Перейти к содержанию
Гость Satyr

Джучи

Рекомендуемые сообщения

Также категорически не согласен с высказыванием АксКерБорж, где он приводит многократный перевод слов обиды Джучи к отцу Чингизхану (отчиму):

...Сенің түбің жалайыр, Ты из рода жалаир

Менің түбім абақты. Я из рода абак.

Екеуде бір туған, Оба они родственны

Берсейші жылы қабақты.. Будь же ко мне теплее.

Зацепившись за слово «абак» пользователь, вольно или невольно, перевел его как род. Но в монгольском языке того времени не было буквы «к», была буква «х».(например, в переводе с персидского «хаан» превратилось в «каан»). Поэтому использоваться должно слово монгольское (бурят-монгольское) «абаха»-примерно в значении как «принадлежу твоему роду» и перевод становится более смысловым по значению.

1 причём тут монгольский (есть в нём к или х)? стих то написан на казахском, потому и переводить его надо с казахского.

2 "в монгольском языке того времени не было буквы «к», поэтому надо думать, что в словах "к" заменялась на "х".

тогда непонятно, почему в примере, вами приведённом, как раз наоборот?

тем более, с чего вы взяли, что "хаан" - персидское слово? персидское слово - "шах".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Внимательно прочитав дискусс на сайте по поводу монгольского имени Джучи остался , мягко говоря, в недоумении. Джучи в русском переводе остается исторической личностью и нет большого смысла искать топонимику монгольского (прамонгольского) имени собственного в других, пускай родственных, языках. Правильно сказал один пользователь, что нужно спросить у монголов о значении этого имени. Только монгольские пользователи сайта могут скромно отмалчиваться, т.к. они сами (монголы-халхасцы) могут не знать происхождение этого имени.

они не знают смысла имени наверное потому, что имя не монгольское.

имя темыршiн, титул чингисхан - тюркские. имена его братьев кайсар и бильгетай - тюркские.

имя жены - борте - тюркское. имена его сподвижников - тоже. например, желмэ - жоломан, тогорил - тогрул

(между прочим, так звали и их примерного современика - султана турка-сельджука, захватившего багдад) .

а у монгол таких имен нет. это даже признавал карадаван.

и эти имена имеют конкретный смысл в казахском языке.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

не вижу ничего плохого в том, что они кереит.

ведь это уже история. в смысле, давно прошло.

а вот по гаплогруппам можно было бы раз и навсегда решить проблему спора с монголами.

Не вижу ничего плохого в том, что он мог быть и русским.

От такого видения исторической достоверности не добавится этой "версии"

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для достоверности нужно тестировать отца и сына, а так от Джучидов осталось только две втки, от монгольских всего одна.

По таким обрывкам только гадать можно.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

а известны ли сейчас достовроные потомки чингисхана?

и если да, можно ли узнать их гаплогруппы?

Известны:

http://www.elim.kz/forum/index.php?showtopic=2741

По монгольским потомкам Чингиз-хана, люди тестировались, но их результат я не имею права оглашать.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

конечно, дворцовая одежда хана, жившем в достаточно тёплом климате, должна отличаться от одежды степняка.

Стеганные халаты нынешних жителей этих теплых краев не отличаются от стеганных халатов степняков - отличие только в материале и раскрое. НЕ думаю, что Бабур всюду носил именно дворцовую одежду. Значит у караунасов и джете отличались все виды одежды - охотничья, повседневная, военная и т.д.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Известны:

http://www.elim.kz/forum/index.php?showtopic=2741

По монгольским потомкам Чингиз-хана, люди тестировались, но их результат я не имею права оглашать.

asan-kaygy,

Очень жаль, что мы не можем знать результатов тестов. Мы могли бы знать кто из наших действительно чингизид.

Однако возвращаясь к Джучи-Жошы хану, меня просто удивляет то, что люди не пишут что мавзолей ему построил его внук хан Берке, который принял ислам.

Казахские предания и легенды и кюй Кет-Буга - Аксак-Кулан говорят о трагической кончине сына Чингизхана Жошы во время охоты.Известна даже датировка август 1227 года.

После раскопок в могиле оказалось 2 скелета: один женский, второй мужской без руки, которая лежала отдельно, что еще раз подтверждает легенду о его скоропостижной гибели на охоте. Рядом с могилой Жожи находится не менее знаменитый могильник Домбаул это очень архаичная могила из камней, которую считают могилой Алыптонги-Афросиаба. В окресностях есть могила Келин Там - невестка Чингизхана, и конечно предположительная могила Едыге, могила Алашхана. Останки после раскопок Жошы были переданы в Эрмитаж, видимо таковы были правила, но их можно найти и сделать генетический анализ.

Надпись на плите увезли в Омск и ее можно было бы поискать.

С уважением,

Nurlan5

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А откуда известно, что Берке построил данный мавзолей. Помню, что даже выражались сомнения в том, кому принадлежит данный мавзолей.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А откуда известно, что Берке построил данный мавзолей. Помню, что даже выражались сомнения в том, кому принадлежит данный мавзолей.

asan-kaygy,

Точно не помню, но я точно это читал из популярной литературы возможно у Акселеу Сейдимбекова, но он тоже ссылался на восточные источники. Возможно Рашит Ад Дин.

Нурлан.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Могу точно сказать, что нигде не встречал этого известия. Видимо А. Сейдимбек сам это выдумал.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Поясню, я по Берке-хану писал статью и не встречал такого известия, хотя перерыл много что.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Поясню, я по Берке-хану писал статью и не встречал такого известия, хотя перерыл много что.

asan-kaygy

Скорее Вы правы, но по археологической датировке строения и бывшей глазурной надписи, которую снял какой-то офицер русской армии в 19 веке, это время Зоротоординского расцвета, этот мавзолей могли построить только потомки Ер-Саина. Странно, но эти потомки могли бы построить мавзолей и Чингизхану, но видимо они не знали где точно его могила, или умышленно не сделали этого. Поэтому они вложили огромные деньги на могилу Жошы в назидание того, что Чингизхан где то рядом и его дух видит этот памятник. Мавзолей Бату в Сарае говорят был очень величественным памятником, Тимур его не тронул, его разрушили при Иване Грозном. Вообще из-за удаленности от Европы Мавзолей Жошы просто чудом сохранился, иначе ушел бы на кирпичи в Астрахань (ближайший форт).

Акселеу Сейдимбеков написал книгу "Поющие купола" в которой описал все легенды и предания по памятникам Улытау. Это был очень колоритный мужик, последний знаток кочевой культуры (Последней кочевой цивилизации) казахов. Мне очень жаль, что у меня нет копий книги Маргулана, где описан материал по Мавзолею Жошы.

С уважением,

Nurlan5

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

С датировками там проблема, говорят о 13-15 веках, плюс слышал о статье в Отан тарихы, где описывалось что в мавзолее были захоронены один мужчина и две женщины. Было бы интересным если бы останки протестировали на дДНК

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Мавзолей Джучи-хана — памятник архитектуры XIII века, расположенный в Улытауском районе Карагандинской области в 50 км к северо-востоку от Жезказгана.

О его плохом состоянии пишет монгольскый исследователь Ц.Санчир: http://top.mn/1zst

220px-Dzhuchi_khan_mausoleum.jpg

Может быть не его мавзолей

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Насколько мне известно, да и сами монголы подтвердят, монголы ведь своих хоронят по обычаям ламаизма.

Монголы начали верить в будду несколько поздно

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

О смерти и месте хоронения Джучи хана

Так Рашид-ад-дин пишет: ПОВЕСТВОВАНИЯ О ДЖУЧИ-ХАНЕ

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

|A 135б, S 325| ПОВЕСТВОВАНИЯ О ДЖУЧИ-ХАНЕ; ДАТА [ВОСШЕСТВИЯ НА ПРЕСТОЛ] И РАССКАЗЫ О ВРЕМЕНИ ЕГО ЦАРСТВОВАНИЯ...

Все области и улус, находившиеся в пределах реки Ирдыш и Алтайских гор, летние и зимние кочевья тех окрестностей Чингиз-хан пожаловал в управление Джучи-хану и издал беспрекословный указ, чтобы [Джучи-хан] завоевал и включал в свои владения области Дашт-и Кипчак и находящиеся в тех краях государства. Его юрт был в пределах Ирдыша, и там была столица его государства. Вот и все!

c95f735a35a6.jpg

Эти земли Джучи, бывшее владение найманского хана, регион Улугтага который находится на Алтае. Вы можете видеть на карте составленной мной.

Далее в Рашид-ад-дине:

...Чингиз-хан приказал, дабы в той войне предводителем был Угедей. Благодаря своим способностям он установил между братьями согласие, и они сообща взяли Хорезм. Чагатай и Угедей направились к отцу и прибыли к [нему] к крепости Таликан. А Джучи-хан через Хорезм направился в сторону Ирдыша, где находились его обозы, и присоединился к своим ордам....

Из-за ссоры со своими братъями Джучи возвращался в свой нутук (юрту) и там скончался из-за болезни (рашид-ад-дин) или из за отравления (Джузджани, "Алтантобчи"). Кстати в "Алтан тобчи", монгольской средневековой хронике, говорится что "Тот Чагатай (имеется в виду Джучи хан, прим. enhd) задумал против своего отца плохое, и когда он ехал к нему, то навстречу ему отправился Очир Сэчэн и дал ему яд. Говорят, вдвоем с Очир Сэчэном они и умерли".

И на карте видите ныненее место мавзолея Джучи хана, этот место является окраиной Хорезма во первых, и Дешт-и-Кипчак пока ещё не был завоеван в то время т.е. по другому говоря орда Джучи хана находился пока ещё в регионе Алтая и Иртыша реки.

И там он скончался, его и похоронили в запрещенном месте на Алтае - Улугтаге.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ваш подход утверждения что часть легенды вымысел а часть чистая правда не аргументирован (слабо аргументирован). кроме желания "похоронить" Джучи на алтае и совпадения имени тут ничего нет. В то время как обстоятельства гибели Джучи больше пододят по Центральный Казахстан чем горный алтай.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ваш подход утверждения что часть легенды вымысел а часть чистая правда не аргументирован (слабо аргументирован). кроме желания "похоронить" Джучи на алтае и совпадения имени тут ничего нет. В то время как обстоятельства гибели Джучи больше пододят по Центральный Казахстан чем горный алтай.

Почему Вы не верите или не читаете первоисточники как Рашид-ад-дин и Джузджани, а свято верите каким то народным фольклорам типа "кююй об Аксак кулан"-е?

Мой подход как раз аргументирован на первоисточниках, т.е. из Рашид-ад-дина. Все совпадает с Рашид-ад-дином.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Они что-то писали о месте захоронения Джучи? ЕМНИП, нет. Мне просто не нравится позиция когда одно известие расчленяют на две части одна из которых вымысел а вторая правда. Анализируют обычно достоверность всего известия и при таком расчленении аргументация должна быть железно бетонной а не базироваться на созвучии.

П.с. Рашид аддин не писал что Джучи умер на алтае.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

имхо, никто точно не писал, где Джучи умер

если речь идет о зиме 1227 года, то вероятнее всего, смерть была географически южнее - Казахстан хорошо подходит

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Они что-то писали о месте захоронения Джучи? ЕМНИП, нет. Мне просто не нравится позиция когда одно известие расчленяют на две части одна из которых вымысел а вторая правда. Анализируют обычно достоверность всего известия и при таком расчленении аргументация должна быть железно бетонной а не базироваться на созвучии.

П.с. Рашид аддин не писал что Джучи умер на алтае.

Насчет Улугтаг - это Алтай, у меня железобетонный аргумент.

В Сокровенном сказании написано:

§ 144. Naiman-o Buiruq-qan Altai-in ebur Uluq-taq ĵorin qaqačan kodolĵuui. Merkidun Toqtoain koun Qutu Selaŋke ĵorin kodolĵuui.

....

§ 158. Teun-o qoina Čiŋķis-qağan Vaŋ-qan qoyar Naiman-o ķučuķudun Buiriq-qan-tur morilaĵu, Uluq-taq-un Soqoq-usun-a bukui-tur, ķurču, Buiruq-qan baildun yadaĵu, Altai-daban ķodolba.

.....

§ 177. ...

...Basa bida ķučuķurtai-Buiruq-qani Uluq-tağ-un Soqoq-usunača Altai dabaulun huldeĵu, Uruŋğu huruu oduat, Qičil-baši-naur-a muqutqaĵu abuai ĵe bida.

Из перевода Козина:

§ 144. Найманский Буирух-хан отделился от Чжамухи и направился по южному Алтаю к Улух-таху. Хуту, сын Меркитского Тохтоа-беки, двинулся к Селенге...

....

§ 158. Потом Чингис-хан с Ван-ханом вдвоем пошли на Гучугудун-Буируха Найманского. Не будучи в силах им противостоять, Буирух-хан двинулся через Алтай из местности Сохох-усун на Улух-тахе, где они его настигли.

.....

§ 177...

...Потом мы с тобой загнали за Алтай из Улух-тахского Сохох-Усун загнали Гучугуртай-Буирух-хана. Преследуя его, мы спустились вниз. по реке Урунгу, и у озера Кичил-баши захватили и уничтожили его.

Здесь все которые относятся о Улугтаг-е говорится о Алтае!

В Рашид-ад-дине я не искал пока, но верю что там тоже должно быть название "Улугтаг" связанное с Алтаем. Позже хорошенько посмотрю.

Рашид-ад-дин, Джузджани и монгольские хроникеры не писали что он умер на границе или даже в Хорезме что нынешный Улытау.

Вопрос, в то время окрестность нынешнего Улытау как назывался? Наверное по другому по хорезмски...

...Мне просто не нравится позиция когда одно известие расчленяют на две части одна из которых вымысел а вторая правда. ...

Насчет народного фольклора можно расчленять даже пословно, какие слова правдоподобные а какие вымышленные и пр.

Если казахский фольклор такой особенный что нельзя его расчленять то это очень оргинальная вещь как мне кажется.

PS:

Все информации что на Алтае похоронен Чингис хаган или чингизиды являются справедливым, но не Чингис хаган а Джучи хан, некоторые джучиды ... может быт Чагатай и некоторые чагатаиды.

Алтай - Улугтаг является одним из местов похоронения чингизидов и запрета "их хориг - великий корук".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Насчет Улугтаг - это Алтай, у меня железобетонный аргумент.

В Сокровенном сказании написано:

Из перевода Козина:

Здесь все которые относятся о Улугтаг-е говорится о Алтае!

В Рашид-ад-дине я не искал пока, но верю что там тоже должно быть название "Улугтаг" связанное с Алтаем. Позже хорошенько посмотрю.

Рашид-ад-дин, Джузджани и монгольские хроникеры не писали что он умер на границе или даже в Хорезме что нынешный Улытау.

Вопрос, в то время окрестность нынешнего Улытау как назывался? Наверное по другому по хорезмски...

Насчет народного фольклора можно расчленять даже пословно, какие слова правдоподобные а какие вымышленные и пр.

Если казахский фольклор такой особенный что нельзя его расчленять то это очень оргинальная вещь как мне кажется.

PS:

Все информации что на Алтае похоронен Чингис хаган или чингизиды являются справедливым, но не Чингис хаган а Джучи хан, некоторые джучиды ... может быт Чагатай и некоторые чагатаиды.

Алтай - Улугтаг является одним из местов похоронения чингизидов и запрета "их хориг - великий корук".

Это аргумент касается только ССМ, но не легенды из Утемыша-хаджи.

Расчленять можно но и аргументировать такое расчленение тоже нужно причем железно бетонно а не потому что так хочется.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Алтай - Улугтаг является одним из местов похоронения чингизидов и запрета "их хориг - великий корук".

Выяснили ведь в другой теме, что хориг это вовсе не запрет, а НЗ. :D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Это аргумент касается только ССМ, но не легенды из Утемыша-хаджи.

Расчленять можно но и аргументировать такое расчленение тоже нужно причем железно бетонно а не потому что так хочется.

Дорогой, Вы думаете что ССМ есть не как хроника то есть не имеет достоверного в своем времени, а легенды из Утемиш-хаджи и прочие значит более достовернее чем ССМ потому что она из уст народных фольклористов вытекли в свободном стиле?

Давайте бросаем все эти фольклоры и легенды (в том числе две строки из Утемиш-хаджи), и почитаем только источники и на этом работаем, сделаем выводы.

Здесь и кроется мое старание и анализирование темы.

Понимаете что я не имею никакого плохого засмысла против вас казахов что фальсифицирую вашу историю, а просто стараюсь найти правду то есть где покоятся эти монголы, и кто это самые монголы и прочие.

Также я горжусь со своим тюркским корнем. Мы были решающией силой во огромной территории и сейчас тоже имеем силу.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В ССМ я уверен на 100 %, хроника написанная дядей Чингиз-хана достоверна.

Но про место смерти Джучи не сказано в ССМ, а сказано у утемыш-хаджи.

Если его отбросим, то получается не знаем где он похоронен а если принимаем его сведения то он похоронен в Центральном Казахстане.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...