстом 52-СТШ, 33, в котором перечисляются 12 округов и два управления дуду, созданные для расселения различных ху (согдийцев), в источнике идут тексты, содержащие сведения о результатах "районирования" Западного края. Если судить по названиям большинства перечисленных 12 округов, то они также должны были находиться на территории Западного края. Почему же их выделили в отдельную группу? Очевидно, эти округа и управления дуду (см. коммент. 271-284) были созданы для согдийцев, переселившихся по тем или иным причинам к границам Танского государства, и названы по наименованиям мест прежнего обитания согдийцев.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...