Перейти к содержанию

Рекомендуемые сообщения

Uvajaemie druzya,

Hotelos' bi na etoi teme poluchit ot vas informatsiyu o rodovih Tamga-h i Uran-ah(kazakov,bashkir,kirgizov,uzbekov;vobshem turk i mongolskie narodi) mojno prosto napisat' nazvanie i avtora knigi po etoi teme.

1.V Mongolii uchenii Perlee napisal khigu o tamgah po kotorim on vostanavlival mongolskie rodi uchastvovavshih v stanovlenii dr.turk narodov.

Naprimer po tamgam dinastii krimskih Gereev on ustanovil chto eto predstaviteli roda Jalair, porodnivshihsya s Kiyat-borjiginami(kiyat-jalair)

2.Chital knigu po rodo plemenomu sostavu karakalpakov; tam est' vse tamgi i urani rodov.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Нет, у Бутанаева есть настолько отдаленные аналогии, что они не подходят (например тамга Аешиных). Гораздо ближе к этой тамге хорезмские знаки, там только отдельные элементы не совпадают.

А лук, теоретически мог быть привезен из Средней Азии, в комплексе был кувшин с арабской надписью

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

Уважаемый кузнец,

нашел только схожую тамгу у башкирских племен Сураш, Айыу, Буре, Бишей, Шишей, называется "койошкан" т.е. подхвостник.

Р.Г. Кузеев. Происхождение башкирского народа. М. 1974. С. 190

У кыргызов и казахов вроде такой тамги нет.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Уточню, знак вырезан на костяной срединной накладке от лука. Тамга ли это? Если тамга, то чья, мастера или владельца?

а где нашли эту вещь?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Уважаемый Рустам, спасибо за ответ, непременно посмотрю книгу Кузеева.

а где нашли эту вещь

В Кузнецкой котловине, в самом центре. Курган относится к так называемой Верхнеобской культуре. Носителей этой культуры разные исследователи принимают за тюркоязычных или же за самодийцев. То, что они тюркоязычные, я не сомневаюсь нисколько. Обряд погребения - кремация. То есть в курганах только кучка пепла. Иногда сожжен и конь. Мужчины с оружием, женщины с украшениями. Население сложилось явно из местных и како-то пришлой группы. Примерно в X веке здесь появляются кыпчаки и снова смешиваются с местным населением. У них уже обряд погреьбения другой, почти идентичный половцам, только каменных баб нет.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Что это?

Основной тип тамги называется лирообразной. На территории Киргизии встречается более 40 раз. Обычно на скалах, валунах и тд. Встречается и в Южном Казахстане. У современных киргизов такой тамги, насколько мне известно, нет, но у казахов похожие тамги встречаются у племени Шомекей (Киши жуз), а также у улужузовских Канглы. Встречается также у поволжских татар. Склонен называть данный вид родовых знаков тюргешской, так как данная тамга зафиксирована не только на двух известных нам тюргешских монетах, но и на новонайденых тюргешских надписях из Кочкорской долины Киргизии. Основной тип тамги (т.е. без нижней вертикальной черточки) имеется также и на одной из таласских надписей. Точна такая же по форме тамга была зафиксирована А. Аманжоловым в Юго-Восточном Казахстане.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Уважаемый Рысбек! Огромное спасибо за информацию. Она тем более интересна, что тюргешские монеты здесь не являются диковинкой. Может быть, конечно, это не научно, но я именно связи с Восточным Туркестаном сильно "подозреваю". Если бы Вы еще указали источники, это было бы совсем хорошо. Спасибо еще раз!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Уважаемый Рысбек! Огромное спасибо за информацию. Она тем более интересна, что тюргешские монеты здесь не являются диковинкой. Может быть, конечно, это не научно, но я именно связи с Восточным Туркестаном сильно "подозреваю". Если бы Вы еще указали источники, это было бы совсем хорошо. Спасибо еще раз!

Ладно, пусть будет совсем хорошо. :P

Ч. Жумагулов, Эпиграфика Киргизии, Фрунзе, 1, 1963; 2, 1982; 3, 1987.

К. Табалдиев, "Новые древнетюркские рунические надписи Кочкорской и Таласской долин", Труды Факультета Истории и Регионоведения Киргизского Национального Университета, Х, Бишкек, 2002

О. И. Смирнова, Сводный каталог согдийских монет (Бронза), Москва, 1981

С.Г. Кляшторный, "Новые открытия древнетюркских рунических надписей на Центральном Тянь-Шане", Известия Академии Наук Киргизской Республики, Бишкек, 2001, 1-2.

А. Аманжолов, "К интерпретации чуйских рунических надписей", Байыркы Кыргыз тарыхынын актуалдуу проблемаларыç Эл аралык илимий конгресстин билдируулорунун тезистери, 27-29 Август 2001, Бишкек, сс.97-100.

Сагалаева, А. М., Октябрская И. В., Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Знак и Ритуал, Новосибирск, 1990. Таблица 1, Образцы родовых тамг алтайцев конца 19-начала 20 вв.

Ну и мои, правда они на турецком языке.

R. Alimov, “Kockor’daki Turges yazitlari”, Istanbul Universitesi Sosyal Bilimler Enstitusu Dergisi, Istanbul, 2004/1, s. 12-42.

R. Alimov, "T’ien-San yazitlarinin tarihine iliskin”, Nejat Diyarbekirli Armagani, Istanbul, 2005, 12 s.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Забыл упомянуть Н. Ф. Катанова. :)

Н. Ф. Катанов, "Об одной выписи 1700 года, данной татарам Свияжского уезда, по копии И. Н. Юркина, с таблицей татарских тамг", Известия Общества Археологии, Истории и Этнографии при Императорском Казанском Университете, Казань, 1898, 14/1-6, сс. 361-362.

С уважением,

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

На 23 стр., в таблице №1 (Образцы родовых тамг алтайцев конца 19-начала 20 вв.) из книги Сагалаева, А. М., Октябрская И. В., "Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Знак и Ритуал" рисунка лирообразной тамги не приводится.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

На 23 стр., в таблице №1 (Образцы родовых тамг алтайцев конца 19-начала 20 вв.) из книги Сагалаева, А. М., Октябрская И. В., "Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Знак и Ритуал" рисунка лирообразной тамги не приводится.

Статью эту я сам не видел и, соответственно, не читал. На нее ссылается К. Табалдиев, поэтому я и включил ее в список. Да, в очередной раз убеждаюсь в правоте выражения "доверяй, но проверяй".

Спасибо!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Похожая тамга, но без нижне палочки изображена на донышке "туяхтинского сосуда". В 1935 г. перед строительством Чуйского военного тракта (ЧВТ) на Горном Алтае работала Саяно-Алтайская экспедиция Института истории материальной культуры АН СССР и Государственного Исторического музея.

Сергеев, возглавлявший один из отрядов при раскопках 3 кургана могильника Туяхта (он находится рядом с пос. Туяхта) нашел серебряный сосуд с тамгой в центре донышка и тюркской надписью, написанной по краю донышка. Сосуд находится в краеведческом музее Горно-Алтайска под инвентарным № 929\14 (старый номер 9-183).

Поверх упомянутой тамги выбита еще одна тамга.

Кызласов И.Л. по поводу тамги пишет: " Средневековые тамги похожие на те, что вырезаны на сосуде, мне не известны. Возможно следует сравнить одну "туяхтинскую" тамгу, с вырезанными знаками на стеле из долины р. Эдегей в Туве и, вероятно, относящимся к 9-10 вв.

По материалам статьи Кызласова И.Л. "Памятники рунической письменности в собрании Горно-Алтайского республиканского краеведческого музея", опубликованной в 2000 г. в ежегоднике "Древности Алтая № 5".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Таблица современных тамга, которые сохранились у алтайских теленгитов приведена на стр. 23 в книге В.П. Дьяконова "Алтайцы". – Горно-Алтайск: «Юч-Сюмер», 2001. – 224 с.

В приведенном списке лирообразная тамга отсутствует.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Спасибо за информацию. А можно ли еще вот что уточнить.

Из списка публикаций, мне оказалась доступной сегодня только О.И. Смирнова. Если все тамги такие же как в этой публикации, то скажите, где у знака верх, а где низ. Имеет же это значение? На монетах, по моему, тамга лежит на боку. И хвостик загнут. Хвостик этот мне представляется принципиально важным элементом. Или я ошибаюсь?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

На сколько я помню, в музее Горно-Алтайска были представлены разные предметы, в частности тажууры, которые были украшены различными орнаментами, в том числе и тамга.

Рисунки некоторых тажууров можно посмотреть здесь

http://www.altaiinter.org/project/culture/...ask/flask01.htm

Я понял, что для тамги важна ориентация верх-низ.

Кстати, современные старообрядцы из Горного Алтая (пос. Тюнгур) таврят своих лошадей инициалами своего отца.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

...на двух известных нам тюргешских монетах...

О каких тюргешских монетах идет речь?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да, пожалуй это тюргешская тамга. Интересно, может быть, что в наших местах приживает такой род "тергеш". Возможно, в самом деле какая-то часть тюргешей мигрировала сюда в 8 веке.

Спасибо за информацию

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

.....Но ни одна из таких монет не была выявлена в зоне проживания тюргешей(Чуйская, Таласская, Илийская долины, Иссык-Кульская котловина и Тянь-Шань).....

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

http://www.manas.kg/index?id=168

Здесь в статье К. Табалдиева и Ч. Джолдошева приведены лирообразные родовые знаки зафиксированные на территории Киргизии.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

На тюргешских монетах тип тамги №108 и 109 по О.И. Смирновой. К тому же нижний квадрат поставленный на вершину может и не являтся частью тамги, а быть частью буртика монеты - по типу китайских монет Кайюань Тунбао. Известны тюргешские монеты на которых такой буртик отсутствует. Так же известны тюргешские монеты на которых черта к дуге идет не от вершины квадрата, а с грани.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...