Перейти к содержанию
BAWIR$AQ

Почему казахов называли "киргизами"

Рекомендуемые сообщения

Почему в дореволюционной России казахов называли "киргизами"

Самоназванием (именем, которым народ называет себя сам) коренного народа Казахстана, казахов, является КАЗАК.

Имя это казаки (казахи) получили в 1459 году, когда два султана-чингизида Жанибек и Керей, недовольные властью хана Абу-л-Хайра (правил в Узбекском улусе, государстве возникшем в степях западного и северного Казахстана в результате распада Золотой Орды, в 1428-1469 гг.), с подвластными им родами и племенами покинули Узбекский улус и прикочевали в пределы округа Чу и Козы-Баши на юго-востоке Казахстана.

Кто мог тогда предвидеть, что откочевка за пределы страны группы недовольных верховной властью родов и племен во главе с этими султанами окажется судьбоносной. Между тем, история сложилась так, что именно это событие стало началом нынешнего Казахстана. Да и возникновение самого этнонима казак и топонима Казакстан - один из результатов той перекочевки.

Дело в том, что в ту эпоху для обозначения временного состояния вольных людей, оторвавшихся по разным причинам от своей социальной среды или государства и принужденных обстоятельствами вести жизнь искателей приключений, употреблялось тюркское слово "казак", известное еще с первой половины XIII века. Так как Керей, Жанибек и их приверженцы были людьми, ушедшими от своих земель и скитавшимися по окраинам государства "кочевых узбеков", то их прозвали узбеками-казаками, т.е. узбекскими казаками, или просто казаками. Имя это за ними закрепилось.

После смерти Абу-л-Хайр-хана в Узбекском улусе началась борьба за верховную власть, и в этой обстановке Жанибек и Керей и их казачья вольница вернулись в Узбекский улус и в 1470-71 годах вернули себе верховную власть в стране (прадедом Жанибека и Керея был Урус-хан, правитель предшественницы Узбекского улуса - Белой Орды).

Так была основана династия казакских султанов. Имя "казак" сначала передалось ханству, а затем стало названием народа.

С первых десятилетий ХVI века за страной закрепилось название Казакстан ("страна казаков"), а за ее народом - название казак.

С тех далеких пор и до ныне коренные жители этой огромной страны себя иначе и не называют как казаками.

Под этим же названием они были известны у соседних народов.

==========================

Интересна история того, как менялось название казаков (казахов) в России.

Хронология русских названий казаков (казахов) такова:

kazat5hf.gif

В русских документах ХVI - ХVIII веков их именовали "казаками", а их государство "Казачьей Ордой" или "Казатцкой Ордой".

В памятнике русской культуры XVI века - "Книге Большому Чертежу" - приведены сведения о кочевьях и границах владений казаков:

----

"А промеж озера Акбашлы и реки Саук и озера Акколь и по обе стороны реки Кендерлика и реки Сарсы и песков Каракум, на тех местах, на 600 верстах, кочевье Казацкие Орды. А промеж Хвалинского (Каспийского) моря и Астрахани Казацкие Орды кочевье и от верху Яика к Волге кочевье Больших Ногаев".

--------

В 1534 году находившийся у ногаев русский посланец Данила Губин доносил царю Ивану Грозному о народе казак:

----

казаки, государь, добре сильны, а сказывают Ташкен воевали и ташкенские царевичи с ними дважды бились, а казаки их побивали".

--------

С XVIII столетия в русских источниках, а затем и в европейской литературе казаков (казахов) ошибочно стали называть "киргиз-казаками" и "киргиз-кайсаками" ("кайсак" - искаженное "казак").

Эти названия в 1867 году сократили до "киргиз".

Так почему же русские стали называть казаков "киргиз-казаками" ?

Ясно одно: сами россияне всегда признавались, что название казаков "киргизами" - ошибочно.

Вот, например, отрывок из книги российского этнографа и географа Е.К. Мейендорфа "Путешествие из Оренбурга в Бухару", написанное в конце XIX века:

----

" Я закончу отступление о киргизах одним замечанием; они не называют себя киргизами, а именуют казаками, что означает «всадник» — по мнению одних, «воин» — по мнению других. Они утверждают, что киргизами их называют башкиры, но им неизвестно, откуда взялось это слово. "

--------

Более подробная ситуация обрисовывается в статье "Принятие киргизами русского подданства" из "Сборника узаконений о киргизах степных областей", написанной старшим советником Тургайского областного управления И.И. Крафтом в 1898 году:

----

" Под именем киргизов известны кочевники, населяющие степные области: Акмолинскую, Семипалатинскую, Уральскую и Тургайскую, Внутреннюю (Букеевскую) орду Астраханской губернии, часть Сыр-Дарьинской области и Аму-Дарьинский отдел.

До введения в этих областях временных положений 1867 и 1868 годов в официальных актах киргизы часто назывались киргиз-кайсаками или киргиз-казаками. Сами киргизы называют себя и доныне казаками. Под этим же именем они известны и у соседних азиатских народов.

Существует предположение, что переименование казаков в киргиз-казаков сделано русскими (сибиряками) в отличии от казаков, потомков завоевателей Сибири. Когда Сибирь была населена русскими очень слабо, киргизы, черные или дикокаменные [т.е. современные кыргызы], отличавшиеся, по словам китайского писателя Циши, жестокостью и "зверонравием", часто нападали на города и села и на купеческие караваны и тем самым сделались ненавистными своим соседям, которые с названием "киргиз" привыкли соединять нечто страшное, дикое и зверское. По удалении черных или дикокаменных киргизов в Туркестан соседями русских оказались другие кочевники - казаки, которые много причиняли беспокойств и вреда населению южных сибирских областей. Чтобы отделить кочевников казаков от казаков русских, пришлось дать первым дополнительное название и притом такое, которое могло создать ясное для всех представление об этом народе. Но подыскивать особое название казакам не пришлось: они за свои хищничества и набеги уже получили кличку, в виде брани, "киргизов", и это кличка была прибавлена к действительному названию их, откуда и получилось наименование "киргиз-казаки", впоследствии измененное в "киргиз-кайсаки", а затем сокращенное - "киргизы". "

--------

В 1925 году было восстановлено самоназвание народа "казак".

В 1936 году было введено в официальное обращение широко распространенное ныне слово "казаХ". Oнo представляет собой очередное, позднее искажение истинного названия "казак", сделанное опять таки для предотвращения путаницы с ненавистными большевикам русскими казаками.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У татар принято называть казахов qazaq, а казаков – uris qazaq/

Но однажды я слышал, как башкир, обидевшись на казаха назвал его кыргыз.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

до 17-18 веков русские именовали казахов - "казаками", "Казачьей ордой", Казацкой ордой".

начиная осваивать Сибирь русские столкнулись там с воинственными кочевниками - енисейскими киргизами (предками современных хакасов).

в дальнейшем при более тесных контактах с казахами, русские для того чтобы различать тюркских казаков(казахов) от русских казаков, решили присоединить к собственному названию казахов название сибирских кочевников "киргиз", что дало новые русские названия казахов : "киргиз-казаки", "киргиз-кайсаки", что через некоторое время сократилось до "киргизы".

вот мненние кыргызского ислледователя:

===========

Кыргызы в исторических источниках России (XVII-XIX вв.)

В изучении исторического прошлого народов Центральной Азии, в частности кыргызов, богатый материал дают русские исторические источники: 1) архивные документы в виде расспросных речей-сказок, промеморий, рапортов и докладных записок. Письма правителей соседних стран к императорам России; 2) путевые журналы и письма послов-дипломатов, бывших или проезжавших через территорию Кыргызстана; 3) группу отдельных источников составляют научные труды ученых России.

К сожалению, использование такого поистине замечательного и бесценного материала для освещения конкретных событий истории кыргызов затруднено терминологическим разнобоем, на что еще в 1927 г. указывал знаменитый русский востоковед академик В. В. Бартольд.

Сложность заключается в том, что в этот период (XVIII-ХIХ вв.) "кыргызами" (которое было эндоэтнонимом - самоназванием коренного населения современной Кыргызской Республики) стали именовать и казахов (коренное население нынешней Республики Казахстан) в форме: киргиз-кайсаки, киргиз-касаки, киргизы, что, по существу, является экзоэтнонимом, т.е. наименованием, даваемым этносу со стороны других народов.

Немалую проблему породило и то обстоятельство, что, кроме вышеназванных, самостоятельных народов (кыргызов и казахов) носителями этнонима "кыргыз" в указанные времена являлась и третья народность, жившая в верховьях реки Енисей в районе городов Красноярска, Томска, Абакана, так называемые енисейские (сибирские) кыргызы (езерцы, алтырцы, алтысарцы и другие, ныне остатки их известны под именем и хакасы) - коренное население Республики Хакасия Российской Федерации.

Этноним "кыргызы", по сведениям русского историка П. Словцова, впервые в российских источниках, в частности Сибирских летописаниях, обнаруживается с начала XVII века, точнее в описаниях событии 1606 года под г. Томском, когда русские колонисты встретились с местными племенами с таким названием, затем в 1628 году под г. Красноярском, потом все чаще по мере освоения ими юго-восточной части Сибири. Эти сведения относились, конечно же, к енисейским (сибирским) кыргызам.

Сведения о тяньшаньских кыргызах впервые встречаются в расспросной речи русских послов Т. Петрова и И. Куницына, побывавших в 1616 году у калмаков - представителей западных монголов, которые они дали по прибытии в г. Москву.

Следующие весьма важные, на наш взгляд, сведения, относящиеся к 1624 году, были обнаружены в столбцах Сибирского приказа - это грамота русскому царю Михаилу Федоровичу, присланная из г. Тобольска в 1625 году. В ней говорится, что "да сентября ж де в 29-й день (1624 г. - Д. С.) приехал ис калмаков в Тобольск тобольской юртовской жилец бухаретин Мухтар Авжеев, а в расспросе Вам (т. е. царю. - Д. С.) сказал... да мунгальские же люди сложились (заключили союз. - Д. С.) с Казачьею ордою и с Большими киргизами". Важность этой информации в том, что здесь приводится название "Большие киргизы". На наш взгляд, это еще одно доказательство того, что тяньшаньские кыргызы были многочисленнее, чем сибирские кыргызы, и что русские в это время, т. е. в начале XVII в., хорошо отличали их друг от друга, а также от казахов, одних называя Большими киргизами, а вторых - просто киргизами, а третьих - Казачей ордой и казаками.

Этническое словосочетание "Алатай - киргизы" употребляется в 1750 г. в рукописи "Краткое известие о татарах..." академика Российской академии наук, оренбургского служащего Петра Рычкова. Он утверждает: "Алатай - киргизы - народ кочевой и сильной, за Ташкентом от большой Кайсацкой орды расстоянием в пяти-шести днях кочуют около городов Ходжента, Найматана и Марталана (Наманган и Маргалан. - Д. С.), в горах каменистых и неприступных, они именуются Ала - Тай".

Самые интересные данные приводятся в объявлении башкирцев Казаккула Казанбаева и Унтея Азлаева от 3 августа 1766 г. ездивших к казахам Среднего жуза. В нем они говорят, что "Аблай - султан пошел на кыргь юзов из числа называемых кыргызов войною...".

Интересное название кыргызов зафиксировано в дневниковых записях Николая Рычкова - сына академика Петра Рычкова. Во время своего путешествия по казахской степи в 1771 г. он, давая разъяснения горам Улу-Тау и Ала-Тау, указывает, что в горах Ала-Тау живут "коренные киргисцы". В тексте, говоря о казахах, применяет термин "киргис-кайсаки".

С 1771 года в архивных документах России начинают встречаться названия "дикие киргизы", в частности, военнослужащий Иван Абдулин впервые применил это название в своем объявлении, поданном им 9 октября 1771 года после возвращения с кочевьев Аблай-султана, где пишет: "Еще слышал я от киргизов (казахов. - Д. С.), что они приносят жалобу Аблай-султану на диких киргизцев, кои последние Большой Киргизской орды баланайскую волость разбили...". Как видим, здесь военнослужащий, вероятно, хотел отметить народ, неизвестный россиянам и отличающийся от казахов.

С 1786 -1795 гг. встречается название "каменные киргисы" и "закаменные киргизы". Они содержатся в рапорте Г. Г. Штрадмана от 1 февраля 1795 г. и в других документах, где, вероятнее всего, подчеркивается характеристика рельефа места кочевьев кыргызов, т. е. горные массивы Тянь-Шаня. Название "дикокаменные киргизы" мы встречаем с 8 февраля 1847 г. в рапорте есаула Т. В. Нюхалова.

Из вышеприведенного следует, что многообразие терминологического названия кыргызов в российских источниках указывает на политическую активность их в этом регионе, с одной стороны, а с другой - выражает сам процесс познания русскими кыргызов как отдельного самостоятельного народа.

Д. Сапаралиев,

член Секретариата по проведению Года кыргызской государственности, замдекана гуманитарного факультета Кыргызско-Турецкого университета "Манас", доцент, лауреат Государственной премии Кыргызской Республики в области науки и техники.

"Слово Кыргызстана"

12 августа 2003 года

http://www.kabar.kg/03/Aug/13/7.htm

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

о сибирском народе хакас, известных ранее как "киргизы" (енисейские киргизы), от которых к названию казахов "казаки" русскими, для предотвращения путаницы с русским казачеством, было прибавлено дополнительное "киргиз", что дало новое русское название казахов: "киргиз-казак", "киргиз-кайсак", впоследствии сокращенное до "киргиз" :

---

Хакасы

Хакасы, народ, живущий в Хакасской АО и частично в Тувинской АССР и Красноярском крае. Численность 67 тыс. чел. (1970, перепись). ...Делились на 5 родоплеменных групп (качинцы, сагайцы, бельтиры, койбалы и кызыльцы), внутри которых сохранялось деление на роды. Эти группы добровольно вошли в состав Русского государства в 17 - начале 18 вв. Основными занятиями были полукочевое скотоводство и охота, подсобным - примитивное земледелие. Этнический состав Х. сформировался в 17-18 вв. на основе смешения енисейских киргизов с др. тюркскими, самодийскими и кетскими группами.

http://www.oval.ru/enc/78769.html

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Есть ли доподлинно известные причины этой вражды двух исторически союзных народов ?

Результатом этой вражды, как известно, явился поход Аблая на кыргызов, который закончился крупным поражением последних. Сейчас в Акмолинской области проживают два рода Бай-киргиз и Жана-киргиз, сформированные из пленных кыргызов, которых Аблай-хан захватил в 1779 г.

В 40-х годах 19 века это также явилось одной из причин отказа кыргызских манапов от союза против Коканда с внуком Абылая Кенесары, что привело к новой вражде, закончившейся пленением и казнью Кенесары.

Да и вообще явилось клином между двумя дружественными и родственными народами.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Мне кажется это было связано с разделом кочевий. После падения Джунгарского ханства и казахи и кыргызы претендовали на богатые регионы Семиречья. Вот из-за этого по моему и начались рамсы.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Есть ли доподлинно известные причины этой вражды двух исторически союзных народов ?

Результатом этой вражды, как известно, явился поход Аблая на кыргызов, который закончился крупным поражением последних. Сейчас в Акмолинской области проживают два рода Бай-киргиз и Жана-киргиз, сформированные из пленных кыргызов, которых Аблай-хан захватил в 1779 г.

В 40-х годах 19 века это также явилось одной из причин отказа кыргызских манапов от союза против Коканда с внуком Абылая Кенесары, что привело к новой вражде, закончившейся пленением и казнью Кенесары.

Да и вообще явилось клином между двумя дружественными и родственными народами.

Запылилась темка. Только что набрел на нее.

Вот нашел некоторые материалы по той войне:

Хан Кене не один раз делал набеги к кыргызам, второй случай когда тот самый Сыпатай баатыр из среднего жуза перешел на сторону кыргызов. Почему он это сделал? Дело в том что мать Сыпатай(Супатай) баатыра Алыйман была дочерью кыргызского баатыра Жайыла некогда казненного Аблай ханом вместе с его двумя сыновьями Усоном и Теке, во время его набегов на земли кыргызов. То есть Сыпатай приходился родней. В то время кыргызы с казахами только так мешались, и не только на уровне знати. Примечательно то что когда Аблай хан хотел казнить Жайыл баатыра и Эр Момокона( младший брат Жайыла) и всех трех его сыновей, вышел баатыр казах Жоогач который был на хорошем счету и доверии у Аблая и сказав: "Послдений друг мой был Эр момокон " выпросит у хана жизни друга и сына Жайыл баатыра.

Ночью зайдя в юрту он сразу же говорит об этом Эр момокону, на что Эр момокон сказал Жайыл ага глава рода пусть он живет. На что Жайыл откажется сославшись на пожилой возраст и повернувшись спросил у сыновей ; Ну? кто будет жить из вас? Усон и Теке тогда сказали ему от нас уже есть потомки путь останется Итике он молодой ему всего 15 лет. Той же ночью Жоогач умчал их на коне пока Аблай не передумал.

После Жайыл вместе с сыновьями умывшись у родника, сказав послдение слова напутствия сыновьям, выходя из в юрты с ними крикнул" Эй Аблай калмак пока не взошло солнце руби нам головы, мы готовы " вот с этими словами они пошли на ближайшую возвышенность где всем троим и отрубили головы.

Тот курган где похоронены батыры с тех пор назыв-ся серди казахов " кыргыз бейит" в память о кыргызских батырах котороые воевали за свои земли и независимость от многочилсенного тогда войсками хана казахов Аблая. Аблай тогда реально был на коне.

Это сражение в источниках академика Бартольда и Ч. Валиханова отмечается как " Генеральное сражение или истребление Жайыл баатыра"

После этой битвы Аблай хан боясь того что кыргызы начнут мстить, забирает с собой в качестве заложника (аманат) 18 летнего сына бийя Жамансарта Түлөберди, где в казахской степи женит его на дочке казахского султана наделяет землями и скотом, от этой дочки казахского султана затем рождаются Канай отец кыргыза Байтик баатыра, и Эшкожо отец бийя Жангарача.

вытащил с этого форума http://kazakh.ru/talk/mmess.phtml?idt=7398&page=1

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Более подробно статья того же автора, к сожалению потерял линк:

"В том же году Аблай прибывает в Ташкент и взяв этот город, принимает кыргызских послов (13,169). Прибывший к Аблай хану со своей свитой Тулеберди бий добивается обоюдного согласия по поводу конфликтов. Кыргызская сторона, отметив причастность казахских племен к данному конфликту взяла на себя обязательство впредь ограничить маршрут кочевания и по возможности не приближаться к соседям (1,322). Аблай хан не был удовлетворен результатом встречи с кыргызскими посланцами. В связи с этим в 1779 г. он отправляет своего сына послом в Цинский двор с известием о своем приезде в Семиречье для совершения похода на кыргызов, и что «сил его в этом недостает» (9,96-97). Данное сообщение подтверждается китайским источником, что в 1779 г. Аблай письменно и через своего сына Сайдэке уведомлял синьцзянского наместника Илэту о своих столкновениях с соседними владетелями и просил прислать ему на подмогу 500 - 600 солдат, в котором он получил отказ (12,29). И по показаниям переводчика М. Бекчурина поданным на имя Н.Г. Огарева 16 июня 1780 г. указывается, что Аблай расположился в шести днях пути от Ташкента на берегу реки Талас в ожидании результатов поездки сына к цинам, а бывшие при хане казахи «все от него своим улусам разьехались»(9,97). Эти сведения, видимо, отражают то положение Аблай хана, в котором он, уже совершив поход против кыргызов, надеялся на повторное вступление с помощью цинов, на что он получил отказ и при этом его основные силы разъехались по домам.

Задолго до этого события Садыр и Момокон совершают набеги в местности Кошогонун -Кёкжото, где располагалось кочевье рода ботбай. Вовремя набега они убивают одного из предводителей Аблай хана из колена кудангул и это стало поводом для нападения на кочевье кыргызов (1,325).

Это был последний поход Аблай хана, который, видимо, состоялся осенью 1779 г. или ранней весной 1780 г. Кроме архивных материалов есть устные материалы, подтверждающие первую версию. В «Песне об Аблай хане», записанной Ч. Валихановым, встречаются такие строки: «ай Жаугачым, Жаугачым сен бара тур, бара тур сумбуле туусун жалтыйып, ат семирсин кынтыйып» или еще в строках «тагы бир мезгил болганда сумбуле тууду жалтыйып ат семирди кынтыйып... хан Аблай таксырхан улу бир йузден кол жиди, кичи бир йузден кол жиди...» - что без всякого сомнения указывает на то, что действие происходило в осеннее время (5,259-260). Второй факт который мы учитывали, состоит в том, что во время похода Аблай хана, как об этом подтверждает рукопись Алымбекова Тургунбека, верховный бий кыргызов Эсенгул баатыр возвращался из Уч-Алматы в Ак-Бешим на осенние пастбища еще в будучи в неведении о происходившем. (1,327). Таким образом, не все знали о предстоящем походе Аблая в, котором он действует в трех направлениях. Первую часть войск он отправляет в Таласском направлении к Садыр баатыру, вторую - в сторону Аулие-Ата и третью - в Чуй в кочевье Жайыл баатыра. В результате этого похода Садыр со своим сыном попадает в руки Аблай хана. Жайыл баатыр, потерпев поражение с тремя сыновьями, попадает в плен к Аблай хану, но при помощи Жоогач баатыра освобождается младший сын. После этого события кыргызские бии, посоветовавшись, отправляют Тулеберди бия в Туюшкен в ставку Аблай хана для перемирия. Приняв посланца, Аблай поставил вопрос о земле и кочевьях, которые были основной причиной раздора. Он настаивает на том, что землераздел кыргызов должен проходить по перевалу Куюка по горам Кичи-Буурул, Чон-Буурул, ниже он должен проходить по Туймекенту, через реку Талас, Абылкайыр продолжаясь вдоль берега реки Курагатты достичь Туюшкена, далее перейдя на Уландын учу спускаться на Терскей и закончиться в Ыргайты. Обосновав позиции кыргызской стороны по поводу границ, Тулеберди бий добавил, что кочевья от перевала Чокмора до Илийского Сартогума принадлежат кыргызам (1,332).

При возращении Тулеберди бия, состоялся совет кыргызских биев во главе с Эсенгул баатыром, на котором было принято решение о необходимости мира с Аблай ханом. В 1780 г. было заключено перемирие и определена кыргызско-казахская граница с участием Туума бия и Мама бия с левого крыла, Кебек бия и Тулеберди бия из племени солто, Эсенгул баатыра и Атаке баатыра из племени сарыбагыш, Бирназар бия из племени бугу, Жамболот баатыра и Качыке баатыра из племени чекир саяк, Сеит бия и Келдибек бия из племени саяк (2,2). На основе согласования граница кочевья кыргызов определена в следующих пределах: западная сторона реки Терс, перевал Куюк, горы Тюлкибаш, Уч-Буурул, Туймокент, Абылкайыр, впадение Курагатты в р. Чуй и через р. Чуй перевал Чокмор и вдоль реки Или достигает Уч-Алматы. Итак, от Уч-Алматы к северу вдоль реки Или, к северо-западу от перевала Чокмор, до впадения Курагатты в реку Чуй и оттуда к западу к горам Кичи-Буурул, Чон-Буурул, Тюлкибаш, перевал Куюка и реки Терс, далее к гору Чаткал - так было определена перед Аблай ханом граница кочевий кыргызов и казахов (1,335-336; 2,1.). В знак перемирия кыргызы и казахи перерезали прут и скрепили условия по границам. Кыргызская сторона в качестве «ак уйлу» отправила Тулеберди бия и было достигнуто соглашение, что впредь он будет уполномочен решать все проблемы касающиеся кыргызско-казахских взаимоотношений..."

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Тут упоминается "Песня об Аблай хане" - "Абылай туралы жыр".

Кто-нибудь в курсе кто является автором этого произведения? Я почему-то думал, что это казахский Бухар-Жырау, но в его сборнике этой песни не нашел.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

читал давно и не помню где

однажды китайский император отправил свою дочь на выданье замуж джунгарскому правителю.

Абылай хан захватил этот караван и поимел принцессу.(вроде как она даже пробыла у него всю зиму)

чтобы отомстить, китайцы сами гоняться за казахами по степям не умели и наняли для этого дела киргизов

те, пользуясь доверием, ночью связали Абылай хана и передали его императору.

легенда гласит что:

1. Абылай хан не встал на колени перед китайским императором, заявив что иператор не его господин.

2. далее в беседе Император спросил как живут казахи

и узнав что у казахов много мяса и молока заявил

"Народ живущий в достатке будет ленивым!"

3. узнав что казахи не занимаются земледелием и не живут оседло, заявил

" Народ не привязанный к земле не раз будет с нее изгнан"

короче что то в этом роде. (Китайцы народ мудрый однако. :rolleyes: )

затем каким то образом Абылай хан обрел свободу и затем мстил кыргызам. :tw1:

к слову замечу, в фильме "кочевник" Абылай хан попадает в плен к Джунгарам и затем оттуда сбегает.

а в одном из китайских блокбастеров повествуется о любви принцессы к кочевнику который ее украл. и как затем кочевые народы воевали между собой из-за этой супер-пупер китайской мега-красавицы.

короче говоря все вышесказанное не факт. но интрересно. не зря говорят что все в этом мире мужики вытворяют ради женщин и из-за женщин. войны в том числе.

хотя однако в современном мире, драться "из-за куска" считается "заподло"и мало кто понимает как можно из за них устраивать такую вот резню.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Первый раз слышу о том , что кыргызы были наняты цинской администрацией для пленения Аблай-хана. История одно, а вот по преданиям и расказам стариков, которые расказывают в наших краях ( я кеминский кыргыз из рода "тынай" племени "сарыбагыш" северных кыргызов) это были набего более многочисленных и организованных казахов в целях захвата летних пастбишь "джайлоо". Насколько нам известно , летом в степи с травой туго. А также это были походы в целях угона скота, главным образом лошадей. И ничего более. Много бед принес родной Аблай кыргызам, не меньше чем ойраты. :rolleyes:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вот скан из книги Аристова:

Не ожидая их приближения Кенисары отступил из оренбургской степи «к озеру Кокый-кулю, в пределах китай¬ских владений», и «занялся покорением киргиз, кочевавших в окрестностях Кокый-куля3; так как племя это не отличалось воинственностью, то Кенисаре не стоило больших усилий покорить его своей власти».Зетем Кенисары «двинулся на обитаю¬щих в горах Алатау дикокаменных киргизов, с целью подчинить их своей власти, ид¬ти на Кокан и провозгласить себя коканским ханом (?), как говорит предание (?). Дикокаменные киргизы - племя воинственное, и потому с ними не так легко было спра виться, как с кокый-кульцами. Храбрость этих киргизов и пересеченная местность, в

которой они обитали, представляли слишком много препятствий для Кенисары.

Трудность борьбы раздражала Кенисару донельзя. Оставив на произвол судьбы орен¬-

бургские степи, где, пользуясь его отсутствием, росли русские укрепления, Кенисары

напрягал всю свою энергию на то, чтобы уничтожить самостоятельность племени

дикокаменных киргизов..., делал промахи, когда же после нескольких удачных сты¬

чек, дикокаменные киргизы прислали к Кенисаре нарочных с предъявлением ему

своей покорности и признания его ханом, то гордый своими успехами и мстительный

хан не захотел воспользоваться их покорностью, а объявил, что намерен с корнем

истребить род каменных киргизов, и двинулся далее, предав мучительной смерти

приезжавших к нему посланников. Верный своему обещанию Кенисара с редкой жес-¬

токостью принялся за истребление дикокаменных киргизов. Покоряя аулы непокор¬-

ных, _он ознаменовал свой путь небывалыми примерами варварства: прcле занятия

какого-нибудь неприятельского аула Кенисары приказывал разводить костры, стави-

ли на них в котлах воду,и когда вода начинала кипеть, тогда, по приказанию хана

пленные, с их семействами, приводились к кострам со связанными руками, и в их глазах же

жены и дети их, будучи связаны по рукам и ногам, были бросаемы теленгута-

ми в котлы и ворочались там. По окончании этой пытки, пленных мужчин, измучен-

ных зрелищем страдания близких их сердцу людей, ставили в шеренги и предавали

жестокой смерти... В горах Алатау, в одном из ущелий, через которое пришлось про-

ходить Кенисаре Касимову, на него напал превосходный в силах неприятель, завяза¬

лась жаркая битва, в которой, благодаря измене Дулата (киргиз дулатовского рода),

Кенисара и брат его Наурузбай пали мертвые, как и вся их шайка в 3000 ч. Убив Ке¬

нисару, дикокаменные киргизы отрубили голову и возили ее, воткнув на пику, по

аулам для успокоения устрашенных жителей; тело Кенисары было, из мщения, отда-

но женщинам, которое изрезали его в мелкие кусочки».

Этому, основанному на слухах и слишком фантастичному и шаржированному рассказу нельзя не предпочесть сказание составителей биографии Кенисары2. Возве¬дение укреплений в Улутау, на Тургае и Иргизе заставило, наконец, Кенисары оста¬вить улутауские кочевки и передвинуться на ур. Каракум и р. Или, чтобы войти в сношения с китайцами и подчинить себе жившие там роды адбан, суван, джелаир, чапрашты и пр.; родоначальники их с султанами Али и Сюком явились к Кенисары с подарками. Китайское начальство также приняло посла его благосклонно. Тогда Ке¬нисары перешел с ур. Каракум на правый берег р. Чу, заняв, рядом с кара-киргизами, урочища Джирен-Айгыр, Курты, Ргайты, Узун-агач и Каргалы. Отсюда он завел сно¬шения с кыргызами и аульеатинскими дулатами. Род чемыр с Байзак-даткою, Бель-ходжа-бием и Медеу-бием, род сейкым с Худайбергень-даткою, род ботпай с Супо-тай-батырем и Андас-батырем, род чапрашты с Саурук-батырем и др. покорились. Но старейшины кара-киргизов отказались: «они еще помнили то, что было при Аб лай-хане. Киргизская пословица говорит: «исконные враги не могут примириться, как отрезанная пола не может быть перекроена в рукава». Манапы Урман, Карыбуз и Джантай подстрекнули свой народ делать набеги на кенисаринцев для угона скота. Кенисары послал против них около тысячи своих джигитов; это войско разделилось на две половины; одна занялась грабежом аулов и угоном скота, другая же должна была быть в готовности отражать кыргызские силы, но не исполнила своего назначе¬ния, потому что, не видя кыргызов, тоже увлекалась грабежом. В это время три мана-па, собравшие людей и находившиеся в засаде в одном ущелье, внезапно напали на грабителей и нанесли им сильное поражение, потеряв со своей стороны манапа Ка-рыбуза, убитого в единоборстве с Агыдай-батырем. Кенисары пристыдил своих джи¬гитов «за бегство пред народом, не составляющим государства, а кочующим аулами в 5-10 кибиток», и сам пошел на кыргызов. Они отправили свои аулы «к вершинам гор Алатау», а сами приготовились к защите, собравшись в отряды, каждый перед местом кочевок. Войска Кенисары напали на отряд рода коши и, разбили его, после боя, про¬должавшегося целый день, и захватили 700 пленных вместе с главой рода Хальчи-бием. В^лед^ьощвм--(-^846^тояу^,...Келисары освободил,^<а^п^чи-бия^с^его людьми^и снова приглашал остальных кыргызов к покорности, но они, после совешдния^новь н!ГЪогласились ему подчиниться. Тогда Кенисары, собрав войско и начальников Большой орды, пошел на Мерке, но не напал на укрепление, ибо командующий в нем сарт Мохаммед-Али вышел с покорностью и с подарками, в числе которых был «кы-зыл-мурун» (красная морда); этого аргамака Кенисары отдал султану Наурузбаю. От Мерке он пошел к горным ущельям, произвел большой грабеж кыргызов и возвра¬тился с большой добычей на р. Чу, где пробыл до зимы на ур. Ит-кичу. Отсюда он три раза посылал грабить кара-киргизов. Весною 1847 года Кенисары, со всем своим войском, вновь напал сам на кыргызов. Отряды его три дня грабили и разоряли кыр¬гызские аулы. Увлекшиеся грабежом брат его султан Наурузбай и племянник Эрджан были, наконец, около перевала Кара-Кастек-Шункар, окружены кыргызами. Эрджан был взят в плен, вследствие усталости лошади, Наурузбай же успел ускакать. Узнав об участи Эрджана, Кенисары, дожидавшийся их на одном холме близ ур. Киклик-Сенгир2, был крайне огорчен пленом Эрджана и провел день и ночь без пищи, окру¬женный только небольшой частью своего войска, которое по окончании набега уже разошлось. Между тем ободренные пленением одного из султанов кыргызские мана-пы собрали своих людей, получили помощь от прочих родов и в продолжении той же ночи окружили холм, на котором находился Кенисары. С ним находились только на¬чальники подвластных ему родов, 500 ружей и 1 пушка. После трех дней, проведен¬ных в безуспешных боях, без пищи и воды, Кенисары созвал совет. Наурузбай пред¬ложил пробиваться через врагов. Кенисары, опасаясь гибели большей части своих сподвижников вследствие неминуемого при отступлении бегства имеющих лучших лошадей, полагал перебить лошадей и взять с собой только мяса; он думал, что лучше пробиваться пешему отряду: «никто не может разбить пеших, храбро сражающихся и вооруженных 500 ружей». Окончательное решение было отложено до утра, но ночью сначала часть, а потом и большинство джигитов Кенисары бежали. Кенисары пал «от злодейской руки кара-киргизов» с тремя султанами из его родственников3.

Гибель Кенисары давно уже сделалась сюжетом народных песен и различных ле¬генд. В некоторых кыргызских песнях говорится, что Кенисары был изрублен айбал тами. По одному сказанию он был убит в юрте манапа Урмана, по другому - сварен живой в котле1. По рассказам аульеатинских кара-киргизов, Кенисары был убит на третий день плена, после истязаний и насмешек за притязания на власть над кыргызами . Я считаю достоверным, что, - как передавал мне полковник М . Д .-Пущин, долго живший в Токмокском уезде и занимавший должность уездного начальника, Кенисары был убит в юрте манапа Джантая и что голова его была отвезена в Омск манапом Калыгулом. И по Н.А. Середе, «голова беспокойного султана, или, правильнее его череп попал каким-то судьбами впоследствии в руки князя Горчакова который приказал хранить эту голову в Главном управлении Западной Сибири, при деле о бунте Кенисары»3. Офйцер,Назваший себя «русским путешественником», рассказывал в письме, выдержки из которого помещены в Реtегmаnn's Мittheilungen 1859 г. под заглавием Dеr А1реnsее Yssykul und Geschichte s Веsitznahene durch Russland (есть перевод в «Русском инвалиде», 1859 г. № 113), что набитую сеном кожу с головы Кенисары кара-киргизы отослали к князю Гогчакову. «Кожа эта долгое время хранилась в ящике в архиве управления пограничных киргизов, но в мое время губернатор

Спиридонов велел ее похоронить». Н.Н. Балкашин , упоминал, что Кенисары погиб около Токмока , замечает, что «между киргизами не нашлось желающих выдать его русскому начальству, несмотря на оценку его головы в несколько тысяч рублей»5, но отсутствие точного указания этим автором цифры заставляет усомниться в верное сообщаемого им сведения, хотя он мог пользоваться омскими архивами. По М. Венюкову, «Кенисара Касимов ...сложил на берегах Чу, близ устья Кара-кунуса, свою голову, которая была возима в Копал и Ташкент. Загнанный русскими отрядами крайний юг степи, он встретил здесь новых противников – кара-киргизов, и ими был

погублен окончательно. Своим"коварным поведением и беспрерывными хищничествами Кенисара до того успел ожесточить своих противников, что дикокаменные с живого его содрали кожу, а тело потом сварили в котле. Правительство наше изъявило свою признательность главному виновнику истребления мятежника манапу Урма-

ну возведением его в чин подполковника, а других участников в битве у Кеклик-сенгира наградило двенадцатью золотыми медалями»1. Вероятно, именно вследствие сношений с кара-киргизами по этому поводу топограф прапорщик Нифантьев имел возможность составить в 1847 году первую кар озера Иссык-Куля. По этому же, должно быть, поводу манапы Урман, Джантай Джанкарач (первые два рода сарыбагыш, а третий - султу) заявляли в 1847 году же-лание поступить в русское подданство, с подвластными им кыргызами, в числе \

40 т. кибиток2, но просьба их не была удовлетворена, вероятно, по отдаленности I земель, так как в то время границы наши едва стали доходить до Каратала и Или.

Кажется, именно султана Кенисары имел в виду Аткинсон, приводя рассказ служившего ему проводником, в 1949 году, Баскана, киргиз-казака, которь говорил, что хорошо знаком с этой местностью, потому что в молодые свои год состоял в шайке Кинзары, который именно здесь имел свой притон. «Этого атамана дотого боялись, что женщины и дети трепетали при одном его имени. Он не толы грабил ближайшие орды киргизов, но ходил даже до пограничных русских постов, уводил скотину и людей в свой притон, где поджидал случая продать их. Никто * осмеливался заходить в занимаемые им горы»... «Шайка разбойников состояла иногда из 300 человек самой отчаянной сволочи соседних племен, а также беглых китайских преступников с Или». Трудно различить - что в этом рассказе говорил в само деле киргиз и что сочинил Аткинсон, но делать верховья Баскана местопребывание Кенисары, если он разумеется под именем Кинзары, конечно, мог только сам Аткш сон, потому что никакой киргиз, в столь близкое ко времени жизни Кенисары время не мог рассказывать подобной небывальщины. Тот же Аткинсон, который провелзиму 1848 - 1849 года в укр. Копальском, утверждает, что отцом султана Зука (Сюка вероятно) был будто бы знаменитый султан Тимур, самый богатый из князей Бол! шой орды. «К югу от него имел свое пребывание ...султан черных киргизов Джан-Джир-хан, который, в случае необходимости, был бы в состоянии вместе со своим союзниками выставить до 40000 всадников. Следует заметить, что черные киргиз получившие это прозвание от темного цвета своей кожи, обитают на юг от Или, а на лето перекочевывают в горы Мус-тау, простирающиеся к югу». Юный Скж влюбился в красивую дочь Джан-Джир-хана, но не мог или не хотел уплатить требуемый за нее отцом калым в количестве 200 верблюдов, 3 т. лошадей, 5 т. рогатого скота и 10 т. баранов. Пользуясь взаимностью красавицы Ай-Ханым, Сюк похитил ее перед выда¬чей ее в замужество за хана Бадахшана. Влюбленные, преодолев тысячу опасностей, спаслись от преследования и находились уже на правом берегу р. Или, но несчастную красавицу растерзал тут кровожадный тигр. Тем не менее это похищение послужило началом возникшей между черными киргизами и Большой ордой ожесточенной ба-ранты1. Конечно, все это собственное сочинение Аткинсона.

Неупоминание о Пишпеке и Токмаке в сказаниях о борьбе Кенисары с кара¬киргизами дает основание полагать, что этих укреплений в 1847 г. еще не было и су¬ществовали коканские крепостцы и поселения только на Мерке и на Таласе. В 1848 году, по поводу жалоб казаков Большой орды «на притеснения кипчаков, бывший в Омске посланник Абдулла Ашуров объяснил, что хоканское правительство собирает зякет только с киргиз, кочующих поблизости пограничных городов, в вершинах рек Чу и Таласа расположенных»2. Отсюда, кажется, можно заключить, что Пишпек или Токмак в 1848 году уже существовали3. Гарнизон Аккулы, оказавшийся в 1850 году в кургане Тойчубека, был, вероятно, незадолго перед тем прислан, по просьбе Тойчу-бека, из Пишпека. Ввиду возведения в 1847 году укр. Копала и походов русских отря¬дов в 1850 и 1851 годах за р. Или, коканцы должны были озаботиться укреплением своей власти над кара-киргизами. Однако зависимость от коканцев кочевников за¬падного Тяньшаня осталась до конца «самой незначительной» и ограничивалась «сбором зякета, назначенного на содержание гарнизонов да самым слабым вмеша¬тельством во внутренние дела, при просьбах самих же киргизов. Для удержания в повиновении подвластных киргизов, коканцы строили в долинах укрепления или кур¬ганы. Число их всегда было значительно: в одной долине Иссык-Куля можно насчи¬тать до 10 пустых, когда-то бывших занятыми, коканских курганов. В настоящее время (1864 г.) большинство укреплений, особенно все иссык-кульские, оставлены, вследствие истощения зякета с тамошних родов, постоянно выходивших из повино¬вения, особенно после начала вражды сарыбагышей с богинцами. Такие курганы суть ничто иное, как пикеты для охранения пути сообщения и наблюдения за киргизами и

2 По Мейеру («Киргизская степь оренбургского ведомства», Спб., 1865 года, стр. 62), пользо¬вавшемуся, вероятно, частью теми же источниками, как и г. Середа, Кенисары, перекочевал в 1846 году на рр. Чу и Или и, подчинив себе находившиеся до сих пор во власти ташкентской роды кун-град и тама, часто нападал на дикокаменных киргизов, так что эти последние, доведенные до край¬ности, отправили к нему посла. Но Кенисары задержал этого посла и вновь бросился в 1847 году на кара-киргизов, которые отступили к горам. Кенисары преследовал их запальчиво и вошел в глубо¬кое ущелье, где его окружили со всех сторон. Трое суток он храбро отбивался, в надежде, что при¬дут на выручку сибирские киргизы, но их задержало русское начальство (?), так что на третьи сутки ему пришлось идти напролом, причем погибли все его сподвижники, а он сам, со многими султана¬ми, взят в плен и умер мучительной смертью.

3 Роды, начальники которых названы тут батырями, и теперь кочуют в чу-илийских горах, принадлежа к дулатам. Остальные, с коканскими титулами (датка), должны быть аульеатинские дулаты.

1 «Очерки Заилийского края» в «Записках р. геогр. общества», 1861 года, кн. 4, стр. 93, «когд (в июле 1867 года) мы спустились в Чуйскую долину, то навстречу начальнику отряда (полковник; Полторацкому) выехал старший манап сарыбагышей Джантай. Золотая медаль на георгиевсш ленте и глубокий несросшийся рубец на лбу свидетельствовали о заслугах Джантая перед руссш правительством и о его подвигах в борьбе с известным мятежником Кенисарою Касимовым». («Па ездка в занарынский край летом 1867 года» барона Ф.Р.Остен-Сакена в «Известиях р. геогр. обще ства», 1869 года, стр. 130).

3 «Вестник Европы», 1871 года, № 8, стр. 690.

5з. 119—121. Тот же автор писал, что «преследуемый русскими летучими отрядами в продол¬жении года Кенисары вынужден был наконец укочевать к кара-киргизам, в надежде получить от них помощь. Пока он вел с их старшинами переговоры, джигиты его совершили разные беспорядки и грабежи. И сам Кенисары захватил себе дочь одного манапа, которую через некоторое время про¬гнал, что очень обыкновенно (?!) у этих народцев, но кара-киргизы сочли это большой обидой и потребовали, чтобы Кенисары немедленно удалился со своими людьми и стадами. Когда он этого требования не исполнил, то кара-киргизы напали на него ночью, взяли его в плен, людей его пере¬били, стада поделили между собою, а самого Кенисары выдали родственникам похищенной девуш¬ки. Говорят, что собравшиеся женщины привязали Кенисары к столбу, отрезали ему нос, уши и язык, выковыряли глаза и сварили живого в большом котле». Все это, конечно, взято из неверных слухов, если не представляет собою вымысла. В той же статье сообщалось, что кара-киргизы назы¬вают себя «казаками», имя же киргизов употребляется лишь в качестве брани; что о. Иакинф в сво¬их китайских переводах доказал, что кыргызы происходят из Маньчжурии и т.д. Тому же автору принадлежит попавшее потом в VI том «Всеобщей географии» Реклю неосновательное известие о том, что кыргызы «имеют несколько ветряных мельниц». Он же заставляет кара-киргизов на Иссык-Куле сеять рис.

5 «О киргизах и вообще о подвластных России мусульманах», Спб., 1887 года, стр. 23. Автор продолжает: «Тогда же бунтовал обделенный старшим султанством Сиванкул Ханходжин. Этого удалось схватить в зайсанском крае и сослать. Еще подвергался ссылке султан Сартай, бунтовав¬шийся вследствие неполучения старшего султанства его братом, причем письменно заявлял, будто бы султанские (окружные) приказы одинаково не пригодны киргизам, как дикой лошади стойло, и распространял мысль, что даже мечетей не должно строить в степях для того только, чтобы около них не возникли русские поселения. Вообще омские архивы могли бы дать много интересных до¬полнений к известным уже сведениям о Кенисары и волнениях между к.-казаками того времени. Так, в «Письме из Омска», напечатанном в «Русском Инвалиде» 1857 года, № 195, между прочим упоминается, что «баян-аульские киргизы оставались не без участия в мятеже. Увлеченные в 1842 году против воли Кенесарой, после двухгодичного скитальничества по пескам голодной и безводной степи, лишенные скота и имущества, они решились преклонить повинные свои головы. Тайджан Азнабаев, заседатель от киргизов в баян-аульском приказе, как чиновник, изменивший присяге, расстрелян в Акмолинске, в пример другим».

По Н.А.Абрамову («Описание Березовского края» в «Записках р. геогр. общества», 1857 года, т. XII, стр. 377), «с 1841 года находился в Березове в ссылке бывший старший киргизский султан Кокчетавского округа подполковник Габайдулла-хан, сын хана Валия... Он удален был оттуда за связь с киргизским бунтовщиком Кенисара, который с 1837 года, несколько годов был ужасом в степи. Грустно было старику жить в отдалении от своих родных с одним слугою теленгутом, но в«Путешествие по Сибири и прилегающих к ней странам Центральной Азии, по описаниям Аткинсона» и пр., составленное А. фон-Этцелем и Г.Вагнером. Перевод с немецкого П.Деппиша, Спб., 1865 года, стр. 465, 470, 496-511. Аткинсон, находясь в Копале, кое-что слышал о вышеупо¬мянутых спорах между Большою и Среднею ордою за земли: «Уже несколько времени происходит кровавая борьба между Большою и Среднею ордою. Большая орда утверждает, что ей принадлежит все пространство между Лепсу и Веяном (Биенью)... Киргизы средней орды уверяют, что им при¬надлежат области до Аксу». 1 марта был собран, по распоряжению генерал-губернатора, съезд, но никакого соглашения не достигнуто. Тогда Большая орда решила прибегнуть к силе и напасть на русских. Но артиллерийский огонь обратил их ополчение в бегство. «Об этом узнали так называе¬мые горные (?) киргизы, обитающие в южных горах, и немедленно отправили к русским послов с предложением заключить с ними союз. Разумеется, что такое предложение принято очень охотно. Все это случилось однако после отъезда Аткинсона» (там же, стр. 450-451), а потому все эти вы¬мышленные события имели источниками неверные слухи, не без участия, конечно, фантазии автора.

2 Рапорт капитана Гутковского корпусному командиру от 11 мая 1851 года за № 2.

3 По Земляницыну («Исторический очерк Семипалатинска» в «Материалах для статистики Туркестанского края», вып. 4, Спб., 1876 года, стр. 85), собиравшему свои сведения в Семипала¬тинске в шестидесятых годах, Пишпек^по показаниям торговцев, основан в конце прошлого столе-</ ' тия, а Токмак и Мер_ке — в царствование Мадали-хана, которое он относит к 1827—1842 гг. По* Л Н.Н.Пантусову («Туркестанские ведомости», 1876 года, № 22), по местным сказаниям, «на месте расположения Пишпека был похоронен какой-то киргиз-батыр (100 лет тому назад), по имени Пиш-дек^отсюда и название города, испорченное уже~в 11ишг!е^"Т?!ирГй7~бъот"пах1Эр1Шён 'нВГвёрхушке холма, из которого потом коканцы устроили крепость, вырезав стены из грунта. Крепость с поселе¬ниями стоит лет 50; основана она была в правление Мадали-хана коканского».

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я Берманов сардар Кубанычбекович из рода Тынай племени "Сарыбгыш". Мои предки - люди пленившие и казнившие Кенесары Касымова. По преданиям,его пленили в болотистой местности возле Токмока. Там до сих пор непроходимые камышовые заросли. Убили его в местечке Чолок-Алмалуу, не далеко от села Кызыл-Суу. Никаких зверств со стороны кыргызов не было. Его зарезали и закопали. Перед тем как казнить, отправили гонца к Ормон-хану, он в то время находился в Кочкоре. все таки правителя другого народа не просто так казнить не принято было. Ормон-хан дал приказ убить его. Джигиту который первым принес весть о пленении Кене, Ормон подарил юрту и жену, после этого у нас в селе этот род Атамбай также называют "Сюйюнчюнюн балдары".

Есть придание, что после казни Кене. Казахские султаны и кыргызские беки совершили обряд "касам ичуу", т. е. поклялись не враждовать между собой, а того, кто будет пытаться поссорить эти народы постигнет проклятие.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не наблюдал вражды кыргызов и казаков.Мало что было с истории, кто с кем не враждовал.Часто под старым именем\названием вытупают совсем другие народы.

Все беды от комментаторов и переводчиков.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 бескаска

слуш, брат, ты откеля будешь? кажись мы одного рода, надобно бы обсудить)

Бескаска есть у бериш и сихым (дулат).Я - дулат.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Бескаска есть у бериш и сихым (дулат).Я - дулат.

я тоже дулат ура брата нашел)))

Знаю что дулаты есть у кыргызов, правда как всегда звучит доолот, интересно узнать в составе какого племени, вот кто и коренной на территории современного Кыргызстана так это доолоты и уйшуни, они просто влились в состав киргизского народа, странно почему не вошли полностью к нам?

Еще есть дулаты у туркмен племени йомуд, называются довлет и плюс роды дулатов аккойлы и каракойлы у тех же сухопутных йомутов, и это не случайно ведь пять племен дулу были в составе конфедерации он огуз, а туркмены прямые и настоящие огузы.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не наблюдал вражды кыргызов и казаков.Мало что было с истории, кто с кем не враждовал.Часто под старым именем\названием вытупают совсем другие народы.

Все беды от комментаторов и переводчиков.

Вот кто реально не враждовал с нашими предками это действительно близкий нам народ каракалпаки. За дружбу казахов и каракалпаков.!!!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вот кто реально не враждовал с нашими предками это действительно близкий нам народ каракалпаки.

Это далеко не так.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вот кто реально не враждовал с нашими предками это действительно близкий нам народ каракалпаки. За дружбу казахов и каракалпаков.!!!

В истории чего только не было. Все соседи по региону имели гамму отношений от союзов до междусобиц.

Как в комуналке.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В те времена из за пастбишь и скота войны были не только между кыргызами и казахами, но и между кыргызами и кыргызами. Время было такое. На счет того, кто кому больше друг. Я думаю в этом вопросе прошлое значения не имеет. все зависит от нас с вами. :kg1:

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Все больше фактов, что не случайно казахов называли киргизами. Эти народы имеют

единые корни в Средневековье. Это Моголистан, Каркара...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

Все постнги, который были связаны с обсуждением дулатов, дулу, дуглатов перенесены в отдельную тему:

http://www.kyrgyz.ru/forum/index.php?showtopic=3149

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не наблюдал вражды кыргызов и казаков.Мало что было с истории, кто с кем не враждовал.Часто под старым именем\названием вытупают совсем другие народы.

Все беды от комментаторов и переводчиков.

Уважаемый Бескаска, вы ошибаетесь это не ошибки переводчиков,

безусловно енисейские и тяньшанские кыргызы родственны. При чем, тяньшаньские племена, такие как бугу (олень), сарыбагыш (светлый лось) и т.д, обычаи и обряды - был приятно удивлен, когда алтаец россйский актер Амаду играя разведчика во время войны лечил ранненого бойца арчой читая молитву явно не из Корана, совсем как моя бабушка, наконец и генетика (более сходная с алтайцами чем с родственными казахами) выводятся из Алтая оттуда до Енисея рукой подать. Конечно местное население современного Кыргызстана также вошло состав современных кыргызов, часть в казахский, который также не автохтоннен в Семиречьи, узбекский народы но в разных пропорциях, основной костяк так называемая закваска разная.

Уважаемый Дильшад, а почему долоты должны войти были в казасхкий народ полностью? Казахские уйсуни не автохтонны в Семиречьи, а прибыли если не ошибаюсь в составе кочевых узбеков. Вот здесь мне кажется, созвучие разных народов - временной разрыв весьма велик.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость
Эта тема закрыта для публикации ответов.



×
×
  • Создать...