Jump to content



BAWIR$AQ

Почему казахов называли "киргизами"

Recommended Posts

  • Модераторы

Думаю, что и этнос и этноним соответственно возник позже. Обычно раньше называли 16 век, когда появляются источники, использующие этот этноним для сильного объединения.

Link to post
Share on other sites

Цитата из книги Назарова, где он объясняет разницу между казахами и киргизами:

с.276

"Долина Ак Баши как и все горы ТяньШаня и Алая населены горными киргизами или каракиргизами, которые в действительности и называют себя "киргизами" в отличие от тех, кто населяет степи Туркестана, Сибири и Оренбурской страны, которые сами себя называют "казак" (Kazak) . В старые времена они были известны как киргиз-кайсаки (Kirghiz-Kaisaki). Язык горных киргизов несколько отличается от тех, кто живет в степи (т.е. казахов - прим.А.) и существенно (decidedly) отличается от сартского диалекта, и поначалу я обнаружил немного трудным его для понимания пока не привык..."

Paul Nazaroff "Hunted Through Central Asia" Oxford University Press 1993

First published 1932

Link to post
Share on other sites

Цитата из книги Назарова, где он объясняет разницу между казахами и киргизами:

с.276

"Долина Ак Баши как и все горы ТяньШаня и Алая населены горными киргизами или каракиргизами, которые в действительности и называют себя "киргизами" в отличие от тех, кто населяет степи Туркестана, Сибири и Оренбурской страны, которые сами себя называют "казак" (Kazak) . В старые времена они были известны как киргиз-кайсаки (Kirghiz-Kaisaki). Язык горных киргизов несколько отличается от тех, кто живет в степи (т.е. казахов - прим.А.) и существенно (decidedly) отличается от сартского диалекта, и поначалу я обнаружил немного трудным его для понимания пока не привык..."

Paul Nazaroff "Hunted Through Central Asia" Oxford University Press 1993

First published 1932

Наерно он имел в виду Ат-Баши :kg2:

Link to post
Share on other sites

К ВОПРОСУ О ПРОИСХОЖДЕНИИ ЭТНОНИМОВ "КИРГИЗ" И "КАЗАК" (КАЗАХ)

По свидетельству историка и этнографа Курбангали Халида (1843 – 1913), русские чиновники, служившие в Казахстане, не раз на слова местных жителей “Men qazaqpın”, букв. “Я – казах”, заявляли: “Какой ты казак, ты – киргиз”. Почему казахов называли киргизами? Предположения о том, что название небольшого среднеазиатского народа, проживающего в далеких горах Алатау и Тянь-Шаня, русские ошибочно перенесли на соседей – жителей приграничных степей, с которыми имели непосредственные отношения со времен Золотой Орды, явно неубедительны. Сомнительным представляется и мнение о названии казахов по имени малочисленной южносибирской народности кыргыз, вошедшей в состав тувинцев и хакасов.

Известно, что в средние века в верховьях Енисея обитала народность кыргызов, создавших государство – Кыргызский каганат. Памятники древнетюркской и китайской письменности сохранили название древнего этноса qırqız. В челобитных русских служилых людей сказано о “великих ордах” – туземных племенах, обитавших в Сибири, среди которых они называют черных и белых калмаков и киргисских людей. У тувинцев, хакасов и якутов имеются роды qırğız ~ hırhıs ~ qırğıs. Чокан Валиханов в своих трудах упоминает о qırğız-qalmaq’ах, проживавших в Южной Сибири. Кроме того, с народностью кыргыз генетически связаны этнические группы qırğıs ~ hirgis среди бурят-булагатов и монголов-дархатов. Отметим также, что в фольклоре якутов их далекие предки именуются словом qırğıs. Потомками древней сибирской народности является этническая группа qırğız (ок. 700 чел.), проживающая в уезде Фуюй на северо-востоке Китая. В казахской героической поэме “Кобланды” иранский шах Казан-хан, обращаясь к богатырю из племени кара-кипчак, называет его jas qırğız ‘молодой киргиз’. Приведенные факты свидетельствуют о том, что слово киргиз, ныне являющееся самоназванием коренного населения Киргизии (Кыргызстана), с давних времен было широко распространено от Южной Сибири до Восточной Европы в качестве названия для разных этнических объединений.

Башкирский род qırğız ведет свое происхождение от казахов. В крымско-татарском фольклоре объединение кочевых племен, обитавших за рекой Урал, было известно под именем qırğız. Бытовавшее у татар и башкир наряду с лексемой qırğız сложное название казахов qırğız-qazaq ~ qırğız-ğazaq в документах времен пугачевской восстания передавалось в форме киргизские казаки. К ней можно привести типологически близкие модели словосочетаний: noğaylı-qazaq ‘ногайские казаки’, донские казаки, яицкие казаки ~ яицкие казахи и т.д.

До прихода команов-половцев в Причерноморские степи здесь проживали тюркские племенные группы и мелкие роды: западные печенеги, торки (турки, узы), берендеи, ковуи (в составе которых были роды мангытов и кипчаков), каепичи, турпеи и др., обобщающим названием которых, предположительно, был этноним *qırqaz ‘черкас’. В Киевской летописи сказано, что Изяслав, собравшись в Дорогобуж (1141 г.), “поима с собой Вячеслав полк весь и все Черные Клобуки, еже зовутся черкасы”. Черными Клобуками (Qara qalpaq) именовался союз тюркских племен, проживавших на территории Киевского княжества (торки, берендеи и печенеги). Посланник римского папы Джованни дель Плано Карпини, посетивший ставку великого монгольского хана, слово chergis употреблял для обозначения двух народностей, одна из которых обитала на Кавказе (черкесы), другая находилась в Южной Сибири (кыргызы). Под именем черкес на мусульманском Востоке объединяли всех обитателей Кавказа и Северного Причерноморья (выходцами из которых были мамлюки-черкесы в Египте). Русские словом черкес называли горских татар: кумыков, карачаевцев, балкарцев, а также представителей адыгских народностей. Слово çerkez используется и как общее самоназвание потомков кавказских горцев (адыгейцев, кабардинцев, карачаевцев, абхазов, убыхов, ингушей, чеченцев, осетин, лезгинов и др.), в результате российской экспансии вынужденных во второй половине XIX в. переселиться в пределы Турецкой империи; ныне обитают в Турции, Сирии и других странах Ближнего Востока.

В Северном Причерноморье черкасы (черкесы) образовали основу юго-восточной группы украинцев и называли себя козаки,козацкий народ. Англичанин Дж. Флетчер (XVI в.), излагая в своем труде сведения о татарских народностях, отметил следующее: “Исключение составляют одни Черкесы, примыкающие к юго-западной границе со стороны Литвы, которые гораздо образованнее прочих Татар, собою весьма красивы и благородны в обращении, следуя в этом обычаям польским. Некоторые из них подчинились королям Польским и исповедуют христианскую вepy”. Интересно отметить, что в “Записках” И.А. Желябужского при описании осады русскими войсками города Азова упомянуты воюющие на стороне русского царя черкасы запорожские(запорожские казаки) и их противники черные черкасы, вместе с крымскими татарами, ногайской конницей поддерживавшие азовских татар и турецких янычар. На карте С. Герберштейна словосочетанием circasi populi 'черкасский народ' обозначен этнос, обитавший на северо-западе от Кавказских гор. Согласно сообщениям письменных исторических памятников, тюркоязычный народ карачаевцев именовали словосочетанием саrа quirquez, букв. ‘черные, т.е. северные либо западные, черкесы’, близкородственных им балкарцев – chirkassi petigorski ‘бештауские черкасы’.

По мнению М.З. Закиева, рассматриваемый этноним представляет собой атрибутивное словосочетание и образован из двух тюркских слов qır qaz ‘полевые, дикие гуси’. Отметим, что в представлениях древних китайцев дикий гусь, совершающий перелеты в строго определенное время года, символизировал способность действовать в нужное время. Действительно, в дальние походы войска кочевников выступали осенью – в это время спадала изнурительная жара, на всем пути их движения было достаточно подножного корма для лошадей. Авторы труда по истории Казахстана С.Г. Кляшторный и Т.И. Султанов указывают на сезонный характер таких военных кампаний: “Военный быт кочевников имел специфические особенности. Скотоводы-кочевники совершали свои отдаленные походы на соседей-земледельцев обычно с осенних пастбищ, то есть тогда, когда их боевые кони в теле и способны выдержать быстрые и большие перегоны, а дехкане собрали весь свой урожай. Но вот приближался qasım ruz (по народному календарю, 8 ноября): сбор и построение войска прекращалось, ибо, как сказано в источнике, “жители степи в это время должны подумать о зимовках”. Английский посланник Дж. Флетчер в своем труде “О государстве русском, или образ правления русского царя (обыкновенно называемого царем московским), с описанием нравов и обычаев жителей этой страны” (1588 г.), характеризуя стратегию и тактику ведения боевых действий крымских татар, писал, что “они делают кратковременные и внезапные набеги с меньшим числом войска, кружась около границы, подобно тому, как летают дикие гуси, захватывая по дороге все и стремясь туда, где видят добычу”. В одном из древнекитайских письменных источников о народе динлин (ting-ling), обитавшем в Южной Сибири, сказано следующее: “... носились по степи с быстротой ветра с криками га-га-га, как дикие гуси в осеннем небе”. Таким образом, возникновение поэтического образа и ассоциативной связи: дикие гуси – осень – стаи || степняки – осень – войско носило универсальный характер, т.е. соседние земледельческие народы видели, что подобно этим птицам, ежегодно собирающимся в стаи и улетающим на юг до наступления зимы, воины-кочевники объединялись в осенние дни в боевые отряды для набегов на соседние страны. Этот метафорический образ был знаком не только монголам Чингис-хана, но был усвоен некоторыми народами Европы. Так, например, в английском языке наемники-профессионалы, называемые “солдатами удачи” (soldiers of fortune), принимающие участие в каких-либо военных конфликтах за определенную плату, охотнее всего именуют себя wild geese ‘дикие гуси’. С появлением такой категории людей на постсоветском пространстве в русском языке возникла калька английского выражения – военных наемников стали иногда именовать "дикими гусями".

Слово черкас ~ черкес является фонетическим вариантом тюркской синтагмы qır qaz, букв. ‘степные, дикие гуси’ – так назывались воинственные роды разного происхождения, вольно кочующие в степях и на предгорных равнинах. Это слово в тюркских языках получило закономерные звуковые формы: qırqız ~ qırğız ~ hırhıs. Отмечается многообразие форм письменного отражения этнонима в разных языках: quirquez, circassien, chirkass, chircase, kirghiz, kirghis, kergis, kerges, kirgis, chergis, herhis, hirgis, hirhiz, hirkis, hirtis, girtis, черкас, черкес, çerkez, çerkes, tarquas, tarcas, tergiss, киргиз ~ кыргыз и т.д.

Судя по наличию в алтайской антропонимической системе имени Qırğızaq, от которого образована фамилия Кыргызаков, а также по встречавшемуся прежде в речи русских поселенцев в Семиречье варианту слова киргиз – киргизяк, можно сделать вывод о том, что от сложного слова qırqaz аффиксальным способом (qırqaz + аффикс aq) образовались три фонетических варианта одной и той же производной лексемы: qırqazaq ~ qırğazaq ~ qırğızaq. Упомянутый аффикс -aq встречается в этнониме мещеряк, который восходит к тюркскому слову mīşär, обозначающему одну из народностей в составе поволжских татар. В семантической структуре синтагмы qır qazaq ~ qır qazağı произошли изменения – это словосочетание утратило метафоричность и приобрело прямое значение ‘степной казак’, так как второй её компонент, осложненный аффиксом и перешедший в разряд социальных терминов, перестал соотноситься с исходным словом, обозначающим вид перелетной птицы. Далее, реализация принципа экономии в речи привела к сокращению определения qır ‘степь; степной’ как избыточного, так как само слово qazaq уже обозначало простого воина-обитателя степных пространств, не относящегося к аристократическому сословию.

По мнению некоторых исследователей, происхождение слова казак относится к XIII веку. Видимо, образованные от синтагмы qır qaz варианты qır qazaq ~ qır qazağı ~ qazaq употреблялись в одно и то же время. Первоначально слово казак являлось обозначением представителя тюркского племени, уделом которого была вольная степная жизнь, проводимая в набегах и сражениях. Например, в крымско-татарском языке лексема qazaq имеет значение ‘вольный степняк’. Источники свидетельствуют, что в 50-х годах XV века из Узбекского ханства (Приаральские степи) в Семиречье, т.е. западную часть Могулистана, переселилась часть кочевников. Мусульманский историк Махмуд бен эмир Вали писал следующее: “Особенно после смерти Абул-Хайир-хана, когда в областях Дашт-и Кипчака возникли беспорядки, большая часть узбекских воинов собралась под сенью знамени могущества царевичей. Так как в начале прибытия в Могулистан они проводили время в набегах на калмаков и киргизов, и грабежах, и на окраинах областей занимались разбоем, к этому народу пристало имя казак”. Историк XV века Абд ар-Раззак Самарканди употреблял указанный термин в аналогичном смысле, сообщая, что “некоторые из войска узбекского, сделавшись казаками, приходили в Мазандеран и, устроив везде грабежи, опять уходили назад” (в 1440 – 1444 гг.). В старорусском письменном произведении “Повесть о Еруслане Лазаревиче” встречается выражение казаковать: “Да поехал в чистое поле гуляти-казаковати… (Захотел свою честь получити и славу захотел свою пустити во многие орды)”. Социальный термин qazaq был широко распространен на протяжении от Днепра, Крыма и Кавказа до Сибири и от Казани до Туркестана, обозначая определенную боеспособную категорию населения. В северо-западной части Азербайджана находится город Казах, на территории Чечни в районе былого проживания небольшой народности qara-bulaq в XIX веке было известно селение Казах-Кечу, букв. ‘Казахский брод’. Объяснения этим названиям мы встречаем в письменном исследовании П. Буткова, который сообщает интересный факт: “Кочующий в Грузии на пределах ее с 1480 года народ тюркского происхождения доселе известен под именем казахов”. В ученом труде, написанном Вельяминовым-Зерновым, сказано о том, что в XV – XVI веках “простые татары казанские, крымские и прочие обыкновенно звались казаками и сами они называли себя казаками”. Казаками назывались и ногайцы, кочевавшие в междуречье Идиля и Яика , т.е. Волги и Урала, в степях севернее Кавказа и в Причерноморье. Поэтические сказания о героях средневекового Дешти-Кипчака сохранились в фольклоре жителей Дагестана – кумыков и ногайцев под названием qazaq yırları ‘казачьи песни’. Производное слово qazaqlıq, букв. ‘казачество’, имеет значение ‘образ жизни, связанный с боевыми походами, набегами’. В стихах поэта Казтугана, жившего в XV веке, встречается выражение ногайские казаки в таких словосочетаниях, как: noğaylı-qazaq jurtım’nıng ‘моей ногайско-казачьей отчизны’, noğaylı-qazaq yelim’nen ‘от моего ногайско-казачьего народа’. Автор Устюжской летописи 1481 года упоминает казаков царя Ивака в Ногайской Орде. Новгородская четвертая летопись сообщает, что в 1491 году из Казани на помощь московскому войску, выступившему в поход на земли Большой Орды, “царь Махмет Еминъ послал же на поле своих воевод да казаков”. 21 июня 1491 г. великий князь Иван III писал своему крымскому союзнику Менгли-Гирею: “Саталгана царевича на поле послал с уланы и со князьми и с казаки, да и русских есми воевод с русскою ратью с ними послал…”. В русских историографических памятниках сообщается, что в 1492 году “приходили Татарове Ординскиа казаки, в головах приходил Темешом зовут, а с ним 200 и 20 казаков, в Алексин на волость на Вошань, и пограбив, поидоша назад”, в 1499 году “приидоша Татарове, Ординские казаки и Азовскиа, под Козельск и взяша селцо Козелское Олешню”. Русский посол Иван Кубенский писал из Крыма: “сказывают, государь, Азовских казаков и Ордынских человек с восемь сот пошли на Русь, а того, государь, неведомо под твоим земли пошли или под литовского”. В одном из исторических сочинений сохранилось сообщение о том, что в период 1397 – 1410 годов из Крыма в Литву прибыли казаки, которые стали нести службу по охране королевской почты. Русский историк Н.М. Карамзин, перечисляя козаков ординских, азовских, ногайских и других, высказал мнение, что “сие имя означало тогда вольницу, наездников, удальцев, но не разбойников”. В 1474 году крымский хан Менгли-Гирей писал Ивану III: “Мне твои земли не воевать, ни моим уланам, ни князьям, ни казакам”.

Вольные казаки нападали на купеческие, боярские и даже царские торговые караваны. В русских исторических преданиях сообщается следующее: “Пошли казаки в походы: кто на Русь, кто на Кавказ, кто на турок, а кто и в Польшу”. Из-за их разбойничьей деятельности крымские татары регулярно предпринимали военные экспедиции на Дон. Московский царь также посылал в этот регион карательные отряды для усмирения воровских казаков, посягнувших на его имущество, и велел воеводам в пограничных районах казаков и беглых крестьян ловить, сажать в тюрьмы и казнить. Об отношении христианизированных казаков к единоверцам писал в свое время Кулиш П.А.: “А диких разбойников за приношения с пожарищ бесстыдно называло рыцарством славным, хотя те и басурман, и христиан терзали, торгуя в Крыму пленниками православными”. Иной раз внезапный казачий набег для жителей Руси был страшнее похода крымского хана. Видимо, в те времена и появилось выражение “казаки-разбойники”. В результате завоевания Казанского, Астраханского и Сибирского ханств, захвата территорий кочевий близ рек Волги и Урала рубежи Российского государства оказались на казахской земле. Обитателей восточных степей в XVII веке и начале XVIII столетия именовали по-разному: татары казачьей орды, казакские татары, татарские казаки, татары-казаки, татары-киргизы и просто казаки (латинск. Cosac, Kasakki Tartari, французск. Kasaкi Tartares, Cosaques, английск. Cossacks, Cassacks, Kassack, немецк. Tartari Cosatski, итальянск. Casahi). Кроме того, в исторических документах, отражающих казахско-русские отношения в XVI – XVIII веках, встречаются такие слова и словосочетания, как казацкая орда, казачья орда, казачий народ, кайсаки, киргиз-кайсаки, киргис-кайсаки, киргиз-казаки, киргиз-казахи, киргис-хазаки, киргизы, киргизцы, войско кайсацкое, кайсацкая орда, киргис-кайсацкое войско, киргиз-кайсацкая орда и производное слово ордынцы. В архивных документах, связанных с восстанием, возглавленным донским казаком Е.И. Пугачевым, казахов именовали киргизскими казаками и войском киргизским.

Ввиду неоднозначности лексемы казак к данному слову стали добавлять определения в зависимости от смысла высказывания: казахов в письменных трудах стали называть киргиз-казак (М. Тынышпаев), qırğız-qazaq (Хасан Ата Абуший), qazaq-qırğız (Х. Досмухаммедов) в отличие от русских казаков (Ф.Беневени) ~ российских казаков (П.С. Паллас), kazak-orıs, qazaq-orıs, orıs-kazak (в казахской литературе). В письме посланного Петром I со специальной миссией на Восток Флорио Беневени содержится вопрос, где встречается интересующий нас этноним в двух значениях: “Как позволите, Ваше Величество, об здешних полоненных русских казаках, солдатах и прочих, не токмо которые при князе Бековиче взяты, но и про оных от каракалпаков и казаков заполоненных?”. Со временем семантический объем лексемы казак в русском языке увеличился, слово приобрело несколько значений: 1. Представитель военно-земледельческой общины вольных поселенцев на окраинах государства. 2. Крестьянин, потомок этих поселенцев (на Дону, Кубани, Тереке и в некоторых других местностях). 3. Боец воинской части из этих крестьян. 4. Нижний полицейский чин (архаровец). 5. Вольнонаемный батрак (на севере Руси). Российские уголовники использовали это слово в арготическом значении “конный милиционер; контролер, охранник в исправительно-трудовых учреждениях” ввиду того, что в дореволюционное время некоторые казачьи кавалерийские части использовались как полицейская сила. Прямо противоположное и более старое значение имеют глагол и прилагательное, образованные в “блатном” жаргоне от рассматриваемой лексемы:казачить ‘раздевать, грабить’, казачий атас ‘грабеж’, казачье солнышко ‘луна’. В алтайском и хакасском языках слова qazaq и hazah имеют значение ‘русский’, потому что раньше всех из России в Сибири появились казаки. В персидском языке qäzzaq ‘казак; кавалерист особой бригады, в которой служили русские офицеры во время царствования в Иране тюркской династии Каджаров’.

Исходя из приведенных фактов, есть достаточные основания утверждать, что появившийся на метафорической основе социальный термин-обозначение воина-степняка в форме тюркского словосочетания qır qaz, букв. ‘дикий гусь’, через стадию перехода в разряд политической лексики (наименование независимых обществ) – в результате закономерных фонетических изменений, аффиксации и эллипсиса определения в атрибутивной синтагме – в разных языках породил вариационный ряд этнонимов с разной семантикой: qırqız ‘кыргызы’ (племя, прежде обитавшее в Южной Сибири), qırğız ‘киргизы’ (коренное население Кыргызстана; народность в Китае и отдельные роды в составе этносов Сибири и Центральной Азии), çerkas ‘черкасы’ (объединение тюркских племен на территории нынешней Украины; украинские казаки), çerkes ‘черкесы’ (тюркские и адыгские народы Северного Кавказа; ныне – часть кабардинцев), qazaq ‘казахи’ (коренное население Казахстана), казаки ‘разные группы казачьего сословия в составе русского и татарского (нагайбаки) народов’ и т.д.

Link to post
Share on other sites

Происхождение лексемы KAZAK возможно в нескольких вариантах но точно не в том что указано KIR KAZ "дикий гусь". Это вообще бессмыслица.

Смысл слова КАЗАК - это беглец, вольный степной разбойник.

В этом и надо искать источник происхождения слова.

Вариант 1.

KAÇAK/QAÇAQ "беглец, строптивец" (в средневековом Азербайджане так называли людей, сбежавших от крепостничесткого подчинения беку и ведущих вольный и разбойничий образ жизни"

от тюркского корня KAÇ- "бежать"

Вариант 2.

KADhIR- (DLT) "неподчиняться, быть строптивым, незговорчивым, независимым"

> KADhIR(Ğ)AK "неподчиняющийся, строптивый, незговорчивый, независимый, вольный" > KAZIRAK > KAZRAK > KAZAK

Вариант 3.

Дочь Афрасиаба (Tonqa Alp Ər) звали Kaz.

От ее имени произошло название города Kazvin (Kaz Oyın "то есть место где Каз играла")

Муж Каз (Фирдоуси ее назвал Фирангиз в "Шахнаме") Сиявуш был убит около Бухары. Место его смерти стало местом ежегодного паломничества огнепоклонников.

Также в долину Или впадала река называемая тюрками KAZ SUWI "вода Каз" потому что на берегу этой реки Каз построила крепость.

Дочь Афрасиаба Каз была очень известной в тюркском мире.

Возможно казахи ведут свое происхождение от Каз поэтому они так себя и назвали.

Если это действительно так то происхождение казахов удревняется минимум на 2000 лет !!!

Link to post
Share on other sites

Третий вариант несколько вырывается из общей логической линии.

В случае если будет доказано что он верен, тогда значение КАЗАК "вольный степной разбойник" вторично и возникло не ранее X века н.э. после распада кочевнических империй и кризиса государственности в степях Казахстана что привело к тому что кочевники были предоставлены самими себе и перестали платить кому бы то ни было подати и налоги.

Link to post
Share on other sites

Евграф Савельев

История казачества с древнейших времен до конца XVIII века.

Историческое исследование в трех частях.

Часть І.

Предки казачества.

Глава I.

Взгляд историков на происхождение казаков.

Вызывать в воспоминании минувшее есть

своего рода способ заглядывать в будущее.

Многомиллионный народ, населяющий в настоящее время берега Дона, Кубани, Терека, Урала, Нижней Волги, Иртыша, Амура, Уссури и другие места великой России, какъ-то: Забайкалье и даже Камчатку и с гордостью называющий себя в течение многих веков "казаками", едва ли может правильно понимать носимое им имя, а темъ более объяснить его значение.

В русской исторической литературе хотя и были многократные попытки к объяснению этого слова, но они, как увидим ниже, не привели ни к какому положительному результату. Задача действительно нелегкая, тем более что название народа "казаки" тесно связано с вопросом о его происхождении.

Если мы станем на точку зрения российских историков, объясняющих, хотя и бездоказательно, происхождение казачества от гулящих, бездомных людей и беглых преступников из разных областей Московского и Литовско-Польского государств "искавших дикой воли и добычи в опустелых улусах орды Батыя" (Карамзин). то название "казак" будет происхождения сравнительно недавнего, явившееся на Руси не ранее XV века и данное этим беглецам другими народами, как имя нарицательное, с отождествлением со словом "вольный, никому неподвластный, свободный". (Отождествление это будет объяснено ниже). Но тогда явится на сцену совсем необъяснимый вопрос, а именно: почему беглецы эти, скопившиеся на Днепре и Дону и по низовьям Волги, стали сами себя в XV и XVI в.в. именовать казаками — названием чуждым, для них совсем непонятным и с гордостью носить это имя в течение четырех веков, совсем отрицая какую-либо связь с московскими и литовскими областями, кроме связи по религии.

- 2 -

Русские и все славянские народы издавна называют германцев немцами, французы – аллеманами, англичане, как и древние римляне – германцами, шведы и норвежцы – по своему и т.д.; сами же немцы, считая эту кличку для себя обидной, называют себя дейтш, а страну свою – Дейтшланд.1)

Арабы, русскиe и южные славяне турок называют: турки, тюрки и турци, от арабского слова "туркур", разбойник, следовательно, прозвищем бранным, которое турки не любят; сами же себя они именуют османами (османли) от султана Османа и оттоманами.

Подобных примеров можно привести тысячи и все они будут свидетельствовать, что каждый народ носит с гордостью только то имя, которое он сам себе дал, а не то, каким его называют другие народы, часто даже в насмешку или как бранное.

Освобожденные от рабства американскиe негры в 1821 году основали на западном берегу Африки самостоятельную республику и назвали ее Либерия (от лат. слова liber – свободный). Почему же русские и литовские беглецы, почувствовав в южных степях вольную волю и свободу от гнета бояр, не наименовали свою общину и себя одним из этих названий, а каким-то неведомым им словом "казак", объяснить которое лингвисты до сего времени не могут. И все это происходит от того, что все историки стоят на ложной дороге в вопросе о происхождении этого, как будто-то бы всем известного, но на самом деле загадочного народа – казаков.

-----------

1) А.Вельтман (Дон, Москва, 1866 г.) слово "дейтш" производит от славянского племени даков или дациан, живших в ІV в. по среднему Дунаю, а потом постепенно поднявшихся в его верховья и в VІІІ в. смешавшихся с жившими там германцами, обновив это полудикое племя и дав им некоторую культуру, заимствованную от греков. В это же время у немцев появилось и название их укрепленных мест–замков – бург, от греческого "пургос" – башня.

Название немец у нас принято производить от слова немой, т.е. не умеющий говорить по славянски, не-умец. Основанием к этому послужило древнее греческое название иностранцев непioc (nepios), от на - нет и эпос - речь, т.е. неговорящий, безсловесный, замененное впоследствии словом варвар. Это едва ли верно. "Немец" или "неемец" произошло от славянских слов "не" и "иметь", т.е. неимеющий, бездомный, грабящий других и, главным образом, славян. Об этом грабительстве свидетельствует и вся история Дейтшланда. Следовательно, название народа "дейтш" впервые появилось в истории только в VІІІ в. нашей эры.

Латинские названия германцы (germanis) и Германия немцам (кимврам и тевтонам) искони не были известны. Их так называли римляне (Цезар, Тацит, Страбон и др.) в смысле нации (natio), в отличие от племен (gentes), т.е. союзом, братовщиной (Тацит). И действительно, германцы, разделясь на многие независимые племена, во время войны всегда соединялись в один общий союз, в одну духовно сплоченную массу, братовщину.

- 3 -

Были ли когда в истории примеры, чтобы бежавшие в одиночку холопы и преступники за тысячи верст от своей родины среди чуждого и враждебного им народа могли основать особое государство, составить сильную демократическую, свободолюбивую и религиозно-идейную общину, целый народ, с его своеобразным правлением, где старшого не было, а младший равен всем, с особыми воинскими приемами, с особенным говором, другими нравами и обычаями, а главное – рыцарской идеей лечь костьми за обиженных и угнетенных, за свои родныя земли и православную греческую веру, на удивление всему миру и на славу своим потомкам. Пример в истории редкий, если не сказать – единственный. Исключительным его назвать нельзя, так как в истории подобнаго рода исключений не было и быть не может.

Казаки отстояли для России весь юг, покорили Сибирь, проникли на Амур за 200 лет до его присоединения (в Албазин), открыли Берингов пролив за 100 лет до Беринга (казак Дежнев) и даже проникли до островов Новой Сибири, в Ледовитом океане2).

На покоренных и отнятых у татар и турок землях они стали твердой ногой по Дону, Тереку, Кубани, Уралу, Иртышу, Амуру, даже до Камчатки, сохраняя повсюду свои нравы, обычаи и своеобразное воинское устройство. Сделали ли что-либо подобное прославленные западом алжирские пираты и итальянские бандиты, существовавшие, как известно, более тысячи лет? Ничего подобного.

Казаки-некрасовцы, ушедшие от гнева Петра Великаго, в числе 600 семей, с атаманом Игнатием Некрасовым, сподвижником Кондратия Булавина, в 1708 году, на Кубань, а потом – в Турцию, в течение 200 лет неизменно сохраняют древний общинно-казацкий строй, старинный казачий говор, нравы и обычаи ХVІ в., выбирают, как и прежде, атаманов и есаулов, и решают все свои общественные дела казачьим кругом.

Могли ли так поступать потомки всякого рода беглых из разных мест, случайного, как думают некоторые историки, сброда, неимевшего общих традиций и не соединенного одним идейно-рицарским духом, если бы все это им не было передано издревле от славных предков?

-----------

2) Близ Иркутска и теперь еще видна крепость-острог, построенная казаками, сподвижниками Ермака, в 1622 г. из гигантских стволов лиственницы.

- 4 -

Мы думаем, что случайно или по неволе попавшиe в степи беглецы скоро ассимилировались бы в среде чуждого им народа и в течение веков утратили бы свою национальность так, что от них не оставалось бы и следа.

Не то мы видим в среде казачества, разбросанного волею судеб по всем окраинам обширной России. Везде мы видим одну общую казацкую идею, один мощный казацкий дух.

Западное средневековое рыцарство, прославившееся грабежами, насилием и угнетением мирного земледельческого люда, ничего общего с идеей казачества не имеет. Казачество стояло за свою свободу, за права обиженных и угнетенных, за свои земли и за свою веру, никому не навязывая ее и насильно не обращая в нее неверных, между тем как в западном рыцарстве цель была совсем другая, а именно – порабощение мирных и беззащитных граждан и распространение католицизма мечем среди славян и литовцев, т.е. цель отрицательная.

Казаки прежних веков, как это ни странно звучит для историков, не считали себя русскими, т.е. великороссами или москвичами; в свою очередь и жители московских областей, да и само правительство смотрели на казаков, как на особую народность, хотя и родственную с ними по вере и языку.3) Вот почему сношения верховного правительства с казаками в ХVІ и ХVІІ в.в. происходили чрез посолский приказ, т.е. по-современному – чрез министерство иностранных дел, чрез которое вообще сносятся с другими государствами. Казацких послов или, как их тогда называли "станицы" в Москве принимали с такою же пышностью и торжественностью, как и иностранныя посольства; об этом нам подробно говорит русский публицист ХVІІ в., современник царя Алексея Михайловича, Григорий Котошихин.

С Петра Великаго, с 1721 года, войско Донское перешло в ведениe военной коллегии. С этого времени вместо царских грамот, адрессованных "на Дон, в верхние и южные юрты, атаманом и казаком и всему великому войску Донскому", и отписок казаков прямо к Царю, на Дону стали получаться приказы коллегии и указы Сената.

----------------

3) Даже позднейшие историки, Ал. Филимонов в " Очерках Дона" в пятидесятых годах прошлого столетия и В.Ф.Соловьев в своей брошюре "Особенности говора донских казаков" в 1900 году писали, что казаки, не смотря на то, что стоят за Русь, что полки их оберегают ее окраины и что все имеют рвениe постоять за Царя, сами себя не считают русскими; что если любому казаку предложить вопрос: "Разве ты не русский?" – он всегда с гордостью ответит: "Нет, я казак". (Филимонов и Соловьев не были казаками).

- 5 -

Если же смотреть на казаков, как на исконных обитателей берегов Азовского и Черного морей, Дона и Нижнего Днепра, о чем мы будем говорить в следующих главах, то происхождениe имени "казак" объясняется очень легко и значение этого слова было понятно как для самих древних казаков, так и для соседних с ними народов.

Но прежде чем приступить к этому объяснению, которое тесно связано с вопросом о происхождении казачества, мы здесь приведем мнения по этому предмету некоторых историков, а мнения эти, как увидят наши читатели, иногда доходят до крайней нелепости, если не сказать – до смешного.

Фишер в своей Сибирской Истории, изданной нашей Академией Наук в 1774 году, слово "казак" относит к языку татарскому. "Оно означает, по его мнению, такого человека, у которого нет семьи, или который не имеет постояннаго жилища. Название это первоначально приписывалось собственно казачьей орде, т.е. ордынским казакам, жившим в начале ХVІ в. по нижней Волге, ныне киргиз-кайсаки, которые своими набегами и наездами славились перед прочими народами. Название "казак", продолжает Фишер, от татар перешло к русским и полякам"4).

По мнению Сталенберга, слово "казак" означает вольный, живущий на границе и всегда готовый служить за деньги. Но ни Фишер, ни Сталенберг не указывают, от каких именно татарских корней они производят это слово. В современных же наречиях татарского языка слова "казак" нет; следовательно, оно не татарское, а заимствованное ими отъ другого народа и отождествлено по характеру и исторической жизни казачества с понятием – вольный, никому не подвластный, служащий за деньги и другими проявлениями военного быта пограничных стражников, подобных древним нашим предкам.

--------------

4) У киргизов есть особый род, который исключительно носит название "казак", подобно тому, как есть другие роды "кипчак", "чайман" и др. Эти киргизы называют себя не "кайсак", как многие пишут, а "кхазак". Это потомки омагометаненных и смешанных с другими восточными народностями древних казаков. Среди них часто попадаются лица с чисто арийским красивым профилем и веселым взглядом. В языке киргиз-кхасаков встречается много очень характерных слов и выражений, свойственных говору Донских казаков прежних веков, как-то: кублюк – кубилек (женский наряд из шелковой материи ярких цветов на Дону), чекмень – кафтан, казан – котел, тумак – шапка с верхом, шальбары – шаровары, юрт, мерин, башка, таган, чугун, серьги, чулги – чулки, куп – выкуп, чекан – оружие, тала – тальник, камыс – камышь, чушка – свинья, карга, беркут, драфа, сазан, урань – ура, карбуз –арбуз, каун – дыня, тыква, бахча, канжар – кинжал, чумичка, малахай и др.

Многие лингвисты склонны думать, что эти и многие другие слова заимствованы русскими и в частности казаками от татар и киргизов. Это неверно. Славянский язык настолько богат словами, что, как увидим ниже, не нуждался в этом заимствовании и многие тысячи своих названий навязал всем соседним народам востока и запада. Сталенберг и Рубруквис отличают киргизов татарского историка Абул-Газа от киргиз-кайсаков и называют последних кергезы или черкессы – казаки, вернее – черкесские казаки, что, как увидим ниже, очень правдоподобно.

- 6 -

Болтин в примечании к истории Леклерка, в 1788 году писал, что "в отдаленныя времена на юге России жили татарские, сарматские и славянские племена: что от них отделились разные толпы в степи, разбойничали там или питались звероловством. Татары называли их казаками, т.е. сбродом. Люди эти, увеличившись, стали известны в нашей истории под именем половцев, существовавших до нашествия татар".

Вл. Броневский, в своей "Истории Донского войска", составленной, как известно, по чужим рукописям и изданной в СПБ в 1844 г., каковой труд серьезного исторического значения не имеет и при том репутация этого автора сильно пострадала от критических статей известнаго Донского историка В.Д. Сухорукова (Донск. Вест. 1867 г. №№ 27 - 29), ничто же сумняшеся, высказался о казаках так, что будто бы царь Иван Васильевич, видя размножение по Руси бродяг и разбойников, приказал, выражаясь просто, отворить южные заставы государства и турнуть их вон из отечества на Дон.

В.Д. Сухоруков в составленном им в двадцатых годах прошлого столетия при участии других авторов, "Историческом описании земли войска Донского", говорит, что "слово казак известно было в России гораздо раньше этого времени: оно, по мнению некоторых, на языке монгольском означало пограничного стража и вообще военного человека; но, рассматривая наши летописи тогдашнего времени, видим, что казаками назывались и такие люди, кои не только вовсе не составляли стражи, но даже разоряли Украину. По смыслу слов, в летописях и современных актах встречающихся: "На поле ходят баловни-казаки... живут своим казачьим обычаем" и т. д., нельзя не согласиться, что имя "казак" применялось однозначительно разбойнику, но в отношении ремесла оно не было столько поносным и преступным, как разбойник, ибо этот род жизни и поведение были в духе тогдашнего времени. Таким образом думать надобно, что слово "казак" означало отважного наездника, живущего набегами и войною, не привязанного к земле и домовитости"5).

-------------

5) 2-е издание Областн. Войска Донск. Статистического комитета 1903 г.

- 7 -

Известный наш журналист, критик, беллетрист и историк Н.А. Полевой говорит: "Кажется нет уже сомнения, что имя казаков есть азиатское название легкого конного воина. Тут не нужно прибегать ни к Косогам и Казахии Константина Багрянороднаго (X в. по Р. X.), ни к косе, ни к козе, ни к козявке, от чего выводили имя казаков Гербинии, Пясецкие, Зиморовичи и др. В Азии доныне целая орда турецкая называется казаками (киргиз-кайсаки). Татары и русские принимали в XV в. имя казака в смысле бездомноаго, странствующего удальца-воина. Так разумел и Иоанн III в ответе хану Зинебеку в 1477 году. Но то, чем порицали казаков неприятели, составляло их славу, и имя казаков осталось именем собственным целого народа, ибо они гордились им. Некоторое число сих народов, избегшее меча монголов и не хотевшее соединиться с ними, сделались "казаками".

Барон Брамбеус (0. И. Сенковский), знаток восточных языков, в 1834 г. (т. VI "Казаки") писал: "Мы не думаем, чтобы можно было разсуждать о происхождении слова "казак" без пособия ориентализма и его исторической критики... Слово "казак" есть собственное имя народа, который мы ныне называем киргизами. Кажется, что это поколение, издревле известное в Азии отвагою, хищничеством и ловкостью всадников, с давнего времени придало имя свое отрядам легкой конницы, употребляемой восточными властелинами для разных воинских назначений, подобно тому, как народное имя швейцарцев превратилось в Европе в наименование известного рода служителей. То верно, что у монголов, завладевших Россией, оно означало, кроме киргизов, еще вооруженных всадников, не приписанных ни к какому улусу, не составлявших собственности никакого хана, ни бека, бежавших от своих кочевых владельцев, коротко сказать – "вольных воинов" из разных поколений, соединявшихся в летучие отряды. Слова "казак" и "вольный" были, как бы однозначащие и поэтому, первое из них, соединяющее в себе при том понятие о войне, так нравилось беглецам из России и Литвы, поселившимся на Днепре и на Дону. Вот все, что при нынешнем состоянии ориентальной исторической критики можно сказать с некоторою достоверностью о происхождении слова "казак"; оно, повидимому, ничего не имеет общего с именем Касогов. Не должно, однакож, думать, чтобы понятие "казачества" не было известно на севере гораздо раньше слова "казак". Оно, кажется, очень древнее и в некотором отношении может быть названо коренным обычаем северных народов, проявившихся в разныя времена под разными именами.

- 8 -

Здесь мы позволим себе одно сближение. Хотя слово "казак" есть собственное имя огромного народа, но оно очень давно сделалось уже нарицательным и, при том, имеет правильное производство от известного корня. Как нарицательное, в восточно-турецких языках оно означает – бесприютный скитающийся, никому неподвластный, вольный. Бабер часто употребляет в своем джигитайском наречии слова "казаклык, казакламак" в этом смысле. Как производное, оно происходит от "каз" – гусь и значит гусак – "свободный, как дикий гусь" – говорят турки.

Название черкесов, которые сами себя именуют "адигами", происходит от персидского слова "серкеш", испорченного грубыми устами горцев и тоже значит – "неподвластный, бунтующий, вольный"6).

Новгородцы, еще до нашествия монголов, славились своею "вольницей". Присовкупите к тому венгеро-славянское: гуса, гусар – "свободный, всадник, бродяга, разбойник" происшедшее отъ слова гус (гусь), с его производными – "гусарити", т.е. разбойничать на море, "гусарица" - разбойничья лодка и т.д., и вы получите четыре однозначащих названия, четыре перевода одной и той же идеи. Вот почему донские и малороссийские казаки назывались попеременно то черкасами, то казаками, то вольницей, то даже, как например новосербские их соседи и нередко товарищи – гусарами7).

Остатки ордынских казаков, не присоединившиеся к киргизам – своим соплеменникам, образовавшим новое ханство, могли быть первым ядром, около которого копились русские беглецы. Скоро это ядро могло исчезнуть от безженства, преобладавшего в скопище, и русское поколение безпрестанно умножавшееся новыми пришельцами, остаться хозяином союза. Таким образом, говорит в заключение Сенковский, первоначальное соединение двух разнородных племен нисколько не мешает нынешним донцам быть сынами славянских предков".

----------

6) Черкес или серкеш в буквальном переводе означает "головорез".

7) По словацки гусь-самец называется гусер, по сербски – гуссар, по чешки – hauser, husak, по польски - gensior , по древнеэтрусски – гас, по осетински – газ.

- 9 -

Устрялов в своей "Русской истории" говорит, что донцы составляют чудную смесь разноплеменных народов, что язык их состоит из разных элементов; что в чертах их лица есть нечто азиатское и что казаки гордятся своим происхождением от черкессов и даже сами называют себя черкессами8).

Д.И. Иловайский в "Истории Рязанского княжества" (Москва, 1884 г., стр. 203) пришел к заключению, что " в ХV в. с одной стороны образуется в Рязанском княжестве особый класс служилых людей из передовой украинской стражи, а с другой в Придонских степях собирается вольница из русских беглецов-разбойников".

То же самое о донских казаках говорит и Костомаров, признавая их не более как беглецами, а не какой-либо партией, стремившейся сделать изменение или переворот в обществе (Русская История, гл. ХХІ, Ермак Тимофеевич). Как тот, так и другой не делают серьезной попытки к объяснению этого загадочнаго для них слова "казак". Впрочем, Иловайский в своих "Розысканиях о начале Руси" (1882 г. Москва, стр. 242) цитируя соображения проф. Бруна, помещенные в Записк. Од. Общ. Ист. и Др., т. ХІІ, приходит к заключению, что название "казаки", вопреки всем попыткам объяснить его из татарских языков, есть, вероятно то же, что казары, с его вариантами: "казахи" у Константина Багрянородного (Х в.) и "касоги" в нашей летописи".

М.О. Коилович, известный исследователь по истории Западной Руси (ум. 1801 г.) высказал вообще о казаках, что это испорченные силы русского народа, питомцы неестественно натянутой русской жизни времен Иоаннов ІІІ и ІV, негодные (?) люди, испорченные "злыми началами управления"9).

Мнения историков Забелина, Соловьева и Ключевского о происхождении казачества я приведу после, а также попутно укажу и на взгляды по этому вопросу историков малороссийских и донских.

Историограф Карамзин, мнение которого я нарочито привожу после других, как более полное, говорит (т. V, гл. ІV), что "летописи времен Василия Темного в 1444 г. упоминают о казаках рязанских, как особенно легком войске...

-----------

8) Казаки называют себя "черкасами", а не "черкесами". Это ошибка историка. Авт.

9) Напротив, в степи могли бежать только с сильным и свободным духом, а не негодные и испорченные управлением. Последние остаются на своих старых местах и с покорностью переносят гнет и унижения. Ведь все американские коллонии основаны беглецами, бежавшими от гнета метрополий.

- 10 -

Казаки были не в одной Украине, где имя их сделалось известным в истории около 1517 г., но вероятно, что оно древнее Батыева нашествия и принадлежало торкам и берендеям, которые обитали на берегах Днепра, ниже Киева. Там находим и первое жилище малороссийских казаков. Торки и берендеи назывались черкасами, а также казаками10). Вспомним касогов, обитавших по нашим летописям, между Каспийским и Черным морями, вспомним и страну Казахию, полагаемую греческим императором Константином Багрянородным в сих же местах; прибавим, что осетинцы и ныне именуют черкесов казахами. Столько обстоятельств, вместе взятых, заставляют думать, что торки и берендеи, называясь черкасами, назывались и казаками; что некоторые из них, не хотев покориться ни монголам, ни Литве, жили, как вольные люди, на островах Днепра, огражденных скалами, непроходимым тростником и болотами, принимали к себе многих россиян, бежавших от угнетения, смешивались с ними и, под именем казаков, составили один народ, который сделался совершенно русским, тем легче, что предки их с X в. обитали в области Киевской и уже были почти русскими... В истории следующих времен увидим казаков ордынских, азовских, ногайских и других; сие имя означало тогда вольницу, наездников, удальцов, но не разбойников, как некоторые утверждают, ссылаясь на лексикон турецкий: оно, без сомнения, не бранное, когда витязи мужественные, умирая за вольность, отечество и веру, добровольно так назывались."

Далее (т. VІІІ, гл. IV) Карамзин собственно о донских казаках говорит: "но важнейшим страшилищем для варваров и защитою для России между Азовским и Каспийским морями сделалась новая воинственная республика, составленная из людей, говорящих нашим языком, исповедующих нашу веру, а в лице своем представляющих смесь европейских с азиатскими чертами, людей неутомимых в ратном деле, "природных конников и наездников", иногда упрямых, своевольных, хищных, но подвигами усердия и доблести изгладивших вины свои – то были донские казаки, выступившие тогда (в половине XVI в.) на театр истории".

-----------

10) О том, что черные клобуки назывались черкасами говорит Воскресенская и Киевская летописи: "И скопя свою дружину пойде, пойма съ собою Вячеславл полк весь и вся черные клобуки, еже зовутся черкасы."

- 11 -

Карамзин прямо не называет этих природных конников и наздников" российскими беглецами, а лишь говорит, что "они считались таковыми", т.е. кем-то по ходячему мнению, не основанному ни на каких серьезных исторических данных, а это обстоятельство имеет много шансов к более вескому утверждению его первого положения о том, что казачество на южной окраине нынешней России было известно ранее Батыева нашествия, что оно выступало в X в. на театр истории то под именем торков и берендеев, то черкасов, и просто казахов или казаков.

Этот взгляд Карамзина с нашей точки зрения надо считать более правильным.

В следующих главах мы постараемся доказать, с приведением подробных исторических данных, что казачество, как лихие конники, с копьями и саблями — на суше и отважные мореходцы — на море, представляя передовой оплот великого славяно-русского племени, было известно, под тем или другим именем в глубокой древности, за много веков до Рождества Христова; что оно обитало почти в тех же местах, которые занимает и ныне: что оно в XII в. до Р. X. на 30 кораблях с берегов Дона, Днепра и Днестра ходило на защиту Трои, потом часть его проникло в Италию, под именем гетов-руссов, а впоследствии основало Рим; что, начиная с VI в. до Р. Хр. и до XIII в. по Р. Хр., оно наводило страх на персов и мидян, на греков и арабов; боролось с татарскими ордами и, в конце концов, осталось победителем над всеми своими многочисленными врагами, на славу великих свободолюбивых предков и в назидание грядущему, несокрушимому и гордому потомству.

Link to post
Share on other sites

Евграф Савельев

История казачества с древнейших времен до конца XVIII века.

Историческое исследование в трех частях.

Часть І.

Предки казачества.

В следующих главах мы постараемся доказать, с приведением подробных исторических данных, что казачество, как лихие конники, с копьями и саблями — на суше и отважные мореходцы — на море, представляя передовой оплот великого славяно-русского племени, было известно, под тем или другим именем в глубокой древности, за много веков до Рождества Христова; что оно обитало почти в тех же местах, которые занимает и ныне: что оно в XII в. до Р. X. на 30 кораблях с берегов Дона, Днепра и Днестра ходило на защиту Трои, потом часть его проникло в Италию, под именем гетов-руссов, а впоследствии основало Рим; что, начиная с VI в. до Р. Хр. и до XIII в. по Р. Хр., оно наводило страх на персов и мидян, на греков и арабов; боролось с татарскими ордами и, в конце концов, осталось победителем над всеми своими многочисленными врагами, на славу великих свободолюбивых предков и в назидание грядущему, несокрушимому и гордому потомству.

Дешевая Задорновщина :qyrgyz_new:

Здесь на форуме как то один юзер приводил размышления по поводу КОСОГОВ

КОС ОК – объединенные стрелы, союз племен (с тюркского), но почему так в древности называли племена адыгов, у них и в настоящее время флаг с перекрестием из стрел.

Предположим перекрестие из стрел когда-то была тамга объединенных с адыгами племен тюрков.

А у каких тюркских племен еще сохранилась подобная символика?

Link to post
Share on other sites

казахов узбеками называли тоже

+ Территорию современного Казахстана называли "Узбекией", а сами казахи в древних эпосах называли себя "Ногайлы".

Какое наименование можно считать первичным Ногайлы, Озбек или Казак? :)

Link to post
Share on other sites

+ Территорию современного Казахстана называли "Узбекией", а сами казахи в древних эпосах называли себя "Ногайлы".

Какое наименование можно считать первичным Ногайлы, Озбек или Казак? :)

Казахов узбеками,и наоборот узбеков казахами называли соседи.Вряд ли казахи называли себя узбеками,а то такие предания сохранились бы.А вот этнонимом "ногайлы" (не ногай,а ногайлы) /очень даже возможно/ себя называли.

Link to post
Share on other sites

Ибн-Рузбихан,

Биография

Суннит, сторонник шейбанидов, враг шиитов и Сефевидов. Как выдающийся богослов занимал видное положение при дворах ряда правителей. Б.А. Ахмедов указывает Султана Якуба Ак Коюнлу (1478-1490), тимурида Султана Хусайна-мирзы (1496-1506), Убайдулла-хана I (1533-1539). В.В. Трепавлов назвал год смерти около 1530. Автор исторических хроник, этических сочинений.

Так, он пишет: “Три племени (***) относят к узбекам, кои суть славнейшие во владениях Чингиз-хана. Ныне одно [из них] — шибаниты, и его ханское величество после ряда предков был и есть их повелитель. Второе племя — казахи, которые известны во всем мире силою и неустрашимостью, и третье племя — мангиты, а [из] них цари астраханские. Один край владений узбеков граничит с океаном (т. е. с Каспийским морем. — Р. Д.), другой — с Туркестаном, третий — с Дербендом, четвертый — с Хорезмом и пятый — с Астрабадом. И все эти земли целиком являются местами летних и зимних кочевий узбеков. Ханы этих трех племен находятся в постоянных распрях друг с другом, и каждый посягает на другого. И когда побеждают, то продают друг друга, уводят в плен. Имущество и людей [своего противника] они в своей среде считают дозволенной военной добычей и никогда от этого [правила] не отступают... Во всех этих родах очень много уважаемых ханов: каждый род великих и именитых [из] потомков Чингиз-хана называют султанами, а того, кто знатнее их всех, именуют ханом, то есть самым великим из государей и правителей их, которому они оказывают покорность”.

Link to post
Share on other sites

+ Территорию современного Казахстана называли "Узбекией", а сами казахи в древних эпосах называли себя "Ногайлы".

Какое наименование можно считать первичным Ногайлы, Озбек или Казак? :)

Средневековых казахов называли узбеками, в частности М.Х. Дулати

Link to post
Share on other sites

Средневековых казахов называли узбеками, в частности М.Х. Дулати

Это не новость, узбеками казахов называли только восточные авторы. Так же как татарами западные.

Но, как известно самоназвания узбек или татар небыло. Этих имен нет ни в одном казахском эпосе.

Link to post
Share on other sites

Казахов узбеками,и наоборот узбеков казахами называли соседи.Вряд ли казахи называли себя узбеками,а то такие предания сохранились бы.А вот этнонимом "ногайлы" (не ногай,а ногайлы) /очень даже возможно/ себя называли.

Возможно, отдельные группы казахов и называли себя ногайлы, но старейшины-ногайцы до недавнего времени называли казахов - алашлар

Link to post
Share on other sites

Чтоб не путать с "казаками", русские, казахов обозвали киргизами, А чтоб как то отделить настоящих киргизов от казахов-киргизов (раз их уже так обозвали их) стали обзывать "каракиргизами" или "дикокаменными". Я намеренно пропускаю словопроизношения "именовать", "называть" итд. Именовать значит называть его настоящее имя, если же по другому то сие будет кличка(обзываловка). Суть не в этом. Не надо делать из этого трагедию. В данное время все уже устаканилось. Киргизы стали "казаками", а дикокаменные стали называться "кыргызыми". И если какой то башкир назвал казахКа киргизом с каким то подтекстом то и из этого тоже не надо превращать в трагедию. Чем брат кыргыз хуже казаха ..А?. Как то один кыргызский писатель в декабре 1986 году оказавшись в Москве и заметив недобрые взляды пассажиров европейской внешности к себе, (а ехал он в автобусе), далее на вопрос :-" ..что казах ", он с гордостью и вызовом ответил да я КАЗАХ. Респект таким братьям - кыргызам. Уважаемые все очень просто, это по поводу почему казахи в какой то момент стали киргизами, и не надо в стакане с водой разводить бурю. :qazaq1:

  • Одобряю 1
Link to post
Share on other sites

В 1734 году с подачи нидерландского купца Николай Корнелиуссон Витзен в СанктПетербургских ведомостях казаков-казахов вдруг обзывают киргизами.

А СПб ведомости были официальным правительственным изданием.

Из-за этой оплошности на 300 лет прикрепилось чужое название нашему народу. Вот так легко может появиться название. 

Link to post
Share on other sites

В 1734 году с подачи нидерландского купца Николай Корнелиуссон Витзен в СанктПетербургских ведомостях казаков-казахов вдруг обзывают киргизами.

А СПб ведомости были официальным правительственным изданием.

Из-за этой оплошности на 300 лет прикрепилось чужое название нашему народу. Вот так легко может появиться название. 

весьма примитивное объяснение, уважаемый.

 

 

и вы как то поосторожнее с выражениями "обзывают" не красиво, не подабает... :angry:

 

можно свои мысли выражать более достойнее :)

Link to post
Share on other sites

 

В 1734 году с подачи нидерландского купца Николай Корнелиуссон Витзен в СанктПетербургских ведомостях казаков-казахов вдруг обзывают киргизами.

А СПб ведомости были официальным правительственным изданием.

Из-за этой оплошности на 300 лет прикрепилось чужое название нашему народу. Вот так легко может появиться название. 

весьма примитивное объяснение, уважаемый.

 

 

и вы как то поосторожнее с выражениями "обзывают" не красиво, не подабает... :angry:

 

можно свои мысли выражать более достойнее :)

 

Это исторический факт, т.к. казахов до этого называли казаками, а страну Казачьей Ордой. 

И если обзывают, то и надо говорить что обзывают. Если русских обзывали кацапами, то сказать, что "именовали кацапами" будет крайне неприличным!

Мысль выражена как есть, без всяких экивоков!

  • Одобряю 1
Link to post
Share on other sites

В 1734 году с подачи нидерландского купца Николай Корнелиуссон Витзен в СанктПетербургских ведомостях казаков-казахов вдруг обзывают киргизами.

А СПб ведомости были официальным правительственным изданием.

Из-за этой оплошности на 300 лет прикрепилось чужое название нашему народу. Вот так легко может появиться название. 

весьма примитивное объяснение, уважаемый.

 

 

и вы как то поосторожнее с выражениями "обзывают" не красиво, не подабает... :angry:

 

можно свои мысли выражать более достойнее :)

Это исторический факт, т.к. казахов до этого называли казаками, а страну Казачьей Ордой. 

И если обзывают, то и надо говорить что обзывают. Если русских обзывали кацапами, то сказать, что "именовали кацапами" будет крайне неприличным!

Мысль выражена как есть, без всяких экивоков!

Хорошо, что кыргызов не ОБЗЫВАЛИ казахами ....без всяких экивоков ;-)

  • Одобряю 1
  • Не согласен! 1
Link to post
Share on other sites

мало ликто как называл.... главное то  как себя называли казахи ...

О том, что не нужно путать киргиз-кайсаков с казахами, первым написал в 1750 г. академик Г.Ф.Миллер. В 1771 г. в своей рукописи специального историко-этнографического исследования о казахах об этом же говорил русский путешественник Х.Барданес. Свой труд он так и назвал «Киргизская или казахская хорография». Поставив как бы под сомнение правомерность употребления термина «киргиз», он особо уделил внимание тому, что сами так называемые «киргизы» никогда не называют себя «киргиз-кайсаками», а говорят «мен казак» — «я казах».

Link to post
Share on other sites

 

 

 

В 1734 году с подачи нидерландского купца Николай Корнелиуссон Витзен в СанктПетербургских ведомостях казаков-казахов вдруг обзывают киргизами.

А СПб ведомости были официальным правительственным изданием.

Из-за этой оплошности на 300 лет прикрепилось чужое название нашему народу. Вот так легко может появиться название. 

весьма примитивное объяснение, уважаемый.

 

 

и вы как то поосторожнее с выражениями "обзывают" не красиво, не подабает... :angry:

 

можно свои мысли выражать более достойнее :)

Это исторический факт, т.к. казахов до этого называли казаками, а страну Казачьей Ордой. 

И если обзывают, то и надо говорить что обзывают. Если русских обзывали кацапами, то сказать, что "именовали кацапами" будет крайне неприличным!

Мысль выражена как есть, без всяких экивоков!

Хорошо, что кыргызов не ОБЗЫВАЛИ казахами ....без всяких экивоков ;-)

 

Кыргызов русские, к сожалению, обзывали дикокаменными киргизами, и это тоже историческая правда.

Link to post
Share on other sites
  • Admin

Арстаномар - "дикокаменные" это значит "горные" кыргызы. Ничего в этом оскорбительного я не вижу, кроме Вашей навязчивой сентенции "ОБЗЫВАЛИ". Значит и сейчас Вас обзывают казахами в противовес самоназванию казак?

Link to post
Share on other sites

Қазақ в казахском языке кроме самоназвания ничего не означает. Но в казахском языке есть это слово, это слово Асау. Асау мы привыкли называть неоубузданных лошадей. Теперь попробуйте провести параллели между разбойник, вольный, безюртный -казак и неоубузданных, буйный-асау

Link to post
Share on other sites

Арстаномар - "дикокаменные" это значит "горные" кыргызы. Ничего в этом оскорбительного я не вижу, кроме Вашей навязчивой сентенции "ОБЗЫВАЛИ". Значит и сейчас Вас обзывают казахами в противовес самоназванию казак?

Rust, по сути искажение қазақ на казах можно воспринимать и как обзывание.

Даже на картах 1925 года название Казакстан, а царской России называли Казачьей Ордой.

 

К сожалению, в латинской транскрипции стало Kazakhstan (хотя почему не Khazakhstan?), хотя в начале 90-х годов в Америке было принято Kazakstan, т.е. название, данное Сталиным стало преобладать. 

Link to post
Share on other sites
Guest
This topic is now closed to further replies.




×
×
  • Create New...