Перейти к содержанию
Гость Anonymous

Моголы-Могулы-Моголистан-Могулия

Рекомендуемые сообщения

Chinese sources tried to trace the origin of the word 'Mongol', and it had located a tribe called 'Mengwu', said to be a Shiwei tribe of the Tang Period prior to AD 907. This name would later become Moghul in Turkic and Mughal in Persian.

http://www.republicanchina.org/Mongols.html#clan

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Chinese sources tried to trace the origin of the word 'Mongol', and it had located a tribe called 'Mengwu', said to be a Shiwei tribe of the Tang Period prior to AD 907. This name would later become Moghul in Turkic and Mughal in Persian.

http://www.republicanchina.org/Mongols.html#clan

Перевод:

Китайские источники пытались проследить происхождение слова "монгол", и было обнаружено племя под названием "менгву", как говорилось это было племя шивэй периода династии Тан до 907 г. н.э. Это имя позже стало называться "могул" по-тюркски и "мугал" по-персидски.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Статья Юдина

О родоплеменном составе могулов Могулистана и Могулии и их этнических связях с казахами и другими соседними народами.

"Этнические связи могулов с казахами

Сопоставление родоплеменного состава могулов с родоплеменным составом казахов, прежде всего с родоплеменным составом казахов Старшего жуза, убеждает в том, что могулы играли большую роль в сложении казахской народности. Могульские племена доглат и канглы-бекчик, несомненно, вошли в состав Старшего жуза под названиями дулат и канлы. Не только совпадение названий племен говорит за это. Важно также и то, что соответствующие племена Старшего жуза занимают именно те территории, на которых находились могульские доглаты и канглы. Как известно, дулаты и канлы составляют подавляющее большинство населения Старшего жуза. Родовые подразделения адбан и суван, если судить по тамгам, оказываются близкородственными дулатам и, следовательно, могульским доглатам. Как уже говорилось выше, племя канглы у могулов в дальнейшем приобрело наименование бекчик, под которым оно позднее и фигурирует в источниках. Возможно, что это второе наименование бытовало только в могульских верхах, а народные массы продолжали употреблять древнее название. После вхождения канглы-бекчиков в состав казахов вполне могло возродиться древнее название племени.

У могулов в XIV-XV вв. происходит переименование целого ряда и других племен: кончи-сагрычи, итарчи-барак//акбарак, кушчи- -кукельдаш. Появляется целый ряд новых, ранее неизвестных племен: ордабеги, йарки, нарин (?) и др. Возможно, что и под этими названиями скрываются древние этнонимы, затем возродившиеся при вхождении соответствующих племен в состав казахов или других народов. Могулы приняли участие и в сложении Среднего жуза. Несомненно, что могульские кераиты - это казахские кереи. Последние и сейчас еще занимают территорию Семиречья, на которой некогда находились могульские кераиты. Таким образом, следует сказать, что ранее высказывавшаяся мысль об участии могульских племен в формировании казахской народности совершенно правильна, но при этом следует особо подчеркнуть то, что Старший жуз в основном сформировался за счет могульских родов, т.е. следует сказать, что казахи Старшего жуза, а равным образом и кереи являются давними насельниками Семиречья.

Если принять предположение, что казахи в этом районе появились только со времени откочевки Гирея и Джанибека, то следовало бы признать, что казахи появились здесь не ранее XV в. Но вышесказанное говорит за то, что это справедливо лишь для незначительной части казахов. Основная же часть Старшего жуза и кереи в Семиречье являются давними насельниками этой страны. Процесс вхождения могулов в состав казахской народности в деталях неизвестен, и это было одной из причин невнимания исследователей к их участию в этногенезе казахов. Против тезиса о преимущественном формировании Старшего жуза и частичном Среднего жуза за счет могулов говорит как будто то, что в XV и XVI вв., судя по "Тарих-и Рашиди" и другим источникам, могулы ясно сознавали свою обособленность от казахов и других народностей. Однако следует помнить, что Мухаммад Хайдар выразил в своем сочинении точку зрения феодальной верхушки могулов, сплотившейся вокруг ханов-чагатаидов, т.е. тех слоев общества, которые представляли собой центростремительные силы. Несомненно, что в этих кругах представления о единстве и общности могулов были более развиты, чем среди рядовых кочевников-могулов и возглавлявшей их родовой аристократии -представителей центробежной тенденции.

Следует также помнить, что Мухаммад Хайдар хорошо знал лишь южные районы Могулистана, что же происходило в северных и в северо-восточных районах этой страны, он знал плохо, да и не интересовался этим. Его осведомленность простиралась на районы реального распространения власти ханов-чагатаидов. В этом, по-видимому, и кроется разгадка умолчания Мухаммад Хайдара. Кроме того, к его времени, вероятно, процесс обособления казахов, киргизов и могулов и перегруппировки родов между этими народностями в основном завершился."

"Этнические связи могулов с киргизами

Этнические связи этих двух народов не раз затрагивались в научной литературе. Однако не будет ошибкой сказать, что в полном объеме эти связи не только не вскрыты, но исследователями даже не достигнуто четкого представления об их многосторонности и интенсивности. Прежде всего, следует помнить указание Мухаммад Хайдара на то, что могулы и киргизы - это в сущности один народ. Отличие их, по Мухаммад Хайдару, заключается лишь в том, что киргизы не признавали власть ханов-чагатаидов и были "неверными". Мы не разделяем скептического отношения специалистов к этому утверждению. Нам кажется, что Мухаммад Хайдар выразил не только ясную, но и правильную мысль. Так, Мухаммад Хайдар называет племя булгачи для XV в. в составе могульских. Он говорит о том, что оно вместе с племенем калучи ушло из Могулистана в Дашт-и Кипчак к Абу-л-Хайр-хану. В дальнейшем это племя оказалось в составе киргизских племен и в XVII в. подверглось массовым репрессиям в Кашгарии [68].

По-видимому, этнические связи могулов и киргизов следует расчленить на два этапа: первый - период общности могулов и киргизов в составе союза племен Могулистана, объединявшегося этнонимом могул (предел-XV в.); второй -период обособления народностей и последующего поглощения могулов соседними народами (начиная с XV в.). В первый период будущие могульские и киргизские, равным образом как и будущие казахские племена, на равных основаниях входили в состав формировавшейся могульской народности. Процесс этот оказался незавершенным. На политико-экономической основе произошло обособление и выделение группировок племен, одна из которых сохранила название могул, вторая приобрела название киргиз, третья, тяготевшая к северным и восточным районам, влилась в состав казахской народности. Закрепление за киргизами их современного самоназвания - до сих пор удовлетворительным образом не разрешенная загадка. Попытка объяснить появление киргизов на Тянь-Шане прежде всего проникновением их с Алтая и Енисея в притяньшанские районы в период после монгольского завоевания, накоплением там значительного количества собственно киргизских племен и последующим вытеснением ими могулов с Тянь-Шаня и частичной ассимиляцией последних остается молоубедительной гипотезой, так как не подкрепляется достаточными свидетельствами источников, доказывающими, что процесс имел именно такой характер и последовательность. По-видимому, при объяснении происхождения киргизского народа следует отказаться от стремления следовать за термином, что уже является в основном принятой точкой зрения в отношении казахов.

В течение второго периода произошло, вероятно, не только разделение отдельных племен на могульские и киргизские, но и расчленение некоторых племен на части между могулами и киргизами. В дальнейшем, когда ханы-чагатаиды и могульские феодалы в Восточном Туркестане стали привлекать киргизские племена на службу, процесс этнического взаимодействия продолжился. По этим причинам сейчас в составе киргизов обнаруживаются явно могульские и общие с могульскими элементы: баарин, балыкчи, барак, дуулат, керейит, кушчу, монгол, монголдор, нойгут [69] и др."

Этнические связи могулов с уйгурами

Контакты могулов с уйгурами, т. е. с современным тюркоязычным населением Восточного Туркестана, начались сразу же после монгольского завоевания, когда Кашгария была передана эмирам могульского племени доглат. Позднее могульскими ханами были подчинены Турфан и Комул (Хами). Часть доглатов, постоянно или в основном находившаяся в Кашгарии, по-видимому, ранее других вступила в этническое взаимодействие с уйгурами и до XVI в. в значительной степени была ассимилирована. За это говорит сообщение Мухаммад Хайдара об утрате могулами своей чистоты и сохранении в районах Турфана и Кашгара всего около 30 000 чистых могулов [70].

В 1514 г. в Кашгарию вместе с Султан Саид-ханом прибыла новая волна могулов, принадлежавших к разным племенам и выброшенных из Средней Азии и Могулистана совпавшими по времени усилиями шейбанидских узбеков, казахов, киргизов и ойратов.

Таким образом, на территорию Восточного Туркестана в разное время прибыло несколько различных групп могулов. К XX в. процесс ассимиляции могулов уйгурами в основном завершился: осталось лишь несколько групп, происхождение которых может быть увязано с могулами или возведено к ним. К таким группам принадлежат деланы (долоны), нюгейты, ардбюль и хурасан.

Относительно происхождения группы долан известны различные точки зрения: сами доланы возводят себя к могулам (могал) [71], некоторые исследователи считают их потомками киргизов [72], другие возводят их к казахам [73], третьи считают их группой уйгурского населения Кашгарии, переселенной на новые места маньчжурской администрацией [74], четвертые - потомками ойратских войск (гарнизонов), оказавшихся на территории Кашгарии [75], пятые склоняются в пользу тибетского происхождения доланов, шестые - в пользу древнеуйгурского [76].

Многообразие этих точек зрения объясняется тем, что в руках исследователей не было каких-либо достоверных свидетельств. Между тем, аймак долан регистрируется для XVII в. в качестве могульского родового подразделения или племени на территории Кашгарии в районе Барчука. Махмуд чорас сообщает, что в 1670 г., "когда (Исмаил-хан и его войско.- В. Ю.) достигли прохода Барчука, [к ним] присоединились аймаки долан и байрин" [77]. В дальнейшем доланы фигурируют и в других источниках.

Сам термин долан объясняется по-разному. Возможно сопоставление долан и доглат, которое с фонетической и морфологической стороны особых возражений не вызывает. Возможно также возведение этого термина к мифическому предку киргизов (по-видимому, и могулов) Долону. Однако более правильным, вероятно, следует признать отождествление Э.Р. Тенишевым этнонима долан с монгольским числительным "семь" - долондолан (<долуран), так как "сами доланы ведут свое происхождение от "семи родов" (йэттэ урук)".

Группа нюгейт [78] скорее всего происходит от нойгутов. За это говорит не только фонетическая близость этих двух этнонимов, но и особенности быта нюгейтов, сближающие их с киргизами и могулами.

Группы ардбюль и хурасан, первая из которых проживает в оазисах Кашгара и Аксу, а вторая - "к востоку от Аксу - в оазисах Бай, Куча и частью Курла", и согласно преданию пришла сюда "еще в глубокой древности из Афганистана" [79], по-видимому, также восходят к могулам. Известно, что в XV в. тимурид Султан Абу Саид-мирза "вызвал Юнус-хана из Ирака и Хорасана" [80], поставил его ханом в могульском улусе и отправил в Могулистан, чтобы организовать противодействие Исан-Буга-хану. При этом по владениям тимуридов дважды собирали могулов и передавали их Султан Йунус-хану [81]. По-видимому, потомками этих могулов из Ирана и Ирака и являются группы ардбюль и хурасан в Восточном Туркестане. Названия групп восходят к названиям г. Ардебиль и области Хорасан. Известно также, что г. Аксу в Восточном Туркестане в местных источниках называется и Ардебиль (Эрдбил). По-видимому, второе название городу дали могулы-ардебильцы, пришедшие с Султан Йунус-ханом."

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

спасибо за инфу, читал Юдина.

почитал тему.

все же я не понял (его, Юдина), на чем основывается его утверждение что могулы говорили на тюркском/кыпчакском языке? (единственный аргумент язык лобнорцев?)

не понял утверждения Руста, что делопр-во в Могулистане велось на персидском? откуда это? р-та Хайдар Дуглата и только?

В ВТ никогда не было делопр-ва на персидском, со времен Караханидов и Идыкутов (язык и письменность вышедшая с ВТ, наоборот, теснила фарси из др.регионов, в частности, в Мавераннахре).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

по монгольски:

магнай (маңнай) - лоб, и также передовой (манлай, манлай, манглай - это все являются разными вариантами в зависимости диалекта или специальности конкретнего человека)

тагнай (таңнай) - нёбо (некоторые также говорят как танглай etc.)

по алтайски соответственно:

маңдай - лоб

таңдай - нёбо

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Цитата из статьи ”ЗНАМЯ В ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ТЮРКО-МОНГОЛЬСКИХ КОЧЕВНИКОВ” С. В. Дмитриева
Красочное описание обряда кропления знамени перед выступлением в поход дано в «Бабур-наме» под 907 г.х. (1501-1502). Этот отрывок на русском языке известен в двух переводах – А.Н. Самойловича (который посвятил ему специальную публикацию) и в издании 1958 г. – оба по Хайдебарадскому списку. Они, как версии, в какой-то степени дополняют друг друга. Вариант А.Н. Самойловича звучит следующим образом:

«...По монгольскому обычаю заколдовали знамена (Павэ-де-Куртель: «исполнили церемонию развертывания знамени»). Хан сошел с коня. Перед ханом водрузили девять бунчуков («туг»). Один монгол, привязав длинную белую бязь к средней бычачьей мозговой кости, взял ее в руку, а другой монгол привязал три куска длинной бязи к трем бунчукам пониже хвостов («кутас»), пропустил их под бунчужными древками. На край одной бязи вступил хан; на край другой бязи, привязанной к бунчуку, я (т.е. Бабур С.Д.) ступил, а на край еще другой бязи султан Мухаммед-Ханикэ (сын хана). Тот монгол, который эти куски привязывал, взяв в руку обвязанную бязью среднюю бычачью мозговую кость, произнося что-то по-монгольски и обратившись к бунчукам, делает знаки. Хан и все присутствующие брызгают кумысом («камызлар») в сторону бунчуков...

Все стоящие в строю воины издают один боевой клич («суран»). Трижды так проделывают. После этого, сев на коней и кликнув боевой клич, все это войско мчится вдаль. Среди монголов установление Чингиз-хана ”тузук” держится и поныне точь-в-точь, как Чингиз-хан их создал и оставил» [45, c. 431.432; ср.: 46, c. 117].

Считается, что, по представлениям монголов, кропление знамени возбуждало духа войны, он начинал проявлять активность в помощь кропившему, то есть, иначе говоря, испускал какой-то сильный импульс, По видимому, с этим связан легендарный сюжет, описанный в «Алтан Тобчи», вариант которой опубликовал Г. Гомбоев. Когда Чингис-хан собирался в поход против тангутов, он на протяжении трех лет выставлял – и, надо думать, совершал обряд кропления – «девятиножное» знамя. Делал он это три года потому, что у тангутов была рыжая черномордая собака-вещунья, которая лаяла веселым голосом, когда опасность не грозила, и выла, давая знать об опасности. Собака о предполагаемых отправлениях знала, как можно предположить . из активизации духа знамени, а потому и выла на протяжении трех лет. Шудургу-хан, глава тангутов, не видя врагов, предположил, что его собака от старости лишилась способности предвещать, и жил беспечно. По прошествии трех лет, когда его уже не ждали, Чингис-хан двинул свои войска в поход [28, c. 140].

По сей день монголы освящяют знамена и ”тук”-и, каждый год Президент и военные начальники едут к священным горам и взобравшись на вершину к обо освещяют (кропление ??? ;) ) боевой тук–знамя ”одноножный черный тук”. Из-за этого где то воет какая-то собака? Не знаю, вряд-ли. Но Президенту, военным и тем кто участвует в этой церемонии наверное дается какой-то дух былого величества :D .

Правдо что сейчас в этой церемонии добавлены или изменены многие из-за буддизмы, но основной обряд не изменен.

Вчера в одной из англоязыных изданий об империи Моголов прочитал тоже самое. Бабур судя по всему был истовым кочевником и любил старые традиции, несмотря на то что находил наслаждение в деле обустройства садов в Кабуле и других городах. Так во время Бабура поклонение 9 тугам с ячьим волосом имело важное место в обрядах перед походами. Бабур также обосновывал свое право на власть тем что являлся потомком по мужской линии Гур Амир Тимура и Чингис-хаана по женской. Поэтому монгольские обычаи были в почете. Даже название боевого стяга носило древнее монгольское название - Тюмэн Туг.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Мугалы в Индии делятся на роды Патхан и Чагатай.

Кто лучше знает о мугалах?

А можно источник этих данных привести?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А можно источник этих данных привести?

Гуглите Pathan Mughal и Chagatai Mughal!

Это для казакстанских ученых изучающих генеологию чингизидов очень важно.

Mughals of North India

The Mughal are found in the states of Bihar, Delhi, Gujarat, Rajasthan and Uttar Pradesh in North India.

Other clans

* Baig Mughal

* Mirza Mughal

* Ginhal Mughal

* Bandey Mughal

* Mir Mughal

* Mangval Mughal

* Langryal Mughal

* Bich Mughal

* Gani Mughal

* Ashaie Mughal

* Bub Mughal

* Ganju Gharhi Mughal

* Batlla Mughal

* Babri Mughal

* Salour Mughal

* Pathan Mughal

* Numbeli mughal (tribe of murree)

* Manjotha mughal

* Marrar Mughal Barlas

* Mughalzai

* Mughal khel

* Mangal

* orya khel

* Mughal Lal Khail

http://en.wikipedia.org/wiki/Mughal_%28tribe%29

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Это по моему Жадараны.

Jandran

The Jandran are a tribe of Mughal status, found mainly Jhang, Khanewal, Vehari, Lodhran and Sargodha districts of Punjab.[35]

According to their traditions, the Jandran came to the Punjab, accompanying the Mughal Emperor Zahiruddin Babur during his invasion of India. After the conquest of the Indian subcontinent by the Mughals, they decided to settle in the region. The village of Jandran, in what is now Sargodha District, was their first settlement in the Punjab. Now there are two villages of Jindran in punjab distric of okara and their village name are Jindran khurad and Jindran kallan. Haji Ranjha Khan jandran and Sadaqat ali khan jandran are both sardar of these two villages. These village are situated near Hujra shah moqeem tehsil Depalpure. Qadeer Ahmad Khan, Naveed khan and Naseer khan jandran are son of Haji Ranjha khan Jandran [[Jindran Distric[Okara]].[38]

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

ene NAIMAN-NOMAD, Bayasal 2 hujaa dandaa xaa saigui balairch yavah yumaa.

yuun har tataar ve, hujaa baij mongol boloh sanaatai yuu?ene 2 hujaad iP ban ogood zailuulaach, songooloo.

vrt - вам следует перевести текст, здесь принято писать на русском языке.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

Скрыт транслит vrt и связанные с ним сообщения. Первое предупреждение vrt.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.)

Бабур (Зегир-эддин-Мохаммед) — первый великий могол в Индии, правнук Тамерлана; род. 14 февр. 1483 г. наследовал, едва достигнув 12 лет, своему отцу Омар-Шейху (1494) власть над землями от Самарканда до Инда. Стремясь подчинить себе Индию, Бабур силой и хитростью овладел Кашгаром, Хотаном, Кундузом, Кандагаром и Кабулом, хотя в то же время ему приходилось подавлять возмущения во всех частях его государства. Расчистив себе путь в Индию, Бабур, пользуясь слабым правлением Ибрагима-Лоди, перешел в конце 1525 года, с отборным отрядом лишь в 10000 челов., реку Инд, близ Аттока, отбросил несколько отрядов, пытавшихся в Пенджабе преградить ему дальнейший путь, и 27 апр. 1526 г. дал своему противнику решительное сражение на равнине Панипата, близ Дели. Ибрагим бежал, и Бабур торжественно вступил в Дели. 11 мая сдалась также и Агра, второй по значению город тогдашнего Индийского государства. Но уже 28 декабря 1530 г. Бабур умер, после пятилетнего господства в Индии, омраченного постоянными заговорами и открытыми возмущениями. Бабур соединял с талантами полководца и правителя любовь к наукам и искусствам. Он оставил описание (на татарск. яз.) своей жизни и своих завоеваний (издано Ильминским, Казань, 1857 г.), переведенное Абдул-Рахимом на персидский яз., а с него — на английский яз. (Ваддингтоном, Лонд., 1826 г.). Бабур, которому наследовал сын его Гумаюн, был основателем династии так назыв. Великих Моголов.

Великий могол, великие моголы - титул, данный европейцами государям знаменитой тюркской династии, основанной султаном Бабуром и около 3 столетий властвовавшей в Индии. Сами бабуриды этого титула не употребляли, потому что ничего общего с монголами не имели. Бабур называл себя турком, гордился этим происхождением и по-монгольски не знал, записки же свои писал на тюркском (джагатайском) языке. Европейцы впервые узнали о бабуридах от персиян, которые джагатайских тюрков, обитавших за Аму-Дарьей, называли могул, т.е. монголами, а западные ученые, не разобрав дела, сочинили империю Великих моголов. Настоящий же титул бабуридов был падишах, заимствованный у персиян и принятый Бабуром в 1506 г., вместо прежнего 'султан'.

Н. В.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Бабур называл себя турком, гордился этим происхождением и по-монгольски не знал, записки же свои писал на тюркском (джагатайском) языке[/size].[/size][/b]

Тюрком считал себя уже его предок Темирлан, Бабур был двуязычен:

http://www.vostlit.info/Texts/rus7/Babur/frametext9.htm

ЗАХИР АД-ДИН МУХАММЕД БАБУР

БАБУР-НАМЕ

...В среду, когда мы опохмелялись, я в шутку сказал: «Всякий, кто заговорит по-сартски, пусть выпьет чашу вина». По этой причине многие выпили чашу. В час утренней молитвы мы сели на лугу среди ив, и я сказал: «Каждый, кто заговорит по-тюркски, пусть выпьет чашу». Тут тоже много, кому пришлось выпить чашу...

С уважением,

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Тюрком был отец хромого Тимура - Ақсақ Теміра, Тарағай бек. :ozbek:

Более того и мать Бабура, Нигер-ханым, была дочерью чагатаида Юнус-хана моголистанского, сыновьями которого были Жанке-хан - хан Ташкента и казахский Ахмет-хан, последнего также называют Алаша-хан.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Тюрком был отец хромого Тимура - Ақсақ Теміра, Тарағай бек. :ozbek:

Более того и мать Бабура, Нигер-ханым, была дочерью чагатаида Юнус-хана моголистанского, сыновьями которого были Жанке-хан - хан Ташкента и казахский Ахмет-хан, последнего также называют Алаша-хан.

Я знаю историю одного богатого китайца по имени Ван, который приехал в Монголию из Синдзяна вообще без ничего,говорит по казахски, жена казашка.Недавно я узнал,что он стал мусульманинам и стал называть себя туркам.

А можно ли его назвать казахам-тюркам?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Европейцы впервые узнали о бабуридах от персиян, которые джагатайских тюрков, обитавших за Аму-Дарьей, называли могул, т.е. монголами, а западные ученые, не разобрав дела, сочинили империю Великих моголов. Настоящий же титул бабуридов был падишах, заимствованный у персиян и принятый Бабуром в 1506 г., вместо прежнего 'султан'.

Н. В.

Это все еще статья из Энциклопедии или уже личное творчества автора поста?

Возле города Варанаси есть железнодорожная станция, крупный узел на трассе Дели-Калькутта и Бхопал-Патна. Пишется Mughal Sarai, произносится как "Монгол сарай". Вряд ли это название придумали англичане. Это к тому, что термин "мугал, монгол" функционировал в Индии. Как и "орда" в значении "войско", язык индийских мусульман "урду" был поначалу языком военных поселенцев.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

http://www.vostlit.info/Texts/rus7/Babur/frametext1.htm

ЗАХИР АД-ДИН МУХАММЕД БАБУР

БАБУР-НАМЕ

... Ханом могольского народа в юрте Джагатая был в то время этот Юнус хан, который приходился мне дедом...

...В ту пору власть хана могольского народа принадлежала старшему сыну Юнус хана, моему дяде Султан Махмуд хану...

Мой комментарий: кроме родственных связей у Бабаура часть сподвижников были моголы.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я знаю историю одного богатого китайца по имени Ван, который приехал в Монголию из Синдзяна вообще без ничего,говорит по казахски, жена казашка.Недавно я узнал,что он стал мусульманинам и стал называть себя туркам.

А можно ли его назвать казахам-тюркам?

Уважаемый XAR TATAAR!

Ваш вопрос только на вид очень прост и затрагивает неразрешенный однозначно вопрос, что такое этнос.

На мой взгляд в разных этносах существуют разные доминанты. Наприме, в средневековой России основным признаком "русского" была принадлежность к православному христианству.

Казахский этнос еще не сложился, как нация. Принадлежность к казахскому этносу до сих пор определеляется по принадлежности к роду-племени и шежире. Так, живщим на юге Казахстана тюркам: мусульмане, граждане Республики Казахстан, прекрасно говорящим на казахском язаке, легче себя идентивицировать с современными узбеками, у которых родо-племенная структура утрачена несколько столетий назад.

У современных узбеков доминантой является исповедание ислама, в 20 годы при определении среднеазиатских этносов тяжело было определить этнос отдельных индивидумов, которые называли себя "муслим" и при этом были двуязычны: прекрасно говорили и по-тюркски и по таджикски.

С уважением,

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

Тюрком был отец хромого Тимура - Ақсақ Теміра, Тарағай бек. :ozbek:

Более того и мать Бабура, Нигер-ханым, была дочерью чагатаида Юнус-хана моголистанского, сыновьями которого были Жанке-хан - хан Ташкента и казахский Ахмет-хан, последнего также называют Алаша-хан.

А что уже и могольский хан Ахмед стал уже казахским ханом? Посмотрите историю Моголистана, потомки Ахмеда вовсю воевали как с узбеками, так и с казахами и кыргызами.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Уважаемый XAR TATAAR!

Ваш вопрос только на вид очень прост и затрагивает неразрешенный однозначно вопрос, что такое этнос.

На мой взгляд в разных этносах существуют разные доминанты. Наприме, в средневековой России основным признаком "русского" была принадлежность к православному христианству.

Казахский этнос еще не сложился, как нация. Принадлежность к казахскому этносу до сих пор определеляется по принадлежности к роду-племени и шежире. Так, живщим на юге Казахстана тюркам: мусульмане, граждане Республики Казахстан, прекрасно говорящим на казахском язаке, легче себя идентивицировать с современными узбеками, у которых родо-племенная структура утрачена несколько столетий назад.

У современных узбеков доминантой является исповедание ислама, в 20 годы при определении среднеазиатских этносов тяжело было определить этнос отдельных индивидумов, которые называли себя "муслим" и при этом были двуязычны: прекрасно говорили и по-тюркски и по таджикски.

С уважением,

А причем здесь узбеки, если речь идет о китаеце,который стал мусульманинам и говорит по казахски ?

Можно ли его звать тюркам?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Заметки о менталитете жителей Закатальского округа

Выше было сказано, что территория Закатальского округа населена тремя народностями. Рассмотрим каждую из них отдельно и начнем, по хронологическому порядку населения, с ингелойцев (местные грузины-мусульмане: потомки «огрузининенных» в ХII-ХV вв. местных аварцев и мигрантов картвельского происхождения – прим. ИА «Кабал»)...

Главная, отличительная черта ингелойца, - гостеприимство. Нечаянно заехавшего к нему он называет «гостем Божьим». Первое условие гостеприимства – угощение, и ингелоец для гостя ничего не жалеет. Он его накормит, чем Бог послал. Ежели у него выделывается вино, то откроет непочатый кувшин на счастье и здоровье неоцененного гостя. Потом возьмет инструмент, в роде гитары, поет, играет, а детей заставит плясать. При отъезде, он просит, чтобы гость и на будущее время не миновал его жилища. По достоинству и званию гостя, провожает его до ворот, или верхом на коне за деревню. Ингелоец вспыльчив, но не злопамятен. Со введением христианства месть стала уступать прощению обид. Ингелоец по-своему трудолюбив: он не любит откладывать дела, хотя, работая, часто отдыхает. Походка его тяжелая, с перевалом. Умственные способности плохо развиты. Богатство природы дает ему все: у него вдоволь хлеба, вина, скота; между тем его угрюмый вид, его нищенская одежда и обувь поражают европейца. Женщина у них, как и вообще у всего здешнего туземного населения, не знает отдыха: она, кроме обыкновенных забот хозяйки дома, молотит и веет хлеб, воспитывает шелковичных червей, смотрит за скотом, ухаживает за огородом. Глава семейства или старший в доме, глубоко уважается всеми домашними; он держит себя относительно прочих членов семейства с достоинством. Ингелойцы – мусульмане – ничем не отличаются от христиан. У многих из них сохранилось уважение к постам великому и успенскому.

Мугалы (тюркоязычные племена монгольского (племена байдар и др.), иранского (таты Лагича), дагестанского (потомки кровников, безземельных горцев и других вынужденных мигрантов из горного Дагестана) и собственно тюркского (племена зулькадар и туркменов кара-коюнлу) происхождения, поселенные коренными жителями аварцами большей частью в конце ХVIII в. на своих землях (опустели в результате нашествия иранского царя Надир-шаха в 1740-х гг.) в качестве батраков или арендаторов – прим. ИА «Кабал»), по характеру своему, во многом схожи с ингелойцами, особенно живущие в Алиабатском и Елисуйском наибствах: деспотизм турок, персов, а потом лезгин отражается на них до сих пор. Угрюмый вид, медленные движения, по большей части опущенная голова, - вот наружный оттенок мугала. Чувство правды им почти незнакомо. Пустое, ничтожное обстоятельство вызывает между ними разноречивые ответы. Присяга для него, как и для ингелойца, ничто иное, как игра слов: он готов присягать сколько угодно. Ложные свидетельства – обыкновенное явление среди мугалов; сутяжничество, незначительные и часто несправедливые жалобы неразлучны с ним. Мугал слишком легковерен, но только к мусульманину, и наоборот, слишком недоверчив – к христианину. Каждое правительственное нововведение пугает его: он видит в нем или приступ к увеличению налогов, или начало рекрутской повинности. Ежели говорят, что массы глупа, то это совершенно верно в отношении к мугалам и ингелойцам: куда один, туда и все, не давая себе отчета, какой может быть из этого результат. «Все так делают, - зачем я буду отставать?» говорят они. Обращаясь к начальнику с каким-нибудь делом, он заводит разговор с самых отвлеченных предметов. Речь свою седеет медленно, растягивая почти каждое слово.

Мугалы занимаются земледелием, обработкою рисовых полей, шелководством и скотоводством. У некоторых есть довольно большие стада овец. Земледелие же у них далеко не совершенно, и только благодаря богатству почвы, обилию орошения и теплому климату, они не знают неурожая. Мугалы ленивее ингелойцев. Вся тяжесть работы выпадает на долю женщин; мужчины же, окончив работу, любят посидеть у бегущего ручья и послушать туземного импровизатора или певца. Мотив их песен чрезвычайно однообразен: это какое-то плачевное завывание, с судорожным сжиманием горла. В этих судорогах заключается вся прелесть, все достоинство певца…

Лезгины (аварцы, как и все дагестаноязычные народы назывались царской администрацией «лезгинами» – прим. ИА «Кабал»). Характер лезгина вспыльчивый, мстительный. Он нередко готов предпринять самое отчаянное средство, чтобы достигнуть задуманного. Отважный до безумия, он, в случае неудачи, скоро падает духом. Походка его чрезвычайно легкая и быстрая. Он строен и статен. Считая себя как бы высшим существом, он с некоторою надменностью смотрит на остальные народности в округе. Слов «мугал» служит для лезгина выражением ругательства: такая брань может окончиться весьма трагически.

Роскошная природа и труда мугалов и ингелойцев, постоянно работавших на лезгина, сделали его ленивым до крайности. Щегольское оружие и добрый конь составляют его славу, его гордость. Нерасположенность к гяурам, присущая всем мусульманам, в нем слишком развита: среди жителей сел. Джары есть такие личности, которые ни разу не были в Закаталах, со времени нашего здесь водворении, несмотря на то, что Джары от Закатал в версте.

Отличительное достоинство лезгина заключается в том, что он не любит сутяжничать, и видя, что напали на след проступка, чистосердечно скажет всю правду. Вообще нравственный и умственный уровень лезгина гораздо выше ингелойского и мугальского.

Барон Фон-Плотто А. Природа и люди Закатальского округа // Сборник сведений о кавказских горцах, том. 4, Тифлис, 1870 г.

http://khabal.livejournal.com/3092.html

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...